Научная статья на тему 'О возможностях использования игрового моделирования на песке в коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи'

О возможностях использования игрового моделирования на песке в коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НА ПЕСКЕ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ / SPEECH THERAPY CORRECTION / PRESCHOOL CHILDREN / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / CREATIVE NARRATION / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / GAME MODELING ON THE SAND / CORRECTIVEDEVELOPING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Татьяна Владимировна, Каштанова Светлана Николаевна

Рассматривается актуальность использования игрового моделирования на песке при обучении творческому рассказыванию как вариант инновационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Дана психофизиологическая характеристика связной речи в онтогенезе. Рассмотрены психолого-педагогические особенности связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Приведены результаты экспериментального исследования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи и моделирования логопедической работы. Игровое моделирование на песке представлено в роли нового стимула, служащего для создания благоприятного эмоционального фона, способствующего включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций в процессе обучения творческому рассказыванию посредством игрового моделирования на песке. Элемент игрового моделирования представляется как отдельный игровой прием или частичное использование дидактической игры в образовательном процессе. Предлагаемая техника предоставляет возможности как для вербальной, так и для невербальной экспрессии с применением разнообразных предметов, песка, воды и прочих материалов. Использование игрового моделирования на песке позволяет стабилизировать психоэмоциональное состояние, совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, развивать навыки общения, связную речь, пространственную ориентацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Татьяна Владимировна, Каштанова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE OPPORTUNITIES OF USING GAME SIMULATION ON SAND IN THE CONNECTED SPEECH DISORDERS CORRECTION IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article considers the relevance of the use of gaming modeling on sand in teaching creative narration as a variant of innovative technologies in corrective work with preschool children with general speech underdevelopment. The psychophysiological characteristics of connected speech in ontogenesis are given. The psychological and pedagogical features of the connected speech of preschool children with a general hypoplasia of speech are considered. The results of an experimental study of the connected speech of preschool children with a general underdevelopment of speech and modeling of speech therapy work are presented. Game modeling on the sand is presented as a new stimulus, serving to create a favorable emotional background, contributing to the inclusion in the work of conservation and activation of disturbed mental functions in the process of teaching creative storytelling through gaming modeling on the sand. The element of the game simulation is presented as a separate gaming device or a partial use of the didactic game in the educational process. The proposed technique provides opportunities for both verbal and non-verbal expression using a variety of subjects, sand, water and other materials. The use of gaming modeling on the sand allows to stabilize the psychoemotional state, improve coordination of movements, finger motility, stimulate the development of sensory-perceptual sphere, develop communication skills, connected speech, spatial orientation.

Текст научной работы на тему «О возможностях использования игрового моделирования на песке в коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 376. 3

РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-4-9-17

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ПЕСКЕ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Т. В. Зотова, С. Н. Каштанова

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, Нижний Новгород

Рассматривается актуальность использования игрового моделирования на песке при обучении творческому рассказыванию как вариант инновационных технологий в кор-рекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Дана психофизиологическая характеристика связной речи в онтогенезе. Рассмотрены психолого-педагогические особенности связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Приведены результаты экспериментального исследования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи и моделирования логопедической работы. Игровое моделирование на песке представлено в роли нового стимула, служащего для создания благоприятного эмоционального фона, способствующего включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций в процессе обучения творческому рассказыванию посредством игрового моделирования на песке. Элемент игрового моделирования представляется как отдельный игровой прием или частичное использование дидактической игры в образовательном процессе. Предлагаемая техника предоставляет возможности как для вербальной, так и для невербальной экспрессии с применением разнообразных предметов, песка, воды и прочих материалов. Использование игрового моделирования на песке позволяет стабилизировать психоэмоциональное состояние, совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, развивать навыки общения, связную речь, пространственную ориентацию.

Ключевые слова: логопедическая коррекция, дошкольники, инновационные технологии, творческое рассказывание, общее недоразвитие речи, игровое моделирование на песке, коррекционно-развивающие занятия.

Связная речь в онтогенезе представляет собой сложную психофизиологическую функцию головного мозга. Механизмы речевой деятельности связаны с деятельностью мозга, иерархической по своему строению, каждое из звеньев которой вносит свой специфический вклад в характер речевой деятельности. Связная речь правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность.

Развитие связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) служит одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения

всех речевых и познавательных возможностей дошкольников, одновременно способствуя их совершенствованию. Для решения задач по развитию связной монологической речи ребенка с ОНР должна быть направлена коррекционная работа по развитию лексических и грамматических навыков под руководством учителя-логопеда.

Анализ технологий логопедической коррекции нарушений связной монологической речи у дошкольников с ОНР показал, что эффективность процесса формирования связной монологической речи ребенка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению с использованием современных технологий, которые помогают решать проблему формирования коммуникативно-речевой активности человека. Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Логопедическая работа по коррекции нарушений связной монологической речи дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР может проводиться с использованием традиционных и нетрадиционных форм.

С целью анализа состояния связной речи было проведено экспериментальное исследование на базе МДОУ «Белоснежка» г. Нижнего Новгорода. Результаты выполнения заданий по методике В. П. Глухова представлены на рисунке.

Рассказ на заданную тему Рассказ по заданному началу Рассказ-описание Рассказ из опыта Рассказ по серии картинок Пересказ текста Тематические картинки Отдельные картинки

17% 53%

41% 46%

38%

33%

77%

61%

42%

83%

44% 77%

44% 79%

46% 89%

■ ^ / / ^

Экспериментальная группа Контрольная группа

0 % 20 % 40 % 60 % 80 % 100 % 120 % 140 %

Рис . Уровень развития связной монологической речи экспериментальной и контрольной групп

(констатирующий эксперимент)

Как показали результаты, у дошкольников с ОНР при пересказах и составлении самостоятельных рассказов отмечается нарушение логичности и последовательности повествования (имеют место пропуски моментов действия, отсутствие связи между частями, незавершенность фрагментов), используются в основном простые нераспространенные предложения, объединяющие речь. В них отсутствуют эпитеты, сравнения, синонимы, наблюдаются сложности в подборе антонимов и обобщающих понятий [1].

Относительно количественных показателей можно сделать вывод, что по методике В. П. Глухова [2] хороший уровень овладения навыками рассказывания не выявлен у дошкольников экспериментальной группы, удовлетворительный - у 10 %, недостаточный - у 43,3 %, низкий - у 46,66 %. В группе с нормальным речевым развитием у 16 % диагности-

рован недостаточный уровень овладения навыками рассказывания, а у 66,6 % - удовлетворительный уровень. Кроме того, у 16 % выявлен хороший уровень. Низкий уровень в контрольной группе дошкольников не отмечен.

Анализ заданий, позволяющих определить особенности последовательности и логичности связной речи, показал недостаточный уровень сформированности данных показателей у дошкольников с ОНР. При наличии нарушений связной речи у дошкольников с ОНР выявляются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствием ограничения речевой практики выступает задержка формирования коммуникативных навыков и развитие эмоционально-волевой сферы. Следовательно, дошкольникам указанной категории необходима целенаправленная логопедическая коррекционная работа по формированию навыков связной монологической речи.

Коррекция речевого развития представлена одним из направлений стандартов нового поколения. Практика показывает, что при систематической работе с дошкольниками уровень нарушений связной речи возможно минимизировать. Таким образом, поиски эффективных приемов и методов логопедической коррекции связной речи дошкольников ОНР не утратили своей актуальности.

В последние два десятилетия в практике специального образования широко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». Артпедагогика, по мнению Е. А. Медведевой [3], представляет собой педагогическую технологию, образовавшуюся на стыке педагогики, искусства и психологии, предназначенную для оказания комплексного воспитательного воздействия на личность ребенка, где посредством художественного творчества решаются многие педагогические и коррекционные задачи. Доказано, что различные виды искусства оказывают большое влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, помогают минимизировать нарушения речи, коммуникации и поведения.

Игровое моделирование на песке - одна из наиболее известных и широко применяемых арт-терапевтических технологий. По мнению Л. В. Кудриной [4], технология песочной терапии многофункциональна, в развивающей работе с дошкольниками с ОНР она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Предлагаемая техника предоставляет возможности как для вербальной, так и для невербальной экспрессии с применением разнообразных предметов, песка, воды и прочих материалов. Использование игрового моделирования на песке позволяет стабилизировать психоэмоциональное состояние, совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, развивать навыки общения, связную речь, пространственную ориентацию и др.

Песок выступает в качестве оптимального пропедевтического ресурса на этапе подготовки к обучению письму. Такие выводы можно сделать, ориентируясь на анализ методических разработок Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой [5], которые предлагают организовывать упражнения и игры по лепке букв из песка, размещению букв в пространстве «песочного листа», превращению одной буквы в другую.

Одним из важных условий эффективности коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками с ОНР служит формирование у дошкольников интереса к выполняемой ими деятельности. Л. В. Кудрина [4] предлагает в основу занятий с песком положить общение со сказочными персонажами и использовать в работе коллекции декоративных фигурок, позволяющих создавать на песке разнообразные игровые сюжеты.

Использование песка в практике работы с детьми обладает мощным ресурсом для образовательной работы с дошкольниками данной категории. Основными преимуществами данного метода являются:

- создание условий для развития тактильной чувствительности, «мануального интеллекта» ребенка;

- активизация мотивации к логопедическим занятиям;

- формирование коммуникативных навыков (песок способен «заземлять» негативную психическую энергию);

- гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников;

- развитие связного высказывания у детей;

- следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие связной речи дошкольников с ОНР;

- активизация потенциальных творческих способностей.

В этом контексте Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко [2] подчеркивают положительное влияние песочной терапии для интенсивного и гармоничного развития когнитивных процессов с целью повышения мотивации дошкольников к занятиям, преодоления негативной психической энергии, гармонизации психоэмоционального состояния детей. Таким образом, вышеупомянутые авторы отмечают, что «...использование песка в педагогической практике дает комплексный образовательный и терапевтический эффекты». И еще, что «этот эффект существует не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и по отношению к их сверстникам с особенностями в развитии» [2]. Необходимо выделить наиболее важный момент в игровом моделировании на песке: создание свободного, надежного и безопасного пространства для дошкольников, в котором получается осведомленность, понимание и поиск решений.

Игровое моделирование представляет собой процесс создания моделей и их использование с целью формирования знаний о свойстве, структурах, отношении, связи объектов. Процесс доступности метода моделирования был показан такими известными психологами, как Л. А. Венгер [6], Д. Б. Эльконин [7], А. В. Запорожец [8]. Доступность определена принципом замещения, который лежит в основе моделирования, то есть реальные предметы могут быть заменены в игровой деятельности другими предметами, изображениями, знаками.

Одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения является использование наглядного моделирования, что представляется воспроизведением ряда существенных свойств изучаемых объектов, создание его заместителей и работа с ними. В логопедической деятельности игровое моделирование представляется, с одной стороны, определенным методом познания, с другой - программой анализа ряда новых явлений.

Проведя анализ работ ряда исследователей, удалось выяснить, что моделирование в контексте педагогической инноватики рассматривается как универсальная гносеологическая процедура, которая предлагает построение абстрактных моделей в педагогической науке для решения теоретических и эмпирических задач. По словам А. Н. Дахина [9], понятия «педагогическая модель» и «образовательная модель» идентичны. Исследователь под образовательной моделью понимает некую систему элементов, которая включает в себя цели и содержание образования, а также проектирование педагогической технологии.

Реализацию игрового моделирования, как и многие другие процессы по обновлению сложившейся образовательной модели, следует рассматривать сложносоставной частью педагогической инноватики. Это означает, что устаревание традиционных методов обучения и отсутствие возможности полного обновления педагогического процесса в контексте педагогической инноватики приводят к необходимости поиска решения следующих задач:

- определить значение игрового моделирования в образовательном процессе;

- обосновать необходимость введения элементов игрового моделирования в образовательный процесс.

Решая первую задачу, мы обратились к работам А. П. Панфиловой [10], по словам которой, игра в образовательном процессе становится именно средством моделирования, когда предлагаемая педагогом игровая ситуация становится условной, развиваясь по логике возможного. М. В. Фоминых [11] рассматривает игровое моделирование как построение педагогических моделей с целью применения их в образовательном процессе, а также использование моделей в игровой ситуации для определения поведения игроков и характеристик реальных систем и явлений в игре. В процессе построения педагогических моделей возникает необходимость определения правил, по которым возможно реализовать игровое моделирование.

Существуют следующие правила и особенности игрового моделирования:

- создание ситуации, которая может возникнуть в реальной жизни;

- адаптация к определенной ситуации (играть самого себя или принять роль);

- подстройка поведения игроков в предполагаемых условиях протекания ситуации в реальной жизни.

Анализ специализированной литературы показал, что преимуществами применения игрового моделирования в образовательном процессе являются:

- изменения в поведении детей как результат приобретения нового практического опыта;

- отнесение смоделированных игр к классу интерактивных, развивающих коммуникационные способности детей;

- стимулирование активности и принятие стратегических решений;

- установка «обратной связи» между субъектами образовательного процесса, обеспечивающая благоприятную психологическую атмосферу, а также коррекцию образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и планируемыми результатами обучения;

- создание условий для развития познавательной, социальной, физической активности детей в процессе моделируемого игрового взаимодействия;

- обнаружение совокупности обучающего и развивающего эффектов.

Игровое моделирование на песке, в отличие от традиционных педагогических занятий, дает больший образовательный и воспитательный эффект, нежели стандартные формы обучения. А именно:

- в процессе игры с песком наиболее интенсивно и гармонично происходит процесс развития связной речи, моторики и всех познавательных функций, таких как восприятие, внимание, память, мышление;

- существенно усиливается желание дошкольника к экспериментированию, самостоятельной работе;

- в процессе игрового моделирования на песке происходит мощное развитие «тактильной» чувствительности - основы развития «ручного интеллекта»;

- происходит совершенствование развития предметно-игровой деятельности, что способствует процессу развития коммуникативных навыков ребенка и сюжетно-ролевой игры.

Таким образом, введение в коррекционную логопедическую работу элементов игр на песке, основанных на моделировании, возможно и целесообразно. Элемент игрового моделирования понимается как отдельный игровой прием или частичное использование дидактической игры в образовательном процессе. Данное обоснование использования именно элементов игрового моделирования на песке в коррекционном процессе отображено в следующих положениях:

- постепенность, которая объясняется необходимостью снижения психоэмоциональных перегрузок детей, а также приспособление педагогов к изменяющимся условиям;

- индивидуализация означает, что игровое моделирование позволяет учитывать психофизические особенности конкретной группы дошкольников;

- экстраполирование (распространение выводов) будет полезно для обобщения опыта введения инновационных элементов в образовательный процесс.

Процесс развития связной речи дошкольника происходит в течение повседневной жизни, а также на занятиях. Педагог в процессе обучения дошкольника творческому рассказыванию, а именно самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, способствует процессу поиска точных слов и словосочетаний, правильному построению предложений, логически связанных друг с другом, соблюдению норм звуко- и слово-произношения. Следовательно, происходит совершенствование всех сторон речи дошкольника - лексической, грамматической, фонетической. При этом у дошкольника при выполнении задания по творческому рассказыванию совершенствуется процесс овладения языковыми средствами.

Введение элементов игрового моделирования при обучении творческому рассказыванию значительно обогатит процесс коррекции нарушений связной монологической речи, позволит расширить консервативные рамки традиционного обучения с помощью использования нестандартных моделируемых элементов, сохраняя целостность и фундаментальность образовательного процесса.

Формами работы при коррекции нарушений связной монологической речи дошкольников с ОНР при обучении творческому рассказыванию с применением игрового моделирования на песке являются:

1. Сюжетные игры - «Построим заборчик», «Норки для зверька». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.).

2. Игры-забавы - «Найди сюрприз», «Откопай предмет», «Спрячь, а я буду искать», «Необыкновенный след».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узор на песке», «Мы создаем красоту».

4. Рассказывание сказок - рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

5. Читаем на песке - лепим формочки предметов, животных, потом показываем детям, читаем стихотворение.

7. Рисование песком - хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

8. Конструирование - используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замки из песка»).

Программа коррекции недостатков связной монологической речи дошкольников с ОНР старшего дошкольного возраста при обучении творческому рассказыванию с применением игрового моделирования на песке рассчитана на 1 год. Занятия проводятся с дошкольниками 1 раз в неделю в течение учебного года. Продолжительность занятия составляет 25 минут. Подгруппа составляет 6-8 человек.

Планируемые результаты программы коррекции:

- совершенствование связной монологической речи и ее функций;

- совершенствование координаций движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

- совершенствование навыков коммуникации;

- закрепление представлений об окружающем мире;

- умение «проигрывания» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Следовательно, игровое моделирование на песке представляется формой естественной деятельности дошкольников, при которой повышается эффективность логопедической работы по развитию и коррекции нарушений связной речи, создаются условия для сохранения и укрепления здоровья дошкольников с ОНР.

Список литературы

I. Зотова Т . В . , Каштанова С . Н . Игровое моделирование на песке как элемент здоровьесбережения в логопедической коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Всероссийская онлайн-конференция «Дети с ОВЗ . Проблемы здоровьесберегающей деятельности в ОО» . Нижний Новгород, 2018 .

2 . Глухов А . П . Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: учебно-метод . пособие для пед . и гуманит .

вузов . М . : МГТУ им . М . А. Шолохова, 2007 . 312 с .

3 . Медведева Е . А. , Левченко И . Ю . , Комиссарова Л . Н . , Добровольская Т . А. Артпедагогика и арттерапия в специальном

образовании: учеб . для студентов сред . и высш . пед . учеб . заведений . М . : Academia, 2001. 246 c .

4 . Кудрина Л . В . , Панфиленко Г . И . , Бондаренко Т . А. , Григорян К. И . Здоровьесберегающие технологии в коррекционной

работе // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар . науч . конф . (г. Чита, июнь 2012 г. ) . Чита: Молодой ученый, 2012 . 169 с .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 . Грабенко Т . М . , Зинкевич-Евстигнеева Т. Д . Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии . СПб. : Речь, 2005. 340 с .

6 . Венгер Л . А. Восприятие и обучение . М . : Просвещение, 1969 . 365 с .

7 . Эльконин Д . Б . Развитие речи в дошкольном возрасте . М . : Изд-во Академии пед . наук РСФСР, 1959 . 240 с .

8 . Запорожец А. В . Избранные психологические труды: в 2 т. Т. I: Психическое развитие ребенка . М . : Педагогика, 1986 .

320 с

9 . Дахин А . Н . Технология реализации модели образовательной компетентности / под ред . А . Ж . Жафярова . Новосибирск:

Изд-во НГПУ, 2015. 202 с .

10 Панфилова А П Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб пособие для студ высш учеб заведений / под общ. ред . В . А. Сластёнина, И . А. Колесниковой . 3-е изд . , испр . М . : Академия, 2008. 368 с .

II. Фоминых М . В . Игровое моделирование как средство подготовки студента профессионально-педагогического учебного заведения: автореф . дис .. . . канд . пед . наук. Екатеринбург, 2011. 27 c .

Зотова Татьяна Владимировна, магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Россия, 603002). E-mail: zotova. valeriya@yandex.ru

Каштанова Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Россия, 603002). E-mail: zotova.valeriya@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 03.07.2018

DOI: 10.23951/230796127-2018-4-9-17

ON THE OPPORTUNITIES OF USING GAME SIMULATION ON SAND IN THE CONNECTED SPEECH DISORDERS CORRECTION IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

T. V. Zotova, S. N. Kashtanova

State Pedagogical University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation

The article considers the relevance of the use of gaming modeling on sand in teaching creative narration as a variant of innovative technologies in corrective work with preschool children with general speech underdevelopment. The psychophysiological characteristics of con-

nected speech in ontogenesis are given. The psychological and pedagogical features of the connected speech of preschool children with a general hypoplasia of speech are considered. The results of an experimental study of the connected speech of preschool children with a general underdevelopment of speech and modeling of speech therapy work are presented. Game modeling on the sand is presented as a new stimulus, serving to create a favorable emotional background, contributing to the inclusion in the work of conservation and activation of disturbed mental functions in the process of teaching creative storytelling through gaming modeling on the sand. The element of the game simulation is presented as a separate gaming device or a partial use of the didactic game in the educational process. The proposed technique provides opportunities for both verbal and non-verbal expression using a variety of subjects, sand, water and other materials. The use of gaming modeling on the sand allows to stabilize the psychoemotional state, improve coordination of movements, finger motility, stimulate the development of sensory-perceptual sphere, develop communication skills, connected speech, spatial orientation.

Key words: speech therapy correction, preschool children, innovative technologies, creative narration, general speech underdevelopment, game modeling on the sand, corrective-developing activities.

References

1. Zotova T V , Kashtanova S . N . Igrovoye modelirovaniye na peske kak element zdorov'yesberezheniya v logopedicheskoy korrektsii narusheniy svyaznoy rechi u doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi [Game modeling on sand as an element of health saving in speech therapy correction of communication disorders in preschool children with general speech underdevelopment] . Vserossiyskaya onlayn-konferentsiya «Deti s OVZ. Problemy zdorov'yesberegayushchey deyatel'nosti v OO», GBOU DPO «Nizhegorodskiy institut razvitiya obrazovaniya» [All-Russian online conference «Children with HIA. Problems of health-saving activities in public organizations», GBOU DPO Nizhny Novgorod Institute for Educational Development»] . Nizhniy Novgorod, 2018 (in Russian) .

2 . Glukhov A. P. Osnovy korrektsionnoy pedagogiki i spetsial'noy psikhologii: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya ped. i

gumanit. vuzov [The fundamentals of correctional pedagogy and special psychology: educational-methodical manual for pedagogical and humanitarian universities] . Moscow, Sholokhov Moscow State University for Humanities Publ . , 2007 . 312 p . (in Russian)

3 . Medvedeva E . A. , Levchenko I. Yu . , Komissarova L . N . , Dobrovol'skaya T A. Artpedagogika i artterapiya v spetsial'nom

obrazovanii: ucheb. dlya studentov sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Art pedagogy and art therapy in special education: textbook for students of secondary and higher pedagogical educational institutions] . Moscow, Academia Publ . , 2001. 246 p . (in Russian)

4 . Kudrina L . V. , Panfilenko G . I . , Bondarenko T. A. , Grigoryan K . I. Zdorov'yesberegayushchiye tekhnologii v korrektsionnoy

rabote [Health-saving technologies in correctional work] . Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, iyun'2012 g.) [Actual problems of pedagogy: materials of the II International scientific conference (Chita, June 2012)] . Chita, izd-vo Molodoy uchenyy Publ . , 2012 . 169 p . (in Russian) .

5 . Grabenko T M . , Zinkevich-Evstigneeva T D . Chudesa na peske: Praktikum po pesochnoy terapii [Miracles in the sand:

Workshop on sand therapy] . Saint Petersburg, Rech' Publ . , 2005. 340 p . (in Russian) .

6 . Venger L . A. Vospriyatiye i obucheniye [Perception and learning] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1969 . 365 p . (in Russian) .

7 . El'konin D . B . Razvitiye rechi v doshkol'nom vozraste [Development of speech in the preschool age] . Moscow, Publishing

house of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR Publ . , 1959 . 240 p . (in Russian) .

8 . Zaporozhets A . V Izbrannye psikhologicheskiye trudy: v 2 t. T. I. Psikhicheskoye razvitiye rebenka [Selected psychological

works: 2 v. V I. Mental development of the child] . Moscow, Pedagogika Publ . , 1986 . 320 p . (in Russian) .

9 . Dakhin A. N . Tekhnologiya realizatsii modeli obrazovatel'noy kompetentnosti. Pod red . A. Zh . Zhafyarova [Technology for

implementing the model of educational competence . Ed . by A. Zh . Zhafyarov] . Novosibirsk, NSPU Publ . , 2015. 202 p . (in Russian)

10 . Panfilova A. P. Igrovoye modelirovaniye v deyatel'nosti pedagoga: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh

zavedeniy. Pod obshch . red . V. A. Slastenina, I . A. Kolesnikovoy. 3 izd . , ispr. [Game modeling in the activity of the teacher:

textbook for students of higher educational institutions . Under the general editorship of V. A. Slastenin, I . A. Kolesnikova . 3rd edition, revised] . Moscow, Akademiya Publ . , 2008. 368 p . (in Russian) . 11. Fominykh M . V. Igrovoye modelirovaniye kak sredstvo podgotovki studenta professional'no-pedagogicheskogo uchebnogo zavedeniya. Avtoref . dis .. . . kand . ped . nauk [Game modeling as a means of preparing a student of a vocational and educational institution .Abstract of thesis cand . ped . sci . ] . Ekaterinburg, 2011. 27 p . (in Russian) .

Zotova T. V., State Pedagogical University of Nizhny Novgorod (ul. Ulyanova, 1, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603002). E-mail: zotova.valeriya@yandex.ru

Kashtanova S. N., State Pedagogical University of Nizhny Novgorod (ul. Ulyanova, 1, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603002). E-mail: zotova.valeriya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.