Таблица 1
Прагмалингвистический текст, иллюстрирующий схему речевого взаимодействия участников дебатов
Речевая партия первого спикера дебатов. Говорящий 1 Речевая партия спикера, выполняющего коммуникативную роль вмешивающегося (возможные варианты) Речевая партия адресата. Говорящий 2.
Hello, Ladies and Gentlemen, Honorable members of the House, I am delighted to have such an opportunity to open today's debate. The motion for debate is "Co-education is better than single gender education". We as today's proposition team strongly support this motion.... Let me come to my first point. Co-educational schools provide environment that is more pragmatic and helpful to social adaptation of schoolboys and schoolgirls. The ancient Greek philosopher Plato said that co-education creates a feeling of comradeship. By studying together boys and girls can develop friendship in a very natural way through socializing in different school activities, sport clubs and educational programs. Co-education can teach pupils to work together and this skill will be important in their adult life. The quotation is not relevant! The quotation is wrong! Did Plato really say so? When you say that co-education can help children to develop friendship, do you mean that school is the only place for socializing? Thank you for your speech! I am delighted to be here speaking on the motion "Co-education is better than single-gender education". As the representative of the negative team I strongly oppose the motion. The first speaker has just told us that co-educational schools provide environment that is more pragmatic and helpful to social adaptation of schoolboys and schoolgirls. I would like to refute it by saying that coeducational school is not the only place for socializing. Boys and girls can socialize outside the classroom. There are many out of class activities that can teach pupils how to behave in a mixed community.
Трилогическое единство строится речевыми усилиями трех коммуникантов, каждый из которых произносит по одной реплике. Говорящий 1 (коммуникант А) произносит монологическую реплику (1), инициирующую полилогическое общение. Высказывание коммуниканта (А) не имеет прямой адресации. Оно направлено на коллективного адресата. Коммуниканты (B) и (C) реагируют на реплику (А) и произносят по одной ответной реплике. Коммуникант (С) выполняет коммуникативную роль вмешивающегося и прерывает высказывание говорящего. Прагматической целью высказывания (С) является выражение критической реакции на аргументацию, содержащуюся в речевой партии коммуниканта (А). Реплика коммуниканта (С) является медиальной в трилогическом единстве. Она может встраиваться в высказывание коммуниканта (А), при этом мены коммуникативной роли по типу «говорящий 1 - говорящий 2» не происходит
На основе модели трилогического единства, являющегося структурным элементом полилога, мы можем конструировать дидактический материал для обучения студентов культуре иноязычного речевого взаимодействия. Моделирование схем речевого взаимодействия участников студенческих дебатов позволяет нам создать прагмалингвистический текст, воссоздающий взаимодействие
Библиографический список
1. Алферов А.В., Кустова Е.Ю., Червоный А.М. Исследование парламентского дискурса 2014 - 2016 гг.: концептуализация итогов. Политическая лингвистика. 2016; № 5. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/issledovanie-parlamentskogo-diskursa-2014-2016-gg-kontseptualizatsiya-itogov
2. Минаева Л.В. Британский парламентский дискурс как культурный феномен. Преподаватель XXI век. 2015. № 3-2: 396 - 404.
3. Букаты Е.М. Дебаты в учебной деятельности студентов-филологов. Сибирский педагогический журнал. 2015; № 5: 56 - 60.
4. Harvey-Smith N. The Practical Guide to Debating Worlds Style. British Parliamentary Style, International Debate Association. 2011. Available at: http://debate.uvm.edu/
5. Зильберман Н.Н. Трилог как особая форма речевого взаимодействия. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Томск, 2009.
6. Платонова РИ. Моделирование в научно-педагогических исследованиях. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017; № 3 (20): 190 - 194.
References
1. Alferov A.V., Kustova E.Yu., Chervonyj A.M. Issledovanie parlamentskogo diskursa 2014 - 2016 gg.: konceptualizaciya itogov. Politicheskaya lingvistika. 2016; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-parlamentskogo-diskursa-2014-2016-gg-kontseptualizatsiya-itogov
2. Minaeva L.V. Britanskij parlamentskij diskurs kak kul'turnyj fenomen. Prepodavatel'XXI vek. 2015. № 3-2: 396 - 404.
3. Bukaty E.M. Debaty v uchebnoj deyatel'nosti studentov-filologov. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; № 5: 56 - 60.
4. Harvey-Smith N. The Practical Guide to Debating Worlds Style. British Parliamentary Style, International Debate Association. 2011. Available at: http://debate.uvm.edu/
5. Zil'berman N.N. Trilog kakosobaya forma rechevogo vzaimodejstviya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Tomsk, 2009.
6. Platonova R.I. Modelirovanie v nauchno-pedagogicheskih issledovaniyah. Azimutnauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2017; № 3 (20): 190 - 194.
Статья поступила в редакцию 15.01.20
УДК 37.047
Hemanova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Teaching Humanities,
Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]
Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Sociology, Social Work and Management of Youth Socialization,
Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]
Chalyh N.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia),
E-mail: [email protected]
Medvedeva I.A., teaching assistant, Department of Foreign Languages, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia), E-mail: inessa2370@list
FORMATION OF MOTIVATIONAL AND VALUE ATTITUDES OF STUDENTS IN CONDITIONS OF PEDAGOGICAL AND CLASSICAL UNIVERSITIES: REGIONAL EXPERIENCE. In the article the authors discover the motivational and value attitudes of students of Shadrinsk and Kurgan universities in the TRANS-Urals, related to the choice of profession, professional training, and the formation of social expectations in the implementation of life attitudes and professional plans. The market economy is considered as a factor influencing the choice of future profession for young people of Kurgan and Shadrinsk. The work of higher education institutions is an effective means of forming the life and professional values necessary for future professional activities among students. Areas of work with students in order
субъектов в реальной коммуникативной ситуации. В табл. 1 представлен пример прагмалингвистического текста, который был составлен на основе модели трилогического единства.
Текст, представленный в таблице 1, отражает коммуникативный эпизод, который является фрагментом большого коммуникативного события. Сегментация большого коммуникативного события на коммуникативные эпизоды позволяет детально изучить особенности многосторонней коммуникации участников дебатов.
Итак, в статье парламентские дебаты рассматриваются как форма организации многосторонней коммуникации студентов на практических занятиях по иностранному языку Членение коммуникативного события на дискретные элементы (коммуникативные эпизоды) позволило найти минимальную единицу обучения культуре речевого взаимодействия в формате парламентские дебаты. Модель трилогического единства позволяет создать визуальный образ процесса обмена репликами между участниками дебатов. Результаты теоретического исследования позволяют составить прагмалингвистический текст, иллюстрирующий особенности речевого взаимодействия участников дебатов.
to form value motivation for professional activities of pedagogical and classical universities are considered as regional experience. The ratio of the desired profession and its demand in the labor market is one of the most pressing issues for today's youth.
Key words: studying youth, professional self-determination, vocational training, professional activity, value orientation, motivation.
С.В. Еманова, канд. пед. наук, доц., Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: [email protected] Е.А. Хомутникова, канд. филол. наук, доц., Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: [email protected] Н.А. Чалых, канд. филол. наук, доц., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Е-mail: [email protected] И.А. Медведева, ассистент, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, E-mail: inessa2370@list
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
В настоящей статье описаны мотивационно-ценностные установки учащейся молодежи Шадринского и Курганского университетов Зауралья, связанные с выбором профессии, профессиональной подготовкой, формированием социальных ожиданий в реализации жизненных установок и профессиональных планов. Рыночная экономика показана как фактор, влияющий на выбор будущей профессии молодежи Кургана и Шадринска. Работа вузов выступает действенным средством формирования у учащейся молодежи жизненных и профессиональных ценностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Направления работы со студентами педагогического и классического вузов в целях формирования ценностной мотивации на профессиональную деятельность рассматриваются как региональный опыт Соотношение желаемой профессии и востребованности ее на рынке труда является одним из острейших вопросов для нынешней молодежи.
Ключевые слова: учащаяся молодежь, профессиональное самоопределение, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, ценностные ориентации, мотивация.
Актуальность проблемы формирования мотивационно-ценностных установок учащейся молодежи обусловлена факторами общественного прогресса, которые, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, отражается на социальном облике молодёжи [1].
Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе [2, с. 3]. Различные аспекты молодежной проблематики находят довольно обстоятельное освещение в монографиях и научных статьях И.В. Бестужева-Лады [3], Н.М. Блинова [3], В.А. Житенева [3], В.Ю. Вишневского [4], Я.В. Дидковской [4], М.В. Певной [4], И.С. Кона [5], В.Т. Лисовского [6].
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности [7].
Особое внимание в исследованиях, касающихся социального портрета молодежи, обращено на образование. Именно образование как базис развития общества играет решающую роль в судьбе молодого человека. Если выбор профессии осуществляется индивидом без четкого представления о жизненных ценностях, целей и планов, то он не может считаться личностно-индивидуальным выбором. Именно личностная детерминация профессиональной деятельности помогает самоопределению молодежи относительно той или иной профессиональной сферы и профессии [8, с. 63].
В представленном исследовании затронуто несколько вопросов, касающихся выбора профессии, профессиональной подготовки, социальных ожи-
Таблица 1
Предварительный выбор будущей профессиональной деятельности первокурсников
Направления профессиональной деятельности Курганский государственный университет Шадринский государственный педагогический университет
Военное 6,25% 3,75%
Педагогическое 7,5% 13,75%
Медицинское 1,25% 1,25%
Юридическое 10% 5%
Производственное 5% 7,5%
Политическое 0% 2,5%
Коммерческая деятельность 35% 18,5%
Другое 35% 47,75%
даний, реализации жизненных установок и профессиональных планов учащейся молодежи Шадринского и Курганского университетов Зауралья. Выбор направления будущей профессиональной деятельности у студентов Кургана и Шадринска несколько различается (табл. 1). Предварительный выбор, сделанный первокурсниками до поступления в КГУ и ШГПУ, отличается от реального. Так, хотели бы в будущем заняться коммерческой деятельностью 35% молодых людей в Кургане, 18,5% - в Шадринске. Военное образование выбрало 3,75% молодежи Шадринска и 6,2 5% молодых людей Кургана. Педагогами пожелали стать 13,75% шадринцев и, соответственно, 7,5% курганцев. Медицинское образование решили получить 1,25% опрошенных в обоих городах. Юридическую практику выбрали 5% молодых людей в Шадринске и 10% - в Кургане. Работать на производстве пожелали 7,5% шадринцев и 5% курганцев. Политической деятельностью планировали заняться лишь 2,5% опрошенной молодежи в Шадринске. Другие направления выбирали около 47,75% шадринцев и 35% курганских юношей и девушек.
Однако студенты указали факторы, повлиявшие на выбор направления профессиональной подготовки (табл. 2).
Таблица 2
Факторы, повлиявшие на выбор профессиональной деятельности молодежи
Факторы Курганский государственный университет Шадринский государственный педагогический университет
Совет родителей 26,25% 10,0%
Поступал с друзьями 1,25% 2,5%
Желаемая профессия 38,75% 51,25%
Легче было поступать 7,5% 12,5%
Стремление получить высшее образование 27,5% 20,0%
На что денег хватило 1,25% 3,75%
51,25% опрошенных студентов в Шадринске и 38,75% в Кургане поступили в учебные заведения в соответствии с желаемой профессией. Родители повлияли на выбор специальности 10% первокурсников ШГПИ и 26,25% обучающихся в КГУ. Стремление получить высшее образование, независимо от реальных возможностей, руководило 20% шадринцев и 27,5% курганцев. Под влиянием друзей поступило 2,5% и 1,2% шадринской и курганской молодежи. Выбрали наиболее легкий вариант 2,5% молодежи в Шадринске и 7,5% - в Кургане. Материальным положением аргументировали свое поступление в учебное заведение 3,75% ша-дринских и 1,25% курганских студентов.
Проведенное исследование позволило выявить основные проблемы в профессиональном самоопределении старшеклассников в регионе:
- неинформированность подавляющего большинства родителей и старшеклассников о региональных профессиональных образовательных учреждениях;
- приоритетное предпочтение старшеклассниками высшего профессионального образования;
- низкий уровень информированности у подавляющего большинства старшеклассников о специфике регионального рынка труда;
- социальная престижность профессий, связанных с коммерческой деятельностью.
Рыночная экономика во многом оказывает влияние на ценностные ориентации молодого поколения, а студенчество нашего края не является исключением. Главная цель высшего учебного заведения заключается в постепенном формировании у будущего специалиста мотивационно-ценностных установок, связанных с внутренней готовностью самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Ценностные ориентации как совокупность иерархически связанных между собой мотивов, задают молодому человеку направленность его жизнедеятельности. В процессе профессионального обучения происходит всестороннее развитие личности обучающегося, накопление жизненного опыта, выработка способности самостоятельно выбирать системообразующую ценность, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и задает определенную иерархию ценностей. От характера мотива зависит иерархия ценностей, успешность деятельности, ее продуктивность. Доминирующие позиционные, познавательные и деятельностные мотивы студентов являются психологической основой для формирования у них жизненных и профессиональных ценностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
В нашей анкете на вопрос «Как часто Вы задумываетесь над смыслом жизни?» мы получили следующие ответы. Как оказалось, студенты города Ша-дринска чаще своих курганских сверстников задумывается над смыслом жизни: около 40% опрошенных ответили на поставленный вопрос «часто» (табл. 3), тогда как процент ответивших подобным образом в Кургане равен 32,5%. «Иногда» столь философским вопросом задаются 38,75% исследуемой молодежи в обоих городах. Ответ «Редко» выбрали 13,75% респондентов в Шадринске и 17,5% - в Кургане. Затруднения при ответе на данный вопрос возникли у 5% шадринских студентов и 6,25% курганской молодежи. И, наконец, никогда не задумываются о бренности всего живого только 5% опрошенных в Кургане.
Таблица 3
Как часто Вы задумываетесь о смысле жизни?
Вариант ответа КГУ ШГПУ
Часто 32,5% 42,5%
Иногда 38,75% 38,75%
Редко 17,5% 13,75%
Никогда 5% 0%
Затрудняюсь ответить 6,25% 5%
Вариант ответа КГУ ШГПУ
Совсем неуверен 7,5% 1,25%
Не совсем уверен 41,25% 50%
Полностью уверен 51,25% 48,75%
Вариант ответа КГУ ШГПУ
Да 55% 52,5%
Нет 11,25% 18,75%
Затрудняюсь ответить 33,75% 28,75%
Различия в данном вопросе среди выпускников вузов исследуемых городов оказались незначительны. Несмотря на некоторую неустойчивость развития страны в экономическом плане, учащаяся молодежь обладает уверенностью в своих планах на будущее.
В условиях динамично развивающихся рыночных отношений начинающим студентам приходится задумываться о завтрашнем дне, будущем трудоустройстве. У отдельных представителей данной категории вопрос вызывает некоторый страх и неуверенность в завтрашнем дне.
Несомненно, учащаяся молодежь, являясь одной из неустойчивых в социальном отношении категорий населения, в осуществлении своих планов не может надеяться только на себя. Мы попытались узнать, на кого возлагает надежды в осуществлении своих планов студенческая молодежь Кургана и Шад-ринска.
Результаты оказались следующими: около 70% опрошенных в обоих городах надеются в осуществлении своих планов только на себя, 23,75% молодого населения доверяют свою судьбу родителям, помощи от друзей ждут около 10,25% анкетируемых, а вот на региональную поддержку и государство не надеется ни один участник опроса (рис. 1).
Вопрос студентам старших курсов о готовности к реализации жизнен ных планов звучал так: «Уверены ли вы, что сможете реализовать свои жизненные планы?»
Половина жителей города Шадринска в большинстве своем не совсем уверены в реализации своих планов на будущее (табл. 4).
Таблица 4
Уверенность студентов старших курсов в реализации жизненных пла нов
Такое же количество студентов выразили полную уверенность в завтрашв нем дне. Мы зафиксировали 1,25% молодежи города Шадринска, совсем не уверенной в достижении поставленных целей. 51,25% жителей Кургана выраонли полную уверенность в этом вопросе, не совсем уверенных оказалось около 40% молодых людей и совсем неуверенных - 7,5% респондентов.
Почти половина опрошенных выпускников ШГПУ и КГУ высказали уверее-ность в будущей реализации своих профессиональных потребностей (табл. 5). Вопрос вызвал затруднение примерно у 30% анкетируемых. «Нет» - на данный вопрос ответили 18,75% выпускников ШГПУ и 11,25% - КГУ.
Таблица 5
Уверенность в реализации целей в профессиональной деятельности
Рис.1. Надежды на осуществление планов студенческой молодежи
Рыночная экономика, как показывает практика, способствует более бы-стромризвосленоюрчащеВся мвлодежи.Студенвыстаршивкуусов становотсо более практичными, чаще задумываются о завтрашнем дне, а после первой ороизводетвеонон и-уктики осущесыпмют пчофнссвыналуную деявыы-ьудсть. В условиях конкурентной борьбы молодые люди начинают осознавать, что в ре-отсоа^иылаеов на^дущое нужао научивооянвдеятссо га сеЕм.ввоиычлыи оозсюжыосто.
Анализ образовательной деятельности КГУ и ШГПУ позволил выявить онентриныеыипуирлеаиреаарты соствддыческов молсщщжвю I- цотрхфсвауро-вания ценностной мотивации на профессиональную деятельность, которые мож-норэасовыфивытькак рргивоалуу^тосо^ыоостт.Ривсмыари этвнупрщеленуя.
лиынустнаьрмуув итиюстуд ун тов:
- организация профессионально значимой деятельности (осмысление стьдеытимоенавнмистн певфФУPИoтФлтнoзы ыыСора р проорею уыасатя в коные. рах профессионального мастерства, кафедральных неделях, овладение допол-уытфпьнымфoуеаоoщутелыными пефгpеммуфы, ураыыие в
тенфереациве релщфыиадаx-;
- создание ситуации успеха (воспитание чувства гордости за свои успе-хн, слен 0вщичнтр0в,фатroдытc0вeнмыeсиcфмуpфдиыeшам и
учатся на «хорошо» и «отлично», формирование папки достижений, публикации в С МИ, ур^<л^выут^вощ^ад киркррк^тщд^жрых, с е кцывс).
- ывсолчзрвууие PФPнестуooвжаытФЛФBaвуoro вofдoдa(оеraнызазса равноправного диалогового общения, деятельностно-творческий характер об-TaзФыaана,^laпрaмlвтуестт да полыppмырвжрыoртнoro ваыннтня ртвжввтыы.пре-доставление обучающимся свободы для принятия самостоятельных решений, ввуечеаивр,вуlбPееолшвpм<оаиящ способот обученияи срврдееия);
- создание воспитывающей среды (формирование на факультете социокультурного образовательно-воспитательного пространства, в котором доми-вируют дeмoывытуыeтщу ценщщстоые онвенвотеи,уаыулмзсоанные
нормы общественного бытия, значимость здорового образа жизни).
и.лобoта,нворывleтудеыыдoтивщтавaвнеоыщ-аденчe уистуыыыьувмий о cоocщбнмиебpжьoвoсepонoЧщеоopвиукбй дeяещлбностщ:
- продолжение системы адаптационных занятий;
- oримeсттыeaиепоаxевюгoтпeлоroгичecкой поддержки;
- поддержка эмоционального комфорта в коллективах, формирование вд орово ймеpожруо-вcыxщмo1нчжcьотутоopоеукбыутшocфeиынa фек^нтрве.
3. Ыaввирооеоxнолoгио cбтщуони^^ы^НУ6:
- соуправление студенчества и администрации позволяет включить актив нпттрecты рышенея общесавеоныещгжто;
- организация работы органов студенческого самоуправления;
- совместная творческая и исследовательская деятельность.
4. Увеличение воспитательного потенциала в процессе учебной и внеучеб-ной деятельности:
- разработка действующих моделей организации воспитательной работы на кафедрах;
- определение индивидуальной траектории развития каждого молодого человека, выделение специальных задач личностного развития, соответствующих его индивидуальным особенностям;
- предоставление студентам возможностей самостоятельного выбора сфер дополнительного образования и занятий в свободное время;
- всесторонняя поддержка деятельности органов студенческого самоуправления;
- рассмотрение воспитательной работы как ведущей компоненты деятельности;
- развитие студенческого самоуправления, молодежных инициатив, создание разнопрофильных студенческих объединений [9].
Стремление к профессиональной деятельности стимулирует активность студентов и создает устойчивое внимание к специальным знаниям, овладение которыми формирует профессиональную идентификацию студентов, помогает глубже понять сущность профессии [10].
Библиографический список
Использование сетевого взаимодействия университетов с организациями культуры и дополнительного образования позволяет осуществлять непрерывное образование в рамках внеучебной деятельности студентов, способствующее формированию устойчивой мотивации обучающихся на избранную профессию и дальнейшее самообразование [11, с. 156 - 158].
Таким образом, проанализировав результаты исследования и общую социально-экономическую ситуацию края, можно сделать выводы. Возросла ответственность учащейся молодежи за свою судьбу, повысилась инициатива, подход к выбору будущих приоритетов связывается с особенностями социально-экономического развития страны и региона. В вузах действует система профессионального воспитания, способствующая личностному развитию студентов. Помимо этого, в рассмотренных образовательных учреждениях широко применяются технологии, позволяющие строить и реализовывать индивидуальные траектории профессиональной подготовки и личностного развития обучающихся, создана система сетевого взаимодействия университетов с организациями культуры и дополнительного образования, которая благотворно действует на формирование у будущих молодых специалистов мотивации на жизненные и профессиональные ценности.
1. Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: Жизненные ориентиры современной российской молодежи. Социально-гуманитарные знания. 2003; № 1.
2. Добренько В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3 т. Москва: ИНФРА-М, 2002.
3. Бестужев-Лада И.В., Блинов Н.М, Житенев В.А. и др. Наш молодой современник: Диалоги и размышления. Москва: Политиздат, 1988.
4. Вишневский Ю.Р, Дидковская Я.В., Певная М.В. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий. Информационно-аналитический отчет. Екатеринбург: УрФУ 2011.
5. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1989.
6. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 1996.
7. Волков Ю.Г, Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: учебное пособие. Под редакцией проф. Ю.Г. Волкова. Ростов-на Дону: Феникс, 2001.
8. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. Социологические исследования. 2000; № 3.
9. Ретивых М.В. Исторически сложившиеся концепции профориентации и особенности их развития в современных условиях. Вестник Брянского государственного университета. 2013; № 1.
10. Еманова С.В., Легких С.А. Реализация личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной работе как условие формирования личности студента. Актуальные проблемы профессионального педагогического и технологического образования: материалы Международной научно-практической конференции. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2010.
11. Еманова С.В. Хомутникова Е.А. Интегративный подход в системе подготовки специалистов дополнительного образования детей и молодежи в Курганском госуниверситете. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72).
References
1. Dubin B. Vverh po lestnice, ne veduschej nikuda: Zhiznennye orientiry sovremennoj rossijskoj molodezhi. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2003; № 1.
2. Dobren'ko V.l., Kravchenko A.I. Sociologiya: v 3 t. Moskva: INFRA-M, 2002.
3. Bestuzhev-Lada I.V., Blinov N.M, Zhitenev V.A. i dr. Nash molodojsovremennik: Dialogiirazmyshleniya. Moskva: Politizdat, 1988.
4. Vishnevskij Yu.R., Didkovskaya Ya.V., Pevnaya M.V. Problemy professional'nogo samoopredeleniya molodezhi: analiz cennostnyh orientacij i professional'nyh strategij. Informacionno-analiticheskij otchet. Ekaterinburg: UrFU, 2011.
5. Kon I.S. Psihologiya rannejyunosti: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1989.
6. Lisovskij V.T. Sociologiya molodezhi. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij universitet, 1996.
7. Volkov Yu.G., Dobren'kov V.l., Kadariya F.D., Savchenko I.P., Shapovalov V.A. Sociologiya molodezhi: uchebnoe posobie. Pod redakciej prof. Yu.G. Volkova. Rostov-na Donu: Feniks, 2001.
8. Karpuhin O.I. Molodezh' Rossii: osobennosti socializacii i samoopredeleniya. Sociologicheskie issledovaniya. 2000; № 3.
9. Retivyh M.V. Istoricheski slozhivshiesya koncepcii proforientacii i osobennosti ih razvitiya v sovremennyh usloviyah. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 1.
10. Emanova S.V., Legkih S.A. Realizaciya lichnostno-orientirovannogo podhoda v uchebno-vospitatel'noj rabote kak uslovie formirovaniya lichnosti studenta. Aktual'nye problemy professional'nogo pedagogicheskogo i tehnologicheskogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Shadrinsk: Izd-vo OGUP «Shadrinskij Dom Pechati», 2010.
11. Emanova S.V. Homutnikova E.A. Integrativnyj podhod v sisteme podgotovki specialistov dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i molodezhi v Kurganskom gosuniversitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72).
Статья поступила в редакцию 21.01.20
УДК 37.013
Larionova D.V., postgraduate, Institute of continuing education, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia);
teacher of additional education of ^den and youth center of "Raduga" (Pushchino, Russia), E-mail: [email protected]
WEB-QUEST TECHNOLOGIES IN CREATING A MEDIA EDUCATION ENVIRONMENT FOR TEACHERS. The article discusses the role of using web quest technology in the development of the media education environment. The author analyzes research and publications on the subject of media education, considered the concept of media education environment and its structural elements. Among them, electronic educational resources have been identified, which include current web quests. The article describes the components, themes, forms, and stages of creating a web quest. An example of a developed web quest on the subject of media education of teachers is given. It contains the stages of project preparation by participants, as well as traditional evaluation criteria. The tools that have proved to be the most effective in the work aimed at the development of the media educational environment are considered.
Key words: web quest, media education environment, media education, media, creative abilities.
Д.В. Ларионова, аспирант, Институт непрерывного образования Московского городского педагогического университета, г. Москва;
педагог дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Радуга», г. о. Пущино, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТА В СОЗДАНИИ ПЕДАГОГАМИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье рассматривается роль использования технологии веб-квестов в развитии медиаобразовательной среды. Автор проанализировал исследования и публикации по тематике медиаобразования, рассмотрел понятие медиаобразовательной среды и ее структурные элементы. В их числе определены электронные образовательные ресурсы, которые включают актуальные на сегодняшний день веб-квесты. В статье рассмотрены компоненты, тематика, формы,