Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1286
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красовский Н. А.

В статье представлены исторические и современные аспекты теории предпринимательства, роль предпринимательства в социально-экономической жизни страны. Рассмотрены причины, почему государство должно создавать условия для развития малого и среднего бизнеса. Даны критерии определения малого и среднего бизнеса в России и странах Европейского союза. Изучены и представлены основные показатели, характеризующие степень развития малого и среднего предпринимательства по включенности в экономику. Приведена классификация основных мер поддержки малого и среднего бизнеса в странах с развитым предпринимательским сектором. Рассмотрены основные меры государственной поддержки предпринимательства в России и проведена оценка их результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Красовский Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP SUPPORT INSTITUTIONS IN RUSSIA

The article presents historical and modern aspects of the theory of entrepreneurship, the role of entrepreneurship in the socio-economic life of the country. The paper considers the reasons: why the state should create conditions for the development of small and medium-sized businesses. The study gives criteria for defining small and medium-sized businesses in Russia and in the European Union. The author studies and presents the main indicators that characterize the degree of development of small and medium-sized businesses in terms of their involvement in the economy. The article gives the classification of the main measures to support small and medium-sized businesses in countries with a developed business sector. The paper considers the main measures of state support for entrepreneurship in Russia and assesses their effectiveness.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

УДК 334.7 JEL: H2, L26

Красовский Николай Андреевич

мл. науч. сотрудник, Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций, Федеральный институт развития образования, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-8199-5641 e-mail: [email protected]

Nikolai A. Krasovskiy

Junior Research, Research Center for Professional Education and Qualification Systems Federal Institute for the Development of Education, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-8199-5641 e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2021-4-116-122

ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Аннотация. В статье представлены исторические и современные аспекты теории предпринимательства, роль предпринимательства в социально-экономической жизни страны. Рассмотрены причины, почему государство должно создавать условия для развития малого и среднего бизнеса. Даны критерии определения малого и среднего бизнеса в России и странах Европейского союза. Изучены и представлены основные показатели, характеризующие степень развития малого и среднего предпринимательства по включенности в экономику. Приведена классификация основных мер поддержки малого и среднего бизнеса в странах с развитым предпринимательским сектором. Рассмотрены основные меры государственной поддержки предпринимательства в России и проведена оценка их результативности. Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, средний бизнес, государственная поддержка, институты поддержки, льготное кредитование, налогообложение

Для цитирования: Красовский Н.А. Институты поддержки предпринимательства в России//Вестник университета. 2021. № 4. С. 116-122.

ENTREPRENEURSHIP SUPPORT INSTITUTIONS IN RUSSIA

Abstract. The article presents historical and modern aspects of the theory of entrepreneurship, the role of entrepreneurship in the socio-economic life of the country. The paper considers the reasons: why the state should create conditions for the development of small and medium-sized businesses. The study gives criteria for defining small and medium-sized businesses in Russia and in the European Union. The author studies and presents the main indicators that characterize the degree of development of small and medium-sized businesses in terms of their involvement in the economy. The article gives the classification of the main measures to support small and medium-sized businesses in countries with a developed business sector. The paper considers the main measures of state support for entrepreneurship in Russia and assesses their effectiveness. Keywords: entrepreneurship, small business, medium business, government support, support institutions, concessional lending, taxation

For citation: Krasovskiy N.A. (2021) Entrepreneurship support institutions in Russia. Vestnik universiteta, no. 4, pp. 116-122. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-4-116-122

Введение

Доля малого и среднего бизнеса в отечественной экономике находится многие годы на очень невысоком уровне по сравнению с развитыми странами. Со стороны государства принимаются различные меры поддержки предпринимательства. На сегодняшний день в условиях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» идет активная трансформация институтов поддержки предпринимательства. Обилие как институтов, так и мер поддержки создают определенные сложности для анализа и оценки создаваемых для развития предпринимательства условий. В этом свете видится необходимым изучение и классификация возможных мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса и оценка результативности отечественной политики в этой сфере.

© Красовский Н.А., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Krasovskiy N.A., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Теория и методы

Существует большое количество подходов к определению понятия предпринимательства. На ранних этапах развития экономической теории ее родоначальники и классики Р. Кантильон, А. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо и И. Тюнен называли предпринимателем индивида, берущего на себя финансовые риски и ответственность в условиях рыночной неопределенности с целью получения прибыли. Они определяли предпринимателя как человека, обладающего особыми свойствами: индивидуализмом, умением принимать нестандартные решения, создавать новые производственные и коммерческие решения. Известный французский экономист Ж.-Б. Сэй полагал, что функции предпринимателя главным образом связаны с умением комбинировать и соединять основные факторы производства (труд, землю и капитал) с последующим получением предпринимательского дохода. Он отмечал, что «предприниматель - это лицо, которое берется на свой счет и риск, а также в свою пользу, произвести какой-нибудь продукт. Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции» [10]. В XX в. произошли качественные изменения в понимании и определении предпринимательства, и это связано с работами и исследованиями американского экономиста Й. Шумпетера [12]. Он полагал, что главной характеристикой и задачей предпринимателя является создание новшеств и инноваций: внедрение новых методов организации труда, освоение новых рынков, создание инноваций в производстве, обретение новых источников сырья, что обеспечивает экономический рост, постоянно реформирует и развивает производство [5]. В настоящее время в западных странах под предпринимательством понимается особый, новаторский стиль хозяйствования, в основе которого лежит поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из разнообразных источников. Современную рыночную экономику рассматривают как экономику предпринимательского типа, то есть значимую роль в ее развитии играет именно институт предпринимательства.

Рассмотрим значение предпринимателей в экономике, а также причины, почему развитые страны вкладывают средства в создание условий и развитие предпринимательства в лице малого и среднего бизнеса.

В исследовании применялся метод сопоставительного анализа для выделения всего разнообразия существующих инструментов государственной поддержки предпринимательства в России и за рубежом на основе изучения нормативных правовых актов, аналитических докладов и материалов ведущих экспертов. Далее в результате синтеза были выделены две основные группы инструментов (финансовых и нефинансовых) и предложена внутригрупповая классификация. Разработанная классификация была использована в качестве аналитической рамки при ретроспективном изучении отечественной государственной политики в сфере поддержки предпринимательства.

Основные результаты

Малый и средний бизнес, как правило, классифицируется по двум основным критериям: количеству работников и годовому обороту. В Европейском союзе используется следующая классификация:

- к микробизнесу относят компании количеством работником до 10 человек и годовым оборотом до 2 млн евро;

- к малому бизнесу относят компании с количеством работников до 50 человек и годовым оборотом до 10 млн евро;

- к среднему бизнесу относят компании с количеством работником до 250 человек и годовым оборотом до 50 млн евро [6].

Согласно российскому законодательству к микропредприятиям относят компании с численностью сотрудников до 15 человек и доходами менее 120 млн руб. в год, к малому предпринимательству - компании с числом сотрудников до 100 человек и доходами до 800 млн руб. в год, среднему - компании с числом сотрудников до 250 и доходами до 2 млрд руб. в год [1].

Развитая экономика предполагает гармоничное соотношение малых, средних и крупных предприятий. Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике. Прежде всего это создание рабочих мест и решение проблемы занятости. Развитый малый и средний бизнес, создавая рабочие места, с одной стороны, способствует экономическому развитию регионов, предотвращает отток рабочей силы и тем самым стимулирует

конкуренцию на рынке труда на местах. С другой стороны, развитый малый и средний бизнес повышает мобильность рабочей силы, тем самым расширяя конкурентный рынок рабочей силы в масштабе всей страны. Кроме того, он делает экономику более гибкой, так как в отличии от крупных компаний, малый и средний бизнес быстрее реагирует на изменение спроса и на его структуру.

Есть ряд причин, почему малому и среднему бизнесу необходима поддержка со стороны государства. Во-первых, для ведения и развития бизнеса, особенно на ранних этапах развития, зачастую недостаточно первоначального капитала для осуществления необходимых инвестиций и выполнения обязательств [7]. Как следствие, большую роль играет имеющаяся институциональная система поддержки субъектов малых и средних предприятий (далее - МСП), включающая в себя механизмы льготного финансирования. Это особенно важно в периоды финансово-экономического и социального кризиса, так как малый и средний бизнес менее устойчив к потрясениям, чем крупные компании. Во-вторых, государственная поддержка необходима из-за тенденции к монополизации рынков крупными компаниями, так как они располагают более крупным капиталом, в том числе финансовым. В-третьих, она необходима, чтобы предотвратить возможные посягательства организованной преступности и недобросовестных чиновников на их доход. В Китае, например, в том числе и для этих целей, был создан специализированный Государственный фонд развития малых и средних предприятий.

Мировой опыт показывает, что для создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса создается многоканальная инфраструктура поддержки. В развитых странах применяют следующие комплексные меры:

- финансовая поддержка, включающая разнообразные инструменты, такие как льготное кредитование, субсидирование, предоставление гарантий по кредитам, залоговое обеспечение, стимулирование микрофинансирования малого бизнеса, упрощение процедур получения кредитов, специальные меры субсидирования с учетом территориальной дифференциации, привлечение инвесторов, стимулирование банков к финансированию малого и среднего бизнеса [6];

- содействие в получении государственных заказов;

- предоставление консалтинговых услуг, создание центров информационной поддержки, информирующих предпринимателей об изменениях в законодательстве, мерах поддержки, результатах исследований рынков, включая рынок труда;

- нормативно-правовая поддержка интересов малого и среднего бизнеса, введение института бизнес-омбудсмена;

- формирование эффективной системы налогообложения, включая налоговые льготы, вычеты и специальные налоговые программы, освобождение от взносов в фонды социального обеспечения на определенный срок [9];

- создание центров и специальных программ по обучению и подготовке предпринимателей;

- создание центров содействия экспорту продукции и услуг малых и средних предприятий;

- создание специализированных институтов, занимающихся исследованием проблем предпринимательства, созданием комплексной системы помощи предпринимателям, защитой их интересов, поддержкой инновационной деятельности, стимулированием кооперации с крупными компаниями.

Таким образом, мы можем говорить о предпринимательстве как о сложном и многогранном экономический феномене, который лежит в основе современного социально-экономического развития общества. Оно нуждается в целенаправленной поддержке со стороны государства, которая включает в себя комплексные меры и гибкие механизмы поддержки, а для его успешного функционирования и развития нужны институты поддержки, соответствующая инфраструктура и многоуровневая система поддержка.

В России, по оценкам экспертов, лишь около 20 % трудоспособного населения работает в секторе МСП, его доля в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП) страны составляет около 20 % [13]. Доля МСП в ВВП развитых странах составляет 50-60 %. В Великобритании это 51 %, в Германии - 53 %, в Финляндии - 60 %, в Нидерландах — 63 % [5]. В 2017-2018 гг. микропредприятия в России составляли более 95 % из всех предприятий малого бизнеса, удельный вес малых предприятий в ВВП находился на уровне 4-5 %, средних предприятий - 0,3-0,4 %. За 2019 г. в структуре малого и среднего бизнеса наблюдались существенные изменения: доля микропредприятий выросла до 99,22 %, доля малых предприятий сократилась с 4,5 % в 2018 г. до 0,78 % в 2019 г., а доля средних предприятий снизилась с 0,31 % до 0,01 % [6]. На январь 2020 г. численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса снизилась на 3,36 % по сравнению с январем 2017 г. и составила

15 321 788 человек [6]. В структуре выручки субъектов МСП картина выглядит примерно следующим образом; доля торговли и услуг («47 %), обрабатывающей промышленности («16 %), строительства («13 %) [4]. Подобная структура наблюдается в странах ОЭСР. Тем не менее, специфика сектора МСП в России сильно отличается от МСП развитых стран: в России, ниже доля инновационных (производительных) фирм, ниже доля фирм-экспортеров. Наблюдается дефицит производственных быстрорастущих фирм [4].

Подобное отставание в развитии малого и среднего бизнеса является, по всей видимости, следствием того, что активное зарождение свободного предпринимательства в России стало возможным лишь в конце 80-х годов XX в. До этого 70 лет страна существовала в формате плановой экономики, в которой главной регулирующей силой было государство, а не рынок. Частная предпринимательская деятельность была вне закона и государство активно боролось с предпринимателями, что несовместимо с понятием рыночной экономики. Еще одной проблемой развития малого и среднего бизнеса является доставшийся в наследство от СССР «вирус гигантофобии», а именно доминирование крупных компаний с большой долей государства в уставном капитале [8, с. 143]. В то время как история непрерывного развития рыночной экономики на Западе насчитывает уже несколько веков, в России только зарождается предпринимательская культура.

На данный момент в России создается инфраструктура поддержки субъектов МСП. Основополагающим является Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее - национальный проект). Он включает в себя пять федеральных проектов, направленных на поддержку МСП: улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию, акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, популяризация предпринимательства. Сейчас именно национальный проект является главным инструментом реализации планов по развитию сектора МСП. Планируемая дата его реализации - по 2024 г., бюджет составляет 481,5 млрд руб. [2].

Рассмотрим меры по регулированию административно-налоговой нагрузки на сектор МСП. Налоговые режимы имеют региональные особенности. Так, например, в г. Москве действует несколько налоговых режимов, которые доступны для малого бизнеса:

- общая налоговая система;

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения для сельскохозяйственных производителей;

- патентная система налогообложения.

Чтобы попасть под тот или иной льготный налоговый режим, субъект МСП должен соответствовать ряду условий. К таким условиям относят форму собственности, вид деятельности, число работников, наличие филиалов, экономический вес предприятия и т. д.

В 2019 г. был введен новый налоговый режим: налог на профессиональный доход или, как его называют, налог для самозанятых. Введение этого налога обусловлено тем фактом, что в последние годы в России, наблюдается непрерывный рост данного сектора, а исследования показывают, что в 2021 г. их число может превысить семь миллионов человек. В 2020 г. с самозанятых было собрано более 5,1 млрд руб., при том, что на учете в Федеральной налоговой службе на конец 2020 г. в этом качестве состояли всего 1,5 млн человек [14]. Отличительная особенность данного налога в том, что не нужно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, низкие налоговые ставки 4 % или 6 % и страховые взносы производятся на добровольной основе.

Тем не менее, анализ российской налоговой системы показывает ряд ее существенных недостатков, которые приводят к сокращению сектора МСП: частые изменения налогового законодательства, высокая степень налоговой нагрузки, растущие страховые взносы, повышение ставки налога на добавленную стоимость до 20 %, внедрение онлайн касс [15; 16]. Еще одним отрицательным фактором, является административное давление на субъекты МСП в виде проверок, контролеров. Это привело к тому, что по опросам 2019 г. более половины предпринимателей полагали, что их права защищены недостаточно, в том числе и из-за высокой административной нагрузки в виде частых проверок [17].

Из-за неоднородности социально-экономического и институционального развития субъектов Российской Федерации инфраструктурная поддержка МСП в каждом регионе также является неоднородной. В большинстве крупных субъектов инфраструктура поддержки представлена в следующих формах:

- государственные учреждения: различные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, фонды поддержки инновационной деятельности и т. п.;

- коммерческие и некоммерческие структуры: инвестиционные фонды, микрофинансовые организации, лизинговые компании и т. п.;

- территориальные комплексы: технопарки, агропромышленные парки и т. д.;

- центры поддержки: бизнес-инкубаторы, учебно-деловые центры, консультационные центры, центры «Мой бизнес» [11].

До конца 2020 г. одним из ключевых звеньев инфраструктуры поддержки МСП были крупные государственные учреждения и организации в виде автономных некоммерческих организаций, фондов, акционерных обществ [3]. Наиболее крупные из них - АНО «Агентство по технологическому развитию», АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса» (далее - Корпорация), НО «Фонд развития моногородов», АО «Российская венчурная компания» и т. д. Эти наиболее крупные институты поддержки предпринимательства, в свою очередь занимались финансированием предпринимателей, созданием и финансированием инфраструктуры поддержки МСП. Например, Корпорация, будучи крупнейшим и наиболее успешным институтом поддержки предпринимателей в России, реализовывала программы льготного финансирования и кредитования, формирования национальной гарантийной системы через партнерские банки и микрофинансовые организации, лизинговые компании, региональные гарантийные организации и т. д. Корпорация также занималась организацией и проведением учебных программ для повышения квалификации и компетенций предпринимателей.

Кроме того, существуют различные финансовые меры поддержки МСП. Эти меры могут быть возвратными или безвозвратными. К мерам финансовой поддержки на возвратной основе относятся, например, программы льготного кредитования. Чтобы попасть под такую программу, субъект МСП должен соответствовать ряду требований. Льготный кредит может выдаваться на возобновление деятельности предприятия, инвестирование, либо рефинансирование. В начале 2021 г. Правительство России утвердило снижение ставки по льготным кредитам для малого и среднего бизнеса и самозанятых до 7 % годовых.

Зачастую, особенно начинающим предпринимателям, проблематично получить кредит в банке, так как для банка слишком велики риски, и даже если предприниматель захочет взять кредит под залог имущества, такого имущества просто может не быть. В таком случае, если бизнес подходит под определенные критерии, есть возможность получить кредит под государственную гарантию. Инструментом подобного кредитования является Национальная гарантийная система (далее - НГС), в нее входят Корпорация МСП, МСП Банк, региональные гарантийные организации, банки-партнеры НГС. Существуют и другие программы льготного финансирования: льготный лизинг, займы по сниженной ставке через микрофинансовые организации.

К финансовой поддержке на безвозвратной основе относятся субсидии и гранты. Субсидии выделяются федеральными, региональными или местными власти на конкурсной основе на покупку оборудования, сырья. Кроме того, существуют различные программы субсидирования кредитов для компаний, пострадавших от вируса СОУГО-19. Можно получить субсидию от центра занятости на открытие собственного дела, и размер субсидии будет зависеть от региона. Чтобы получить грант, субъект МСП должен отвечать критериям выдачи гранта, например сфера деятельности компании. Приоритетными направлениями являются инновации, сельское хозяйство, фермерство, туризм.

Анализируя нынешнее состояние сектора МСП в России, к основным негативным факторам можно отнести падение доходов населения и, как следствие, снижение его платежеспособности. Негативное влияние также оказывает регулярно меняющаяся налоговая система: повышения налогов, частые изменения в налоговом законодательстве, административное давление в виде проверок и высоких штрафов. Даются лишь ситуационные преференции и послабления, но не принимаются системные меры и решения, направленные на трансформацию налоговой и административной системы.

Еще одним важным фактором является низкий уровень предпринимательских компетенций. Негативно сказывается на конкурентную среду и фактор высокой доли госсектора в экономике, с которым практически невозможно конкурировать сектору МСП. Несмотря на принимаемые меры по развитию институциональной среды и инфраструктуры поддержки МСП, их эффективность остается на невысоком уровне. К основным причинам подобного положения можно отнести неоднородность институционального и социально-экономического

положения регионов, а также отсутствие четкой институциональной структуры поддержки и, как следствие, четкой стратегии и системы управления, что только усиливается в ситуации неоднородного развития регионов.

Для комплексного и системного развития МСП необходимо начать подготовку кадров, улучшая и совершенствуя факультативы в системах высшего и среднего профессионального образования и, возможно, даже школьного образования, тем самым развивая культуру предпринимательства и базовые предпринимательские компетенции. Необходимы системные меры по трансформации налоговой и контрольно-административную системы, чтобы сделать их более предсказуемыми, прозрачными и понятными для предпринимателей, создать новые льготные налоговые режимы, снизить административные барьеры. Эти меры могут повысить уровень правовой и финансовой защиты предпринимателей, тем самым продлить жизненный цикл предприятий и увеличить вовлеченность населения в предпринимательскую деятельность.

Выводы

Таким образом, мы имеем противоречивую ситуацию. С одной стороны, прослеживается понимание государством необходимости развития сектора МСП. Об этом свидетельствуют Национальный проект, создание институтов и инфраструктуры развития МСП, разработка механизмов повышения доступности предпринимателей к льготному финансированию и специализированным центрам поддержки. С другой стороны, прослеживается явное желание государства сохранять тотальный контроль над предпринимателями через налоговую и административно-контрольную системы. В результате складывается ситуация «предприниматель для чиновника», что в корне противоречит условиям развития рыночной экономики и, как следствие, развитию предпринимательства.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №2 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 18.02.2021).

2. Паспорт национального проекта от 24.12.2018 г. «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319208/ (дата обращения: 18.02.2021).

3. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2020 г. № 3710-р // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400069488/ (дата обращения: 18.02.2021).

4. Антонова, М. П., Баринова, В. А., Громов, В. В. [и др.]. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - 88 с.

5. Мазилкина, Ж. В. Теории предпринимательства // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - № 2 (7). - С. 171-173.

6. Зубова, О. Г., Жаркова, С. Л. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестник Университета Российской академии образования. - 2020. - № 3. - С. 86-93.

7. Яруллин, Р. Р. Финансирование малого бизнеса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. -№ 12. - С. 272-282.

8. Молев, Д. А. Состояние малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на современном этапе // Наука, образование и культура. - 2020. - № 3 (47). - С. 24-27.

9. Романова, Н. В., Кахриманова, Д. Г., Ксенофонтов, А. А. Причины сдерживания развития российского малого бизнеса // Вестник Университета. - 2015. - № 10. - С. 142-144.

10. Сэй, Ж.-Б. Трактат политической экономии. Экономические софизмы. Экономические гармонии. - М.: Дело, РАНХиГС, 2006. - 58 с.

11. Хамирзова, С. К., Ушко, А. У Исследование механизма государственного регулирования малого предпринимательства // Новые технологии. - 2020. - № 3. - С. 107-116.

12. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры); Перевод с нем. В. С. Автономова и др. - М.: Прогресс, 1982. - 281 с.

13. Титов, Б. Ю. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir/ (дата обращения: 18.02.2021).

14. Злобин, А. Эксперты ВШЭ оценили потенциальный рынок самозанятых почти в пять раз больше официального [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/420213-eksperty-vshe-ocenili-potencialnyy-rynok-samozanyatyh-v-pochti-pyat-raz (дата обращения: 18.02.2021).

15. Полякова, В. Малый бизнес приблизился к стагнации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/econ omics/07/11/2019/5dc191aa9a7947de940ab259 (дата обращения: 18.02.2021)

16. Кононова, В. Малый бизнес и налоги: кто кого [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://forbes-ru.turbopages.org/s/ forbes.ru/biznes/385605-malyy-biznes-i-nalogi-kto-kogo (дата обращения: 18.02.2021).

17. Титов, Б. Ю. Опрос ФСО выявил недовольство российского малого бизнеса защитой своих прав [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://tass.ru/msp/6477934 (дата обращения: 18.02.2021).

References

1. Federal law "On Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation" dated on July 24, 2007 № 209-FZ (latest revision), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (accessed 18.02.2021).

2. Passport of the National Project "Small and Medium Businesses and the Support of Individual Entrepreneurial Initiative" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 16, dated on December 24, 2018), Legal reference system "ConsultantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57022.html/ (accessed 18.02.2021).

3. Order of the Government of the Russian Federation dated on December 30, 2020, No. 3710-r, Legal reference system "ConsultantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319208 (accessed 18.02.2021).

4. Antonova M. P., Barinova V. A., Gromov V. V, et al. Development of small and medium-sized businesses in Russia in the context of the project, Publ. House "Delo" RANEPA, 2020, 88 p.

5. Mazilkina Zh. V. Entrepreneurship theories, Innovative economy: prospects for development and improvement, 2015, no. 2 (7), pp. 171-173.

6. Zubova O. G. Foreign experience of state support for small and medium-sized businesses, Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, 2020, no. 3, pp. 86-93.

7. Yarullin R. R. Small business finance, International Journal of the Humanities and Natural Sciences, 2017, no. 12, pp. 272-282.

8. Molev D. A., The state of small and medium-sized businesses in the Russian Federation at the present stage, Science, Education and Culture, 2020, no. 3, pp. 24-27.

9. Romanova N. V., Reasons for holding back the development of Russian business, Vestnikuniversiteta, 2015, no. 10, pp. 142-144.

10. Say J.-B. A treatise on political economy. Economic sophisms. Economic harmonies, Moscow, Delo, RANEPA, 2006, 58 p. (In Russian).

11. Khamirzova S. K., Ushko A. U. Study of the mechanism of state regulation of small business, New Technologies, 2020, no. 3, pp. 107-116.

12. Schumpeter J. A. Theory of economic development (Research of entrepreneurial profit, capital, credit, interest and the cycle of conjuncture); Transl. from German by V. S. Avtonomov et al., Moscow, Progress, 1982, 281 p. (In Russian).

13. Titov B. Yu. Small and medium business sector: Russia and the world, Stolypins Institute ofGrowthEconomics, 2018. Available at: https://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir/ (accessed 18.02.2021). (In Russian).

14. Zlobin A. HSE experts estimate that the potential market for self-employed is almost five times more than the official one, Forbes, 2021. Available at: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/420213-eksperty-vshe-ocenili-potencialnyy-rynok-samozanyat-yh-v-pochti-pyat-raz (accessed 18.02.2021). (In Russian).

15. Polyakova V., Small business is approaching stagnation, RBC economics, 2019. Available at: https://www.rbc.ru/econom-ics/07/11/2019/5dc191aa9a7947de940ab259 (accessed 18.02.2021). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Kononova V. Small business and taxes: who wins, Forbes, 2019. Available at: https://forbes-ru.turbopages.org/s/forbes.ru/ biznes/385605-malyy-biznes-i-nalogi-kto-kogo (accessed 18.02.2021). (In Russian).

17. Titov B. Yu. FSS poll revealed dissatisfaction of Russian small business with protection of their rights, TASS, 2019. Available at https://tass.ru/msp/6477934 (accessed 18.02.2021).(In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.