Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»: ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»: ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
Малое и среднее предпринимательство / самозанятое население / государственная поддержка / институты поддержки / региональная экономическая система / национальный проект / Small and medium business / self-employed population / state support / support institutions / regional economic system / national project

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова Людмила Ивановна

Современным фактором устойчивого социально-экономического развития любой страны является успешное развитие малого и среднего предпринимательства, от которого зависят занятость населения, повышение качества и уровня жизни, это обуславливает необходимость разработки региональных мер системного характера, направленных на развития всех сегментов МСП, во всех отраслях региональной экономики. Целью данного исследования является выявление факторов риска в реализации национального проекта по развитию малого и среднего предпринимательства в региональных экономических системах. Результаты исследования основаны на анализе развития малого и среднего предпринимательства в Саратовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гончарова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY NATIONAL PROJECT "SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP AND SUPPORT OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURIAL INITIATIVE": ASSESSMENT OF IMPLEMENTATION RISK FACTORS AT THE REGIONAL LEVEL

A modern factor in the sustainable socio-economic development of any country is the successful development of small and medium-sized businesses, on which the employment of the population, improving the quality and standard of living depend, this necessitates the development of regional systemic measures aimed at developing all segments of SMEs, in all sectors of the regional economy . The purpose of this study is to identify risk factors in the implementation of the national project for the development of small and medium-sized businesses in regional economic systems. The results of the study are based on an analysis of the development of small and medium-sized businesses in the Saratov region.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»: ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

посредством координации спонсируемых государством центральных плановиков с общей собственностью на производство и распределение школы экономической теории Список использованной литературы:

1. Айдарханов М. Основы экономической теории. Учебник. М.: Фолиант. 2017. 432 с.

2. Бойко Мария Азы экономики. Учебник. М.: Книга по Требованию. 2015. 472 с.

3. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Березкина Т.Е. Экономика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2020. 272 с.

4. Васильев В.П., Холоденко Ю.А. Экономика. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2020. 298 с.

5. Глухов В., Балашова Е. Экономика и менеджмент в инфокоммуникациях. СПб.: Питер. 2012. 272 с.

6. Горелов Н.А., Кораблева О.Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт. 2019. 242 с.

© Гелдиева Х., 2023

УДК 332

Гончарова Людмила Ивановна

канд. эконом. наук, доцент Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина -

филиал РАНХиГС, г. Саратов, РФ

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»: ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация

Современным фактором устойчивого социально-экономического развития любой страны является успешное развитие малого и среднего предпринимательства, от которого зависят занятость населения, повышение качества и уровня жизни, это обуславливает необходимость разработки региональных мер системного характера, направленных на развития всех сегментов МСП, во всех отраслях региональной экономики. Целью данного исследования является выявление факторов риска в реализации национального проекта по развитию малого и среднего предпринимательства в региональных экономических системах. Результаты исследования основаны на анализе развития малого и среднего предпринимательства в Саратовской области.

Ключевые слова

Малое и среднее предпринимательство, самозанятое население, государственная поддержка, институты поддержки, региональная экономическая система, национальный проект.

Goncharova Ludmila Ivanovna

Cand. economy Sciences, Associate Professor Volga Institute of Management named after P.A. Stolypin - branch of RANEPA,

Saratov, RF

PRIORITY NATIONAL PROJECT "SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP AND SUPPORT OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURIAL INITIATIVE": ASSESSMENT OF IMPLEMENTATION RISK FACTORS

AT THE REGIONAL LEVEL

Annotation

A modern factor in the sustainable socio-economic development of any country is the successful development of small and medium-sized businesses, on which the employment of the population, improving the quality and standard of living depend, this necessitates the development of regional systemic measures aimed at developing all segments of SMEs, in all sectors of the regional economy . The purpose of this study is to identify risk factors in the implementation of the national project for the development of small and medium-sized businesses in regional economic systems. The results of the study are based on an analysis of the development of small and medium-sized businesses in the Saratov region.

Keywords

Small and medium business, self-employed population, state support, support institutions, regional economic system, national project.

В условиях нарастания жестких западных санкций, введенных в отношении России, резко ухудшились условия международной торговли на сырьевых и финансовых рынках и наблюдается спад деловой активности внутри страны. В этот период внешнеполитической и экономической неопределенности Россия не отказалась от концепции прорывного развития страны, хотя и вынуждена переориентироваться на более консервативный вариант экономического развития.

Важным инструментом реализации национальных целей и стратегических задач развития России до 2030 года остаются приоритетные национальные проекты. Однако потребовались структурные изменения и концептуальные преобразования в системе действующих национальных проектов РФ

Одним из самых масштабных проектов реализуемых в нашей стране, является национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», направленный на развитие МСП и действующий в период с 2018 по конец 2024 года. Цель увеличить количество занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 25 млн. человек к 2024 году.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Минэкономразвития России, учитывая новые социально-экономические реалии, разработало новую структуру национального проекта. Обновленный национальный проект направлен на формирование и развитие на территории РФ механизмов и институтов, обеспечивающих комплексную поддержку предпринимателям на всех этапах развития бизнеса - от появления идеи до выхода на экспорт. [1, 1]

Бюджет данного проекта составляет 408,26 млрд. рублей. Важно отметить, что в ходе реализации Национального проекта бюджет проекта был значительно сокращен более чем на 15%, первоначально на проект было выделено 481,5 млрд. рублей. С учетом роста инфляции, которая по прогнозам Центрального Банка России в 2022 году составила от 18 до 23%, бюджет реальной поддержки оказался еще ниже. [3, 14]

Из обновленного паспорта Национального проекта был исключен целевой показатель по доле МСП в ВВП, который являлся действенным эффективным индикатором развития МСП.

Количественные показатели нацпроекта (например, доля занятых) фактически не отражают положение сектора МСП и снижают оценку эффективности высокозатратной государственной политики в сфере поддержки МСП

Количество входящих ФП «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» уменьшилось с пяти до четырех, при этом сохраненные проекты модернизированы. Существенно расширился спектр предлагаемых мер государственной поддержки, в том числе, за счет двух новых федеральных программ: один из, которых нацелен на разработку цифровой платформы с возможностью дистанционного получения мер поддержки, а другой - на создание условий для самозанятых граждан.

В 2022 году ФНС опубликовала статистику развития МСП в России. На сегодняшний день в России создано около 6 млн. предприятий МСП, из которых около 16 тыс. - средний бизнес, более 223 тыс. -малый бизнес, остальные - 95% представляют из себя микробизнес, а значит, подвержены большему влиянию неопределенности. Стоит отметить, что 42,7% МСП задействовано в сфере торговли, с отсутствием динамики ее развитии. И только 892 тыс. занимаются производством - 552 тыс. в строительстве, а 340 тыс. - реальное производство и обработка. На фоне роста некоторых видов МСП в 2022 году зафиксирована и отрицательная динамика. Так, количество малых предприятий сократилось по отношению к 2021 году на 1,9% (4 186), на 2,4% уменьшилось количество юридических лиц. [4, 1]

Международная аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Минэкономразвития рассчитала показатель «количество занятых в сфере МСП», включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых. В 2022 году занятость в МСП впервые достигла 28 млн. человек, увеличившись на 9,8%. Это примерно 38,6% от всех занятых на российском рынке труда. Однако в производстве задействовано всего лишь 2 млн. человек. Больше всего занятость в малом и среднем бизнесе выросла в Чечне (на 91,1%), минимальный рост наблюдался в Ненецком автономном округе (на 0,4%). [5, 12]

По доле МСП в ВВП России снизилась и составляла 20%, при плане по достижению 32,5% вклада малого и среднего бизнеса в ВВП к 2024 году, как это было предусмотрено в предыдущей версии паспорта национального проекта. Тогда как в экономиках Китая, США или Узбекистана доля МСП в ВВП достигает 60%. Подобная структура МСП не соответствует модели МСП развитых стран и, следовательно, Россия длительно и устойчиво отстает от МСП большинства зарубежных стран. [7, 16]

Таким образом, представленная статистика демонстрирует наличие определенных проблем в достижении запланированного эффекта развития малого и среднего предпринимательства на территории страны, и ставит под сомнение достижимость целей национального проекта.

В регионах России в целях обеспечения эффективности реализации национального проекта реализуется система общих и региональных мер государственной поддержки развития МСП.

Региональные меры государственной поддержки отличаются многообразием и неоднородностью в виду разного уровня социально - экономического и институционального развития субъектов РФ. В целом в большинстве крупных регионов РФ сложились следующие компоненты инфраструктуры поддержки МСП:

> государственные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, фонды поддержки инновационной деятельности;

> микрофинансовые организации, инвестиционные фонды, лизинговые компании;

> технопарки, агропромышленные парки и др.;

> центры «Мой бизнес», бизнес-инкубаторы, учебно-деловые центры и др.

Однако к регионам - лидерам, успешно реализующим проактивную государственную политику поддержки МСП можно отнести только 10 регионов РФ: Калужская, Тюменская, Воронежская, Белгородская, Калининградская области, Республика Татарстан и др. В то же время в 15-ти регионах РФ ликвидация бизнесов участилась. В 2022году ФНС продолжило кампанию по борьбе с фирмами-однодневками, в результате закрытия предприятий стабильно превышает открытие новых бизнесов в 3 раза. [7, 5 - 6]

В Саратовской области по данным УФНС России по итогам 2022 года зарегистрировано 72,9 тыс. субъектов МСП, 16 % из них (11,7 тыс.) являются вновь созданными; 75,6 тыс. плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых). Специфика сектора МСП в Саратовской области состоит в том, что деятельность предприятий в основном ориентирована на внутренний рынок. В структуре МСП заметно ниже доля инновационных (производительных) фирм и в них отмечается низкая доля фирм-экспортеров.

С момента реализации национального проекта серьезно изменилась структура МСП: на малые и средние фирмы устойчиво приходится 3,5% (5,3 тыс.); резко увеличилась доля индивидуальных предпринимателей и самозанятых более 80%. Большинство индивидуальных предпринимателей (99%) занимается микробизнесом. Основную долю в структуре МСП занимают предприятия торговли (38,2%), транспорта (11,2%), строительства (7,7%), операций с недвижимостью (7,3%), деятельности профессиональной, научной и технической (6,5%), обрабатывающие производства (6,3%), сельское хозяйство (5,6%). [6, 5 - 6]

Таким образом, малый бизнес сориентирован на торговлю и оказание услуг населению, а средние компании больше представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью, таких как производство, строительство и сельское хозяйство.

В МСП Саратовской области занято порядка 287,8 тыс. чел. или % от трудящихся. По общей численности предпринимателей область занимает шестое место в ПФО и 22-е место в Российской Федерации.

В Саратовской области в 2022 году национальный проект был профинансирован на сумму 237 млн. руб. и можно отметить следующие наиболее значимые результаты реализации региональных проектов:

- более 5,3 тыс. субъектов МСП, самозанятых граждан и физических лиц получили поддержку в Центре «Мой бизнес»;

- 171 малое и среднее предприятие реального сектора экономики привлекли на развитие деятельности в Фонде микрокредитования льготные займы по ставке от 3 до 7,0% на сумму 393,1 млн. руб.;

- 242 предприятия, не имеющие достаточного залога, воспользовались поручительствами Гарантийного фонда на 1,3 млрд. руб. и привлекли банковские кредиты на сумму 3,3 млрд. руб.

- Заключено 49 экспортных контрактов на 31,8 млн. долларов с 39 субъектами МСП;

- 21 субъект МСП в сфере АПК получил комплексную поддержку

В рамках нацпроекта субъекты СМП и самозанятые Саратовской области получили бесплатную льготную информационную, образовательную и консультационную поддержку, услуги по продвижению продукции - через маркетплейсы, бизнес-миссии, участие в выставках, рекламу: - для 26 субъектов МСП создано 10 интернет-сайтов, 4 лендинговые страницы, 2 интернет-магазина, модернизировано 7 сайтов и 3 интернетмагазина и др. [6, 6]

Таким образом, статистические данные реализации национального проекта свидетельствуют, что в целом, в Саратовской области сложилась эффективная система государственной помощи МСП. Однако под влиянием антироссийских санкций перед МСП встают новые проблемы, связанные с ростом издержек и удорожанием кредитов, поэтому риски в сегменте МСП остаются повышенными.

К ключевым факторам риска реализации национального проекта в Саратовской области необходимо отнести:

1. Потеря предприятиями МСП ключевых поставщиков. Из-за масштабных антироссийских санкций у компаний МСП разрываются производственные цепочки поставок и им приходится переключаться на альтернативных поставщиков в дружественных странах или кардинально менять рынки сбыта и, что особенно важно, пересматривать свое продуктовое предложение и ассортимент. Как правило, новые поставщики, предоставляют гораздо худшие условия оплаты, чем традиционные партнеры, возрастают транспортно - логистические затраты. Замещение поставщика ведет к росту себестоимости продукта и потере конкурентоспособности на рынке.

2. Недоступность отсрочки платежей по кредитам. На фоне кредитных каникул и рефинансирования кредитов, доля просроченных задолженностей в сегменте МСП существенно растет. Доля малых предприятий, имеющих задолженность по кредитам (включая просроченную) от общего числа предприятий выросла в 2022 году с 20% до 30%. Негативные последствия затронули порядка 40% компаний сектора МСП от общего числа зарегистрированных. В условиях антироссийских санкций банки ужесточают требованиям к кредитному качеству заемщика и усложняют условия предоставления кредитов. В первую очередь требования ужесточаются именно к предприятиям МСП, поскольку: во-первых, малый и средний бизнес не имеет достаточных залоговых инструментов для покрытия рисков кредитора; во - вторых, предположения в финансовых моделях МСП заемщика обладают большим количеством неопределенностей.

3. Отсутствие мотивации у органов местного самоуправления к развитию МСП. Муниципальные бюджеты не связаны напрямую с получением налогов от МСП и нет управленческой и финансовой заинтересованы в росте МСП на территориях. Значительная часть доходов направляется в федеральный бюджет, а объемы субсидий на развитие МСП сокращаются. Доходы местных бюджетов лишь в малой степени зависят от налоговых отчислений от МСП. При этом большинство услуг, от качества которых зависит успешность бизнеса, предприниматели получают как раз на муниципальном уровне (разрешение на торговлю, земельно-имущественные вопросы, подключение к коммунальным сетям и др.).

4. Снижение рентабельности организаций в сегменте МСП. Снижение покупательной способности бизнеса и населения на фоне снижающейся экономической активности. При этом наблюдается рост стоимости сырья, материалов и комплектующих во время дефицита предложения, сложившегося на фоне санкций. В условиях сжимающегося спроса перенос роста стоимости сырья на покупателей не представляется возможным, что негативно влияет на рентабельность предприятий МСП и увеличивает количество убыточных организаций в секторе МСП Саратовской области.

5. По данным FinExpertiza, Саратовская область остается "лидером" ПФО и занимает пятое место в России по отрицательной динамике открытия новых предприятий: в конце 2021года было создано 1 339 компаний; закрыто - 2 468 (-26,8%); убыль предприятий составила 1 129 ед. В 24% случаев налоговые органы признали бизнесы фактически недействующими (такие компании в течение 12 мес. не сдавали налоговую отчетность и не проводили операций по расчетному счету), бизнесы были закрыты из-за недостоверных сведений об учредителе, директоре или адресе регистрации. По

инициативе владельцев было ликвидировано 12% предприятий (18 тыс.), 2% компаний обанкротились 3,4 тыс.), около 1% (1,5 тыс.) были реорганизованы.

Таким образом, сектор МСП играет относительно небольшую роль в экономике Саратовской области. Однако предприятия МСП оставаясь высокорискованными и неустойчивыми по своей природе, остро нуждаются в системе государственных мер региональной поддержки. Под влиянием западных санкций в регионе сформировались потенциальные риски и негативные тренды, сопровождающие ход реализации проекта. В этих условиях необходимо принять меры, обеспечивающие снижение или нейтрализацию негативных рисков:

1. Повысить заинтересованность местных властей в развитии МСП. Все налоговые доходы от МСП должны оставаться в муниципальных бюджетах. Предлагается ввести систему оценки эффективности регулирования сферы предпринимательства местными и региональными органами власти. На основе ежегодного открытого рейтинга (по ИНН) предприниматели смогут оценить работу государственных и муниципальных органов власти.

2. Одним из показателей эффективности в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является количество предприятий, отнесенных к МСП, а не объем их выручки. Предлагается использовать качественный показатель оценки развития МСП: годового прироста выручки МСП в каждой отрасли.

3. Вернуть показатель доля МСП в создании рабочих мест на региональном уровне. Выводы. Исследование региональных аспектов развития малого и среднего

предпринимательства необходимо для выявления негативных факторов, влияющих на реализацию национального проекта в регионе. Национальный проект - это эффективный механизмом, позволяющий сконцентрировать управленческие, финансовые, информационные и другие ресурсы для развития сектора МСП и, тем самым обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие региона.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации от 21,07,2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726

2. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года Реестр Системных проблем Российского бизнеса. «Гарант» Источник https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402829258/

3. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelsk oy_iniciativy/

4. Аналитический обзор. МСП: восстановление отложено на 4 года Режим доступа: https://www.ra-national.ru/analitika/msp-vosstanovlenie-otlozheno-na-4-goda/

5. Малое и среднее предпринимательство в России. 2022: Стат.сб./Росстат.- М., 2022. С. 101

6. Итоги реализации национальных проектов в Саратовской области в 2022 Режим доступа: https://saratov.gov.ru/gov/auth/mineconom/

7. Санников Д.В. Анализ современного состояния мер поддержки малого и среднего предпринимательства в России в условиях короновируса. //Экономика, предпринимательство и право. 2022. Том 12, № 6. С.124 - 145

© Гончарова Л.И., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.