■ ■ ■ Проблемы развития лидерского потенциала на региональном уровне
Филиппов И.М.
Администрация Главы Чувашской республики, г. Чебоксары, Российская Федерация.
Аннотация. В современных условиях цифровой трансформации лидерство в молодежной среде приобретает особую значимость. Знания о характеристиках информационного и массового сознания, психологических и социальных особенностях функционирования молодежного лидерства, готовности масс следовать за лидером в молодежной среде, приобретают особую значимость. Проведенные исследования с области молодежного лидерства показали, что внеучебная общественная работа не всегда создают оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. Молодые люди сегодня погружены в цифровые технологии. Действующие ранее методики выявления и развития лидерских качеств перестают работать в новой коммуникативной среде.
Цель исследования в области развития лидерства состоит в определении проблем в формировании лидерского потенциала и их актуализации на региональном уровне. Это должно способствовать лучшему эмпирическому пониманию некоторых важных аспектов процесса развития лидерства. Автор исходит из предположения, о том, что эпизодически проводимые локальные исследовательские проекты, основанные на опросах, вряд ли добавят большую ценность этой зарождающейся науке о развитии лидерства. Напротив, методологические и аналитические подходы, использующие индивидуализированный подход к развитию лидера, скорее всего, дадут больше информации, чем те, которые пытаются смоделировать средние тенденции по данной выборке.
Ключевые слова: молодежь, лидерство, государство, лидерский потенциал, лидерство как форма коммуникации, коммуникативная личность
Для цитирования: Филиппов И.М. Проблемы развития лидерского потенциала на региональном уровне // Коммуникология. 2021. Том 9. №1. C. 127-137. DOI 10.21453 / 2311-3065-2021-9-1-127-137.
Сведения об авторе: Филиппов Иван Михайлович - помощник Главы Чувашской Республики, аспирант Московского государственного областного университета. Адрес: 428004, Россия, г. Чебоксары, Президентский бульвар, 10. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию: 19.02.2021. Принята к печати: 15.03.2021.
При проведении исследований в сфере лидерства следует учитывать некоторые специфические аспекты. Одним из таких аспектов является изучение релевантных уровней: внутриличностный и межличностный; диадический; командный и организационный. В начале исследования важно четко определить уровень исследования и выбрать тип исследовательского проекта. В частности, представ-
ляется, что межуровневые подходы (например, индивидуумы внутри команд, команды внутри организаций) дают большие перспективы для дальнейшего понимания процессов развития лидерских качеств.
Развитие лидерства - это динамичный и длительный процесс, который по своей сути предполагает учет времени. Формирование лидера - это развитие, которое можно концептуализировать как процесс, происходящий на протяжении всей жизни. При этом очевидным является и то, что автор может ограничить исследовательские временные рамки. При этом нельзя не учитывать индивидуализированную природу развития лидерских качеств личности. Лидеры не развиваются одинаково, следуя одинаковым моделям роста. Люди делают разные выводы из одного и того же опыта; некоторые усваивают ключевые уроки опыта с большей готовностью, чем другие. Рауденбуш [РаийепЬиэИ: 501-525] предложил личностно-траекторный подход к исследованию развития. Такой подход может помочь ученым лучше понять индивидуальный характер развития лидера, особенно когда они используются в сочетании с обоснованными решениями о времени и сроках протекания ключевых процессов.
Сегодня исследование лидерских качеств молодежи становится предметом психологических, социологических, философских, экономических и политических дисциплин. С одной стороны, молодежь представляет наиболее активную социальную категорию, что подтверждается участием представителей молодежи в недавно прошедших протестных акциях1. С другой стороны, наблюдается достаточно высокий уровень пассивности [Григорьев, Миронова], нежелание молодежи детально вникать в политические вопросы. От молодежи ждут некую социальную активность. Но мало кто спрашивает у самой молодежи, чего ей не хватает в современных условиях, каковы ее потребности и пожелания. Социальная общественная активность представляет собой определенный гарант новых идей, неординарных подходов и смелых решений. Кроме того, эти качества являются основанием для привития управленческих качеств. Считается, что личность должна обладать следующими качествами: активной жизненной позицией, нравственностью и желанием служить обществу.
Потребности и желания молодежи в современных условиях
В связи с этим летом 2020 г. с участием автора было проведено социологическое исследование «Потребности и желания молодежи в современных условиях» в Чувашской Республике. Опрос проходил в электронной форме посредством размещения его на портале «Народный контроль Чувашской Республики» в сети Интернет среди молодежи из Чувашии. Цель данного исследования заключалась в определении текущих потребностей молодежи в Чувашской Республике и выявлении основных трендов в молодежной среде, для более объективной картины, в возрасте от 14 до 35 лет.
1 Протестные акции в поддержку Алексея Навального, январь 2021.
Ключевые задачи исследования: проанализировать текущие возможности самореализации молодого поколения в регионе; определить ценностную составляющую, потребности, страхи и переживания современной молодежи; выявить эффективность текущей государственной молодежной политики в Российской Федерации; изучить текущее отношение молодежи к общественной деятельности; найти наиболее желаемые форматы участия молодежи в общественной деятельности; определить социокультурные, политические и социальные тренды в молодежной среде; определить наиболее эффективные социальные лифты в современных условиях.
Большинство представителей современной молодежи испытывает проблемы в поисках гармонии с самим собой, а также жизненные сложности из-за проблем с поиском работы и трудоустройством, сложности из-за проблем с досугом и веселым времяпрепровождением, проблемы в самовыражении, саморазвитии. Наибольшее беспокойство, по ответам респондентов, вызывает страх потерять близкого человека, не найти себя в будущем и не реализовать свой потенциал, а также страх остаться одному или быть преданным.
По итогам проведенного опроса, в качестве основных жизненных целей выделяются: получение от жизни как можно больше ярких эмоций и впечатлений, обретение гармонии в семейных отношениях и воспитание детей, стремление увидеть мир и посетить много стран, а также реализовать себя как лучшего специалиста в своей профессиональной сфере и оставить после себя след в истории.
Результаты исследования показали, что 61% молодежи Чувашии полагают достаточными созданные для них возможности для самореализации в России, но в Чувашской Республике показатель составил только 50%. При этом каждый пятый опрошенный респондент (16%) уверен, что молодежь может себя полностью реализовать в России, в то время как 45% ответили положительно, но обратили внимание на некоторые препятствия. Значительна доля тех, кто считает, что возможности самореализации в России и в Чувашии в частности ограничены или отсутствуют полностью - 39% (в Чувашии - 51%). Из них 33% опрошенных считают, что лишь малая часть молодежи может себя реализовать в России (в Чувашии - 41%). Другие убеждены в том, что в нашей стране 6% и в Чувашкой Республике 10% не создано практически никаких возможностей для самореализации.
Говоря о причинах, мотивирующих молодежь к смене постоянного места жительства и переезду из своего города, можно выделить следующие основные причины: проблемы с уровнем жизни, поиском работы и низкая заработная плата, отсутствие возможностей для самореализации.
Для изменения положения дел в республике молодежь предпочитает принимать участие в выборах или принимать активное участие в волонтерской или добровольческой деятельности, в благотворительности. При этом для изменения положения дел в республике представители молодежи оказывают личную помощь людям.
Больше половины опрошенных (74%) согласны с тезисом, что общественная деятельность может помочь молодежи в самореализации: 18,0% из них сказа-
ли, что полностью с этим согласны, а 56% частично с этим согласились. Свое несогласие с данным тезисом выразило 12,7% российской молодежи (9,7% - частично не согласны, 3% - полностью не согласны). Оставшиеся 13,3% затруднились с ответом на поставленный вопрос.
Из множества возможных вариантов образовательных мероприятий российская молодежь в наибольшей степени хотела бы посещать курсы по ораторскому искусству и публичным выступлениям, курсы по финансовой грамотности и инвестированию, курсы по правовой грамотности и знанию закона, а также практикумы по развитию творческих навыков и тренинги по повышению лидерских качеств, целедостижению и личностному росту.
Кроме того, довольно популярными для молодежи могут стать следующие форматы молодежных образовательных мероприятий: молодежные образовательные форумы и съезды, бизнес-курсы по основам предпринимательства, открытые встречи с известными успешными людьми.
Наиболее распространенными источниками получения информации о событиях в России и в мире в молодежной среде являются: социальные сети, новостные сайты, а также просмотр видеоблогов на УоиТиЬе. Удобнее всего молодежи из Чувашской Республики просматривать информационный контент в интернете посредством просмотра блогов на УоиТиЬе, в формате сторис в Instagram, чтения текстовых постов в социальных сетях, непродолжительных видео-постов и просмотра постов с картинками с минимальным количеством текста.
Потребность общества в профессиональных молодежных лидерах
Большинство респондентов (86%) подчеркнули потребность общества в профессиональных молодежных лидерах. Наиболее важными качествами молодежного лидера, по мнению респондентов, являются: умение понять и принять чужую точку зрения в формируемом коллективе (стартапы, бизнес, инфраструктура); трудолюбие и работоспособность; уравновешенность и самообладание; профессионализм и компетентность, стремление к самообразованию; способность к нововведениям и новаторство; предприимчивость, умение рискнуть во имя полезной цели; умение противостоять давлению, отстаивать свою позицию в интересах коллектива; сострадательность, милосердие и терпение; умение видеть и переоценивать свои недостатки (самокритичность); умение делиться властью и делегировать полномочия.
Подавляющее большинство молодежи уверено в том, что государству при реализации политического курса в молодежной политике в первую очередь необходимо уделять внимание трудоустройству и повышению доступности и качества высшего образования в стране.
В целях создания эффективных механизмов трудоустройства и социальных лифтов, а также развития системы профессиональных стажировок и практик молодежи 15 сентября 2020 года в Чебоксарском экономико-технологическом колледже состоялось подписание Меморандума о создании общереспубликан-
ского молодежного движения «Молодежь Чувашии». Меморандум был подписан между Врио Главы Чувашской Республики О.А. Николаевым и представителями ключевых молодежных общественных организаций Чувашии (студенческие советы, координационный совет работающей молодежи, творческие объединения и молодежные НКО). На базе Центра молодежных инициатив при Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики города Чебоксары была создана краудсорсинговая платформа (единая площадка для обмена опытом, знаниями, современными методиками и технологиями работы с молодежью).
Участники встречи рассказали, что идея подписания меморандума возникла вследствие общего желания молодежных НКО республики объединить усилия и направить свои ресурсы на всестороннюю поддержку молодежных инициатив, реализацию амбициозных проектов. Также важным, по их мнению, является необходимость обеспечения условий для развития молодежных кадровых лифтов и участия активной молодежи в социально-экономическом развитии региона.
Развитие молодежных движений на региональном уровне
Одной из своих важных задач лидеры нового молодежного движения считают развитие молодежных движений в муниципальных районах республики. Участники встречи готовы делиться опытом по написанию грантовых заявок на реализацию социальных проектов.
В связи с этим 26 февраля 2021 года в Центре молодежных инициатив при Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики состоялось открытие республиканской школы социального проектирования. Цель данного направления - повышение проектной культуры молодежи Чувашии, развитие навыков и выявление потенциала участников международных грантовых конкурсов и всероссийских форумных компаний. Обучающий программа «Республиканская школа социального проектирования» включает в себя комплекс теоретических и практических наработок, необходимых для профессиональной разработки и успешной реализации социальных проектов. Также работа ведется по обучению молодежи написанию бизнес проектов на базе центров «Мой бизнес» на территории Чувашской Республики.
Кроме того, с 6 апреля 2020 года в Чувашской Республике по поручению временно исполняющего обязанности Главы Чувашской Республики О.А. Николаева1, в целях привлечения на управленческие должности в социальной, экономической и общественно-политической сферах молодых людей и специалистов, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств и управленческих компетенций, стартовали ежегодные республиканские конкурсы «Команда молодых лидеров» и «Управленческая команда». Оператором конкурсов является
1 В соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 10 февраля 2020 г. № 32 «О республиканских конкурсах «Управленческая команда» и «Команда молодых лидеров».
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС).
Для участия в конкурсах необходимо было пройти регистрацию с размещением видеопрезентации на Портале органов власти Чувашской Республики Пйег. cap.ru, заочное тестирование с использованием дистанционных технологий в системе «Прометей», предназначенной для автоматизированной оценки знаний. Тестирование состояло из двух частей: комплексные и практические задания. По условиям конкурсов, для прохождения в следующий этап необходимо было успешно пройти два этапа тестирования, набрав за каждый из них не менее 60%. Испытание успешно прошли 230 участников. Далее проводилось дистанционное тестирование с идентификацией личности, по итогам которого в проекте осталось 92 участника. Темы дискуссий и порядок их проведения был определен экспертной комиссией. Полуфинал проходил в очном формате групповой дискуссии. В течение установленного времени участниками Конкурса готовился устный и письменный ответы, которые обсуждались с участием членов экспертной комиссии, в ходе групповой дискуссии, по результатам которой 25 участников, получивших наивысшие оценки членов экспертной комиссии, допущены к финалу. Финал проходил в форме индивидуального собеседования с полуфиналистами конкурса. Результаты оформлены решением (протоколом заседания экспертной комиссии) о финалистах конкурса. Членами экспертной комиссии в ходе проведенного индивидуального собеседования участникам конкурса задавались вопросы, направленные на оценку лидерских способностей, креативного и продуктивного мышления, оценку ораторского мастерства конкурсантов, их общих интеллектуальных способностей. По итогам конкурса открытым голосованием большинством голосов решением экспертной комиссии было объявлено 5 победителей.
Описанный выше и подобные ему республиканские конкурсы направлены на совершенствование государственного управления, привлечение на управленческие должности молодых специалистов до 35 лет, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств и управленческих компетенций, а также состоявшихся руководителей в возрасте до 55 лет с опытом работы на управленческих должностях не менее трех лет. Данные конкурсы будут проходить в ежегодном формате
Также масштабно в настоящее время ведется работа по изменению порядка формирования, подготовки и использования резерва управленческих кадров Чувашской Республики. Резерв управленческих кадров Чувашской Республики -это группа высококвалифицированных и перспективных лиц, имеющих опыт руководящей либо управленческой деятельности, успешно проявивших себя в сфере профессиональной и (или) общественной деятельности, обладающих необходимыми профессионально-деловыми и личностными качествами и высокой степенью ответственности, позволяющими рассматривать их в качестве кандидатов для замещения руководящих должностей. Планируется, что комиссией бу-
дет проводиться отбор из числа лиц, состоящих в кадровых резервах на замещение должностей руководителей подведомственных органам исполнительной власти Чувашской Республики организаций. В резерв сможет также претендовать любой гражданин, имеющий опыт руководящей либо управленческой деятельности не менее трех лет, высшее образование и не имеющий ограничений, установленных порядком формирования данного резерва.
Подготовка молодежного резерва управленческих кадров
В целях содействия развитию системы государственного и муниципального управления, совершенствования порядка формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров Чувашской Республики, выявления и привлечения на управленческие должности в социальной, экономической и общественно-политической сферах специалистов, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств и управленческих компетенций в Чувашской Республике создан Совет экспертов в области оценки управленческих компетенций при Главе Чувашской Республики1 (далее - Совет).
Администрации Главы Чувашской Республики поручено обеспечить привлечение членов Совета к оценке кандидатов на управленческие должности в системе государственного управления Чувашской Республики.
Проанализировав молодежную политику в Чувашской Республике, обратили внимание на отсутствие образовательных программ по подготовке лидеров в молодежной среде на базе образовательных учреждений высшего образования. Программ по комплексной работе с неформальными лидерами в молодежной среде, лидерами некоммерческих общественных организаций и т.п., выявлению и развитию у них лидерских качеств. Необходимо уделить особое внимание развитию необходимых навыков лидеров в молодежной среде, развитию волонтерской деятельности. Служение обществу выражается в первую очередь в готовности к волонтерской работе, которая становится всё популярнее среди российской молодежи. Будущий лидер должен уметь управлять и уметь прислушиваться, чутко реагировать на чужую боль [Григорьев, Миронова]. Необходимо развивать у молодых людей чувство гражданской ответственности, воспитывать потребность помогать другим, распространять среди молодежи интерес к волонтёрству. Вовлечение молодых людей в общественную деятельность оказывает большое влияние на развитие лидерских способностей. В первую очередь это имеет огромное и позитивное влияние на познавательное и эмоциональное развитие [Pfeiffer].
Необходимо уделить особое внимание самоопределению личности. Основным содержанием социально - психологической подготовки является создание
1 Указом Главы Чувашской Республики от 25.12.2020 № 321 «О дополнительных мерах по развитию кадрового потенциала Чувашской Республики и о внесении изменений в некоторые указы Главы Чувашской Республики» образован Совет экспертов в области оценки управленческих компетенций при Главе Чувашской Республики. Советом определены цели, задачи, полномочия данного Совета, порядок его работы.
благоприятных условий для позитивного личностного самоопределения. Становление положительного образа включает в себя постепенное принятие своей индивидуальности и положительную оценку своего личностного потенциала, не только в виртуальном пространстве.
Для формирования лидерских качеств личности необходимо создавать особую развивающую социальную среду. Развивающая социальная среда - это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде формируются межличностные и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности [Пономарёв, Ланцев, Кырчиков].
Необходимо отметить, что интерес к общественной деятельности в молодежной среде возрастает. Молодые люди стремятся реализовать свои таланты через различного рода объединения волонтерской направленности, экологических движений, организации наставнической и вожатской деятельности. Основное -это предоставить молодежи возможность самореализации. Внеучебная деятельность учит гражданской ответственности, важности и ценности служения обществу, этики и влияет на внутренний духовный мир человека.
Лидеры в любой сфере человеческой жизни интересны тем, что именно в них проявляется воля к жизни. В них ощущается внутренняя сила, заставляющая их достигать свои жизненные цели как можно более эффективно. Лидер - это воплощение жизненной силы, стремящейся к идеалу. В каждом из нас есть зачатки жизненной силы, и стремление к совершенству заставляет нас испытывать неудержимое желание достичь высшей духовной и материальной ценности в самих себе и окружающем нас мире.
Необходимо разработать целенаправленную систему работы по организации процесса развития и активизации лидерского потенциала и необходимых навыков [Котрухова]. В этом отношении основными задачами являются: научить молодого человека правильно проявлять, развивать базовые лидерские качества и грамотно применять свой лидерский потенциал; совершенствовать умения и навыки владения харизматическим влиянием, принципам гибкости, основным технологиям управления.
Лидер, сообщающий информацию, должен не просто говорить, он должен быть интересен современной молодежи, ему не нужно передавать им собственную энергию, он он должен высвободить ту, что скрыта в них. Для осуществления всех этих функций необходимы знания, умения и навыки эффективного лидерства, одним из элементов которого могут быть социальные коммуникации.
Лидерство как форма коммуникации
Таким образом, лидерство представляем как форму эффективной коммуникации между субъектом управления и его объектом, используя все возможные современные технологии и механизмы. Эффективному лидеру присущи следу-
ющие качества: высокий уровень развития эмоционального интеллекта, способность убеждать, талант установления позитивных отношений в социально-психологической группе и крупном коллективе, способность влиять на поведение объектов управления. Эффективный лидер умеет успешно использовать все типы коммуникаций, все коммуникативные каналы: словесные, книжные, мультимедийные и другие [Шарков]. Для формирования навыков эффективного лидера необходимо, чтобы социальный субъект был «коммуникативной личностью». Теорией коммуникативной личности занимались такие смежные научные дисциплины, как социология, философия, психология и лингвистика.
Необходимо на профессиональном уровне обучать молодежь лидерству, опыт лидерского поведения можно и нужно формировать, в том числе в моделируемых ситуациях, развивая тем самым соответствующие лидерские качества, актуальные в современных условиях.
Лидерство можно представить как сферу взаимодействия. Лидерство не столько личностный, сколько межличностный феномен. Важная задача лидера состоит в построении прочных коммуникативных отношений с другими людьми. Лидерство основано на неформальном влиянии лидера. Лидер обладает влиянием на последователей, но этот ресурс влияния имеет выраженный личностный компонент (а не просто формальный, должностной).
Чтобы увеличить организационную и групповую эффективность, необходимо научиться не только наиболее эффективно подготавливать лидеров, но и создавать организационное окружение, в котором лидер сможет хорошо работать. Путь к лидерству происходит через деятельность и практику взаимодействия индивидов друг с другом [Рябушко]. Но для этого межличностные взаимоотношения должны быть достаточно развиты, организационное окружение - быть открытым и допускать возможность для личности социально расти и развивать в себе лидерский потенциал.
Инициатива лидерства требует дальнейшего осмысления и развития. Развитие лидерского потенциала молодежи и весь комплекс предпринимаемых мер по формированию эффективного лидерства в России будет способствовать качественному обновлению страны.
Выводы
В настоящее время и государство, и общество обеспокоены тем, чтобы выявить и подготовить грамотных лидеров, на которых ляжет ответственность за динамичное развитие государства. Наш анализ подтверждает актуальность формирования лидерских качеств в молодежной среде. На наш взгляд создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации, а также возможности для самостоятельного и эффективного принятия решений молодыми людьми будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом. Таким образом, формирование созидательной активности молодежи является одним из приоритетных на-
правлений реализации молодежной политики в РФ, которое приведет к увеличению вклада молодых людей в повышение благосостояния страны, что повысит как социально-экономическое благополучие всего ее населения, так и конкурентоспособность на международной арене.
Источники
Григорьев А.В, Миронова Ю.Г. (2016). О Причинах пассивности политического участия астраханской студенческой молодежи // Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 3 (48). С. 77.
Котрухова Р.И. (2009). Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. №14(152). Специальный выпуск. С. 54-58.
Пономарёв А.В., Ланцев А.О., Кырчиков М.С. (2020). Лидерство в молодежной среде. Учебное пособие, уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г Екатеринбург
Рябушко А.Н. (2016). Роль информационных технологий в формировании образа региональных политических лидеров. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Санкт-Петербург
Шарков Ф.И. (2008). Массовые коммуникации и медиапланирование. М.: Альфа-Пресс.
Pfeiffer S.I. (2012). Lessons learned from working with high-ability students. Gifted Education International. Advance online publication. DOI: 10.1177/0261429 412440653.
Raudenbush S.W. (2001). Comparing personal trajectories and drawing causal inferences from longitudinal data. Annual Review of Psychology. No.52. P.501-525.
Sternberg R.J., Jarvin L., Grigorenko E.L. (2011). Explorations in giftedness. New York: Cambridge University Press.
■ ■ ■ Problems of Developing Leadership Potential at the Regional Level
Filippov I.M.
Administration of the Head of the Chuvash Republic, Cheboksary, Russia.
Abstract. In current conditions of digital transformation, the study of youth leadership is of particular practical importance. Knowledge of the characteristics of information and mass consciousness, psychological and social characteristics of the functioning of youth leadership, the willingness of the masses to follow the leader in the youth environment, acquire special significance. The research in the field of youth leadership shows that extracurricular, social work does not always create optimal conditions for the formation of leadership qualities of a young person. Young people today are immersed in digital technology, hence, the previous practices of identifying and developing leadership qualities no longer work in the youth environment.
The purpose of this research in the field of leadership development is to identify problems in the formation of leadership potential and their actualization at the regional level. This should contribute to a better empirical understanding of some important aspects of the
leadership development process. The author proceeds on the assumption that occasional, local survey-based research projects are unlikely to add much value to this nascent science of leadership development. In contrast, methodological and analytical approaches based on a personalized approach to leader development are likely to provide more information than those that attempt to model average trends in a given sample.
Keywords: youth, leadership, state, leadership potential, leadership as a form of communication, communicative personality
For citation: Filippov I.M. (2021). Problems of Developing Leadership Potential at the Regional Level. Communicology (Russia). Vol. 9. No.1. P. 127-137. DOI 10.21453/23113065-2021-9-1-127-137.
Inf. about the author: Filippov Ivan Mikhailovich - assistant to the Head of the Chuvash Republic, assistant to the Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, postgraduate student of the Moscow State Regional University. Address: 428004, Russia, Cheboksary, Presidential Boulevard, 10. E-mail: [email protected].
Received: 19.02.2021. Accepted: 15.03.2021.
References
Grigoriev A.V., Mironova Yu.G. (2016). On the reasons for the passivity of political participation of the Astrakhan student youth. Caspian region:politics, economy, culture. No. 3 (48). P. 77 (In Rus.).
Kotrekhov R.I. (2009). Effective leadership and development of leadership potential of modern youth. Bulletin of Chelyabinsk state University. No.14 (152), special issue. P. 54-58 (In Rus.).
Pfeiffer S.I. (2012). Lessons learned from working with high-ability students. Gifted Education International. DOI: 10.1177/0261429 412440653.
Ponomarev A.V., Lantsev O.A., Kurchikov M.S. (2020). Leadership in the youth environment. Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin, Yekaterinburg (In Rus.).
Raudenbush S.W. (2001). Comparing personal trajectories and drawing causal inferences from longitudinal data. Annual Review of Psychology. No.52. P. 501-525.
Ryabushko A.N. (2016). The role of information technologies in shaping the image of regional political leaders. Cand.Sc. diss. polit. Saint-Petersburg (In Rus.).
Sharkov F.I. (2008). Mass communications and media planning. Moscow: Alfa-Press. Sternberg R.J., Jarvin L., Grigorenko E.L. (2011). Explorations in giftedness. New York: Cambridge University Press.