Научная статья на тему 'Трансформация системы управления малым и средним бизнесом на региональном уровне'

Трансформация системы управления малым и средним бизнесом на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / REGIONAL GOVERNANCE SYSTEM / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP GOVERNMENT POLICY / НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ В РЕГИОНЕ / DIRECTIONS OF TRANSFORMATION MANAGEMENT SYSTEM FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишурова Ирина Владимировна

В статье аргументируется, что для обеспечения роста сектора малого и среднего бизнеса, реализации программ импортозамещения и инновационного вектора развития экономики необходима трансформация системы регионального управления в направлении расширения форм, методов и конкретных инструментов развития предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF SME MANAGEMENT SYSTEM AT REGIONAL LEVEL

The article argues that to ensure the growth of small and medium-sized enterprises, import substitution programs and innovative vector of economic development of regional governance system transformation in the direction of extension of forms, methods and specific tools for enterprise development is required.

Текст научной работы на тему «Трансформация системы управления малым и средним бизнесом на региональном уровне»

УДК 338.24

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Мишурова доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Антикризисное

Ирина и корпоративное управление»,

Владимировна Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69). E-mail: mishurov@aaanet.ru Аннотация

В статье аргументируется, что для обеспечения роста сектора малого и среднего бизнеса, реализации программ импортозамещения и инновационного вектора развития экономики необходима трансформация системы регионального управления в направлении расширения форм, методов и конкретных инструментов развития предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, системы регионального управления, импор-тозамещение, государственная политика развития предпринимательства, направления трансформации системы управления малым и средним бизнесом в регионе.

Несмотря на серьезные успехи в реализации программ развития малого и среднего предпринимательства (МСП), рост роли предпринимательства в экономике, в последние годы происходит определенный спад в динамике данного сектора. Вектор государственной политики в сфере МСП должен быть направлен на повышение имиджа предпринимательской деятельности, популяризацию самозанятости во всех возрастных группах и социальных слоях населения, вовлечение предпринимателей в решение актуальных проблем развития экономики. На данном этапе развития «малого» сектора экономики необходима трансформация системы управления малым и средним бизнесом, и в первую очередь на региональном уровне.

На рис. 1 представлены основные направления необходимых изменений в системе регионального уровня развития МСП.

Рис. 1

Детализация предложений представлена в разрезе обозначенных направлений трансформации.

Новое позиционирование государственной политики. Новое позиционирование государственной политики в отношении субъектов МСП предполагает прежде всего формирование стратегии развития МСП на 10-15-летний период, привлечение широких слоев

населения к предпринимательской деятельности, развитие молодежного предпринимательства, повышение уровня информированности потенциальных и действующих предпринимателей о формах государственной поддержки, внедрение новых принципов налоговой политики и совершенствование контрольно-надзорной деятельности в отношении субъектов МСП.

Для этого можно предусмотреть следующие мероприятия.

1. Проводить ежегодный форум «Бизнес в России» с вручением национальных премий «Лучший предприниматель» в разных номинациях.

2. В регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации проводить аналогичные форумы с вручением наград победителям конкурсов в различных номинациях.

3. Организовать в школах, колледжах, вузах конкурсы бизнес-идей и проектов в сфере предпринимательства.

4. Организовать телевизионный проект-конкурс для молодежи «Ты - предприниматель» в формате реалити-шоу.

5. Создать систему бизнес-наставничества с привлечением специалистов из бизнеса, вузов, консалтинговых фирм, разработать механизм их сотрудничества с начинающими предпринимателями.

В Ростовской области накоплен значительный опыт в подготовке и реализации подобных проектов. 13 лет подряд проводится форум «Бизнес Дона» и в его рамках с 2005 г. вручается премия «Лучший предприниматель Дона». В профессиональных образовательных организациях реализуются учебные предпринимательские проекты, такие как «Учебный магазин», «Мини-ферма», «Бизнес - дело молодых», «Учебная парикмахерская», «Учебное кафе» и др. [1, с. 12]. Совместно со СМИ реализованы и готовятся новые телепроекты для предпринимателей. Важную роль в популяризации предпринимательства играют семинары, конференции, бизнес -квесты и т.п.

Анализ развития МСП в 2013-2014 гг. показывает, что увеличение налогового бремени не только сказывается на резком снижении количества малых и средних предприятий, но и ухудшает собираемость налогов. Предлагается введение новых мер налогового характера для стимулирования роста сектора малого и среднего предпринимательства.

1. В отношении «налоговых каникул»:

• ввести «налоговые каникулы» для организаций производственной и инновационной

сфер;

• освободить индивидуальных предпринимателей, впервые прошедших государственную регистрацию, от уплаты налогов в рамках патентной или упрощённой системы налогообложения в течение двух лет с момента регистрации во всех субъектах Российской Федерации.

2. По патентной системе налогообложения:

• рассмотреть возможность применения патентной системы налогообложения юридическими лицами и уменьшения стоимости патента на сумму уплаченных страховых взносов как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей;

• в случае осуществления индивидуальными предпринимателями одного вида деятельности одновременно на территории города-миллионника и на территории муниципальных образований предусмотреть возможность определения порядка расчета стоимости патента на региональном уровне;

• дать возможность субъектам Российской Федерации устанавливать корректирующий коэффициент размера потенциально возможного годового дохода, учитывающий особенности территории, место ведения предпринимательской деятельности и особенности определенных видов деятельности как при едином налоге на вмененный доход.

3. В отношении взносов во внебюджетные фонды:

• снизить страховые взносы для субъектов малого и среднего предпринимательства в производственной и инновационной сферах;

• ввести специальные льготы для социально незащищенных групп предпринимателей: для индивидуальных предпринимателей - пенсионеров и индивидуальных предпринимателей - инвалидов в части освобождения от обязательных отчислений в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, фонды при регистрации.

4. В отношении специальных режимов налогообложения для отдельных категорий субъектов МСП:

• предоставить налоговые и тарифные льготы инновационным малым и средним предприятиям производственной сферы, создающим и развивающим у себя научные, научно-конструкторские, научно-технологические и т.п. подразделения, создать условия для стимулирования НИОКР на наукоемких малых и средних предприятиях;

• разработать специальную систему преференций в сфере налогообложения для крупных предприятий, привлекающих малые и средние предприятия на условиях субконтрактации, в частности по налогу на прибыль и на имущество.

• установить специальные льготы для малого бизнеса, которыми могут быть программы: финансово-кредитной помощи в случае освоения средств, выделенных на техническое перевооружение малых предприятий, освоение новой продукции; освобождения от налогов средств, направленных на капитализацию прибыли (сейчас только 10-15 % общей массы накоплений предпринимателей приходится на долю инвестиций).

Результаты действия принятых законов, с точки зрения уровня государственного регулирования малого предпринимательства, можно оценить по следующим показателям: доля плановых проверок в общем числе проверок; время регистрации предприятия и издержки при регистрации; время и стоимость получения лицензии; финансовые потери предприятия при проведении как плановых, так и внеплановых проверок; уровень коррупционного давления со стороны работников госорганов.

Таким образом, совершенствование контрольно-надзорной деятельности является важным фактором снижения административных барьеров развития МСП. Основные направления совершенствования такой деятельности могут выглядеть следующим образом.

1. Сокращение времени расходов на регистрацию предприятия, получение лицензии, сокращение числа лицензируемых видов деятельности, финансовых потерь предприятия при проведении инспекции, создание организационной ситуации, при которой документы «ходят» по инстанциям, а не предприниматели, т.е. претворить в жизнь принцип «одного окна», что позволит повысить эффективность деятельности МФЦ. Процедуры взаимодействия малых предприятий с регулирующими органами государственной власти должны быть прозрачными.

2. Ведение реестра проверок контрольно-надзорных органов.

3. Проведение «круглых столов» и семинаров исполнительной власти совместно с общественными организациями предпринимателей по вопросам взаимодействия предпринимателей с контрольно-надзорными органами.

Привлечение МСП к импортозамещению, расширение рынков сбыта. Для расширения возможностей выхода на новые рынки и успешного участия малых и средних предприятий в госзакупках необходимо обеспечить соответствующие условия.

1. Сформировать реестр поставщиков - субъектов малого и среднего предпринимательства. Формат реестра поставщиков - субъектов малого и среднего предпринимательства, который может выглядеть следующим образом: название предприятия, организационно -правовая форма, контактные данные, вид деятельности - ОКВЭД, категория (микро, малое, среднее), отраслевая принадлежность, возможный объем поставки товара (услуги) на год.

Наличие такого реестра позволит упростить подтверждение статуса компании для получения преференций при участии в госзакупках, обеспечить стимулирование кооперации круп-

ного, среднего и малого бизнеса, улучшить информирование предпринимателей о различных формах поддержки предпринимательства.

2. Совершенствовать инфраструктуру развития субконтрактационных сетей за счет проведения конференций поставщиков, выставок и ярмарок, бирж субконтрактации.

3. Разработать стимулирующие меры для привлечения малого и среднего бизнеса крупными предприятиями на условиях субконтрактации и франчайзинга, создания сетей крупных, средних и малых предприятий.

Одной из современных тенденций является экспансия крупных предприятий больших городов в регионы и присоединение малых региональных предприятий в качестве звена первичной переработки. Крупные предприятия получают в виде дочерних малых предприятий новые производства для минимизации постоянных издержек, получения дополнительных налоговых льгот и повышения оперативности управления [3].

Можно выделить два приоритетных направления сотрудничества разномасштабных структур: производственная кооперация на основе субконтрактации и франчайзинга и создание сетей малых, средних и крупных предприятий. Субконтрактация наиболее развита в сфере пищевой и легкой промышленности, франчайзинг как форма взаимодействия малых и крупных структур эффективно используется в торговле, пищевой промышленности, бытовом обслуживании населения. Эффективность применения финансовой поддержки за счет средств регионального бюджета в отношении такого рода интегрированных структур выше, чем моноструктурным предприятиям из-за существенного мультипликативного эффекта.

Для достижения позитивного влияния взаимодействия малого, среднего и крупного предпринимательства на региональное развитие необходима система регулирования совместной деятельности объединений, включающая индивидуальные экономические стимулы регионального характера и создание организационно-экономических условий совместного функционирования.

Можно обозначить такие методы государственного регулирования совместной деятельности участников региональных проектов и программ сотрудничества малых, средних и крупных предприятий как предоставление государственных гарантий по реализуемым проектам, налоговое стимулирование, прямое кредитование, госзаказы и госзакупки, информационное обеспечение, государственная экспертиза проектов совместной деятельности, помощь в организации обучения для управленческих кадров интегрированных структур.

Первое направление (субконтрактация и франчайзинг) уже развивается ОАО «Агро-ком» и ООО «Глория Джинс», крупнейшими предприятиями Ростовской области, и это не случайно, ведь наш регион имеет существенную сырьевую базу, опыт успешной предпринимательской деятельности в этой сфере, квалифицированные трудовые ресурсы.

Второе направление (создание сетей крупного, среднего и малого бизнеса) адекватно общепризнанной эффективности функционирования малого и среднего бизнеса в системе обслуживания населения во всем мире, дополнительно актуализирует расширение деятельности крупных, средних и малых бизнес-структур в сфере сервиса и туризма, проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. Инфраструктурное обеспечение территории является задачей органов государственной власти, а создание системы гостеприимства, включающей гостиницы, туристические центры, развлекательные комплексы, в том числе с этническими элементами, рестораны, клубы, сервисные и транспортные службы станут прерогативой предприятий разных масштабов деятельности.

Укрепление финансовой и имущественной основы предпринимательства. Для увеличения возможностей роста МСП в кризисных условиях и обеспечения программ им-портозамещения требуется повышение объемов финансирования программ стартапов и расширения бизнеса в приоритетных сферах, улучшение доступа к кредитным ресурсам. Для реализации данной цели предлагаются следующие мероприятия.

1. Увеличение объемов финансовой поддержки в федеральной, региональных и муниципальных программах развития МСП для расширения возможностей субсидирования стартапов, процентной ставки по кредитам, поручительства и т.д.

2. Дополнительная капитализация и льготы банкам, имеющим специальные программы развития МСП и активно работающим с малыми и средними предприятиями.

3. Создание института начального рискового капитала в России в виде фонда финансовой поддержки МСП в инновационной сфере и импортозамещении.

4. Разработка с учетом существующего законодательства организационных схем долевого участия органов региональной администрации в финансировании научных и технологических исследований субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства, ориентированных на решение приоритетных задач социально-экономического развития региона, и корректировка федерального и регионального законодательства, регулирующего частно-государственное партнерство в данной сфере изации.

5. Разработка дополнительных преференций для микрофинансовых организаций, предоставляющих финансовые ресурсы для субъектов МСП.

Повышение вовлеченности субъектов РФ в создание условий для роста МСП и совершенствование инфраструктуры поддержки. Следует также совершенствовать инфраструктурное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства, укрепляя и трансформируя при необходимости существующие органы поддержки МСП и формируя новые организации по следующим ключевым направлениям.

1. В связи с динамичными изменениями внешней среды и, как следствие, трансформацией потребностей предпринимательства необходимо формирование модели адаптивной инфраструктуры поддержки малых и средних хозяйствующих субъектов с обязательным включением в ее состав ведущих бизнес-объединений страны, напрямую взаимодействующих с бизнесом и оказывающих ему профессиональные услуги, важнейшей из которых является система торгово-промышленных палат РФ [2, с. 75]. Именно общественные организации самого бизнеса обладают наибольшей оперативностью реагирования на новые условия с сохранением качества предоставляемых услуг в силу их гибкости, самостоятельности и максимальной приближенности к самим субъектам предпринимательской деятельности. Характерными чертами такой модели должны также являться:

• ориентация на масштабы деятельности субъектов МСП: микро, малое, среднее предприятие;

• ориентация на этапы жизненного цикла предпринимательства: потенциальные предприниматели (зарождение бизнес-идеи), рост бизнеса (выход на рынок, обеспечение самоокупаемости и доходности бизнеса), расширение и зрелость (рост существующего и выход на новые сегменты рынка);

• учет специфики отраслевой привязки деятельности субъектов МСП, степени их инновационности и участия в программах импортозамещения;

• получение обратной связи о проблемах в развитии МСП не только с помощью различных опросов, круглых столов, но и по результатам работы нового института - Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

• расширение функций системы торгово-промышленных палат РФ как элемента информационно-консультационной инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране на основе внедрения новых, специфических и эксклюзивных услуг, видов услуг для сферы МСП, в числе которых - экспертиза и сертификация происхождения товаров, третейские суды, международный коммерческий арбитраж, медиация.

2. Увеличение числа и совершенствование качества работы бизнес-инкубаторов и технопарков. С учетом необходимости модернизации малых и средних компаний, повышения их конкурентоспособности, расширения доступа к различным ресурсам важнейшими

становятся такие объекты инфраструктуры, как бизнес-инкубаторы и технопарки - эффективные инструменты содействия развитию региональной экономики, комплексно решающие эти задачи во взаимодействии с университетами [4].

3. Для обеспечения взаимодействия крупных, средних и малых предприятий на основе субконтрактации требуется:

• Расширение сети региональных центров субконтрактации (в настоящее время в РФ только 26 таких центров), что позволит обеспечить более эффективное сотрудничество предприятий разных масштабов деятельности и его консультационное обеспечение;

• Расширение сети инжиниринговых центров, использующих высокотехнологические производства в экономике страны, что позволит создать условия для увеличения доли продукции субъектов МСП, повышения индекса технологической готовности субъектов МСП за счет применения передовых инновационных технологий, обеспечения консультационных услуг по коммерциализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ малых инновационных предприятий [5], роста их общей конкурентоспособности при тесном взаимодействии с крупными бизнес-структурами, учреждениями образования и науки, органами государственной власти и местного самоуправления, инвесторами.

4. Разработка специальных программ поддержки для микропредприятий с учетом особенностей их деятельности (нехватка собственного капитала, более низкий уровень конкурентоспособности и т.д.) [6]. Например, микропредприятиям целесообразно обеспечить бесплатно регистрацию предприятия; обучение предпринимателя по специальной программе с учетом выбранной сферы деятельности; выдачу лицензии на право занятия предпринимательством; помощь в юридической защите экономических интересов предпринимателя.

4. Продолжение работы по обеспечению широкого доступа предпринимателей к источникам информации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства: интернет, печатные издания, телевидение.

5. Совершенствование образовательной поддержки МСП: обучать особенностям ведения бизнеса не только с учетом специфики жизненного цикла, но и видов предпринимательской деятельности (торговля, строительство, агробизнес, производство, здравоохранение, ЖКХ, консалтинг и т.д.), готовить специализированные учебные и методические пособия.

Литература

1. Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=87183

2. Палагина А.Н. Методологические и институциональные подходы к формированию адаптивной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: Монография. - М.: Вузовская книга, 2014.

3. Галазова С.С. Интраэкономика: проблемы анализа внутрикорпоративных отношений // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 1999. № 1. - С. 22-36.

4. Галазова С.С. Инновационные функции университетов в экономике знания // Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 4-2. - С. 314-316.

5. Игнатова Т.В., Героева Ю.А., Гонтарева Д.Н. Теория и методология управления инновационным предпринимательством в мегаполисе // Науковедение. Электронный журнал. 2014. № 4 (23). http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-4-14

6. Игнатова Т.В., Игнатов В.Г. Экспертные оценки социальной политики и взаимодействия государства и бизнеса на Юге России // Российское предпринимательство. 2012. № 12 (210). - С. 178 - 182.

Mishurova Irina Vladimirovna, Doctor of Economic Science, professor, Head of Cathedra «Crisis and Corporate Management», Rostov State Economic University (RINE). (69, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: mishurov@aaanet.ru

TRANSFORMATION OF SME MANAGEMENT SYSTEM AT REGIONAL LEVEL

Abstract

The article argues that to ensure the growth of small and medium-sized enterprises, import substitution programs and innovative vector of economic development of regional governance system transformation in the direction of extension offorms, methods and specific tools for enterprise development is required. Keywords: entrepreneurship, regional governance system, import substitution, development of entrepreneur-ship government policy, directions of transformation management system for small and medium-sized businesses in the region.

References

1. Oblastnaja dolgosrochnaja celevaja programma razvitija sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva

v Rostovskoj oblasti na 2009-2014 gody [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=87183

2. Palagina A.N. Metodologicheskie i institucional'nye podhody k formirovaniju adaptivnoj infrastruktury

podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva: Monografija. - M.: Vuzovskaja kniga, 2014.

3. Galazova S.S. Intrajekonomika: problemy analiza vnutrikorporativnyh otnoshenij // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Serija: Obshhestvennye nauki. 1999. № 1. - S. 22-36.

4. Galazova S.S. Innovacionnye funkcii universitetov v jekonomike znanija // Terra Economicus. 2009. T. 7.

№ 4-2. - S. 314-316.

5. Ignatova T.V., Geroeva Ju.A., Gontareva D.N. Teorija i metodologija upravlenija innovacionnym predprinimatel'stvom v megapolise // Naukovedenie. Jelektronnyj zhurnal. 2014. № 4 (23). http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-4-14

6. Ignatova T.V., Ignatov V.G. Jekspertnye ocenki social'noj politiki i vzaimodejstvija gosudarstva i biznesa

na Juge Rossii // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2012. № 12 (210). - S. 178 - 182.

УДК 332.1:352

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Кайль доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом, Яков Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Яковлевич (400066, Россия, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27).

E-mail: kailjakow@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Епинина кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры Вероника «Менеджмент», Волгоградский государственный университет Сергеевна (400062, Россия, г. Волгоград, пр. Университетский, 100).

E-mail: v.epinina@rambler.ru

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы организации современного управления муниципальными образованиями. Выделены проблемы, препятствующие эффективному решению вопросов деятельности органов местного самоуправления, предложены конкретные меры по их устранению.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, организация муниципальной власти, реформа, общественная дума, Волгоградская область.

Деятельность органов публичной власти РФ в последние десятилетия постоянно реформируется как на федеральном, так и региональном, муниципальном уровнях. Однако ни на одном из уровней публичной власти идеальная форма правления до сих пор пока еще не найдена. Особенно остро стоит данный вопрос на уровне муниципальных образований, в первую очередь по причине максимальной их приближенности к населению, формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.