Научная статья на тему 'ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ'

ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МИРОВОЙ ОПЫТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ / СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колпакиди Дмитрий Викторович

Настоящая статья является продолжением материалов, опубликованных в № 1 журнала «Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета» за 2022 год [1]. В данной работе представлены результаты использования различных инструментов развития социального предпринимательства в регионах Сибирского федерального округа. Выделены проблемы, препятствующие развитию социальных предприятий в СФО, в числе которых: недостаточность финансирования, отсутствие кредитных и налоговых преференций, ограниченность институциональной поддержки и пр. Предложены возможные механизмы развития социального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOICE OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT INSTRUMENTS IN RUSSIA (CASE OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT)

This article is a continuation of the materials published in the No 1 2022 of the journal «Izvestia of the St. Petersburg State University of Economics» [1]. The paper presents the results of using various tools for social entrepreneurship development in the regions of the Siberian Federal District. The problems hindering the development of social enterprises in Siberian Federal District have been allocated, including lack of financing, lack of credit and tax preferences, limited institutional support, etc. Possible mechanisms for the development of social entrepreneurship are proposed.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ»

Колпакиди Д.В.

ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация. Настоящая статья является продолжением материалов, опубликованных в № 1 журнала «Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета» за 2022 год [1]. В данной работе представлены результаты использования различных инструментов развития социального предпринимательства в регионах Сибирского федерального округа. Выделены проблемы, препятствующие развитию социальных предприятий в СФО, в числе которых: недостаточность финансирования, отсутствие кредитных и налоговых преференций, ограниченность институциональной поддержки и пр. Предложены возможные механизмы развития социального предпринимательства.

Ключевые слова. Социальное предпринимательство, мировой опыт, государственная поддержка, инструменты поддержки, инфраструктура поддержки, Сибирский федеральный округ.

Kolpakidi D.V.

CHOICE OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT INSTRUMENTS IN RUSSIA (CASE OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT)

Abstract. This article is a continuation of the materials published in the No 1 2022 of the journal «Izvestia of the St. Petersburg State University of Economics» [1]. The paper presents the results of using various tools for social entrepreneurship development in the regions of the Siberian Federal District. The problems hindering the development of social enterprises in Siberian Federal District have been allocated, including lack of financing, lack of credit and tax preferences, limited institutional support, etc. Possible mechanisms for the development of social entrepreneurship are proposed.

Keywords. Social entrepreneurship, world experience, state support, support tools, support infrastructure, Siberian Federal District.

Введение

В 2016 году Правительством РФ был разработан комплекс мер, направленных на формирование инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и развитие в стране социального предпринимательства. Для выполнения запланированных мероприятий во многих регионах России были созданы Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) как составляющая инфраструктуры поддержки МСП, призванная обеспечить качественно новый уровень социального предпринимательства, поддержки социальных проектов и инициатив негосударственных организаций. Это площадка для обсуждения возникающих проблем, законодательных инициатив и законопроектов в социальной сфере.

Принятие законодательных документов [2, 3] позволило внести однозначность в трактовку понятия «социальное предпринимательство» (СП); создается реестр социальных предприятий, продолжается процесс формирования условий для увеличения вклада социальных предприятий в социально-

ГРНТИ 06.56.21 © Колпакиди Д.В., 2022

Дмитрий Викторович Колпакиди - кандидат экономических наук, доцент, доцент Иркутского государственного университета.

Контактные данные для связи с автором: 664082, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 6 (Russia, Irkutsk, Ulan-Batorskaya str., 6). Тел.: +7 902 516-27-68. Е-mail: kolpakidy2@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 10.12.2021.

экономическое развитие. Основные инструменты развития социального предпринимательства в регионах Сибирского федерального округа (СФО) с различной степенью детализации обсуждаются ниже.

Алтайский край

В регионе с 2014 года функционирует ЦИСС (как подразделение «Алтайского фонда МСП»), который является звеном краевой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. ЦИСС поддерживает социальных предпринимателей, сопровождает реализуемые ими проекты, осуществляет консультационную, образовательную, информационную поддержку. Например, в 2019 году при поддержке ЦИСС было создано 21 социальное предприятие и поддержано 250 проектов социальной направленности [7].

Важнейшими направлениями работы ЦИСС являются: обучающие мероприятия (семинары, тренинги, мастер-классы и пр.); реализация обучающей программы «Школа социального предпринимательства», в рамках которой своим реальным опытом делятся профессиональные бизнес-тренеры и эксперты; консультационные услуги (основные области консалтинга - бизнес-моделирование, финансовое планирование, маркетинг); проведение регионального этапа ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года». Кроме того, ЦИСС оказывает социальным предпринимателям безвозмездную помощь по мероприятиям, которые финансируются государством, например, в рамках исполнения национальных проектов, а также расширяет круг деловых контактов, формирует профессиональное информационное поле и пр.

Значимым проектом представляется запуск в Алтайском крае акселератора для социальных предпринимателей «Социальные инновации» в партнерстве с Фондом социальных инвестиций (Москва). Обучение в очном и онлайн форматах продолжительностью 9 недель объединяет четыре стратегических сессии, мастерские «Шаги успешных продаж» и «Эффективные бизнес-переговоры», тренинг «Эффективная презентация и публичное выступление» и презентационную сессию для потенциальных инвесторов. Менторское и тре-керское сопровождение каждого проекта позволит непосредственно в процессе реализации скорректировать выявленные погрешности. Такой подход позволяет в рамках акселератора повысить социальный вклад и доходность бизнес-проектов.

Навигатор социальных предприятий Алтайского края - портал, содержащий информацию о действующих проектах в сфере СП (деятельность СП, ход партнерских проектов, инвестиционные потребности и пр.). Сервис разработан в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Навигатор позволяет получить сведения об особенностях социального предпринимательства, о возможности получения государственной поддержки. Сегодня в каталоге Навигатора представлены проекты, реализуемые в сфере дошкольного и дополнительного образования, оказания социальной помощи, услуг в сфере культуры и отдыха, оздоровления и пр., например, проекты: «Забота» (осуществление ухода за больными и пожилыми людьми на дому и в больнице); «Медико-социальный пансионат «Новые зори»; «Реабилитационный центр «Шаг за шагом» (реализация комплексного подхода к восстановительному лечению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья); «Семейный клуб «ШкЫ-Т1кЫ» (инклюзивный семейный клуб, в котором дети с ДЦП и синдромом Дауна занимаются наряду с условно здоровыми детьми); «Студия инженерно-технического творчества для детей и подростков STEM-центр» (создание доступной интеллектуальной среды для детей). Иркутская область

Министерство экономического развития Иркутской области по мере подачи рассматривает заявки субъектов МСП на получение статуса социального предприятия. В структуре социального предпринимательства региона есть центры молодежного инновационного творчества, культурно-просветительские, образовательные, научные организации, детские военно-спортивные лагеря, зоосад; предприятия, осуществляющие производство товаров, работ, услуг для социально уязвимых граждан, и обеспечивающие их трудоустройство.

Направленно работает с социальными предпринимателями Центр инноваций социальной сферы при Иркутском государственном университете. Деятельность ЦИСС направлена на решение следующих задач [8]: способствование продвижению и реализации социально направленных проектов; поддержка СП и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО); оказание методической, консультационной и информационной поддержки социальным предпринимателям и социально ориентированным НКО; привлечение СП к участию в научно-практических конференциях,

форумах, семинарах социальной направленности; организация взаимодействия с органами исполнительной власти и экспертным сообществом.

Субъекты МСП, функционирующие в сфере СП, могут претендовать на получение грантовой поддержки (в размере до 500 тыс. рублей), информационной, консультационной, образовательной, методической и других видов государственной помощи, а также рассчитывать на инфраструктурную поддержку бизнеса. Социальные предприниматели могут принять участие в реализации трех региональных проектов, курируемых Министерством экономического развития Иркутской области: «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» (общий объем финансирования в 2021 году 310,2 млн руб., в том числе: федеральный бюджет - 216,5 млн руб., областной бюджет - 93,7 млн руб.).

Кемеровская область

Так же, как и в других регионах страны, в Кемеровской области функционирует Центр инноваций в социальной сфере, основной целью которого является всемерное способствование развитию социального предпринимательства в регионе, продвижению стратегических и инновационных проектов, объединению СП в рамках единого виртуального пространства и пр. [9]. ЦИСС решает следующие задачи: координационная деятельность в вопросах взаимодействия СП с инфраструктурой поддержки МСП и другими бизнесами; реализация комплексной поддержки СП (финансовой, имущественной, информационной, образовательной и пр.); проведение исследовательской деятельности для повышения качества работы ЦИСС; поиск и продвижение лучших бизнес-моделей в социальной сфере.

ЦИСС способствует включению СП в деловую сферу, созданию эффективной дискуссионной площадки для социальных предпринимателей Кемеровской области для обсуждения проблем деятельности СП, законопроектов, законодательных инициатив, проведению круглых столов, обучающих мероприятий, курирует информационную поддержку развития СП (проведение конкурса «Лучший социальный проект», издание каталога социальных проектов Кемеровской области, создание портала социального предпринимательства региона). В качестве примеров социальных проектов, реализуемых СП Кемеровской области могут быть представлены:

1. Проекты категории: Обеспечение занятости лиц, отнесенных к категории социально уязвимых:

• предоставление персонала на условиях аутсорсинга для работы в столовых во всех школах Крапи-винского района (СП, ООО «Лада»). Из 62 трудоустроенных: 2 инвалида, 10 многодетных и одиноких родителей, 26 граждан пенсионного и предпенсионного возраста.

2. Проекты категории: Производство товаров и услуг для социально уязвимых граждан:

• предоставление курортных и санитарно-оздоровительных услуг (ООО «Санаторий Лесное озеро», Гурьевский район). Организация отдыха инвалидов и пенсионеров, нуждающихся в реабилитации. Доля доходов от предоставления профильных услуг - 78,9%;

• производство и поставка реабилитационного оборудования для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ООО «КЦЛР «Престиж-Гарант», г. Новокузнецк). Доля доходов от предоставления профильных услуг - 99%;

• производство изделий, предназначенных для компенсации и реабилитации детей-инвалидов, взрослых инвалидов, детей-аутистов, пожилых, людей с ОВЗ (ООО «Умный ребенок», г. Кемерово). Доля доходов от предоставления профильных услуг - 65%;

• комплексная помощь в коррекции психоневрологических проблем у взрослых и детей (Центр реабилитации и развития «Ступени», ИП, г. Новокузнецк). Доля доходов от предоставления профильных услуг - 100%;

• оказание патронажных услуг, направленных на социальное сопровождение престарелых и инвалидов (ООО «Чибисы», пансионат для пожилых людей, г. Белово). Доля доходов от предоставления профильных услуг - 100%;

• предоставление средств реабилитации во временное пользование (ИП, г. Кемерово). Доля доходов от предоставления профильных услуг - 100%.

3. Проекты категории: Осуществление деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей и способствующей решению социальных проблем:

• дополнительное образование для детей и взрослых - школа программирования («Софтиум» Асинхронная школа программирования, ИП, г. Ленинск-Кузнецкий). Доля доходов от предоставления профильных услуг - 100%;

• дополнительное образование для детей (занятия по робототехнике, Клуб робототехники «Goodwin», ИП, г. Междуреченск). Доля доходов от предоставления профильных услуг - 100%;

• дневной уход за детьми от 1 до 7 лет (Центр развития «IKIDS», ИП, г. Кемерово). Доля доходов от предоставления профильных услуг - 100%;

• культурно-досуговая деятельность (проведение мастер-классов по производству керамических изделий (Гончарная студия «КЕРАННИКА», ИП, г. Кемерово). Доля доходов от предоставления профильных услуг - 100%.

Красноярский край

В 2013 году в Красноярске открылся первый в России ЦИСС. На базе Центра стартовала Школа социальных предпринимателей. Основным направлением деятельности ЦИСС стало вовлечение предпринимателей и социально ориентированных НКО в реализацию социальных проектов предпринимателей, направленных на решение социальных проблем Красноярского края. ЦИСС выступил в качестве организации инфраструктуры поддержки МСП. ЦИСС с самого начала был ориентирован на предоставление предпринимателям образовательных, консультационных услуг, привлечение финансирования, помощь в разработке, презентации бизнес -планов, поиске потенциального инвестора.

В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» социальным предпринимателям края предложены образовательные программы, а также финансовая поддержка в виде грантов объемом до 500 тыс. руб. (для предпринимателей Арктической зоны - до 1 млн руб.). Перспективным направлением развития социального предпринимательства в Красноярском крае стал Центр социальных программ РУСАЛа (некоммерческий фонд, реализующий социальные и благотворительные программы компании РУСАЛ). Подобный корпоративный фонд признан успешным инструментом поддержки социального предпринимательства.

Новосибирская область

Центр инноваций социальной сферы открыт в Новосибирской области в 2020 году на площадке центра «Мой бизнес». Это один из самых молодых ЦИСС в стране. Центр оказывает помощь в привлечении всех видов государственной поддержки, обеспечивая информационно-методическое и консультационное сопровождение субъектов социального предпринимательства; предлагает СП бесплатные образовательные мероприятия; использует современные технологии привлечения инвесторов в социальный бизнес; формирует цивилизованное сообщество социальных предпринимателей. Услуги ЦИСС предоставляются на бесплатной основе либо на условиях софинансирования. Социальные предприятия, являющиеся субъектами МСП, могут воспользоваться всеми инструментами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства для ускорения своего развития.

Омская область

В ЦИСС Омской области также действует несколько направлений поддержки социальных предпринимателей. Два самых мощных направления - это финансовая помощь и образовательная поддержка в форме Школы социального предпринимательства, обучение в которой дает импульс развития даже начинающим социальным предпринимателям. В 2015 году в Омской области была начата работа над созданием первого в России кластера социальных инноваций. Партнерами в процессе создания кластера выступили Министерство экономики Омской области и автономная некоммерческая организация «Омский центр инноваций социальной сферы».

В качестве регионального механизма развития социальной сферы и социального предпринимательства рассматриваются инфраструктурные организации ОРОО «Центр инноваций социальной сферы» и АНО «Омский центр инноваций социальной сферы», которые могут предоставить и привлечь для своих клиентов все виды поддержки (ресурсная, образовательная, консультационная поддержка, инкубирование и пр.). Фактически, в качестве модели объединения социальных предпринимателей, социальных НКО, институтов государственной поддержки МСП предлагается кластер инноваций социальной

сферы. При этом происходит взаимодействие двух производственных площадок: школы социального предпринимательства и межкластерного объединения, обеспечивающего взаимодействие, создание и поддержку совместных проектов участников кластера [4, 5]. Развитие кластера преследует цель расширения спектра комплексных социальных услуг, которые в недостаточной степени предоставляются гражданам государственными организациями.

Республика Алтай

Как и в других регионах СФО, в качестве звена инфраструктуры поддержки МСП создан ЦИСС, деятельность которого направлена на эффективное развитие социального предпринимательства. Центр инноваций социальной сферы Республики Алтай осуществляет деятельность с 2014 года на базе автономного учреждения Республики Алтай «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Алтай» [10].

В число основных задач ЦИСС входит: помощь в разработке и маркетинговых услугах по продвижению социальных проектов СП и НКО; создание специализированных образовательных программ, ориентированных на развитие СП; оказание консультационных услуг по вопросам менеджмента, основ планирования, делопроизводства, налогового и бухгалтерского учета, правового регулирования деятельности субъектов МСП и НКО, функционирующих в социальной сфере; организация активного обмена лучшими практиками в сети ЦИСС; поиск, создание и внедрение в практику инструментов поддержки СП.

Создание новой инновационной инфраструктуры позволило расширить перечень оказываемых видов государственной поддержки предпринимательству и внедрить на территории Республики Алтай систему мер, исполнение которых направлено на решение социальных проблем. Самый главный социальный эффект от деятельности ЦИСС - улучшение качества жизни населения путем уменьшения дефицита социальных услуг, содействия развитию самозанятости населения и пр.

Республика Тыва

Основные мероприятия по поддержке МСП (в том числе и социального) реализуются в русле национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и пяти региональных проектов (РП) [11]:

1. РП «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности». В рамках данного проекта наряду с исполнением других мероприятий предусматривается закрепление понятия «социального предпринимательства» в соответствии с федеральным законодательством в целях оказания поддержки субъектам МСП, функционирующим в социальной сфере.

2. РП «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию». Исполнение проекта предусматривает реализацию мероприятий по дальнейшему развитию гарантийной, микрофинансовой и лизинговой поддержки субъектов МСП. К сожалению, проектом не предусматривается никаких преференций для социальных предприятий.

3. РП «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». Важнейшими мероприятиями в рамках проекта является обеспечение доступа субъектам МСП к ресурсам инфраструктуры государственной поддержки, в том числе получение поддержки на основе использования цифровых сервисов (например, через портал бизнес-навигатор МСП). Создание Центра «Мой бизнес» позволяет объединить на одной площадке исполнение основных функций по предоставлению услуг субъектам МСП организациями инфраструктуры поддержки МСП как единой «точки доступа» для предпринимателей (в том числе социальных). Прямая финансовая поддержка субъектам МСП предусмотрена в виде грантов, субсидий и возмещения затрат при покупке оборудования в лизинг (за счет ресурсов региональной программы на конкурсной основе). Предусматривается предоставление специализированных консультационных услуг субъектам социального предпринимательства по привлечению всех видов государственной поддержки на бесплатной и льготной основе, а также обеспечению доступа к льготным банковским продуктам и кредитно-гарантийным ресурсам АО «Корпорация «МСП». Запланированные проектом мероприятия должны обеспечить увеличение численности МСП в целом, и субъектов социального предпринимательства, в частности.

4. РП «Популяризация предпринимательства». Проектом предусматривается реализация мероприятий, предполагающих привлечение граждан с соответствующими компетенциями в предприни-

мательскую деятельность с использованием широкого спектра информационных, образовательных и пропагандистских ресурсов. Для вовлечения в процесс социального предпринимательства интерес представляют следующие целевые группы: женщины, военнослужащие, уволенные в запас, безработные граждане, инвалиды, действующие предприниматели.

РеспубликаХакассия

В республике содействие развитию социального предпринимательства поддерживается в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». С 2020 социальные предприятия могут получать имущественную, образовательную, финансовую, информационную поддержку. В частности, следует выделить грантовую поддержку СП, которая реализуется по линии Минэкономразвития республики [12]. Деньги выделяются из федерального бюджета, один процент добавляет регион. Социальный предприниматель при условии включения в Реестр на конкурсной основе имеет возможность получить грант в размере 1,5 млн рублей (на приобретение оборудования, увеличение фонда оплаты труда, улучшение условий работы, аренду, ремонт помещения).

Социальные гранты в Республике Хакассия выделяются только на монотерриториях (в регионе их шесть: Абаза, Саяногорск, Сорск, Черногорск, Вершина Теи, Туим). Развитие МСП на данных территориях, в том числе и социальных предприятий, осуществляется в рамках реализации национальных проектов. Список получателей грантовой поддержки формируется на конкурсной основе. С каждым годом количество субъектов социального бизнеса в Хакасии увеличивается, что отражается в Реестре социальных предприятий. В 2020 году в Хакасии в рамках реализации проекта «Мой бизнес» на развитие социального предпринимательства было выделено 44 млн рублей. Субъекты социального предпринимательства могут рассчитывать на получение финансовой поддержки в Гарантийном фонде, в котором для бизнеса основная ставка приравнивается к ключевой, а для социальных предприятий на монотерриториях - половине ключевой ставки. Томская область

Развитием социального предпринимательства на территории Томской области занимается Центр инноваций социальной сферы некоммерческой организации «Фонд развития бизнеса». ЦИСС работает в рамках исполнения национальных проектов по развитию предпринимательской деятельности. Его деятельность направлена на решение социальных проблем, повышение качества социальных услуг на региональном уровне, а также эффективности организаций, работающих в социальной сфере [5]. В настоящее время социальные предприниматели Томской области могут принять участие в конкурсе на предоставление грантов в размере от 100 до 500 тыс. руб. Грантовые средства могут быть направлены на приобретение и ремонт оборудования, аренду и ремонт помещений для реализации социального проекта, приобретение сырья, расходных материалов, комплектующих, необходимых для производства продукции и др. Заключение

Проведенный анализ позволяет выделить в качестве основного механизма, в рамках которого реализуются мероприятия по развитию социального предпринимательства, национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также соответствующие региональные проекты. Очевидна недостаточность запланированных мер, поскольку большинство из них направлено в целом на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и практически никаких льготных условий для социального предпринимательства не предусматривается.

Процесс развития социального предпринимательства должен быть органично вписан в модель развития социальной сферы страны. Должна быть выверена долгосрочная стратегия развития социальной сферы Российской Федерации, одним из механизмов реализации которой предлагается Национальный проект по развитию социального предпринимательства и аналогичные региональные проекты, которые должны быть приняты в регионах. При этом потребуется пересмотр стратегических документов по развитию социальной сферы, поиск новых и расширение старых источников финансирования СП, разработка и актуализация социальных проектов, расширение и развитие инфраструктуры поддержки социального предпринимательства (см. рисунок).

60

Колпакиди Д.В.

Разработка Национального проекта по развитию социального предпринимательства

Корректировка стратегических документов развития социальной сферы, в том числе по вопросам:

- развития социального предпринимательства;

- создания и совершенствования некоммерческих организаций, способствующих развитию социальной сферы;

- реализации конкретных проектов на базе государственно-частного партнерства, направленных на удовлетворение первоочередных потребностей социума

Разработка региональных проектов по развитию социального предпринимательства

Диверсификация источников финансирования социальных предпринимателей

Стимулирование процессов реализации проектов предпринимателей в социальной

Дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки социального предпринимательства

X

1

Мой бизнес

Инфраструктура поддержки МСП

Бизнес-инкубирование социального предпринимательства

Центр инноваций социальной сферы

Инфраструктура поддержки социального предпринимательства

Акселерация социального предпринимательства

Школа социального предпринимательства

Навигаторы социального предпринимательства

I----------

| Прочие объекты в расшире- I ние инфраструктуры поддержки СП

Рис. Инструменты развития социального предпринимательства в РФ

Отметим, что в течение нескольких последних десятилетий различные страны мира прилагают усилия для развития социальной сферы. В условиях недостаточности бюджетных средств, государства пытаются вовлечь в данный процесс коммерческие и некоммерческие структуры. При этом ряд стран сделали ставку на развитие инструментов стимулирования некоммерческого сектора, а некоторые

предпочитают развивать социальное предпринимательство. Истина заключается в необходимости разработки модели, включающей основные инструменты развития социального предпринимательства, НКО в социальной сфере, а также гибридных структур, в том числе с участием государства. Соответственно должна совершенствоваться нормативная и правовая база процесса.

По данным Минэкономразвития РФ в 2021 году зарегистрирован прирост социальных предприятий в размере около 6 тыс. предпринимателей на фоне запланированных национальным проектом 3,5 тыс. В 2021 году следует выделить запуск в регионах программы грантовой поддержки социальных предпринимателей (1,2 млрд руб. из федерального бюджета). На создание и развитие собственного дела СП может получить безвозмездный грант в размере до 500 тыс. руб. Однако, проведенный в работе анализ развития социального предпринимательства в Сибирском федеральном округе при использовании множества инструментов (Центры инноваций социальной сферы, навигаторы и акселераторы социального предпринимательства, Школы социальных предпринимателей и пр.) не демонстрирует выдающихся социально-экономических результатов.

Размытые рамки финансирования, отсутствие кредитных и налоговых преференций, ограниченность специализированных подходов к развитию всех видов институциональной поддержки социального предпринимательства подводит к необходимости разработки национального проекта, в рамках которого будет осуществляться развитие данного сектора российской экономики. Кроме того, акценты в оценке эффективности проектов социальных предпринимателей должны быть смещены в сторону повышения социальной эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колпакиди Д.В. Выбор инструментов развития социального предпринимательства в России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 1 (133). С. 66-72.

2. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие».

4. Кузнецова С.В. Социальное предпринимательство и опыт его государственной поддержки в Омской области // Креативная экономика. 2021. Том 15. № 2. С. 539-558.

5. Омский кластер социальных инноваций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cissinfo.ru/klaster-socialnyh-innovacij (дата обращения 10.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Постановление Администрации Томской области от 03.09.2021 г. № 368а «Порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей».

7. Распоряжение Правительства Алтайского края от 22.09.2021 г. № 293-р «Комплексный план Алтайского края по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, социального предпринимательства к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы».

8. Центр инноваций социальной сферы на базе Иркутского государственного университета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://isu.ru/ru/university/structure/administration/ciss/about (дата обращения 10.12.2021).

9. Центр инноваций социальной сферы в Кемеровской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fondp.ru (дата обращения 10.12.2021).

10. Центр инноваций социальной сферы Республики Алтай. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nb-forum.ru/geography/tsentr-innovatsii-sotsialnoi-sferi-respubliki-altai (дата обращения 10.12.2021).

11. Центр «Мой бизнес» в Республике Тыва. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.мойбизнес17.рф (дата обращения 10.12.2021).

12. Центр «Мой бизнес» в Республике Хакасия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.мойбиз-нес19.рф (дата обращения 10.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.