Проблемы и пути совершенствования государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Таланцева Надежда Сергеевна,
казначей, Управление Федерального казначейства по городу Москве, [email protected]
Намитулина Анжела Захитовна,
кандидат экономических наук, доцент Департамента общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected]
Абашилов Хаджи-Мурад Шехмагомедович,
кандидат экономических наук, старший контролер-ревизор Управление Федерального казначейства по городу Москве, [email protected]
В современной экономической ситуации развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемой частью успешного развития страны. Малый бизнес - предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях, объясняющих сущность данного понятия. Субъектами малого бизнеса выступают физические и юридические лица. Главным преимуществом малого бизнеса является тот факт, что он обеспечивает занятость населения, делая при этом среду для проживания более комфортной и удобной. Малые и средние компании благодаря присущей им гибкости и мобильности способны наладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную занятость высвобождающихся с крупных предприятий работников. Исходя из этого, смело можно сказать, что благодаря субъектам малого предпринимательства, развивается экономика государства в целом. Государству необходимо признать значение малого и среднего бизнеса, и оказывать максимальную поддержку для развития данной отрасли. Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка предпринимательства, финансовая политика.
Введение
Доля малого и среднего предпринимательства в нашем ВВП около 21 % , тогда как в мире - от 50 до 70 % .1
Следует отметить, что за последние несколько лет этот показатель только уменьшается, хотя идет значительный рост расходов на государственную поддержку. Все дело в том, что в настоящее время малый бизнес в нашей стране сталкивается с рядом проблем финансового характера. Наиболее важными среди них являются: снижение спроса на продукцию, товары или услуги, предлагаемые отечественными предпринимателями; дефицит финансовых ресурсов или отсутствие доступа к банковскому кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам); высокие налоговые ставки; отсутствие оборотных средств.
За последние годы, в связи с повышением налоговых ставок, число предпринимателей в нашей стране стремительно сокращается. На малые и средние компании приходится около 5 - 6 % от всего объема основных средств и 6 % от объема инвестиций в основной капитал в целом по России. 2
Исходя из представленных данных, мы видим, что наша страна находится на начальной стадии формирования малого и среднего бизнеса. Приоритет на современном этапе - увеличение массы предпринимателей. Малого и среднего бизнеса должно стать больше, и он должен играть ключевую роль в экономике.
К настоящему времени в России созданы организационные и нормативно - правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки, в рамках которых во всех регионах страны предприниматели имеют возможность получить грант на начало собственного дела, микрозайм, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях. Для микропредприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей. Подводя итоги, хочется отметить, что основным методом решения данной проблемы является усиление государственной поддержки.
Основная часть
Государство должно дать открытый, ясный сигнал обществу, что предпринимательство - это благо для экономики России и для граждан.
Обозначенные выше проблемы свидетельствуют об актуальности темы исследования, вызывают необходимость дальнейшего изучения особенностей финансов института малого и среднего предпринимательства, совершенствования механизма государственной финансовой поддержки, а также необходимость разработки практических рекомендаций по расширению круга применяемых инструментов государственной финансовой поддержки и других форм стимулирующего воздействия государства.
Цель исследования заключается в совершенствовании подходов к формированию эффективной государственной финансовой поддержки на создание благоприятных условий функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
В условиях рыночной экономики развитие малого и среднего предпринимательства зависит от формирования и эффективного использования финансовых ресурсов. Поэтому проблемам финансовой составляющей субъектов хозяйствования уделяют много внимания.
Вопрос в том, в рамках каких финансов следует рассматривать финансы малого и среднего предпринимательства: финансов корпораций или домашних хозяйств. При этом мы считаем важным понимать, что финансовая деятельность малого и среднего предпринимательства по классификатору институциональных единиц (далее КИЕС) может рассматриваться в рамках домохозяйств, куда относятся индивидуальные пред-
© £
Ю
5
2
сч со £
Б
а
2 о
приниматели без образования юридического лица, и корпораций, куда относятся другие субъекты данного сегмента.
В соответствии со статьёй 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.3 То есть на индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица распространяются те же финансовые обязательства, что и на юридические лица.
Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ст. 4) регулируются категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В разных странах критерии отнесения предприятия к разряду «малые» специфичны: величина капитала, объем продаж (Великобритания, Италия, Япония), немонополистическое положение на рынке (США), правовой статус (Франция), форма собственности (Венгрия), различия между ремесленной и промышленной фирмой (Германия), независимое или зависимое положение в крупной производственной структуре (Япония) и т.д.
Разнообразие применяемых критериев в разных странах объясняется политическими, законодательными особенностями и оценкой роли малого и среднего предпринимательства.
В России к микропредприятиям относят предприятия с персоналом до 15 человек. К категории «малые» в России относят предприятия с персоналом от 16 до 100 человек, в Европейском союзе - от 11 до 50 человек, «средние» в России - от 101 до 250 человек; в Европейском союзе - от 51 до 250 человек. В странах Европейского союза и в России есть критерий по обороту предприятия.
Так, к микропредприятиям в ЕС относят предприятия с оборотом до 2 млн. евро, к малым - до 10 млн. евро, к средним - до 50 млн. евро.
Данные по численности малых предприятий по видам экономической деятельности в 201б году в РФ, на конец года представлены на рисунке 1.
Отраслевая структура малых и средних предприятий в 2016 году практически не отличалась от структуры МСП за предшествующие годы. По-прежнему велика доля предприятий, занимающихся
9,0%
2,4-ЭДад
20,4«
УСМ
. Дс^игкущньаискаиаАк
11 >х«> кюцие прсизивд
11,9%
3S.SK
I СфОПБПзПЮ
От 1ГСШН 1СРПЛЛН: ремонт
Сыгоиькщцткй и I * я. ил: • 1 м.' Трцнаюртишщь
' > * 'Д ч »»' <: Г .г^.т г.' .V.-* 1ДОКЗД
-лхтщшг редр .Хх«.»* .'
.[> .! ! > "И
Рисунок 1 - Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2016 году в РФ, на конец года, %4
торговлей и ремонтом, она составляла
38.8 % от общего количества МСП. Пятая часть всех МСП - 20,4 % - ведет деятельность в сфере операций с недвижимостью, аренды и предоставления услуг. Третий по величине сегмент - строительные предприятия, их доля составляет
11.9 %. Доля промышленных МСП в 2016 году составляла 9,5 %.
Анализ структуры субъектов малого и среднего предпринимательства по основным видам деятельности свидетельствует о том, что к наиболее распространенным видам деятельности относятся оптовая и розничная торговля (24,7% -среди субъектов среднего предпринимательства, 39,1% - среди малых предприятий, включая микропредприятия), обрабатывающие производства (24,5% среди субъектов среднего предпринимательства), операции с недвижимым имуществом (20,3% среди малых предприятий), сельское хозяйство (среди субъектов среднего предпринимательства - 18,4%, тогда как среди субъектов малых - всего 3,2%).5
Отраслевая структура этого сегмента в Европе также иллюстрирует ее преобладание в торговой сфере - 28,5% в 2015 г. Однако в отличие от России малый бизнес в Европе также представлен и в сфере НИОКР - 13%. Доля занятых среди субъектов среднего предпринимательства в России наибольшая в обрабатывающем производстве - 29,3%, сельском хозяйстве - 18,7% и торговле - 14,9%. Среди субъектов малого предпринимательства наибольшая занятость в торговле - 29,9%, в сфере операций с недвижи-
мым имуществом - 20,7% и в обрабатывающем производстве - 14,6%. В остальных отраслях экономики этот сегмент представлен хуже. По статистике за период 2012-2016 гг. лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше.
По данным Росстата в 2016 году, в России резко сократилось число малых предприятий. Основные причины такой негативной тенденции - административные и экономические барьеры. Во-первых, это достаточно сложное и объемное законодательство, которое к тому же крайне часто изменяется.
Таким образом, значение малого и среднего предпринимательства для социально-экономической сферы жизни страны сложно недооценить, ведь именно сейчас стал очевидным факт, что именно этот сектор играет важнейшую роль не только для становления рынка, но и для обеспечения занятости населения в целом и 1 подрастающего поколения в частности. Но, не смотря на это, в современной экономике России удельный вес малых предприятий ничтожен по сравнению со странами Евросоюза и США. В Западной Европе превалируют микропредприятия со средним числом наемных работников шесть человек. На их долю приходится 50 % объемов продаж в промышленности, 67 % в сфере услуг и 90 % в строительстве и торговле. 6
Вся совокупность форм стимулирующего воздействия государства на институт малого и среднего предпринимательства обобщена и представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Формы стимулирующего воздействия государства на институт малого и среднего предпринимательства
Рисунок 3 - Финансовые инструменты государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в России7
Рисунок 4 - Объём субсидий бюджетам субъектов РФ для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства9
В силу важности развития малого и среднего предпринимательства для обеспечения занятости практически во всех странах государственное финансовое регулирование в отношении этого сегмента реализуется лишь через его стимулирование.
Поэтому мы считаем, что государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства есть форма стимулирующего воздействия государства, реализуемая посредством ограниченного числа финансовых инструментов в рамках государственных и му-
ниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и осуществляемая адресно на конкурсной основе в целях содействия развитию определенных субъектов этого сегмента. Чаще всего из инструментов государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства применяется такой инструмент, как бюджетные субсидии. Будучи безвозвратными, они обеспечивают финансовую самостоятельность института малого и среднего предпринимательства. Но, несмотря на их широкое распространение в России, их использование не всегда объективно, вероятны случаи нарушений и злоупотреблений при предоставлении субсидий.
Таким образом, применение бюджетных инвестиций в целях развития малого и среднего предпринимательства может быть направлено на реализацию:
- инфраструктурных проектов;
- инновационных проектов;
- иных проектов, имеющих государственное значение. Одним из перспективных инструментов государственной финансовой поддержки являются государственные и муниципальные гарантии.
На рисунке 3 приведены финансовые инструменты государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.
В Российской Федерации сформирована многоканальная система государственной и муниципальной поддержки субъектов малого предпринимательства, включающая в себя широкий круг инструментов финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки. На федеральном уровне реализуется ряд масштабных программ государственной поддержки малого предпринимательства, основными из которых выступают программа Минэкономразвития России, программа льготного кредитования ГК «Внешэкономбанк» и программа гарантийной поддержки АО «Небанковская де-позитно-кредитная организации «Агентство кредитных гарантий» (далее - Агентство кредитных гарантий).8
В 2016 году распределено 9,6 млрд. рублей на предоставление субсидий малому и среднему бизнесу и государственных капитальных вложений на 1,51 млрд. рублей (рисунок 4).
Минэкономразвития России завершило конкурсный отбор субъектов РФ для предоставления в 2016 году субсидий бюджетам субъектов РФ для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной под-
© £
Ю
I
2
сч со £
Б
а
2 о
держки малого и среднего предпринимательства.
Распределение субсидий бюджетам субъектов РФ для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Данная цифра более чем в два раза превышает установленный объем финансирования из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». 10
Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральной финансовой программы поддержки малого предпринимательства в 2014-2017 годах представлен на рисунке 5.
Меры поддержки, предусмотренные программой, направлены на удовлетворение потребностей в финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсах субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к различным категориям (микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия) и находящихся на разных стадиях деятельности (начинающие предприниматели, развивающиеся, экспортно - ориентированные предприниматели и другие).
Следует отметить, что содержание программы постоянно актуализируется. Так, на стадии становления программы, формировалась нормативная правовая база поддержки на федеральном и региональном уровнях. Программа началась с поддержки создания фондов микрофинансирования, бизнес-инкубаторов, реализации мероприятий по содействию кооперации малых компаний:
- создание объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов, технопарков, промыш- ленных парков, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства);
- развитие региональных гарантийных организаций;
- развитие региональных микрофинансовых организаций;
- реализация специальных образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка социального предпринимательства. 12
В последние годы динамика развития малого и среднего предпринимательства является отрицательной. Доля ма-
21 000,00 20 000,00 19 000,00 18 000,00
|Фа ктический объем, млн. руб.
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Рисунок 5 - Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральной финансовой программы поддержки малого предпринимательства в 2014-2017 годах, в млн. руб. 11
лых и средних предприятий в обороте предприятий по экономике в целом, по данным Федеральной службы государственной статистики, поступательно снижается. Падение показателя только в 2016 году по сравнению с 2015 годом составило 1,8 подпунктов - с 34,2 процента в 2015 году до 32,4 процента в 2016 году. В 2016 году доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта Российской Федерации, по данным Федеральной таможенной службы, составила около 6 процентов. В то же время вклад малых и средних предприятий в экспорт развитых стран довольно значителен - их доля в общем объеме экспорта, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, составляет от 25 до 35 процентов. В отдельных развивающихся странах вклад малых и средних предприятий в экспорт продукции еще выше - в Южной Корее - около 40 процентов, в Китае - более 50 процентов.13
Остается низкой инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий. Наблюдается рост уровня неформальной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства, что связано в первую очередь со сложными процедурами государственного регулирования, административным давлением, высоким уровнем финансовой нагрузки.
Малый и средний бизнес развивается на территории Российской Федерации неравномерно. Низкий платежеспособный спрос и слабый уровень развития бизнес-инфраструктуры на отдельных территориях (в первую очередь на территориях монопрофильных городов и муниципальных образований, удаленных от административных центров) препятствуют ведению предпринимательской деятельности в качественно новых форматах.
В Российской Федерации только 4,7 процента граждан трудоспособного возраста являются начинающими предпри-
нимателями (данные проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства 2014»). В странах бРиКс фиксируется более высокое значение показателя (Бразилия - 17,2 процента, Китай - 15,5 процента, Индия - 6,6 процента, ЮАР - 7 процентов). В США доля граждан, начинающих собственный бизнес, в общей численности трудоспособного населения составляет 13,8 процента. Остается нерешенным вопрос доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам для целей развития бизнеса. 14
Сильное негативное воздействие на сектор малого и среднего предпринимательства оказали кризисные явления. Рост процентных ставок и кризис ликвидности - эти и другие смежные факторы отрицательно повлияли на себестоимость продукции и рентабельность бизнеса, 5 инвестиционные планы и финансовую устойчивость малых и средних предприятий.
Одно из приоритетных направлений государственной финансовой политики в сфере малого и среднего предпринимательства на современном этапе - вывод на новый качественный уровень мер и инструментов финансовой поддержки малых и средних предприятий, а именно:
- оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- организация системы информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства;
- организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок то-
варов, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение проведения совместно с конкретными заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; обеспечение совершенствования мер поддержки малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла -формированию эффективного инновационного лифта. Отправной точкой для включения в программы поддержки инновационной деятельности станет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, способный обеспечить необходимое количество проектов для последующего их финансирования другими институтами развития и заинтересованными организациями.
Особое внимание необходимо уделять теме государственной поддержке предпринимательства, которая за несколько лет прошла путь от отдельных мероприятий по его поддержке к целостному комплексу мер, направленному на становление и развитие предпринимательства в РФ. 15
Заключение
На основании проведенного исследования необходимо обобщить полученные в ходе работы результаты.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфра-
структуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2017 году на особую поддержку государства могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать до 3 млн. руб. Также в этом году до 30 млн. руб. вырастут суммы грантов на развитие семейных животноводческих ферм. Кроме того, Министерство сельского хозяйства собирается упростить получение фермерскими хозяйствами кредитов до 3 млн. руб.
Одно из приоритетных направлений государственной финансовой политики в сфере малого и среднего предпринимательства на современном этапе - вывод на новый качественный уровень мер и инструментов финансовой поддержки малых и средних предприятий.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (ред. от 21.07.2014 года)
2. Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на
2016 год».Электронный ресурс. [Режим доступа] // www.base.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на
2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию»
5. Багова А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии). [Электронный ресурс]. Предпринимательское право. Приложение Бизнес и право в России и за рубежом. 2015. №1.URL: http:// www.predprim.ru
6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Университетский учебник / : Омега-Л., 2014. - 301 с.
7. Выступление В.В.Путина на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития РФ 14.05.2014. [http:// premier.gov.ru/events/news/10586].
8. Прокофьев С.Е. Программный подход в государственном управлении: проблемы и пути их решения // Муниципальная академия, 2016. - № 3.-С.35-40.
9. Прокофьев М.Н. Направления повышения эффективности управления государственными финансами РФ / Прокофьев М.Н., Клочек А.Р. // Дискуссия: Журнал научных публикаций, 2016. - № 7.-С.32-36.
10. Пансков В.Г. Собираемость НДС: резервы есть, возможности не используются // Финансы, 2016. - № 3.-С.22-27
11. Рождественская И.А. Программно-целевое планирование: вчера, сегодня... Завтра? / Рождественская И.А., Там-бовцев В.Л. // Вопросы экономики, 2016.
- № 6.-С.77-90
12. Тютюнник И.Г. Совершенствование государственных программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов // Экономические стратегии, 2016. - № 5.-С. 154-159.
13. Эдиев С.А. Идеальные источники в механизме бюджетно-правового регулирования (на примере правоотношений в сфере федерального бюджета) / Эдиев С.А. // Финансовое право - 2014. - № 8.
- С. 21-24.
14. Официальный сайт Госкомстата России [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http: // www.gks.ru / Дата обращения : 02.05.2016г.
15. Annual Report on European SMEs 2013/2014 - A Partial and Fragile Recovery [Electronic resource]. - Access mode: http:/ /ec.europa.eu /facts-figures-analysis/ performance-review/files/supporting-documents/2014 /annual-report-smes-2014_en.pdf.
Ссылки:
1 Официальный сайт Госкомстата России [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http: // www.gks.ru / Дата обращения : 02.05.2016 г.
2 Официальный сайт Госкомстата России [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http: // www.gks.ru / Дата обращения : 02.05.2016г.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 07.02.2017)
4 Официальный сайт Госкомстата России [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http: // www.gks.ru / Дата обращения : 02.05.2016г.
5 Официальный сайт Госкомстата России [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http: // www.gks.ru / Дата обращения : 02.05.2016г.
6 Annual Report on European SMEs 2013/2014 - A Partial and Fragile Recovery [Electronic resource]. - Access mode: http:/ /ec.europa.eu/enterprise/policies/sme 165 /facts-figures-analysis/performance-review/ files/supporting-documents/2014 /annual-report-smes-2014_en.pdf.
7 Смольков Г. Предпринимательство как особый вид деятельности / Г. Смольков // Социологические исследования. -2016. - № 2. - С. 15-22.
О
ю
S
*
со 2
8 www.mspbank.ru Финансовое состояние и ожидание малого и среднего бизнеса в 2016 году. Аналитический центр МСП Банка.
9 Министерство экономического развития Российской Федерации / Официальный сайт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://economy.gov.ru
10 Министерство экономического развития Российской Федерации / Официальный сайт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://economy.gov.ru
11 Министерство экономического развития Российской Федерации / Официальный сайт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://economy.gov.ru
12 Министерство экономического развития Российской Федерации / Официальный сайт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://economy.gov.ru
13 Источник: О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : доклад / Гос. совет РФ. М., 2016. URL: http:// media.rspp.ru
14 Источник: О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : доклад / Гос. совет РФ. М., 2016. URL: http:// media.rspp.ru
15 Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// pravo.gov.ru
Problems and ways to improve state financial support for small and medium-sized businesses
Talantseva N.S., Namitulina A.Z., Abashilov Kh.-M. Sh.
Federal Treasury Department for Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation
In the current economic situation, the development of small and medium-sized businesses is an integral part of the country's successful development. Small business is an entrepreneurial activity that is carried out by the subjects of a market economy under certain criteria, established by law, state bodies and other representative organizations, explaining the essence of this concept. The subjects of small business are individuals and legal entities. The main advantage of small business is the fact that it provides employment for the population, while making the environment for living more comfortable and convenient. Small and medium-sized companies, due to their inherent flexibility and mobility, are able to establish negative processes in the sphere of employment of the population, to provide social employment for workers who are being released from large enterprises. Proceeding from this, we can safely say that thanks to small business entities, the economy of the state as a whole develops. The state needs to recognize the importance of small and medium-sized businesses, and provide maximum support for the development of this industry.
Keywords: small and medium business, state support of entrepreneurship, financial policy.
References
1. The constitution of the Russian Federation (it is
accepted by national vote 12/12/1993 year) (an edition from 7/21/2014 year)
2. The federal law from 12/14/2015 N 359-FZ
«About the federal budget for 2016». Electronic resource. [Access mode]// www.base.consultant.ru/
3. The federal law from 12/19/2016 N 415-FZ
«About the federal budget for 2017 and for planning period of 2018 and 2019»
4. The message of the Russian President to Federal
Assembly from 12/1/2016 «the Message of
the President of the Russian Federation to Federal Assembly» 5. Bagova A. Experience of support of small and medium business in foreign countries (on the example of Germany). [Electronic resource]. Enterprise right. The Business application and the right in Russia and abroad. 2015. No. 1.URL: http://www.predprim.ru6. Atamanchuk G. V. Theory of public administration: University textbook/: Omega-L., 2014. - 301 pages.
7. V.V. Putin's performance on joint board of the
Ministry of Finance and the Ministry of Economic Development of the Russian Federation 5/14/2014. [http://premier.gov.ru/ events/news/10586].
8. Prokofiev S. E. Program approach in public
administration: problems and ways of their decision//Municipal academy, 2016. - No. 3.
- Page 35-40.
9. Prokofiev M.N. Directions of increase in effective
management of public finances Russian Federation / Prokofiev M.N., Klochek A.R.// Discussion: Magazine of scientific publications, 2016. - No. 7. - Page 32-36.
10. Panskov V.G. Collecting of the VAT: reserves are, opportunities aren't used//Finance, 2016.
- No. 3. - Page 22-27
11. Christmas I.A. Program and target planning: yesterday, today... Tomorrow? / Christmas I.A., Tambovtsev V.L.//Questions of economy, 2016.
- No. 6. - Page 77-90
12. Tyutyunnik I.G. Improvement of state programs as main instrument of increase in efficiency of the budgetary expenses//Economic strategy, 2016. - No. 5. - Page 154-159.
13. Ediyev S.A. Ideal sources in the mechanism of budgetary and legal regulation (on the example of legal relationship in the sphere of the federal budget) / Ediyev S.A.//The financial right -2014. - No. 8. - Page 21-24.
14. The official site of Goskomstat of Russia [An electronic resource] - the access Mode. -URL: http://www.gks.ru / Date of the address: 02.05.2016.
15. Annual Report on European SMEs 2013/2014
- A Partial and Fragile Recovery [Electronic resource]. - Access mode: http://ec.europa.eu /facts-figures-analysis/performance-review/ files/supporting-documents/2014 /annual-report-smes-2014_en.pdf.
СЧ c«j £
6 a
2 ©