ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
В.М. Безродных, студент
Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-1-1-30-35
Аннотация. Статья посвящена выявлению особенностей развития малого и среднего предпринимательства в 2021-2022 гг. Проанализировано распределение субъектов МСП по федеральным округам. Выявлены проблемы малого и среднего предпринимательства в 2021-2022 гг., основными из которых являются налоговая нагрузка, кредитные ставки и тарифы. Проанализирована динамика притока и оттока персонала в МСП в 2022 г. Сделан вывод о неравномерности развития предпринимательства в регионах РФ. Изучены государственные меры поддержки малого и среднего предпринимательства, сделана оценка их эффективности. На примере Калужской области рассмотрены региональные меры поддержки МСП. По результатам исследования сделан вывод о необходимости принятия решений по адресной поддержке регионального предпринимательства для выравнивания экономического развития субъектов РФ.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, предпринимательство, поддержка малого и среднего предпринимательства.
Малое предпринимательство является драйвером экономического роста государства. Уровень развития малого предпринимательства влияет на насыщение рынка товарами, на ускорение НТП. За счёт своей мобильности малый бизнес имеет возможность сглаживать проблему безработицы, создавая на рынке труда новые рабочие места. Именно малый бизнес способствует развитию здоровой конкурентной среды, препятствуя монополизации рынка.
В настоящее время малое предпринимательство столкнулось с серьёзными трудностями - это последствия пандемии и беспрецедентная санкционная политика в отношении российской экономики. В 2020 г. произошло снижение численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса на 0,8% [1]. Однако пандемийный период по-разному отразился на российском
предпринимательстве: наиболее сильно пострадала туристическая отрасль - потери в гостиничном и ресторанном секторах оцениваются в 1,5 трлн. рублей; маркет-плейсы, напротив, увеличили объёмы продаж, расширив онлайн-формат (оборот ин-тернет-ретейлера Wildberries за 2020 г. увеличился на 96% по сравнению с 2019 г. и достиг 437,2 млрд. рублей).
Для детального изучения динамики развития малого бизнеса в России были проанализированы статистические данные о количестве малых предприятий, внесённых в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. На 10.12.2022 г. в РФ было зарегистрировано 5 969 046 малых предприятий, более 60% из них - это индивидуальные предприниматели. На рисунке 1 отражено распределение малых предприятий по федеральным округам.
Рис. 1 Распределение субъектов МСП по округам РФ (по состоянию на 10.12.2022 г.)
Источник: Федеральная налоговая служба Ь.Пу$://оШ. па1ое. ги/
Наибольшая концентрация субъектов МСП наблюдается в Центральном федеральном округе, там зарегистрировано 1 923 190 предприятия или 32% от общего количества. Это связано с неравномерностью развития социальной, инновацион-
ной, инвестиционной и других сфер в регионах РФ.
В целом, сектор МСП в России остаётся слабо развитым в сравнении с другими странами - в 2021 г. доля в ВВП составила 20,8%, тогда, как в Китае это составляет 60% (рис. 2).
Рис.2 Сравнительный анализ доли субъектов МСП в ВВП и доли занятых в странах в
2021 г.
Источник: составлено авторами на основании Доклада Президенту РФ 2022 г. Б. Титова Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей
Руководители малого бизнеса в процессе осуществления своей деятельности сталкиваются со множеством барьеров, мешающих развитию бизнеса. В докладе Президенту РФ в 2022 г. Б. Титов, Уполномоченный при Президенте России по
защите прав предпринимателей, представил данные опроса руководителей и собственников предприятий с целью оценки влияния административной среды на развитие бизнеса, проведённого ФСО России в марте 2022 г [2]. Выборка составила 3710
человек. 44% предпринимателей отметили, что в 2021 г. им стало труднее вести свой бизнес. Основными причинами были названы: ограничения в связи с распространением коронавирусной инфекции (15%), снижение покупательной способности и спроса (13%), рост цен на товары, сырье, коммунальные услуги (13%). Большинство респондентов (70,2%) отметили рост в 2021 г. затрат на услуги естественных монополий.
Основными выводами по результатам опроса, по мнению Б. Титова, является то, что деловая среда для малого и среднего предпринимательства остаётся сложной и ухудшается. Главные проблемы связаны с финансовой нагрузкой на бизнес - тарифы, налоги, кредитные ставки (40% опрошенных считают, что налоговая нагрузка в 2021 г. увеличилась).
К сожалению, в марте 2022 г. 34,9% респондентов отметили, что планируют увеличить стоимость продукции (услуг) и отказаться от планов по развитию бизнеса (в 2020 г. и 2021 г. таких было 17,1% и 26,7% соответственно).
По мнению экспертов, для выхода российской экономики на темпы выше среднемировых, в первую очередь, необходимо снизить налоговую нагрузку на предприя-
тия, стимулировать спрос и создать новые рынки для отечественных производителей.
Наиболее распространенными отраслями, предпочитаемыми предпринимателями, являются: сфера торговли - 36,9%, транспортировка и хранение - 12,51%, строительство - 6,39%, консультационная и научно-техническая деятельность -7,81%, а недвижимость 5,99% [3].
По итогам 2022 г. положительной тенденцией стало увеличение количества работающих на предприятиях МСП с 21,5 млн. человек до 22 млн. человек, рост составил 4%. Общая численность занятых в стране составляет примерно 72 млн. человек и 37% из них них занято в малом бизнесе. По мнению А. Калинина, президента «Опоры России», это стало возможным благодаря снижению фискальной нагрузки на малый бизнес и системе государственной поддержке, целесообразным было введение «разумных ставок» по госпрограммам Центробанка, Минэкономразвития, корпорации МСП.
По данным Rabota.ru, в IV квартале 2022 г. общее количество вакансий на рынке труда снизилось. Сильнее всего численность сократилась в торговле (-72,6) и здравоохранении и соц. услугах (-43,4), наибольший приток персонала наблюдался в образовании (+116,6).
Рис. 3 Отрасли с наибольшим притоком и оттоком работников в 2022 г., тыс. человек
Источник: составлено авторами на основании данных FinExpertiza, Росстата
В сегменте малого и микробизнеса рост составил 15-17% в сравнении с 2021 г., средний бизнес продемонстрировал рост 5-7% в зависимости от региона. Это объясняется ростом активности населения. Больше всего вакансий малого и среднего
бизнеса выросло на предприятиях производства товаров народного потребления, пищевом производстве, легкой промышленности, агрокомпаниях, фермерских хозяйствах, ресторанном бизнесе, сфере услуг. Среди регионов, наиболее впечат-
ляющий рост численности в малом и среднем бизнесе показали Чечня (увеличение на 91,1% до 113,7 тыс. человек) и Дагестан (на 88,5% до 245,8 тыс. человек). Однако несмотря на достигнутые показатели, доля занятых в МСП в этих регионах ниже среднероссийского показателя в два раза.
За период январь-сентябрь 2022 г. ни в одном из регионов РФ не отмечалось сокращения численности персонала в МСП. Однако наименьший рост занятости в этом сегменте отмечается в Ненецком автономном округе (рост на 0,4%), Сахалинской области (на 4%). Калужской области (на 5,6%).
В 2022 г. выросла доля неполной занятости: лидирует в этом списке Санкт-Петербург (18,4%). Из регионов ЦФО неполная занятость в 2022 г. наблюдалась в Калужской области (увеличение на 16,7%).
Самым масштабным проектом, направленным на развитие малого и среднего предпринимательства, является национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», рассчитанный на период 20182024 гг. [4]. Он в себя включает четыре федеральных проекта: «Поддержка самозанятых», «Предакселерация», «Акселерация субъектов МСП», которые учитывают все стадии предпринимательской активности от статуса самозанятого до действующего бизнеса, заинтересованного в развитии) и «Цифровая платформа МСП» (выполняет функцию развития экосистемы взаимодействия бизнеса и власти) [5].
Кроме федеральной поддержки предпринимательства, существуют различные региональные меры поддержки. В рамках исследования была изучена региональная система поддержки предпринимательства в Калужской области.
Калужская область является одним из бурно развивающихся регионов ЦФО, реализующим множество инвестиционных проектов и использующим кластерный подход в экономической стратегии региона [6; 7; 8].
В инфраструктуру поддержки субъектов МСП в Калужской области входит:
- Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области (микрокредитная компания);
- ГАУ Калужской области «Агентство развития бизнеса»;
- АНо «Центр поддержки экспорта Калужской области»;
- АО «Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области»;
- АНО «Обнинский бизнес-инкубатор»;
- АНО «Агентство городского развития - Обнинский бизнес-инкубатор»;
- ООО «Модель «Спектр»;
- АНО бизнес-инкубатор «Материалы и компоненты электроники»;
- ГАУ Калужской области «Технопарк «Обнинск»;
- ООО «Технолаб Сосенский».
Организации, входящие в инфраструктуру поддержки субъектов МСП Калужской области оказывают имущественную, консультационную, финансовую поддержку, а также поддержку в области инноваций и промышленного производства (в частности, услуги по технологическому инжинирингу, по экспертизе проектов фармацевтических компаний и др.).
Кроме указанных организаций в регионе был создан «Калужский студенческий бизнес-инкубатор», осуществляющий поддержку и обучение студенческих проектных групп и аспирантов на этапе предин-кубирования, разработки инновационного проекта, бизнес-плана и проведении опытно-производственных работ с организацией пробной коммерциализации. Калужский студенческий бизнес-инкубатор активно сотрудничает с бизнес-партнёрами, а также региональными вузами: КГУ им. К.Э. Циолковского, КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, и КФ ТСХА им. К.А. Тимирязева при организации работ по вовлечению молодёжи в инновационное предпринимательство.
Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области осуществляет финансирование предпринимателей региона, предоставляя им микрозаймы «Стандарт» и «Антикризисный» в сумме до 5 млн. рублей, а также предоставляя поручительства по банковским
кредитам в случае недостаточности соб- еся ресурсы можно будет направить на
ственной залоговой базы (сумма поручи- собственное развитие.
тельства до 55 млн. рублей). Таким образом, сейчас малое и среднее
В регионе с 2019 г. с целью создания предпринимательство переживает слож-благоприятных условий для развития ный период восстановления после панде-субъектов МСП и повышения инноваци- мийного периода и введения санкций про-онной активности регионального бизнеса тив России. Со стороны государства осу-реализуется региональная программа ществляется поддержка малому и средне-«Развитие предпринимательства и иннова- му бизнесу, в регионах реализуются раз-ций в Калужской области», ответственным личные местные программы по развитию исполнителем которой выступает Мини- предпринимательства. Эти меры приносят стерство экономического развития и про- видимый результат, выражающийся в мышленности Калужской области [9]. быстром восстановлении малого и средне-
Калужская область вошла в число че- го предпринимательства. Однако при реа-тырёх регионов, в которых с 1 июля лизации государственных мер поддержки 2022 г. запущена упрощённая система для необходимо принимать во внимание диф-микропредприятий - все расчёты будут ференциацию в развитии регионов страны проводиться автоматически и налогопла- для принятия решений по адресной под-тельщикам не надо будет подавать отчёт- держке регионального предприниматель-ность самим. Это позволит снизить непро- ства для выравнивания экономического изводительные издержки, а освободивши- развития субъектов РФ.
Библиографический список
1. Чебурахина, Д.И. Современное состояние малого и среднего бизнеса в России / Д.И. Чебурахина, Т.Н. Субботина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. -№ 4-2 (74). - С. 235-238. - DOI 10.24412/2411-0450-2021-4-2-235-238. - EDN LFJLDS.
2. Доклад Президенту - 2022 // Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2022.html.
3. Потапцева, А.Г. Анализ видов предпринимательской деятельности в России: современная ситуация / А.Г. Потапцева, Т.Н. Субботина // Дневник науки. - 2022. - № 5 (65). -DOI 10.51691/2541-8327_2022_5_3. - EDN KBYTKY.
4. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» // Министерство экономического развития Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprin imatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/?ysclid=lcrt4wq6u34710 12168.
5. Россихин, А.П. Государственная поддержка как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности малого бизнеса / А.П. Россихин, Н.Ю. Чаусов // Российский экономический интернет-журнал. - 2021. - № 3. - EDN AEEZCS.
6. Субботина, Т.Н. Анализ регионального рынка труда (на примере Калужской области) / Т.Н. Субботина // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. - Калуга: Издательство Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, 2016. - С. 129-133. - EDN WDYKOB.
7. Субботина, Т.Н. Актуальные проблемы рынка труда Калужской области / Т.Н. Субботина // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. - Калуга: Издательство Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, 2015. - С. 189-192. - EDN ^тБУт
8. Медведева, О.С. Современная стратегия социально-экономического развития Калужской области / О.С. Медведева, В.Н. Левкина // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 7-1. - С. 144-150. - DOI 10.17513^^1219. - EDN ТРТО1^.
9. Субботина, Т.Н. Инвестиционная привлекательность Калужской области: факторы и методики оценки / Т.Н. Субботина // Научное обозрение: теория и практика. - 2020. -Т. 10. - №8 (76). - С. 1600-1614. - DOI 10.35679/2226-0226-2020-10-8-1600-1614. - EDN CQZQJH.
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED
BUSINESSES IN RUSSIA
V.M. Bezrodnykh, Student
T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article is devoted to identifying the features of the development of small and medium-sized businesses in 2021-2022. The distribution of SMEs by federal districts is analyzed. The problems of small and medium-sized businesses in 2021-2022 have been identified, the main of which are the tax burden, credit rates and tariffs. The dynamics of the inflow and outflow of personnel to SMEs in 2022 is analyzed. The conclusion is made about the uneven development of entrepreneurship in the regions of the Russian Federation. State measures to support small and medium-sized businesses have been studied, and their effectiveness has been assessed. Regional measures to support SMEs are considered on the example of the Kaluga region. According to the results of the study, it was concluded that it is necessary to make decisions on targeted support for regional entrepreneurship to equalize the economic development of the subjects of the Russian Federation.
Keywords: small and medium-sized entrepreneurship, entrepreneurship, support of small and medium-sized entrepreneurship.