Научная статья на тему 'ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДИСКАЛЬКУЛИЯ / ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьева Валентина Николаевна, Демидова Анна Петровна, Петрунина Людмила Сергеевна

Актуальность исследования обусловлена проблемой подготовки дошкольников к обучению в начальной школе, а именно к усвоению математических представлений у детей с общим недоразвитием речи. Данная статья направлена на выявление особенностей формирования математических представлений у детей подготовительной группы с ОНР третьего уровня речевого развития. Разработанная коррекционная программа включает развитие логического мышления детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения. А также формирование и развитие у дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиновьева Валентина Николаевна, Демидова Анна Петровна, Петрунина Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH THERAPY WORK ON THE FORMATION OF MATHEMATICAL IDEAS IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The relevance of the study is due to the problem of preparing preschoolers for primary school education, namely, for the assimilation of mathematical concepts in children with general speech underdevelopment. This article is aimed at identifying the features of the formation of mathematical representations in children of the preparatory group with ONR of the third level of speech development. The developed correctional program includes the development of logical thinking of preschool children with ONR of the 3rd level of speech development at the elementary level through methods of comparison, generalization, classification, systematization and semantic correlation. As well as the formation and development of the simplest logical structures of thinking in preschoolers with ONR 3 levels of speech development through specially organized classes.

Текст научной работы на тему «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); учитель Петрунина Людмила Сергеевна

МКОУ «Пятовская средняя общеобразовательная школа» (п. Пятовский)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена проблемой подготовки дошкольников к обучению в начальной школе, а именно к усвоению математических представлений у детей с общим недоразвитием речи. Данная статья направлена на выявление особенностей формирования математических представлений у детей подготовительной группы с ОНР третьего уровня речевого развития. Разработанная коррекционная программа включает развитие логического мышления детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения. А также формирование и развитие у дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, формирование элементарных математических представлений у дошкольников, старший дошкольный возраст, дискалькулия, третий уровень речевого развития.

Annotation. The relevance of the study is due to the problem of preparing preschoolers for primary school education, namely, for the assimilation of mathematical concepts in children with general speech underdevelopment. This article is aimed at identifying the features of the formation of mathematical representations in children of the preparatory group with ONR of the third level of speech development. The developed correctional program includes the development of logical thinking of preschool children with ONR of the 3rd level of speech development at the elementary level through methods of comparison, generalization, classification, systematization and semantic correlation. As well as the formation and development of the simplest logical structures of thinking in preschoolers with ONR 3 levels of speech development through specially organized classes.

Keywords: general underdevelopment of speech, formation of elementary mathematical concepts in preschoolers, senior preschool age, dyscalculia, the third level of speech development.

Введение. Трудности в усвоении учебного материала в начальных классах обосновывают необходимость всесторонней и углубленной подготовки детей к школе. Математические понятия, необходимые для базовой подготовки к школьному обучению касаются различных содержательных линий: арифметической, геометрической, логической и других. Ведущим подходом к исследованию проблемы формирования элементарных математических представлений у дошкольников является деятельностный подход, разработчиками которого являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. Этот подход позволяет комплексно рассмотреть получение математических представлений детьми дошкольного возраста не как готовый продукт, а как результат самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности в условиях логопедического взаимодействия. Собственное эмпирическое исследование было основано на выявлении недостатков в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью методик И.Н. Чеплашкиной и Л.Ю. Зуевой. Диагностические задания были направлены на выявление следующих умений:

- определять форму, воссоздавать фигуру из частей (элементов);

- пользоваться числами: считать, уравнивать, ориентироваться в цифрах;

- двигаться по лабиринту - решать логические задачи, проявлять догадку, объяснять свои действия.

В статье представлены материалы об особенностях речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и специфике овладения ими математическими понятиями.

Изложение основного материала статьи. В работе с детьми возраста четырех лет учителя-логопеды могут формировать элементарные математические представления, задействуя речевой материал. Начиная с данного возраста активно формируются знания нумерации, например, при подсчете фишек, положенных в коробочку при произнесении слова на заданный звук. Дети учатся оперировать отношениями времени и пространства при ознакомлении с сезонными изменениями в природе или освоении названий дней недели. Процесс моделирования доступен дошкольникам в рамках составления простых предложений из слов-заменителей. По нашим наблюдениям дети активно участвуют в процессе, связанном с познавательной математической деятельностью при грамотной организации работы на логопедических занятиях. Учителя начальных классов отмечают, что особые затруднения у младших школьников вызывает освоение геометрического материала. Специалисты в области дошкольного и начального образования полагают, что это происходит из-за недостаточного развития первоначальных пространственных представлений. Они являются основой логически определенных понятий, на которых основано изучение геометрии в средней школе. Для того чтобы предотвратить трудности в освоении геометрического материала в школе, необходимо начинать работу уже в дошкольном возрасте [3].

Познавательные процессы, связанные с математическими знаниями, формируются и отрабатываются в том числе и на занятиях с учителем-логопедом. Большинство исследователей замечают, что что объем, качество и количество математических знаний, умений и навыков усваивается детьми с ОНР значительно медленнее по сравнению с нормотипичными школьниками.

В работе учителя-логопеда необходимо максимально ориентироваться на создание определенной среды для формирования способности сравнивать, подсчитывать, комбинировать и разделять различное количество объектов и событий. Поскольку основным видом деятельности у дошкольников является игра, то учет особенностей детей-логопатов необходимо требует частого использования на занятиях игровых методов и приемов работы. Цель логопеда на таких занятиях состоит в том, чтобы максимизировать и направлять математическую активность детей дошкольного возраста, а также осуществить профилактику и коррекцию дискалькулии.

В проведенном нами исследовании однозначно выявилась целесообразность и необходимость непрерывной работы учителя-логопеда в дошкольном и начальном образовании по преодолению недостатков речи на основе грамотного использования математической терминологии.

Наряду с математическим развитием учеников, осуществляется всестороннее развитие их личности, где частной задачей педагогов является формирование математических понятий на основе математических представлений и математической логики в целом. Такое развитие организуется во взаимодействии учителя-логопеда, воспитателя дошкольного образования, а в дальнейшем учителя начальных классов, оно способствует лучшему формированию и развитию математической составляющей процесса обучения, а также способствует профилактике дискалькулии. Проблема формирования математических понятий у детей дошкольного возраста рассматривалась в отечественных и зарубежных исследованиях. Дошкольники с общим недоразвитием речи включены в «группу риска» и нуждаются в контроле и профилактике проявлений дискалькулии [1].

Учителя-логопеды ориентируются в своей работе на содержание программ дошкольного и начального образования с учетом требований ФГОС, учитывая при этом возрастные особенности дошкольников и младших школьников и современные тенденции образовательного процесса. Не каждому ребёнку и без речевых патологий даётся с лёгкостью овладение математикой. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при формировании математических представлений и понятий в большей степени при условии целенаправленного педагогического процесса. У старших дошкольников нередко выявляются многочисленные особые нарушения когнитивной сферы, причинами которой выступают низкой работоспособностью мыслительной деятельности и речевым недоразвитием, т.е. познавательные процессы у ребенка недостаточно выражены, имеется нарушение и замедление процессов анализа и синтеза сенсорной и речевой информации, именно поэтому овладение математическими умениями и навыками становится затруднительным [2].

Эти затруднения в дальнейшем могут привести к нарушению формирования математических представлений, что затруднит обучение в начальной школе. Затруднения могут возникнуть:

- при освоении сенсорных эталонов;

- при освоении пространственного расположения предметов;

- в понимании, речевом оформлении и при решениях арифметических операций.

Логопедическая работа с такими детьми должна быть направлена на исправление речевой патологии и совершенствование познавательной сферы, т.е. необходимо прорабатывать одновременно задачи обучения, коррекции и воспитания [4].

Нами было проведено исследование уровня сформированности математических представлений у детей 6-7 летнего возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. В ходе констатирующего этапа исследования нам удалось выяснить, что у всех исследуемых детей отмечается:

- нарушение логического мышления;

- нарушение абстрактного мышления;

- нарушение временных представлений;

- нарушение восприятия;

- нарушение представлений о числе;

- нарушение навыков счета.

Полученные данные показали необходимость использования в рамках логопедической работы специфических заданий на речевом материале по формированию математических представлений.

Целью этого этапа исследования стало: подбор системы игр и упражнений по формированию математических представлений на логопедических занятиях у детей 6-7 летнего возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Были выделены следущие направления в работе:

- количество, счет, число и цифра;

- величина;

- форма;

- ориентировка во времени;

- ориентировка в пространстве.

При составлении логопедических занятий использовались методики авторов: Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой.

В качестве примера игр, этюдов и упражнений по направлению «Количество, счет, число и цифра» можно назвать следующее. Называем слова, которые начинаются со звука «С». Назвав слово, кладем кубик в коробочку. Посчитайте сколько кубиков-слов у вас получилось. Какие слова вам запомнились? Какими они были по счету? Найдите среди чисел нужную и положите на коробочку.

Пример заданий на формирование временных представлений: детям предлагаются карточки с картинками, где изображены: спящий ребенок, ребенок умывается, ребенок завтракает, ребенок играет. Дошкольник должен сказать какое событие происходит раньше, а какое следует за ним.

После проведения специальных логопедических занятий была проведена контрольная диагностика по выбранной методике И.Н. Чеплашкиной и Л.Ю. Зуевой.

Анализируя полученные результаты на этом этапе, можно сделать вывод, что проводимые коррекционно-развивающие занятия способствовали положительной динамике в развитии глагольного словаря у детей 6-7 летнего возраста с ОНР 3 уровня речевого развития, в развитии экспрессивной речи, в свободном владении лексикой, называющей математические понятия: количества, числа, геометрических фигур и т.п.

Проведенное исследование показало, что проблема сформированности математических представлений у детей 6-7 летнего возраста с ОНР 3 уровня речевого развития в настоящее время является достаточно актуальной и требующей дальнейшего изучения и разработки эффективных методик коррекции и развития.

В нашей работе в качестве учителя-логопеда мы выделили аспекты и направления работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР 3 уровня речевого развития. Это, в первую очередь, задания в игровой форме по упрочнению представлений о количестве (особенно применимо в жизни ребенка как мерная единица), счете (количественном и порядковом), числе и цифре (образ цифры, ее правильное узнавание и определение).

В логопедическую работу включались следующие игры и задания:

«Волшебные ниточки».

Цель: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25-30 см.

Ход игры: логопед показывает ребенку число предметов используя картинки. Ребенку необходимо выложить эту цифру с помощью нитки, которую ему показали.

«Беги к цифре».

Цель: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: карточки с цифрами, которые развешаны в разных местах комнаты.

Ход игры: логопед называет одну из цифр, ребенку нужно найти её изображение в помещении и прибежать к ней. Игру можно усложнить, предложив ребенку, встав под нужной цифрой прохлопать в ладоши число, которое оно означает.

«Фотосалон».

Цель: закреплять образы цифр, понимать их соответствие числу предметов; развивать память и внимание.

Оборудование: карточки с изображением цифр и набор фишек(пуговиц или мелких игрушек).

Ход игры: логопед предлагает ребенку стать фотографам, т. е. ему нужно изобразить фишками цифры, которые «приходят» в салон.

«Сколько?».

Цель: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.

Оборудование: счетная лесенка с игрушками, набор цифр, фишки.

Ход игры: логопед показывает какое-либо число на счетной лестнице. Ребенку нужно перечитать картинки или игрушки и показать цифру, которая соответствует заданному числу. При ошибке ребенку дается штрафная фишка.

«Кривое зеркало».

Цель: закреплять умение считать, ориентироваться в цифрах, учить находить предыдущее и последующее число.

Оборудование: карточки с цифрами и фишки (пуговицы или мелкие игрушки).

Ход игры: логопед показывает цифру, а ребенку необходимо выложить число на единицу больше или меньше данного. Например, при демонстрации цифры 5, правильный ответ будет 4 и 6.

Анализ работ детей 6-7 летнего возраста с ОНР 3 уровня речевого развития показывает, что дети полностью или частично не понимают цифровые символы, с трудом выделяю и сравнивают величины, возникают трудности в овладении операциями вычисления, сложения. В дальнейшем они не могут освоить операции умножения и деления, работу с большими числами в начальном звене образования. Особенностями данного возрастного периода, по нашим наблюдениям, является более позднее различение и идентификация геометрических фигур, размеров объектов. В дальнейшем младшие школьники начинают отставать в усвоении учебных предметов, включающих работу с числами и расчетами.

В целом дети с ОНР 3 уровня речевого развития в подготовительной группе дошкольного учреждения понимают и принимают свои особенности и стараются максимально активно участвовать на занятиях логопеда и выполнять домашние задания. Большинство дома проигрывают жизненные ситуации с родителями, где им необходимо использовать математические навыки.

Выводы. Таким образом развитие математических представлений у дошкольников 6-7 летнего возраста с ОНР 3 уровня речевого развития - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

В связи с этим мы наметили следующие направления деятельности, которые в дальнейшем будут способствовать улучшению, углублению и расширению работы по формированию математических представлений у дошкольников старшего возраста с ОНР 3 уровня речевого развития:

- разработка методических указаний и рекомендаций по формированию математических понятий у детей логопатов;

- разработка систематических курсов на базе университета по повышению квалификации воспитателей речевых групп и учителей начальных классов, направленных на углубление и уточнение знаний по работе с детьми логопатами;

- создание информационной среды для родителей детей логопатов.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Литература:

1. Демидова, А.П., Юркова, Л.С. Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки. Сборник научных статей. 4.V. Научный редактор к.п.н., доцент Буркова Л.Л. - М.: Издательство «Перо», 2019. - С. 121-123.

2. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников // Ерофеева Т.И., Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 1992. - 191 с.

3. Метлина, А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений) // А.С. Метелиной / Пособие для воспитателя дети. сада. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985. - 231 с. - ISBN 978-5-9925-0122-3. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. -URL: http://www.iprbookshop.ru/44523.html

4. Помораева, И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 20 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Аббасова Левиза Иловиевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

БЕГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрыта актуальная проблема теоретического исследования проблемы и основы развития физического качества выносливости у детей дошкольного возраста. Определена характеристика выносливости как физического качества, выделены особенности развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста, проанализированы средства и методы развития выносливости, рассмотрен бег как средство развития выносливости у дошкольников шестого года жизни.

Ключевые слова: физическое развитие, бег, развитие, выносливость, дети, дошкольный возраст, физические качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.