ХАРАКТЕРИСТИКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
© Жуйкова Т.П.* *, Саклакова Н.О.*
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
В статье затрагивается тема об использовании дидактических игр, которые эффективны в формировании элементарных геометрических представлений у детей с нарушением речи через параметрический словарь.
Особое внимание уделено игровым формам обучения и воспитания детей, в частности, занимательным играм.
В статье излагаются взгляды исследователей о том, что овладение даже геометрическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
В заключении авторы отмечают, о необходимости проведения коррекционной работы в обучении детей с ОНР III уровня.
Ключевые слова: познавательные процессы, параметрический словарь, геометрические фигуры, признаки предметов.
Тенденции развития современного образования предполагают, что обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей с нарушением речи. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, занимательные игры.
Запорожец А.В. называл игру специфически детской деятельностью, а Выгодский Л.С. считал игру «девятым валом» в развитии ребенка (в игре он становится на голову выше себя) [1]. Без конца повторяет, что игра - ведущая деятельность дошкольника, забывая, что она именно поэтому ведущая, что в ней, как отмечал А.Н. Леонтьев, «развиваются новые психологические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Нет игры у дошкольника - нет интереса к учебе у школьника» [2].
Возможность использования игры как средства обучения детей в дошкольном образовательном учреждении определяется рядом причин:
* Доцент кафедры Дошкольного и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
* Студент.
84
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения.
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»).
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно -образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.
В разных сборниках указано множество занимательные игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Выделяют игры: классические, развивающие, логические, сюжетные, обучающие. Сорокина А.И. предлагает следующую классификацию занимательных игр: 1) игры; 2) игры; 3) игры-путешествия; 4) игры-загадки; 5) игры-беседы (игры-диалоги) [3].
В основе классификация игр по Д.В. Менджерицкой лежит используемый материал, в соответствии с этим различают: 1) Игры с предметами; 2) настольно-печатные; 3) словесные игры [4].
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. предлагают осуществлять математическое развитие на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности, в том числе, в игре. В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени [5].
На основе исследований Р.Л. Непомнящей и З.А. Михайловой предлагаются два пути организации деятельности детей в процессе игр с геометрическими фигурами для подготовки детей к школе в детском саду и семье. Первый путь состоит в постепенном усложнении используемых в играх образцов - от расчлененного образца к нерасчлененному, затем к образцу в виде рисунка. Второй путь в большей мере основан на развитии творчества ребенка. Взрослый вначале предлагает детям составить задуманный ими силуэт из неполного набора элементов игры. Затем они переходят к выкладыванию силуэтов по замыслу с обязательным использованием всех элементов набора игры.
Игра «Найди все треугольники» (З.А. Михайлова)
Цель игры: продолжить ознакомление детей с такими геометрическими фигурами, как квадрат, прямоугольник и треугольник, закрепить знания об основных цветах (красном, синем, зеленом, желтом), вызвать у ребят желание играть вместе, развивать мышление, память, внимание, речь.
Параметрический словарь: закрепляются такие геометрические понятия как квадрат, прямоугольник и треугольник.
Коррекционная педагогика
85
Щербакова Е.И. предлагает для формирования геометрических представлений старших дошкольников игры и упражнения со следующим содержанием:
- ознакомление с разновидностями геометрических фигур («Назови геометрическую фигуру», «Угадай, что это?», и др.);
Игра «Назови фигуру» (Е.И. Щербакова)
Цель игры: развивать воображение, память, внимание, умение определять предмет по его признакам, увеличивать словарный запас детей, развивать логическое мышление, систематизировать знания детей о таких геометрических предметах, как треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.
Параметрический словарь: закрепляются такие геометрические понятия как круг, овал квадрат, прямоугольник и треугольник.
Игра «Отгадай предмет» (Е.И. Щербакова)
Цель игры: развивать воображение, память, внимание, умение играть в коллективе сверстников, умение определять предмет по его признакам, увеличивать словарный запас детей, развивать логическое мышление, систематизировать знания детей о таких геометрических предметах, как треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.
Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «квадрат», «прямоугольник» и «треугольник».
Столяр А.А. для формирования геометрических представлений дошкольников использует развивающие игры: «Фабрика», «Обручи», «Дерево», «Почини одеяло», «Конструктор» и др.
Игра: «Обручи» (А.А. Столяр)
Цель: Учить детей собирать предметы по отдельным признакам.
Содержание: Воспитатель предлагает детям поместить в красный обруч все красные круги, а в синий обруч все синие треугольники.
Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «круг» и «квадрат».
Игра «Конструктор» (А.А. Столяр)
Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на простые, тренировать в счете до десяти.
86
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «круг», «квадрат», «прямоугольник» и «треугольник».
Ерофеева Т.Н. для закрепления представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендует осуществлять в таких играх как «Кто больше увидит», «Найди такой же», «Посмотри вокруг». Так, игра «Чудесный мешочек», хорошо знакомая многим дошкольникам, позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся модели геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру. Усложнить игру можно, если ведущий дает задание найти в чудесном мешочке какую-то конкретную фигуру. Игра «Чудесный мешочек» может проводиться также и с моделями геометрических тел, с реальными предметами, имеющими четко выраженную геометрическую форму. Игра «Геометрическая мозаика» предназначена для закрепления знаний детей о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.
Габова М. делит занимательные игры на группы по формируемым умениям и навыкам: игры, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке.
Игра «Фотоаппараты» (М. Габова)
Материал: карточки с изображениями геометрических фигур разного цвета, величины.
Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «круг», «квадрат», «прямоугольник» и «треугольник».
Игра «Обведи точно» (М. Габова)
Ребенку предлагается нарисовать какую-либо геометрическую фигуру по клеточкам, например, прямоугольник со сторонами 6 и 3 клетки. Затем поставить другой карандаш в левую верхнюю вершину, закрыть глаза и постараться обвести фигуру другим цветом точно по контуру.
Рис. 2
Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «круг», «квадрат», «прямоугольник» и «треугольник»; вводятся новые понятия «угол», «вершина».
Игра «Фигура в фигуре». (М. Габова)
Ребенок под диктовку рисует фигуры друг в друге (4-7), затем закрывает их листом или переворачивает и восстанавливает картинку по памяти.
Коррекционная педагогика
87
Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «круг», «квадрат», «прямоугольник» и «треугольник».
Игры «Украсим варежки», «Украсим шарфик», «Коврик», «Орнамент», «Украсим салфетку» (М. Габова)
Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «круг», «квадрат», «прямоугольник» и «треугольник».
С помощью набора геометрических фигур разной формы, цвета, размера дети создают узоры по образцу, продолжают начатый воспитателем узор, придумывают свои узоры.
Игра «Фабрика» (М. Габова)
Задание: Измени форму фигуры; форму и цвет; цвет и размер.
Рис. 5
Параметрический словарь: закрепляются геометрические понятия «круг», «квадрат», «прямоугольник» и «треугольник».
В заключении следует отметить, что решение коррекционных задач значительно отличает методику ознакомления с геометрическими фигурами детей с нарушением речи от методики обучения детей, не имеющих речевой паталогии. Это требует соблюдения не только дидактических условий. Но и специальных подходов к обучению.
88
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Список литературы:
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во Ин-та профобразования Минобразования России, 1995. - 244 с.
2. Житомирский В., Шеврин Л. Математическая азбука. - М.: Педагогика, 1980. - 199 с.
3. Педагогическая диагностика речевого и математического развития детей дошкольного возраста: учебное пособи / авт.-сост. М.Я. Добря, Т.П. Жуйкова. - Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова». - 176 с.
4. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: методическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 224 с.
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ (ЭКСКУРСИЯ)
© Кириллова Т.Н.*
Тутальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида,
Кемеровская область, Яшкинский район, ст. Тутальская
В статье указаны основные этапы проведения экскурсии с целью воспитания, обучения и гармонического развития личности детей с нарушением интеллекта. Формирования основ материалистического понимания окружающего мира.
Ключевые слова: познавательный интерес, нарушение интеллекта, экскурсия, внимание, воспитание, наблюдение, мышление, дети.
Реализация человеком своей сущности невозможна без ориентации в мире, адекватного знания о нем. Познание - сложный, диалектически противоречивый процесс постепенного воспроизведения в сознании, в совокупности образов и понятий, сущности вещей и процессов, включая самого человека и жизнь общества. Результатом познавательной деятельности являются знания. Они возникают, функционируют, совершенствуются в процессе активной практической деятельности человека. Познавательные процессы в рамках деятельности выполняют роль инструментов познания окружающего мира.
Воспитатель.