PEDAGOGICAL SCIENCES
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III
УРОВНЯ
Жуйкова Т.П.
кандидат педагогических наук, доцент ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан Байкалова И.А. магистрант 2 курса ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
THE USE OF DIDACTIC GAMES IN THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF LEVEL III
Zhuikova T.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor KSU named after N.F. Katanov, Abakan
Baykalova I.
2nd year Master's student KSU named after N.F. Katanov, Abakan
АННОТАЦИЯ
Для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформирован-ность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса.
Проблема развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи является актуальной, так как мелкая моторика тесно связана с речевой функцией. Мелкая моторика у ребенка позволит совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык.
Мелкая моторика- это совокупность скоординированных движений нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.
Учеными доказано, что развитие мелкой моторики рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. Они рассматривают мелкую моторику как один из показателей интеллектуального, физического и психического развития ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст- это возраст, в котором моторное развитие составляет фундамент умственного развития, ведь умственные способности начинают формироваться рано и в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и лепить, заниматься конструктивной деятельностью, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
У дошкольников с общим недоразвитием речи редко встречается хорошо развитая мелкая моторика пальцев рук. Недоразвитие мелкой моторики накладывает отпечаток и на формирование у ребенка с общим недоразвитием речи навыков самообслуживания: ребенок долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду. В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. У них обнаруживается замедленность, застревание на одной позе, выполнение такого рода движений требует от ребенка много усилий, выполняется крайне медленно и не всегда успешно.
Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеют III уровень речевого развития.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня развитие мелкой моторики имеет свои особенности, которые проявляются в незрелости мелкой моторики. Производимые такими детьми движения обычно имеют быстрый, порывистый, суетливый, многочисленный характер. Их отличает медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях. Точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются.
Развитие мелкой моторики является составной частью коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи можно проводить во время занятий учителя-логопеда, воспитателя, дефектолога, но и в часы отдыха, во время прогулок и т.д. Во время занятий нужно учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Важно, чтобы занятие несло положительный эмоциональный фон детям. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, способствующие координации движений как общей, так и мелкой моторики.
В своей практической деятельности для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня учитель-логопед использует различные игровые приемы и упражнения. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
Вопросами теории и практики использования дидактических игр занимались зарубежные(Ф. Фребель, М. Монтесссори, О. Декроли) и отечественные ученые(Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Л.А. Венгер, В.Н.Аване-сова и др). Учеными было выявлено, что дидактические игры являются эффективным средством развития мелкой моторики, так как игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Дидактические игры и специальные упражнения по развитию мелкой моторики активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Их использование приводит к тому, что дети достигают определенных успехов в развитии мелкой моторики рук. У дошкольников улучшаются такие двигательные качества, как точность, координация, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Дети учатся контролировать и выполнять изолированные движения пальцами, при необходимости синхронизировать их, избавляются от мышечного напряжения, а также скованности движений. Так как игра является основным видом деятельности детей, то осуществлять развитие мелкой моторики следует именно через игры и игровые упражнения.
ABSTRACT
Older preschoolers with general speech underdevelopment are characterized by insufficient formation of basic motor skills, general motor awkwardness, and violations of optical-spatial gnosis.
The problem of the development of fine motor skills in children with general speech underdevelopment is relevant, since fine motor skills are closely related to speech function. Fine motor skills in the child will allow you to make precise movements with small hands and thanks to this, he will quickly begin to communicate using the language.
Fine motor skills are a set of coordinated movements of the nervous, muscular and bone systems in combination with the visual system in performing small and precise movements with the hands and fingers. The need to develop active finger movements has received scientific justification.
Scientists have proven that the development of fine motor skills of the hands is closely related to the state of speech and thinking of the child. They consider fine motor skills as one of the indicators of intellectual, physical and mental development of the child. According to scientists, preschool age is the age at which motor development is the foundation of mental development, because mental abilities begin to form early and in close connection with the expansion of activities, including general motor and manual.
The development of fine motor skills is also important because the entire future life of the child will require the use of precise, coordinated movements of the hands and fingers, which are necessary to dress, draw and sculpt, engage in constructive activities, as well as perform a variety of household and educational activities.
In preschoolers with general speech underdevelopment, well-developed fine motor skills of the fingers are rarely found. The underdevelopment of fine motor skills also affects the formation of self-service skills in a child with a general underdevelopment of speech: the child does not know how to use a cup and a spoon for a long time. He spills their contents before they reach his mouth, soiling the table and his clothes. In preschool age, many children with whom a long, purposeful work was not specifically carried out, can not independently dress and undress, properly fold their things. It is particularly difficult for them to fasten and unbutton buttons, as well as lace up shoes. They are found to be slow, stuck in one position, performing this kind of movement requires a lot of effort from the child, is performed extremely slowly and not always successfully.
The main contingent of preschool children in groups with OND have the III level of speech development.
In children with general speech underdevelopment of level III, the development of fine motor skills has its own characteristics, which are manifested in the immaturity of fine motor skills. The movements produced by such children are usually rapid, impetuous, fussy, and numerous. They are distinguished by slowness and clumsiness, lack of clear proportionality and consistency in their movements. Precise, small movements that require dexterity and precise coordination, they usually fail.
The development of fine motor skills is an integral part of correctional and pedagogical work with children of older preschool age with general speech underdevelopment of level III. Work on the development of fine motor skills in children with general speech underdevelopment can be carried out during the classes of a speech therapist, teacher, defectologist, but also during rest hours, during walks, etc. During classes, you need to take into account the individual characteristics of each child, his age, mood, desire and capabilities. It is important that the lesson has a positive emotional background for children. For this purpose, a variety of games and exercises can be used to promote the coordination of movements of both general and fine motor skills.
In their practical activities, for the development of fine motor skills of preschool children with general speech underdevelopment of level III, the speech therapist teacher uses various game techniques and exercises. A special type of game activity is a didactic game. It is created by adults specifically for educational purposes, when training
proceeds on the basis of a game and didactic task. In the didactic game, the child not only receives new knowledge, but also generalizes and consolidates it.
The questions of the theory and practice of using didactic games were dealt with by foreign students (F. Froebel, M. Montessori, O. Decroli) and Russian scientists (E. I. Tikheeva, A. P. Usova, L. A. Wenger, V. N. Avanesova, etc.). Scientists have found that didactic games are an effective means of developing fine motor skills, as the game is the leading activity in preschool age.
Didactic games and special exercises for the development of fine motor skills activate the motor skills of the hands, improve the mobility of the fingers, develop their strength and flexibility. Their use leads to the fact that children achieve certain success in the development of fine motor skills of the hands. Preschool children improve such motor qualities as accuracy, coordination, dexterity, and the ability to control their movements. Children learn to control and perform isolated finger movements, synchronize them if necessary, get rid of muscle tension, as well as stiffness of movements. Since play is the main activity of children, the development of fine motor skills should be carried out through games and game exercises.
Ключевые слова: мелкая моторика, старший дошкольный возраст, дидактические игры, общее недоразвитие речи III уровня.
Keywords: fine motor skills, senior preschool age, didactic games, general speech underdevelopment of level
III.
Проблема развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, является актуальной, так как мелкая моторика тесно связана с речевой функцией.
Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать и артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык.
Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.
Учеными доказано, что развитие мелкой моторики рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. Они рассматривают мелкую моторику как один из показателей интеллектуального, физического и психического развития ребенка. Проблемами изучения мелкой моторики детей дошкольного возраста в отечественной науке занимались многие исследователи(Д.Б. Эль-конин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, М.Н. Перова, В.Н. Аванесова и др). По их мнению, в дошкольном возрасте моторное развитие составляет фундамент умственного развития, ведь умственные способности начинают формироваться рано и в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и лепить, заниматься конструктивной деятельностью, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. [6]
У дошкольников с общим недоразвитием речи редко встречается хорошо развитая мелкая моторика пальцев рук. Недоразвитие мелкой моторики
накладывает отпечаток и на формирование у ребенка с ОНР навыков самообслуживания: ребенок долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду. В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. У них обнаруживается замедленность, застревание на одной позе, выполнение такого рода движений требует от ребенка много усилий, выполняется крайне медленно и не всегда успешно.[5;с.56.]
Так, например, недостаточно сформированный навык владения ножницами проявляется в том, что дети режут самыми концами ножниц, маленькими поступательными движениями, при этом больше разрывая бумагу, чем, разрезая ее. Они часто помогают себе руками, надрывая бумагу в трудных для разреза местах, вырезывают без соблюдения контура фигуры.[7; с.44]
Наибольшие трудности представляет для детей с ОНР выполнение заданий по словесной инструкции. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Например, детям предлагается выполнить аппликацию: наклеить на бумагу макет домика (крыша — красного цвета, стена — квадратная, желтая) рядом елочку из трех зеленых треугольников. На столе перед детьми разложены пять зеленых треугольников, несколько треугольников и квадратов разных цветов. Как правило, дети выполняют такое задание частично: наклеивают домик из деталей других-цветов, а елочку—из всех имеющихся треугольников зеленого цвета, не придерживаясь точно инструкции. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.[5; с.56.]
Для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформиро-
ванность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса.
Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеют III уровень речевого развития.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня развитие мелкой моторики имеет свои особенности, которые проявляются в незрелости мелкой моторики. Производимые такими детьми движения обычно имеют быстрый, порывистый, суетливый, многочисленный характер. Их отличает медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях. Точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются.
Неловкость движений старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня обнаруживается во всех видах практической деятельности. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Поливая комнатные растения, они, расплескивают воду или льют ее в слишком больших количествах. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Ребенок не может держать предмет в одной руке, а другой подхватить другой предмет, часто промахивается при попытке взять или поставить предмет, т.к. неверно оценивает направление, не может проследить за движением своей руки или соединить две точки на плоскости прямой линией. [3]
Слабое развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня сказывается и на других видах деятельности. У них из-за несовершенства мелкой моторики наблюдается несформированность техники рисования. При рисовании тех или иных предметов опускаются, не дорисовываются значимые для их опознания детали. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. У детей с ОНР нарушены тонкие, дифференцированные движения пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. [2]
Развитие мелкой моторики является составной частью коррекционно- педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи можно проводить во время занятий логопеда, воспитателя, дефекто-лога, но и в часы отдыха, во время прогулок и т.д. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, способствующие коррекции движений как общей, так и мелкой моторики.
В своей практической деятельности для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ОНР III уровня логопед использует различные игровые приемы.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. [1] Вопросами теории и практики использования дидактических игр занимались зарубежные(Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли) и отечественные ученые(Е.И.Тихеева, А.П. Усова, Л.А. Венгер, В.Н. Аванесова и др.). Авторами было выявлено, что дидактические игры являются эффективным средством развития мелкой моторики так как игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
При работе с детьми дошкольного возраста с ОНР для развития мелкой моторики логопед использует следующие виды дидактических игр: "Бусы для мамы"(Н.Н.Пещерова) Цель: учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, воспитывать усидчивость.
Детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале педагог показывает детям образцы бус и предлагает сделать такие же бусы для любимых кукол. Затем объясняет детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Потом задача усложняется, и надо собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки. Данная игра развивает мелкую моторику рук, учит составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме и концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Кто скорее свернет ленту?" (Н.Н. Пещерова) Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и предлагает поиграть. Вначале он показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту. Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить.
Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту. Можно также устроить соревнования команд. Указанная игра развивает мелкую моторику пальцев и кистей рук, скорость и точность движений. "Нарисуй ягодку"(Н.Н.Пещерова) Цель: развивать мелкую моторику пальцев. Детям раздаются картинки с изображением ягод. Пулькой от детского пистолета дети очеркивают контур ягод.
"Путешествие пальцев" (Н.Н.Пещерова)
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Детям дается лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев. Ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
"Месим тесто"(Н.Н.Пещерова)
Цель: развитие тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Педагог насыпает в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.
"Кто запомнит?" (Н.Н.Пещерова)
Цель: Развивать память, мелкую моторику.
Взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.
Эта игра развивает мелкую моторику и память. [4,с.45]
Таким образом, развитие кисти руки и координация движений пальцев рук - задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Эффективность развития мелкой моторики рук у детей зависит от следующих важных условий: системы упражнений; их содержания; доступности и посильности упражнений; объёма; частоты повторений; контроля и коррекции; личностных особенностей воспитанников;
места и времени выполнения упражнений; мотивации и стимулирования упражнений.
Дидактические игры и специальные упражнения по развитию мелкой моторики активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Их использование приводит к тому, что дети достигают определённых успехов в развитии мелкой моторики рук. У дошкольников улучшаются такие двигательные качества, как точность, координация, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Дети учатся контролировать и выполнять изолированные движения пальцами, при необходимости синхронизировать их, избавляются от мышечного напряжения, а также скованности движений. Так как игра является основным видом деятельности детей, то осуществлять развитие мелкой моторики следует именно через игры и игровые упражнения.
Литература
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду- М: Просвещение, 1991.-с 160
2. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать/ Гаврина С.Е. - Академия развития, 1998
3. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит /Т.А. Ткаченко - СПб.: Детство пресс, 1997. -73 с.
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2004. - с. 45.
5. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2000. - с.56.
6. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2011. - 452 с
7. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2007. - с. 44.