Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ'

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышление / словесно-логическое мышление / общее недоразвитие речи / недоразвитие речи / коррекционная работа / дошкольный возраст / thinking / verbal-logical thinking / general speech underdevelopment / speech underdevelopment / correctional work / preschool age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Куданкина

Статья посвящена изучению словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассмотрено содержание понятия «словесно-логическое мышление». Определены особенности и трудности в развитии мышления детей с общим недоразвитием речи. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VERBAL AND LOGICAL THINKING OF OLDER PRESCHOOLERS: METHODS AND RESULTS OF CORRECTIONAL SPEECH THERAPY WORK

The article is devoted to the study of verbal and logical thinking of older preschool children with general speech underdevelopment. The content of the concept of "verbal-logical thinking" is considered. The features and difficulties in the development of thinking of children with general speech underdevelopment are determined. The results of experimental work on the development of verbal and logical thinking in older preschool children with level III ONR are presented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Н.А. Куданкина, магистрант

Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева (Россия, г. Саранск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-2-228-231

Аннотация. Статья посвящена изучению словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассмотрено содержание понятия «словесно-логическое мышление». Определены особенности и трудности в развитии мышления детей с общим недоразвитием речи. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Ключевые слова: мышление, словесно-логическое мышление, общее недоразвитие речи, недоразвитие речи, коррекционная работа, дошкольный возраст.

Все виды мышления непосредственно взаимозависимы друг с другом. По отдельности они сливаются в единое целое и плавно перетекают друг в друга. Но только гармоничное формирование всех форм мышления может гарантировать точную и полную репродукцию человеком окружающей среды.

Изучение психолого-педагогической литературы выявляет прямую связь между развитием мышления и развитием речи. Основываясь на ряде научных работ, можно установить, что логические рассуждения, необходимы для решения проблем, выводов, оценки вероятностей и принятия решений. Мышление обладает целенаправленностью, контролируемостью, основательностью.

Изучение проблемы мышления детей позволяет утверждать, что при нормальном развитии ребёнка виды мышления формируются последовательно, прогрессируют и вступают во взаимодействие между собой. На первом этапе формируется наглядно-практическое мышление, затем формируется визуализация, а на последнем этапе - словесно-логическое. При недостатках в развитии ребенка наблюдаются сложности в становление мышления. Вследствие чего требуется организованная развивающая работа. Это долгосрочная работа по развитию и совершенствованию в процессе развития мышления в корне

меняет порядок ориентации детей в окружающей среде. На самом деле, это учит устанавливать фундаментальную связь и взаимоотношение между двумя объектами, которые стимулируют интеллектуальный рост [2].

Особой категорией детей с отклонениями в развитии, испытывающих трудности с формированием речи и логического мышления, являются дети с ОНР (общим развитием речи). Дети этой категории обычно обладают ресурсами, необходимыми зачатками для освоения мыслительными операциями. Однако мыслительные операции, базу которых составляет речь, вызывают существенные затруднения. Низкие показатели сформированности вербального и логического мышления приводят к тому, что дети не готовы к анализу, синтезу, обобщению, сравнению явлений и предметов [4].

Показатели формирования вербального и логического мышления в дошкольном возрасте определяют способность ребенка усваивать школьный материал.

Обратимся к содержанию понятия «словесно-логическое мышление». Согласно научным исследованиям В.А. Янутан, словесно-логическое мышление - это: «форма мыслительной деятельности, которая обеспечивает в старшем дошкольном возрасте переход к теоретическому мышлению» [5].

Существующее определение указывает на то, что словесно-логическое мышление - логика, которая помогает ребёнку строить логические выводы с использованием речи и в то же время способствует формированию способностей аргументировать свое собственное мнение.

Алатарцева Е.В. утверждает, что словесно-логическое мышление представляет собой: «вид мышления, в основе которого заложено использование детьми старшего дошкольного возраста логических конструкций и понятий» [1]. Итак, основным базисом словесно-логического мышления являются речевые средства, формирующиеся на более поздних этапах онтогенетического развития психической деятельности детей.

Анализ приведенных выше определений рассматриваемого понятия позволяет сделать вывод о том, что словесно-логическое мышление - это способ мышления детей дошкольного возраста, который позволяет осуществлять деятельность анализа, синтеза, сравнения и рефлексии обобщения посредством речевой деятельности.

С целью проверки выявленных теоретических положений, нами было организовано опытно-экспериментальное исследование, которое проходило на базе научно-исследовательской лаборатории «Интегрированное обучение детей в современной системе образования» МГПУ им. М.Е. Евсевьева. В исследовании приняли участие 12 воспитанников старшей подготовительной группы с заключением ПМПК «Общее недоразвитие речи III уровня».

Для диагностики словесно-логического мышления детей с ОНР III уровня были использованы предложенные ниже методики:

- «Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн);

- «Нелепицы» (Р.С. Немов);

- «Что здесь лишнее?» (Р.С. Немов);

- «Разложи по местам» (Р.С. Немов).

Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство дошкольников с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень словесно-

логического мышления (75% - 9 дошкольников). Остальные дети показывают средний уровень (25% - 3 ребенка). Участников эксперимента, выполнивших предложенные задания, на высоком уровне не обнаружилось.

Результаты диагностики старших дошкольников с ОНР III уровня подтвердили наличие типологических и индивидуальных особенностей в развитии вербального и логического мышления. Предложенные задания не вызвали положительных эмоций у большинства детей. Дошкольники не смогли выделить главную особенность обобщения и вербализовать проделанную работу. Сравнивая предметы, дети предлагали несущественные признаки. Классификация также оказалась затруднительна для детей. Предлагаемый картинный материал раскладывался в случайном порядке. Так, у старших дошкольников с ОНР III уровня диагностировано отставание в формировании мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования. Особенности мышления детей препятствуют их дальнейшему познавательному формированию, что сообщает о необходимости организации формирующего этапа эксперимента по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников с ОНР III уровня.

В формирующем эксперименте использовалась система игр и упражнений, которая была разработана для развития мышления дошкольников с общим недоразвитием речи. С их использованием на логопедических занятиях была проведена экспериментальная работа по развитию словесно-логического мышления детей, включающая два этапа:

1) развитие наглядно-образного мышления (игры и упражнения: «Картинки-половинки», «Верный друг», «Весна», «Чего не хватает?»);

2) развитие словесно-логического мышления (игры и упражнения: «О чем идет речь», «Найди пару», «Без чего не бывает?»).

В ходе работы использовались различные дидактические материалы, такие как: разрезные картины, изображения различных предметов, игрушечные фигурки жи-

вотных и тому подобное. Эти игры и упражнения были проведены на основном этапе занятия.

После проведения формирующего эксперимента мы провели повторную диагностику уровня развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (контрольный этап эксперимента).

Результаты повторного исследования показали положительную динамику уровня развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Высокий показатель уровня развития словесно-логического мышления был обнаружен у 5 дошкольников, это 41,67% от всей группы. Ранее ни у кого из детей не было обнаружено высокого уровня развития мышления. Увеличилось количество детей, которые хотят правильно выполнить задание, найти основные характеристики и проанализировать предложенные предметы. Дошкольники, которые демонстрируют высокий уровень развития словесно-логического мышления, при выполнении заданий не допускали ошибок.

Показатель среднего уровня развития словесно-логического мышления составил 58,33% (7 детей из группы). Не беря во внимание, что эти дети по-прежнему испытывают трудности при выполнении словесных и логических заданий, им удалось добиться положительных результатов: они стали проявлять интерес к выпол-

нению заданий, правильно определять признаки и приметы по сравнению с обобщением, размышлять и обосновывать известные явления и объекты. Фонд действенных знаний детей в целом увеличился, стал более системным. Дошкольники начали вербализировать правильно выполненные практические действия и объяснять свой выбор.

Показателей низкого уровня развития словесно-логического мышления на контрольном этапе эксперимента обнаружено не было.

Так повторная диагностика уровня развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня показало положительные результаты. Полученные итоговые показатели исследования подтверждают результативность использованных способов работы на формирующем этапе эксперимента. Спроектированные игры и упражнения при их систематическом использовании способствуют повышению уровня развития вербального и логического мышления у старших дошкольников. Эффективность использованных методов развития определена тем, что предлагаемые игры и упражнения ставят перед детьми конкретную задачу по рациональному использованию имеющихся у них знаний в мыслительных операциях: осуществлять сравнение, группировку, классификацию, обобщать, находить существенные признаки, формулировать выводы. Библиографический список

1. Алатарцева Е. В. Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР // Проблемы и перспективы. - 2016. - № 112. - С. 45-49.

2. Артюхова Т. Ю., Федорова Е. П. Возможности развития детей старшего дошкольного возраста средствами психолого-педагогического сопровождения // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2022. -Т. 6, № 1 (21). - С. 16-25.

3. Гора В. А. Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников // Студенческий вестник. - 2020. - № 42-1 (140). - С. 50-52.

4. Орлова Т. В. Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. - 2020. - № 46 (336). - С. 428-430.

5. Янутан А. В. Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи // Перспективы развития науки и образования. - 2016. - № 1. - С. 47-51.

DEVELOPMENT OF VERBAL AND LOGICAL THINKING OF OLDER PRESCHOOLERS: METHODS AND RESULTS OF CORRECTIONAL SPEECH

THERAPY WORK

N.A. Kudankina, Graduate Student

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevyev (Russia, Saransk)

Abstract. The article is devoted to the study of verbal and logical thinking of older preschool children with general speech underdevelopment. The content of the concept of "verbal-logical thinking" is considered. The features and difficulties in the development of thinking of children with general speech underdevelopment are determined. The results of experimental work on the development of verbal and logical thinking in older preschool children with level III ONR are presented.

Keywords: thinking, verbal-logical thinking, general speech underdevelopment, speech underdevelopment, correctional work, preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.