Научная статья на тему 'Государственная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства: проблемы и перспективы'

Государственная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1700
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КЛАСТЕРЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / ЗАНЯТОСТЬ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамахов Владимир Александрович

Данная статья посвящена актуальной проблеме развития сектора малого предпринимательства в российской экономике. Особое внимание уделено формам и методам государственной финансовой поддержки малого бизнеса. В статье содержатся предложения по совершенствованию развития малого предпринимательства с целью повышения его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шамахов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства: проблемы и перспективы»

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

УДК 336.1:334.012.63/.64 DOI 10.12737/14333

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Шамахов В. А.1

Данная статья посвящена актуальной проблеме развития сектора малого предпринимательства в российской экономике. Особое внимание уделено формам и методам государственной финансовой поддержки малого бизнеса. В статье содержатся предложения по совершенствованию развития малого предпринимательства с целью повышения его эффективности.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, финансовая поддержка, инновационная инфраструктура, кластеры, предпринимательская активность, отраслевая структура, занятость, бюджетные средства.

STATE FINANCIAL SUPPORT OF SMALL BUSINESSES:

PROBLEMS AND PROSPECTS

SHAMAKHOV V. А. - Doctor of Economic Sciences, Candidate of Historical Sciences, Acting State Advisor of the Russian Federation of Class 1; North-West Management Institute - Head of the branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, St. Petersburg); e-mail: director@sziu.ru

This article is devoted to the urgent problem of development of the small business sector in the Russian economy. Particular attention is paid to the forms and methods of public financial support for small businesses. The article contains suggestions for improving the development of small business in order to increase its effectiveness.

Keywords: small and medium enterprises, financial support, innovation infrastructure, clusters, business activity, sectoral structure, employment, budgetary funds.

Традиционно в периоды ухудшения экономической ситуации в стране во властных структурах резко усиливается интерес к проблемам повышения роли и активизации сектора малого предпринимательства. Нельзя сказать, что этим вопросам уделяется мало внимания, но очевидным является отсутствие постоянства и системности в организации государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, особенно в финансовой форме.

Для преодоления данных негативных явлений требуется анализ реального состояния существующей системы государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства и ее эффективности.

Реализацию государственной финансовой программы поддержки малого предпринимательства осуществляет Министерство экономического развития РФ (далее - МЭР РФ). Основными

1 Шамахов Владимир Александрович - Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, директор филиала, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (Российская Федерация, Санкт-Петербург); e-mail: director@sziu.ru

Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015

173

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

направлениями финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

- увеличение количества грантов, направленных на поддержку начинающих предпринимателей (приоритет - поддержка социального предпринимательства);

- увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, которые осуществляют разработку и внедрение инновационной продукции;

- увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования субъектов малого предпринимательства;

- повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: микрофинансовые фонды, фонды прямых инвестиций;

- создание бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков, центров кластерного развития, центров коллективного доступа к оборудованию;

- сохранение поддержки экспорта продукции субъектов малого предпринимательства1.

В рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемой МЭР РФ в субъектах РФ, создаются специализированные организации инфраструктуры (центры сертификации, стандартизации и испытаний, региональные центры инжиниринга), деятельность которых прежде всего ориентирована на повышение уровня технологической готовности малых компаний для участия в производственных цепочках крупных предприятий. В рамках данной программы также проводится работа над созданием, развитием и обеспечением доступа малых предприятий к объектам инновационной и образовательной инфраструктуры, осуществления профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров2.

С этой целью МЭР РФ осуществляет поддержку 25 инновационных территориальных кластеров в 20 субъектах РФ, перечень которых был сформирован во исполнение поручения Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета РФ 11 ноября 2011 г. В рамках данного поручения также разработаны меры по предоставлению субсидий из федерального бюджета на поддержку программ развития кластеров. Условием предоставления государственной поддержки стало утверждение региональных программ развития кластеров, которые обеспечивают координацию различных мер государственной поддержки, реализуемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Общий объем субсидий, предоставляемых на реализацию мероприятий программ развития инновационных территориальных кластеров в 2014 г. составил 2500 млн. руб., что на 1200 млн. руб. больше объема данных субсидий в 2013 г. Самым востребованным направлением является создание и развитие инновационной инфраструктуры, прежде всего инжиниринговых центров. На развитие данного направления предоставлен наибольший объем средств федеральных субсидий-1814 млн. руб. в 2014 г., что в два раза превышает размер субсидий по данному направлению в 2013 г.3

Увеличение данных показателей свидетельствует о заинтересованности государства в развитии инновационных территориальных кластеров. Следует также отметить, что кластеры, получившие поддержку, показали опережающие темпы роста по созданию высокопроизводительных рабочих мест и инвестиционной активности. Ключевые показатели развития кластеров представлены в табл. 1:

1 Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 N 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // СПС Консультант Плюс

2 Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 N 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» // СПС Консультант Плюс.

3 Там же.

174

Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

Таблица 1 / Table 1

Ключевые показатели развития кластеров Key indicators of cluster development

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. Рост в 2014г. по отношению 2012 г.

Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново (тыс. единиц) 29 35 40 в 1,38 раза

Объём инвестиционных затрат организаций-участниц кластеров (млрд. руб.) 293 381 463 в 1,58 раза

Объём работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями-участницами кластеров (млрд. руб.) 72,9 84,6 85,4 в 1,17 раза

Для дальнейшего эффективного развития инновационной инфраструктуры с 2015 г. более детально уточнены функции каждого объекта, а также установлены индивидуальные ключевые показатели эффективности1. Более того, для содействия участию малых предприятий в производственных цепочках крупных предприятий предлагается сформировать систему, которая будет отражать потребности крупных организаций в закупке сырья и оборудования, проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Примером указанной системы является платформа «EuroQuity», которая была создана в 2008 г. французским Агентством по поддержке малых и средних предприятий инновационного бизнеса. В настоящее время осуществляются мероприятия по присоединению ГК «Внешэкономбанк» к данной платформе1 2 .

Также Правительство РФ осуществляет обеспечение доступа малых предприятий к государственным и муниципальным закупкам. Доступ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому:

- квота по закупкам у субъектов малого предпринимательства должна быть не менее 15% от совокупного годового объема закупок3;

- установлено правило «второй руки», в рамках которого заказчик имеет право требовать от подрядчика, который не является субъектом малого предпринимательства, привлечения субподрядчиков, относящихся к субъектам малого предпринимательства, к исполнению контракта.

В рамках контрактной системы в 2014г. суммарная квота по закупкам составила 585 млрд. руб., из которых 308 млрд. руб. (8%) - прямые договоры и 277 млрд. руб. - субподрядные договоры.

1 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2013 N 867-р (ред. от 17.08.2013) <Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» // СПС Консультант Плюс

2 Саяхова Э.В. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски / Э.В. Саяхова.- М.: Перо,2013 -170 с.

3 Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 28.06.14) «О микрофинансовой деятельности и

микрофинансовых организациях» // СПС Консультант Плюс__________________________________________

Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015

175

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

Наряду с этим в 2013 г. данная квота составила 189 млрд. руб. Это свидетельствует о том, что рост объема поддержки в рамках контрактной системы увеличился более чем в 2 раза1.

Несмотря на увеличение объема поддержки, в настоящий момент в связи с усилением кризисных явлений участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственного и муниципального заказа сопряжено со сложностями пополнения оборотного капитала, который необходим для исполнения контрактов.

В сфере поддержки экспорта малых предприятий в настоящий момент основные усилия направлены на формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, относящихся к внешнеэкономической деятельности, на региональном уровне, а также развитие деятельности профильных институтов (ГК «Внешэкономбанк» и АО «ЭКСАР»), целью которых является улучшение доступа экспортно-ориентированных субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам и страховым услугам. Кроме того, Агентство стратегических инициатив совместно с ГК «Внешэкономбанк» и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) разрабатывает организационный и финансовый механизм содействия развитию несырьевых компаний, имеющих экспортный потенциал1 2.

Содействие встраиванию малых предприятий в цепочку поставщиков, обеспечение доступа малых предприятий к государственным и муниципальным закупкам, совершенствование системы поддержки экспортной деятельности малых предприятий являются мерами стимулирования спроса на продукцию малых предприятий. Эти меры не только решают проблему сбыта продукции, но и способствуют увеличению доли малого предпринимательства на определенных рынках.

На сегодняшний день осуществляется также и программа поддержки льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемая ГК «Внешэкономбанк». По состоянию на 1 января 2015 г. объем средств, доведенных до субъектов малого и среднего предпринимательства, составил 99,8 млрд. руб. За весь период реализации данной программы было поддержано свыше 49 тыс. субъектов малого предпринимательства3. С целью расширения доступа субъектов малого предпринимательства к заемному финансированию в мае 2014г. было создано Агентство кредитных гарантий.

В 2015 г. в рамках финансовой поддержки малого предпринимательства планируется изменить доступ микропредприятий к микрозаймам. В частности, если раньше процентная ставка по микрозаймам, предоставляемым региональными фондами микрофинансирования, в среднем составляла 10%, то с 2015 г. процентная ставка должна быть зафиксирована на уровне, не превышающем ключевую ставку Банка России на начало календарного года. В рамках программы поддержки доступа микропредприятий к микрозаймам планируется увеличить максимальную сумму микрозайма до 3х млн. руб. на микрозаймы, предоставляемые на срок не менее трех лет.

Также в 2015 г. предусмотрено увеличение суммы грантов, предоставляемых начинающим предпринимателям. Если раньше максимальный размер гранта составлял 300 тыс. руб., то с 2015г. -500 тыс. руб. Более того, с 2015 г. к основным получателям (безработные, молодежь, бывшие военные, молодые семьи с детьми) добавятся многодетные семьи, а также семьи, воспитывающие инвалидов.

В рамках Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. предусмотрен также ряд мер, которые направлены

1 Агеева Л.Н. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России: монография -М.:ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»,2014-178с.

2 Официальный сайт European Investment Fund. URL: http://www.eif.org/ (дата обращения:28.04.2015)

3 Агеева Л.Н. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России: монография.- М.:ГОУ

ВПО «Московский государственный областной университет»,2014. -178с.__________________________________

176

Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

на проведение налогового маневра путем снижения платежей, предназначенных для микропредприятий, в том числе:

- предоставление права субъектам РФ снижать ставку налога для налогоплательщиков, которые применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, с 15% до 7,5%;

- распространение права применения 2-летних «налоговых каникул» всеми, кто впервые зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя в сфере производственных услуг;

- предоставление права субъектам РФ снижать налоговые ставки для налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6% до 1%

Реализация мер по снижению налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства по большей части зависит от субъектов РФ, поскольку окончательное решение о снижении налоговых ставок остается за ними. Поэтому в качестве компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ предлагается передать в бюджеты субъектов РФ дополнительный норматив отчислений от налога на прибыль в размере 2%. Такая дополнительная мера позволит повысить доходы бюджетов субъектов РФ на сумму не менее 230 млрд. руб.

В 2015 г. продолжается увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых предприятий. В частности, в 2015 г. планируется субсидирование процентных ставок по кредитам до 15 млн. руб. (до 2015 г. - до 10 млн. руб.). Более того, с 2015 г. субсидируются расходы на приобретение оборудования на сумму 15 млн. руб., тогда как в 2014 г. - до 10 млн. руб.1

Поддержка малого предпринимательства включает себя также мероприятия, направленные на увеличение социальных инициатив предпринимателей. На сегодняшний день уже созданы центры инноваций социальной сферы, которые осуществляют:

- консультационную и правовую поддержку по вопросам бухгалтерского учета, подготовки финансовой отчетности, по правам и льготам для малых социально-ориентированных организаций;

- обучение и аттестацию социальных предпринимателей, проведение семинаров;

- помощь в составлении бизнес-плана: выбор проекта, оценка социальной эффективности проекта, разработка бизнес-модели.

Особое внимание в рамах поддержки социальных инициатив уделяется сфере дошкольного образования. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» субъекты малого предпринимательства получили право стать участниками образовательного процесса, которые имеют право оказывать лицензированные услуги дошкольного образования. Для увеличения доли негосударственных поставщиков дошкольного образования были разработаны меры по поддержке малого предпринимательства, функционирующего в данной сфере 2.

Данные меры предполагают предоставление субсидий на покрытие расходов на аренду помещения, ремонт, а также покупку оборудования. Максимальный размер субсидии, предоставляемой центрам времяпрепровождения детей с 2015 г. - 1,5 млн. руб., а дошкольным

1 Официальный сайт Global Entrepreneurship Monitor. - URL: http://www.gemconsortium.org/ (дата обращения: 04.05.2015)

2 Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 N 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» // СПС Консультант Плюс

Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015

177

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

образовательным центрам -15 млн. руб. В 2014 г. размер таких субсидий был существенно меньше.

Следует отметить, что доля негосударственных поставщиков дошкольного образования в 2014 г. составила 1%. Увеличение субсидий, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, функционирующим в данной сфере, свидетельствует о том, что государство создает условия для увеличения доли негосударственных поставщиков дошкольных услуг, а именно доли субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, основные направления государственной финансовой политики в области поддержки субъектов малого предпринимательства должны способствовать решению следующих проблем:

- нахождению рынков сбыта продукции;

- разработке и внедрению инновационной продукции;

- доступа малого предпринимательства к микрозаймам и к лизингу оборудования;

- началу предпринимательской деятельности.

Несмотря на увеличение государственной поддержки малого предпринимательства, реализация многих мероприятий на сегодняшний день осложняется сложившейся экономической ситуацией. Более того, количество разработанных мер поддержки не характеризует их эффективность.

Предпринимательское настроение и состояние предпринимательской среды являются результатом государственной поддержки. Изменение результата в сторону улучшения или ухудшения по истечении определенного периода времени свидетельствует о том, насколько эффективны предпринимаемые государством меры. Безусловно, экономическая ситуация в стране оказывает влияние на предпринимательскую деятельность. Но данное влияние отражается на малом предпринимательстве косвенно, поскольку в сложной экономической ситуации государство вынужденно снижать объёмы поддержки.

Как уже отмечалось, самыми острыми проблемами малого предпринимательства в России на сегодняшний день остаются проводимая государством политика в отношении малого предпринимательства и проблемы финансового обеспечения. Следует отметить, что от результата проводимой государством политики во многом зависит решение других проблем субъектов малого предпринимательства.

Самым благоприятным результатом государственной поддержки малого предпринимательства является развитие данного сегмента предпринимательства. Поэтому для оценки эффективности государственной поддержки следует проанализировать изменение следующих критериев:

- изменение количества зарегистрированных малых предприятий;

- изменение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях;

- создание новых рабочих мест;

- создание условий для роста капитализации малого предпринимательства и обеспечение субъектов малого предпринимательства;

- состояние инвестиционной эффективности деятельности малых предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день на малое предпринимательство приходится лишь 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране. Доля сектора малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте в РФ не превышает 21%. Наряду с этим уровень обеспеченности субъектов малого предпринимательства основными средствами остается

178

Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

низким. На долю малых предприятий приходится только 5-6% от общего объема основных средств и 6% от общего объема инвестиций в основной капитал1.

Сектор малого предпринимательства в России представлен в основном индивидуальными предприятиями (62,8% от количества субъектов малого предпринимательства) и микропредприятиями (32,7%). За последние три года сегмент малого предпринимательства характеризовался преимущественно негативными тенденциями. Это выражалось и в снижении качества роста сектора, и в падении финансовых показателей его деятельности. Общее число юридических лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства, за 2012 - 2013гг. увеличилось на 12,2%. Однако стоит отметить, что этот прирост пришелся на сегмент микропредпринимательства.

В 2014 г. существенной смены тенденции не произошло. Число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей за период 2011-2013 гг. снизилось на 15%. В 2014 г. наблюдался прирост, но он составил только 1,6%.

Занятость на предприятиях малого предпринимательства уменьшилась на 66 тыс. чел. (-0,4%). Положительная динамика наблюдалась лишь в сегменте микропредприятий - занятость увеличилась на 11,9%.

О том, что за 2011-2013гг. существенной смены тенденции развития предпринимательства не произошло, свидетельствует и среднесписочная численность занятых на малых предприятиях. В 2013 г. данный показатель составил 17 835тыс. чел., а в 2011 г. - 17 839 тыс. чел.2

Доля индивидуальных предпринимателей и микропредприятий, а также рост микропредпринимательства характеризуют то, что малое предпринимательство в России - это, как правило, предприятия, среднее число работников которых не превышает 10 человек. В свою очередь, это также свидетельствует о том, что индивидуальные предприниматели и микропредприятия сталкиваются с проблемами развития.

Не смотря на негативные тенденции роста количества малых предприятий за последние годы, следует обратить внимание на тенденцию роста оборота деятельности малых предприятий - в 2013 г. оборот деятельности достиг 39 232 млрд. руб., что на 3415 млрд. руб. превышает значение данного показателя в 2011 г. Более того, увеличились инвестиции в основной капитал: в 2013 г. инвестиции составили 849 млрд. руб., в то время как в 2012 г. данный показатель не превышал 730 млрд. руб. Следует отметить, что распределение оборота разных категорий субъектов малого предпринимательства существенно не изменился.

Отраслевая структура малого предпринимательства позволяет сделать вывод, что субъекты малого предпринимательства специализируются на сфере торговли и смежных операциях и практически не участвуют в инновационной деятельности, поскольку сфера торговли не предъявляет спрос на создание технологических инноваций.

А также отраслеваия структура характеризует ограниченный доступ малых предприятий на рынки других сфер, в частности ввиду отсутствия соответствующей государственной поддержки, а также спроса на продукцию. Согласно результатам, проводимых Росстатом исследований малых предприятий, которые осуществляют деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды,

1 Королев Д. Перспективы развития микроФинансирования малого бизнеса в России - URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv zhurnala/pep/2013-2/korolev.pdf (дата обращения: 22.04.2015)

2Яковенко Д. МикооФинансы на гребне волны // Эксперт онлайн / 07.12.2012 URL:

http://expert.ru/expert/2012/49/mikrofinansyi-na-grebne-volnyi/ (дата обращения: 19.04.2015)

Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015

179

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

около 50% малых предприятий регулярно сталкивается с проблемой «недостаточного спроса на внутреннем рынке».1

Состояние малого предпринимательства характеризуют также показатели, которые включают соотношение ранних и устоявшихся предпринимателей. К ранним предпринимателям относятся:

- нарождающиеся предприниматели - те, кто в течение предыдущего года осуществлял действия по созданию предприятия; им принадлежит доля в созданном предприятии, однако они еще не получают доходы от предпринимательской деятельности;

- владельцы вновь созданного предприятия - те, кто управляет вновь созданным предприятием и получает доходы от деятельности этого предприятия более 3, но не менее 42 месяцев.

К устоявшимся предпринимателям относят тех, кто владеет и управляет предприятием и получает доходы от деятельности данного предприятия более 42 месяцев. В России индекс активности устоявшихся предпринимателей в 2010-2013гг. был ниже по сравнению с ранней предпринимательской активностью. В 2013 г. он составил 3,4% (рис. 1).

"" * “ активность ранних предпринимателей

активность устоявшихся предпринимателей “ общая предпринимательская активность

Рис. 1 - Динамика предпринимательской активности в России в 2010-2013 гг.

Fig. 1 - Dynamics of business activity in Russia in 2010-2013

Низкая доля устоявшихся предпринимателей в общей доле предпринимателей негативно характеризует возможности для развития предпринимательства, а также трудности ведения предпринимательской деятельности, которые непосредственно связаны с доступом к финансированию и отсутствием спроса на продукцию малого предпринимательства. Состояние предпринимательской среды характеризуют и предпринимательские устремления относительно развития предприятия. Для того чтобы оценить рост предприятия целесообразно использовать показатель создания новых рабочих мест.

В 2013 г. 9,4% ранних предпринимателей заявили о том, что планируют существенно увеличить количество создаваемых рабочих мест, т.е. только каждый 10 ранний предприниматель видит

1 Annual Report on European SMEs 2013/2014 - A Partial and Fragile Recovery .URL: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/facts-figures-analysis/performance-review/files/supporting-documents/ 2014/ annual-report-smes-2014_en.pdf (дата обращения: 14.04.2015)

180

Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

возможность быстрого роста. Большинство же и ранних и устоявшихся предпринимателей в 2013 г. заявили о том, что в ближайшие 5 лет не планируют создание новых рабочих мест.

Более того, среди предпринимателей, ведущих деятельность более 3,5 года, количество желающих создать новые рабочие места оказалось значительно меньше, чем среди их менее опытных коллег (80,9% против 46,2% соответственно)1.

Таким образом, анализ тенденций развития малого предпринимательства показывает, что государственную поддержку малого предпринимательства сложно назвать эффективной. Безусловно, ежегодно разрабатывается ряд мероприятий и законопроектов, которые должны способствовать развитию малого предпринимательства. Более того, увеличиваются объёмы бюджетных средств, которые выделяются на поддержку малого предпринимательства. Тем не менее показатели развития малого предпринимательства фактически не изменяются. Такой результат проводимой государством поддержки является следствием, в том числе, отсутствия прозрачности проводимых мероприятий и недостаточной объективности отбора претендентов из числа субъектов малого предпринимательства на государственную финансовую поддержку.

Библиография /References:

1. Агеева Л.Н. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России: монография / Л.Н. Агеева. - М.:ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», 2014 - 178с.

2. Королев Д. Перспективы развития микрофинансирования малого бизнеса в России URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/2013-2/korolev.pdf (дата обращения: 22.04.2015)

3. Саяхова Э.В. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски / Э.В. Саяхова.- М.: Перо, 2013 - 170с.

4. Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2015году. URL: http://smb.gov.ru/upload/news/15729/.pdf (дата обращения: 06.05.2015)

5. Яковенко Д. Микрофинансы на гребне волны // Эксперт онлайн / 07.12.2012 URL: http://expert.ru/expert/2012/49/mikrofinansyi-na-grebne-volnyi/ (дата обращения: 19.04.2015)

6. Annual Report on European SMEs 2013/2014 - A Partial and Fragile Recovery .URL: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/facts-figures-analysis/performance-review/files/supporting-documents/2014/annual-report-smes-2014_en.pdf (дата обращения: 14.04.2015)

1. Ageeva, L.N. (2014) Problemy i perspektivy razvitiia malogo predprinimatel'stva v Rossii [Problems and prospects of development of small business in Russia]: monografiia. - M.:GOU VPO «Moskovskii gosudarstvennyi oblastnoi universitet» - 178р. (In. Russ.)

2. Korolev, D. Perspektivy razvitiia mikrofinansirovaniia malogo biznesa v Rossii [Prospects for

microfinance development of small business in Russia]. - URL: http://dom-

hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/2013-2/korolev.pdf (data obrashcheniia: 22.04.2015) (In. Russ.)

3. Saiakhova, E.V. (2013) Finansovaia sreda predprinimatel'stva i predprinimatel'skie riski [The financial environment of business and business risks]. - M.: Pero. - 170р. (In. Russ.)

4. Napravleniia gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v 2015godu

[Areas of state support for small and medium enterprises in 2015]. - URL:

http://smb.gov.ru/upload/news/15729/.pdf (data obrashcheniia: 06.05.2015) (In. Russ.)

5. Iakovenko, D. Mikrofinansy na grebne volny [Microfinance on the crest of a wave] // Ekspert onlain / 07.12.2012 -URL: http://expert.ru/expert/2012/49/mikrofinansyi-na-grebne-volnyi/ (data obrashcheniia: 19.04.2015) (In. Russ.)

1 Официальный сайт European Investment Fund. -URL: http://www.eif.org/ (дата обращения: 28.04.2015)

Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015

181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.