Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ГЕРМАНИИ'

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕФЕРЕНЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО / РЫНОК / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перминова Д.А., Паневина О.А., Кадникова О.В.

Статья знакомит читателя с развитием малого и среднего бизнеса в России и Германии. Предпринимательство - ключевая с точки зрения социально-экономического развития современных государств сфера деятельности. Интересна она, прежде всего, своей многофакторностью. Сущность и формы предпринимательства представлены в самом широком спектре трактовок. Влияние бизнеса прослеживается практически во всех сферах развития государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ГЕРМАНИИ»

УДК 338.22 (470+430)

Д.А. Перминова, О.А. Паневина, О.В. Кадникова РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Статья знакомит читателя с развитием малого и среднего бизнеса в России и Германии. Предпринимательство - ключевая с точки зрения социально-экономического развития современных государств сфера деятельности. Интересна она, прежде всего, своей многофакторностью. Сущность и формы предпринимательства представлены в самом широком спектре трактовок. Влияние бизнеса прослеживается практически во всех сферах развития государства и общества.

Ключевые слова: бизнес, инновации, предпринимательство, преференции, производство, рынок, экономика.

Развитие малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство берет свое начало с 1990 года, когда стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов.

В условиях постиндустриального общества, с активным развитием смешанной экономики, в России на первый план выходит значимость малого предпринимательства. Это определенно сказывается на изменении не только экономической функции данной формы бизнеса, но и социальной.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, предпринимательство - это «самостоя-тельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке» [1].

В России деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года [2].

В настоящее время практически невозможно представить процесс общественного воспроизводства без участия в нем малых и средних форм предпринимательства, что позволяет обеспечить успешное развитие и устойчивый рост эффективности производства. На сегодняшний день, малые и средние формы предпринимательства являются одними из флагманов рыночной экономики. Стоит отметить, что в ведущих европейских странах около 60-70% ВНП приходится на долю малого бизнеса, а в отдельных отраслях экономики достигает порядка 75-80% [3, с. 503-505].

В настоящее время малое предпринимательство в рыночной экономике является одним из ведущих секторов. В развитых странах его доля в национальном продукте составляет около 60-70%, а в некоторых отраслях достигает 80%. Поэтому в настоящее время подавляющее количество развитых стран поддерживает деятельность малого сектора экономики. [4, с. 306-310].

Для того чтобы вновь созданное предприятие смогло выйти на рынок, закрепить на нем свои позиции и стать успешным, необходима помощь со стороны государства. Государственное стимулирование развития малого и среднего предпринимательства заключается не только в финансировании, но также в поддержке на законодательном уровне, создании инфраструктуры, введении налоговых и кредитных льгот и других преференциях. Малые и средние формы бизнеса являются движителями национальной экономики страны. Это обусловлено тем, что в отличие от крупных компаний, международных компаний, именно сектор малого и среднего предпринимательства обеспечивает инновационное развитие экономики и государства в целом. В то же время такой путь содержит много рисков и неожиданных поворотов. Недостаточно просто придумать инновационный продукт, его необходимо внедрить на существующий рынок или создать новую нишу. Все составляющие инновационного цикла требуют больших, для представителей малого бизнеса, ресурсных вложений. В таком случае поддержка со стороны на различных стадиях и уровнях процессов крайне необходима.

Частные инвесторы не торопятся вкладывать свои деньги в малые формы предпринимательства, так как для них это неоправданный риск. Кредитные организации, выдавая ссуды, предпочитают малому бизнесу, крупные предприятия, как более надежных клиентов. Роль государства не должна ограничиваться только финансированием деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Государство должно обеспечить малому и крупному бизнесу равный доступ к кредитным средствам.

© Перминова Д.А., Паневина О.А., Кадникова О.В., 2016.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 2 (53). Т. II.

Все вышеперечисленные формы участия государства в экономике и меры стимулирования малого и среднего бизнеса в России отличаются от европейских аналогов. Рассмотрим ситуацию с поддержкой малого и среднего предпринимательства в Европе на примере Германия. В ведущих экономических странах Европы таких, как Германия, особенно понимают социально-экономическую значимость субъектов малого и среднего предпринимательства и пытаются всячески способствовать развитию данных форм бизнеса на уровне государства. Наибольшую активность государства проявляют в программах финансирования, социальных программах и нормативно-правовом регулировании. Особенностью государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Европе являются преференции и льготы при получении кредитов.

В Германии коренные жители, желающие открыть свой бизнес, имеют возможность получения государственного кредита размером до 50 тыс. евро сроком до 20 лет. Начинающий бизнесмен освобождается от уплаты процентов по кредиту на протяжении первых двух лет предпринимательской деятельности. Далее, в течение следующих 8 лет предприниматель обязан выплачивать проценты по льготным ставкам в размере 4-5% годовых (для сравнения, в России данная ставка от 15%). И уже, начиная с 11-ого года, бизнесмен начнет погашать саму сумму кредита.

Граждане Германии, пожелавшие начать свое дело, имеют право и на специальный кредит в государственном банке на основе своего бизнес-плана. Ставка по такому кредиту составит 0,75% годовых, выдается в случае действительно качественного бизнес-плана, который проходит экспертную проверку на четырех независимых уровнях. И только в случае одобрения всех четырех инстанций предприниматель получит необходимую сумму денежных средств. Значительная доля финансирования со стороны Министерства экономики и технологий Германии распределяется между двумя программами - Центральную инновационную программу для малого и среднего предпринимательства и Программу инвестиционных субсидий в регионах со слабой экономической структурой. Размер субсидий ограничен потолком в 350 тыс. евро для компаний, 175 тыс. евро для научных учреждений и 75 тыс. евро на услуги и консультации для поддержки инноваций [5].

На сегодняшний день в России задекларирован широкий спектр мероприятий по финансовой поддержке малого и среднего бизнеса. Среди всего прочего, в нем есть такие важные для предпринимателей виды поддержки, как субсидирование лизинговых платежей и уплата первоначального взноса до 10 млн. рублей, субсидии на покупку оборудования из расчета 10 млн. рублей на одного предпринимателя. Также достаточно перспективным выглядит создание организаций микрофинансирования, предоставляющих кредиты до 1 млн. рублей сроком до 1 года под 10% годовых. Для действующих инновационных компаний предусмотрены компенсации затрат до 15 млн. рублей, а начинающим инноваторам - до 500 тыс. рублей на одного предпринимателя.

В Германии ведется постоянная деятельность по совершенствованию законодательства в целях создания благоприятных условий для ведения бизнеса.

Грантовая поддержка также имеет место в системе поддержки субъектов ма-лого и среднего бизнеса в Германии. Так, исследовательский центр «Юлих» предоставляет стипендии и субсидии студентам, выпускникам, научным сотрудникам, которые занимаются разработкой проектов в различных сферах производства. Размеры субсидий, выделяемых исследовательским центром на покупку оборудования, материалов, заработную плату, проведение различных работ могут достигать 150 тыс. евро. Отдельное внимание стоит обратить на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, которую оказывает банк развития KfW. Любые организации (включая церковь) могут претендовать на получение субсидий, если они занимаются развитием и облагораживанием социальной структуры, будь то строительство и содержание детских садов, школ, больниц и так далее.

В Германии распространены различные программы по повышению квалификации и переподготовки кадров для малого бизнеса. Средства, необходимые для проведения различных тренингов, семинаров, конференций и мастер-классов выделяются из государственного бюджета. Подобные мероприятия проводятся для различных групп граждан, таких как: женщины-руководители, руководители-иммигранты или молодые предприниматели - инноваторы [6, с. 310-313].

Начинающие бизнесмены могут воспользоваться бесплатными услугами по консультированию специалистами в различных направлениях их будущей деятельности и затронуть такие вопросы, как охрана труда, мотивация сотрудников, построение команды («team-building») и эффективное распределение времени («time-managment»).

В России картина кардинально отличается от ситуации в развитых странах Европы. Правительство в программе поддержки малого и среднего предпринимательства занимается созданием Центров инноваций социальной сферы, созданием новых и развитием существующих технопарков и бизнес -инкубаторов, созданием промышленных парков. В больших масштабах усилия государства направлены

на поддержку строительства и развития моно-профильных муниципальных образований, в числе которых моногорода «Сколково», «Иннополис» и другие.

На сегодняшний день в России активно развиваются системы по повышению квалификации и переподготовки кадров для малого предпринимательства. Создаются бесплатные и платные курсы, тренинги, семинары по вопросам организации бизнеса, производства, управления персоналом, формированию эффективной команды и многое другое. Государственная поддержка малых и средних форм предпринимательства можно разделить на две составляющие: прямые финансовые вложения и субсидии, и косвенная поддержка в виде создания объектов инфраструктуры, льготной налоговой политики и подобных преференций.

Россия и Германия сходятся по основным направлениям поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, но ощутимо разнятся в способах и методах ее оказания. Эффективность многих проводимых программ в нашей стране ставится под вопрос по нескольким причинам, среди которых невозможность оценить эффект и эффективность от программы (например, создание Центров инноваций социальной сферы), неправильное освоение бюджетных средств, чрезмерная грантовая поддержка начинающих бизнесменов, которая порождает «грантоедов». В то же время стоило бы обратить внимание на опыт европейцев в данном деле. Весьма эффективным выглядит модернизация производства за счет установления деловых контактов между субъектами малого и среднего предпринимательства и представителями крупного бизнеса. Это позволило бы одновременно решить проблему поиска финансирования малого бизнеса.

С точки зрения прямого финансирования следует изучить систему кредитования с низкой процентной ставкой с опциями заморозки кредита на первый год или освобождения от выплат суммы кредита в течение первых лет, как в Германии. При развитии системы подготовки кадров и повышения квалификации сотрудников для малого бизнеса стоит перенять опыт и наработки Германии, так как у них система уже отлажена и учебные программы адаптированы под бизнес. Наши же программы пока находятся на стадии доработки. Адаптация эффективного зарубежного опыта поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства под российские реалии и внедрение в российскую бизнес-среду позволит нашей стране придать мощный импульс в развитии малого предпринимательства и экономики страны в целом.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

3. Девятаева, Н.В. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения / Н.В. Девятаева, Т.А. Базарнова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 503-505.

4. Девятаева, Н.В. Способы организации малого бизнеса / Н.В. Девятаева, Е. В. Грызунова // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 306-310.

5. Инвестиции. Развитие. Консалтинг. Исследование рынка. 2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // mb.tomsk.ru/static/fües/2014/podderzhki-sektora-msp.pdf

6. Красникова, А.С. Поддержка малого и среднего предпринимательства в России и Европе (на примере Франции и Германии) / А.С. Красникова, Д.П. Галкин, А.А. Элязян // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 310-313.

ПЕРМИНОВА ДАРЬЯ АЛЕКСЕЕВНА - студент экономического факультета, Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия.

ПАНЕВИНА ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА - студент экономического факультета, Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия.

КАДНИКОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, заведующая кафедрой иностранных языков, Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.