ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Брагуца Е. И. Комплексный подход в формировании представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни посредством дидактической игры // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75360. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75360.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 75360
УДК 372.3
Брагуца Екатерина Ивановна,
ассистент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров [email protected]
Комплексный подход в формировании представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни посредством дидактической игры
Аннотация. В статье раскрываются значение и понятие комплексного подхода к воспитанию, его функции, приводятся примеры дидактических игр и определяются условия для использования комплексного подхода в формировании представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни.
Ключевые слова: комплексный подход, сенсорное воспитание, дидактическая игра, ранний возраст.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Одной из главных задач дошкольного воспитания и образования является обеспечение своевременного интеллектуального, личностного и физического развития ребенка. Для выполнения этой задачи работа с детьми должна проводиться достаточно разносторонне, комплексно. В психолого-педагогической литературе проблема комплексного подхода к воспитанию рассматривается следующими учеными: Ю. К. Бабанским, В. А. Гавриловым, М. В. Кабатченко, Г. А. Победоносцевым, М. М. Поташником и другими. Ими выделены значение, функции, признаки осуществления и условия успешной реализации комплексного подхода к воспитанию.
Авторы дают разные определения понятия «комплексный подход к воспитанию». В. А. Гаврилов указывает, что при всем многообразии определений можно выделить две основные точки зрения:
1) комплексный подход отождествляется с таким понятием как «система» и «целостность», они рассматриваются как синонимы;
2) понятие «комплексный подход» и «системный подход» не идентифицируются.
Так, М. М. Поташник и М. В. Кабатченко дают следующее определение: комплексный подход - это путь к построению частей системы и системы в целом, одно из условий ее организации. По их мнению, в общем виде - это методологический принцип, лежащий в основе всех аспектов построения и эффективного функционирования системы воспитательной работы, систему и системный подход правомерно рассматривать как стратегию воспитания, комплексный подход - как его тактику [1].
В. А. Гаврилов же утверждает, что тот и другой подход направлены к достижению цели - формированию всесторонне и гармонично развитой личности человека. Он считает, что правомерно говорить о единстве комплексного и системного подхода к воспитанию, об их динамическом взаимодействии в решении основных воспитательных задач [1].
В. Г. Иванов под комплексным подходом подразумевает связь (сочетание ряда элементов, составляющих сторон), но связь такого рода, которая образует органическое единство, т. е. определенную систему, в которой все элементы взаимосвязаны, занимают определенное место и взаимовлияют друг на друга [2].
Комплекс в буквальном смысле (от латинского complexus) означает связь, соче-
1
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Брагуца Е. И. Комплексный подход в формировании представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни посредством дидактической игры // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75360. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75360.htm. - ISSN 2304-120X.
тание - понимается как совокупность предметов, явлений или свойств, образующих единое целое [3]. В психологии под комплексом понимается соединение отдельных психических процессов в некое целое.
Подход - совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь) [4].
Обобщая все выше сказанное, мы делаем вывод, что комплексный подход -это сочетание разнообразных приемов воздействия на ребенка для формирования целостной, гармонично развитой личности.
Таким образом, комплексный подход в системе дошкольного воспитания предполагает взаимосвязь познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития; сочетание разнообразных приемов, способов и форм воздействия на ребенка и является основой построения системы воспитательной работы.
Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев выделяют 3 функции комплексного подхода:
1) функция целостного решения задач всестороннего развития личности;
2) повышение эффективности решения воспитательных задач;
3) оптимизация воспитания (оптимальным называют такой процесс, при котором достигаются максимально возможные в соответствующих условиях результаты при минимальных затратах времени) [5].
Все чаще в научной и методической литературе, посвященной организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста можно встретить разработки комплексных занятий.
Изучив цели, задачи, содержание, методы и приемы работы, используемых в предложенных авторами конспектах комплексных занятий, мы считаем, что данные занятия можно определить как одни из способов реализации комплексного подхода, так как:
1) включают задачи, направленные:
- на развитие нескольких психических процессов;
- усвоение знаний о каком-либо объекте с точки зрения разных наук (например, математика и экология, музыка и изобразительное искусство и т. д.);
- развитие представлений о нескольких объектах познания в их взаимосвязи;
2) решение одной задачи проходит через разные виды деятельности детей (например, познавательная и художественная);
3) содержит несколько видов активности дошкольников (например, двигательная активность сочетается с умственной);
4) в комплексном занятии используются разнообразные методы и приемы работы с детьми.
Исходя из анализа психолого-педагогических исследования проблемы использования комплексного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, мы разработали определение комплексного подхода применительно к нашей теме.
Комплексный подход в формировании представлений о форме и цвете -это такой подход, в процессе которого дети учатся воспринимать и различать одновременной два признака (форму и цвет) в предмете в процессе зрительной, осязательной и двигательной деятельности.
Мы считаем такой подход целесообразным, так как он позволяет обогатить сенсорный опыт ребенка целостно и качественно.
В возрасте двух-трех лет начинается формирование сенсорных эталонов цвета, формы, размера. Следует обратить внимание на то, что это не может быть обеспечено путем ознакомления детей лишь с одним-двумя сенсорными признаками.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Брагуца Е. И. Комплексный подход в формировании представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни посредством дидактической игры // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75360. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75360.htm. - ISSN 2304-120X.
Оно требует широкой ориентировки в цвете, форме, однако обучение не следует проводить и на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения ребенком системой эталонов, на эту особенность указывают в своих работах Л. А. Венгер,
Э. Г. Пилюгина и др. [6] В общепринятой системе эталонов цвета включены основные цвета спектра, а сенсорными эталонами формы являются пять геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), поэтому необходимо в первую очередь формировать представления ребенка именно об этих цветовых тонах и формах.
Для реализации комплексного подхода в формировании представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни мы выбрали дидактическую игру, так как именно игровая деятельность соответствует возрастным психологическим особенностям малышей и позволяет им познакомиться со свойствами предметов увлекательно и незаметно для них. Дидактическую игру как одно из средств развития представлений о форме и цвете у детей раннего возраста выделяют З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, Е. О. Смирнова, Э. Г. Пилюгина и др.. Особую роль ученые отводят дидактическим играм с предметами, так как только действуя с реальными предметами малыши смогут определить их форму и цвет. Действия с предметами позволяют удовлетворить познавательный интерес ребенка. Замечено это было еще в глубокой древности, именно тогда были созданы первые народные игрушки, развивающие восприятие ребенка [6, 7].
Работа по осуществлению комплексного подхода по формированию представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни по нашему мнению должна проходить в три этапа. Для каждого этапа мы предлагаем использовать дидактические игры, предложенные З. М. Богуславской, Л. А. Венгером, а также разработали собственные варианты игр, которые направлены на развитие представлений малышей и о форме, и о цвете.
На первом этапе детей знакомят с формой и цветом предметов. В играх необходимо использовать две геометрические фигуры окрашенные в два цвета (например, 2 круга (красный и желтый) и 2 квадрата (красный и желтый). Цель данного этапа: познакомить малышей с цветом (красный, желтый, синий, зеленый) и геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал); познакомить и научить детей основным способам обследования предметов (обведение контура, приложение, наложение); сформировать интерес к подобным играм.
Примеры дидактических игр
1. «Что привез нам мишутка?» (вариант игры, предложенной З. М. Богуславской, мы разработали ее вариант, заменив игровой материал на геометрические фигуры основных цветов)
Задачи: формировать у детей представления о геометрических фигурах - круг и квадрат; цвете - красный и желтый; учить детей обследовать фигуры, обводя их контур; цвет предмета, используя прием приложения; побуждать детей обращать внимание на цвет и форму предмета.
Игровой материал: плюшевый мишка, грузовая машина, мешок для игрушек, геометрические фигуры (деревянные или пластмассовые) - круги и квадраты красного и желтого цвета.
Игровые действия: воспитатель от лица медвежонка показывает круг (квадрат), знакомит со способом ее обследования (обведения контура фигуры пальцем, нахождение углов у квадрата), далее обращает внимание на цвет фигуры, объясняет как можно подобрать предметы одного цвета (прикладывает один круг к другому).
3
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Брагуца Е. И. Комплексный подход в формировании представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни посредством дидактической игры // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75360. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75360.htm. - ISSN 2304-120X.
После этого медвежонок «просит» найти игрушку такую же, как у него, например, желтый круг.
Данная игра повторяется 2-3 раза, можно заменять один цвет и одну фигуру (например, круг и квадрат (желтый и зеленый), круг и треугольник (желтый и зеленый). После окончания игры можно предложить детям построить что-то из геометрических фигур (поезд из квадратов и «прокатить» на нем маленькие игрушки; неваляшки из кругов, елочку из треугольников), что будет способствовать развитию воображения и интереса к действиям с геометрическими фигурами.
2. «Соберем урожай»
Задачи: познакомить детей с геометрическими фигурами - круг и овал; продолжать развивать у детей умение различать цвета - красный и зеленый; учить детей группировать предметы, учитывая их цвет и форму; воспитывать желание играть вместе, не ссорясь выполнять общее игровое действие.
Игровой материал: овалы (зеленого и желтого цвета), круги (красного и желтого цвета); две корзины (на одной приклеен зеленый овал, на другой - красный круг).
Игровые действия: детям предлагают помочь куклам собрать урожай овощей: красные круги (помидоры) в одну корзину, а все зеленые овалы (огурцы) - в другую, желтые фигуры - это осенние листья, их собирать не надо. В ходе игры педагог напоминает, как правильно обследовать фигуру и о том, как сравнить предметы по цвету.
3. «Построй зайчатам домики»
Задачи: формировать у детей представления о геометрических фигурах (квадрат и треугольник) и цвете (красный и желтый); учить «строить» дом из геометрических фигур, подбирая их по цвету.
Игровой материал: силуэты зайцев красного и желтого цвета (вырезанные из картона или пластмассовые) - по количеству детей; геометрические фигуры (квадрат и треугольник) красного и желтого цвета - по количеству детей.
Игровые действия: воспитатель просит показать сначала красного, затем желтого зайца (действие выполняется по образцу «такого же как у меня»). Затем педагог показывает тучку и говорит, что скоро начнется дождик, а нашим зайчатам негде спрятаться и предлагает построить домики для них. Воспитатель показывает и объясняет, как строить дом, уточняет, что дом должен быть обязательно такого же цвета как зайчик (чтобы он мог спрятать в нем не только от дождя, но еще и от волка). В ходе игры взрослый называет цвета и геометрические фигуры, но от детей этого не требует.
Вариант игры:
- изменить цвета, также можно увеличить количество цветов до трех.
- увеличить количество геометрических фигур (например, добавить прямоугольник - дорожка к домику или круг - солнце, или же овал - полянка).
На втором этапе проводятся игры, в которых используется сразу три-четыре геометрические фигуры, трех-четырех цветов. Цель данного этапа - продолжать учить детей фиксировать внимание на форме и цвете предметов, используя простейшие приемы установления тождества и различия объектов, ориентируясь на слова: «форма», «цвет», «такой», «не такой», «одинаковые», «разные»; учить детей группировать предметы по заданным признакам.
Примеры дидактических игр
1. «Дорожки к домикам»
Задачи: продолжать формировать представления геометрических фигурах и цветах; продолжать учить детей обращать внимание на цвет и форму предметов;
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Брагуца Е. И. Комплексный подход в формировании представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни посредством дидактической игры // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75360. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75360.htm. - ISSN 2304-120X.
учить группировать предметы с учетом двух свойств - формы и цвета.
Игровой материал: домики белого, желтого, зеленого цвета; геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) желтого, зеленого и белого цвета; маленькие игрушки (цыплята, лягушата и белые медвежата)
Игровые действия: выложить дорожку к домику из одинаковых «камешков» (например, «камешки» имеют овальную форму белого цвета). Условие: домик, дорожка и игровой персонаж должны быть одного цвета
При повторном проведении игры можно:
- изменить набор геометрических фигур,
- использовать другие цвета
- увеличить количество геометрических фигур и цветов до четырех.
2. «Поможем мишутке разложить пуговицы в коробки»
Задачи: учить детей обращать внимание на форму и цвет предмета, находить предмет по образцу; продолжать формировать представления о круге и треугольнике, а также о красном, желтом, зеленом и синем цветах; продолжать работу по обучению детей способам обследования предметов.
Игровой материал: плюшевый медведь, крупные пластмассовые пуговицы: круглые (красного и синего цвета), треугольные (желтого и зеленого цвета); коробка, разделенная на четыре отсека, на дне каждого отсека наклеена одна фигура (красный круг, синий круг, желтый треугольник, зеленый треугольник)
Игровое действие: 1) медвежонок «показывает» пуговицу, «называет» ее форму, цвет и просит детей найти такую же; 2) медвежонок предлагает разложить пуговицы в специальную коробку, где у каждой пуговицы свое место, чтобы порадовать маму-медведицу
3. «Везем груз на стройку»
Задачи: продолжать учить детей группировать предметы, учитывая их цвет и форму; продолжать работу по развитию у малышей умения различать геометрические фигуры и цвета.
Игровой материал: небольшие грузовые машины, на каждой машине нарисована определенная геометрическая фигура какого-либо цвета.
Игровые действия: подобрать груз определенного цвета и формы, нагрузить им машину и отвезти на стройку. Для того чтобы узнать, какой груз возит та или иная машина надо внимательно посмотреть на ее кузов, там нарисовано изображение груза (геометрическая фигура какого-либо цвета).
Когда дети выполнят задание, воспитатель вместе с детьми строит игрушечный город из привезенных геометрических фигур.
Третий этап - в играх на данном этапе дети учатся обозначать признаки предмета словом. Цель - закрепить умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и цвета (красный, синиц, желтый, зеленый, белый, черный).
Примеры дидактических игр
1. «Что понравилось, возьми, принеси и назови» (игра, предложенная З. М. Богуславской, дополняется за счет добавления геометрических фигур)
Задача: учить детей самостоятельно выбирать предмет, называть его форму и
цвет.
Игровой материал: разнообразные игрушки основных цветов (кубики, мячики, резиновые игрушки-животные, а также геометрические фигуры разных цветов).
Игровое действие: подойти к столу, выбрать любой понравившийся предмет, показать его всем участникам игры, назвать его форму, цвет, или форму и цвет.
5
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Брагуца Е. И. Комплексный подход в формировании представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни посредством дидактической игры // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75360. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75360.htm. - ISSN 2304-120X.
2. «Кто убежал?»
Задачи: закреплять у детей знание геометрических фигур и основных цветов; продолжать учить малышей обозначать форму и цвет предмета словом, развивать память.
Игровой материал: геометрические фигуры основных цветов (в первый раз при проведении игры можно использовать 3-4 геометрические фигуры: например, красный круг, желтый круг, красный треугольник, синий квадрат); коробочка, в которую будут прятать фигуру
Игровое действие: внимательно посмотреть, запомнить все геометрические фигуры, которые лежат на столе, отвернуться, повернувшись обратно лицом к столу, сказать какая фигура убежала.
3. «Разноцветные рукавички»
Задачи: продолжать учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом, закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); продолжать учить детей обозначать цвет и форму предмета словом.
Игровой материал: разноцветные рукавички основных цветовых тонов с рисунком (геометрические фигуры).
Игровое действие: подобрать рукавички, образуя пару, ориентируясь на цвет и рисунок (изображенную геометрическую фигуру)
Таким образом, в ходе игр первого и второго этапа малыши учатся обследовать предмет осязательно (ощупывать, обводить контур) и зрительно (используют способы наложения и приложения). На третьем этапе для обследования фигур и определения цвета используется зрительный анализатор и добавляется обязательная речевая активность ребят в ходе выполнения задания через называние геометрических форм и основных цветов.
Для использования комплексного подхода в формировании представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни в процессе дидактических игр необходимо соблюдение следующих условий:
1) использование в дидактической игре одновременно 2 признака предмета -форма и цвет;
2) включение разных видов активности детей в познавательную деятельность (зрительной, осязательной, двигательной, речевой);
3) проведение игр в соответствии с выделенными этапами осуществления комплексного подхода в формировании представлений о форме и цвете у малышей первой младшей группы детского сада;
4) соблюдение последовательности в подборе игр, т. е. постепенное усложнение системы игр (за счет увеличения количества геометрических фигур и цветов), которая учитывает опыт ребенка;
5) повторяемость игр, но при каждом повторе игры должно быть продумано ее незначительное изменение.
Ссылки на источники
1. Комплексный подход к воспитанию школьников // Вопросы педагогики: межвуз. сб. - Кишинев: Штиинца, 1981.
2. Иванов В. Г. Комплексный подход к воспитанию. - М.: Знание, 1978.
3. Поташник М. М., Кабатченко М. В. Комплексный подход к воспитанию школьников: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Ок. 57 000 слов / под ред. чл.-кор. АНСССР Н. Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1988.
5. Бабанский Ю. К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. - М.: Педа-
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Брагуца Е. И. Комплексный подход в формировании представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни посредством дидактической игры // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75360. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75360.htm. - ISSN 2304-120X.
гогика, 1980.
6. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателей детского сада / под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.
7. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1991.
Ekaterina Bragutsa,
Assistant, the chair of pedagogy and methodology of preschool and elementary education, Vyatka State
Humanities University, Kirov
A comprehensive approach in the formation of ideas about the shape and color of children of the third year of life through didactic games
Abstract. The article describes the importance of the concept of an integrated approach to education, its functions are examples of didactic games and determine the conditions for an integrated approach in the formation of ideas about the shape and color of children of the third year of life.
Key words: integrated approach, sensory education, didactic game, early age.
Рекомендовано к публикации:
Вахрушевой Л. Н., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 03.11.15 Получена положительная рецензия 05.11.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 05.11.15 Опубликована 11.11.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Брагуца Е. И., 2015
www.e-koncept.ru
7