Научная статья на тему 'Трилог как единица обучения культуре иноязычного речевого взаимодействия в формате парламентские дебаты'

Трилог как единица обучения культуре иноязычного речевого взаимодействия в формате парламентские дебаты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
130
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парламентские дебаты / речевое взаимодействие / коммуникативные роли / трилог / дидактическая единица / parliamentary debates / speech interaction / turn / triadic utterance / didactic unit.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — И М. Шепшинская

Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания научно обоснованной модели единицы обучения студентов культуре иноязычного многостороннего общения, проходящего в формате парламентские дебаты. Дебаты являются одной из форм организации интерактивного обучения иностранным языкам в вузе. Цель статьи заключается в научном обосновании необходимости применения трилога в качестве дидактической единицы обучения культуре полилогического общения, проходящего в формате парламентские дебаты. Для выявления дидактической единицы обучения студентов многосторонней иноязычной коммуникации в формате парламентские дебаты автор применяет методы лингвистических исследований: коммуникативный и структурный подходы к изучению полилога. Рассмотрены особенности организации речевого обмена между участниками студенческих дебатов. Классифицированы их коммуникативные роли. На основе исследования типичных схем мены коммуникативных ролей автор описывает особенности организации речевого обмена между участниками студенческих дебатов. Доказано, что трилогическое единство является структурным элементом полилога, который проходит в формате парламентские дебаты. Создана модель трилогического единства. Автор предлагает применять модель трилогического единства в качестве дидактической единицы обучения студентов культуре иноязычного полилогического общения, проходящего в формате парламентские дебаты. На основе модели трилогического единства автор составляет учебный текст, иллюстрирующий речевое взаимодействие участников дебатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — И М. Шепшинская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRIADIC UTTERANCE AS A DIDACTIC UNIT OF TEACHING STUDENTS THE CULTURE OF SPEECH INTERACTION IN THE FORMAT OF PARLIAMENTARY DEBATE

Debates are considered to be a form of organization of interactive foreign language teaching in universities. Interactive forms of teaching foreign languages allow students to be involved in a polilogue. The aim of the article is to create a model of a triadic utterance to illustrate the scheme of speech interaction of the participants in debates. Methodology of the research: the study is carried out within the framework of communicative and structural-semantic approaches to the study of polylogical communication. The author studies the organization of speech exchange between participants of students’ debates on the basis of studying the schemes of turn-taking. The author presents the text that can be used to illustrate the peculiarities of turn-taking in parliamentary debates

Текст научной работы на тему «Трилог как единица обучения культуре иноязычного речевого взаимодействия в формате парламентские дебаты»

6. Клюев В.К. Новый формат нормативного обеспечения подготовки бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности. Научные и технические библиотеки. 2019; № 2: 75 - 84.

7. Колкова Н.И., Скипор И.Л. Формирование компетенций сотрудников публичных библиотек по созданию электронных информационных ресурсов в условиях системы повышения квалификации. Информационные ресурсы - футурологический аспект: планы, прогнозы, перспективы: материалы X-й Всероссийской научно-практической конференции, 30-31 октября, Санкт-Петербург, 2014: 220 - 232.

8. Лопатина Н.В. Библиотекарь в профессиональной структуре общества: теоретико-методологический анализ: теоретико-методологический анализ. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2015.

9. Парамонова И.Е. Модели компетенций для сотрудников специальных библиотек: зарубежный опыт. Научные и технические библиотеки. 2019; № 7: 3 - 13.

10. Примерная основная образовательная программа по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность: проект. Реестр примерных основных образовательных программ высшего образования. Available at: http://пооп.рф/cdba0788f7aa4df08f6ceb04f2bcf3a1

11. Скипор И.Л. Формирование электронных информационных ресурсов библиотек: миссия вузов культуры в решении задач кадрового обеспечения. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. 2018; № 42/1: 30 - 38.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost'. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.12.2017 № 1182. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/510306_B_3_12012018.pdf

2. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj kulturnoj politiki. Ukaz Prezidenta RF ot 24.12.2014 N 808. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/94 2772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928

3. Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoj kulturnoj politiki na period do 2030 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.02.2016 g. N 326-r. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/f6adfd17b3f90275dca3f42b5bb42c920d74f0a5

4. Pilko I.S., Taranenko L.G., Li M.G., Abalakova O.V. Bibliotechno-informacionnoe obrazovanie: novye koncepcii i tehnologiirazvitiya: monografiya. Moskva: Litera, 2014.

5. Kalegina O.A. Bibliotechno-informacionnoe obrazovanie v kontekste mirovyh tendencij: teoretiko-metodologicheskij aspekt. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kazan', 2007.

6. Klyuev V.K. Novyj format normativnogo obespecheniya podgotovki bakalavrov i magistrov bibliotechno-informacionnoj deyatel'nosti. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2019; № 2: 75 - 84.

7. Kolkova N.I., Skipor I.L. Formirovanie kompetencij sotrudnikov publichnyh bibliotek po sozdaniyu 'elektronnyh informacionnyh resursov v usloviyah sistemy povysheniya kvalifikacii. Informacionnye resursy - futurologicheskij aspekt: plany, prognozy, perspektivy: materialy X-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 30-31 oktyabrya, Sankt-Peterburg, 2014: 220 - 232.

8. Lopatina N.V. Bibliotekar' v professional'noj strukture obschestva: teoretiko-metodologicheskij analiz: teoretiko-metodologicheskij analiz. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

9. Paramonova I.E. Modeli kompetencij dlya sotrudnikov special'nyh bibliotek: zarubezhnyj opyt. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2019; № 7: 3 - 13.

10. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma po napravleniyu podgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost': proekt. Reestr primernyh osnovnyh obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovaniya. Available at: http://poop.rf/cdba0788f7aa4df08f6ceb04f2bcf3a1

11. Skipor I.L. Formirovanie 'elektronnyh informacionnyh resursov bibliotek: missiya vuzov kul'tury v reshenii zadach kadrovogo obespecheniya. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. 2018; № 42/1: 30 - 38.

Статья поступила в редакцию 18.01.20

УДК 372.016:811.111*40

Shepshinskaya I.M., senior lecturer, Novosibirsk State Teacher Training University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

TRIADIC UTTERANCE AS A DIDACTIC UNIT OF TEACHING STUDENTS THE CULTURE OF SPEECH INTERACTION IN THE FORMAT OF PARLIAMENTARY DEBATE. Debates are considered to be a form of organization of interactive foreign language teaching in universities. Interactive forms of teaching foreign languages allow students to be involved in a polilogue. The aim of the article is to create a model of a triadic utterance to illustrate the scheme of speech interaction of the participants in debates. Methodology of the research: the study is carried out within the framework of communicative and structural-semantic approaches to the study of polylogical communication. The author studies the organization of speech exchange between participants of students' debates on the basis of studying the schemes of turn-taking. The author presents the text that can be used to illustrate the peculiarities of turn-taking in parliamentary debates.

Key words: parliamentary debates, speech interaction, turn, triadic utterance, didactic unit.

И.М. Шепшинская, ст. преп., ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск,

E-mail: [email protected]

ТРИЛОГ КАК ЕДИНИЦА ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ ИНОЯЗЫЧНОГО РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФОРМАТЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ДЕБАТЫ

Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания научно обоснованной модели единицы обучения студентов культуре иноязычного многостороннего общения, проходящего в формате парламентские дебаты. Дебаты являются одной из форм организации интерактивного обучения иностранным языкам в вузе. Цель статьи заключается в научном обосновании необходимости применения трилога в качестве дидактической единицы обучения культуре полилогического общения, проходящего в формате парламентские дебаты. Для выявления дидактической единицы обучения студентов многосторонней иноязычной коммуникации в формате парламентские дебаты автор применяет методы лингвистических исследований: коммуникативный и структурный подходы к изучению полилога. Рассмотрены особенности организации речевого обмена между участниками студенческих дебатов. Классифицированы их коммуникативные роли. На основе исследования типичных схем мены коммуникативных ролей автор описывает особенности организации речевого обмена между участниками студенческих дебатов. Доказано, что трилогическое единство является структурным элементом полилога, который проходит в формате парламентские дебаты. Создана модель трилогического единства. Автор предлагает применять модель трилогического единства в качестве дидактической единицы обучения студентов культуре иноязычного полилогического общения, проходящего в формате парламентские дебаты. На основе модели трилогического единства автор составляет учебный текст, иллюстрирующий речевое взаимодействие участников дебатов.

Ключевые слова: парламентские дебаты, речевое взаимодействие, коммуникативные роли, трилог, дидактическая единица.

Интерактивные методы обучения являются важнейшим средством совершенствования процесса обучения иностранным языкам в современном вузе. Интерактивное обучение подразумевает организацию многосторонней коммуникации.

Парламентские дебаты британского формата - это одна из форм организации многосторонней коммуникации на занятиях по иностранному языку в вузе. Междисциплинарный термин «дебаты» входит в понятийный аппарат многих наук: лингвистики, методики преподавания иностранных языков, педагогики, юриспруденции. Лингвисты рассматривают дебаты как институциональный политический дискурс. А.А. Алферов, Е.Ю. Кустова, А.М. Червоный отмечают, что

«информативность парламентской коммуникации носит особый характер...» [1, с. 11]. «Парламентская текстовая деятельность направлена, прежде всего, не на передачу информации как таковой, а на анализ, оценку происходящих событий.» [1, с. 11]. Л.В. Минаева, исследуя «перформансные компоненты парламентского дискурса», описывает британскую политическую культуру и ритуалы, проходящие в Парламенте [2, с. 396].

Педагоги рассматривают дебаты как «четко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам» [3, с. 56]. Целью студенческих дебатов является детальное обсуждение актуальной, социально значимой или профессионально ориентиро-

ванной темы. Дебаты являются большим коммуникативным событием, которое создается речевыми усилиями восьми человек. Коммуникация участников парламентских дебатов выстраивается вокруг темы, порождающей две противоположные точки зрения. Прагматической целью речевого взаимодействия участников дебатов является утверждение своей точки зрения по обсуждаемой теме и опровержение противоположной. Для обсуждения темы участники дебатов подразделяются надве команды: командаПравительства (Government Team) и команда Оппозиции (Opposition Team) [4, c. 22 - 23]. Каждая команда состоит иачеть^евч еловес.Вдебаслх ногрт принименв уьднясе сдаьи, кото|ныеоце ни -длют дяютуплнния тдтхвров. Рытевоевааимададствиеуравтядкое стьдевяесрях деТства происнод ит не хаотично, а структурированно. Очередность выступлений спаха^с fjemaoe нтируется правилами проведения дебатов.

ВходеаВясладриия иены какодыНучастнек деиатоь irciстуиаеттаргямвира-и^т^!иныв1на:р^аьь^^|^нинио, нныдн^ссаь^^не^1м яляпоевтдевит отиоинаго дагсказы-^^нииснаар^о!^ хрюнниополсшм дmмmесы. Таким нравом, Eiыодв сбсужддндя тeмыдmCmепьа рдн^^нс^т поддир о вхтеньро е рапнсат ыхтнес пагумeиты ц на и кон -траптунленьтцинкак сввнтбaвыpaжeнмт иазлрчным аоаек недиия ро е^Е^^^жд^е-ма^еме. Нтсхемы т вредстaвтм|согвмыeьтпрoвeмммиа партамекранеи дебдидв бтнхы нвиогоформата.

Схема 1

Ре гламент проведения парламентских дебатов британского формата

мены коммуникативных ролей. Мена коммуникативных ролей детерминирует ход обмена речевыми высказываниями и отражает интерактивный характер диалогического общения. Коммуникативные роли участников дебатов определяют степень активности/пассивности коммуникантов в построении тематического содержания полилога. Характер связи реплик в полилоге предопределяется меной коммуникативных ролей.

Репертуар коммуникативных ролей участников студенческих парламентских дебатов достаточно широк и включает такие коммуникативные роли, как: 1) говорящий; 2) адресат; 3) коллективный адресат; 4) вмешивающийся. Коммуникативную роль говорящего выполняют все участники дебатов в соответствии с очередностью их выступлений, которая регламентируется правилами проведения дебатов. Первым коммуникативную роль говорящего выполняет спикер команды Правительства (Prime Minister), который произносит реплику инициирующую речевое взаимодействие участников студенческих дебатов. Его высказывание имеет двойную адресацию. Высказывание первого спикера направлено всем участникам дебатов, которые выполняют коммуникативную роль коллективного адресата, а также формальному адресату который будет порождать ответное высказывание. После того как говорящий завершит свою речевую партию, речевая инициатива переходит к участнику противоположной команды.

В ходе дебатов каждый участник выполняет коммуникативную роль говорящего только один раз. Повторно внести речевой вклад в развитие структуры и содержания полилога участники дебатов могут посредством выполнения коммуникативной роли вмешивающегося. Коммуникативную роль вмешивающегося выполняет участник дебатов, который изъявил желание высказать критическое замечание относительно аргументации говорящего. Участник дебатов, выполняющий коммуникативную роль вмешивающегося, осуществляет прерывание речевой партии говорящего. Данное прерывание осуществляется на кооперативной основе. Оно не инициирует передачу речевой инициативы по схеме «говорящий 1 - говорящий 2». Вмешивающийся произносит реплику, которая встраивается в речевой вклад говорящего. Говорящий производит паузу, после которой осуществляет продолжение (возобновление) своей реплики.

Рассмотрение речевого взаимодействия участников дебатов с точки зрения структурного подхода позволяет нам выделить трилогическое единство в качестве структурной единицы полилога, проходящего в формате парламентские дебаты. Трилогическое единство состоит из реплик трех коммуникантов. Участники дебатов выполняют разные коммуникативные роли, поэтому вносят разный вклад в развитие текста полилога. Реплики двух коммуникантов информативны. Участник дебатов, который выполняет коммуникативную роль вмешивающегося, вносит незначительный вклад в развитие темы обсуждения. На схеме 2 представлена модель трилогического единства, которое создается речевыми усилиями трех коммуникантов (говорящий 1, вмешивающийся, говорящий 2).

Схема 2

Наименование команд и участников дебатов

Governmen t Team:

1. Prime Minister [4].

2. Deputy Prime Minister [4].

3. Member ofthe G ohernmpnt [4}

4. Govornment Whip [4]. 0 pposition "team:

1. LeadepoftheOnammitioe [4 ].

2. Depnty Lenciereftte 0potion [[.

3. Member of the Opposition [4].

4. Opposition Whip [4].

Очередность выступлений участников дебатов

Government Team Opposition Team

Prime Minister

Deputy Prime Minister

Member of the Government

Government Whip

Leader of the Opposition

Deputy Leader of the Opposition

Member of the Opposition

Opposition Whip

Совместными речевыми усилиями участники дебатовсоздают птсултлическкйтексе. Речевая тчи-нтатияаперлдается от л^оло увастенич дебатеч л сругомив состбеоттяти ч регламентом проведения обсуждлаия.

Цлаыи стаутиявлтаентнаучнот вдосноаониу выделеиит тутитио в качестве дудакстчиткийнди-ниты обутенит вулутотсимеялычуог0ремевоГО взаи-моаойствоб, ироходящсгавфидмаое ил°ламентские длбаты.

Ведодчлоыияи уетиды иcолeдoванои. Нтос-ното комм^удотввноуо и тт^ктурувго видхидао к т^тичогoтчлвиинeй иломyчкялтии ЧаcомaтpивaдбУУ схлмы оeиeвдгoвгтимлдайоовик участников дебатов (британский формат парламентских дебатов). Составлена типология коммуникативных ролей, которые выполняют участники дебатов. Подробно описывается коммуникативная роль вмешивающегося (термин Н.Н. Зильберман) [5]. На основе анализа мены коммуникативных ролей рассматривается процесс обмена высказываниями между участниками дебатов. В статье применяется общенаучный метод моделирования для составления и описания модели трилогического единства как структурной единицы текста полилога, составляемого речевыми усилиями участников парламентских дебатов. «Под моделью понимают мысленно и практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (схематизированной или идеализированной) и наглядной форме» [6, с. 193].

Результаты исследования. В данной статье дебаты рассматриваются как большое коммуникативное событие, в котором принимают участие восемь человек. Обмен высказываниями между участниками дебатов порождается и реализуется посредством

Типы коммуникативных ролей

А. Говорящий 1.

В. Формальный адресат (Говорящий 2)

С. Вмешивающийся.

D. Коллективный адресат (КА)

Модель трилогического единства

В

А ч-

С

Обмен высказываниями между участниками дебатов

Говорящий 1

КА

КА

Адресат/ Говорящий 2

КА

Вмешивающийся

КА

КА

2

Модель трилогического единства

Таблица 1

Прагмалингвистический текст, иллюстрирующий схему речевого взаимодействия участников дебатов

Речевая партия первого спикера дебатов. Говорящий 1 Речевая партия спикера, выполняющего коммуникативную роль вмешивающегося (возможные варианты) Речевая партия адресата. Говорящий 2.

Hello, Ladies and Gentlemen, Honorable members of the House, I am delighted to have such an opportunity to open today's debate. The motion for debate is "Co-education is better than single gender education". We as today's proposition team strongly support this motion.. Let me come to my first point. Co-educational schools provide environment that is more pragmatic and helpful to social adaptation of schoolboys and schoolgirls. The ancient Greek philosopher Plato said that co-education creates a feeling of comradeship. By studying together boys and girls can develop friendship in a very natural way through socializing in different school activities, sport clubs and educational programs. Co-education can teach pupils to work together and this skill will be important in their adult life. The quotation is not relevant! The quotation is wrong! Did Plato really say so? When you say that co-education can help children to develop friendship, do you mean that school is the only place for socializing? Thank you for your speech! I am delighted to be here speaking on the motion "Co-education is better than single-gender education". As the representative of the negative team I strongly oppose the motion. The first speaker has just told us that co-educational schools provide environment that is more pragmatic and helpful to social adaptation of schoolboys and schoolgirls. I would like to refute it by saying that coeducational school is not the only place for socializing. Boys and girls can socialize outside the classroom. There are many out of class activities that can teach pupils how to behave in a mixed community.

Трилогическое единство строится речевыми усилиями трех коммуникантов, каждый из которых произносит по одной реплике. Говорящий 1 (коммуникант А) произносит монологическую реплику (1), инициирующую полилогическое общение. Высказывание коммуниканта (А) не имеет прямой адресации. Оно направлено на коллективного адресата. Коммуниканты (B) и (C) реагируют на реплику (А) и произносят по одной ответной реплике. Коммуникант (С) выполняет коммуникативную роль вмешивающегося и прерывает высказывание говорящего. Прагматической целью высказывания (С) является выражение критической реакции на аргументацию, содержащуюся в речевой партии коммуниканта (А). Реплика коммуниканта (С) является медиальной в трилогическом единстве. Она может встраиваться в высказывание коммуниканта (А), при этом мены коммуникативной роли по типу «говорящий 1 - говорящий 2» не происходит.

На основе модели трилогического единства, являющегося структурным элементом полилога, мы можем конструировать дидактический материал для обучения студентов культуре иноязычного речевого взаимодействия. Моделирование схем речевого взаимодействия участников студенческих дебатов позволяет нам создать прагмалингвистический текст, воссоздающий взаимодействие

Библиографический список

1. Алферов А.В., Кустова Е.Ю., Червоный А.М. Исследование парламентского дискурса 2014 - 2016 гг.: концептуализация итогов. Политическая лингвистика. 2016; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-parlamentskogo-diskursa-2014-2016-gg-kontseptualizatsiya-itogov

2. Минаева Л.В. Британский парламентский дискурс как культурный феномен. Преподаватель XXI век. 2015. № 3-2: 396 - 404.

3. Букаты Е.М. Дебаты в учебной деятельности студентов-филологов. Сибирский педагогический журнал. 2015; № 5: 56 - 60.

4. Harvey-Smith N. The Practical Guide to Debating Worlds Style. British Parliamentary Style, International Debate Association. 2011. Available at: http://debate.uvm.edu/

5. Зильберман Н.Н. Трилог как особая форма речевого взаимодействия. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Томск, 2009.

6. Платонова РИ. Моделирование в научно-педагогических исследованиях. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017; № 3 (20): 190 - 194.

References

1. Alferov A.V., Kustova E.Yu., Chervonyj A.M. Issledovanie parlamentskogo diskursa 2014 - 2016 gg.: konceptualizaciya itogov. Politicheskaya lingvistika. 2016; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-parlamentskogo-diskursa-2014-2016-gg-kontseptualizatsiya-itogov

2. Minaeva L.V. Britanskij parlamentskij diskurs kak kul'turnyj fenomen. Prepodavatel'XXI vek. 2015. № 3-2: 396 - 404.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Bukaty E.M. Debaty v uchebnoj deyatel'nosti studentov-filologov. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; № 5: 56 - 60.

4. Harvey-Smith N. The Practical Guide to Debating Worlds Style. British Parliamentary Style, International Debate Association. 2011. Available at: http://debate.uvm.edu/

5. Zil'berman N.N. Trilog kakosobaya forma rechevogo vzaimodejstviya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Tomsk, 2009.

6. Platonova R.I. Modelirovanie v nauchno-pedagogicheskih issledovaniyah. Azimutnauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2017; № 3 (20): 190 - 194.

Статья поступила в редакцию 15.01.20

УДК 37.047

Hemanova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Teaching Humanities,

Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]

Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Sociology, Social Work and Management of Youth Socialization,

Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]

Chalyh N.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia),

E-mail: [email protected]

Medvedeva I.A., teaching assistant, Department of Foreign Languages, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia), E-mail: inessa2370@list

FORMATION OF MOTIVATIONAL AND VALUE ATTITUDES OF STUDENTS IN CONDITIONS OF PEDAGOGICAL AND CLASSICAL UNIVERSITIES: REGIONAL EXPERIENCE. In the article the authors discover the motivational and value attitudes of students of Shadrinsk and Kurgan universities in the TRANS-Urals, related to the choice of profession, professional training, and the formation of social expectations in the implementation of life attitudes and professional plans. The market economy is considered as a factor influencing the choice of future profession for young people of Kurgan and Shadrinsk. The work of higher education institutions is an effective means of forming the life and professional values necessary for future professional activities among students. Areas of work with students in order

субъектов в реальной коммуникативной ситуации. В табл. 1 представлен пример прагмалингвистического текста, который был составлен на основе модели три-логического единства.

Текст, представленный в таблице 1, отражает коммуникативный эпизод, который является фрагментом большого коммуникативного события. Сегментация большого коммуникативного события на коммуникативные эпизоды позволяет детально изучить особенности многосторонней коммуникации участников дебатов.

Итак, в статье парламентские дебаты рассматриваются как форма организации многосторонней коммуникации студентов на практических занятиях по иностранному языку. Членение коммуникативного события на дискретные элементы (коммуникативные эпизоды) позволило найти минимальную единицу обучения культуре речевого взаимодействия в формате парламентские дебаты. Модель трилогического единства позволяет создать визуальный образ процесса обмена репликами между участниками дебатов. Результаты теоретического исследования позволяют составить прагмалингвистический текст, иллюстрирующий особенности речевого взаимодействия участников дебатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.