Научная статья на тему 'Торгово-промышленная палата РФ как ключевой элемент адаптивной инфраструктуры поддержки предпринимательства в условиях интеграции России в ВТО'

Торгово-промышленная палата РФ как ключевой элемент адаптивной инфраструктуры поддержки предпринимательства в условиях интеграции России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1125
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА / ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / КОНСАЛТИНГ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CHAMBER OF COMMERCE / OBJECTS OF INFRASTRUCTURE / CONSULTING / WORLD TRADE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палагина А. Н.

В условиях вступления России во ВТО значительно усилилась роль Торгово-промышленной палаты России как ключевого элемента инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, адаптирующего его к сложным современным экономическим процессам. Принята новая стратегия развития Палаты. На ТПП РФ возложены функции по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в части малого и среднего бизнеса. Интеграция этих элементов инфраструктуры определила новые возможности реализации поддержки предпринимательства в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Палагина А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chamber of Commerce of the Russian Federation as a key element of business support infrastructure in terms of Russia''s accession to the WTO

In the context of Russia's accession to the WTO has significantly increased the role of the Chamber of Commerce of Russia as a key element of infrastructure for small and medium businesses, adapting it to the modern complex economic processes. Adopted a new strategy for the development of the Chamber. On RF CCI entrusted with the work of the Commissioner to ensure that the Presidential Council on the protection of the rights of entrepreneurs in small and medium-sized businesses. The integration of these infrastructure elements identified new opportunities to support the implementation of entrepreneurship in the country.

Текст научной работы на тему «Торгово-промышленная палата РФ как ключевой элемент адаптивной инфраструктуры поддержки предпринимательства в условиях интеграции России в ВТО»

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РФ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ АДАПТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В ВТО

ПАЛАГИНА А.Н.,

кандидат философских наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону,

e-mail: anp@tpprf.ru

В условиях вступления России во ВТО значительно усилилась роль Торгово-промышленной палаты России как ключевого элемента инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, адаптирующего его к сложным современным экономическим процессам. Принята новая стратегия развития Палаты. На ТПП РФ возложены функции по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в части малого и среднего бизнеса. Интеграция этих элементов инфраструктуры определила новые возможности реализации поддержки предпринимательства в стране.

Кпючевые слова: торгово-промышленная палата; объекты инфраструктуры; консалтинг; Всемирная торговая организация.

CHAMBER OF COMMERCE OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A KEY ELEMENT OF BUSINESS SUPPORT INFRASTRUCTURE IN TERMS OF RUSSIA'S ACCESSION TO THE WTO

PALAGINA A.N.,

PhD, Professor,

Rostov State University of Economy, Rostov-on-Don,

e-mail: anp@tpprf.ru

In the context of Russia's accession to the WTO has significantly increased the role of the Chamber of Commerce of Russia as a key element of infrastructure for small and medium businesses, adapting it to the modern complex economic processes. Adopted a new strategy for the development of the Chamber. On RF CCI entrusted with the work of the Commissioner to ensure that the Presidential Council on the protection of the rights of entrepreneurs in small and medium-sized businesses. The integration of these infrastructure elements identified new opportunities to support the implementation of entrepreneurship in the country.

Keywords: Chamber of Commerce; objects of infrastructure; consulting; World Trade Organization.

JEL classification: E61, E63, E66.

Президент В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. подчеркнул, что «мировое развитие становится все более противоречивым и более динамичным. В этих условиях возрастает историческая ответственность России. И не только как одного из ключевых гарантов глобальной и региональной стабильности, а как государства, которое последовательно отстаивает свои ценностные подходы. В том числе, в международных отношениях» (Послание Президента Федеральному Собранию..., 2013), важной частью которых является экономическая политика.

Кризисные тенденции в мировой экономике привели на определенном этапе к снижению большинства производственных показателей во всем хозяйственном пространстве. В условиях глобализации наша страна не может

© А.Н. Палагина, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

избежать кризиса. Но «чрезвычайно важен, - по мнению академика Е.М. Примакова, - при этом вывод, что экономический спад в России в 2013 году обусловлен внутренними, а не внешними причинами» (Примаков, 2014).

Один из уроков кризиса 2008-2009 гг., по мнению Е.М. Примакова, - усиление в США и в странах Евросоюза влияния государства на экономику. Такой тренд сохраняется (Примаков, 2014). Таким образом, в период экономического спада государство стремится смягчить последствия происходящего путем поддержки предпринимательства. Возобновление устойчивого экономического роста, в свою очередь, решает задачи социального развития - приводит к увеличению рабочих мест и росту доходов региональных и местных бюджетов, которые во многом определяются поступлениями от сектора малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).

В последние годы была проделана большая работа по созданию эффективных механизмов поддержки МСП, выстроена многоуровневая система мероприятий и соответствующих инструментов, обеспечивающих функционирование различных форм предпринимательства. Однако нельзя не отметить, что большинство мер долгое время носило материальный характер и зачастую сводилось к имущественной и финансовой помощи бизнесу. Иными словами, и при формировании государственной идеологии поддержки предпринимательства идет дискуссия о приоритетах экономической политики. И, по мнению академика Е.М. Примакова, «стержень, вокруг которого раскручивались противоречия в экономической политике, это - выбор: на чем сделать акцент, на стимулировании экономического роста, либо на финансовой консолидации» (Примаков, 2014).

Именно МСП, в силу своей специфики, чаще субъектов, функционирующих в более крупных масштабах, нуждаются в мерах системного характера, способных оказать влияние на ситуацию в целом. И, в первую очередь, - в комплексной многоуровневой, стабильно и профессионально функционирующей системе адаптации хозяйствующих субъектов сектора МСП разной степени «продвинутости» в бизнесе - от стартапов, самозанятых, нуждающихся в «тотальном» консультировании и постоянном сопровождении, до высокотехнологичных иннвационных компаний, обращающихся за консультациями по отдельным вопросам организации своей хозяйственной «жизни». Для первой группы обозначенных нами пользователей проблема усугубляется затруднением доступа к консалтингу, обусловленным относительно высокой его стоимостью в ракурсе небольшого, часто семейного бизнеса.

По мнению Президента страны, ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей (Послание Президента Федеральному Собранию., 2013). Это обуславливает необходимость постановки новых актуальных задач в современных реалиях, а также гораздо более эффективного использования потенциала общественных объединений предпринимателей.

Как следствие, актуальной представляется отработка наиболее эффективной модели адаптивной инфраструктуры поддержки предпринимательства с участием бизнес-объединений, напрямую взаимодействующих с предприятиями и оказывающих востребованные бизнесом всех уровней услуги.

Особенную актуальность вопросы предоставления консультационной поддержки приобретают в связи с тем, что в 2012 г. наша страна стала полноправным членом ВТО. Присоединение к этой авторитетной мировой системе имеет как преимущества, так и определенные риски. Среди выгодных последствий для отечественного предпринимательства - интеграция в мировую экономику, устранение барьеров для экспорта, ослабление дискриминации российского бизнеса на международных рынках, стимулирование экономики, рост производства.

Членство России в ВТО и соответствие всем требованиям и правилам, установленным данной организацией, существенно меняет условия, прежде всего, для предприятий МСП. Вхождение в торговое пространство, объединяющее 150 стран мира, открывает огромные возможности для выхода на внешние рынки. Тем не менее, существуют и определенные риски. Очевидно неизбежное и значительное усиление конкуренции - не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с серьезными международными структурами.

По объемам ВВП Россия вошла в пятерку крупнейших экономик мира. Однако по такому ключевому показателю, как производительность труда, мы отстаем от ведущих стран в 2-3 раза (Послание Президента Федеральному Собранию., 2013).

Результаты различных исследований показывают, что МСП пока не осознал всех возможностей и последствий, которые принесет для данного сектора российской экономики в целом присоединение России к ВТО и последующее открытие внутренних рынков для более конкурентоспособных международных предприятий.

В частности, такие выводы можно сделать, анализируя итоги мониторинга состояния МСП, проведенного ТПП РФ совместно с Минэкономразвития в 2012 г. с целью выявления проблем и ключевых потребностей МСП в условиях присоединения России к ВТО (Обобщенныерезультаты анкетирования..., 2012). (В 2013 г. такой мониторинг проводился в несколько модернизированной форме - путем анализа блогосферы).

Анализ полученных ответов демонстрирует неоднозначность отношения предпринимателей к факту вступления России в ВТО. Большинство принимавших участие в опросе (60 и 56,3% соответственно) предположили, что это приведет в целом к отрицательным последствиям.

Таким образом, по мнению респондентов, именно анализируемый нами сектор является наиболее уязвимым в рамках ВТО. Только пятая часть всех опрошенных рассчитывает на положительные тенденции, что в большей степени обусловлено отрывающими будущими, предположительными возможностями выхода на новые внешние рынки.

45,5%

Крупный бизнес

Средний бизнес

30,3%

24,2%

60,0%

Малый бизнес ,

| 56,3%

□ К положительным последствиям □ Никак не повлияет □ К отрицательным последствиям

Рис. 1. Как Вы считаете, вступление в ВТО приведет для бизнеса, в зависимости от размера компании, к..., %

Правовая поддержка, консультирование (возможно, на базе центров поддержки экспорта, ЕИКЦ, ТПП)

Внедрение систем менеджмента качества (СМК), защита интеллектуальной собственности, внедрение программ ресурсо- и энергосбережения

Мероприятия по продвижению продукции в России и за рубежом (деловые миссии, выставки, ярмарки, информационные дни и пр.), субсидирование участия МСП в таких мероприятиях

Стимулирование производства инновационной продукции МСП, финансовая поддержка инновационных МСП

Информационная поддержка - создание портала, горячей линии, система обратной связи с малым бизнесом

Обучение (возможно, на базе центров поддержки экспорта, ЕИКЦ, Т ИП)

Повышение квалификации персонала организаций инфраструктуры поддержки МСП по вопросам адаптации МСП к условиям присоединения России к ВТО

Другое

74,3% 71,4% 68,6% 68,6% 65,7% 62,9% 54,3%

11,4%

Рис. 2. Какие первоочередные меры поддержки по вопросам адаптации к вступлению в ВТО будут наиболее востребованы среди МСП?

Более 74% респондентов отметили необходимость правовой и консультационной поддержки в рамках вступления в ВТО (рис. 2). Этот факт показывает, во-первых, готовность бизнеса учиться и совершенствоваться, а, во-вторых, иллюстрирует острую востребованность специализированных программ по данному виду поддержки. Крайне важно предложить и реализовать комплекс мер системного характера, направленный то, чтобы выгоды и преимущества для МСП стали реальными, а риски - минимальными.

С учетом имеющегося опыта участия в этих процессах в рамках государства объединений предпринимателей представляется целесообразным реализовывать данную стратегию через дальнейшее развитие организаций адаптивной инфраструктуры поддержки МСП.

Инфраструктура поддержки МСП является ключевым элементом масштабного механизма государственного регулирования экономических процессов. При этом предприятия, входящие в эту систему, имеют широкий спектр направлений деятельности. Специфичность целей на каждом конкретном этапе диктует и приоритеты в востребованности конкретных форм инфраструктуры.

Опыт и развитых стран, и современной России показывает, что серьезных результатов в области развития МСП можно достичь, используя механизмы скоординированной работы органов власти совместно с общественными организациями, выполняющими функции адаптивной инфраструктуры поддержки бизнеса.

Согласно исследованию, проведенному по инициативе Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) (Partnerships for Small Enterprise Development, 2013), наиболее активно защищают интересы

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

МСП торгово-промышленные и ремесленнические палаты, объединения и ассоциации предпринимателей, которые оказывают существенное влияние на законотворческие, правоприменительные и экономические процессы в своих странах. Они не только пропагандируют предпринимательские идеи и лоббируют интересы бизнеса на различных уровнях власти, но и уделяют особое внимание решению многих проблем развития предпринимательства, оказывают предприятиям информационную и консультационную поддержку (Кунин, Александрова, 2011).

На современном этапе именно Торгово-промышленная палата РФ является ключевым игроком в области поддержки малого бизнеса среди других общественных организаций российского бизнеса. И это не случайно.

В мировой практике одной из наиболее часто используемых форм объединения предпринимателей с целью лоббирования и защиты интересов выступает создание палат торговцев и промышленников. Подобные организации уже зарекомендовали себя в большинстве развитых стран.

В современной отечественной истории взаимоотношений бизнеса и власти первые примеры внедрения практики представительства интересов бизнеса показали свою эффективность в деятельности именно системы торгово-промышленных палат. ТПП РФ с 1993 г. ведет работу на основании специального закона - Закона Российской Федерации от 07.07.1993 г. № 5340-1 (в настоящее время - в редакции от 23.07.2008 г.) и является наиболее эффективным участником реализации государственных и муниципальных программ МСП и, соответственно, системным элементом инфраструктуры поддержки.

Торгово-промышленные палаты оказывают достаточно широкий спектр услуг для бизнеса. Это юридические услуги, разработка бизнес-планов и сопровождение инвестиционных проектов, информационное обслуживание и консультирование, маркетинг, содействие организации электронных торгов, выставочно-ярморочная деятельность, деловое образование, подготовка кадров и другие. Вместе с тем, палаты прямо не указаны в перечне объектов инфраструктуры поддержки субъектов МСП, предусмотренном ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это обстоятельство дает формальный повод некоторым органам власти субъектов РФ, не заинтересованным в максимальной прозрачности при организации конкурсов и торгов, а также не стремящимся к активному участию ведущих бизнес-объединений страны в контроле за своей работой, не включать палаты в число исполнителей программ.

ТПП РФ - это негосударственная некоммерческая организация, созданная по инициативе российских коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, объединяющая своих членов для реализации целей и задач развития предпринимательских структур всех уровней. Организована в целях содействия промышленной, финансовой, торговой, научной и информационной политике, урегулирования отношений предпринимателей с их социальными партнерами, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и организации взаимодействия между бизнесом и государством в лице его органов, развитию сотрудничества с предпринимателями зарубежных стран, а также согласования и представительства интересов членов ТПП России, предпринимателей и их объединений независимо (Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации), что полностью соответствует целям и задачам государственной политики в области развития и поддержки МСП, реализуемой через соответствующие программы.

28 июня 2012 г. Правлением была утверждена Стратегия развития системы ТПП РФ до 2020 г., в которой четко, современным языком обозначена профессиональная роль Палаты в улучшении делового и инвестиционного климата, повышении конкурентоспособности России и вовлечении в экономическую деятельность страны активных участников. Реализация намеченного требует достижения целей по 3-м направлениям: создание конкурентоспособных условий для бизнеса, содействие развитию бизнеса и человеческого потенциала.

В качестве ключевого направления в рамках достижения поставленных задач в стратегии обозначен рост эффективности регулирующего воздействия государства.

На первом этапе - этапе активации (2013-2014) особое внимание отводится вопросам участия в государственных программах. Взаимодействие с органами власти и иными организациями является первостепенной задачей, в связи с поставленной целью развития и внедрения новых видов услуг для сферы МСП. В целях комплексной поддержки предпринимательства на разных его этапах системе ТПП требуется расширение портфеля сервисов. Наиболее приоритетные сервисы определяются путем оценки их востребованности бизнесом, финансовой привлекательности и реализуемости в системе ТПП.

Определение такого рода услуг в современных условиях возможно путем реализации исследовательских проектов, касающихся отдельных вопросов функционирования бизнеса и предпринимательской среды в целом, а также путем налаживания обратных связей с группами - держателями интересов в заданных сферах.

Вполне очевидно, что реализация новой стратегии развития ТПП - через формирование портфеля эффективных сервисных услуг, более активного включения Палаты в процессы создания комфортной предпринимательской среды -позволит сформировать новый облик системы ТПП как ведущего объекта инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране, ориентированного, в первую очередь, на МСП.

Реализация этого функционального содержания представлена в двухуровневой системе приоритетов оказания услуг для бизнеса, зафиксированной в стратегии ТПП РФ. Определены услуги первого и второго уровня приоритетов. К услугам первого периода мы относим профессиональное обучение, юридические услуги, таможенный консалтинг, содействие привлечению инвестиций, выставочно-ярморочную и конгрессную деятельность, подбор и сертификацию кадров, организацию деловых миссий. К услугам второго порядка, к примеру, относятся оценочная деятельность, коммерческая экспертиза и сертификация, третейские суды и медиация, обеспечение безопасности бизнеса, электронные закупки и другие.

Следующий этап - активного роста (2015-2017 гг.) - предполагает рост эффективности деятельности ТПП в области оказания сервисных услуг за счет совершенствования механизма тиражирования лучшего опыта и знаний палат на различных уровнях управления. Особое внимание уделено формированию устойчивой трехуровневой системы взаимодействия и координации деятельности в формате: ТПП РФ - ТПП субъекта РФ - муниципальные ТПП. На этом этапе предусмотрена возможность создания дочерних организаций, ориентированных на решение конкретных проблем МСП. В результате реализации завершающего этапа планируется достижение состояния системы ТПП РФ, предполагающее:

• создание представительств, филиалов палат субъектов РФ и муниципальных ТПП во всех крупных и средних российских городах и муниципальных районах;

• сетевое развитие дочерних организаций в наиболее активных российских регионах;

• формирование портфеля новых сервисов для удовлетворения актуальных потребностей бизнеса.

При этом используемый механизм непрерывного совершенствования позволит в момент необходимости адаптировать стратегию к новым экономическим условиям внешней среды.

Приведем примеры значимых проектов в рамках Стратегии.

Создание Электронной ТПП, целью которого является улучшение качества и доступности услуг, упрощение процедур, сокращение сроков и издержек предпринимателей при их получении, внедрение единых стандартов обслуживания, осуществление мониторинга бизнес-климата в стране.

В рамках этой же логики строится работа по созданию нового информационного ресурса «Путеводитель для бизнеса». Цель его создания - формирование единого информационного ресурса для системы палат и российского предпринимательского сообщества, включающего нормативно-правовую базу для ведения бизнеса и информацию о программах государственной поддержки МСП, другую актуальную информацию. Создание ресурса предполагает организацию последующего мониторинга силами экспертов палаты качества и доступности государственных услуг, предоставляемых бизнесу.

Принципиальным моментом в представленной модели оказания услуг бизнесу выступает система сбора обратной связи от групп держателей интересов, которая предполагает создание автоматизированной системы мониторинга поставщиков и потребителей коммерческих услуг. В последующем - формирование эффективного виртуального механизма, обеспечивающего обратную связь в режиме реального времени между «сторонами» и мониторинг наиболее востребованных видов, для дальнейшего выявления потребностей в новых видах услуг, а также определения лидеров в развитии конкретных услуг, аккумулирования их опыта и обеспечения его эффективного тиражирования.

Система обратной связи предполагает регулярное проведение мониторинга представленных выше вопросов с целью своевременного проведения корректирующих и предупреждающих мероприятий, которые позволят повысить эффективность ее работы.

Ключевая роль в современной системе взаимоотношений хозяйствующих субъектов отводится досудебному урегулированию споров, основой которой, традиционно - по квалификации и уровню компетенций, а также встро-енности в сложившиеся международные традиции решения проблем такого уровня - выступала система третейских судов ТПП.

Следует отметить, что в настоящий момент она эффективно дополняется складывающимся институтом медиации (посредничества) в разрешении конфликтных вопросов при ведении бизнеса. Крайне востребованными эти механизмы оказываются и в нарождающейся практике нового государственного инструмента улучшения предпринимательского климата в стране - уполномоченных по защите прав предпринимателей.

При этом, как было отмечено Президентом страны, «...механизмы разрешения хозяйственных споров по-прежнему далеки от лучших мировых практик, в том числе нам нужно серьезно повысить авторитет третейских судов» (Послание Президента Федеральному Собранию., 2013). Поэтому Торгово-промышленной палате совместно с Правительством и РСПП предстоит оперативно разработать и внести в Госдуму законопроект о кардинальном совершенствовании третейского судопроизводства.

В 2012 г. значительно усилена функция палаты по защите малого и среднего бизнеса, как одна из наиболее актуальных на современном этапе. В Палате был создан Департамент по защите малого и среднего бизнеса, являющийся рабочим аппаратом общественного представителя Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Передача части функций в структуру, с момента начала своей деятельности ориентированную на проблемы предпринимательства в стране, позволит снять часть нагрузки с федерального Уполномоченного. Особую актуальность этому решению придает тот факт, что в настоящее время далеко не все регионы ввели должности уполномоченных по защите прав предпринимателей. Одновременно обеспечивается возможность решения текущих проблем бизнеса и подготовки заключений для принятия в последующем органами власти и должностными лицами, наделенными отдельными публичными полномочиями, необходимых мер. Эта работа проводится экспертами организации, которая уже более 20 лет новейшей экономической истории России профессионально и на основании специального законодательства занимается поддержкой предпринимательства.

После введения должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в России ТПП РФ взяла на себя функции, которые связаны с нарушением прав и законных интересов именно субъектов МСП.

Обращения предпринимателей, поступая Уполномоченному при Президенте РФ, направляются им для рассмотрения его общественному представителю по защите прав малого и среднего бизнеса. Непосредственно в рамках

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

самого Департамента жалобы распределяются между экспертами в основном по территориальному признаку, в соответствии с закреплением по федеральным округам. Работа построена таким образом, что в 30-дневный срок готовятся экспертные заключения, а также обращения в органы власти о принятии необходимых мер в соответствии с требованиями законодательства.

Основными направлениями работы Департамента выступают:

• содействие в осуществлении контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов МСП органами государственной власти и местного самоуправления;

• оказание содействия в защите прав и законных интересов субъектов МСП, в том числе с привлечением арбитражных институтов (третейских судов) и органов по регулированию споров с участием посредника (процедуры медиации) при ТПП РФ;

• взаимодействие с предпринимательским сообществом по вопросам защиты прав и законных интересов МСП;

• оказание помощи территориальным палатам и привлечение их к совместному решению вопросов по защите прав и законных интересов МСП.

На современном этапе решение проблем, имеющих системный характер и напрямую затрагивающих интересы МСП, требует интеграции усилий всех организаций инфраструктуры поддержки бизнеса, как государственных, так и общественных. Крайне актуальной также представляется эффективная координация и взаимное согласование всех аспектов деятельности различных объединений предпринимателей и структур, выражающих интересы как самих предпринимателей, так и других членов общества, вовлеченных в совместную хозяйственную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

Кунин В.А., Александрова Е.А. (2011). Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. № 1. Вып. 2(176). C. 36-43;

Послание Президента Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. Доступно на: http://www.kremlin.ru/news/19825 (дата обращения 15.01.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примаков Е.М. (2014). Российская Газета от 14.01. Доступно на: http://www.rg.ru/2014/01/13/primakov.html.

Обобщенные результаты анкетирования территориальных торгово-промышленных палат, проведенного в рамках мониторинга, организованного ТПП России совместно с Минэкономразвития России «Мониторинг состояния малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации» // ТПП РФ. Москва, июнь 2012 г.

Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Доступно на: http://www.tpprf.ru/ (дата обращения 21.10.2013).

Ханферян В. (2012). Снова в строю // Эксперт. № 15(798), 16 апреля.

Partnerships for Small Enterprise Development. (2013). Доступно на: http://www.unido.org/fileadmin/user_media/ Publications/. Pub_free/Partnerships_for_small_enterprise_development.pdf (дата обращения 23.10.2013).

REFERENCES

Address to the Federal Assembly of 12.12.2013. Available at: http://www.kremlin.ru/news/19825 (date accessed 15.01.2014). (In Russian.)

Hanferyan V. (2012). Back in the ranks. Expert, no. 15(798), April 16. (In Russian.)

Kunin V.A., Alexandrova E.A. (2011). Analysis of international experience to support small business. Russian Entrepreneurship, no. 1., Issue. 2(176), pp. 36-43. (In Russian.)

Official site of the Chamber of Commerce of the Russian Federation. Available at: http://www.tpprf.ru/ (date accessed 21.10.2013). (In Russian.)

Partnerships for Small Enterprise Development. (2013). Available at: http://www.unido.org/fileadmin/user_media/ Publications/ Pub_free / Partnerships_for_small_enterprise_development.pdf (date accessed 23.10.2013).

Primakov E.M. (2014). Rossiyskaya Gazeta. 14.01. Available at: http://www.rg.ru/2014/01/13/primakov.html. (In Russian.)

Summarized results of the survey territorial chambers of commerce conducted in the framework of monitoring, organized jointly with the Russian Chamber of Commerce Economic Development of Russia "Monitoring of small and medium enterprises in the Russian Federation". Moscow, June 2012. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.