12
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 3(49)
УДК 338.24
МЕХАНИЗМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Н.А. Иванцев
В статье рассматриваются современные проблемы, препятствующие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, а также применяемые механизмы поддержки таких субъектов на региональном уровне. Для определения слабых сторон региональной поддержки малого и среднего предпринимательства исследуются показатели функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в Приволжском федеральном округе и Чувашской Республике. Проводится исследование действующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на базе Центра «Мой бизнес», проводящего финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку. Определяется возможность развития систем поддержки малого и среднего предпринимательства на основе сочетания институционального, инфраструктурного, кластерного и индустриального способов.
Автор приходит к выводу, что региональная поддержка малого и среднего предпринимательства должна предусматривать комплекс мер, направленных на смягчение административного воздействия, дальнейшую адаптацию налогового и банковского законодательства.
Ключевые слова: региональная поддержка; малое и среднее предпринимательство; повышение эффективности поддержки; Чувашская Республика; молодежное предпринимательство.
N.A. Ivantsev. MECHANISMS OF REGIONAL SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CHUVASH REPUBLIC
The article discusses the current problems that hinder the development of small and medium-sized businesses, as well as the mechanisms used to support such entities at the regional level. To determine the weaknesses of regional support for small and medium-sized businesses, the indicators of the functioning of small and medium-sized businesses in the Volga Federal District and the Chuvash Republic are studied. A study of the existing infrastructure for supporting small and medium-sized businesses is being conducted on the basis of the Center «My Business», which provides a financial, property, information and consulting support. The possibility of developing support systems for small and medium-sized businesses based on a combination of institutional, infrastructural, cluster and industrial methods is determined.
The author comes to the conclusion that a regional support for small and medium-sized businesses should provide for a set of measures aimed at mitigating the administrative impact, further adaptation of tax and banking legislation.
Keywords: regional support; small and medium business; improving the efficiency of support; Chuvash Republic; youth entrepreneurship.
Введение дополнительных антироссийских санкций странами Европейского союза и Соединенными Штатами Америки в 2022 г. привело к дестабилизации макроэкономического положения в стране. Кроме того, ситуация обострилась последствиями пандемии COVID-19. Нарушенные двусторонние связи между странами, значительное ограничение числа поставок сырья и комплектующих не могло не отразиться на деятельности предприятий крупного, малого и среднего бизнеса. Поскольку предприятия малого и среднего бизнеса более зависимы от внешней конъюнктуры, они остро ощутили неблагоприятные изменения экономической конъюнктуры.
Введение в России режима самоизоляции с одновременным прекращением функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, обслуживающих население страны, уже привело к довольно серьезным экономическим последствиям ля регионов. Так, на фоне сокращения производства, свертывания бизнеса, а также снижения уровня жизни населения автоматически произошло весомое сокращение налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации. Прогнозируется, что практически все регионы страны будут иметь самые высокие показатели дефицита бюджетов за последние два десятилетия, невзирая на поддержку со стороны правительства.
Как отмечают М.Р. Гапов, Д.К. Хубиева, «финансовое состояние предприятий малого и среднего бизнеса на данный момент определяется не только тем, насколько строго соблюдались меры самоизоляции на региональном уровне, но и адекватностью принятых со стороны государства мер поддержки» [2, с. 42]. В таких условиях возрастает роль поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) на федеральном, региональном и местном уровнях.
На уровне региона задача государственной поддержки малого и среднего бизнеса относится к числу приоритетных. Не является исключением такой регион, как Чувашская Республика.
В определенной степени об эффективности механизма государственной поддержки субъектов МСП можно судить по показателям, характеризующим развитие таких субъектов. Одним из таких показателей является оборот малых и средних предприятий. По регионам Приволжского федерального округа оборот малых предприятий, сформированный за 2021 г. и I квартал 2022 г., приводится в табл. 1.
По данным табл. 1 можно сделать вывод, что по уровню валового оборота малые предприятия Чувашской Республики находятся на 14 месте, значительно уступая остальным регионам ПФО, опередив лишь Республику Марий Эл и Республику Мордовию.
Оборот средних предприятий, сформированный за 2021 г. и I квартал 2022 г. по регионам Приволжского федерального округа, при-
водится в табл. 2. В рейтинге регионов ПФО по объему валового оборота за 2021 г. средние предприятия Чувашской Республики находятся в лучшем положении, чем малые предприятия, и занимают 9 позицию.
Данные результаты показывают, что в Чувашской Республике следует прорабатывать более действенные механизмы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
С целью развития предпринимательства в Чувашской Республике действует соответствующая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, которая представлена Центром «Мой бизнес».
Для организации работы Центра «Мой бизнес» распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.09.2019 № 790-р автономную некоммерческую организацию «Микрокредитная компания «Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике» наделили полномочиями единого органа управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП [1].
В Центре «Мой бизнес» действующие и будущие предприниматели с целью организации и ведения предпринимательской деятельности могут по принципу «одного окна» получить все необходимые услуги. В центре одновременно работают специалисты различных инфраструктур поддержки, созданных в регионе.
Центр «Мой бизнес» содействует популяризации предпринимательства, его выводу на
Таблица 1
Оборот малых предприятий (без микропредприятий)
Регионы Январь-декабрь 2021 г. Январь-март 2022 г.
оборот, млн руб. оборот, млн руб.
Приволжский федеральный округ 4 613 435,1 1 117 289,9
Республика Татарстан 860 871,2 209 872,6
Нижегородская область 738 927,2 180 453,0
Самарская область 660 043,8 153 186,0
Республика Башкортостан 502 520,0 115 315,6
Пермский край 408 076,9 107 808,3
Саратовская область 300 159,9 72 244,7
Удмуртская Республика 197 843,0 44 633,9
Оренбургская область 172 973,4 42 490,1
Пензенская область 172 426,9 42 707,4
Ульяновская область 164 448,2 37 875,8
Кировская область 154 399,2 40 872,4
Чувашская Республика 117 025,6 29 327,9
Республика Марий Эл 84 582,3 21 558,0
Республика Мордовия 79 137,5 18 944,3
Примеч.: составлено автором на основе [4]
Таблица 2
Оборот средних предприятий
Регионы Январь-декабрь 2021 г. Январь-март 2022 г.
число предприятий (включая территориально-обособленные подразделения), ед. оборот, млн руб. число предприятий (включая территориально-обособленные подразделения), ед. оборот, млн руб.
Приволжский федеральный округ 3 469 1 587 105,6 3 911 484 063,9
Нижегородская область 549 282 682,0 616 84 423,0
Республика Татарстан 469 243 193,1 522 95 945,1
Самарская область 401 207 074,0 443 57 017,4
Пермский край 321 136 626,3 366 37 819,5
Республика Башкортостан 373 133 737,6 448 41 050,3
Саратовская область 219 107 515,4 232 29 210,4
Оренбургская область 157 93 944,1 168 26 910,9
Удмуртская Республика 228 72 886,2 271 21 109,2
Чувашская Республика 192 66 373,1 201 17 379,9
Кировская область 183 63 848,5 203 20 005,1
Пензенская область 113 58 282,7 129 17 010,0
Ульяновская область 122 54 886,4 139 15 080,6
Республика Мордовия 82 34 191,4 107 12 497,8
Республика Марий Эл 60 31 864,7 66 8 604,8
Примеч.: составлено автором на основе [5]
экспорт, а также осуществляет дальнейшее содействие в защите при проверках [3].
Поддержка субъектов МСП включает в себя финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку.
За 2021 г. всего финансовой поддержкой воспользовалось 719 субъектов МСП на общую сумму (с учетом капитализации) 2 306,7 млн руб., в том числе по следующим направлениям:
- в части предоставления микрозаймов поддержка оказана 452 субъектам МСП на сумму 1 113,3 млн руб.;
- в части предоставления поручительств поддержка оказана 228 субъектам МСП на сумму 1120,1 млн руб.;
- на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства предоставлены гранты за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета, поддержка оказана 9 субъектам МСП на сумму 3,7 млн руб.;
- в части предоставления субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам МСП на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) поддержка оказана 30 субъектам МСП на сумму 69,6 млн руб. [3].
Предоставлением микрозаймов занимается
автономная некоммерческая организация «Микрокредитная компания «Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике».
Количество выданных микрозаймов за 2019-2021 гг. характеризуется следующими показателями (рис. 1).
Количество заемщиков, воспользовавшихся микрозаймами за 2019-2021 гг., характеризуется следующими показателями (рис. 2).
Сокращение количества микрозаймов, выдаваемых за счет средств республиканского бюджета, в 2021 г. объясняется следующими факторами:
- наличие ограничений в период пандемии в части срока предоставления микрозайма (сокращен с 3 до 2 лет), что увеличило темпы возврата предоставленных микрозаймов;
- увеличение кредитных ставок (в течение года ключевая ставка Банка России выросла с 4,25 % до 8,5 %).
По состоянию на 1 января 2022 г. отраслевая структура портфеля микрозаймов, выданных субъектам МСП, выглядит следующим образом: сфера торговли - 27,7 %, производство - 29,0 %, услуги по перевозке - 11,7 %, сельское хозяйство - 15,4 %, строительство -3,0 %, прочие услуги - 11,5 %, предоставление бытовых услуг - 1,7 % (рис. 3).
Предоставлением поручительств субъектам МСП, не имеющим достаточного залогового обеспечения, для привлечения кредитных
Рис. 1. Количество микрозаймов, ед.
ресурсов в кредитно-финансовые учреждения, расположенные на территории Чувашской Республики, занимается автономная некоммерческая организация «Гарантийный фонд Чувашской Республики» (далее - Фонд).
В 2021 г. Фонд проводил работу по наращиванию портфеля поручительств: было заключено 266 договоров поручительства с 228 субъектами МСП.
По состоянию на 1 января 2022 г. действуют соглашения о сотрудничестве с 28 финансовыми организациями-партнерами, а сама структура портфеля поручительств приводится в табл. 3.
Предоставлением грантов на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства занимается Центр инноваций социальной сферы на базе Центра «Мой бизнес». Его приоритетными направлениями работы являются:
- развитие и поддержка социального предпринимательства;
- создание условий для развития процессов социального бизнес-инкубирования;
- обмен опытом по поддержке социальных инициатив МСП;
- популяризация социального предпринимательства [3].
Имущественная поддержка субъектов МСП в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эта поддержка осуществляется в виде передачи во владение или в пользование различного государственного или муниципального имущества.
Кроме того, для субъектов МСП, размещающихся в бизнес-инкубаторах, технопарках, арендная плата устанавливается в следующих размерах:
- в первый год аренды - 40 % от размера арендной платы;
- во второй год аренды - 60 % от размера арендной платы;
- в третий год аренды - 100 % от размера арендной платы.
Особое внимание в Чувашской Республике
Рис. 2. Количество заемщиков, ед.
16
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 3(49)
11,50%
3,00%
15,40%
11,70%
1,70%
27,70%
29,00%
| оптовая и розничная торговля I производство I услуги по перевозке ' сельское хозяйство строительство прочие
I предоставление бытовых услуг
Рис. 3. Структура портфеля микрозаймов в разрезе отраслей на 1 января 2022 г.
уделяется также государственной поддержке молодежного предпринимательства: действует государственная программа «Экономическое развитие Чувашской Республики», а также подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике». В апреле 2010 г в Чувашии создано региональное отделение Ассоциации молодых предпринимателей России. Его деятельность направлена на практическую реализацию возможностей, предоставляемых «российским законодательством, государственными и негосударственными программами поддержки предпринимательства [3, с. 59].
По замечанию Е.Ю. Павловой, Н.В. Сергеевой, «основу развития систем поддержки МСП в Чувашской Республике, как и во многих регионах, составляет концептуальная схема развития региональной экономики, отражающая стратегический выбор различных способов развития:
1. Институциональный - создание инсти-
туциональных условий и формирование институциональной среды развития МСП. Это позволит снизить административные барьеры, повысить эффективность государственной политики и обеспечить адресность и эффективность поддержки.
2. Инфраструктурный - формирование адаптированной к экономике региона инфраструктуры поддержки МСП, которая сможет обеспечить системность, полноту поддержки по всем видам необходимых ресурсов и адап-тированность системы к изменениям.
3. Кластерный - развитие отраслевых кластеров и реализация кластерных механизмов взаимодействия в расширенной сети выгодоприобретателей. Этот способ позволит повысить связность в системе субъектов экономической деятельности, гарантии достижения поставленных целей стратегического развития, а также темпы экономического роста и конкурентоспособность региональной экономики.
4. Индустриальный - организация поддерж-
Таблица 3
Структура портфеля поручительств и финансирования в разрезе банков-партнеров
Партнер Фонда Кол-во % от Сумма договоров % от Сумма % от
заключен- общего поручительства, общей привлечен- общей
ных кол-ва млн руб. суммы ных кредитов, суммы
договоров млн руб.
Банк ВТБ (ПАО) 228 18,0 1 460,41 31,5 3 751,87 27,7
ПАО «Сбербанк России» 230 18,1 1 041,41 22,5 4 310,54 31,8
ПАО «Промсвязьбанк» 57 4,5 518,00 11,2 1 450,04 10,8
ПАО «АК Барс» Банк 51 4,0 230,03 5,0 683,40 5,0
АНО «АПМБ» 416 32,8 369,91 8,0 876,94 6,5
ПАО Банк «ФК Открытие» 34 2,7 145,84 3,1 354,33 2,6
АО «Россельхозбанк» 70 5,5 173,82 3,8 394,50 2,9
Другие 182 14,4 691,63 14,9 1 737,15 12,8
Итого: 1 268 100,0 4 631,05 100,0 13 558,77 100,0
Примеч.: составлено автором на основе [3]
ки МСП в наиболее значимых сферах экономики региона. Это позволит сконцентрировать внимание на развитии наиболее перспективных и современных отраслей и повышении уровня и качества жизни населения, а также обеспечить устойчивое развитие и конкурентные преимущества региональной экономики.
Сочетание данных 4-х способов развития и реализации мер поддержки субъектов МСП позволит создать необходимые предпосылки для перехода к более динамичному развитию экономики региона» [6, с. 127].
Таким образом, в результате исследования установлено, что МСП является тем слабо защищенным сектором экономики, которому требуется эффективная государственная поддержка. Учитывая усиливающееся воздействие неблагоприятной конъюнктуры на экономику страны, следует разработать более совершенные механизмы региональной поддержки МСП. Опираясь на результаты исследований, повысить эффективность региональной поддержки субъектов МСП можно при реализации следующих мероприятий:
- создание упрощенной процедуры госзакупок;
- снижение административного давления при реализации госконтрактов;
- дальнейшая адаптация режимов налогообложения в соответствии с условиями функционирования субъектов МСП (расширение перечня льгот, возможность переноса сроков уплаты отдельных налогов);
- снижение ставок тарифов страховых взносов;
- смягчение уголовного законодательства в отношении налоговых правонарушений, сокращение количества уголовных дел по таким правонарушениям;
- установление запрета на проведение плановых и внеплановых проверок;
- установление моратория на банкротство;
- предоставление кредитных каникул при ухудшении финансового состояния субъектов МСП;
- возмещение затрат на банковские комиссии при осуществлении безналичных переводов;
- расширение льготного кредитования субъектов МСП.
Поскольку на современном этапе развития экономики сектор малого и среднего бизнеса все больше осваивается молодыми людьми, то предоставление грантов таким субъектам на реализацию проектов в сфере предпринимательской деятельности позволит стимулировать развитие молодежного предпринимательства.
Список литературы
1. О наделении функциями единого органа управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, автономную некоммерческую организацию «Микрокредитная компания «Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике»: распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.09.2019 № 790-р. URL: https:// cap.ru/doc/laws/2019/09/05/disposal-790-r (дата обращения: 25.08.2022).
2. Гапов М.Р., Хубиева Д.К. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах // E-Scio. 2020. № 10 (49). С. 41-46.
3. Доклад о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике и мерах, направленных на их государственную поддержку в рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие Чувашской Республики», за 2021 год // Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики: офиц. сайт. URL: https://fs01.cap.ru//www22/www22/economy/ activities/2019/34b6326d-ee69-48cc-9046-a6ad-51a821be/doklad-za-2021-god-moya-versi.doc (дата обращения: 27.08.2022).
4. Захарова А.Н., Петунова С.А., Дулина Г. С. Анализ программ поддержки молодежного предпринимательства // Экономика и управление: современные тенденции: сб. ст. Вып. 5. Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2019. С.57-62.
5. Малое и среднее предпринимательство // Официальная статистика ПФО: офиц. сайт. URL: https://nizhstat.gks.ru/folder/38723 (дата обращения: 23.08.2022).
6. Павлова Е.Ю., Сергеева Н.В. Совершенствование системы региональной поддержки малого и среднего предпринимательства // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 4. С. 126-129.
References
1. O nadelenii funktsiyami edinogo organa up-ravleniya organizatsiyami, obrazuyushchimi in-frastrukturu podderzhki sub^ektov malogo i sred-nego predprinimateFstva, avtonomnuyu nekom-mercheskuyu organizatsiyu «Mikrokreditnaya kompaniya «Agentstvo po podderzhke malogo i srednego biznesa v Chuvashskoj Respublike» [On granting the functions of a single management body to organizations that form the infrastructure for supporting small and medium-sized businesses, an au-
tonomous non-profit organization «Micro-credit Company «Agency for the Support of Small and Medium-sized Businesses in the Chuvash Republic»]: rasporyazhenie Kabineta Ministrov Chuvashskoj Respubliki ot 05.09.2019 № 790-r. URL: https://cap. ru/doc/laws/2019/09/05/disposal-790-r (Accessed 25.08.2022).
2. Gapov M.R., Khubieva D.K. Razvitie infra-struktury podderzhki predprinimateFstva v regio-nakh [Development of entrepreneurship support infrastructure in the regions] // E-Scio. 2020. № 10 (49). S.41-46.
3. Doklad o razvitii sub^ektov malogo i sred-nego predprinimateFstva v Chuvashskoj Respublike i merakh, napravlennykh na ikh gosudarstvennuyu podderzhku v ramkakh podprogrammy «Razvitie sub"ektov malogo i srednego predprinimateFstva v Chuvashskoj Respublike» gosudarstvennoj program-my Chuvashskoj Respubliki «Ekonomicheskoe razvitie Chuvashskoj Respubliki», za 2021 god // Min-isterstvo ekonomicheskogo razvitiya i imushchest-
vennykh otnoshenij Chuvashskoj Respubliki: ofits. sajt. URL: https://fs01.cap.ru//www22/www22/ economy/activities/2019/34b6326d-ee69-48cc-9046-a6ad51a821be/doklad-za-2021-god-moya-versi.doc (Accessed 27.08.2022).
4. Zakharova A.N., Petunova S.A., Dulina G.S. Analiz programm podderzhki molodezhnogo predprinimateFstva [Analysis of youth entrepreneurship support programs] // Ekonomika i uprav-lenie: sovremennye tendentsii: sb. st. Vyp. 5. Cheboksary: OOO «IzdateFskij dom «Sreda», 2019. S.57-62.
5. Maloe i srednee predprinimateFstvo // Ofitsialnaya statistika PFO: ofits. sajt. URL: https:// nizhstat.gks.ru/folder/38723 (Accessed 23.08.2022).
6. Pavlova E.Yu., Sergeeva N.V. Sovershenst-vovanie sistemy regionaFnoj podderzhki malogo i srednego predprinimateFstva [Improving the system of regional support for small and medium-sized businesses] // Gosudarstvennoe i munitsipalnoe up-ravlenie. Uchenye zapiski. 2020. № 4. S. 126-129.
ИВАНЦЕВ Николай Александрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики. Чебоксарский институт (филиал) Московского политехнического университета. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
IVANTSEV, Nikolay A^androvich - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management and Economics. Cheboksary Institute (branch) of the Moscow Polytechnic University. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].