Научная статья на тему 'К аспектам развития малого и среднего бизнеса РД на современном этапе'

К аспектам развития малого и среднего бизнеса РД на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА / СФЕРА ТОРГОВЛИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабанов Магомед Гаджиевич, Атуева Энара Бадурсултановна

Малое и среднее предпринимательство занимает одну из главных позиций в экономике большинства государств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. На федеральном уровне был приняты все необходимые нормативные правовые акты, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства. Вступление в силу современных законов создаст благоприятные условия для развития бизнеса в республике, позволит выйти из «тени» значительной части субъектов малого предпринимательства, встать на налоговый учет и платить налоги по пониженной налоговой ставке. Поддержка предпринимательской деятельности осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях в форме: финансово-кредитной поддержки, материально-технической помощи, налоговых льгот, информационно-консультативной помощи. Чтобы в указанных формах оказывать действенную помощь, важно иметь конкретную программу развития предпринимательства и формировать соответствующий организационно-экономический механизм ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабанов Магомед Гаджиевич, Атуева Энара Бадурсултановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К аспектам развития малого и среднего бизнеса РД на современном этапе»

-\-

ББК 65-131

М.Г. Шабанов, Э.Б. Атуева

К АСПЕКТАМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РД НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Малое и среднее предпринимательство занимает одну из главных позиций в экономике большинства государств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. На федеральном уровне был приняты все необходимые нормативные правовые акты, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства. Вступление в силу современных законов создаст благоприятные условия для развития бизнеса в республике, позволит выйти из «тени» значительной части субъектов малого предпринимательства, встать на налоговый учет и платить налоги по пониженной налоговой ставке. Поддержка предпринимательской деятельности осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях в форме: финансово-кредитной поддержки, материально-технической помощи, налоговых льгот, информационно-консультативной помощи. Чтобы в указанных формах оказывать действенную помощь, важно иметь конкретную программу развития предпринимательства и формировать соответствующий организационно-экономический механизм ее реализации.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, развитие бизнеса, поддержка предпринимательской деятельности, лицензирование, финансово-кредитная поддержка, сфера торговли, промышленность, строительство, упрощенная система налогообложения.

Малое и среднее предпринимательство занимает одну из главных позиций в экономике большинства государств, а занятые в нем являются активной частью общества. Важнейшими особенностями малых предприятий в развитых странах являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

В последние годы развитию малого бизнеса в стране уделяется огромное внимание. В 2007 году принят новый Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства, который расширил и укрепил законодательное пространство в сфере малого и среднего предпринимательства в условиях мирового кризиса и развитию малого и среднего предпринимательства. В посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации также обращается внимание на необходимость расширения экономической предпринимательской свободы, стимулирование инновационной активности предпринимателей.

Политика государства, направленная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает позитивные результаты в достижении стабилизации экономики. Во-первых, оно обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, малый бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, именно малое предпринимательство способно создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), малое предпринимательство создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

-\-

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным

фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Важнейшая социальная функция малого и среднего бизнеса - самозанятость граждан.

Все указанные экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших региональных задач, делают его неотъемлемой частью дальнейшего реформирования региональной инфраструктуры.

2007 год и первое полугодие 2008 года можно с полным правом считать поворотными для развития малого и среднего предпринимательства. Всего за полтора года было сделано больше конкретных шагов по поддержке предпринимательства, чем за все предыдущие годы. На федеральном уровне был принят ряд нормативных правовых актов, определивших новые принципы государственной политики содействия развитию предпринимательства. Это упомянутый выше базовый закон о развитии малого и среднего предпринимательства; закон, защищающий права предпринимателей при проведении проверок; законы, предусматривающие отмену лицензирования ряда видов деятельности; законы, касающиеся налогообложения малого бизнеса, в том числе отмены контрольно-кассовой техники, решения имущественных вопросов.

В принципе можно выделить три основные позиции нового закона о развитии малого и среднего предпринимательства, которые должны существенно «облегчить жизнь» малому бизнесу:

1) определение малого и среднего бизнеса;

2) формирование системы преференций и льгот, в том числе в налоговой сфере и при

предоставлении помещений;

3) декларирование принципа равноправия субъектов малого предпринимательства

при доступе к имеющимся ресурсам.

Малые предприятия Дагестана играют все более существенную роль в устойчивом подъеме региональной экономики. Нет ни одной отрасли в нашей республике, где бы не было мощного представительства малого бизнеса. И самое большое богатство для нашей республики, это люди, люди трудолюбивые, предприимчивые, люди умные и талантливые.

По данным ТО ФС госстата по РД по состоянию на 1 января 2009 года количество малых предприятий составило 3956 единиц. (Данные приводятся за 2008 год, так как обследование малых предприятий в течение года осуществляется органами статистики без учета деятельности микропредприятий, доля которых в общем количестве малых предприятий составляет около 80 проц.). Основная часть субъектов малого бизнеса республики сконцентрирована в городах. Из общего количества малых предприятий в городах действуют 68,5 проц. предприятий, их оборот составляет около 90 проц. от оборота малых предприятий, работают на них 71 проц. от всех работающих на малых предприятиях.

В 2008 году наибольший удельный вес малых предприятий зарегистрирован в сфере торговли и общественного питания - 31,4 процента, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 15,8 процентов, в строительстве - 14,8 процентов, в обрабатывающем производстве - 16,2 процента.

Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава на малых предприятиях (без внешних совместителей) составило 54,7 тыс. человек или 13,5 процентов от общей численности работающих на всех предприятиях и организациях.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2008 году составили 3804,5 млн. руб. или на 60,6 проц. больше предыдущего года.

-\-

Если говорить об объемах, которые малый бизнес достиг за последние три года, то они увеличились в различных отраслях от 1,7 до 6,3 раз. То есть уже в разы увеличилось количество продукции, которая необходима людям.

Как видно из вышеизложенного, наиболее привлекательной для малого предпринимательства является сфера торговли, на втором месте строительство, затем -обрабатывающие производства.

Заработная плата на малых предприятиях составляла в 2008 году 4616 рублей, в 2009 году - 5744,5 рублей (на малых предприятиях без микропредприятий).

Растет доля налоговых поступлений от малого бизнеса в общее поступление консолидированного бюджета. Если в 2008 году от малого бизнеса в консолидированный бюджет поступило 1135,0 млн. рублей, то за 9 месяцев текущего года этот показатель уже составляет 1509,5 млн. рублей.

Сравнение данных о деятельности малых предприятий Республики Дагестан с данными республик Южного Федерального округа наглядно показывает, насколько высока доля малого предпринимательства в экономическом потенциале республики.

По всем показателям деятельности субъектов малого предпринимательства Республика Дагестан в разы опережает республики ЮФО.

Динамика роста показателей деятельности малых предприятий обуславливается общим экономическим ростом в стране, упорядочением мероприятий государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью, установлением специальных (упрощенных) режимов налогообложения. Сказывается и влияние таких факторов, как увеличение спроса на продукцию и услуги, производимые малым бизнесом, рост привлекаемых в эту сферу инвестиций, постепенное развитие рынка кредитных ресурсов.

Учитывая, что развитие малого бизнеса способствует развитию экономики в целом и является одним из важных факторов увеличения уровня занятости, в республике предпринимаются определенные меры, направленные на государственную поддержку предпринимательства и формирование инфраструктуры ее развития. Сущность государственной поддержки малого бизнеса состоит в создании для предпринимательства благоприятной среды, которая предполагает наличие полноценной правовой базы, стабильность экономической политики государства, развитую рыночную инфраструктуру, эффективную систему защиты собственности, действенные экономические (финансово-кредитные, налоговые и т.д.) стимулы, упрощенные административные процедуры и т.д.

Приняты практически все необходимые нормативные правовые акты, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства. В целях обеспечения благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в 2009 году приняты законы Республики Дагестан «О применении упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента в Республике Дагестан», «О ставке налога при применении упрощенной системы налогообложения», уменьшающий налоговую ставку для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, с 15 до 10 процентов. Вступление в силу настоящих законов создаст благоприятные условия для развития бизнеса в республике, позволит выйти из «тени» значительной части субъектов малого предпринимательства, встать на налоговый учет и платить налоги по пониженной налоговой ставке. Сплоченная работа законодательной и исполнительной власти как раз и дает творческую энергию предпринимателям, творческие подходы к своему делу. Поддержка предпринимательской деятельности осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях в форме: финансово-кредитной поддержки, материально-технической помощи, налоговых льгот, информационно-консультативной помощи. Чтобы в указанных формах оказывать действенную помощь, важно иметь конкретную программу развития предпринимательства и формировать соответствующий организационно-экономический механизм ее реализации. С 1996 года в республике реализуется пятая программа развития малого предпринимательства. За годы реализации Республиканских целевых программ

-4-

развития малого предпринимательства, в рамках которых выполняются мероприятия кредитно-финансовой, образовательной, научно-методической, информационной поддержки предпринимателей, удалось достичь определенных результатов.

Теперь можно с уверенностью сказать: развитие малого предпринимательства - в числе приоритетных направлений развития экономики в нашей республике! На финансирование мероприятий программы в 2009 году в республиканском бюджете РД предусмотрено 116 млн. рублей, что в 6 раз больше, чем в 2008 году. Аналогичные программы утверждены и во всех 52 муниципальных образованиях республики.

Комитетом проведена большая работа по повышению информированности предпринимателей о возможности получить помощь, в т.ч. финансовую, от государства.

Ежегодно, начиная с 2006 года, республика принимает участие в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России на выделение финансовых средств из федерального бюджета на условиях софинансирования субъектам Российской Федерации на государственную поддержку малого предпринимательства. В 2006 году было выиграно 10,6 млн. рублей. В 2009 году объем средств, выделенных Республике Дагестан на эти цели, превысил 117 млн. рублей, которые направлены по четырем основным приоритетным направлениям, предложенным Правительством Российской Федерации: на развитие фонда микрофинансирования, фонда содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства, грантовую поддержку начинающих и молодых предпринимателей, на субсидирование процентной ставки привлеченным кредитам.

Учитывая, что основным инструментом поддержки предпринимательства является создание инфраструктуры поддержки, в 2005 году в республике создан и успешно развивается, оказывая существенную поддержку предпринимателям, Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства, при котором действуют маркетинговый, учетный, консалтинговый, обучающий, рекрутинговый, оценочный, рекламно-информационный, кадровый, проектный центры, центры правовых услуг и интернет-технологий, Дагестанское агентство по поддержке инновационного предпринимательства.

В течение 2006-2007 годов в рамках программных мероприятий проведена определенная работа и начал свою работу первый в республике бизнес-инкубатор «Турали». В конце 2009 года в г. Махачкале начал свою деятельность еще один бизнес-инкубатор. Начата работа по созданию совместно с муниципальными образованиями бизнес-инкубаторов в городах Дербенте, Кизилюрте. Бизнес-инкубаторы помогут решить проблему отсутствия опыта и знаний у молодых предпринимателей. Начинающим предпринимателям можно получить место в бизнес-инкубаторе, где им представят на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехника, оборудование, а также целый спектр услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических.

Гарантийный фонд, учредителем которого является Комитет, создан для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, к кредитным ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, основанных на кредитных договорах.

Фонд микрофинансирования, учредителем которого также является Комитет, на льготных условиях выдает микрокредиты до 500 тысяч рублей на 12 месяцев.

Финансовая поддержка в 2009 году оказана:

- 37 субъектам малого предпринимательства в виде субсидирования процентной ставки по полученным кредитам;

- 21 субъекту малого предпринимательства выданы кредиты на сумму 10 млн. рублей;

- 5 предпринимателей размещены на льготных условиях в бизнес-инкубаторе «Турали»;

- заключены договоры с 176 молодыми и начинающими предприниматели на оказание им грантовой поддержки в размере от 75 до 150 тысяч рублей;

-\-

- 33 предпринимателю выданы поручительства на сумму 12,8 млн. рублей для получения кредитов в банках;

- 4 кредитных кооператива получили финансовую поддержку для развития материально-технической базы;

- 71 субъекту малого предпринимательства предоставлены субсидии на сумму 2 млн. рублей на аренду выставочных площадей;

- 26 безработным гражданам предоставлены обучающие, организационно-консультативные услуги по вопросам организации предпринимательской деятельности (проведение тестирования, содействие в подготовке и экспертизе бизнес-планов, сопровождение проектов);

- около 500 руководителей и специалистов субъектов малого и среднего бизнеса получили обучение, подготовку, повышение квалификации и профессиональную подготовку,

- 20 руководителей и специалистов субъектов малого и среднего бизнеса - получили субсидии на обучение, подготовку, повышение квалификации и профессиональную подготовку;

- 95 безработных граждан получили профессиональное обучение по разноуровневым программам в учебных заведениях республики;

- 1 предоставлен сертификат на обучение;

- 4 субъекта малого предпринимательства получили субсидии на компенсацию расходов на оплату за подключение к объектам инфраструктуры;

- 8 предпринимателей инновационной сферы получили компенсацию на открытие собственного дела, приобретение лицензионного программного обеспечения, на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях;

- более 1000 предпринимателей получили консультации по интересующим вопросам;

- 20 предпринимателям оказана помощь в регистрации в режиме «одного окна»;

- 5 муниципальным образованиям выделено 5 млн. рублей на софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Информационная поддержка осуществлялась по нескольким направлениям.

В 2009 году осуществлялось информационное сопровождение сайта «Бизнес Дагестана». На портале малого бизнеса размещалась информация об изменениях в законодательных актах в области малого предпринимательства, о предстоящих мероприятиях, о новостях деловой сферы, о формах поддержки малого предпринимательства, о проводимых конкурсах и другая информация. На сайте регулярно публикуются ответы на вопросы предпринимателей.

Систематически выходила в эфир телевизионная передача «Бизнес Дагестана» на телеканале РГВК, выпускалась газета «Бизнес Дагестана».

В средствах массовой информации размещались различные публикации о мероприятиях, конкурсах, проводимых с участием предпринимателей.

За 2009 год в информационно-маркетинговые центры поступило свыше 1 тысячи обращений от субъектов малого предпринимательства по разным вопросам ведения предпринимательской деятельности.

В 2009 году продолжились выездные семинары по повышению уровня правовой грамотности и информированности предпринимателей о формах государственной поддержки. Проведено 18 семинаров, в которых приняли участие около 1500 предпринимателей.

В рамках Программы оказана организационная поддержка 80 субъектам малого предпринимательства в участии в следующих мероприятиях:

Дни малого и среднего бизнеса в Москве (май 2009 года);

- выставка «Деловой Дагестан - 2009»;

- VII межрегиональная выставка-ярмарка «Дагпродэкспо-2009»;

-\-

- IX Московский международный салон инноваций и инвестиций.

В результате проведения республиканского конкурса «Лучшее предприятие/предприниматель 2009 года» из 30 предпринимателей, подавших заявку, выиграло 25.

В 2009 году проведена организационная работа и создан центр субконтрактации, основным направлением деятельности которого является развитие кооперационных связей между малыми и крупными промышленными предприятиями.

Анализ проведенных мероприятий показал, что количество участников проводимых мероприятий ежегодно увеличивается.

В 2009 году приняты нормативные правовые акты, касающиеся деятельности малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан:

- Законы РД: «О применении упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента в РД», Закон «О ставке налога при применении упрощенной системы налогообложения».

- Постановления ПРД «Об утверждении порядков финансирования мероприятий Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в РД на 2009-2011 годы», «Об утверждении Порядка субсидирования части расходов субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с прохождением сертификации по международным стандартам качества, и Порядка субсидирования части расходов субъектов малого и среднего предпринимательства инновационной сферы», «Об организации технопарков в РД», «Об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», «О порядке деятельности бизнес-инкубаторов, управления ими, финансирования их деятельности, отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений в бизнес-инкубаторах».

Ежегодно Маркетинговым центром «Дагестан-Москва» проводится мониторинг деятельности субъектов малого предпринимательства республики.

Основными проблемами малого бизнеса являются:

- административные барьеры;

- недостаточное финансирование;

- налогообложение;

- сложности в получении имущества;

- недостаточность источников и ресурсов получения деловой информации;

- отсутствие квалифицированных кадров.

Большой проблемой продолжает оставаться чрезмерный административный прессинг, давление, которое сегодня существует на всех стадиях развития малого предпринимательства.

Несогласованность действий органов, уполномоченных осуществлять контрольные функции, приводит к ситуации, иногда в один и тот же день на малом предприятии может доводиться до нескольких проверок. Малое предприятие, имеющее в штате нескольких специалистов, затрачивает большой объем времени на постоянные проверки, которые зачастую к тому же являются для проверяющих инструментом - для решения собственных финансовых проблем. В этой связи, практически любой предприниматель, бизнесмен в России оказывается перед выбором между легальным бизнесом и теневым оборотом. Решение уйти в «тень» или нет, обусловливается экономической выгодой, а не моральными стимулами. Работа в рамках легального оборота позволяет завоевать имя и формировать имидж организации на рынке, кредитную историю, дает возможность обращаться за нарушенных и оспариваемых прав в судебные или исполнительные органы, а также избежать дополнительных рисков в случае проверки налоговыми и иными

-\-

контролирующими органами. В целях решения этой проблемы приняты федеральные

законы, в частности Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Отсутствие первоначального капитала и сложности в получении кредитных ресурсов остаются одними из основных проблем малого бизнеса. У большинства предпринимателей нет надлежаще оформленной залоговой базы. В республике для решения этой проблемы созданы Государственные унитарные предприятия «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства», «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства», субсидируется процентная ставка по привлеченным кредитам в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Для решения проблем малого бизнеса в 2010 году необходимо направить все усилия на проведение следующих мероприятий:

- участие в конкурсах, проводимых Минэкономразвития РФ на получение субсидий их федерального бюджета на поддержку развития малого предпринимательства;

- реализация мер по снижению административных барьеров;

- обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в конкурсах, проводимых на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- расширение возможностей участия субъектов предпринимательской деятельности в выставочно-ярмарочных мероприятиях;

- обеспечение информационно-образовательного сопровождения бизнеса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- поддержка кредитной кооперации;

- поддержка муниципальных программ развития малого предпринимательства;

- создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

- создание благоприятных условий для развития инновационного малого бизнеса;

- организация кредитно-финансовой поддержки начинающих предпринимателей и безработных граждан, желающих заниматься в сфере малого предпринимательства, вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи, создание благоприятных условий для стартующего бизнеса;

- содействие продвижению продукции, оказание информационных услуг;

- содействие развитию субконтрактации;

- повышение информированности предпринимателей о возможности получить финансовую помощь через государственную программу поддержки малого бизнеса;

- реализация мер по повышению квалификации, обучению предпринимателей и их специалистов.

Все усилия по развитию малого предпринимательства должны быть направлены, прежде всего, на оказание финансово-инвестиционной и информационной поддержки в муниципальных образованиях республики, наряду с существующими формами поддержки по Республике Дагестан в целом.

Реальный экономический потенциал малого предпринимательства далеко не исчерпан. Малый бизнес республики может давать по расчетам статистических органов не менее половины валового регионального продукта - 45,5%.

Работа по созданию благоприятного климата для развития малого предпринимательства в реальном секторе экономики, эффективные государственные меры приведут к легализации ее «теневого оборота», что в свою очередь повысит вклад малого бизнеса в экономику, приведет к улучшению социально-экономического положения республики, повышению уровня благосостояния и качества жизни народа.

M.G. Shabanov, E.B. Atueva

To aspects of development of small and medium business in daghestan at the present stage

Small and medium business occupies one of the major positions in the most economies. The typical feature of this sector is active innovative activity promoting accelerated development of various industries in all sectors of economy. All the necessary standard legal acts have been launched at the federal level promoting development of small and medium business. Putting into practice of modern laws will create favourable conditions for the development of small business in the republic, it will also allow a considerable part of small business subjects to come out of «shade» and to be tax registers and to pay taxes at lowered tax rate, as well. The support of enterprise activity is realized at federal, regional and local levels as financial and credit support, material and technical assistance, tax benefits, information and consulting assistance. It is important to have a specific programme of enterprising and to form the proper organization and economic mechanism of its realization in order to render sufficient assistance in abovementioned ways.

Keywords: small and medium business, business development, support of enterprise activity, licensing, financial and credit support, industry, building, the simplified system of the taxation

Шабанов Магомед Гаджиевич (р. 1967) Председатель Комитета по поддержке малого им среднего бизнеса РД. Окончил Дагестанский государственный университет (1989) Область научных интересов: Организационно-экономические аспекты управления малым бизнесом в регионе Автор 16 научных публикаций

Атуева Энара Бадурсултановна (1974) доцент каф. маркетинга и бизнеса Дагестанского

государственного технического университета, кандидат экономических наук (2005).

Окончила Дагестанский государственный технический университет (1997)

Область научных интересов: Организационно-экономические аспекты управления малым

бизнесом в регионе

Автор свыше 90 научных публикаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.