Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ'

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидерство / лидерский потенциал / формирование лидерского потенциала молодёжи / общественные объединения / формирование лидерского потенциала / посредством деятельности общественных объединений / leadership / leadership potential / formation of youth leadership potential / public associations / formation of leadership potential through activities of public associations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.М. Ахмедова, А.С. Бобылев

В статье говорится о том, что представляет собой феномен лидерства и возможностей лидерского потенциала. В целях наиболее полного раскрытия исследуемой проблемы лидерства акцентируется внимание на формировании лидерского потенциала молодёжи. Данная категория населения представлена в данной статье в связи с тем, что развитие и становление любых потенциальных возможностей наиболее результативно происходит на данном жизненном этапе. Анализируется влияние окружающей среды на развитие лидерского потенциала личности. В статье основной акцент делается на деятельности общественных объединений, выступающих, по нашему мнению, ключевым и эффективным катализатором формирования лидерского потенциала у молодого поколения. Мы приводим виды деятельности общественных объединений, в которых молодые люди могут на основе своих интересов проявить и развить лидерские качества. Отдельное внимание уделяется необходимости взаимодействия учреждений образования и общественных объединений в вопросах развития лидерского потенциала молодёжи. Также в статье описываются этапы формирования лидерского потенциала молодёжи посредством участия в деятельности общественных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE LEADERSHIP POTENTIAL OF YOUNG PEOPLE THROUGH PARTICIPATION IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC ASSOCIATIONS

The article talks about what the phenomenon of leadership is and what possibilities of leadership potential includes. In order to fully disclose the leadership problem under study, attention is focused on the formation of the leadership potential of young people. This category of the population is presented in this article, with the aim that the development and formation of any potential opportunities occurs most effectively at this stage of life. The work analyses the influence of the environment on the development of a person’s leadership potential. The authors focuse on the activities of public associations, which, are to be a key and effective catalyst for the formation of leadership potential among the younger generation. The work presents the types of activities of public associations in which young people can, based on their interests, show and develop leadership qualities. Special attention is paid to the need for cooperation between educational institutions and public associations in the development of youth leadership potential. The article also describes stages of formation of youth leadership potential through participation in the activities of public associations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ»

Эффективное повышение мотивации обучающихся к освоению иностранного языка при реализации всех перечисленных выше видов работы подразумевает привлечение к участию в них студентов разных языковых уровней. Это позволит компенсировать слабость подготовки некоторых учащихся за счёт творческого подхода, а также поощрять использование студентами нестандартных путей реализации целей и задач подобной деятельности в ходе живого общения.

Участвуя в подобных мероприятиях, большинство студентов нелингвистических направлений, по сути, открывают для себя новый мир. Главным условием их скорейшей адаптации в нём является грамотный подбор материала [7].

При определении тематики различных видов внеучебной работы желательно делать упор на реализацию сопоставительного и сравнительного аспектов. Перспективным в этой связи представляется привлечение аутентичных журналов, газет, книг, выставочных материалов, содержащих информацию на изучаемом языке. Проведение параллелей в ходе внеаудиторной работы может затрагивать следующие вопросы:

- особенности быта и повседневной жизни в своей стране и стране изучаемого языка;

- наиболее характерные черты их истории и культуры [2].

В сопоставительном плане обучающиеся лучше видят картину различных аспектов жизни социокультурной реальности, породившей осваиваемый ими язык. Следовательно, они смогут глубже понять историю её формирования и основные особенности функционирования. Таким образом, иностранный язык перестанет являться для них изолированным набором порой непростых для запоминания правил и данных, имеющих мало общего с другими аспектами окружающей действительности. Он превратится в органичную часть формируемой картины мира, связанную с будущей реализацией как профессиональной, так и других видов общественно значимой деятельности [7; 8].

Библиографический список

Имеющийся на сегодняшний день исследовательский, а также практический опыт, связанный с реализацией подобных мероприятий, показывают, что при соблюдении условий, отражённых в тексте настоящей статьи, они будут способствовать значительному улучшению формирования у учащихся страноведческих представлений (С.Н. Алькенова, Д.Д. Дмитриева, Ю.Ю. Котляренко, С.Н. Шарова). Кроме того, в ходе их проведения могут проводиться беседы о культуре поведения в общежитиях, учебных корпусах, общественных местах. Это с большой вероятностью окажет благоприятное влияние на развитие у обучающихся восприятия интересующей нас дисциплины как средства адаптации к жизни в условиях современного общества [9]. На достижении такого рода результатов благоприятно скажется и обсуждение в ходе их проведения текущих событий политической, экономической, социальной и культурной жизни.

Завершая рассмотрение проблемы формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у студентов нелингвистических специальностей с использованием средств внеучебной деятельности следует, прежде всего, отметить необходимость повышенного внимания к ней. При этом большинство современных вузов имеют в своём распоряжении ресурсы, позволяющие формировать у таких учащихся осознанное стремление к всестороннему овладению ИЯ. Это относится ко всем формам организации внеаудиторной работы: индивидуальной, групповой и массовой.

Важным при этом является правильный подбор как конкретных видов такой деятельности, так и материала, применимого при их осуществлении. Соблюдение таких условий позволит развить у обучающихся представление об изучаемом языке как значимой черте их будущего профессионального портрета. Данные положения частично подтверждаются результатами деятельности современных отечественных и зарубежных педагогов-исследователей и практиков.

1. Смирнова Н.Б., Шарова С.Н. Трудности онлайн обучения английскому языку студентов неязыковых вузов. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 78-2: 237-240.

2. Николаева Е.А., Котляренко Ю.Ю. Особенности содержательной геймификации процесса обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Казанский педагогический журнал. 2021; № 2 (145): 118-127.

3. Ермолова Т.В. Условия формирования положительной мотивации у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку Современное педагогическое образование. 2020; № 1: 30-34.

4. Алькенова С.Н. Содержательное наполнение и методика работы при обучении магистрантов иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1 (104): 7-12.

5. Бугреева А.С. Проблемы реализации эффективной обратной связи как инструмента мотивации в обучении иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 5-8.

6. Дмитриева Д.М. Формирование у иностранных студентов мотивации к изучению русского языка на основе применения элементов театральной педагогики. Балтийский гуманитарный журнал. 2023; Т. 12, № 1 (42): 25-28.

7. Мудрая Т.Ф. Обучение реферированию англоязычных текстов как способ развития навыков критического мышления у студентов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 45-47.

8. Баркалова Н.В., Батрова А.П., Бушуева Е.В и др. Актуальные проблемы преподавания русского и иностранных языков в вузе. Гжель, 2021.

9. Гадзаова Л.П. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе средствами современных технологий. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-1: 52-55.

References

1. Smirnova N.B., Sharova S.N. Trudnosti onlajn obucheniya anglijskomu yazyku studentov neyazykovyh vuzov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 78-2: 237-240.

2. Nikolaeva E.A., Kotlyarenko Yu.Yu. Osobennosti soderzhatel'noj gejmifikacii processa obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh special'nostej. Kazanskij pedagogicheskijzhurnal. 2021; № 2 (145): 118-127.

3. Ermolova T.V. Usloviya formirovaniya polozhitel'noj motivacii u studentov neyazykovogo vuza pri obuchenii inostrannomu yazyku. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 1: 30-34.

4. Al'kenova S.N. Soderzhatel'noe napolnenie i metodika raboty pri obuchenii magistrantov inostrannomu yazyku. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 7-12.

5. Bugreeva A.S. Problemy realizacii 'effektivnoj obratnoj svyazi kak instrumenta motivacii v obuchenii inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 5-8.

6. Dmitrieva D.M. Formirovanie u inostrannyh studentov motivacii k izucheniyu russkogo yazyka na osnove primeneniya 'elementov teatral'noj pedagogiki. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2023; T. 12, № 1 (42): 25-28.

7. Mudraya T.F. Obuchenie referirovaniyu angloyazychnyh tekstov kak sposob razvitiya navykov kriticheskogo myshleniya u studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 45-47.

8. Barkalova N.V., Batrova A.P., Bushueva E.V i dr. Aktual'nye problemy prepodavaniya russkogo i inostrannyh yazykov v vuze. Gzhel', 2021.

9. Gadzaova L.P. Obuchenie inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze sredstvami sovremennyh tehnologij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-1: 52-55.

Статья поступила в редакцию 15.05.24

УДК 378

Akhmedova E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow International Academy (Moscow, Russia), E-mail: akhmedova@mmamos.ru

Bobylev A.S., postgraduate, Moscow International Academy (Moscow, Russia), E-mail: akhmedova@mmamos.ru

DEVELOPING THE LEADERSHIP POTENTIAL OF YOUNG PEOPLE THROUGH PARTICIPATION IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC ASSOCIATIONS. The

article talks about what the phenomenon of leadership is and what possibilities of leadership potential includes. In order to fully disclose the leadership problem under study, attention is focused on the formation of the leadership potential of young people. This category of the population is presented in this article, with the aim that the development and formation of any potential opportunities occurs most effectively at this stage of life. The work analyses the influence of the environment on the development of a person's leadership potential. The authors focuse on the activities of public associations, which, are to be a key and effective catalyst for the formation of leadership potential among the younger generation. The work presents the types of activities of public associations in which young people can, based on their interests, show and develop leadership qualities. Special attention is paid to the need for cooperation between educational institutions and public associations in the development of youth leadership potential. The article also describes stages of formation of youth leadership potential through participation in the activities of public associations.

Key words: leadership, leadership potential, formation of youth leadership potential, public associations, formation of leadership potential through activities of public associations

Э.М. Ахмедоеа. канд. пед. наук, доц., Московская международная академия, г. Москва, E-mail: akhmedova@mmamos.ru

А.С. Бобылев, аспирант, Московская международная академия, г. Москва, E-mail: akhmedova@mmamos.ru

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В статье говорится о том, что представляет собой феномен лидерства и возможностей лидерского потенциала. В целях наиболее полного раскрытия исследуемой проблемы лидерства акцентируется внимание на формировании лидерского потенциала молодёжи. Данная категория населения представлена в данной статье в связи с тем, что развитие и становление любых потенциальных возможностей наиболее результативно происходит на данном жизненном этапе. Анализируется влияние окружающей среды на развитие лидерского потенциала личности. В статье основной акцент делается на деятельности общественных объединений, выступающих, по нашему мнению, ключевым и эффективным катализатором формирования лидерского потенциала у молодого поколения. Мы приводим виды деятельности общественных объединений, в которых молодые люди могут на основе своих интересов проявить и развить лидерские качества. Отдельное внимание уделяется необходимости взаимодействия учреждений образования и общественных объединений в вопросах развития лидерского потенциала молодёжи. Также в статье описываются этапы формирования лидерского потенциала молодёжи посредством участия в деятельности общественных объединений.

Ключевые слова: лидерство, лидерский потенциал, формирование лидерского потенциала молодёжи, общественные объединения, формирование лидерского потенциала, посредством деятельности общественных объединений

Актуальность темы данного исследования заключается в важности формирования любых потенциальных возможностей у молодого поколения для становления эффективного будущего и увеличения возможностей как отдельного государства, так и общества в целом.

Современные исследователи (Байханов И.Б. [1; 2; 3] и др.) считают, что воспитание и развитие лидерских качеств у молодёжи является крайне важной задачей для современного образования.

В нашем исследовании мы затрагиваем такую актуальную и необходимую тему, как формирование лидерского потенциала молодёжи. В частности, развитие лидерского потенциала с привлечением молодых людей в деятельность общественных объединений.

Попытки исследования феномена лидерства осуществлялись как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Проблемы лидерства и основ развития лидерского потенциала рассматриваются в работах таких исследователей, как Н.И. Бирюкова, В.В. Бовичева, Л.А. Журавлева, Е.А. Климоваи пр.

Зарубежные исследователи, такие как Ф. Гальтон, К. Бэрд, С. Смит, в своих научных работах заложили лидерские теории, в которых подробно исследуются базовые и дополнительные характеристики лидерства, его функции и задачи.

Зарубежные научные исследователи К. Левин и Р Вуд рассматривали и описывали феномен лидерства через социальную и психологическую призму. В их трудах исследовано влияние окружающей среды на развитие лидерского потенциала, описано, как происходит формирование лидерства на разных возрастных этапах, особенно акцентируется внимание на молодом возрастном этапе [4, с. 13-15].

Цель нашей статьи заключается в исследовании влияния общественных объединений на формирование лидерского потенциала у молодого поколения.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, поставлены следующим образом:

- описание проблемы формирования лидерского потенциала;

- анализ возможностей лидерского потенциала молодёжи;

- сформулирование основных этапов формирования лидерского потенциала молодёжи посредством участия в деятельности общественных объединений.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- изучение литературы, касающейся исследуемой проблемы, рассматриваемой в данной статье;

- анализ эффективности формирования лидерского потенциала посредством общественного объединения.

Научная новизна статьи заключается в том, что проведен анализ актуальных научных исследований по заявленной теме статьи.

Теоретическая значимость состоит в описании проблемы лидерства и лидерского потенциала.

- Практическая значимость видится в подробном анализе формирования лидерского потенциала молодежи посредством участия в деятельности общественных объединений.

Современные тенденции в самых разнообразных направлениях жизнедеятельности закладывают в своем значении развитие личностных возможностей и потенциала, который проявляется в своем многообразии и является частью целостности каждой личности. Развитие потенциала является главной особенностью высшей потребности человека, которая заключается в саморазвитии и самосовершенствовании.

В свою очередь, потребность в самосовершенствовании определяет уровень удовлетворенности качеством жизни как в процессе жизнедеятельности, так и пожилом возрасте, когда личности свойственно анализировать прожитую жизнь и подводить некоторые итоги [5, с. 48-67].

В данном контексте одним из основных видов потенциала любой личности является лидерский потенциал.

Лидерский потенциал отмечается наличием тех внутренних возможностей личности, которые проявляются во внешней окружающей его общественной сре-

де жизнедеятельности, и наоборот, т. е. лидерский потенциал есть в каждом из нас, а окружающая нас действительность является механизмом его становления и проявления [6, с. 1-5].

По мнению автора Р.И. Котруховой [6], инициативность, мобильность, способность генерировать и воспринимать новации в жизни и окружающем мире делают молодежь стратегическим ресурсом страны. Для укрепления позиций России в мире необходимо обеспечить ее конкурентоспособность и качество жизни российских граждан, с этой целью необходимо эффективно задействовать потенциал развития молодёжи.

По итогам проанализированной литературы и исследований, касающихся изучения лидерского потенциала и термина «лидерство» в целом, мы понимаем, что лидерский потенциал является характерной особенностью любого человека, для которого важно максимально полноценно и в полном объёме удовлетворить потребности в самоутверждении, ощущения внутренней самоценности и раскрытии собственного «Я» через реализацию своих лидерских качеств и их формирование [7, с. 220-224].

В широком смысле лидерский потенциал представляет собой характерные качества лидера, которые заложены в человеке изначально или проявляются в течение жизнедеятельности как основные личностные черты, характеризующие его [8, с. 1-8].

Часто человек может не осознавать свой лидерский потенциал самостоятельно, пока ему не укажут на его наличие окружающие люди. Однако внешние факторы могут как раскрыть потенциал лидерства, так и быть причиной его, на первый взгляд, отсутствия или стагнации. Тем самым отметим, что от окружения зависит, как быстро и эффективно можно развить лидерские качества [9, с. 39].

Формирование характера и лидерских качеств человека происходит с момента его появления на свет. Сначала родители, затем последующие окружающие человека люди оказывают своё влияние на его становление. Нерациональное воздействие умышленного или неумышленного характера оказывает самое различное воздействие на становление лидерских качеств [10, с. 124-156].

Часто мы наблюдаем такую картину, когда «неугодные» дети, которые с малых лет «имеют характер», отличаются индивидуальностью в принятии решений и проявляют латентно или открыто свои лидерские возможности. Взрослые могут осознанно или неосознанно их пресекать, тем самым застопоряя их возможности в благополучной реализации лидерских потенциальных возможностей для становления счастливой и гармоничной личности [10, с. 124-156].

В нашем исследовании мы анализируем формирование лидерского потенциала молодёжи, потому как данная категория населения охватывает тот возрастной период, когда в человеке как в отдельной личности формируются и закладываются его базовые характеристики, в том числе и лидерский потенциал. Особенно активным и результативным периодом развития лидерских качеств является период образования, в частности обучение специальности.

В данном контексте отметим, что формирование лидерского потенциала может проходить как своим, индивидуальным путем, так и с помощью внешнего воздействия. В качестве внешнего воздействия в данном исследовании мы рассматриваем деятельность общественных организаций, в которых заложено развитие и формирование лидерского потенциала у молодых людей [11, с. 1-4].

Стать участником общественного объединения молодой человек может, как правило, со школьных времен, далее - в период получения специальности, обучения в высшем учебном заведении - происходит основной этап формирования лидерского потенциала посредством участия в общественной деятельности [12, с. 72].

Так как молодой человек попадает в среду, в которой важен не только образовательный процесс, но и его сопутствующие виды деятельности. К таким видам относятся культурно-развлекательная, научно-исследовательская, спортивно-оздоровительная, добровольческая, социально ориентированная, проектная, во-жатская, патриотическая и другие виды деятельности и подвиды общественных объединений, способствующие формированию у молодёжи лидерского потенциала и его возможностей [12, с. 72].

В любом из вышеперечисленных общественных объединений молодой человек может развить, проявить или повысить свой лидерский потенциал. Стоит только выбрать сферу деятельности, которая максимально близка ему, для комфортного и эффективного процесса развития лидерства.

Необязательно, что человек идёт участвовать в общественное объединение с целью раскрытия лидерского потенциала. Зачастую можно и не предполагать, что в нем есть этот потенциал, который он в силу различных обстоятельств не замечал или эти качества были глубоко в нём из-за неудачного прошлого социального опыта. Участие в общественном объединении может полноценно раскрыть скрытые возможности личности, в том числе и лидерские задатки [13, с. 107-120].

Взаимодействие образовательного учреждения и общественного объединения представляют собой единую систему, деятельность которой заключается во взаимном, рационально пересекающемся и педагогически управляемом процессе формирования лидерского потенциала у её главного субъекта - молодёжи.

Выделим основные этапы формирования лидерского потенциала молодёжи посредством участия в общественных объединениях:

1. Этап вовлечения. На данном этапе формирования лидерского потенциала происходит вовлечение молодого человека в деятельность общественного объединения. Во-первых, этому способствует презентация и агитация в деятельность общественных объединений, действующих на базе учебного заведения или сотрудничающих с ним. Во-вторых, молодому человеку дается выбор, где он из множества видов общественных объединений находит то, к которому проявляет интерес и желание.

2. Этап определения. На данном этапе молодой человек уже вовлечён в деятельность общественного объединения, перед ним стоит первостепенная задача, которая заключается в адаптации. Эффективному процессу адаптации способствуют другие участники общественного объединения. После процесса адаптации в зависимости от вида деятельности общественного объединения молодой человек принимает участие в его мероприятиях и постепенно пробует и определяет свою роль в них.

3. Этап становления. Данный этап предполагает достаточное по времени вовлечение молодого человека в деятельность общественного объединения, где ему предоставлены все возможности для формирования и применения лидерского потенциала от небольших мероприятий до крупных проектов, требующих

Библиографический список

особенной ответственности, которую может взять на себя потенциальный или сформированный лидер.

4. Этап закрепления. Данный этап нельзя назвать заключительным, так как формирование лидерского потенциала может быть заложено в деятельности общественного объединения, но развитие лидерских качеств продолжается на последующих этапах жизнедеятельности. Молодой человек может сам стать так называемым тьютором в формировании лидерского потенциала у новых участников общественного объединения [14, с. 75-82].

Описанные выше этапы формирования лидерского потенциала молодёжи на основе участия в деятельности общественного объединения носят обобщающий характер, так как определены на основе изученных исследований. Однако могут принести пользу для формирования лидерских качеств молодёжи. Как отмечают исследователи (Сорокопуд Ю.В., Коломиец О.М., Канюк А.С., Соколова Н.И. и др.), развитие личностных качеств у будущих специалистов, в том числе лидерских, поможет будущим специалистам успешно конкурировать на рынке труда и быть востребованными [15].

По итогам проведенного исследования отметим, что проблема лидерства, формирования лидерского потенциала и индивидуальных качеств лидера всегда будет актуальна для изучения и анализа, так как современный мир имеет тенденцию динамичного развития, в котором личность, имеющая в себе потенциал, стремящийся к самосовершенствованию, отчасти должна иметь характерные особенности сформированного лидера.

Быть лидером не всегда означает быть руководителем, так как не все люди могут быть руководителями. Однако лидерский потенциал носит большое количество разнообразных качеств, так необходимых в современных реалиях, профессиональных, личностных, социально ориентированных, духовных и т. д.

В проведённом исследовании мы проанализировали формирование лидерского потенциала молодых людей посредством участия в деятельности общественных объединений. Мы отмечаем необходимость и важность данного направления исследования в связи с тем, что общественное объединение позволяет молодому человеку выбрать интересующую его деятельность, набраться опыта взаимодействия с окружающими и индивидуального проявления, тем самым формируя свои лидерские возможности для качественного и удовлетворительного уровня жизнедеятельности.

1. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты. Этносоциум и межнациональная культура. 2020; № 1 (139): 69-76.

2. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2019; № 17: 5-13.

3. Байханов И.Б. Воспитывать патриотов. Обзор.НЦПТИ. 2016; № 8: 52-54.

4. Веряскина И.А. Формирование лидерских качеств учащейся молодежи как основная составляющая их профессиональной успешности. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012; № 12: 13-15.

5. Пономарёв А.В., Ланцев А.О., Кырчиков М.С. Лидерство в молодежной среде: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020: 48-67.

6. Котрухова РИ. Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи. Вестник Челябинского государственного университета. 2009: 1-5.

7. Шматко М.В., Савченко Е.А. Оценка лидерского и коммуникативного потенциала абитуриентов и студентов омских вузов. Омские социально-гуманитарные чтения. 2016: 220-224.

8. Беспалов Д.В., Матвеева А.В. Динамика лидерства и руководства в молодежных общественных объединениях. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017: 1-8.

9. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Ярославль, 2005.

10. Минова М.Е., Бедулина ГФ. Взаимодействие учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений по выявлению лидеров и работе с ними: учебно-методическое пособие. Минск: АПО, 2013: 124-156.

11. Козлов В.М. Молодежные общественные организации как средство развития лидерских качеств студентов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009: 1-4.

12. Волохов А.В., Кочергин В.Н., Степанова Е.К., Фришман И.И. Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений: учебно-методическое пособие. Москва, 2007; Ч. I.

13. Минова М.Е. Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования. Минск: Национальный институт образования, 2018: 107-120.

14. Фимина ГВ., Чернявская А.С., Чернявский М.М. Ученическое самоуправление в учреждениях образования: практическое пособие. Минск: Пачатковая школа, 2008: 75-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Сорокопуд Ю.В., Коломиец О.М., Канюк А.С., Соколова Н.И. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 2 (105): 320-324.

References

1. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosocium imezhnacional'naya kul'tura. 2020; № 1 (139): 69-76.

2. Bajhanov I.B. Kachestvo obrazovaniya kak strategicheskaya cel' regional'noj obrazovatel'noj politiki v nastupayuschem uchebnom godu. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya Chechenskoj Respubliki. 2019; № 17: 5-13.

3. Bajhanov I.B. Vospityvat' patriotov. Obzor.NCPTI. 2016; № 8: 52-54.

4. Veryaskina I.A. Formirovanie liderskih kachestv uchaschejsya molodezhi kak osnovnaya sostavlyayuschaya ih professional'noj uspeshnosti. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2012; № 12: 13-15.

5. Ponomarev A.V., Lancev A.O., Kyrchikov M.S. Liderstvo v molodezhnoj srede: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2020: 48-67.

6. Kotruhova R.I. 'Effektivnoe liderstvo i razvitie liderskogo potenciala sovremennoj molodezhi. VestnikChelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009: 1-5.

7. Shmatko M.V., Savchenko E.A. Ocenka liderskogo i kommunikativnogo potenciala abiturientov i studentov omskih vuzov. Omskie social'no-gumanitarnye chteniya. 2016: 220-224.

8. Bespalov D.V., Matveeva A.V. Dinamika liderstva i rukovodstva v molodezhnyh obschestvennyh ob'edineniyah. Uchenye zapiski. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017: 1-8.

9. Umanskij A.L. Pedagogicheskoe soprovozhdenie detskogo liderstva. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2005.

10. Minova M.E., Bedulina G.F. Vzaimodejstvie uchrezhdenij obrazovaniya, detskih i molodezhnyh obschestvennyh ob'edinenij po vyyavleniyu liderov i rabote s nimi: uchebno-metodicheskoe posobie. Minsk: APO, 2013: 124-156.

11. Kozlov V.M. Molodezhnye obschestvennye organizacii kak sredstvo razvitiya liderskih kachestv studentov. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2009: 1-4.

12. Volohov A.V., Kochergin V.N., Stepanova E.K., Frishman I.I. Tehnologii podgotovki liderov detskih obschestvennyh ob'edinenij: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2007; Ch. I.

13. Minova M.E. Podgotovka liderov detskih imolodezhnyh obschestvennyh ob'edinenij v uchrezhdeniyah obrazovaniya. Minsk: Nacional'nyj institut obrazovaniya, 2018: 107-120.

14. Fimina G.V., Chernyavskaya A.S., Chernyavskij M.M. Uchenicheskoe samoupravlenie v uchrezhdeniyah obrazovaniya: prakticheskoe posobie. Minsk: Pachatkovaya shkola, 2008: 75-82.

15. Sorokopud Yu.V., Kolomiec O.M., Kanyuk A.S., Sokolova N.I. Genezis razvitiya professional'nogo obrazovaniya Rossii: determinanty i veduschie tendencii razvitiya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 2 (105): 320-324.

Статья поступила в редакцию 13.05.24

УДК 372.881.161.1

Gu Junling, Doctor of Sciences (Philology), Dean of Faculty of Russian Language, Associate Professor, Institute of Foreign Languages and International Relations, Zhengzhou University (Zhengzhou, China), E-mail: 852600325@qq.com

Liu Taotao, MA student, Institute of Foreign Languages and International Relations, Zhengzhou University (Zhengzhou, China), E-mail: 1643123553@qq.com Pogrebnyak Yu.V., Doctor of Sciences (Philology), Associate Professor, Institute of Foreign Languages and International Relations, Zhengzhou University (Zhengzhou, China), corresponding author, E-mail: pyuma@yandex.ru

INTEGRATION OF TRADITIONAL AND DIGITAL METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN CHINA. The paper summarizes traditional language teaching methods, used both domestically and internationally, reexamines their advantages and disadvantages, analyzes the challenges of language teaching in the digital era, and combines the requirements of the new era for students' learning abilities, teachers' teaching abilities, and teaching software and hardware platforms. It proposes to integrate traditional teaching methods with OBE (Outcome-Based Education) teaching concepts, ChatGPT information technology, and explore new pathways suitable for language teaching in the digital age. Traditional methods of teaching foreign languages have played an irreplaceable role in foreign language classrooms after a long period of development. With the advent of the smart era, traditional methods of teaching foreign languages need to undergo modernization and transformation. The integration of new concepts and new technologies can rejuvenate traditional methods. The authors propose that the transformation of teaching methods does not until completely abolishing existing teaching methods but rather innovating them on the basis of the existing foundation. Key words: traditional language teaching methods, digital transformation, digital era, new humanities

Гу Цзюньлин, д-р филол. наук, декан факультета русского языка, доцент Института иностранных языков и международных отношений Чжэнчжоуского университета, г. Чжэнчжоу, E-mail: 852600325@qq.com

Лю Таотао, магистрант, Институт иностранных языков и международных отношений Чжэнчжоуского университета, г. Чжэнчжоу, E-mail: 1643123553@qq.com

Ю.В. Погребняк, д-р филол. наук, доц., Институт иностранных языков и международных отношений Чжэнчжоуского университета, г. Чжэнчжоу, автор-корреспондент, E-mail: pyuma@yandex.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В КИТАЕ

Традиционные методы преподавания китайского языка имеют прочную основу. С быстрым развитием цифровых информационных технологий новые технологии оказывают глубокое влияние на экологию преподавания языка, что требует преобразования традиционных методов преподавания языка в современные. В этой статье кратко излагаются традиционные методы преподавания иностранных языков, используемые в Китае, пересматриваются их преимущества и недостатки, анализируются проблемы преподавания иностранных языков в цифровую эпоху и объясняются требования новой эры к способностям учащихся к обучению, преподавательским способностям учителей и обучающим программным платформам. В нем предлагается интегрировать традиционные методы обучения с концепциями преподавания OBE (образование, ориентированное на результат), информационными технологиями ChatGPT и изучить новые пути, подходящие для преподавания языка в эпоху цифровых технологий в Китае.

Ключевые слова: традиционные методы преподавания иностранных языков, цифровая трансформация, цифровая эра, Новые гуманитарные науки

Данная статья написана при поддержке гранта ассоциации высшего образования провинции Хэнань «Исследование системы методов дидактики перевода в эпоху цифровизации» №2021SXHLX199, и гранта Чжэнчжоуского университета «Исследование и практика методов дидактики перевода в рамках OBE» №2022ZZUJG021

Introduction. The relevance of this study is that in the digital age there is a need to find new methods of teaching foreign languages in China. Today, China pays great attention to cultivating talented translators who could solve the problems that China is facing at the current stage of development.

The purpose of the article is to find the ways of integrating the traditional ways of teaching foreign languages and digital methods in China.

The article has the following tasks: to describe advantages and disadvantages of traditional methods of teaching foreign languages in China and tj reveal the principles of integration of traditional methods of teaching foreign languages and digital methods in China.

The article uses the method of analyzing scientific literature, the descriptive method and the comparative method.

The scientific novelty of this article is that it shows the principles of combination of of traditional methods of teaching foreign languages and digital methods in China

The practical significance of this study lies in the fact that its results can be used in modern Chinese universities to train comprehensively educated translators of foreign languages who will help China's successful activities at the international level.

German educator Destouches once said that the art of teaching is not in imparting skills, but in inspiring, awakening, and inspiring [1]. This is the ultimate goal of education. Several generations of foreign language educators have gradually developed a distinctive foreign language education ideology and tradition through continuous exploration and experimentation. With the rapid development of artificial intelligence technology, the field of foreign languages is also contemplating the future of foreign language education in the AI era. The combination of digital technology and traditional teaching methods in the foreign language teaching system has become a consensus in the education sector. Hu Jiasheng and Qi Yajuan believe that ChatGPT brings both challenges and opportunities to higher education in foreign languages, to which educators need to respond actively [2]. Wang Na and Zhang Jingyuan reflect on the

combination of digital technology and teaching foreign languages and argue for the approaches and methods of integration [3]. Zhang Shaojie points out that it is necessary to develop new generation of interpreters who can meet the requirements of the new time [4, p. 8]. It can be seen that transformation and integration are not a wholesale negation of traditional teaching methods; rather, they require a clear understanding of the advantages of traditional methods and the introduction of digital technology to compensate for their shortcomings. What are the advantages of traditional Chinese foreign languages teaching methods that need to be inherited? What are the new requirements for teachers, students, and teaching hardware platforms in the digital age? How can traditional methods of teaching foreign languages embrace digital transformation? This paper attempts to answer these questions.

2 Reflecting on Traditional methods of teaching foreign languages Traditional teaching methods in China have a long history and have been widely accepted by numerous schools, teachers, and students after extensive theoretical and practical demonstrations. However, with the times changing, the objectives of foreign language talent cultivation have also changed. Traditional methods of teaching foreign languages need to examine their own strengths and weaknesses and keep pace with the times through reform and innovation.

2.1. Conventional Methods in Foreign Languages Teaching in China In China teachers mostly use such methods as: grammar-translation method, direct method, audio-lingual method, cognitive method and communicative method.

The above five classic foreign language teaching methods all originate from foreign countries. A group of outstanding professors at Beijing Foreign Studies University has also summarized methods that meet the needs of local foreign language teaching on the base of their own teaching practices. They emphasize autonomous learning of foreign languages and perseverance, encourage students to be engaged in literary reading, independently think and solve problems. This requires teachers to have a high sense of social responsibility and keep teaching content updated. Traditionally in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.