Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего предпринимательства как условие долговременного роста региональной экономики'

Развитие малого и среднего предпринимательства как условие долговременного роста региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3799
1568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS / MEDIUM BUSINESS / REGIONAL ECONOMY / SUPPORTING SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишурова И. В.

В работе рассматривается бизнес-модель управления развитием малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, включающая цели, задачи, методы и приоритеты территориального уровня поддержки предпринимательства. Определяются основные параметры данной модели, среди которых особый акцент делается на образовательную и консультационную формы поддержки малого и среднего бизнеса, взаимодействие с крупным бизнесом, преодоление территориальных диспропорций в развитии предпринимательства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of small and medium business as a condition of long-term growth of regional economy

In this paper, a business model is considered for managing by the development of small and medium enterprises at the regional level. The model includes goals, objectives, methods and priorities of the territorial level of business support. We define the basic parameters of the model, including a special emphasis on education and consulting forms of support for small and medium-sized businesses, working with big business, overcoming regional disproportions in the development of entrepreneurship in the region.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего предпринимательства как условие долговременного роста региональной экономики»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК УСЛОВИЕ ДОЛГОВРЕМЕННОГО РОСТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

МИШУРОВА И.В.,

доктор экономических наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: mishurov@aaanet.ru

В работе рассматривается бизнес-модель управления развитием малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, включающая цели, задачи, методы и приоритеты территориального уровня поддержки предпринимательства. Определяются основные параметры данной модели, среди которых особый акцент делается на образовательную и консультационную формы поддержки малого и среднего бизнеса, взаимодействие с крупным бизнесом, преодоление территориальных диспропорций в развитии предпринимательства в регионе.

Ключевые слова: малое предпринимательство; среднее предпринимательство; региональная экономика; поддержка малого и среднего бизнеса.

In this paper, a business model is considered for managing by the development of small and medium enterprises at the regional level. The model includes goals, objectives, methods and priorities of the territorial level of business support. We define the basic parameters of the model, including a special emphasis on education and consulting forms of support for small and medium-sized businesses, working with big business, overcoming regional disproportions in the development of entrepreneurship in the region.

Keywords: small business, medium business, regional economy, supporting small and medium businesses.

Коды классификатора JEL: L26, O18.

Противоречивые тенденции в развитии малого и среднего предпринимательства (МСП) заключаются в одновременном возрастании значимости этого сектора в экономических и структурных преобразованиях и серьезных проблемах и диспропорциях в его развитии. В силу преимущественно региональной направленности МСП эти тенденции в первую очередь проявляются на мезоуровне.

Как показали авторские расчеты по результатам исследования опыта развития малого и среднего предпринимательства в переходных экономиках, для достижения уровня экономически развитых стран по доле в валовом внутреннем продукте удельный вес данного сектора в занятости должен составлять 56%. В настоящее время эта величина составляет порядка 14% при существенных территориальных диспропорциях [2, с. 76].

Для реализации потенциала малого и среднего предпринимательства требуется эффективная региональная бизнес-модель управления развитием и поддержки этого важного сектора региональной экономики.

Бизнес-модель как система управления развитием предпринимательства должна включать цели, объекты, методы и приоритеты регионального управления.

В качестве основных целей реализации региональной бизнес-модели управления развитием предпринимательства можно определить улучшение структуры экономики в отношении инновационности, рост занятости и самозанятости населения, увеличение бюджетных поступлений, обеспечение на этой основе устойчивого экономического роста и улучшение качества жизни населения.

Объектами управления в данной бизнес-модели выступают, прежде всего, малые и средние фирмы, но в их тесном взаимодействии с крупными предприятиями и другими субъектами хозяйствования государственного и негосударственного секторов экономики.

Под методами управления понимаются структурная, инвестиционная налоговая политики, а также правовое регулирование «малого» сектора экономики, создающие определенные организационно-экономические условия и правовую среду развития предпринимательства.

Логическая схема формирования региональной бизнес-модели управления МСП может быть представлена следующим образом (рис. 1.).

Структурно-инвестиционная политика предполагает вложение инвестиций в наиболее эффективные сферы предпринимательской деятельности, «точки роста» и селективное стимулирование изменений, адекватных целям устойчивого регионального развития.

© И.В. Мишурова, 2012

Рис. 1. Логическая схема формирования региональной бизнес-модели управления развитием МСП1

Структурно-инвестиционная политика предполагает вложение инвестиций в наиболее эффективные сферы предпринимательской деятельности, «точки роста» и селективное стимулирование изменений, адекватных целям устойчивого регионального развития.

Регулирующая роль государства в структурных реформах выражается, в частности, в создании предпринимательской среды, стимулирующей рост «малой» экономики, что предполагает обеспечение равных условий для конкуренции для хозяйствующих субъектов разных масштабов деятельности, постоянство экономических условий деятельности, мотивацию мобильности труда и капитала.

Налоговая политика является одним из важнейших направлений формирования эффективной бизнес-модели управления развитием предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Экономическая теория указывает и мировая практика подтверждает бесспорную связь между налоговой политикой, экономически обоснованными ставками и экономическим ростом. Низкие налоговые ставки являются одним из главных индикаторов эффективной экономики, одной из форм поддержки старта и расширения МСП.

Правовое регулирование как составная часть региональной бизнес-модели обеспечивает законную защиту и помощь находящемуся на стадии становления предпринимательскому сектору. Законы и нормативные акты по малому и среднему предпринимательству должны гарантировать обеспечение правительственной помощи, консультации и защиту инициативных предпринимателей.

Следует отметить, что формирование эффективной региональной бизнес-модели в существенной степени зависит от решений, принимаемых на федеральном уровне. Однако региональный и муниципальный уровни управления должны обладать более широкой компетенцией в сфере поддержки и развития предпринимательства вследствие преимущественно региональной направленности малого и среднего предпринимательства.

Теоретико-методологические основы предлагаемой бизнес-модели отличаются от существующих концепций государственной поддержки сектора МСП по следующим основным параметрам.

1. Упор делается на эндогенном развитии территории, что предполагает максимальное использование внутренних резервов каждого региона и тесное взаимодействие субъектов хозяйствования с различными масштабами деятельности.

2. Характерной особенностью методологического подхода к формированию региональной бизнес-модели является предложение по преобразованию системы управления в органах поддержки развития МСП по принципу управления и функционирования самих предпринимательских структур, так как только такой подход поможет обеспечить необходимую гибкость в удовлетворении потребностей адаптивного по своей природе малого и среднего предпринимательства.

3. Предложения по расширению предпринимательского сектора дифференцируются в зависимости от возможностей роста малых и средних хозяйственных структур в различных отраслях. Малые и средние предприятия в тех отраслях экономики, где они обеспечивают относительно более высокую эффективность, способны к успешному саморазвитию и акцент в их поддержке должен быть сделан на консалтинге и повышении образовательного уровня предпринимателей.

В остальных отраслях развитие МСП может и должно поддерживаться как крупным бизнесом, так и государством. При этом крупный бизнес заинтересован в создании сети субподрядных организаций, в первую очередь инфраструктурного и обслуживающего комплекса.

1 Разработано автором.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

1. Государственная поддержка МСП, в особенности ее финансовая часть, должна быть направлена на создание благоприятных условий для тех отраслей, которые определяются экономическими и социальными приоритетами развития данного региона. Определение таких приоритетов целесообразно проводить на основе анкетирования предпринимателей и экспертного опроса руководителей властных структур. Результаты опросов, проведенных автором, показывают, что мнение предпринимателей и руководителей структур поддержки малого и среднего бизнеса о приоритетах в развитии малого предпринимательства в значительной степени совпадают. В частности, в Ростовской области, это — инновационные технологии, производство и переработка сельхозпродукции, внутренний и въездной туризм, гостиничный бизнес.

2. Значительный акцент делается на расширении образовательной подготовки предпринимателей, организации консалтинговой поддержки, воспитании предпринимательской культуры, так как недостаток знаний и навыков является не всегда осознаваемой, но существенной причиной неудач в деятельности, ставит барьеры для дальнейшего расширения предпринимательской среды. Опыт реализации Губернаторской программы подготовки управленческих кадров для малого и среднего бизнеса, реализуемой в течение 8 лет на базе Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) под руководством автора и при финансовой поддержке правительства Ростовской области свидетельствует о высокой результативности такой формы государственной поддержки, выражаемой в большом количестве стартапов и расширении предпринимательской среды в регионе [1, с. 112].

3. Особое внимание придается инициированию создания ассоциаций малых и средних фирм и сотрудничеству с неправительственными организациями и неформальными деловыми образованиями в связи с возможностью привлечения дополнительного капитала для саморазвития предпринимательского сектора и получения эффекта масштаба производства.

4. На современном этапе развития МСП приоритет должен быть отдан его количественному, а не качественному росту, что связано с теоретически и эмпирически обоснованным влиянием числа малых и средних предприятий и занятых в них на увеличение валового внутреннего продукта и достижение позитивных тенденций роста региональной и национальной экономики. Следовательно, основным критерием эффективности программ поддержки предпринимательства должны стать количественные параметры сектора МСП.

Таким образом, государственная политика в сфере поддержки предпринимательства должна носить дифференцированный и адресный характер и обеспечивать реализацию общенациональных и региональных интересов, а интеграционная поддержка будет зависеть от взаимных интересов различных по масштабам деятельности хозяйственных структур.

Современный этап развития предпринимательства носит противоречивый характер, не терпит жестких однозначных теоретических схем или прагматических подходов, что, в частности, проявляется в необходимости исследования избранной проблемы, как с позиции традиционной теории расширенного воспроизводства, так и современных теорий экономического роста. Принципиально важным является то обстоятельство, что экономические процессы создания и расширения предпринимательского сектора экономики не могут быть правильно поняты без выделения их регионального среза, требующего рассмотрения особенностей территориального распределения малых предприятий, их влияния на воспроизводственные процессы, реализацию целей устойчивого социально-экономического развития и в целом на экономическую ситуацию на локальном уровне.

Концептуальная схема рассмотрения проблемы развития МСП как условия устойчивого долговременного роста региональной экономики должна базироваться на одновременном исследовании отраслевых и территориальных аспектов расширения конкурентной среды и внедрении предпринимательских образцов в осуществлении правительственной и неправительственной помощи малым и средним предприятиям и их кооперировании с крупными фирмами.

Крайняя неравномерность отраслевой структуры является следствием влияния как объективных процессов (легкость входа и выгодность отрасли), так и субъективных взглядов и наличных навыков у предпринимателей. Такой недостаточно обоснованный подход к выбору сферы деятельности МСП приводит к значительному предпринимательскому риску, потерям капитала, неэффективности многих малых предприятий. В этой связи чрезвычайно важным является определение барьеров входа на отраслевые рынки и потенциально выгодных сфер приложения предпринимательского капитала.

К факторам, способствующим внутриотраслевым различиям в эффективности фирм разного размера и определяющие внутриотраслевые барьеры мобильности, следует отнести: экономию издержек, обусловленную ростом масштабов производства; дифференциацию продукции; технологические инновации; вертикальную интеграцию; требуемый объем капиталовложений; управленческую компетентность; институциональные барьеры. Для практической оценки совокупного влияния данных факторов можно использовать оценку относительной эффективности малых и средних предприятий, которая характеризуется отношением производительности труда в малых и средних фирмах к производительности труда в целом по данной отрасли.

В тех случаях, когда производительность труда в МСП не ниже среднеотраслевых данных, барьеры входа в отрасль снижены и развитие новых малых предприятий несет незначительные риски и потенциальную выгоду, как предпринимателям, так и региону.

Проведенная автором оценка влияния обозначенных выше факторов на относительную эффективность показала, что к потенциально выгодным отраслям для приложения предпринимательского капитала следует, прежде всего, отнести почти все сектора сферы услуг, легкую промышленность, транспорт, торговлю и общественное питание, связь.

Перемена во взаимоотношениях малых и крупных фирм является необходимым условием для поддержания конкурентоспособности региональной и национальной экономики. Если рассматривать вопросы структурной пере-

стройки и роли малых и средних предприятий в этом процессе не в краткосрочном, а долгосрочном плане, следует признать необходимость поддержки различных форм сотрудничества предприятий с разными масштабами деятельности, особенно на региональном уровне.

Основными формами такого сотрудничества могут быть аутсорсинг, обслуживание производства, распределение продукции и услуг, лизинг, франчайзинг, содействие конверсии предприятий оборонных отраслей, государственночастное партнерство. Использование только рыночного механизма для реализации указанных форм сотрудничества требует длительного времени. Необходимо определенное вмешательство со стороны региональных органов власти, чтобы помочь процессу интеграции.

Важный аспект влияния малого и среднего бизнеса на региональное развитие — это решение проблемы равномерного распределения предпринимательских структур, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса населения. Следует подчеркнуть, что решение данной проблемы требует учета особенностей развития локального предпринимательства. К таким особенностям прежде всего относятся: трудности в обеспечении необходимых масштабов деятельности; дефицитность коммерческих и инфраструктурных услуг; недостаточность подходящих помещений для размещения разных фирм; острая нехватка капитала для предпринимательской деятельности; преобладание в экономике сельского хозяйства или одной отрасли промышленности; узкая сфера трудовых навыков и низкая культура предпринимательства; ограниченность структур государственной и интеграционной поддержки в отдаленных и депрессивных территориях.

Все эти особенности предпринимательства на локальном уровне могут ограничить возможности развития местной экономики и помешать предпринимателям работать вместе, достигая общих экономических целей. Необходим учет особенностей локального предпринимательства при разработке региональных и муниципальных программ поддержки. Он будет также способствовать принятию более качественных решений на федеральном уровне.

Региональная политика в сфере поддержки предпринимательства тесно связана с факторами, влияющими на выбор местоположения нового предприятия: налоговым климатом, ценой основных факторов производства, наличной инфраструктурой, доступностью основных рынков сбыта. транспортными возможностями, уровнем жизни населения, криминогенной ситуацией. Их можно разделить на три группы: факторы макроуровня влияют на формирование государственной политики по привлечению иностранного капитала в нашу страну, факторы мезоуровня непосредственно связаны с региональной политикой в сфере поддержки предпринимательства и факторы микроуровня, которые определяют выбор конкретной площадки.

На основе оценки этих факторов можно вырабатывать меры целенаправленного воздействия на размещение малых предприятий различных сфер деятельности как в целом в регионе, так и внутри него. Более того, чтобы сгладить исторически сложившиеся диспропорции и обеспечить более равномерное распределение предпринимательских структур и занятости населения, следует соотносить рейтинги различных территорий по выбранным факторам.

Анализ различных территорий с помощью рейтинга факторов позволит принимать более качественные решения по стимулированию размещения предприятий малого бизнеса на различных территориях России вообще, и внутри регионов в частности.

Важным направлением обеспечения структурной перестройки региональной экономики является создание благоприятных социально-экономических, организационно-экономических и организационно-правовых условий для реализации внутреннего потенциала МСП с использованием региональной бизнес-модели.

Цель — на основе взаимодействия секторов крупного и малого бизнеса достичь долговременных тенденций экономического роста региона.

Критерии достижения цели: рост регионального валового продукта; рост реальных располагаемых доходов; увеличение занятости.

Задачи по реализации:

♦ разработка программы мониторинга и анализ развития малого предпринимательства на уровне региона в целом и отдельных муниципальных образований для определения приоритетных направлений поддержки;

♦ анализ структуры производства и пути ее оптимизации в региональном разрезе;

♦ формирование условий для достижения синергетического эффекта взаимодействия крупных, средних и малых предприятий (отраслевой разрез);

♦ оценка потенциала развития малого бизнеса в территориальном разрезе;

♦ подготовка рекомендаций по отраслевой структуре и количеству малых предприятий на основе оценки потенциально выгодных сфер малого бизнеса и нормативных требований;

♦ формирование факторов развития малого предпринимательства: налогообложения, мер финансово-инвестиционной поддержки, нормативно-правового обеспечения, инфраструктуры поддержки, консалтинга, подготовки кадров;

♦ инициирование форм сотрудничества крупного и малого бизнеса: вхождение малых фирм в ФПГ, аутсорсинг, лизинг, франчайзинг;

♦ создание условий по обеспечению социальной защищенности и безопасности работников малых предприятий.

Непосредственными результатами роста числа малых предприятий и объемов производства их товаров и услуг,

имеющими большое социально-экономическое значение для региона, выступают рост занятости населения и увеличение бюджетных поступлений. Опосредованное влияние рост числа малых и средних предприятий может оказать на улучшение ситуации в крупном бизнесе. Во-первых, за счет увеличения бюджетных поступлений может возрасти поддержка крупного бизнеса со стороны региональных властных структур. Во-вторых, часть малых и средних предприятий постепенно может перерасти в разряд крупного бизнеса или непосредственно осуществлять участие в управлении крупными и средними предприятиями путем покупки пакетов акций.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

Конечными результатами развития «малого» сектора экономики должны стать рост валового регионального продукта и повышение уровня жизни населения, измеряемого ростом его реальных доходов. А это в свою очередь обеспечит повышение спроса на товары и услуги, в том числе на производимые малыми предприятиями.

Модернизация и совершенствование законодательного и нормативно-методического обеспечения системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, непосредственная работа по формированию многопрофильных образовательных и консалтинговых центров, внедрение новых и расширение хорошо зарекомендовавших себя форм развития предпринимательства в исполнительных и законодательных органах субъектов Федерации позволят обеспечить устойчивый долговременный рост этого важнейшего сектора региональной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мишурова И.В., Хачикьян Т.Н., Лобахина Н.А. Внутренние и внешние механизмы создания новых предпринимательских структур: монография. Ростов-н/Д.: РГЭУ (РИНХ), 2010. 176 с.

2. Развитие конкурентной среды функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства: монография / Под общ. ред. И.В. Мишуровой; РГЭУ (РИНХ). Ростов-н/Д., 2011. 224 с.

3. Сщемов И.Г. Формирование региональных ассоциативных форм предприятий малого бизнеса как механизм достижения финансовой стабильности // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 12(39).

4. Чепуренко А.Ю. Раннее предпринимательство в России // Мир России. 2008. № 2. С. 116-145. Harvard Business Review 2002-2009 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.