Научная статья на тему 'Совершенствование региональной консалтинговой инфраструктуры поддержки предпринимательства'

Совершенствование региональной консалтинговой инфраструктуры поддержки предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ КОНСАЛТИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / REGIONAL SYSTEM OF BUSINESS SUPPORT / INFRASTRUCTURE FACILITIES / MULTI-INDUSTRY CONSULTING CENTRES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палагина Анна Николаевна

Рассмотрены вопросы совершенствования важнейшего элемента системы поддержки малого и среднего бизнеса в регионах России объектов инфраструктуры. Приведена модель классификации в соответствии с полномочиями органов власти и формами оказания поддержки. Предложена региональная модель, в которой функция координатора возложена на управляющую компанию, реализующую задачи по выработке и внедрению единых стандартов и критериев, а также мониторингу эффективности всей системы. Дана структурная модель управления многопрофильными консалтинговыми центрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF REGIONAL CONSALTING INFRASTRUCTURE OF BUSINESS SUPPORT

Some issues of the development of the critical element in the support system of small and medium-sized businesses in the Russian regions infrastructure facilities are considered. The classification model by virtue of the government authorities and forms of support is resulted. The regional model in which the coordinator's function is imposed on the management company that implements the tasks on the elaboration and implementation of common standards and criteria, as well as the system effectiveness, is offered. The structural model of managing multi-industry consulting centres is presented.

Текст научной работы на тему «Совершенствование региональной консалтинговой инфраструктуры поддержки предпринимательства»

УДК 334

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОМ КОНСАЛТИНГОВОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А.Н. ПАПАГИНА

(Ростовский государственный экономический университет)

Рассмотрены вопросы совершенствования важнейшего элемента системы, неса в регионах России - объектов инфраструктуры. Приведена мод полномочиями органов власти и формами оказания поддержки. Пр рой функция координатора возложена на управляющую компа внедрению единых стандартов и критериев, а также монитог. турная модель управления многопрофильными консалтиь Ключевые слова: региональная система поддержки гопрофильные консалтинговые центры.

'кты инфраструктуры, мно-

Введение. Результаты ежегодно про за 2009 год свидетельствуют о т< многих стран активно прово, среднего бизнеса. Госуда благоприятные услови мест и росту дохо,

По этом зисных мер ства, д раз

де

:ом исследования «Doing Business» финансового кризиса правительства сударственного регулирования малого и оследствия экономического спада, создавая мательства, что приводит к увеличению рабочих бюджетов.

ство Российской Федерации, приняв программу антикри-Программа развития малого и среднего предприниматель-анием - бюджетным финансированием, получает дальнейшее ie» реформы характеризовались в основном снижением админист-ением процедур создания новых предприятий, то характерной чертой стало резкое усиление государственного внимания к инфраструктуре под-ательства - как государственной, так и негосударственной в целом, в этот период (2009-2010 гг.) были детально проработаны, в том числе с точки зрения б юджетного финансирования механизмы создания и эффективного функционирования гарантийных фондов, микрофинансовых организаций, фондов прямого и венчурного инвестирования, бизнес-инкубаторов, технопарков. Особо востребованными и эффективными, с точки зрения самих предпринимателей, оказались те объекты инфраструктуры, которые наряду с отдельными «специализированными» мерами содействия (выдача микрозаймов или предоставление гарантий) оказывали бизнесу информационно-консультационную поддержку, комплексно сопровождали его, особенно на ранних стадиях развития.

Сыграв свою важную роль в помощи малому и среднему бизнесу в кризисный период, система инфраструктуры вошла профессионально окрепшей и в новый период экономического развития страны - в период ее модернизации. В числе приоритетных мероприятий, обозначенных Минэкономразвития в 2011 году - создание и обеспечение деятельности центров поддержки предпринимательства, центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СПМ), евроинфокорреспондентских центров и других организаций, активно совмещающих различные услуги с консультированием и обучением бизнесменов [1].

При всей очевидности положительной динамики развития инфраструктуры механизм оказания консалтинговой помощи нельзя считать отработанным. В этой связи целесообразно представить основные элементы совершенствования системы консультационной поддержки предпринимательства на региональном уровне. Появившийся на заре предпринимательства российский

консалтинг испытывает трудности с поиском клиентов среди представителем малого и среднего бизнеса. Это связано как с особенностями данного сектора экономики, так и со спецификой оказания профессиональных деловых услуг. Рассмотрим их подробнее.

Профессиональные деловые услуги. Профессиональные деловые услуги - это, пг его,

бухгалтерский учет, аудит, финансовые, налоговые и юридические консультаь бизнес-консалтинг, научно-технические разработки, исследование рынка и инвестиционных проектов и бизнес-планов, сертификация продукции, матг- /х^ программное обеспечение, обучение, переподготовка и повышение кв~' ¿Д

Часть этих услуг относится по своей природе к товарам смог оценить услугу должным образом, то другой тоже начи консультация специалиста по налогам). Следует отметить если он оказывает услуги высокого качества, трудно п ния. Зачастую такая попытка встречается с недов! способности пользователя судить о ее качеств разования и степени компетентности потре!

Анализ влияния размеров бизне ся на особенности малого бизнеса, рассмотрения его как пользоват чительный масштаб, индив! ности малых предприяти ко относительные за - в маленькой ф ный.

Н

затель ективная консультанту, этапе предложе-ие услуги зависит от ь, зависит от уровня об-

луг должен в основном опирать-актеристик последнего в контексте луг центральное место занимают незнать. Большое разнообразие видов деятель-спрос на различного рода консультации. Одна-лее велики там, где они больше всего необходимы нциальный спрос зачастую не превращается в реаль-

Со

из-э

КОВОД1-

одной ст га [2].

ьности нередко обусловливается низкой эффективностью мания и маркетинга, что связано с невозможностью нанимать высо-листов в сфере права, управления персоналом, маркетинга, финан-контроля. Нередко это сочетается с низким уровнем полученного ранее елем образования, часто не являющегося специализированным. Кроме этого, сти решения большого количества и разнообразия оперативных вопросов у ру-и специалистов СМП не хватает времени для самостоятельного их решения, что, с роны, создает потребность в этих услугах, а с другой, обостряет проблему их маркетин-

Для консультационных фирм проблема компетентности потенциального потребителя услуг заслуживает особого внимания. Предприниматели - представители СМП могут правильно действовать, не будучи готовыми объяснить, как они это делают. В малом бизнесе знания носят преимущественно характер навыков, основанных на опыте и интуиции. Предпринимательство чаще опирается на практический опыт, чем на полученное в учебном заведении образование. Такая природа знания имеет и свои результативные последствия: задачи решаются неформально, исключает множество письменных планов, проектов и процедур, обеспечивая таким образом гибкость. В итоге в работе допускается большая степень автономности, создается высокий уровень мотивации. Однако такой характер компетенции предпринимателя и (или) его персонала ограничивает их способности к усвоению новых знаний и технологий, в частности, предлагаемых консалтинговыми фирмами.

Еще одна специфическая особенность малого бизнеса как пользователя консалтинговых услуг - попытка экономить, оптимизировать свои расходы на данном виде затрат. Объективно цена для полноценного и качественного консалтинга для «среднего» малого предпринимателя высока. Дело в том, что существуют так называемые пороговые затраты на оказание профессио-

3

ь

нальных деловых услуг, не зависящие от размера будущего договора на консультацию (оплата командировочных расходов консультанта, затраты на проведение предварительной диагностики и оценки потребностей потенциального партнера в консалтинге). Такие пороговые затрать; шляются более весомыми при сделках с малым объемом услуг, нежели при крупных сделка^ ?да-ет проблемы для маленькой фирмы как пользователя услуг. Например, высокие ведение маркетинга не окупятся, если объем производства изделия ниже нек

Крупные фирмы как клиенты консалтинговых структур обычно не качестве услуг. Они смогут получить значительный эффект при вложе:-- ук .:ние

рынка, создание и продвижение бренда, формирование положите-" сопоставимо больше при возможных финансовых или юриди " —

затраты на консалтинговые услуги не имеют прямой связ теют к группе постоянных затрат. Следовательно, ри ше для малых фирм вследствие ограниченного объе:

Таким образом, СМП намного труднее о/ми, нежели крупные компании. Эти пробл процедур процесса консалтинга. Часть принципу (исследование рынка при ленным видам промышленного ному принципу (типовые у1 диагностики, пакеты док мероприятий в сфер Стандартизации ет ряд преим тельно н окупа

Так как то они тятонных затрат больше узких рынков. 1ьными деловыми услуга-стандартизацией методов и ндартизирована по отраслевому •1ям розничной торговли или опреде-сть стандартизируется по функциональ-методика финансовой и организационной 1Ю и стандартизации, набор наиболее типичных рисков, стратегического планирования и т.п.) [3]. Стандартизация консалтинговых услуг предоставляла, так и для пользователя. Для поставщика это относи-эвку унифицированных консультационных модулей, быстрая 2нию числа клиентов, использование стандартных методов диаг-эговые затраты на консультацию. Кроме этого, стандартизированный юнсультационная услуга создает также «похожие», «одинаковые» требо-юнные и административные процедуры в фирме пользователя, что позволяет ^артные схемы информационных и административных процедур, упрощать ирония новшеств, снижать уровень затрат по мониторингу, предложенных консультантом Для пользователя такой подход, в свою очередь, резко уменьшает затраты на консалтинг, повышает качество управления и эффективность хозяйственной деятельности.

Стандартизация в сфере консалтинга всегда будет носить ограниченный характер в силу специфики данного вида деятельности. Для удовлетворения особенных запросов малых фирм могут быть предоставлены индивидуальные разработки. Однако их стоимость, несомненно, гораздо выше. Проблема недоступности для большинства МСП консультационных услуг на современном этапе реализации государственной политики по развитию предпринимательства решается путем оказания этих услуг региональной системой агентств, фондов, бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры МСП, по сути являющихся многопрофильными консалтинговыми центрами и в качестве соисполнителей соответствующих программ развития предпринимательства, получающих на конкурсной основе или в соответствии со специализированными долгосрочными договорами бюджетное финансирование.

Концепция функционирования подобных центров нуждается в корректировке и дальнейшем совершенствовании. Поэтому, прежде всего, объекты инфраструктуры, в соответствии с закреплением определенных групп полномочий по различным уровням власти и в зависимости от ключевой функции, которую они выполняют, следует классифицировать по следующим критериям:

стов, относящихся к со вых качеств, подгото

Координа инфраструк-реализует ^ боты,^

ь

по территориальной принадлежности в пределах:

- субъекта Российской Федерации;

- муниципальных образований, имеющих статус городов;

- муниципальных образований, имеющих статус муниципальных районов обл

по формам оказываемой поддержки:

- финансовой поддержки (субсидии, бюджетные инвестиции, госуда пальные гарантии и др.);

- имущественной поддержки (передача во владение и (или) р ' ук ного или муниципального имущества, в том числе: земельных учэг- ^^ жений, нежилых помещений, оборудования, машин, мехг — средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безв( ловиях и др.);

- информационно-консультационной поддег вания федеральных, региональных и муниципал- ^ к т' телекоммуникационных сетей, разработка создание телефонов «горячей линии»,

- в области подготовки, пе дрение образовательных програ го предпринимательства, со:

£

чение функциониро-стем и информационно-и справочных материалов,

ДР-);

фикации кадров (разработка и вне-одготовку кадров для малого и средне-ения профессиональных знаний специали-ппам населения, совершенствование их дело-IX трудовых функций) [4]. раструктуры и функция «моста» от власти к объектам а на соответствующую управляющую компанию, которая недрению единых стандартов и критериев эффективности ра-ельности объектов инфраструктуры, ный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых от 02.07.2010 г., вступивший в силу 04.01.2011 г., требует от организа-а такой статус, приведения их деятельности и учредительных документов в вым законом [5]. Реализация указанной задачи предполагает проведения рабо-ированию заинтересованных лиц о требованиях нового закона и разъяснению его й, выработке рекомендаций, типовых форм документов на предоставление займов и т.п.

Примерная модель региональной инфраструктуры представлена на рис.1.

При всей очевидной необходимости специализации на сегодняшний день характерной чертой деятельности для большинства консалтинговых центров как в нашей стране, так и за рубежом является сочетание собственно консультаций с обучением предпринимателей. Это является важным аргументом в пользу активного взаимодействия в данной сфере органов инфраструктуры МСП и ведущих вузов. В качестве примера такого сотрудничества можно привести работу по совместной реализации подписанного 1 июля 2011 года соглашения между Ростовским государственным экономическим университетом (РИНХ) и Ростовским региональным агентством поддержки предпринимательства о создании центра консультирования начинающих предпринимателей, в том числе из числа студентов, прослушавших курс «Основы предпринимательства» и успешно защитивших бизнес-планы по организации своего дела.

Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионе

Органы местного самоуправления

орган областной администрации

Управление I занятости I

Управляющая компания инфраструктуры поддержки предпри

Инфраструктура поддержки предприк-

Финансовая поддержка

Информационно-консультационная поддержка

региональная

муниципальных районов

Микрофинансовые организации

Муниципальные гарантии

и другие

Бизнес-инкубаторы

технопарки

технопарки

и другие

и другие

Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства

Евро:Инфо:Корреспондентский центр

агентства поддержки предпринимательства

Центр поддержки экспорта

и другие

другие

Поддержка в области повышения квалификации, подготовки, переподготовки 7 кадров

ГОУ ВПО «РГЭУ»

НОУ ВПО «ИУБиП»

ФГАОУ ВПО «ЮФУ»

Образовательные учреждения

Рис.1. Примерная модель региональной инфраструктуры

Процесс подготовки и повышения квалификации предпринимателей. Консультационная деятельность тесно связана с процессом подготовки и повышения квалификации предпринимателей. Не случайно большинство консультантов в сфере малого и среднего бизнеса совмеш * тг консультирование с научной и педагогической деятельностью. Вузами накоплен значите^^ \&>ем научно-методических разработок прикладного характера, которые могут служ модулями, позволяющими снижать затраты на консультации. По результата ятиями эти методики будут совершенствоваться и использоваться не тол для обучения студентов. Таким образом, появится возможность пов ционных услуг и обеспечения адекватного современным требова листов.

Для обеспечения гибкости, адаптивности и нацеле ния многопрофильным консалтинговым центром функционального и программно-целевого управл может выглядеть следующим образом (рис.2).

Координирующие органы

Региональные и муниципальные органы поддержки и развития МСП Областной центр занятости ТПП

ВУЗ - координатор

га-1ециа-

■ура управле-¡менты линейно-стурная модель МКЦ

Исполнительные органы

Генеральный директор

Зам. директора по научно-методической работе и обучению

Зам. директора по финансам и коммерции

Разработка стандартных модулей и методик диагностики

Руководитель группы А

Специалист по финансам

Инженер-технолог

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководитель группы Б

Бухгалтер

Юрист

Инженер-программист

__

Разработка программ и обучение предпринимателей

Г

Бухгалтерия

Отдел кадров

Мониторинг малых

предприятий в регионе, подготовка рекомендаций для органов власти

Отдел маркетинга и рекламы

Программно-целевой блок

Функциональный блок

Рис.2. Предлагаемая структурная модель МКЦ

На схеме представлены координирующие и исполнительные органы МКЦ. Функциональная подсистема отвечает за обеспечение бесперебойной работы центра, линейная способствует реализации основных целей организации, а программно-целевая призвана выполнять заказы пользователей услуг в жестко оговоренные сроки.

Линейный блок МКЦ следует дифференцировать по основным направлениям деятельности центра: консультационное и образовательное. В свою очередь, консультационную деятельность можно разделить по основным видам услуг: экономические, правовые, кадровые и т.д.

Программно-целевые группы создаются на время выполнения заказов предпринимателей для достижения четко поставленной цели. После решения задачи группа расформировывается. В

этой связи следует отметить, что кадровая политика МКЦ должна строиться таким образом, чтобы в штате находилось небольшое число сотрудников, а большая часть персонала привлекалась для решения возникающих проблем на основе гражданско-правовых договоров, по принциг ных творческих коллективов.

Принципиальная схема бизнес-процесса МКЦ

^хема бизнес-процесса работы МКЦ представлена на рис.3. Здесь про-зие различных подсистем в ходе реализации требований предпринимателей При использовании данной схемы появляется возможность не только предоставляв^ >ходимую помощь пользователям услуг, но и получить полезную информацию для координирующих и исполнительных органов МКЦ.

Следует остановиться и на такой проблеме работы МКЦ как программы обучения предпринимателей. Накопленный опыт подготовки предпринимателей доказал необходимость ориентации программ обучения на различные фазы жизненного цикла предприятия и специфику их сферы деятельности. В этой связи целесообразно использовать модульный принцип подготовки предпринимателей. Для желающих начать свое дело, в том числе для выпускников вузов, следует предложить модуль «Бизнес-школа молодого предпринимателя», включающий основы предпринимательства, опыт реализации которого имеется в Ростовской области.

Для предпринимателей, находящихся на этапах выхода на рынок и первых шагов роста своих фирм, нужны специализированные модули в зависимости от сферы деятельности фирмы. Результаты анкетирования представителей малого и среднего бизнеса Ростовской области показывают, что особым спросом будут пользоваться следующие в порядке их значимости модули: «Экономика и управление, деловая стратегия», «Теория и практика принятия деловых решений», «Психология и управление персоналом», «Техника продаж», «Оптимизация бизнес-процессов», «Бюджетирование и управленческий учет».

Такие программы обучения могут финансироваться непосредственно предпринимателями. Однако в рекламных целях можно организовать семинары с минимальной оплатой для привлечения широкого круга обучающихся. Для предпринимателей, чей бизнес фирмы находится на ста-

1481

тьскую

дии зрелости, необходима углубленная переподготовка по современным технологиям решения управленческих задач МСП. Эффективной формой такой переподготовки является действующая в Ростовской области Губернаторская программа подготовки управленческих кадров. Совр-' янные технологии бизнес-образования и многолетний опыт старейшего экономического V- тета РГЭУ (РИНХ) позволили обеспечить высокий уровень профессиональной перепо. дителей и специалистов МСП. Более 700 выпускников Губернаторской прогр чили актуальные знания, но и разработали бизнес-планы и стратегию р~' Дифференцированный подход к разработке программ для предприни; ук ^ опы-

том деятельности позволит повысить качество их подготовки и р?; ^ \ среду в регионе. -Лъ*

Чем более сложной становится экономика, тем бс-' предприятия определить практические возможности предприниматели, открывая новый бизнес, ориенти: специальные исследования. В результате на од:; ^^ красоты, а спрос на ремонтные услуги ок; наиболее популярных сфер деятельно но эффективным сферам приложе 2010 году были проведены оп предпринимателей, что поз

для каждого одит к тому, что ю интуицию, а не на овать несколько салонов м. Таким образом, одной из ие предложений по потенциаль-:ям. Для решения этой проблемы в ее 200 потенциальных и действующих тетные бизнес-идеи для старта и развития

бизнеса.

Одним из ис которые первона часто не име могут по кроти н

нес-концепций могут стать переработанные идеи, ак как предприятия разоряются по разным причинам, ностью самой бизнес-идеи как таковой. Специалисты МКЦ телям определить эти идеи с помощью изучения опыта обан-руя, какие предприятия в регионе прекратили свое существова-могут выявить негативные обстоятельства и внести возможные изме-бизнес-концепции состояться, временном этапе помимо использующихся последние несколько лет критериев о, эффективности, влияния инфраструктуры на достижение целевых показателей реалии. . программ поддержки предпринимательства, в рамках которых система объектов инфраструктуры активно развивается, Минэкономразвития ставит задачу разработки и активного использования единого мониторинга оценки их деятельности. В целом работа по координации, стандартизации и оценке эффективности тех структур, которые реализуют функции оказания помощи предпринимателям и при этом используют бюджетные средства, возложена на учрежденное Минэкономики НП «Национальные институты развития». Библиографический список

1. Приказ Минэкономразвития РФ «О порядке конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации» от 29 апреля 2011 г. - Зарегистрирован Минюстом России 18 мая 2011 г., регистрационный номер №20786.

2. Мишурова И.В. Управление организационным развитием предпринимательских структур / И.В. Мишурова, Э.Е. Лебедева. - Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2010. - С.152-154.

3. Мишурова И.В. Внедрение и внешние механизмы создания новых предпринимательских структур / И.В. Мишурова, Г.Н. Хачикьян, Н.А. Лобахина. - Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2010. - С.124-126.

4. Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. - М., 2007.

5. Федеральный закон №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофик -:совых организациях» от 2 июля 2010 г. - М., 2010.

Материал поступил в редакцию 06.10.2011.

А. Г

References

1. Prikaz Mine" konomrazvitiya RF «O poryadke konkur: Federacii, byudzhetam kotory" x v 2011 godu predostavl meropriyatij, osushhestvlyaemy'x v ramkax okazaniya gos predprinimater stva v subNNektax Rossijskoj Federacii Minyustom Rossii 18 maya 2011 g., registracionny'j

2. Mishurova I.V. Upravlenie organizao Mishurova, E\E. Lebedeva. - Rostov n/D: Izd

3. Mishurova I.V. Vnedrenie i vi struktur / I.V. Mishurova, G.N. Xachik" S.124-126. - In Russian.

4. Federal" nyNj zakon Federacii» ot 24 iyulya 2007

5. Federal" nyNj organizaciyax» ot 2 i

ossijskoj ansirovaniya logo i srednego Zaregistrirovan

imatePskix struktur / I.V. S.152-154. - In Russian, niya novy'x pred prini mater skix IV n/D: Izd-vo RGENU (RINX), 2010. -

i srednego pred prini matel" stva v Rossijskoj

ikrofinansovoj deyatel1 nosti i mikrofinansovy1 x n Russian.

SALTING INFRASTRUCTURE OF BUSINESS

Economics)

Sor - ;velopment of the critical element in the support system of small and medium-sized businesses

in tlv. ¿gions - infrastructure facilities - are considered. The classification model by virtue of the

govern: minorities and forms of support is resulted. The regional model in which the coordinator's function is imposed on the management company that implements the tasks on the elaboration and implementation of common standards and criteria, as well as the system effectiveness, is offered. The structural model of managing multi-industry consulting centres is presented.

Keywords: regional system of business support, infrastructure facilities, multi-industry consulting centres.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.