Научная статья на тему 'Опыт организации инвестиций для малого предпринимательства в экономически развитых странах'

Опыт организации инвестиций для малого предпринимательства в экономически развитых странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
857
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КРИТЕРИИ (ИНДИКАТОРЫ) ПОВЕДЕНИЯ / МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / СТЕПЕНЬ ПРЕВОСХОДСТВА / ИНВЕСТИЦИИ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INVESTMENTS / SMALL INNOVATIVE BUSINESS / SMALL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Далакова Л. М.

Малое предпринимательство является большим сегментом экономики в большинстве высокоразвитых стран, равно как и существенным фактором их дальнейшего развития. Успех этого в значительной степени связан с эффективной организацией инвестиций для малого бизнеса, которые в разных странах имеют свои особенности, но общий принцип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Далакова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of the organization of investments for small business in economically developed countries

Small business is the big segment of economy in the majority of the advanced countries and is the essential factor of their further development. The success of it is substantially connected with the effective organization of investments for a small-scale business which in the different countries has the features, but the general principle.

Текст научной работы на тему «Опыт организации инвестиций для малого предпринимательства в экономически развитых странах»

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

ДАЛАКОВА Л.М.,

старший преподаватель,

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. М.Д. Миллионщикова,

е-mail: laylay300@hotbox.ru

Малое предпринимательство является большим сегментом экономики в большинстве высокоразвитых стран, равно как и существенным фактором их дальнейшего развития. Успех этого в значительной степени связан с эффективной организацией инвестиций для малого бизнеса, которые в разных странах имеют свои особенности, но общий принцип.

Ключевые слова: инвестиции; малое инновационное предпринимательство; малые предприятия.

Small business is the big segment of economy in the majority of the advanced countries and is the essential factor of their further development. The success of it is substantially connected with the effective organization of investments for a small-scale business which in the different countries has the features, but the general principle.

Keywords: investments; small innovative business; small enterprises.

Коды классификатора JEL: D92, G11, L26.

Малое предпринимательство в большинстве экономически развитых стран мира является важнейшим элементом национальной экономики. Это связано, прежде всего, с эффективной организацией инвестиционного процесса в эту сферу предпринимательской деятельности. При развитии малого предпринимательства в инновационной сфере важным является оптимальное сочетание форм и методов государственного регулирования с использованием рыночных рычагов и стимулов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах-членах ЕС их не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий [4, с. 64].

Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Некоторые страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок. Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом. В связи с этим, важная роль отводится мероприятиям государства по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства.

Типичные трудности, с которыми сталкивается частный предприниматель в Европе, состоят в: недостатке стартового капитала, отсутствии четкого бизнес-плана, незнании законов, рыночной конъюнктуры и т.д. Поэтому в странах ЕС государство оказывает начинающим предпринимателям как финансовую, так и консультативную помощь в создании малых предприятий, организует их обучение. Более того, в Дании, например, за безработным, открывшим собственное дело, в течение 3 лет сохраняется пособие по безработице.

Все государства ЕС, используя различные рычаги, помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования. Некоторые страны основное внимание уделяют обеспечению гарантий займа. Однако в большинстве государств Запада создаются особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса, которые используются для предоставления инвестиций субсидий, льготных займов, а также фискальных льгот и дотаций. Все страны ЕС, так или иначе, смягчают налоговое бремя для малого и среднего предпринимательства [11, с. 53]. Например, в Великобритании для малых фирм применяются пониженные ставки налога на доходы и налога на инвестиции в новые сферы малого бизнеса, в том числе связанные с высоким уровнем риска [6, с. 92].

Значительная роль в стимулировании развития малых фирм Великобритании принадлежит бюджетной политике правительства. Большое значение для малого бизнеса страны имеют программы оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентства помощи предприятиям местного значения», которые осуществляют финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне [14, с. 102].

С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий применяется практика субсидированных тренингов (Германия, Ирландия) или предоставления льгот при осуществлении программ обучения сотрудни-

© Л.М. Далакова, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ков (Бельгия, Франция), а также открытие специальных бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).

Активная поддержка малого и среднего бизнеса западными государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира [3, с. 4].

В таких странах как Бельгия, Франция и Нидерланды малому и среднему бизнесу предоставляется рисковый капитал. При этом правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов [8, с. 138].

В Германии основателям новых малых фирм предоставляются кредиты на срок до 20 лет. Кроме этого и правительство из бюджета выделяет средства на создание новых малых предприятий. Субподрядные контракты дают возможность малым фирмам получать доступ к "ноу-хау" крупных корпораций [13, с. 12].

Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.

Программы содействия развитию малого бизнеса Германии предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;

^ кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

кредитование малых предприятий, участвующих в развитии отсталых экономических регионов Германии; кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем; проектное финансирование предприятий, занятых в отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства [9, с. 76].

Если в каком-нибудь деле на постоянной основе задействовано не более девяти наемных работников, а его годовой доход не превышает 700 тыс., это называется малым семейным предприятием (МСП). Таковых в ФРГ насчитывается сейчас почти 3,5 млн. 20 млн. работающих в МСП - это почти 70% всего занятого населения страны. Именно эти люди дают в казну 41% всех налоговых отчислений и производят половину всего ВВП [10].

80% компаний — это малые фирмы, на которых задействовано более 70% работоспособного населения страны. Ежегодно на территории ФРГ возникает не менее 300-500 новых венчурных фирм. На долю малых компаний в Германии приходится до 60-70% всех зарегистрированных патентов и открытий.

Каждый коренной житель страны, желающий организовать собственное дело, может легко получить льготный кредит в размере до 50 тыс. Государственный кредит выдается через ряд коммерческих банков сроком на 20 лет. При этом бизнесмен в течение первых 2 лет пользуется денежными средствами безвозмездно — не гасит ни саму задолженность, ни проценты по ней. Затем еще 8 лет он вносит в банк только льготные проценты — до 4-5% годовых за пользование займом. А саму сумму нужно будет покрывать только на одиннадцатый год с момента ее получения. При этом проведение исследований и научных работ в определенных областях безвозмездно компенсируется правительством в размере до 40 тыс. [10].

Можно с уверенностью сказать, что сегодняшние малые немецкие компании — это самая настоящая кузница кадров. 75-80% выпускников вузов предпочитают начинать свою трудовую деятельность именно на малых предприятиях. И не зря: более 80% всех договоров о повышении квалификации с высшими учебными заведениями заключают именно частные предприниматели.

У предпринимателей, благодаря дотациям государства, льготному налогообложению и специальным низким расценкам на аренду офисов, издержки на порядок ниже, чем у крупных компаний. Концерны поняли выгоды малого бизнеса и стали дробиться. В Германии сегодня и не разберешь, где действительно малая фирма, а где малая компания — официальная часть крупного холдинга.

Государству это стало выгодно. Благодаря дроблению крупных компаний на мелкие, расходы последних значительно ниже, и они становятся крайне привлекательными для иностранных инвестиций. Последние годы ознаменовались серьезными американскими, шведскими и даже японскими инвестиционными вложениями в научно-исследовательские малые фирмы ФРГ. Ежегодно из-за рубежа на НИОКР привлекается не менее $250-270 млрд. [5].

Малые компании постоянно стремятся к снижению собственных расходов. Так, в Европе, а особенно в Австрии и Германии, огромным спросом пользуются почасовые офисы.

Еще один немецкий феномен — «предприниматели-совместители». Те, кто не очень загружен основной работой на крупной компании, организуют собственный малый бизнес. Это особенно распространено у юристов, бухгалтеров, аудиторов. Есть и крупные концерны, которые позволяют своим сотрудникам постоянно трудиться дома.

В Испании существует множество программ поддержки и развития малого предпринимательства. Правительство страны уделяет большое внимание субъектам малого предпринимательства, принимающим активное участие в социальной политике страны путем создания дополнительных рабочих мест для социально незащищенных граждан, таких как студенты, женщины, эмигранты и т.д., а также способствует развитию регионов с низкими экономическими показателями.

Правительство Испании большое внимание уделяет развитию наукоемких отраслей и научных достижений. Государство содействует поддержке малого предпринимательства, создавая большое количество различных организаций и фондов. Такие организации делятся на две группы, в которые входят общества по поддержке малого предпринимательства на территории стран Евросоюза. К первой группе относятся общества взаимного гарантирования. Данные предприятия предоставляют гарантии для кредиторов с целью получения кредитов для развития малого бизнеса, предоставляя свою собственность для залога или выступая поручителями. Вторая группа включает в себя общества взаимного финан-

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

233

сирования, которые финансируют, инвестируют и предоставляют субсидии для субъектов малого предпринимательства. В данную группу входит Государственный институт официального кредитования Испании [10].

К положительным сторонам развития малого предпринимательства в Испании относится низкий уровень бюрократии. Для регистрации малого предприятия и получения лицензии предприниматели тратят не более 24 ч. Такие же условия распространяются и на иностранцев, в результате они принимают участие в развитии малого предпринимательства страны.

Содействие развитию малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации -Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. [2, с. 48].

В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы [11, с. 55].

На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн. малых компаний, причем ежегодно открывается еще не менее 1 млн новых. Каждая третья американская семья занята в малом бизнесе. В целом же компании со штатом до 100 человек обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения США. Некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000-5000. И более половины из них менее чем за 2-3 года перемещается в строки компаний с ежегодным доходом более $1 млн.

Согласно статистическим данным ассоциации малого бизнеса США, более половины успешно и быстро развивающихся компаний создавались на базе офиса на дому, при этом их стартовые затраты не превышали $25 000.

В Америке процветают венчурные фонды — компании, которые на собственный страх и риск, без вероятности вернуть вложения, финансируют новые, в том числе сомнительные проекты. Ежегодно американские венчурные фонды обеспечивают местных предпринимателей не менее $36 млрд [10].

Еще одна специфика малого бизнеса Америки - широкое распространение франчайзинга. Еще в середине XIX века здесь развернули свои франчайзинговые сети такие компании, как «Зингер» и «Дженерал моторс». На сегодняшний день, согласно оценкам Международной ассоциации франчайзинга, в США действуют более 2000 франчайзеров и приблизительно 600 000 получателей франшизы.

В отличие от Западной Европы и России, в США малая компания выглядит довольно крупно. Малым предприятием, в зависимости от того, в какой отрасли оно работает, может называться компания с числом сотрудников от 1 до 1500 чел., а годовой оборот не превышает $15 млн [10]. Поэтому малой компанией в США может быть и бакалейная лавка, и компания по добыче и переработке нефти.

За время существования Структуры Американской администрации поддержки малого бизнеса 20 млн. малых предприятий США получили прямую либо косвенную поддержку [7, с. 72]. Текущий портфель программ поддержки оставляет 340 000 ссуд субъектам малого предпринимательства на сумму более $49 млрд. Главная задача структуры — выступать в роли гаранта кредита малым предприятиям перед банком. Как правило, такие гарантии необходимы в трех случаях: если предприятие берет кредит на старте и не имеет кредитной истории; если заемщик нуждается в долгосрочной ссуде, срок которой превышает внутренние кредитные требования банка; при условии выдачи ссуды на вид деятельности, неизвестной кредитору [15, с. 93].

При этом в структуре действуют три разные программы кредитования: для пополнения оборотного капитала малых предприятий, для покупки земли имущества и оборудования и программа микрокредитования. По первым двум программам предприятие получает ссуду в банке. Со своей стороны SBA выступает гарантом кредита. В программе микрокредитования схема иная - ссуда в объеме не более $750 тыс. федеральных средств выдается структурой посреднику, распределяющему более мелкие суммы на кредитование малых предприятий [12, с. 17]. Главные требования к посреднику следующие - это должна быть некоммерческая, но профессиональная в области финансирования организация с опытом работы микрокредитования не менее года, организация должна оказывать не только финансовую, но и консалтинговую помощь предприятиям.

Число неплательщиков, как правило, составляет не более 6% от общего числа заемщиков. В программе микрокредитования эти показатели еще лучше — менее 6% МП не платят посредникам и менее 2% посредников не платят SBA [10]. Но главное — прозрачность работы структуры, как при выборе микрофинансовой организации, так и при выяснении причин, по которым происходит сбой в работе организации посредника. Кроме того, структура предполагает строгую финансовую отчетность и контроль над эффективным использованием выделяемых из бюджета средств.

Все реализуемые в рамках программы решения контролируются независимыми инспекторами, которые формально работают в SBA, но независимы от структуры администрации. Поэтому, обнаружив любое нарушение, они могут незамедлительно направить запрос непосредственно в Конгресс США или президенту Америки.

Японский опыт поддержки и развития МСП отличается высоким уровнем государственного влияния на основные процессы реформирования экономики страны. За короткий исторический период Япония вошла в число лидеров мировой экономики, обладая весьма ограниченными природными ресурсами. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политике, ориентированной на всемерную поддержку и развитие МСП. Успешность реформирования японской экономики во многом определялась быстротой и адекватностью реакции государственных органов управления на изменения, происходящие на глобальных и внутренних рынках. Учитывая высокую значимость сектора МСП в экономике страны, особое внимание в процессах реформирования всегда уделяется совершенствованию взаимодействия государственных, региональных и местных органов власти с разветвленной инфраструктурой поддержки МСП.

Государство поддерживает малые и средние предприятия, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров, оказывая организационную помощь.

После финансового кризиса 1997-1998 гг., который был в Южной Корее и в других странах Азии, правительство страны обратило внимание на малое предпринимательство, осознав их роль в развитии экономики [1, с. 121].

После завершения финансового кризиса правительство начало поддерживать некоторые малые и средние предприятия, погасив часть их кредитной задолженности. С помощью поддержки правительства Южной Кореи были созданы спе-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

циальные ассоциации, инвестиционные фонды и научно-технические центры, которые ориентировались на субъекты малого предпринимательства. Банки начали активно предоставлять кредитные средства малым предприятиям. Произошла смена направлений малого предпринимательства из аграрной, пищевой промышленности на развитие инновационного и наукоемкого производства. Благодаря росту количества малых предприятий произошло уменьшение уровня безработицы, пополнение бюджета страны и увеличение ВВП [16, с. 42].

Как следует из вышесказанного, государственные и негосударственные механизмы поддержки играют важную роль в развитии малого предпринимательства. Следует анализировать зарубежные формы поддержки с целью использования их в отечественных условиях. Необходимо расширить принятие комплексных государственных мер по стимулированию создания малого предпринимательства в разных отраслях, что окажет существенное влияние на увеличение доли поставляемой на рынок высокотехнологичной продукции и формирование национальной инновационной инфраструктуры, развитие которой на современном этапе является важной задачей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрианов В.Д. Финансово-промышленные группы Южной Кореи и перспективы их инвестиционного сотрудничества с Россией. Проблемы Корейского полуострова и интересы России // Материалы 2-ой научной конференции. М., 1998.

2. Бадей Г.П., Быкова Т.П., Наумович Н.К., Невиак Свен-Олаф, Тарасевич Ж.К., Шерснева С.П. Поддержка малого бизнеса как фактор активизации предпринимательской деятельности в регионах. Современные финансовые и иные механизмы. Справочноаналитический материал. Минск, 2010.

3. Германович Г.В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по их оценке в Республике Беларусь // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Минск, 2003. № 12.

4. Гринберг Р.С. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. М.: Наука, 2006. 258 с.

5. Два лица немецкого малого бизнеса // ИА «Альянс Медиа» // http://serbia.aUbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=4.

6. Дьячкина Л. Малый и средний бизнес Великобритании // Проблемы теории и практики управления. М. 2006. № 3.

7. Зайцев О. Программы микрокредитования в США // Банковская практика за рубежом. Киев. 2006. № 2.

8. Крутик А.Б., Горенбургов М.Д. Малое предпринимательство и бизнес - коммуникации: учеб. пособие. СПб.: Изд. дом "Бизнес-пресса, 1998. 295 с.

9. Ложкин О.Б. Формула эффективности бизнеса. М.: МГУП, 2006. 150 с.

10. Малый бизнес: зарубежный опыт // ТПП-Информ // http://www.nisse.ru/business/article/article_1141.html.

11. Найденов Н.Д., Найденова Т.А., Воронцов Е.В. Государственная и общественная поддержка малого предпринимательства в регионе (на примере Республики Коми): монография. Сыктывкар, 1999. 99 с.

12. Поддержка малого бизнеса в США // Бизнес-Пресс: ежеквартальный информационный бюллетень Липецкой торговопромышленной палаты. Липецк- 2008. № 1.

13. Саал Т. Анализ и тенденции развития малых инновационных предприятий промышленности: автореф. дис. ... канд. наук: 08.00.05. М.: МАЭП, 2011. 25 с.

14. Сорокина В. Малый бизнес по-британски // МЭМО. М., 1996. № 9.

15. Судакова Н.А. Американские индивидуальные предприятия: современное состояние и организация // США. Канада. Экономика - политика - культура. М. 2008. № 5.

16. Kim Jong Seok. Regulatory reform on Korea: towards a free market system, in: Dynamic transformation / Eds. O.C. Lim, W Chang. Urbana (ILL): Seoul, 1990. 103 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.