Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туласынова Н.Ю., Акимова А.Н.

В статье рассмотрены методические приемы и три этапа занятия с использованием компьютерных игр как средства развития логического мышления детей дошкольного возраста в Республике Саха (Якутия); приведены примеры заданий с использованием национально-регионального компонента. Утверждается, что дидактические компьютерные игры могут быть использованы как метод, форма и средство развития логического мышления дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туласынова Н.Ю., Акимова А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIDACTIC COMPUTER GAMES AT LESSONS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL FACILITY

The article considers methodical techniques and three lesson stages using computer games as a means of developing logical thinking among children of preschool age in the Republic of Sakha (Yakutia); provides examples of tasks using a national-regional component. It is stated that didactic computer games can be used as a method, form and means of developing of preschool children logical thinking.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ

В ДОУ

Н.Ю. Туласынова, канд. пед. наук, доцент А.Н. Акимова, студент

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (Россия, г. Якутск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-2-2-57-59

Аннотация. В статье рассмотрены методические приемы и три этапа занятия с использованием компьютерных игр как средства развития логического мышления детей дошкольного возраста в Республике Саха (Якутия); приведены примеры заданий с использованием национально-регионального компонента. Утверждается, что дидактические компьютерные игры могут быть использованы как метод, форма и средство развития логического мышления дошкольника.

Ключевые слова: дидактические компьютерные игры, национально-региональный компонент, дошкольное образование, ДОУ.

В связи с введением в действие ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменилась форма и структура образовательной программы ДОУ. Актуальным является вопрос внедрения информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения. Одним из таких средств являются компьютерные игры. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет не только повысить заинтересованность детей в занятиях, индивидуализировать процесс обучения, но и развивает зрительно-двигательную координацию, активизирует мыслительную деятельность дошкольников.

Результаты исследования. Компьютерные игры имеют особую направленность, они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством для развития ребенка. Дидактическая компьютерная игра - это один из видов игры с правилами, которая имеет игровую и дидактическую задачи, с использованием средств ИКТ для разработки, представления и организации игры.

Современные исследования в области дошкольной педагогики Ю.М. Горвиц, Г.С. Гушлевской, Е.В. Зворыгиной,

В.А. Зеленской, К.Н. Моторина, свидетельствуют о возможности овладения

компьютером детьми в возрасте 3-6 лет, т.к. данный период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

В ДОУ компьютеры чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие длится до 30 минут в зависимости от возраста детей и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части занятия идет погружение ребенка в сюжет игры, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере. Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно-опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами.

Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу:

1. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, происходит ознакомление с новыми клавишами и их предназначением.

2. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

3. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.

В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и правил действия с компьютером. Для достижения цели используются конструирование, рисование, различные малоподвижные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения (физкультминутки, массаж детей друг другу, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек, 1-2 раза в неделю, в первой половине дня. Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Применение цвета, графики, звука, современных

средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Для апробации мы использовали компьютерные игры с национально-региональным компонентом:

Задание 1. «Одеваем Якутяночку». Ребенку предлагается одеть Якутяночку в указанную одежду. В процессе игры ребенок запоминает названия основных видов национальной якутской одежды и последовательность одевания вещей в зависимости от времени года.

Задание 2. «Найди лишнее». Ребенку предлагаются три картинки на тему: «Якутские блюда», две из которых принадлежат одной категории. Ребенку нужно сделать вывод о том, какая из картинок здесь лишняя и нажать на нее.

Применение компьютерных технологий является эффективным средством для развития логических способностей младших школьников. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для дошкольников, и деятельность, благодаря участию в которой, усвоение знаний становится более качественным и прочным в процессе обучения. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами логического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе.

Заключение. Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Благодаря компьютерным играм ребенок овладевает

умением самостоятельно и инициативно Таким образом, дидактические компью-

решать игровые задачи, постепенно услож- терные игры могут быть использованы как няющиеся по способу управления, содер- метод, форма и средство развития логиче-жанию знаний, степени обобщенности дей- ского мышления дошкольника, для органи-ствий, поднимаясь в своем развитии на бо- зации образовательной деятельности в лю-лее высокий уровень. бой образовательной области.

Библиографический список

1. Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников // Информатика и образование. - 2010. - №4. - С. 100-106.

2. Гушлевская Г.С. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. - 2013. - №1.

3. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников // Информатика и образование. - 2009. - №6. - С. 94-102.

4. Зеленская В.А. Компьютер для дошкольников // Управление ДОУ. - 2008. - №6. -С. 74-79.

5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499057887 [Дата обращения: 05.12.2021].

THE USE OF DIDACTIC COMPUTER GAMES AT LESSONS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL FACILITY

N.U. Tulasynova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor A.N. Akimova, Student

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (Russia, Yakutsk)

Abstract. The article considers methodical techniques and three lesson stages using computer games as a means of developing logical thinking among children ofpreschool age in the Republic of Sakha (Yakutia); provides examples of tasks using a national-regional component. It is stated that didactic computer games can be used as a method, form and means of developing ofpreschool children logical thinking.

Keywords: didactic computer games, national-regional component, preschool education, preschool educational facility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.