Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ДЕБАТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ДЕБАТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИДЕРСТВО / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕБАТОВ / LEADER / LEADERSHIP COMPETENCE / LEADERSHIP / LANGUAGE EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / TECHNOLOGY FOR CONDUCTING DEBATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева О. Ю., Возгова З. В., Солоницына А. С.

Введение. Сформировавшаяся в обществе потребность в лидерах ставит вопрос об их целенаправленной подготовке в сфере высшего образования, что влечет за собой разработку особой технологии развития лидерских качеств и навыков у студентов вуза. Материалы и методы. В качестве методов исследования выступают анализ нормативных документов и научной литературы, а также систематизация и обобщение собственного педагогического опыта авторов и результатов применения разработанной ими технологии проведения дебатов в процессе изучения иностранного языка. Результаты. Представлена технология применения дебатов в процессе обучения иностранному языку в вузе, включающая в себя описание ее методических этапов, функций каждого этапа в развитии лидерства, содержания деятельности преподавателя и студентов. Обсуждение. В рамках обсуждения итогов эксперимента обозначены сравнительные показатели результатов самооценки студентов до и после экспериментального обучения. Заключение. Делается вывод об эффективности применения технологии проведения дебатов в процессе иноязычного образования в целях развития лидерской компетенции будущих учителей иностранного языка. Основные положения: - анализ теоретических основ формирования лидерства в вузе позволяет обосновать идею развития лидерской компетенции в процессе языкового образования; - поэтапно-последовательные действия в рамках полилогического общения реализуют следующие организационные формы: самоорганизация, взаимоорганизация, лидерство. - технология проведения дебатов на иностранном языке является эффективной в целях развития лидерской компетенции студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева О. Ю., Возгова З. В., Солоницына А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL ASPECT OF DEVELOPMENT OF LEADER COMPETENCY OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF DEBATES IN A FOREIGN LANGUAGE

Introduction. The need for leaders that has formed in society raises the question of specifically designed training in higher education, which entails the development of a special technology for the development of leadership qualities and skills of university students. Materials and methods. The research methods are the analysis of normative documents and scientific literature, as well as the systematization and generalization of the authors' own pedagogical experience and the results of the application of the technology they developed for conducting debates in the process of learning a foreign language. Results. The technology of applying debates in the process of teaching a foreign language at a university is presented, which includes a description of its methodological stages, the functions of each stage in leadership development, and the content of the activities of the teacher and students. Discussion. In the framework of the discussion of the results of the experiment, comparative indicators of the results of students' self-assessment before and after experimental training are indicated. Conclusion. The conclusion is drawn about the effectiveness of the application of technology for conducting debates in the process of foreign language education in order to develop the leadership competence of university students while learning a foreign language. Highlights: The analysis of the theoretical foundations of leadership formation in a university allows us to substantiate the idea of developing leadership competence in the process of language education; Step-by-step actions within the framework of polylogical communication implement the following organizational forms: self-organization, mutual organization, leadership. The technology for conducting debates in a foreign language is effective in order to develop the leadership competence of university students.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ДЕБАТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.65.78.003

УДК 42/49 (07): 378.937 ББК 81.4-9: 74.480.26

12 3

О. Ю. Афанасьева , З. В. Возгова , А. С. Солоницына

1ORCID № 0000-0001-9289-1573 Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

2ORCID № 0000-0002-4833-3299, Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков с курсом латинского языка, Южно-Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: zinaidavozgova@mail. ru

3ORCID № 0000-0001-5164-1041 Преподаватель кафедры английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ | ЛИДЕРСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В ПРОЦЕССЕ ДЕБАТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

а

^ Аннотация

Введение. Сформировавшаяся в обществе потребность в лидерах ставит вопрос об их целенаправленной подготовке в сфере высшего образования, что влечет за собой разработку особой технологии развития лидерских качеств и навыков у студентов вуза.

Материалы и методы. В качестве методов исследования

а

«о

о

со О СЦ

СЦ

С-0

а

«о

•О

О

а

выс-тупают анализ нормативных документов и научной литературы,

^ а также систематизация и обобщение собственного педагогического <3 опыта авторов и результатов применения разработанной ими техно-

логии проведения дебатов в процессе изучения иностранного языка.

Результаты. Представлена технология применения дебатов в процессе обучения иностранному языку в вузе, включающая в себя описание ее методических этапов, функций каждого этапа в разви-

е

тии лидерства, содержания деятельности преподавателя и студентов. а

я

Обсуждение. В рамках обсуждения итогов эксперимента §

и

обозначены сравнительные показатели результатов самооценки е

о

студентов до и после экспериментального обучения.

с

Заключение. Делается вывод об эффективности применения §

§

технологии проведения дебатов в процессе иноязычного образования в целях развития лидерской компетенции будущих учителей и

1

иностранного языка. §

Ключевые слова: лидер; лидерская компетенция; лидерство; языковое образование; образовательная технология; технология проведения дебатов.

Основные положения: е

те

- анализ теоретических основ формирования лидерства в ву- | зе позволяет обосновать идею развития лидерской компетенции в процессе языкового образования;

- поэтапно-последовательные действия в рамках полилоги-чес-кого общения реализуют следующие организационные формы: самоорганизация, взаимоорганизация, лидерство.

- технология проведения дебатов на иностранном языке является эффективной в целях развития лидерской компетенции сту-

S

д р

с к о й

о

у

д

е н

I о

С

I

Со

а

р

о

-к е с с

СС

е

дентов вуза. а

1

о С

н а

1 Введение (Introduction)

Современное общество предъявляет целый ряд требований к Н

высшей школе, которая должна готовить выпускников, обладающих р

н

профессиональной мобильностью, творческим потенциалом, нес- о

тандартным мышлением, способностью работать в команде и моти- I

£

вировать ее на выполнение поставленных задач, выстраивать позитив- е

ные стратегии делового общения, находить адекватные пути выхода из конфликтных ситуаций и т. д.

Социальный заказ общества находит отражение во ФГОС ВО, где лидерство и командная работа по осуществлению социального взаимодействия включены в группу универсальных компетенций выпускника бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» [1]. Таким образом, уровень высшего образования выступает значительным, но не конечным этапом в процессе становления лидерских качеств, когда, опираясь на условия образовательной среды, систему требований ФГОС и трудовых профессиональных стандартов, на свои интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, в ходе профессиональной подготовки студенты целенаправленно развивают свой лидерский потенциал [2].

Сказанное определяет актуальность проблемы развития лидерских качеств, которая уже отчасти нашла отражение в междисциплинарных теоретических исследованиях, а также в прикладных областях в виде разработки целых образовательных программ и отдельных технологий, опирающихся на основные положения социологии, психологии, педагогики, философии и теории и практики

управления.

а

~ Лидерство как «ведущее влияние лидера на коллектив в це-

ж лом» неразрывно связано с такими понятиями, как «управление» и

5

О «руководство», поскольку раскрывает социальную природу общест-

ва, специфическую форму отношений внутри группы или организации. Анализ тенденций в высшем образовании показывает, что потребность социума в инновационной генерации лидеров может быть сц реализована: 1) через разработку специальной программы подготовки лидеров; 2) внедрением специальных методик обучения, направленных на развитие индивидуальных лидерских стратегий и качеств. В этом смысле лидерство выступает как механизм повышения эффективности образовательной деятельности, предполагающий раз-<3 витие личностно-профессиональной субъектности всех участников

С-0

а

«о

е

л

с

а ж а

образовательного процесса. В этом смысле интеграция дебатов как разновидности полилогического общения в языковое образование способствует не только формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов, но и выступает как средство развития их лидерских речевых умений и навыков.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

е н л

о

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными методами настоящего исследования выступают е

о

анализ нормативных документов и научной литературы по искомой |

а

о

а е

| р

8

в

и

деятельности преподавателя английского языка. и

В российской лидерологии не раз освещались вопросы фор- ^

мирования лидерской компетенции, особенно в студенческой и мо- °

о

лодежной среде (Н. М. Борытко, Е. А. Зайченко, О. Б. Крушельницкая, »

о

проблеме, систематизация и обобщение полученной информации. Кроме того, авторы обобщают свой педагогический опыт и результаты применения разработанной ими технологии в практической

В. Ю. Саляхов), лидерских качеств профессионала (М. В. Гнеденко) и педагога в частности (И. Б. Бичева, С. С. Луткин, О. М. Филатова),

гендерные аспекты лидерства (Бендас Т. В., А. Р. Мухтарова), а так- |

же технологии формирования лидера (Г. В. Палаткина, Т. Н. Шев- ^

е

ченко). |

В современных условиях педагог занимается не только обра- 8

1

зовательной, но и управленческой деятельностью, так как педагоги- а

ческий процесс представляет собой сложную систему, которая ро должна быть определенным образом организована и управляться по

общим для менеджмента правилам. Выполняя функции менеджера, е педагог выстраивает связи и отношения со всеми участниками обра-

о в

зовательного процесса — коллегами, своими учениками, их родителя- а ми, социальными партнерами и т. д. Таким образом, в своей профес- но

о

сиональной деятельности он становится лидером, которому для осу- р

ан

ществления своих профессиональных целей и задач необходима со- но

к

вокупность особых, лидерских качеств. О них, в частности, говорит 1 Р. Дилтс, называя среди них видение, мотивацию, чувствительность, е

гибкость в поведении и т. д. [3].

В качестве инструментов формирования лидерских качеств студентов в образовательном пространстве педагогического вуза могут выступать различные технологии, например, проектная (способствующая развитию организованности, умений планировать, формировать и управлять командой, распределять роли в команде и обеспечивать социально-ролевую мобильность, управлять ресурсами и временем и т. д.) или предлагаемая нами технология проведения дебатов, отдельные аспекты которой уже затрагивались в работах исследователей [4; 5; 6].

Так, например, Р. Риггио справедливо отмечает, что выдающийся лидер, являясь мастером общественного воздействия, должен эффективно и справедливо «властвовать». Развивать межличностные навыки общения он предлагает путем обучения в формате дебатов, участие в которых помогает выдвигать хорошо продуманные аргументы и принимать обоснованные решения [7].

Лидерство как личностно-профессиональная характеристика будущего педагога проявляется в том, что он обеспечивает конструктивную и корректную обстановку взаимоуважения, особенно в ситуациях соперничества и состязательности, проявляя межличностную чувствительность, понимание потребностей людей. Такое

а н

з

ни умение слышать других формируется, в частности, в ходе наблюло

О дения за поведением коллег в процессе дебатов, дискуссий, мозго-

и

,а в о

циалом для развития лидерских качеств студентов, что определяется

СС|

сц ее организационными формами, а также содержанием изучаемых дис-

,а в

е ь с а н

^ турная коммуникация ведут к развитию таких свойств лидерства,

вых штурмов и других обсуждений [8].

Собственно учебная деятельность обладает огромным потен-

циплин. В этом смысле языковое образование играет значительную роль, поскольку процесс изучения иностранного языка и межкуль-

как гибкость в поведении, эмпатия, способность выстраивать отно-

2>

<3 шения с людьми, владение своими эмоциями и когнитивными процес-

сами, навыками взаимодействия с группой, позитивного коммуникативного поведения, выстраивания горизонтальных и вертикальных связей, умениями правильно аргументировать свою точку зрения и т. д.

Анализируя вклад отечественных методистов (В. А. Бухбин- ^

но

дер, И. Л. Бим, М. Л. Вайсбурд, Н. И. Гез, Б.А. Лапидус, Е. И. Пассов, О

и

В. Л. Скалкин), можно утверждать, что в основу обучения дебатам по- е

о

ложены следующие принципы: коммуникативная направленность обу- |

а

о

а е

о

чения; психологическая готовность к восприятию и реагированию на стимул; ситуативная обусловленность диалогической речи; учет индивидуальных особенностей обучающихся; ориентированность на предполагаемых собеседников (партнеров) на международном уровне.

Разрабатывая технологию формирования лидера в вузе как д фактор подготовки конкурентоспособного профессионала, Т. Н. Шев-

е р о

оо

ченко в числе прочих предлагает следующие условия, обеспечиваю- О' щие ее эффективность: индивидуализация учебного процесса, вклю- | чение студентов в научно-исследовательскую и учебно-поисковую деятельность, единство учебной и внеучебной деятельности [9]. |

Показателями продуктивной лидерской самореализации в у

де

профессиональной деятельности и межличностных отношениях нт

о

могут выступать: 1) высокая активность и инициативность в реше- ®

1

нии общих задач; 2) авторитет и большое влияние на членов груп- а

в

пы; 3) осведомленность о решаемой задаче, ситуации или особен- О

е

ностях группы; 4) эталонные личностные качества для остальных

членов группы; 5) творческий подход и готовность к инновациям. е

Специфика развития лидерской компетенции в иноязычном образовательном пространстве может рассматриваться в следую- на

щих аспектах: н

о о

- адаптация и упорядочивание поведения студентов в соот- р

ан

ветствии с факторами вузовской среды; но

м

- преобразование образовательной среды (организация сов- 1 местной деятельности группы в различных сферах; выработка и под- е

держание групповых норм; установление и поддержание микроклимата группы);

- выдвижение личности в лидерскую позицию (активность в познавательной, интеллектуальной, организаторской деятельности). 3 Результаты (Results)

Технология развития лидерской компетенции в языковом образовании представляет собой систему поэтапно-последовательных действий преподавателя и студентов в единстве всех компонентов педагогического процесса и условий его осуществления, которая обладает следующими общими свойствами: наличием ведущей теории и соответствующей ей цели обучения; устойчивым высоким результатом; воспроизводимостью процесса; поэтапным контролем результатов.

Интеграция дебатов в языковое образование обеспечивает активизацию четырех основных компонентов, выделяемых в содержании обучения иноязычному говорению: мотивационного, процессуального, результативного, рефлексивного. Эти компоненты соотносят с этапами порождения высказывания, выделенными И. А. Зимней: мотивационно-побуждающий, смыслообразущий, формулиру-§ ющий и реализующий [10]. s Благодаря наличию специфических характеристик дебаты

как разновидность полилогического общения (Н.В. Шувалова и и др.) могут рассматриваться в качестве коллективного речевого продукта общения, обладающего такими особенностями, как:

1) наличие общего для группы участников предмета и продукта деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) распределению функциональных мест между членами

а

«о

о

со О СЦ

И5

cri

а

«о

л группы, определяющих «позицию» и «отношение» каждого члена

а

§ группы к предмету деятельности и партнерами;

§

<3 ками.

3) совокупность активных взаимодействий между участни-

Большое значение для реализации индивидуальных лидерских стратегий имеет создание учебно-речевых ситуаций в рамках полилогического общения, когда наблюдается «конфликт», «кризис», «дилемма», «диссонанс» как некий вид рассогласования между участниками. Данный ситуативный подход (М. Л. Вайсбурд, В. Л. Скал-кин, Ю. А. Комарова и др.) реализует коммуникативный принцип в

е н

ол о

ги

обучении говорению, а также представляет различные учебно- че

оо

речевые ситуации, предъявляющие разные требования к личным и |

а

о

а е

о

профессиональным качествам потенциальных лидеров [11].

В качестве компонентов учебно-речевой ситуации дебатов рассматриваются: формулировка задания, моделирующая мотив и цель речевого действия; описание обстановки (условия и участни-

как обстановочная афферентация и субъект действия).

р

8 в

и т §

ки полилога, моделирующие такие компоненты речевой ситуации, ли

е

р о

оо

Дебаты как диалогическая (полилогическая) коммуникация »

м

предусматривают речевое, психологическое и социальное взаимо- а действие коммуникантов. При этом во внимание берется диалогическая природа языка, его интерактивная сущность [12]. | Поскольку речевая деятельность обучающихся моделирует- у

де

ся в образовательном процессе с помощью условно-речевых ситуа- нт

о

ций для осуществления социального взаимодействия в соответствии в

с актуальной коммуникативной задачей дебатов, технология много- а

в

шагового речевого действия строится на основе макроситуации. ро

-к е

о о е

Вслед за Б. В. Бейко мы представляем обучение полилогической речи в ходе дебатов следующими этапами: 1) постановку коммуника- де тивной задачи; коллективное составление полилога под руководством преподавателя; 2) ведение полилога/дебатов с преподавателем в а

и

н о о

т р

ан

шего совершенствования навыков дилогичес-кого высказывания [13]. о

Таким образом, технология развития лидерской компетенции 1

роли модератора дискуссии; 3) самостоятельное составление поли- о логов обучающимися; 4) прослушивание результата с целью дальней-

в ходе организации дебатов на иностранном языке может быть предс-

е

Педагогичеооие науои

51

тавлена поэтапно-последовательными методическими этапами, отражающими специфику иноязычного коммуникативного образования и стадии становления лидера (мотивационно-побуждающий, смыслообразущий, формулирующий, реализующий) (Таблица 1).

Таблица 1 — Характеристика методических этапов развития

лидерской компетенции студентов

Table 1 — The Characteristics of Methodological stages

in Development of Student Leadership Competence

a ж 3

s ж о

3

U ^

a

50

о

^

со О СЦ

Qj «

50 50 Л SJ

a ж a

3

Функция этапа

Этап в развитии Деятельность Деятельность

дебатов лидерской преподавателя студента

компетенции

1 2 3 4

Воспитательная Введение в проб- Формулирование

функция лемную ситуацию, проблемы, цели и за-

« Усиление лич- постановка ком- дач условно-речевой

1 - - ностной сопри- муникативной за- ситуации; выявление

о - Я частности в ходе дачи, прогнозиро- противоречия, мо-

а са s дебатов вание направлений делирование много-

н о дискуссии шагового речевого

действия (выдвиже-

ние гипотез макро-

ситуации)

Обучающая Организация ре- Сопоставление аль-

функция чевой интеракции, тернативных реше-

« S Содержательно- контроль очеред- ний, формулирова-

■а смысловая осно- ности и регламен- ние позиции с

>а о о ва обучения та выступлений, вескими и убеди-

о Я о & стратегии лидера активизация ауди- тельными аргумен-

В гч (руководителя), тории тами, соблюдение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инициатива в культуры ведения

ходе полилога полилога

1 2 3 4

Развивающая Контроль распре- Обобщение резуль-

функция деления функцио- татов обсуждения,

« Формирование нальных мест меж- выбор оптимального

2 я а системного ви- ду участниками де- решения коммуни-

£ дения проблемы, батов, соблюдение кативно-ситуативных

н ■а развитие навы- норм этикета, ак- задач, активное вза-

^у и ков вести поле- тивного взаимо- имодействие между

О мику действия между участниками участниками, соблюдение стиля публичного выступления

Компенсаторная Контроль самоор- Анализ принятых

функция ганизации, взаимо- решений условно-ре-

« 2 я Преодоление организации, ли- чевых и коммуни-

стереотипности дерства в группе кативных задач, ре-

а я о мышления, ана- ализация регулятив-

и £ лиз лидерских ной функции дис-

и еь позиций в груп- куссии, прослуши-

пе вание схожих дебатов в исполнении носителей языка

Лидерская компетенция студентов реализуется на мотиваци-онном, процессуальном, результативном и рефлексивном этапах дебатов на иностранном языке. К числу функций дебатов по развитию лидерства среди студентов следует отнести воспитательную, обучающую, развивающую и компенсаторную. В ходе полилогического общения предложенные участникам дебатов макроситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью, направлены на активное мотивированное взаимодействие, отражающее устойчивые интересы и сформировавшиеся потребности в лидерских качествах. При этом студенты совершенствуют умения вести все виды диалога (полилог, дискуссия, дебаты), комбинировать их на основе рас-

е н

ол о

г и е о о и | а о а е от р

8 в

и т § л и д е р о о о |

а

а

е

т е н ц и и

у д е н

т о

к

1

Со а

р о ц е о о е д е

б а

т о

к н

а

и н о о т р а н н о

§ 1

е

Педагогичеооие науои

53

ширенной тематики в различных ситуациях профессионально-ориентированного общения; участвовать в обсуждении, аргументировать свою точку зрения, запрашивать и уточнять интересующую информацию, вносить пояснения и дополнения, брать на себя инициативу в дискуссии.

Указанная технология реализуется с 2016 года в рамках дисциплин «Практика устной и письменной речи» и «Практикум профессиональной коммуникации» у студентов 3-5 курсов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете. По завершении изучения вышеуказанных дисциплин среди студентов пятого курса было проведено анкетирование, по результатам которого можно оценить сформированность лидерских качеств будущего учителя. Полученные результаты представлены в таблице (Таблица 2).

Таблица 2 — Самооценка лидерских качеств студентов Table 2 — The students' self-esteem of their leadership ability

a ж 3

s ж о

3

U ^

a

50

о

^

со О СЦ

Qj

a

50 50 Л SJ

a ж a

3

Лидерское качество Входит в понятие лидерства Сформировано в большей степени

Начальный этап обучения, % Завершающий этап обучения, % Начальный этап обучения, % Завершающий этап обучения, %

1. Умение управлять собой 12 93 72 79

2. Осознание цели (знаю, чего хочу) 8 82 59 74

3. Умение решать проблемы 27 91 43 60

4. Наличие творческого подхода 15 63 15 35

5. Влияние на окружающих 67 95 53 69

6. Знание правил организаторской работы 89 100 76 85

Входит Сформировано

в понятие в большей

лидерства степени

Лидерское 0х ат э « ^ и я, § в я U а 0х ат э « ^ и я, I * я W а

качество Начальный этап обучения, Начальный этап обучения,

рб ео аве СП ша чу рб ео аве СП

7. Организаторские способности 100 100 61 77

8. Умение работать с группой 100 100 73 84

Как видно из таблицы, понимание специфического содержания лидерской компетенции у студентов значительно поменялось. Участие в дебатах потребовало от обучающихся согласованности различных процессов: смысло-интенционального, функционального, понятийного, деятельностного и т. д. При этом изначальное восприятие лидерских качеств как сугубо деловых и организаторских (умение работать в команде, организаторские способности и др.) по окончании курса дебатов было дополнено рядом личностных характеристик: авторитет и влияние на группу, творческий подход, умение управлять собой. Результаты анкетирования также показывают, что студенты отмечают определенный рост сформированнос-ти всех качеств, на которые было направлено внимание педагогов в ходе образовательного процесса. При этом они не склонны переоценивать свои успехи, объясняя довольно критическое отношение к себе тем, что, участвуя в дебатах и дискуссиях, убедились, что процесс развития лидерства требует как руководства со стороны педагога, так и большой работы по саморазвитию и самообразованию.

4 Обсуждение (Discussion)

Представленный теоретический анализ технологии развития лидерской компетенции студентов вуза в ходе организации дебатов свидетельствует о том, что представленная технология поэтапно-пос-

е н л

о г и

•С

е с

к и

й

а с

п

е

s р

8

и

s g

л и

д е

р

с

к о

й п

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

т

е

н ц и и

У

д е

н

т о

СС

I

Со а

р о ц

е с с е

д е

б а

т о

СС н

а и н о с т р а н н о

g

е

ледовательных действии по коллективному коммуникативному взаимодействию реализует следующие организационные формы: самоорганизацию, взаимоорганизацию, лидерство. Полилогическое единство как специфическая характеристика дебатов предполагает активную коммуникативную деятельность по обмену решений, продуктивное взаимодействие всех участников с развернутой аргументацией и убедительностью доводов. Многообразие и непредсказуемое сочетание отдельных коммуникативных актов в ходе дебатов приближает их к реальному общению, в котором формулируются конструктивные предложения, отстаиваются позиции лидера, делаются обобщения и принимаются совместные решения. 5 Заключение (Conclusion)

Таким образом, дебаты, представляющие собой полилоги-чес-кое общение, обладают широкими обучающими и развивающими возможностями в плане лидерства и командной работы по осуществлению социального взаимодействия. Существенное увеличение ком-муникативной практики каждого обучающегося влечет за собой выст-раивание стратегий и тактик групповой интеракции, помогает овладеть лидерскими качествами и усилить личностную а сопричастность. Становление и развитие лидерства в ходе организации дебатов осуществляется на мотивационном, процессуальном, результативном, рефлексивном уровнях, что соотносится с воспитательной, обучающей, развивающей и компенсаторной функциями полилогического общения. Перспективы дальнейших исследований заключаются в поиске и экспериментальной проверке эффективности педагогических условий совершенствования лидерской компе-

ci тенции студентов вуза в рамках применения технологии полилоги-

«

50

•О

О

а

^ Библиографический список

^ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт выс-

<3 шего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое

а s о

а

и

а

50 О

со

о сц

ческого общения и дебатов.

образование (с двумя профилями подготовки) (бакалавриат) [Электронный ресурс] : утвержден приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 22 февраля 2018 г. № 125. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Бородина, К.А. Формирование лидерского потенциала у студен- ^ тов технического университет в процессе профессиональной подготовки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.

Н §

о

г

ч

2017. № 10. С. 13-17.

к »

а

о а то

к

3. Deering. A., Dilts R & Russell J. Alpha Leadership [Электронный ресурс]. Город, John Wiley & Sons Ltd, 2004; Его же. Альфа-лидерство / пер. Издательства «Прайм-ЕВРОЗНАК». СПб. : Издательство «Прайм-

а

ЕВРОЗНАК», 2004. - 256 с. -ISBN 5-93878-133-7. §

§

4. Горелова Л. Н., Кораблева Г. Н. Дебаты как учебная игра в вузе // g Мир науки и образования. 2015. № 3. С. 3-8. ^

кЭ

о *

о »

о

5. Ященко Р. В., Гуляева Е. Ш. Использование технологии «дебаты» в формировании патриотического самосознания студентов вуза // Известия Волгоградского государственного технического университета. | 2015. Т. 24. № 10 (174). С. 95-98. (Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания»). 1

6. Пономарева М. Е. Применение дебатов в учебном процессе вуза как форма повышения усвоения знаний студентами [Электронный ресурс] // Евразийский Научный Журнал. 2016. № 6. URL: http://journalpro.ru/ artides/primenenie-debatov-v-uchebnom-protsesse-vuza-kak-forma-povysheniya-

у

д то н

т о

СС

I

Оо

а

usvoeniya-znaniy-studentami/ (дата обращения: 15.10.2019). а

о

7. Riggio RE. & Murphy S.E., Pirozzolo F.J. (2002), Multiple intel- TO

ligences and leadership, Lawrence Earlbaum Associates, Mahwah, NJ.

8. Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные ком-петенции, лидерство, коммуникации. 5-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2018. - 279 с.

9. Шевченко Т. Н. Лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста социально-культурной сферы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 51. С. 326-328.

10. Зимняя И.А. Осваиваем социальные компетентности. Воронеж : НПО Модэк, 2011. - 591 с.

11. Методика обучения иностранным языкам: традиция и современность / под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск : Титул, 2010. - 464 с.

12. Каримова А.А., Хасанова О. В., Хасанова Ф. И. Организационно-методические условия совершенствования навыков диалогической речи у учащихся старших классов посредством использования технологии «Дебаты» на уроках английского языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 118-129.

13. Вайсбурд М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке : учеб. пособие для проведения спецкурса по обучению инояз. общению в системе повышения квалификации учителей. Обнинск : Титул, 2011. - 127 с.

12 3

O. Yu. Afanasjeva , Z. V. Vozgova , A. S. Solonitsyna

1ORCID № 0000-0001-9289-1573 Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of English Philology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

2ORCID No. 0000-0002-4833-3299 Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Foreign languages with Latin course, South Ural State § Medical University of the Ministry of Health of the Russia, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

к

-S

^ 3ORCID № 0000-0001-5164-1041

fi ^

,a Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

о

^ E-mail: [email protected]

£

^ TECHNOLOGICAL ASPECT OF DEVELOPMENT

N

« OF LEADER COMPETENCY OF UNIVERSITY

'S? a

n

^ IN A FOREIGN LANGUAGE

£

о Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lecturer at the Department of English Philology, South-Ural State

STUDENTS IN THE PROCESS OF DEBATES

Introduction. The need for leaders that has formed in society raises the question of specifically designed training in higher education, which entails the development of a special technology for the development of leadership qualities and skills of university students.

Materials and methods. The research methods are the analysis

of normative documents and scientific literature, as well as the systema- al

»

tization and generalization of the authors' own pedagogical experience S

C

and the results of the application of the technology they developed for

b

conducting debates in the process of learning a foreign language. ;s

to

Results. The technology of applying debates in the process of P

S

teaching a foreign language at a university is presented, which in- C

£

cludes a description of its methodological stages, the functions of each e

»

stage in leadership development, and the content of the activities of the

teacher and students. ?

I

C

a

c

S

TO

c ^

a o

<1 c'

Discussion. In the framework of the discussion of the results of the experiment, comparative indicators of the results of students' self - ^

o

assessment before and after experimental training are indicated. a

Conclusion. The conclusion is drawn about the effectiveness of |

i

the application of technology for conducting debates in the process of TO

foreign language education in order to develop the leadership compe- S

c

tence of university students while learning a foreign language.

Keywords: Leader; leadership competence; leadership; language education; educational technology; technology for conducting debates. Highlights:

The analysis of the theoretical foundations of leadership formation in a university allows us to substantiate the idea of developing leadership competence in the process of language education;

Step-by-step actions within the framework of polylogical e

g'

communication implement the following organizational forms: self - ^ organization, mutual organization, leadership. d

The technology for conducting debates in a foreign language is c|

s-

TO ^

o o

TO »

S »

effective in order to develop the leadership competence of university students.

a f

S

0

fi ^

a

1

N £

N «

a s

S £

O

References

1. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2018), No. 125 ot 22 fevralya 2018 g.: Federal'nyy gosudarstvennyy obra-zovatel'nyy standart vysshego obrazova-niya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoye obrazovaniye (s dvumya profilyami podgotovki) (bakalavriat) [Federal State Educational Standard of Higher Education in the area of training 44.03.05 Pedagogical Education (with two specialization profiles) (undergraduate)]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant-Plyus". (In Russian).

2. Borodina K.A. (2017), Formirovanie liderskogo potenciala u stu-dentov tekhnicheskogo universitet v processe professional'noj podgotovki [Formation of leadership potential in the students of technical university in the process of professional training]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstven-nogopedagogicheskogo universiteta, 10, 13-17. (In Russian).

3. Deering. A., Dilts R & Russell J. (2004), Al'fa-liderstvo [Alpha Leadership]. Translated by "Praym-YEVROZNAK" Publishing House, 2004, Izdatel'stvo "Praym-YEVROZNAK", St. Petersburg, 256 p. ISBN 593878-133-7. (In Russian).

4. Gorelova L.N. & Korableva G.N. (2015), Debaty kak uchebnaya igra v vuze [Debates as an educational game at the university]. Mir nauki i obrazovaniya, 3, 3-8. (In Russian).

5. Yashchenko R.V. & Gulyayeva Ye.SH. (2015), Ispol'zovaniye tekhnologii «debaty» v formirovanii patrioticheskogo samosoznaniya studen-tov vuza [The use of debate technology in the formation of patriotic self-knowledge in university students]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta, 24, 10 (174), 95-98. (In Russian).

6. Ponomareva M.Ye. Primeneniye debatov v uchebnom protsesse vuza kak forma povysheniya usvoyeniya znaniy studentami [The use of debates in the educational process as a form of improving students' learning]. Yevraziyskiy Nauchnyy Zhurnal, no. 6. Available at: http://journalpro.ru/articles/ primenenie-debatov-v-uchebnom-protsesse-vuza-kak-forma-povysheniya-usvoe niya-znaniy-studentami/ (Accessed: 15.10.2019). (In Russian).

7. Riggio R.E. & Murphy S.E., Pirozzolo F.J. (2002), Multiple intelligences and leadership, Lawrence Earlbaum Associates, Mahwah, NJ.

8. Ivanova S.V. (2018), Razvitie potenciala sotrudnikov: Profession-

al'nye kompetencii, liderstvo, kommunikacii [Development of employees' C

nn

potential: professional competencies, leadership, and communications (5th l

o

ed.)]. Izdatel'stvo "Al'pina Pablisher", Moscow, 279 p. (In Russian). C

9. Shevchenko T.N. (2008), Liderstvo kak uslovie formirovaniya a

p

konkurentosposobnogo specialista social'no-kul'turnoj sfery [Leadership as a c

condition of development of a competitive specialist in the social and cultur- ^

al sphere]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni- e

versiteta im. A. I. Gertsena, 51, 326-328. (In Russian). p

3

10. Zimnyaya I.A. (2011), Osvaivaem social'nye kompetentnosti § [Mastering social competencies]. Izdatel'stvo "Nauchno-proizvodstvennoye ob"yedineniye "MODEK", Voronezh, 591 p. (In Russian).

e a

e

r

11. Edr. Mirolyubov A.A. (2010), Metodika obucheniya inostrannym ^

o

yazykam: tradiciya i sovremennost' [Methods of teaching foreign languages: p

n

y o

tradition and modernity]. Izdatel'stvo "Titul", Obninsk, 464 p. (In Russian). 12. Karimova A.A., Khasanova O.V. & Khasanova F.I. (2018), Or

ganizacionno-meCodicheskie usloviya sovershensCvovaniya navykov dialog- a

icheskoj rechi u uchashchihsya starshih klassov posredstvom ispol'zovaniya ^

tekhnologii «Debaty» na urokah anglijskogo yazyka [Organizational and ^

t

methodological conditions of improving dialogical skills in high school stu- d dents by using the "Debates" technology in the English classroom]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 1, 118129. (In Russian). r

o

13. Vajsburd M.L. (2001), Ispol'zovanie uchebno-rechevyh situacij e

pri obuchenii ustnoj rechi na inostrannom yazyke: ucheb. posobie dlya f

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

provedeniya speckursa po obucheniyu inoyaz. obshcheniyu v sisteme pov- b

c

ysheniya kvalifikacii uchitelej [The Use of learning speech situations in teaching foreign language speech]. Izdatel'stvo "Titul", Obninsk, 127 p. (In a

Russian). or

ei

ign a

u

s

age e

a f

S

0

1

N £

N

'S? a

R

s £

O

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.