Научная статья на тему 'Особенности проявления интереса к компьютеризованной деятельности у старших дошкольников с задержкой психологического развития'

Особенности проявления интереса к компьютеризованной деятельности у старших дошкольников с задержкой психологического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
194
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ДОШКОЛЬНИКИ / КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ИГРОВОЙ ИНТЕРЕС / ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕТСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY / NORMALLY DEVELOPING PRESCHOOL CHILDREN / COMPUTER-RELATED ACTIVITIES / NEED-MOTIVATIONAL SPHERE OF PERSONALITY / COGNITIVE INTEREST / INTEREST IN PLAYING GAMES / TRADITIONAL CHILDHOOD ACTIVITIES / EXPERIMENTAL STUDY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна

В статье представлено оригинальное авторское исследование интереса к компьютеризированной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. Рассматриваются концептуальные исследования по проблеме внедрения компьютерных технологий в разные направления работы современной системы образования. Приводится обзор научной литературы по проблеме использования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с нормальным и нарушенным развитием современных компьютерных технологий. Предложена оригинальная авторская диагностическая программа по изучению специфики проявления интереса к компьютеризированной деятельности в дошкольном детстве, позволяющая выявить интенсивность и направленность интереса к деятельности с компьютером у детей. Анализируются результаты экспериментального изучения интереса к компьютеризированной деятельности у старших дошкольников с нормальным и задержанным темпом развития. Выявляется специфика проявления у них интереса к компьютеризированной деятельности в сравнении с традиционными детскими интересами (игрушки, чтение, просмотр мультфильмов и т.д.), а также уточняется характер и особенности проявления интереса к деятельности с компьютером. Приводятся данные кластерного анализа экспериментальных данных, позволяющие более достоверно определить значимость интереса дошкольников к компьютеризированной деятельности относительно других детских интересов. Определяются некоторые перспективы дальнейшей разработки рассматриваемой проблемы в современной психолого-педагогической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EXPRESSION OF INTEREST IN COMPUTER-RELATED ACTIVITIES AT SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

The article presents the original author's study of interest in computer-related activities at preschool children with mental development delay. Conceptual research on the problem of implementation of computer technologies in different areas of modern educational system is offered for consideration. The review of scientific literature on the problem of using modern computer technologies in correctional and educational activities in relation to children with normal and impaired development is given. The original author's diagnostic programme for the study of specificity of expression of interest in computer-related activities during preschool childhood, which allows to detect the intensity and direction of interest in computer-related activities at children, is suggested. The results of the experimental study of interest in computer-related activities at senior preschool children with normal and retarded mental development are analyzed. Specificity of expression of this type of interest in comparison with the expression of traditional childhood interests (playing with toys, reading, watching cartoons, etc) is revealed. The nature and features of expression of interest in computer-related activities are specified. Information concerning the cluster analysis of experimental data, that allows to determine the importance of interest in computer-related activities among preschool children more reliably with regard to other children's interests is provided. Some prospects of further development of the considered problem in modern psychological and pedagogical science are determined.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления интереса к компьютеризованной деятельности у старших дошкольников с задержкой психологического развития»

УДК 376+159.922.762

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСА К КОМПЬЮТЕРИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© 2018

Кисова Вероника Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова,], e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье представлено оригинальное авторское исследование интереса к компьютеризированной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. Рассматриваются концептуальные исследования по проблеме внедрения компьютерных технологий в разные направления работы современной системы образования. Приводится обзор научной литературы по проблеме использования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с нормальным и нарушенным развитием современных компьютерных технологий. Предложена оригинальная авторская диагностическая программа по изучению специфики проявления интереса к компьютеризированной деятельности в дошкольном детстве, позволяющая выявить интенсивность и направленность интереса к деятельности с компьютером у детей. Анализируются результаты экспериментального изучения интереса к компьютеризированной деятельности у старших дошкольников с нормальным и задержанным темпом развития. Выявляется специфика проявления у них интереса к компьютеризированной деятельности в сравнении с традиционными детскими интересами (игрушки, чтение, просмотр мультфильмов и т.д.), а также уточняется характер и особенности проявления интереса к деятельности с компьютером. Приводятся данные кластерного анализа экспериментальных данных, позволяющие более достоверно определить значимость интереса дошкольников к компьютеризированной деятельности относительно других детских интересов. Определяются некоторые перспективы дальнейшей разработки рассматриваемой проблемы в современной психолого-педагогической науке.

Ключевые слова: дошкольники с задержкой психического развития, нормально развивающиеся дошкольники, компьютеризированная деятельность, потребностно-мотивационная сфера личности, познавательный интерес, игровой интерес, традиционные детские виды деятельности, экспериментальное исследование.

FEATURES OF EXPRESSION OF INTEREST IN COMPUTER-RELATED ACTIVITIES AT SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

© 2018

Kisova Veronika Vyacheslavovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department «Special Pedagogy and Psychology» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova Street, 1, e-mail: [email protected])

Abstract. The article presents the original author's study of interest in computer-related activities at preschool children with mental development delay. Conceptual research on the problem of implementation of computer technologies in different areas of modern educational system is offered for consideration. The review of scientific literature on the problem of using modern computer technologies in correctional and educational activities in relation to children with normal and impaired development is given. The original author's diagnostic programme for the study of specificity of expression of interest in computer-related activities during preschool childhood, which allows to detect the intensity and direction of interest in computer-related activities at children, is suggested. The results of the experimental study of interest in computer-related activities at senior preschool children with normal and retarded mental development are analyzed. Specificity of expression of this type of interest in comparison with the expression of traditional childhood interests (playing with toys, reading, watching cartoons, etc) is revealed. The nature and features of expression of interest in computer-related activities are specified. Information concerning the cluster analysis of experimental data, that allows to determine the importance of interest in computer-related activities among preschool children more reliably with regard to other children's interests is provided. Some prospects of further development of the considered problem in modern psychological and pedagogical science are determined.

Keywords: preschool children with mental development delay, normally developing preschool children, computer-related activities, need-motivational sphere of personality, cognitive interest, interest in playing games, traditional childhood activities, experimental study.

Задача оказания психологической помощи детям с проблемами в развитии в современном обществе стоит очень остро. Начатая в возможно более ранние сроки коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является в настоящее время настоятельной необходимостью. Особое значение в этом отношение имеет дошкольный возраст. По данным исследователей, существенное количество дошкольников с ОВЗ составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Ведущие специалисты в этой области (Г.И. Жаренкова [1], В.И. Лубовский [2], В.Г. Петрова [3], У.В. Ульенкова [4] и др.) подтверждают, что результаты работы коррекционно-развивающих групп для детей с ЗПР имеют выраженную положительную динамику. Специфика психологической помощи таким детям определяется многими факторами, одним из которых, несомненно, является разработка специальных коррекционно-развивающих технологий. Эффективным направлением в этом отношении можно назвать современные компьютерные технологии обучения.

Впервые о них заговорили зарубежные психологи и педагоги в 80-х гг. XX века. В известной книге амери-26

канского психолога С. Пейперта [5] «Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи» рассматривается возможность использования компьютерных технологий для развития мышления детей и совершенствования самого способа усвоения им знаний. Автором предлагается специально разработанная информационная среда обучения ЛОГО, которая позволяет ребенку стать «исследователем способов познания» и значительно повысить собственную активность в учебном процессе. Интересно, что уже тогда С. Пейперт апробировал свою систему работы не только с нормально развивающимися детьми, но с детьми с детским церебральным параличом, умственно отсталыми и некоторыми другими категориями детей с проблемами в развитии.

В отечественных психолого-педагогических исследованиях существует ряд работ, посвященных общим методологическим и педагогическим проблемам информатизации образования (Б.С. Гершунский, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.), психологическим аспектам компьютеризации современного общества (И.А. Васильева, Е.А. Осипова, Н.Н. Петрова, О.К. Тихомиров, А.Г. Шмелев и др.), психолого-пе-Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Кисова Вероника Вячеславовна ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ...

дагогическим подходам к использованию компьютера в учебно-воспитательном процессе (А.В. Беляева, М. Коул, А.Г. Крицкий, Е.И. Машбиц, В.Н. Могилева, Э.Г. Скибицкий и др.).

Так, в работах А.Г. Крицкого [6] рассматривается проблема организации совместных форм обучения в условиях использования информационных технологий у студентов ВУЗа. В диссертационном исследовании В.Н. Могилевой [7] изучаются особенности влияния компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся школы. Работа О.И. Ларичева и Е.В. Нарыжного [8] посвящена исследованию принципов построения интеллектуальной компьютерной системы обучения процедуральным знаниям для студентов ВУЗа.

В отношении дошкольного возраста нами было найдено небольшое количество работ, которые либо рассматривают принципиальные возможности и условия использования компьютерных технологий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) (Е.К. Глушкова [9], Е.В. Зворыгина [10], С.Л. Новоселова [11] и др.), либо представляют собой методические разработки занятий с детьми (А.В. Горячев, Н.В. Ключ [12], Н.В. Лоскутова [13], В.В. Моторин [14] и др.)

Наиболее развернуто возможности использования в ДОУ компьютерных технологий представлены в работах Ю.М. Горвица [15], С.Л. Новоселовой [11], Л.А. Ягодиной [16] и др.). Все они высказывают единодушное мнение об эффективности их использования в обучающей и развивающей работе с дошкольниками. Коллектив авторов под руководством Ю.М. Горвица разработал программно-методический комплекс «КИД/ малыш», который включает в себя значительное количество развивающих и обучающих программ. Например, «Первое знакомство с компьютером», «Живая математика», «Конструирование» и др. Однако, на наш взгляд, эти разработки носят в большей степени практико-ориенти-рованную направленность и не в полной мере обеспечены теоретико-методологической базой. Исследований направленных на разработку принципиальных подходов к использованию компьютерных технологий в системе психологического сопровождения дошкольников нами не обнаружено.

Анализ состояния данного вопроса в специальном образовании позволяет сделать следующие выводы. Использование компьютерных технологий в обучении дошкольников с ЗПР представлено в немногочисленных исследованиях, затрагивающих в основном проблему формирования у детей общих представлений об окружающем мире, знаний, умений и навыков, требующихся для подготовки к школьному обучению, а также некоторых познавательных процессов.

Например, Е. Петровой [17] была сделана попытка разработать комплекс игрового обучения и развития старших дошкольников с ЗПР на основе компьютерных технологий. Предлагаемые автором занятия направлены на развитие познавательной сферы дошкольников и формирование соответствующих возрасту знаний, умений и навыков по грамоте, математике и т.п. Е. Петрова делает вывод о том, что развивающая среда, созданная на основе новых информационных технологий, является эффективным способом коррекции задержки психического развития.

В работах О.И. Кукушкиной [18, 19, 20] изложены определенные психолого-педагогические положения по использованию компьютера в специальной школе. О.И. Кукушкина с соавторами разработали ряд компьютерных программ по развитию представлений о мире у детей дошкольного и младшего школьного возраста с различными видами дизонтогенеза, в том числе и с ЗПР (Т.К. Королевская [21]; М.Р. Хайдарпашич [22]).

Определенные шаги в этом направлении сделаны и в отношении дошкольников с логопедическими проблемами, сенсорными нарушениями и т.д. (О.В. Ба-

тенькина [23], В.Ф. Воробьев [24], Л.Ф. Фатихова [25] и др.). Однако, на наш взгляд, продуманная система внедрения коррекционно-развивающих технологий обучения в структуру психологической помощи детям с проблемами в развитии отсутствует.

Единственное, обнаруженное нами, исследование по этой проблеме Л.В. Тхоржевской [26] показало, что включение коррекционно-развивающих компьютерных технологий в структуру психологической помощи детям с ЗПР создает субъектно-личностные, технические и организационные условия для гармонизации и комплексности изменения их психического развития.

В ходе проведения эксперимента автором была реализована коррекционно-развивающая компьютерная программа для детей с ЗПР, направленная на формирование и развитие основных показателей познавательной деятельности, а также некоторых личностных аспектов детей (поведенческих, эмоциональных, мотивацион-ных). Результаты компьютерной формы коррекции соотносились с результатами традиционных коррекцион-но-развивающих технологий. Было выявлено, что при компьютерной форме коррекции более выражен прирост показателей свойств внимания, моторной ловкости, мыслительных операций, пространственно-временных отношений, а также общей мотивации и самостоятельности. У детей с ЗПР возросла способность к продолжительной продуктивной работе. Проведенный эксперимент позволил Л.В. Тхоржевской сделать вывод о том, что компьютерные технологии являются эффективным средством реализации психолого-педагогической работы с детьми с ЗПР. Преимущество компьютерных технологий, по ее мнению, выражается в большей комплексности воздействия. При традиционных коррекционно-развивающих технологиях этот эффект выражен меньше. Так, значимый прирост у детей с ЗПР в экспериментальной группе выявлен по тринадцати интегральным показателям, а в контрольной - по восьми. Л.В. Тхоржевская также указывает, что овладение компьютером детьми с ЗПР ускоряет процесс их социализации, делая обучение более доступным и комфортным, упрощая самостоятельный поиск необходимых сведений.

Однако, следует учитывать, что в этой работе изучались младшие школьники с ЗПР. Исследований психологической специфики использования обучающих компьютерных технологий в коррекционно-развивающей дошкольников с ЗПР при анализе литературы было, к сожалению, не обнаружено.

В этой связи нами было предпринято экспериментальное изучение наличия интереса к деятельности с компьютером у старших дошкольников с ЗПР. Исследование проводилось на основе модифицированной нами методики Л.Н. Вахрушевой [27], которая состояла из двух этапов - «Парные сравнения» и «Беседа с детьми на выявление интереса к деятельности с компьютером». Экспериментальная выборка детей с ЗПР состояла из 16 дошкольников в возрасте 6 лет, контрольная группа детей с нормальным психическим развитием включала в себя 23 человека.

Цель методики «Парные сравнения» заключалась в сопоставлении уровня проявления традиционных детских интересов (игрушки, рисование, просмотр мультфильмов, чтение, прогулка) с уровнем интереса к деятельности с компьютером. В ходе исследования детям индивидуально предъявлялись парные картинки с изображением традиционной детской деятельности. Испытуемым предлагалось выбрать наиболее интересное для них из предложенных вариантов занятие. Например, играть на компьютере - читать, смотреть мультфильмы - рисовать, играть на улице - играть с игрушками и т.д. (всего пятнадцать пар). Уровни интереса (высокий, средний и низкий) характеризовались статистическими показателями частоты выбора ребенком той или иной деятельности. Обработка полученных результатов производилась с помощью кластерного ана-

лиза в системе SPSS.

По его результатам испытуемых можно разделить на 3 кластера. Причем, в каждый кластер входят как испытуемые с ЗПР, так и испытуемые с нормальным психическим развитием (НПР).

В первый кластер были отнесены дети, которые преимущественно демонстрировали высокий интерес к деятельности с компьютером и к просмотру мультфильмов. Все остальные исследуемые интересы отмечались у них на среднем низком уровне. Чтение оказалось для детей самым неинтересным из предлагаемых видов деятельности. Количество детей с ЗПР в данном кластере составляет 37,5% от их общего числа, а дети с НПР 34,8% соответственно.

Во 2 кластер вошли дети, у которых наблюдалось равномерное распределение интересов практически по всем параметрам. Показательно, что у них отмечался высокий уровень интереса к чтению. Количественное соотношение испытуемых следующее: норма - 56,5 %, дети с ЗПР - 56,3%.

Самым малочисленным оказался состав 3 кластера. Эти дети проявляли высокий интерес к рисованию и игрушкам, низкий интерес к чтению. Остальные интересы присутствовали в среднем диапазоне. Количество детей с НПР в данном кластере составило 8,7% от их общего числа, а детей с ЗПР - 6,2%.

Таким образом, можно констатировать, что статистически значимых различий в проявлении традиционных детских интересов у дошкольников с ЗПР и НПР не выявлено. Интерес к деятельности с компьютером у испытуемых всех 3 кластеров проявлялся в среднем и высоком диапазоне.

Проведение методики «Беседа с детьми на выявление интереса к деятельности с компьютером» было направлено на уточнение характера и особенностей проявления интереса к деятельности с компьютером у испытуемых. Детям индивидуально предлагалось ответить на девять вопросов. Например, чем ты любишь заниматься дома; часто ли ты играешь на компьютере; какие компьютерные игры тебе нравятся и почему и т.д. В ходе обработки результатов беседы определялась направленность ведущего мотива деятельности с компьютером у детей. Выделялось три типа мотивов - интерес к компьютеру как к новому объекту, игровой и познавательный мотив.

Большинство детей с НПР в качестве ведущего мотива такой деятельности выделяют игру. У дошкольников с НПР 82,6% испытуемых, а у дошкольников с ЗПР 62,5%. Однако, проявления этого интереса у детей с ЗПР и НПР различно. В качестве примера рассмотрим отрывки из наиболее типичных протоколов экспериментальной беседы с детьми обеих категорий.

Ульяна Б., 6 лет, подготовительная группа массового ДОУ.

Э. «Какие компьютерные игры тебе нравятся?»

У. «Элька ищет свою одежду, а Лопатка помогает. Нравится играть с Клиффордом, там собачки здорово подпрыгивают и собирают разные фрукты. Еще раскраски нравятся...».

Э. «Почему тебе так нравится играть в эти игры?»

У. «Собачки говорят, бегают и прыгают, можно ими по разному играть».

Лиза М., 6 лет, подготовительная группа специализированного ДОУ для детей с ЗПР.

Э. «Какие компьютерные игры тебе нравятся?»

Л. «Там курица бегает в разные стороны, ее надо ловить». Пауза.

Э. «А еще какие-нибудь игры помнишь?»

Л. «Нет, я плохо запоминаю какие есть».

Э. «Почему тебе так нравится играть в эти игры?»

Л. Пауза. «Я не знаю».

Приведенные примеры протоколов типичных ответов детей изучаемых категорий позволяют сделать следующие выводы. Дети с нормальным развитием, как правило, запоминают основное содержание компьютер-28

ных игр, в которые они играют, осознают их смысл и могут аргументировать свой интерес к игре. Кроме того, эти дети в качестве предпочитаемых компьютерных игр называют логические, адвентурные (приключенческие), игры типа преследование-избегание, игры-аркады (с нарастающим уровнем сложности).

Дети с ЗПР в большинстве своем помнят лишь общую направленность компьютерных игр, слабо осознают игровую цель, не могут вербализовать причину интереса к игре. Среди предпочитаемых ими игр первое место занимают игры типа преследование-избегание, т.е. игры направленные на эмоциональную разрядку («Гонки», «Танчики» и т.п.).

Мотив интереса к компьютеру как к новому объекту был выявлен у 8,7% детей с НПР и у 37,5% детей с ЗПР. Такое значимое различие обусловлено, на наш взгляд, спецификой развития мотивационно-потребностной сферы дошкольников с ЗПР. В частности, у этих детей, как правило, интерес носит непосредственно-ситуативный характер, дошкольников привлекают яркие динамичные изображения, звуковые эффекты, постоянно обновляющиеся возможности современной компьютерной техники. Кроме того, интересы детей с ЗПР характеризуются крайней неустойчивостью, что определяет возможность ситуативной новизны проявления у них интереса к компьютеру как к новому объекту.

Познавательный мотив к деятельности с компьютером продемонстрировали 8,7% детей с нормальным развитием, у детей с ЗПР этот мотив отсутствует. По результатам исследования можно предположить, что данный мотив у дошкольников формируется на основе их знания об обучающих возможностях компьютерных программ. Дети, у которых был выявлен познавательный мотив, хорошо ориентировались в известных компьютерных программах по подготовке к школьному обучению («Клиффорд готовится к школе», «Баба-Яга учится читать» и др.). Причем, если дети с НПР по собственной инициативе рассказывали об обучающих возможностях компьютера, то детям с ЗПР приходилось задавать дополнительные активизирующие вопросы.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что при отсутствии значимых различий в проявлениях уровня интереса к деятельности с компьютером у детей с ЗПР и НПР, у них существуют отличительные особенности характера мотивации этой деятельности. Дети с ЗПР практически не представляют себе обучающих возможностей компьютерных программ, а иногда слабо ориентируются и в самом понятии «компьютер». Однако, на наш взгляд, такое положение не может служить препятствием для использования компьютерных форм коррек-ционной работы с детьми с ЗПР, т.к. уровень интереса к компьютеру у них достаточно высок.

Существенной перспективой в разработке данной проблемы является не только создание новых компьютерных технологий для дошкольников с ЗПР, но и выявление психологических условий и возможностей их эффективного использования в коррекционно-развива-ющей работе в системе специального и инклюзивного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жаренкова Г.И. Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития и пути ее нормализации// Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Никашиной Н.А. - М.: Просвещение, 1981. - С.46-52.

2. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции у детей. - М.: Педагогика, 1978. - 224 с.

3. Петрова В.Г., Белякова И.В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием // Дефектология. - 1995. - №2. - С.19-22.

4. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород: НГПУ, 1994. - 228 с.

5. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. - М: Педагогика, 1989 - 224 с.

6. Крицкий А.Г., Щербинин М.Ю. Компьютерные коммуникации в совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. - 2006. - №2. - С.93-104.

7. Могилева В.Н. Влияние компьютеризации учебной деятельно-

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Кисова Вероника Вячеславовна ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ...

сти на формирование мышления учащихся: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2001. — 21 с.

8. Ларичев О.И., Нарыжный Е.В. Компьютерное обучение проце-дуральным знаниям // Психологический журнал. — 1999. — Т.20 — №6

— С.53-61.

9. Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду // Дошкольное воспитание. 1990. — №10. — C. 44.-49.

10. Зворыгина Е.В. Психолого-педагогические основы использования программно-методической системы «КИД/Малыш» // Информатика и образование. — 1996. — №2. — С.43-51.

11. Новоселова С.Л. Проблемы информатизации дошкольного образования //Информатика и образование. — 1990. — №2. — С.91-92.

12. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. — М.: Баласс, 2004.

— 64 с.

13. Лоскутова Н.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном учреждении: психологический аспект // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — 2011. — №4. — С.16-18.

14. Моторин В.В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника // Детский сад от А.до Я. — 2003.

— №1. — С.3-6.

15. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н, Зворыгина Е.В. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. — М: Линка-Пресс, 1998. — 328 с.

16. Ягодина Л.А. Методические подходы к обучению педагога-психолога использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании: Дис. ... канд. пед. наук. — М., 2010. —173 с.

17. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры // Дошкольное воспитание. — 2000. — №8. — С.60-68.

18. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: Дис. ... докт пед. наук. —М, 2005. — 381 с.

19. Кукушкина О.И. Компьютерная программа «Лента времени» //Дошкольное воспитание. — 2007 — №12 — С.21-27.

20. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Компьютерные развивающие и обучающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья — миссия и особенности //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — №8 — С.16-18.

21. Королевская Т.К. Учимся слушать и слышать: компьютерная программа «Звучащий мир» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — №5 — С.33-42.

22. Хайдарпашич М.Р. Изучение представлений детей о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени» // Дефектология. — 2007. — №2. — С.58-66.

23. Батенькина О.В., Ткаченко О.Н. Системы компьютерной диагностики уровня развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2017. — №6. — C.157-159.

24. Воробьев В.Ф., Галактионова В.М., Леханова О.Л., Царенко И.В. Возможности современных компьютерных технологий в коррекции нарушений праксиса у детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования — 2016. — №53 (9). — C.165-172.

25. Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Использование комплекса компьютерных игр в дошкольных группах комбинированной направленности // Детский сад от А.до Я. — 2015. — №2(74). — С.73-89.

26. Тхоржевская Л.В. Коррекционно-развивающие компьютерные технологии в системе психологической помощи детям с разными видами дизонтогенеза: Дис. ... канд. психол. наук. — СПб., 2003. — 204 с.

27. Вахрушева Л.Н. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: Дис. . канд. пед. наук. — М., 1997. — 178 с.

Статья поступила в редакцию 07.11.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.