Научная статья на тему 'Характеристика дидактических игр по формированию параметрического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня'

Характеристика дидактических игр по формированию параметрического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Т.П., Саклакова Н.О.

В статье затрагивается тема об использовании дидактических игр, которые эффективны в формировании элементарных геометрических представлений у детей с нарушением речи через параметрический словарь. Особое внимание уделено игровым формам обучения и воспитания детей, в частности, занимательным играм. В статье излагаются взгляды исследователей о том, что овладение даже геометрическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. В заключении авторы отмечают, о необходимости проведения коррекционной работы в обучении детей с ОНР III уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуйкова Т.П., Саклакова Н.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика дидактических игр по формированию параметрического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»

ХАРАКТЕРИСТИКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

© Жуйкова Т.П.* *, Саклакова Н.О.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

В статье затрагивается тема об использовании дидактических игр, которые эффективны в формировании элементарных геометрических представлений у детей с нарушением речи через параметрический словарь.

Особое внимание уделено игровым формам обучения и воспитания детей, в частности, занимательным играм.

В статье излагаются взгляды исследователей о том, что овладение даже геометрическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

В заключении авторы отмечают, о необходимости проведения коррекционной работы в обучении детей с ОНР III уровня.

Ключевые слова: познавательные процессы, параметрический словарь, геометрические фигуры, признаки предметов.

Тенденции развития современного образования предполагают, что обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей с нарушением речи. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, занимательные игры.

Запорожец А.В. называл игру специфически детской деятельностью, а Выгодский Л.С. считал игру «девятым валом» в развитии ребенка (в игре он становится на голову выше себя) [1]. Без конца повторяет, что игра - ведущая деятельность дошкольника, забывая, что она именно поэтому ведущая, что в ней, как отмечал А.Н. Леонтьев, «развиваются новые психологические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Нет игры у дошкольника - нет интереса к учебе у школьника» [2].

Возможность использования игры как средства обучения детей в дошкольном образовательном учреждении определяется рядом причин:

* Доцент кафедры Дошкольного и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент.

84

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения.

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»).

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно -образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

В разных сборниках указано множество занимательные игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Выделяют игры: классические, развивающие, логические, сюжетные, обучающие. Сорокина А.И. предлагает следующую классификацию занимательных игр: 1) игры; 2) игры; 3) игры-путешествия; 4) игры-загадки; 5) игры-беседы (игры-диалоги) [3].

В основе классификация игр по Д.В. Менджерицкой лежит используемый материал, в соответствии с этим различают: 1) Игры с предметами; 2) настольно-печатные; 3) словесные игры [4].

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. предлагают осуществлять математическое развитие на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности, в том числе, в игре. В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени [5].

На основе исследований Р.Л. Непомнящей и З.А. Михайловой предлагаются два пути организации деятельности детей в процессе игр с геометрическими фигурами для подготовки детей к школе в детском саду и семье. Первый путь состоит в постепенном усложнении используемых в играх образцов - от расчлененного образца к нерасчлененному, затем к образцу в виде рисунка. Второй путь в большей мере основан на развитии творчества ребенка. Взрослый вначале предлагает детям составить задуманный ими силуэт из неполного набора элементов игры. Затем они переходят к выкладыванию силуэтов по замыслу с обязательным использованием всех элементов набора игры.

Игра «Найди все треугольники» (З.А. Михайлова)

Цель игры: продолжить ознакомление детей с такими геометрическими фигурами, как квадрат, прямоугольник и треугольник, закрепить знания об основных цветах (красном, синем, зеленом, желтом), вызвать у ребят желание играть вместе, развивать мышление, память, внимание, речь.

Параметрический словарь: закрепляются такие геометрические понятия как квадрат, прямоугольник и треугольник.

Коррекционная педагогика

85

Щербакова Е.И. предлагает для формирования геометрических представлений старших дошкольников игры и упражнения со следующим содержанием:

- ознакомление с разновидностями геометрических фигур («Назови геометрическую фигуру», «Угадай, что это?», и др.);

Игра «Назови фигуру» (Е.И. Щербакова)

Цель игры: развивать воображение, память, внимание, умение определять предмет по его признакам, увеличивать словарный запас детей, развивать логическое мышление, систематизировать знания детей о таких геометрических предметах, как треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.

Параметрический словарь: закрепляются такие геометрические понятия как круг, овал квадрат, прямоугольник и треугольник.

Игра «Отгадай предмет» (Е.И. Щербакова)

Цель игры: развивать воображение, память, внимание, умение играть в коллективе сверстников, умение определять предмет по его признакам, увеличивать словарный запас детей, развивать логическое мышление, систематизировать знания детей о таких геометрических предметах, как треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.

Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «квадрат», «прямоугольник» и «треугольник».

Столяр А.А. для формирования геометрических представлений дошкольников использует развивающие игры: «Фабрика», «Обручи», «Дерево», «Почини одеяло», «Конструктор» и др.

Игра: «Обручи» (А.А. Столяр)

Цель: Учить детей собирать предметы по отдельным признакам.

Содержание: Воспитатель предлагает детям поместить в красный обруч все красные круги, а в синий обруч все синие треугольники.

Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «круг» и «квадрат».

Игра «Конструктор» (А.А. Столяр)

Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на простые, тренировать в счете до десяти.

86

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «круг», «квадрат», «прямоугольник» и «треугольник».

Ерофеева Т.Н. для закрепления представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендует осуществлять в таких играх как «Кто больше увидит», «Найди такой же», «Посмотри вокруг». Так, игра «Чудесный мешочек», хорошо знакомая многим дошкольникам, позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся модели геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру. Усложнить игру можно, если ведущий дает задание найти в чудесном мешочке какую-то конкретную фигуру. Игра «Чудесный мешочек» может проводиться также и с моделями геометрических тел, с реальными предметами, имеющими четко выраженную геометрическую форму. Игра «Геометрическая мозаика» предназначена для закрепления знаний детей о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.

Габова М. делит занимательные игры на группы по формируемым умениям и навыкам: игры, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке.

Игра «Фотоаппараты» (М. Габова)

Материал: карточки с изображениями геометрических фигур разного цвета, величины.

Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «круг», «квадрат», «прямоугольник» и «треугольник».

Игра «Обведи точно» (М. Габова)

Ребенку предлагается нарисовать какую-либо геометрическую фигуру по клеточкам, например, прямоугольник со сторонами 6 и 3 клетки. Затем поставить другой карандаш в левую верхнюю вершину, закрыть глаза и постараться обвести фигуру другим цветом точно по контуру.

Рис. 2

Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «круг», «квадрат», «прямоугольник» и «треугольник»; вводятся новые понятия «угол», «вершина».

Игра «Фигура в фигуре». (М. Габова)

Ребенок под диктовку рисует фигуры друг в друге (4-7), затем закрывает их листом или переворачивает и восстанавливает картинку по памяти.

Коррекционная педагогика

87

Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «круг», «квадрат», «прямоугольник» и «треугольник».

Игры «Украсим варежки», «Украсим шарфик», «Коврик», «Орнамент», «Украсим салфетку» (М. Габова)

Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «круг», «квадрат», «прямоугольник» и «треугольник».

С помощью набора геометрических фигур разной формы, цвета, размера дети создают узоры по образцу, продолжают начатый воспитателем узор, придумывают свои узоры.

Игра «Фабрика» (М. Габова)

Задание: Измени форму фигуры; форму и цвет; цвет и размер.

Рис. 5

Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «круг», «квадрат», «прямоугольник» и «треугольник».

В заключении следует отметить, что решение коррекционных задач значительно отличает методику ознакомления с геометрическими фигурами детей с нарушением речи от методики обучения детей, не имеющих речевой паталогии. Это требует соблюдения не только дидактических условий. Но и специальных подходов к обучению.

88

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во Ин-та профобразования Минобразования России, 1995. - 244 с.

2. Житомирский В., Шеврин Л. Математическая азбука. - М.: Педагогика, 1980. - 199 с.

3. Педагогическая диагностика речевого и математического развития детей дошкольного возраста: учебное пособи / авт.-сост. М.Я. Добря, Т.П. Жуйкова. - Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова». - 176 с.

4. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: методическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 224 с.

5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ (ЭКСКУРСИЯ)

© Кириллова Т.Н.*

Тутальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида,

Кемеровская область, Яшкинский район, ст. Тутальская

В статье указаны основные этапы проведения экскурсии с целью воспитания, обучения и гармонического развития личности детей с нарушением интеллекта. Формирования основ материалистического понимания окружающего мира.

Ключевые слова: познавательный интерес, нарушение интеллекта, экскурсия, внимание, воспитание, наблюдение, мышление, дети.

Реализация человеком своей сущности невозможна без ориентации в мире, адекватного знания о нем. Познание - сложный, диалектически противоречивый процесс постепенного воспроизведения в сознании, в совокупности образов и понятий, сущности вещей и процессов, включая самого человека и жизнь общества. Результатом познавательной деятельности являются знания. Они возникают, функционируют, совершенствуются в процессе активной практической деятельности человека. Познавательные процессы в рамках деятельности выполняют роль инструментов познания окружающего мира.

Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.