МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В
УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
К.Л. Божин, студент
Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-6-1-48-52
Аннотация. В статье проанализированы административные и экономические методы государственного регулирования экономики. Обоснована актуальность государственной поддержки экономики в условиях пандемии и санкционного давления. Рассмотрены принятые в 2020-2021 гг. государственные меры в РФ, направленные на поддержку предприятий и организаций в период распространения коронавирусной инфекции. Проанализирована динамика снижения количества проверок субъектов предпринимательства в 2020 г. На примере Калужской области проанализирована региональная поддержка предприятий в 2020-2021 гг., сделан вывод о её эффективности.
Ключевые слова: государственное регулирование экономики, поддержка бизнеса, региональное управление.
В настоящее время государство является регулятором рыночных отношений. Государственное регулирование применяется в интересах всего общества как для активизации нужной ему деятельности, так и для ограничения нежелательных её форм. Государственное регулирование экономики напрямую влияет на повышение эффективности производства, развитие общественной инфраструктуры.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер исполнительного, законодательного, а также контролирующего характера. Они воспроизводятся посредством социальных организаций и правомочных государственных учреждений для того, чтобы приспособить и стабилизировать уже имеющуюся общественно-экономическую систему к сложившимся условиям. Цель государственного регулирования экономики - достижение общественной и эконо-
мической стабильности [1]. Направления и масштабы государственного регулирования экономики определяются остротой стоящих общественных и экономических проблем, и носят ситуационный характер в различных странах.
Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов. Под методами государственного регулирования экономики обычно понимают прямое влияние государства на рыночные условия и функционирования хозяйствующих субъектов, на создание необходимых условий для реализации рыночного механизма.
В экономической науке принято подразделять методы государственного регулирования на административные и экономические. Экономические, в свою очередь, можно разделить на прямые и косвенные (рис. 1).
Рис. 1. Методы государственного регулирования экономики
Административные методы государственного регулирования экономики основываются на силе и авторитете государственной власти, принимаемых нормативных актах по принуждению, запрету, разрешению определенных действий. Они используются в целях фиксирования юридического и хозяйственного статуса предприятий, трансформации форм собственности, финансового оздоровления, контроля за различными сторонами деятельности субъектов рынка. Административные методы отличаются высокой действенностью, оперативностью, неотвратимостью, так как опираются на аппарат принуждения, который обязан действовать в случаях несоблюдения установленных правил и норм.
Экономические методы составляют механизмы финансовой и денежно-кредитной политики, они используются для достижения макроэкономического равновесия, регулирования спроса и предложения на товарных, денежных, валютных и других рынках, ориентирования деятельности субъектов хозяйствования в русле государственной экономической стратегии. Они подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы регулирования предполагают непосредственное использование государственных ресурсов для реализации экономических проектов и удовлетворения общественных потребно-
стей. Косвенные методы регулирования предоставляют субъектам хозяйствования свободу выбора поведения и воздействуют на их интересы с помощью экономических рычагов и регуляторов. Основными экономическими регуляторами являются налоговые ставки и пошлины, цены, тарифная система, процентные ставки, нормы амортизации, курс рубля.
В условиях распространения коронави-русной инфекции во многих странах обострились различные социально-экономические проблемы. В нашей стране в связи с введением ограничительных мероприятий на деятельность предприятий многих отраслей экономики в марте 2020 г. наблюдался спад объёмов производства и сокращение численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса [2].
С момента распространения коронави-русной инфекции в России, наряду с введением карантинных мер, медицинским обеспечением, финансовой поддержкой бизнеса и граждан, возникла острая необходимость изменения методов государственного регулирования для предотвращения негативных экономических последствий пандемии.
В Российской Федерации были разработаны ряд мер, направленных на поддержку предприятий и организаций в период введения ограничительных мер в связи с рас-
пространением коронавирусной инфекции [3]. В качестве «мер быстрого реагирования» принимается постановление Правительства РФ №359 от 28.03.2020 г., устанавливающее особый порядок принятия ключевых решений по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением инфекции.
Важными элементами поддержки деятельности бизнеса становятся:
- мораторий на проверки МСП и ограничения на проведение проверок иных субъектов предпринимательства (Федеральный закон от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ и постановление Правительства РФ от
03.04.2020 г. №438);
- перенос сроков вступления в силу требований для бизнеса (Федеральный закон от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ и постановление Правительства РФ от 28.04.2020 г. №597);
- автоматическое продление сроков действия лицензий, переаттестации, аккредитации, сертификации и других видов разрешений для бизнеса Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 №440 и от 22.04.2020 г. №557).
Введённые меры позволили уже в первом полугодии 2020 г. снизить общее количество проверок субъектов предпринимательства на 45,7% с 612 тыс. до 332 тыс. проверок к середине 2020 г. (рис. 2).
Рис. 2. Снижение количества проверок субъектов предпринимательства в РФ в первом полугодии 2020 г.
Также государство предоставило предпринимателям несколько видов отсрочек -«каникулы для бизнеса», что позволило малому бизнесу избежать максимальных потерь. В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества» арендодатели, чьи предприятия пострадали, смогли потребовать от арендодателей уменьшения арендной платы за период 2020 г., а также отсрочки на её уплату до одного года [6].
В рамках поддержки был принят закон (ФЗ от 03.04.2020 г. №106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законода-
тельные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа»), который позволял физлицам, ИП и субъектам МСП из списка наиболее пострадавших получить отсрочку по выплатам потребительских и ипотечных кредитов на полгода, если доход снизился на 30% и более за месяц по сравнению с 2019 годом. В октябре Центробанк рекомендовал банкам продлить до конца года программы реструктуризации бизнесу, пострадавшему от пандемии [6].
В регионах поддержку предприятиям оказывали местные органы власти. Рассмотрим опыт Калужской области, которая является одним из самых бурно развивающихся регионов ЦФО [4]. Благодаря реализации кластерной политики в регион активно приходят отечественные и ино-
странные прямые инвестиции [5]. Учитывая инновационность развития Калужской области, важное значение имеет устойчивость и сбалансированность рынка труда. По мнению губернатора Калужской области В.В. Шапши [6], область справилась с ударом пандемии: благодаря принятым мерам были сохранены 88 000 рабочих мест, сохранились прежние формы помощи бизнесу, снизились налоговые ставки, были установлены арендные каникулы, введены отсрочки платежей для малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших отраслях. Общая сумма региональной поддержки составила почти 1 млрд. рублей.
Индекс промышленного производства в 2020 г. составил в Калужской области 99,2%, что выше среднего по России -97,4% [7]. Промышленные предприятия произвели продукции на 905 млрд. рублей, в сопоставимых ценах это всего на 0,8% меньше уровня предыдущего года и выше среднего показателя по стране. При этом многие обрабатывающие отрасли закончили год с ростом от 2 до 60%. Валовой региональный продукт в годовой оценке достиг 520 млрд. рублей, в динамике этот результат соизмерим со среднероссийским показателем.
пользовала сложившиеся обстоятельства для расширения и модернизации производства, получая при этом льготы по уплате региональных налогов. В 20201 г. при поддержке «Центра поддержки экспорта Калужской области» в целях развития экспортного потенциала предприятий было заключено 60 экспортных контрактов. Поддержка предпринимателей в период распространения коронавирусной инфекции была настолько весомой, что региону удалось улучшить свои макроэкономические показатели, обеспечив уровень промышленного производства свыше 1 триллиона рублей. Эффективная региональная поддержка позволила Калужской области в 2021 г. занять 2 место в рейтинге эффективности промышленной политики по оценке Минпромторга России.
В настоящее время в условиях геополитического кризиса и санкционного давления на РФ экономика страны столкнулась с новыми вызовами, требующими коренной трансформации [8]. Сегодня уже принимаются ряд мер государственной поддержки различных отраслей экономики. Перед регионами стоит задача сохранения устойчивости экономического развития, поддержки населения и обеспечения поступательного территориального развития.
Часть региональных предприятий ис-
Библиографический список
1. Абрамов В.Л. Мировая экономика. - М.: Дашков и К, 2012. - 312 с.
2. Потапцева А.Г., Субботина Т.Н. Анализ видов предпринимательской деятельности в России: современная ситуация // Дневник науки. - 2022. - №5. - DOI 10.51691/2541-8327_2022_5_3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dnevniknauki.ru/images/publications/2022/5/economy/Potaptseva_Subbotina.pdf (Дата обращения 18.06.2022).
3. Васин Т.М. Анализ антикризисного управления предприятиями в условиях в условиях пандемии COVID-19 / Т.М. Васин, Т.Н. Субботина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №2 (84). - С. 21-25. - DOI 10.24412/2411-0450-2022-2-21-25. - EDN OSKICY.
4. Субботина Т.Н. Анализ регионального рынка труда (на примере Калужской области) // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского (Калуга, 15 января 2016 года) / Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. - Калуга: Изд-во Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, 2016. - С. 129-133. - EDN WDYKOB.
5. Субботина Т.Н. Инвестиционная привлекательность Калужской области: факторы и методики оценки // Научное обозрение: теория и практика. - 2020. - Т. 10. - №8 (76). -С. 1600-1614. - DOI 10.35679/2226-0226-2020-10-8-1600-1614. - EDN CQZQJH.
6. Официальный портал органов власти Калужской области. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://pre.admoblkaluga.ru/sub/administration/
7. Рожкова Е.И. Использование инструментов территориального маркетинга при анализе социального-экономического положения региона / Е.И. Рожкова, Т.Н. Субботина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 6-2 (76). - С. 164-167. - DOI 10.24412/2411 -0450-2021 -6-2-164-167. - EDN IBSXJL.
8. Баранова Н.А., Субботина Т.Н. Проблемы промышленных предприятий в условиях геополитического кризиса и санкционных ограничений // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 5-1 (87). - С. 80-84. - D0I:10.24412/2411-0450-2022-5-1-80-84
METHODS OF STATE REGULATION OF THE ECONOMY IN A PANDEMIC K.L. Bozhin, Student
T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article analyzes the administrative and economic methods of state regulation of the economy. The relevance of state support of the economy in the context of a pandemic and sanctions pressure is substantiated. The state measures taken in 2020-2021 in the Russian Federation aimed at supporting enterprises and organizations during the spread of coronavirus infection are considered. The dynamics of the decrease in the number of inspections of business entities in 2020 is analyzed. On the example of the Kaluga Region, regional support of enterprises in 2020-2021 is analyzed, and a conclusion is made about its effectiveness.
Keywords: state regulation of the economy, business support, regional management.