Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
УДК 332.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/42
JEL classification: E60, H30, O11, P41
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ
©Ловкова Е. С., ORCID: 0000-0002-9801-8860, SPIN-код:9959-4580, канд. экон. наук, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, [email protected] ©Корнев А. В., Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Владимир, Россия
STATE SUPPORT OF MICRO-ENTREPRENEURSHIP AND IDENTIFY THE DEVELOPMENT PROBLEMS
©Lovkova E., ORCID: 0000-0002-9801-8860, SPIN-9959-4580, Ph.D., Vladimir State University, Vladimir, Russia, [email protected]
©Kornev A., Academy of National Economy and Public Administration, Vladimir, Russia
Аннотация. Развитие малого предпринимательства влияет на уровень финансового благополучия населения страны, и как следствие улучшает качество жизни граждан. В статье определено, что в России проводится масштабная государственная поддержка, с помощью которой осуществляются мероприятия, связанные с созданием и улучшением условий развития малого бизнеса. В статье выявлена динамика развития малого бизнеса России. Определены основные формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства. Выявлены проблемы возникающие при реализации государственной поддержки малого бизнеса и предложены мероприятия по их устранению.
Abstract. The micro-entrepreneurship development affects the level of financial well-being of the population, and as a result to increase the quality of life of citizens. In the article it is defined that in Russia the large-scale state support by means of which the actions connected with creation and improvement of conditions of micro-entrepreneurship development are carried out is carried out. The article reveals the dynamics of development micro-entrepreneurship in Russia. The basic forms and methods of state support of micro-entrepreneurship are defined. Identified problems encountered in the implementation of the state support of micro-entrepreneurship and the proposed measures for their elimination.
Ключевые слова: государственная поддержка, развитие малого предпринимательства.
Keywords: state support, micro-entrepreneurship development.
Введение
На сегодняшний день очень актуальным вопросом развития экономики является развитие малого предпринимательства. Оно начало свое формирование в России сравнительно недавно, около 20 лет назад и имеет свои отличительные особенности от характеристик малого предпринимательства развитых стран. Актуальность развития малого предпринимательства обусловлена прежде всего тем, что влияет на уровень и рост финансового подъема, благоприятно воздействует на решение задач, связанных с реструктуризацией в экономике, малый бизнес не требует больших вложений, обеспечивает
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
самозанятость большого количества экономически активного населения и поддерживает на высоком уровне производительность труда. Малое предпринимательство формирует высокий уровень чистой конкуренции и установления рыночного равновесия. Особой характеристикой, которой обладают малые предприятия, является способность гибко и быстро реагировать на экономические изменения, на нестабильность спроса потребителей на продукцию, и на колебания конъюнктуры рынка, этим гарантируя экономике дополнительную устойчивость [1-3].
Материал и методы исследования В РФ на долю малого предпринимательства приходится чуть более 22% валового внутреннего продукта (Рисунок 1). Для сравнения в странах Европейского Союза, США, Японии такой показатель составляет около 60% ВВП [4]. Это и обуславливает тот факт, что государству отводится основная роль в поддержке малого бизнеса на современном этапе развития экономики.
19 20 21 22 23 24
Рисунок 1. Доля малого бизнеса в ВВП России, в %.
Для государственной поддержки малого бизнеса Правительство РФ была принята программу социального и экономического развития страны до 2020 г. Она отражает мероприятия по оказанию помощи малому и среднему предпринимательству. Использование форм помощи нацелено на формирование здоровой конкурентной среды, а также на повышение общего уровня качества жизни населения. Предлагаемая государственная поддержка позволяет легко начать свой собственный бизнес с нуля. Организуя фирму, бизнесмен нередко обнаруживает недостаток денежных средств и информации.
В стратегии социально-экономического развития России до 2020 г. подробно описано, что развитие малого и среднего предпринимательства — есть одно из приоритетных направлений развития экономики. Целью мероприятий государственной поддержки является обеспечение развития малого и среднего предпринимательства как важнейшего элемента рыночной экономики. В рамках реализации данной стратегии государственная поддержка закреплена на законодательном уровне. Например, Закон о контрактной системе (44-ФЗ) обязует заказчиков производить закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок
С августа 2016 г. ФНС запущен в массовое использование Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр помогает не только классифицировать и делать более прозрачной область работы предпринимателей, но включает в себя сведения, которые влияют на деловой имидж малого и среднего предпринимательства, например, информация о количестве заключенных контрактах в соответствии с Законом №44-ФЗ или Законом №223-ФЗ. Другим не менее важнейшим нормативным актом является Закон №223-
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
ФЗ, который регламентирует закупочную деятельность корпоративных заказчиков, предусматривает обязательное выполнение квоты размещения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме 18%. При этом не менее 10% от этой квоты должно быть направлено заказчиками предпринимателям по итогам закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (Рисунок 2).
50000 45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
2000 1500 1000 500 0
2010 г.
2011
2012 г.
2013 г.
2014 :
2015 г.
■ Оборот предприятий, млрд. руб. ♦ Число предприятий, ед.
Рисунок 2. Динамика численности предприятий малого бизнеса и их оборота.
В рамках госпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в 2017 г. 82 субъектам РФ выделено в общей сумме 7,5 млрд руб.
Для представителей малого предпринимательства специально разработаны различные бесплатные образовательные программы. Общественной организацией «Опора России» в рамках всероссийской премии «Бизнес-Успех», в партнерстве с площадкой РТС-тендер организуют специально-направленные мастер-классы для бизнесменов, включающие в себя налоговые преференции, программы государственной поддержки. Разработан экспресс-курс «Я — поставщик» направленный на получение теоретических и практических знаний будущих участников закупок в сфере государственного и корпоративного заказа.
Государственная поддержка ведется в следующем направлении: разработка нормативно-правовой базы, которая поможет в развитии малого предпринимательства; реализации процесса подготовки персонала для сферы малого бизнеса; создание и обеспечение социальной защищенности в бизнес-среде; разработка льготных опций для реализации предпринимательством информационных, финансовых и иных ресурсов; присоединение представителей малого предпринимательства в программы по ведению внешнеэкономической деятельности.
Государство старается оказывать поддержку лицам, которые решили начать свой бизнес. Такая помощь проводится в соответствии с федеральной, региональной, отраслевой, межотраслевой и муниципальной программами. Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета предлагает на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Финансовое сопровождение программ производится ежегодно за счет средств бюджетов разных уровней, а также других источников. Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета государственной помощи (Закон №88-ФЗ).
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
25000000 20000000 15000000 10000000 5000000 0
-5000000
2140 2319 ___- 2299 --*--- 2179 --▲
20800000 19815042 -» 19374822 18822975
14841113
953 11124625
-¥r742
-
13616 14457 13388
0
2011,5 2012 2012,5 2013 2013,5 2014 2014,5 2015 2015,5 2016 2016,5 ~ Объём субсидий
"Сумма действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, тыс. руб. -Количество субъектов малого предпринимательства - резидентов бизнес-инкубатора, единиц "Крестьянские (фермерские) хозяйства,получившие грантовую поддержку, единиц
Рисунок 3. Динамика объемов государственной поддержки (тыс руб.) и количество субъектов малого предпринимательства получивших поддержку (ед.).
В ряде определенных ситуаций государство готово оказывать финансовую помощь безвозмездно. В таком случае предприниматель должен отвечать определенным требованиям, которые предъявляются к участникам программы. Размер субсидии не превышает 300 000 рублей. Решение о предоставлении субсидии принимается на основе анализа бизнес-плана.
Реализуется комплекс программ, который позволяет получить финансирование в кредит на создание и развитие своего бизнеса под низкую процентную ставку. Предоставляется возможность бесплатного участия в выставках и ярмарках.
Создаются и развиваются центры молодежного инновационного творчества. На создание подобных центров выделяются субсидии в размере до 7 млн рублей на одного получателя поддержки.
Также предпринимателю предлагается во временное использование участок земли или недвижимость. Данный вид поддержки направлен на минимизацию расходов при приобретении собственного помещения у частных лиц.
Разработаны мероприятия направленные на консультирование по развитию бизнеса. Сотрудники специализированных организаций могут ответить на интересующие вопросы предпринимателя, касающиеся налогообложения, ведения бухгалтерии, планирования и других сфер, связанных с государственными органами.
Результаты и обсуждение
Для развития малого предпринимательства разработаны и применяются на практике разнообразные формы и методы государственной поддержки (Рисунок 4).
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
Формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства
Финансовая поддержка
Предоставление субсидий
Компенсация процентной ставки по кредитам
Выдача льготных кредитов
Предоставление финансовой поддержки начинающим предпринимателям
Государственные и муниципальные гарантии по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малого предпринимательства
Вложение бюджетных средств в основные и оборотные средства
Финансирование инвестиционных проектов
Размещение продукции на бесплатных торговых площадках
Развитие молодежного предпринимательства
Система рассылки информации
Информационная поддержка Сети обмена деловой информацией
—> Доступ малого предпринимательства к программным продуктам для формирования бухгалтерской и налоговой отчетности
Организация международных выставок и ярмарок
Оказание бесплатных консультаций Обучение ведению бизнеса
Разработка образовательных программ_
Создание условий для повышения квалификации Учебно-методическая, научно-методическая помощь
Рисунок 4. Форма и метод государственной поддержки малого предпринимательства.
Несмотря на обширную государственную поддержку в сфере развития малого предпринимательства, предприниматель сталкивается с некоторыми проблемами.
Подготовка, переподготовка и повышение —>
квалификации
Рисунок 5. Проблемы, выявленные при реализации государственной поддержки малого бизнеса.
Заключение:
Разрешение данных проблем возможно при работе в следующих направлениях: -упрощение административных процедур и снижение уровня связанных с ними расходов малых предприятий при осуществлении регистрации бизнеса и первого этапа развития предпринимательской деятельности;
-упразднение неэффективного и чрезмерного государственного управления в области лицензирования, надзора за предпринимательской деятельностью;
-значительное уменьшение числа сертифицируемой продукции при расширении декларирования, совершенствования технических нормативов и правил;
-разработка усовершенствованной системы налогообложения для малых предприятий; предоставление доступа на льготных условиях к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;
-расширение доступа к различным формам инвестирования предпринимательской деятельности малых предприятий;
-усиление поддержки программ развития малого бизнеса, которые реализуются общественными организациями предпринимателей.
В результате анализа государственной поддержки малого предпринимательства, можно сделать вывод, что стратегия развития малого предпринимательства — это основное направление развития российской экономики на сегодняшний день. Государство играет основную роль в поддержке малого предпринимательства, это обусловлено тем, что
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
эффективная деятельность в сфере малого предпринимательства поможет решить такие проблемы, как снижение уровня безработицы, роста производительности труда, насыщенность рынка инновационной высококонкурентной продукцией, решение вопросов, которые связаны с ростом инфляции в стране.
Источники:
(1). The Global Economy: URL: https://clck.ru/FKsab (дата обращения 18.12.2018)
(2). Затраты на науку в России и ведущих странах мира URL: https://clck.ru/FKsb9.
(3). Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №2227-р «О стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.». Информационно правовой портал «Гарант».
(4). Стратегия инновационного развития России на период до 2020 г.
Список литературы:
1. Пятаченко А. М. Необходимость совершенствования системы поддержки малого бизнеса // Продовольственная политика и безопасность. 2016. №2. С. 1-19.
2. Дроздова Д. И., Залешина В. В. Оценка эффективности системы государственной поддержки малого бизнеса // Международный научно-профессиональный журнал. 2016. №4. С. 1-15.
3. Сибгатулина А. И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Экономика и управление инновационными технологиями. 2016. №5.
4. Миндели Л. Э., Зиновьева И. В., Иноземцева С. Н. Краткий статистический сборник. М.: ИПРАН РАН, 2017.
References:
1. Pyatachenko, A. M. (2016). Neobkhodimost' sovershenstvovaniya sistemy podderzhki malogo biznesa. Prodovol'stvennayapolitika i bezopasnost', (2), 1-19.
2. Drozdova, D. I., & Zaleshina, V. V. (2016). Otsenka effektivnosti sistemy gosudarstvennoi podderzhki malogo biznesa. Mezhdunarodnyi nauchno-professional'nyi zhurnal, (4), 1-15.
3. Sibgatulina, A. I. (2016). Gosudarstvennaya podderzhka malogo i srednego biznesa. Ekonomika i upravlenie innovatsionnymi tekhnologiyami, (5).
4. Mindeli, L. E., Zinoveva, I. V., & Inozemtseva, S. N. (2017). Kratkii statisticheskii sbornik. Moscow, IPRAN RAN.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 10.04.2019 г. 15.04.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Ловкова Е. С., Корнев А. В. Государственная поддержка малого предпринимательства и выявление проблем его развития // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №5. С. 324-330. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/42.
Cite as (APA):
Lovkova, E., & Kornev, A. (2019). State Support of Micro-entrepreneurship and Identify the Development Problems. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 324-330. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/42. (in Russian).