Научная статья на тему 'Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: Россия и ЕС'

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: Россия и ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
939
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МСП / СУБЪЕКТЫ МСП / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОРПОРАЦИЯ МСП / БАНК МСП / ЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ГЕРМАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Анастасия Владимировна

Задача. Целью данного исследования является анализ мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Модель. Малое и среднее предпринимательство во многих странах запада является ключевым фактором развития экономики. Государства стремятся создавать необходимую инфраструктуру поддержки таких субъектов, оказывать им помощь, в том числе финансовую. В России малое и среднее предпринимательство не является, пока, драйвером экономики, но наше Правительство, осознав их сильные стороны, разработало систему государственной поддержки, нацеленную на долгосрочную перспективу с целью увеличения числа таких форм бизнеса. Оригинальность / значение. Актуальность и значение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике не вызывает сомнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF SUBJECTS OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS: RUSSIA AND EU

Purpose. The purpose of this study is to analyze the measures of state support for small and medium-sized businesses. Model. Small and medium-sized businesses in many Western countries are a key factor in economic development. States are trying to create the necessary infrastructure to support such entities and provide them with assistance, including financial assistance. In Russia, small and medium-sized enterprises are not yet a driver of the economy, but our Government, realizing their strengths, has developed a system of state support aimed at long-term prospects in order to increase the number of such forms of business. Originality / value. The relevance and importance of state support for small and medium-sized businesses in a market economy is not in doubt.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: Россия и ЕС»

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

1.26. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: РОССИЯ И ЕС

Давыдова Анастасия Владимировна

Место учебы: Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

vasilieva_on@mail.ru

Аннотация

Задача. Целью данного исследования является анализ мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Модель. Малое и среднее предпринимательство во многих странах запада является ключевым фактором развития экономики. Государства стремятся создавать необходимую инфраструктуру поддержки таких субъектов, оказывать им помощь, в том числе финансовую. В России малое и среднее предпринимательство не является, пока, драйвером экономики, но наше Правительство, осознав их сильные стороны, разработало систему государственной поддержки, нацеленную на долгосрочную перспективу с целью увеличения числа таких форм бизнеса.

Оригинальность / значение. Актуальность и значение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике не вызывает сомнения.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, МСП, субъекты МСП, бизнес, государственная поддержка, Корпорация МСП, Банк МСП, ЕС, малое предпринимательство в Германии.

STATE SUPPORT OF SUBJECTS OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS: RUSSIA AND EU

Davydova Anastasia V.

Study place: Financial University under the Government of the Russian Federation

vasilieva_on@mail.ru

Annotation

Purpose. The purpose of this study is to analyze the measures of state support for small and medium-sized businesses. Model. Small and medium-sized businesses in many Western countries are a key factor in economic development. States are trying to create the necessary infrastructure to support such entities and provide them with assistance, including financial assistance. In Russia, small and medium-sized enterprises are not yet a driver of the economy, but our Government, realizing their strengths, has developed a system of state support aimed at long-term prospects in order to increase the number of such forms of business.

Originality / value. The relevance and importance of state support for small and medium-sized businesses in a market economy is not in doubt.

Keywords: small and medium-sized enterprises, SMEs, SMEs, business, government support, SME Corporation, SME Bank, EU, small business in Germany.

Малое и среднее предпринимательство сегодня является неотъемлемой частью экономики страны, способствующей эффективному развитию государства. Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в странах запада занимают одно из главенствующих положений на экономической арене, ведь им присущ ряд преимуществ:

- адаптивность и гибкость, данный критерий помогает им «выжить» при любых изменениях рынка;

- возможность в сжатые сроки изменить ассортимент выпускаемой продукции или оказываемых услуг;

- субъекты МСП способны предоставить большое количество новых рабочих мест, что способствует повышению уровня занятости.

Тенденция популяризации малого и среднего предпринимательства оказывает положительное влияние на качество жизни и экономику стран в целом, поэтому поддержка со стороны государства - одна из главных задач его деятельности.

На сегодняшний день, политика стран нацелена в первую очередь на создание благоприятных условий для развития субъектов МСП, повышению их конкурентоспособности, а так-

же создание финансово-кредитных инструментов, способствующих развитию бизнеса.

Государство создает свои механизмы поддержки субъектов МСП, расширяет нормативную правовую базу, которая открывает возможность получения помощи от государства, разрабатываются программы развития, главой задачей которых является сохранить уже существующие малые и средние предприятия и создать все необходимые условия, чтобы их количество увеличивалось. В странах с развитой экономикой государственные органы напрямую не взаимодействуют с субъектами малого и среднего предпринимательства, а обеспечивают создание и координацию деятельности структур, которые непосредственно работают с ними. В мировой практике является нормой поощрение субъектов малого и среднего предпринимательства, так как их деятельность направлена на удовлетворение интересов государства и общества. Многие страны-участницы Европейского Союза разрабатывают программы на региональных уровнях, способствующие развитию малого и среднего бизнеса, помогают в получении финансовой помощи

Давыдова А. В.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: РОССИЯ И ЕС

различными способами, например, в Великобритании и Нидерландах предусмотрена процедура обеспечения гарантиями займов а большинство стран создает специальные резервы, предназначенные для предоставления субсидий, дотаций и льготных займов. Финансовая помощь, на сегодняшний день, является одной из главных форм поддержки малого и среднего предпринимательства. В целях ее реализации государства обеспечивают взаимодействие органов, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (субъектов МСП), путем их взаимодействий с кредитными организациями.

В Европейском Союзе (ЕС) на экономической арене преобладают субъекты малого и среднего предпринимательства, что позволяет обеспечить население рабочими местами. Политика поддержки, проводимая в ЕС, опирается в первую очередь на достижение баланса между интересами государства и общества. При реализации программ помощи, государства Европейского Союза ставят задачи укрепить внутренний рынок, устранить административные барьеры, которые препятствуют развитию субъектов МСП, принимать меры по унификации законодательства, регулирующего деятельность малого и среднего бизнеса, повысить уровень взаимодействия стран, входящих в ЕС, в вопросах, касающихся поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По статистике, около 23 миллионов субъектов МСП функционируют в ЕС, что составляет 98% всех бизнес-структур, обеспечивающих занятость 67% населения в составе от общего числа проживающих на территории1.

Политика поддержки субъектов МСП проводится через реализацию программ, разрабатываемых странами-участницами, и действующих на территории конкретного государства и программы помощи Европейского Союза, чье действие распространяется на всей территории ЕС. Финансирование программ ведется за счет деятельности Структурных Фондов, таких как Фонд регионального развития или Социальный фонд.

Сегодня наибольшую популярность приобретает инновационное производство. В ЕС разработана программа Горизонт 20202 (Horizon 2020). Основная цель - разработка и внедрение технологий, создаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства. В рамках Горизонт 2020 функционирует Европейское Инновационное партнерство по обработке сырья (The European Innovation Partnership (EIP) on Raw Materials)3. Основной целью деятельности является разработка сырья и залежей на территории Европы и дальнейшее их изучение и внедрение в технологии. Предполагается непосредственное участие субъектов малого и среднего предпринимательства. Данные меры нацелены на долгосрочную перспективу развития Гренландии и тем самым повышению экономического развития ЕС. Кроме того, каждая страна-участница ЕС создает свои программы по развитию субъектов МСП, развитие бизнеса, основанного женщиной. Кроме программ, создаются национальные и наднациональные организации, позволяющие учитывать интересы всех стран, включенных в Европейский Союз.

1 Электронный ресурс URL: https://europa.eu/search

2 Электронный ресурс URL: https://ec.europa.eu/programmes /horizon2020/en/area/smes HORIZON 2020 The EU Framework Programme for Research and Innovation (дата обращения 20.03.2017)

3 Электронный ресурс URL: https://ec.europa.eu/growth/tools-

databases/eip-raw-materials/en/content/european-innovation-partnership-

eip-raw-materials

В этой связи функционируют:

Partenariat Euromed - сеть, которая стимулирует кооперативные связи в менее развитых регионах;

BRE4 - сеть, занимающаяся открытым поиском партнёров для ведения совместно бизнеса.

Такие меры, принимаемые ЕС, оказывают благотворное влияние на экономический климат и создает условия развития малого и среднего предпринимательства.

Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. На сегодняшний день, количество таких предприятий составляет около 3 млн, примерно 80% всех субъектов экономики страны. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти. В основе развития таких субъектов лежит самостоятельность предпринимательства.

Программы, направленные на развитие малого бизнеса в Германии, как предусматривают поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование, предоставляемое субъектам малого бизнеса со стороны органов государственной власти включает в себя следующие направления:

- кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятел ьность;

- кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

- кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;

- кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

- проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.

Помимо этого, в Германии предусмотрено льготное кредитование, называемое скрытой финансовой помощью субъектам МСП либо кредитной субсидией, а также в ее рамках предусмотрены гарантии специализированных банков по кредитам и долевое участие инвестиционных компаний в капиталах МСП.

В Германии проводится активная политика поддержки предпринимательских инициатив, действуют эффективные механизмы привлечения помощи предпринимательству.

На сегодняшний день в России складывается тенденция популяризации малого и среднего предпринимательства. В условиях тяжелой экономической ситуации, санкций, правительство принимает меры по повышению уровня жизни населения и развитию экономики при помощи увеличения количества малых и средних предприятий на рынке, так как это может помочь в борьбе с безработицей и увеличением дохода государства. Основными формами поддержки субъектов МСП являются: информационная, финансовая, консультационная, имущественная.

В настоящее время функционирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее - Корпорация МСП), АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - Банк МСП), Федеральная налоговая служба единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства5. Функции данных

Электронный ресурс URL: https://www.bre.co.uk/page.jsp?id=1710 BRE Group (дата обращение 20.03.2017)

5 Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 №1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

организаций главным образом нацелены на то, чтобы стимулировать к созданию малых и средних предприятий, так как они являются неотъемлемой частью экономики РФ и обеспечивают рабочими местами, тем самым повышая занятость населения. В рамках страны действует Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»6. Каждый регион РФ принимает собственные программы развития, например: «Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы». Ее приоритетными направлениями являются развитие механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности, обеспечение свободу предпринимательства, снижение административных барьеров, повышение эффективности работы тех организаций, которые непосредственно производят товары первой необходимости.

В России, отличительно от Европы, государство выступает как властная структура, контролирующая деятельность субъектов МСП и соблюдение законодательства как предпринимателями, так и органами власти. Поддержка является общедоступной, но реализация ее на практике не всегда возможна. Вся организация оказания помощи субъектам МСП базируется на ряде методов, наиболее востребованными из которых, являются экономические, направленные финансовую поддержку в виде льгот, кредитов, займов и субсидирования. Так как основу деятельности и начало ее осуществления составляет капитал, остановимся более подробно на финансовой поддержке. В Москве наблюдается картина, денежные средства выделяются, но обращаются за поддержкой единичные предприятия. Это свидетельствует о том, что эффективность финансовой поддержки недостаточно высока. Некоторые регионы либо не получают субсидии на определенные направления развития субъектов МСП, либо суммы минимальны, что их не хватает. Еще одна проблема - субъекты малого и среднего предпринимательства сами не хотят получать поддержку от государственных органов, в виду неосведомленности о таких мерах, принимаемых государством либо из-за бюрократического аппарата, который необходимо пройти, чтобы получить деньги. Для того, чтобы предприниматель мог получить средства для открытия своего дела, необходимо предоставить ряд документов, удостоверяющих личность, а также бизнес-план, который представляет из себя смету будущих расходов. Казалось бы, ничего сложного, но на самом деле, именно бизнес-план является препятствием для получения желаемых сумм на осуществления своей деятельности.

предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»), Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.06.2016, «Собрание законодательства РФ», 13.06.2016, №24, ст. 3549.

6 Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»), Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.06.2016, «Собрание законодательства РФ», 13.06.2016, №24, ст. 3549.

На сегодняшний день, основу финансовой поддержки составляют заемные денежные средства. Приказом Минэкономразвития была разработана Национальная Гарантийная Систему (НГС) поддержки субъектов МСП, представляющая собой систему гарантийных организаций, которые во взаимодействии друг с другом обеспечивают значимую и эффективную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, обеспечивая доступность кредитных ресурсов для

" 7 п

малых и средних предприятий. В рамках программы реализации государственной поддержки, была создана Корпорация МСП и МСП Банк. Данная организация, являясь гарантом в предоставлении субъектам малого и среднего бизнеса финансовой поддержки, разработала определенный перечень кредитных организаций, которые финансируют данных субъектов предпринимательства. К ним относятся: ОАО «Сбербанк России», ПАО «ВТБ24», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Россельхозбанк» и другие8. Предполагается, что к 2020 году НГС станет основной платформой поддержки малых и средних предприятий, увеличится количество гарантий и поручительств со стороны Корпорации МСП и станет более доступным механизм кредитования субъектов МСП. Акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (МСП Банк) входит также в гарантийную систему. Основной задачей является обеспечение двухуровневой системы поддержки субъектов МСП, создание программ поддержки, доведение денежных средств до субъектов экономики, что по итогу должно сказаться на увеличении количества малых и средних предприятий. Корпорации МСП и МСП Банка являются непосредственно связующим звеном в предоставлении денежных средств субъектам МСП, но существует ряд ограничений, отно-

9 п

сительно того, кому предоставят кредит. Во- первых, кредит должны быть от 50 млн рублей. Во-вторых, установлен перечень направлений деятельности, на осуществление которой предоставляют займы, а именно приоритетные направления развития науки, технологий и техники, реализацию инвестиционных проектов, развивающих неторговые сферы деятельности. Микропредприятиям и малым предприятиям, которые не попадают под установленные критерии поддержка оказываться не будет, отсюда и проблема, что новые субъекты экономики не могут начать деятельность, так как не подпадают под критерии, установленные Корпорацией МСП.

Другой формой финансовой поддержки является кредитование банковскими структурами. Но и здесь есть ряд ограничений для субъектов МСП, а именно:

-наличие поручительства;

- хорошая кредитная история;

- обеспечение кредита залогом (беззалоговый кредит только от 1000000 рублей);

- введение деятельности не менее 6 месяцев;

- отсутствие задолженностей.

Мы видим, что наличие механизма поддержки не всегда может быть столь эффективным, как хотелось бы. Субъекты сталкиваются с рядом проблем, которые лишают их возможности открыть свое дело. Государство ищет пути для осуществ-

7 А.В. Давыдова, Н.О. Кравченко. Проблемы Кредитования Малого и Среднего Бизнеса// Вестник юридического факультета. М., 2016. С. - 129.

8 А.В. Давыдова, Н.О. Кравченко. Проблемы Кредитования Малого и Среднего Бизнеса// Вестник юридического факультета. М., 2016. С. - 129.

9 Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 №74 (ред. от 25.01.2017) «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года»

Давыдова А. В.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: РОССИЯ И ЕС

ления более качественной системы поддержки субъектов МСП, но ежегодный прирост данного сегмента экономики достаточно низкий.

Финансовая поддержка - самая востребованная мера поддержки, которая предполагает субсидирование, а также возможность предоставления кредитов на осуществление своей деятельности.

Кредитные организации, зачастую, не желают сотрудничать с субъектами малого и среднего предпринимательства, а в свою очередь представителям сектора экономики невыгодны условия, которые предлагают банки. Отсюда возникает ряд проблем у субъектов МСП, такие как:

- невыгодным размере процентной ставки выдаваемого кредита;

- требования банка о предоставлении поручителя;

- минимальные суммы кредитов составляют около 1 миллиона рублей;

- наличии хорошей кредитной истории;

- прозрачности финансовой отчетности субъекта предпринимательской деятельности, что является невыгодным для них;

- присутствие данного субъекта и ведение им предпринимательской деятельности в регионе банка не менее 6 месяцев.

Зачастую, такие условия банков невыгодны для микропредприятий и малых предприятий. Для решения проблем в сфере кредитования необходимо пересмотреть политику кредитных организаций и изменить требования и условия кредитования СМиСП. На наш взгляд снижение минимальной суммы кредита также необходимо. Кроме этого, необходимо задуматься о процентной ставки, с целью повышения рентабельности заемных средствах.

Со стороны Корпорации МСП и МСП Банка необходимо расширить перечень приоритетных сфер развития, на которые выделяется финансирования, так как большинство предпринимателей заняты в другой сфере, но денежные средства им также необходимы, но возможность их получения отсутствует. Было бы целесообразно, во-первых, дополнить перечень видов деятельности, на которые можно получить средства, например, включить туда организации, занимающиеся развитием торговой сферы деятельности и оказывающие различные услуги гражданам, во-вторых, снизить минимальную сумму субсидирования, сделать ее более доступной для субъектов малого предпринимательства.

Сегодня субъекты малого и среднего предпринимательства находятся в затруднительном положении:

- сталкиваются с административными барьерами в процессе осуществления своей деятельности;

- проблемы возникают с финансовой стороны - накопить денежные средства для субъектов МСП затруднительно;

- наиболее развита инфраструктура поддержки в центральном регионе России, что сказывается на количестве таких предприятий в субъектах РФ.

В условиях кризиса и санкций, а также оглядываясь на опыт зарубежных стран, наше государство осознает важную роль малого и среднего предпринимательства и нацелено на создание необходимых благоприятных условий для их развития и дальнейшей популяризации данной формы бизнеса.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,76%.

Список литературы:

1. Электронный ресурс URL: https://europa.eu/search

2. Электронный ресурс URL: https://ec.europa.eu/programmes /horizon2020/en/area/smes HORIZON 2020 The EU Framework Programme for Research and Innovation (дата обращения 20.03.2017)

3. Электронный ресурс URL: https://ec.europa.eu/growth/tools-databases/eip-raw-materials/en/content/european-innovation-partnership-eip-raw-materials

4. Электронный ресурс URL: https://www.bre.co.uk/page.jsp?id=1710 BRE Group (дата обращение 20.03.2017)

5. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 №1083-р (ред. от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»), Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pra-vo.gov.ru, 10.06.2016, «Собрание законодательства РФ», 13.06.2016, №24, ст. 3549.

6. А.В. Давыдова, Н.О. Кравченко. Проблемы Кредитования Малого и Среднего Бизнеса// Вестник юридического факультета. М., 2016. С. - 129.

7. Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 №74 (ред. от

25.01.2017) «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.