Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ'

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
логическое мышление / дидактические игры / дошкольники / отклонения в развитии / logical thinking / didactic games / preschoolers / developmental disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деньгина Д.Д., Бекирова М.И.

Статья посвящена теме развития логического мышления дошкольников с ОНР. Особое внимание уделяется использованию дидактических игр и упражнений в работе с детьми при развитии у них логического мышления. Цель. Исследование направлено на оценку эффективности дидактических игр в развитии логического мышления у дошкольников с ОНР. Методы. В исследовании была использована методика «Что здесь лишнее?» для оценки уровня логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Результаты. Исследование показало, что применение дидактических игр способствует развитию логического мышления у детей с ОНР. Дети, участвующие в дидактических играх, демонстрировали улучшение способности к анализу, сравнению и обобщению информации. Выводы исследования. Дидактические игры являются эффективным методом развития логического мышления у дошкольников с ОНР. Использование таких игр в образовательном процессе может способствовать улучшению когнитивных навыков и успешной адаптации детей с ОНР в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деньгина Д.Д., Бекирова М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING PRESCHOOL CHILDRENWITH SENSE SUPPORT DIDACTIC GAMES AND EXERCISES

The article is devoted to the topic of the development of logical thinking in preschoolers with special needs development disorders. Particular attention is paid to the use of didactic games and exercises in working with children in developing their logical thinking. Target. The study is aimed at assessing the effectiveness of didactic games in the development of logical thinking in preschool children with SLD. Methods. The study used the “What’s missing here?” technique. to assess the level of logical thinking in children of senior preschool age with ODD. Results.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

УДК 373.2 Деньгина Д.Д., Бекирова М.И.

Деньгина Д.Д.

Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова

(г. Симферополь, Россия)

Бекирова М.И.

преподаватель кафедры СДО Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова

(г. Симферополь, Россия)

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация: статья посвящена теме развития логического мышления дошкольников с ОНР. Особое внимание уделяется использованию дидактических игр и упражнений в работе с детьми при развитии у них логического мышления.

Цель. Исследование направлено на оценку эффективности дидактических игр в развитии логического мышления у дошкольников с ОНР. Методы. В исследовании была использована методика «Что здесь лишнее?» для оценки уровня логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Результаты. Исследование показало, что применение дидактических игр способствует развитию логического мышления у детей с ОНР. Дети, участвующие в дидактических играх, демонстрировали улучшение способности к анализу, сравнению и обобщению информации. Выводы исследования. Дидактические игры являются эффективным методом развития логического мышления у дошкольников с ОНР. Использование таких игр в образовательном процессе может способствовать улучшению когнитивных навыков и успешной адаптации детей с ОНР в обществе.

Ключевые слова: логическое мышление, дидактические игры, дошкольники, отклонения в развитии.

Введение.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии -длительный и сложный процесс, потому что полноценное развитие логического мышления требует не только высокой умственной активности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. А речевые нарушения мешают полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И наоборот, хорошо развитая речь является признаком и показателем высокого уровня умственного развития. Оно помогает накапливать и уточнять представления, формировать понятие, развивать смысловую сторону мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза и обобщения.

Нарушения речи негативно влияют на развитие и функционирование мышления у детей. Мышление детей с нарушениями речи характеризуется скудостью логических операций, снижением способности к обобщению и абстрагированию, низким уровнем умственного анализа, синтеза и абстрагирования. [10].

Проблема формирования и развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР в последнее время стала основной задачей школы и становится все более актуальной. С подготовкой ребенка к школе, под влиянием интенсивного воспитания, начинается перестройка всех его познавательных процессов [3]. Именно старший дошкольный возраст является продуктивным для развития логического мышления. Это связано с тем, что дети вовлекаются в новые виды деятельности и системы межличностных отношений, которые требуют от них новых психологических качеств [6].

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе детского сада. В нем приняли участие воспитанники старшей группы в количестве 20 человек,

в возрасте 5-6 лет с ОНР, которые вошли в экспериментальную группу и 20 нормально развивающихся детей, которые вошли в контрольную группу. Для изучения уровня логического мышления дошкольников применялась методика «Что здесь лишнее?» (автор методики Р.С. Немов). Цель - определение уровня словесно-логического мышления, а также исследование умственных операций анализа и обобщения у ребенка. Задачи - изучить особенности ребенка к восприятию и передачи информации в логической последовательности, определить особенности сформированности логических операций.

Литературный обзор. Мышление занимает высшую ступень в списке когнитивных процессов. И если при помощи ощущений человек узнает индивидуальные свойства объектов окружающего мира в образах восприятия целостного объекта, то мышление оказывается необходимым, когда этих объектов недостаточно - возникает необходимость установления связей, отношений между ними или выделения их существенных свойств [1]. Соответственно, мышление определяется как познавательная деятельность, заключающаяся в отражении взаимосвязей и отношений между объектами окружающей действительности и их сущностными свойствами. Это отражение является обобщенным и косвенным, то есть связано с присвоением определенных существенных свойств, которые позволяют группировать объекты по категориям, чтобы дистанцироваться от отдельных конкретных объектов и процессов. Интересно, что человек рассматривает мышление как свою особенность. Для этого к приведенному определению, как правило, добавляется то, что характерно для человеческого мышления - оно наделено специфическими особенностями, прежде всего речь, с помощью которой можно совершать определенные мыслительные операции [8].

Для развития логического мышления у детей эффективно проводить дидактические игры с предметами, с картинками и моделями, а также игры в слова. Дидактическая игра - это разновидность игры с правилами, в которой дети уточняют, углубляют, расширяют, систематизируют, применяют ранее полученные знания как на уроках, так и в повседневной жизни [4]. Посредством

дидактических игр происходит активное восприятие предложенного педагогом материала. Эти игры требуют сосредоточенности внимания, смекалки, точности и скорости припоминания, активности и адекватного использования речи. В процессе игры производятся и развиваются такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение [6].

Дидактическая игра имеет свою собственную постоянную структуру, которая отличает ее от других детских занятий. Она состоит из плана игры, игрового задания, игровых действий и правил. Идея игры часто выражается в названии самой игры, иногда в форме игрового задания или в форме интеллектуального задания [9].

Результаты. В ходе исследования мы обратились к методике «Что здесь лишнее?», которая позволила нам определить возможности старших дошкольников с ОНР правильно определять свойства предмета и обосновывать свое мнение по различным признакам.

Рисунок 1. Уровень словесно-логического мышления дошкольников.

Обсуждение. Мы видим, что 20% детей с ОНР из ЭГ и 55% КГ во время исследования справились с поставленным перед ними заданием полностью. За отведенное на исследование время они смогли верно определить свойства предметов, обозначить правильность своего выбора, приводя актуальные аргументы.45% дошкольников старшего возраста с ОНР из ЭГ и 45% детей КГ

имеют средний уровень сформированности образных представлений о представленных на картинках предметах и их функциях. Они смогли правильно назвать лишние предметы или явления, указывая при этом на несколько признаков правильности своего выбора. Однако 35% детей ЭГ показали низкие результаты, так как не смогли полностью справиться с заданием, обращались за помощью к экспериментатору и только после этого делали правильный выбор. При этом, эта группа старших дошкольников не смогли объяснить на какие признаки они опирались при выборе того или иного предмета и явления.

Мы предлагаем для развития логического мышления дошкольников с ОНР использовать следующие игры:

1. «Интересная геометрика»

Цель: развивать навыки анализа и обобщения, развивать гибкость мышления, учить находить предметы схожие по форме к геометрическим фигурам.

Материал: изображения с изображением различных предметов и геометрических фигур.

Инструкция: дети берут рисунки с изображением предметов и геометрических фигур и называют предметы и фигуру, на которую они похожи.

2. «Болезни».

Цель: учить детей размышлять, строить словесно-логические цепочки, развивать умение детей находить общие признаки в предметах, упражнять детей в умении подбирать рисунки с изображением предметов, имеющих общие признаки. Развивать мышление, память, речь.

Материал: рисунки с изображением разных предметов.

Инструкция: каждый ребенок берет один рисунок с изображением любого предмета и к этому рисунку подбирает еще рисунок с изображением, имеющим общие признаки с предыдущим рисунком.

3. «Кто что ест?»

Цель: стимулировать развитие логического мышления, всеобщей эрудиции, учить детей размышлять, делать правильные содержательные выводы, расширять знания детей об образе жизни животных.

Материал: рисунки с изображением домашних и диких животных и пищи, которую они едят.

Инструкция: дети берут по одному рисунку и поочередно называют животное, изображенное на рисунке, и что оно ест, по линии соединяют животное с пищей.

4. «Найди лишний предмет».

Цель: развивать умение у детей классифицировать предметы, развивать мышление, внимание, учить детей размышлять, выделять характерные особенности, признаки предметов.

Материал: рисунки с изображением разных предметов.

Инструкция: дети берут рисунки с изображением разных предметов и поочередно называют, что лишнее среди этих предметов и окрашивают лишние предметы.

5. «Найди предметы одного вида».

Цель: упражнять детей в классификации предметов, развивать мышление, память, речь, закрепить умение выделять характерные признаки предметов.

Материал: рисунки с изображением разных предметов.

Инструкция: дети берут рисунки с изображением разных предметов, называют предметы одного вида (игрушки, одежду, мебель и др.) и соединяют их линиями.

Заключение. Целенаправленное включение игры в занятие повышает интерес детей к знаниям, усиливает эффект обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения, приобретают определенные знания, умения и навыки. Игра делает занятия эмоционально насыщенными, вносит бодрое настроение в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать

ситуацию, связанную с обучением. Игровой подход в обучении делает каждый учебный материал увлекательным, принося радость детям и способствуя легкости в усвоении знаний. В дидактических играх дети наблюдают, сравнивают, сопоставляют и классифицируют объекты, что развивает у них аналитическое мышление, способность к синтезу и обобщению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Болдырева, Е.В. Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Болдырева // Современная коррекционная педагогика и специальная психология в условиях общего, специального и инклюзивного образования: проблемы и решения : Сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 24 марта 2021 года / Под редакцией С.П. Дувановой, Н.А. Щербаковой. - Воронеж: Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2021. - С. 303-308;

2. Гора В.А. Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников / В.А. Гора // Студенческий вестник. - 2020. - № 42-1 (140). - С. 50-52;

3. Иванова, Е.Р. Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр / Е. Р. Иванова // Актуальные вопросы науки и образовательной практики : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Тверь, 31 января 2021 года / ООО «Психолого-педагогическая академия», Базовая кафедра психолого-педагогического обеспечения образовательной практики Тверского государственного университета. Том Выпуск 1. - Тверь: Общество с ограниченной ответственностью «Психолого-педагогическая академия», 2021. - С. 39-45;

4. Ксензова, Е.А. Формирование логических операций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с помощью дидактических игр / Е. А. Ксензова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург, 23-24 апреля 2020 года. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. - С. 425-428;

5. Куданкина Н.А. Развитие словесно-логического мышления старших дошкольников: методы и результаты коррекционно-логопедической работы / Н.А. Куданкина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.

- 2023. - №11-2 (86). - С. 228-231;

6. Орлова, Т.В. Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Орлова // Молодой ученый. - 2020. - № 46(336). - С. 428-430;

7. Семенова М.С. Развитие мышления у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки.

- 2022. - №1 (21). - С.34-41;

8. Столярова, Н.П. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения / Н.П. Столярова, Т.П. Иванова // Дошкольное детство: идеи и решения: Сборник статей. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2021. - С. 53-58;

9. Шмелева, Н.А. Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания // Молодой ученый. - 2019. - № 28. - С. 250-253;

10. Щербакова, Н.А. Словесно-логическое мышление у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. А. Щербакова, А. А. Архипова, Н. К. Беридзе //

Современная коррекционная педагогика и специальная психология в условиях общего, специального и инклюзивного образования: проблемы и решения : Сборник научных статей I Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 31 марта 2020 года. - Воронеж: Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2020. - С. 52-56

Dengina D.D., Bekirova M.I.

Dengina D.D.

Crimean Engineering and Pedagogical University named after F. Yakubov

(Simferopol, Russia)

Bekirova M.I.

Crimean Engineering and Pedagogical University named after F. Yakubov

(Simferopol, Russia)

DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING PRESCHOOL CHILDREN WITH SENSE SUPPORT DIDACTIC GAMES AND EXERCISES

Abstract: the article is devoted to the topic of the development of logical thinking in preschoolers with special needs development disorders. Particular attention is paid to the use of didactic games and exercises in working with children in developing their logical thinking.

Target. The study is aimed at assessing the effectiveness of didactic games in the development of logical thinking in preschool children with SLD. Methods. The study used the "What's missing here?" technique. to assess the level of logical thinking in children of senior preschool age with ODD. Results.

Keywords: logical thinking, didactic games, preschoolers, developmental disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.