Научная статья на тему 'Роль вуза в социокультурном развитии малых и средних городов России'

Роль вуза в социокультурном развитии малых и средних городов России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / НЕБОЛЬШОЙ ГОРОД / SMALL CITY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY / ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT INSTITUTE / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова О.А., Суханова Н.С.

В статье рассмотрены вопросы оценки роли вуза в условиях «среднего» города, как одного из важнейших институтов, определяющих вектор социально-экономического развития муниципального образования, способствующего формированию «точек роста» территории на основе использования интеллектуального и творческого потенциала населения. На основе использования методов контент-анализа и социологического опроса студентов проведен анализ социокультурной деятельности вуза на примере Шадринского педагогического института, определены основные мотивационные установки учащейся молодежи, выделены причины их желания уехать после учебы на другое место жительства, определены основные перспективные направления деятельности вуза как социального института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of university in socio-cultural development of small and medium cities of Russia

The questions of characterization of the role of a higher educational institution in the conditions of the "average" city, as one of the major institutes defining the vector of social and economic development of municipality, promoting formation of "growth points" of the territory on the basis of the use of the intellectual and creative potential of the population are considered in the article. The analysis of the social and cultural activity of the higher education institution on the example of Shadrinsk teachers' training institute is carried out on the basis of the use of methods of the content analysis and the sociological inquiry of students, the main motivational installations of studying youth are defined, the reasons of their desire to leave after study for other residence are allocated, the main perspective activities of the higher education institution as social institute are defined.

Текст научной работы на тему «Роль вуза в социокультурном развитии малых и средних городов России»

МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

роль вуза в социокультурном развитии малых и средних

ГОРОДОВ РОССИИ

Козлова О.А.

доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра исследований социоэкономической динамики, Институт экономики УрО РАН (Россия), 620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29, region-uiec@mail.ru

Суханова Н.С.

аспирант, Институт экономики УрО РАН (Россия), 620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29, region-uiec@mail.ru

УДК 332.1

ББК 65.05

В статье рассмотрены вопросы оценки роли вуза в условиях «среднего» города, как одного из важнейших институтов, определяющих вектор социально-экономического развития муниципального образования, способствующего формированию «точек роста» территории на основе использования интеллектуального и творческого потенциала населения. На основе использования методов контент-анализа и социологического опроса студентов проведен анализ социокультурной деятельности вуза на примере Шадринского педагогического института, определены основные мотивационные установки учащейся молодежи, выделены причины их желания уехать после учебы на другое место жительства, определены основные перспективные направления деятельности вуза как социального института.

Статья подготовлена при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 34 «Прогноз потенциала инновационной индустриализации России» Проекта «Новые инструменты и методы прогнозирования инновационно-технологического развития регионов» 12-П-7-1001.

Ключевые слова: ВУЗ, небольшой город, социально-экономическое развитие территории, институт развития.

Kozlova o. A., sukhanova N. s.

role of a higher educational institution in the social and cultural development of small and average towns of russia

The questions of characterization of the role of a higher educational institution in the conditions of the "average" city, as one of the major institutes defining the vector of social and economic development of municipality, promoting vt formation of "growth points" of the territory on the basis of the use of the intellectual and creative potential of the populará tion are considered in the article. The analysis of the social and cultural activity of the higher education institution on the example of Shadrinsk teachers' training institute is carried out on the basis of the use of methods of the content analysis and the sociological inquiry of students, the main motivational installations of studying youth are defined, the reasons of jg their desire to leave after study for other residence are allocated, the main perspective activities of the higher education § institution as social institute are defined.

i

(y Key words: higher educational institution, small city, social and economic development of the territory, develop-^ ment institute.

g В России важнейшей проблемой развития стра- сте. В условиях рынка малые и средние города ока-

^ ны, ее безопасности и приобретения устойчивого раз- зались практически беззащитными. Их жители более,

вития, становится проблема развития малых и средних чем кто-либо, ощутили спад производства, закрытие

© городов — каждого города в отдельности и всех вме- подчас единственного в городе предприятия, длитель-

СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА Козлова О.А., Суханова Н.С.

ные задержки выплаты заработанной платы и т.д. В то же время малые и средние города особенно значимы в социально-экономической и культурной жизни населения нашей страны.

По оценке на 1.01.2013г. в России насчитывается 150 средних с численностью населения от 50 до 100 тыс. чел. и 781 малый город с численностью населения до 50 тыс. жителей. Это три четверти всех городов страны, в которых проживает 27% населения [1]. Сегодня эти города играют роль своеобразных центров сельских районов. Они являются, своего рода, «опорные точками» развития близлежащих территорий, местом расположения промышленных предприятий, транспор-тно- распределительных узлов и, зачастую, единственными очагами культуры и образования. Преобладающая часть малых и средних городов России является исторической основой российской государственности, национальной культуры и народных традиций.

Проблема эффективной территориальной организации высшей школы в малых и средних городах России становится особо актуальной в период постиндустриального развития. Следует отметить, что особенности развития профессионального образования в этих городах России мало изучены современной наукой, равно как и научно не определено их место в структуре российского территориального, социально-экономического и эколого-культурного пространства [2].

Локализованность высшего учебного заведения в определённой социально-экономической и культурно-исторической среде должна рассматриваться как фактор, существенно влияющий на выбор стратегии его развития [3,с. 126].

В этих условиях правомерно ставить вопрос о характере, степени и направленности влияния высшей школы на жизнь местного социума.

У истоков изучения вопросов размещения высшей школы в России стояли известные ученые и общественные деятели конца XVII — начала XVIII века Феофан Прокопович и Федор Салтыков. Значительный вклад в изучение принципов территориальной организации высшего образования внес Д. И. Менделеев, который предлагал открывать новые университеты преимущественно в малых городах, отмечая, что они «... почти целиком зависящие от университетов, в них находящихся, дали, как известно, наибольший рассадник для развития самостоятельности в науках для многих стран; а у нас ... выбор подобного места был бы полезен во всех отношениях ...» [4].

Теория территориальной организации высшей школы — составная часть теории территориальной организации производительных сил. Региональная политика в сфере высшей школы имеет исторический характер. Важным источником информации о территориальной организации высшей школы в прошлом

могут служить работы РГ. Эймонтовой [1985], А.И. Авруса [1995], Б.К. Тебиева [1996],

В современной научной литературе много внимания уделяется проблемам становления и развития высшей школы в малых и средних городах (Г.Е.Зборовский [2004], Е.А. Шевелева [2010]). В обобщающих работах по территориальному размещению высшей школы проводится анализ основных факторов развития территориальной структуры высшей школы, в различных социально-экономических и политических условиях (А.П. Катровский, [2003]).

Проблемы, исследуемые в данных работах свидетельствуют об исключительной важности территориального аспекта организации высшей школы, актуальность которого в современный период развития высшего образования только нарастает.

Как отмечают С.В.Слинкин и Н.Л. Бельская, появление педагогических вузов в малых городах в 30-х и 50-х годах ХХ века связано с реформами образования и нехваткой учителей соответствующих уровней и профилей подготовки: в 30-е годы введение общего семилетнего образования, а в 50-е -введение общего среднего образования в стране. Образование вузов в 90-е годы мы связываем, с одной стороны, с реформами образования в стране, в результате которых в крупных городах сократилось количество педвузов из-за перехода в статус классических университетов. Потери в подготовке учителей восполнились созданием педагогических вузов в малых городах[5].

Следует отметить, что статистика последних лет и результаты проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинга 2012 года неутешительны для педагогического образования: 34 вуза из 48 педагогических — попали в зону риска, 11 из них — в группу вузов, имеющих признаки неэффективности и рекомендованных к реорганизации [6].

Рассмотрим роль вуза в социокультурном развитии города на примере Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ). Шадринск средний город с численностью населения 77,4 тыс.чел. на 1.01.2013г.. Численность молодежи от 16 до 29 лет составляет 17,4 тыс.чел. или 22,5% от общей численности населения города.

Приоритетом в деятельности вуза является ориентация на потребности города и Курганской области в квалифицированных кадрах, на достижение высоких показателей качества и эффективности образования. Наряду с педагогическими в последнее время вуз ведёт обучение и по ряду непедагогических специальностей: журналистика, менеджмент организации, социально-культурный сервис и туризм, психология, перевод и переводоведение, теория и методика обучения иностранным языкам и культурам, прикладная информатика (в образовании, в экономике), программ-

СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА Козлова О.А., Суханова Н.С.

ное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, математическое обеспечение и администрирование информационных систем, домо-ведение, дизайн, социальная работа, декоративно-прикладное искусство, искусство интерьера.

Сегодня в стенах вуза обучается около семи тысяч студентов. Активно развивается заочное обучение. Численность работников составляет 638 чел., из них профессорско-преподавательского состав насчитывает 289-штатных работников, в т.ч. 11 докторов, 136 кандидатов наук. и 99 чел. - внешних совместителей, в т.ч. 63 доктора и 36 кандидатов наук.

Для определения роли вуза в жизни города авторами статьи был использован контент-анализ, объектом которого стало содержание публикаций в Ша-дринской городской газете «Ваша выгода». Целью контент-анализа являлась не характеристика содержания текста, а скорее, те реальные процессы на территории, отраженные в публикациях, в которых активно принимал участие ВУЗ.

Газета выходит два раза в неделю. За анализируемый период (01.01.2012 г.-31.12.2012 г.) вышло 104 номера.

Согласно задаче исследования для анализа были выбраны публикации, отражающие проблемы молодежи (образование, безопасность, асоциальное поведение воспитание, молодежная политика и пр.).

Публикации идентифицировались по характеру содержащегося в них материала: нейтральные, проблемные, критические и комплиментарные.

Анализ публикаций газеты «Ваша Выгода» показал, что за год общее количество статей, отражающих участие Шадринского государственного педагогического института в образовательной и социокультурной жизни города составило 31ед. Результаты

деятельности института среди молодежи представлены в таблице 1.

Заметим, что не было ни одной статьи, носящей критический характер. Большая часть статей (67,7%) поднимает вопросы воспитания подрастающего поколения (правового, политического, спортивного, духовно-нравственного и пр.).

Значительное число комплиментарных статей в этой рубрике посвящено спортивным мероприятиям, в которых принимали участие студенты и преподаватели института, а также всем заметным событиям города, проходившим в стенах ШГПИ. Второе место (22,6%) по освещению занимают вопросы образования. Незначительное внимание уделено вопросам асоциального поведения, и лишь несколько статей посвящено проблеме трудоустройства молодых людей в летний период.

Из проведенного контент-анализа можно сделать вывод, что ни одно крупное мероприятие не проходит без участия его студентов или преподавателей. Шадрин-ский педагогический институт принимает активное участие в воспитании молодежи города, тем самым внося заметный вклад в социокультурное развитие города.

С целью определения роли ВУЗа в формировании мотивационных установок среди молодежи на то, чтобы связать свою профессиональную и личную жизнь с городом, было проведен анкетный опрос студентов института Шадринского государственного педагогического института, который позволил выделить основные причины, мотивирующие молодое поколение уезжать из города в другое место жительства и работы.

Из общего числа студентов очного отделения, составляющего 2700 чел., в опросе принимало участие 200 чел. Анкетирование проводилось на основании опроса случайно выбранных студентов 4 и 5 курсов очного отделения через анкеты на бумажном

Таблица 1. Результаты контент- анализа статей Шадринской городской газеты «Ваша выгода»*

критические Нейтра-ль-ные проблемные Компли-меитар-иыю Итого

Образование - 1/16,7 - 6/24 7/22,6

Асоциальное поведение - - - 1/4 1/3,2

Безопасность - - - - 0

Воспитание - 4/66,6 - 17/68 21/67,7

Трудоустройство - 1/16,7 - 1/4 2/6,5

всего: 0 6 0 25 31

* Составлено авторами

СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА Козлова О.А., Суханова Н.С.

носителе. Опрос проводился в 2012 году, участие принимали студенты таких специальностей как менеджмент организации, домоведение, теория и методика обучения иностранным языкам и культурам, прикладная информатика (в образовании, в экономике), психология. Следует отметить, что студенты отнеслись к вопросам анкет довольно серьезно и отвечали искренне и осознанно.

Сожаление вызывает то, что большинство студентов после окончания института не планируют связывать свою жизнь с городом. Среди наиболее важных причин выделяются в основном социально-экономические, например такие, как низкая инфраструктурная обеспеченность города, невысокий уровень заработной платы, проблемы с трудоустройством. Мнение молодежи таково, что культурная сфера больших городов намного богаче, чем малых. Не устраивает отсутствие или недостаточное количество театров, выставочных центров, памятников архитектуры и других социально-культурных образований в городе. Это является одной из основных причин миграции молодежи из малых городов в крупные. Слабо развитая индустрия развлечений в малом и среднем городе, также представляет собой проблему. Молодежь крайне отрицательно оценивает этот факт. Молодежь хотела бы проводить свой досуг и отдых в современных кинотеатрах, клубах, на благоустроенных улицах города. Крупный город мог бы удовлетворить это требование молодежи. При чем, следует отметить тот факт, что студенты хотели уехать даже не в Москву или центральную часть России, а в крупные близ лежашие города: Екатеринбург, Челябинск, Курган, Тюмень (рис. 1). Кроме этих выделяются причины, связанные с социально-психологическим состоянием молодого человека. К ним можно отнести такие, как желание:

- вырваться из-под опеки родителей;

- проверить собственные силы, «на что я способен»;

- повысить квалификацию в преддверии будущего трудоустройства;

- завести новых друзей, завязать нужные связи;

- жениться (выйти замуж).

По мнению респондентов, малый город несовместим с трудовой деятельностью, позволяющей оперировать большими денежными потоками. Уровень дохода в мегаполисе значительнее выше, при этом выполняемая работа не всегда сложнее. Следует отметить, что материальный фактор не для всех студентов является определяющим.

Возможность самореализации и самосовершенствования является более значимой. Молодежь стремится к самостоятельности и независимости. Молодые люди не всегда оценивают позитивно помощь родителей и связи при трудоустройстве, хотя

распространенное мнение гласит обратное. Студенты после окончания вуза хотели бы испытать свои силы, оценить собственную профессиональную ценность. Постоянное место жительство в крупном городе расценивается респондентами как избавление от нежелательной опеки, доказать свою социальную зрелость.

Многие собираются уехать в крупные мегаполисы, где существует намного больше возможностей для реализации своих способностей (рис.1). В малых и средних городах особую проблему составляет ограниченность направлений профессиональной деятельности, предлагаемой на рынке труда. А отличительной чертой мегаполиса является именно широта выбора сфер деятельности, что конечно привлекает выпускников вуза. Также профессиональная деятельность должна быть творческой и интересной. Студенты понимают под этим фактор новизны, фактор изменчивости работы, территориальной мобильности. По мнению, студентов возможности творчества слабо реализуемы в небольших городах, которые представляются скорее со спокойным, размеренным образом жизни, что противоречит такой ценности у молодежи, как активность. В тоже время 20% респондентов все-таки хотят после окончания учебы остаться в городе.

Ниже приведены результаты анкетного опроса студентов по наиболее важным вопросам:

1. Планируете ли Вы после окончания института жить и работать в Шадринске (рис.1).

2. По какой причине вы не хотите остаться в Шадринске:

- не устраивает инфраструктура города — 26,2%;

- не устраивает уровень заработной платы — 47,5%;

- проблемы с трудоустройством — 21,3%;

- другое — 3,3% (ь предложения работать в другом городе, не устраивает климат).

3. По какой причине вы хотите остаться в Шадринске

- есть возможность трудоустройства — 36,8%;

- это мой родной город — 52,6%;

- другое — 2,5%(много друзей, родственников; семья).

4. В какой город вы планируете уехать после окончания института (рис.2).

Анализ роли высшего учебного заведения как института модернизации и развития социокультурной среды малых и средних городов позволяет выделить основные направления его влияния на местное городское сообщество.

1. Формирование образовательного пространства малого города. При построении образовательного процесса в вузах, находящихся в малых и средних городах, необходимо учитывать специфические особен-

СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА Козлова О.А., Суханова Н.С.

ности провинциальной молодежи. Исследователи отмечают менее быстрый, чем в крупных городах, темп жизни, благодаря которому молодежь сохраняет более высокий уровень психического и физического здоровья [7, с.181]. Для территориальных образований жизненно важной задачей является обеспечение развития и непрерывных качественных улучшений жизни населения, проживающего на данной территории. При этом актуализируется задача повышения уровня жизни на основе построения «экономики знаний», определяющей необходимость развития человеческих ресурсов, создания благоприятных условий для инновационной деятельности. В этих условиях вуз служит целям социализации молодёжи, обеспечивая ступенчатость и непрерывность образования.

Интеллектуальный потенциал вуза, его научные школы могут и должны послужить решению задач устойчивого развития муниципального образования, выявлению и стимулированию «точек роста» территории на основе использования интеллектуального потенциала молодежи. В данном контексте в условиях малого города функции высшего учебного заведения следует рассматривать как системообразующие. Важным условием успеха является получение возможности управлять развитием города, обеспечивая единство, системность, целостность подхода к решению городских проблем. И в этом отношении возможности высшего учебного заведения неоспоримы.

2. Активное социокультурное и социально-экономическое взаимодействие вуза и города как равно-

Рис.1. Распределение ответов респондентов о планах остаться и работать после окончания института в городе

Рис.2. Распределение ответов респондентов на вопрос о городе, с которым планируется связать свою жизнь после окончания института

СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА Козлова О.А., Суханова Н.С.

правных партнеров. Вуз традиционно выступает поставщиком кадров для образовательных учреждений города и прилегающих территорий. Под его влиянием происходит формирование и поддержка на необходимом уровне требований и условий профессиональной деятельности специалистов разных отраслей городского хозяйства. Однако, потенциал вуза значительно больше. Это связано, в частности, с переподготовкой на базе вуза работников городской администрации, определение направлений, форм, ресурсов развития городского сообщества. Здесь необходима актуализация достижений вузовской науки, их внедрение в практику управления городским хозяйством. Тесная связь с инфраструктурой города позволяет обеспечить расширение образовательного поля, помощь в трудоустройстве, уменьшение времени адаптации молодого специалиста [8, с.30].

3. Культуросозидательное направление в деятельности вуза. Т. Пищулина отмечает, что «при создании модели современного высшего профессионального образования в провинции следует учитывать, прежде всего, тот факт, что высшее учебное заведение в малом городе — это своеобразный культурный центр, стрежень в межнациональных отношениях, фактор надежной национальной безопасности. При этом довольно специфичны и функции провинциальных вузов: удовлетворение потребности региона в кадрах с высшим образованием (формирование ядра региональной элиты), непрерывного образования; возрождение и сохранение культурно-образовательных традиций региона; создание специфических условий для расширения спектра инноваций в системе образования региона, повышение культурно-образовательного уровня населения региона» [7,с.183]. Одной из важнейших задач в формировании данного направления выступает построение системы духовно-нравственного воспитания с использованием историко-культурного потенциала территорий [9, с.76].

Формируется в широком смысле социальная функция вуза. которая направлена не только на удовлетворение потребностей населения в услугах высшего образования, но и на укрепление взаимосвязи высшего образования с рынком труда, создание условий для развития связей с местным сообществом.

В современном мире актуализируется необходимость разработки концепции развития городского сообщества. В решении этой задачи вуз должен принимать активное участие, вырабатывая соответствующие ценности, инструменты и технологии, предлагая источники инновационного социального и экономического развития городского сообщества. В связи с этим, должны быть решены вопросы обоснованного соотношения общеобразовательных, гуманитарных, общепрофессиональных и специальных программ под-

готовки специалистов, в том числе и для городского хозяйства.

Как отмечает А.П Катровский, в перспективе, в территориальной структуре высшей школы России должны произойти определённые изменения. Одно из них связано с усилением роли вуза в системе расселения. Большую роль в подготовке кадров будут играть средние и малые города, хотя по-прежнему высшее образование останется прерогативой крупных и крупнейших городов[10].

В связи с этим, важным моментом в усилении роли вуза в социокультурном развитии малых и средних городов должно стать тесное взаимодействие с органами местного самоуправления, представителями предпринимательского сектора, общественными организациями в решении проблем и выработке перспектив социально-экономического развития города в соответствии с традиционными национальными ценностями и в контексте исторического и социокультурного развития территории. И тогда молодежи, желающей остаться жить и работать в городе будет уже не 20% , а намного больше.

Литература:

1. Города России [электронный ресурс]. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 14.10.2013)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Назаров А. Г. Малые города России: становление, развитие, историческая судьба [электронный ресурс] // Биосфера: электронный научный журнал. 2003. № 1. URL: http://ihst.ru/~biosphere/03-1/mal-GOR.htm(дата обращения 09.10.2013).

3. Дзиов А.Р. Высшая школа как социальный институт общественного воспроизводства. М.: Изд-во Академии естествознания, 2012. 312 с.

4. Менделеев Д. И. К познанию России. М.: Айрис-пресс, 2002. 576 с.

5. Слинкин С. В., Бельская Н. Л. Социальная эффективность педагогического вуза в регионе // Ректор вуза. 2013. № 2. С. 26-28.

6. Слинкин С.В., Бельская Н.Л. Вуз в малом городе: исторические аспекты и тенденции развития [электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: www. science-education.ru/108-8886 (дата обращения 25.10.2013).

7. Пищулина Т.В. Вуз в провинции: особенности организации образования // Высшее образование в России. 2009. № 7. С.181-184.

8. Костин А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики // Педагогика. 2005. № 8. С.26-32.

9. Ромах О.В. Провинциальная культурная среда // Общественно-политическая мысль российской

СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА Козлова О.А., Суханова Н.С.

провинции. ХХ век. Тамбов, 1993. С. 71-78.

10. Катровский А.П. Регионализация высшего образования в стратегии регионального развития [электронный ресурс]. URL: http://rcde.ru/ method/989.html (дата обращения 25.10.2013)

References:

1. Cities of Russia [e-resousce]. URL:http://ru.wikipedia. org/wiki (date of access 14.10.2013)

2. Nazarov A. G. Small towns of Russia: formation, development, historical destiny[e-resousce] //B io-sphere: electronic scientific magazine. 2003. № 1. URL: http://ihst.ru/~biosphere/03-1/mal-G0R.htm (date of access 09.10.2013).

3. Dziov A.R. The higher school as a social institute of public reproduction. M: Publishing house of Academy of natural sciences, 2012. 312 p.

4. Mendeleyev D. I. To perception of Russia. M: Iris press, 2002. 576 p.

5. Slinkin S.V., Belsky N.L. Social efficiency of pedagogical higher educational institution in the region //

Rector of a higher educational institution. 2013. № 2. P. 26-28.

6. Slinkin S.V., Belsky N.L. Higher educational institution in a small town: historical aspects and development tendencies [e-resousce] //Modern problems of science and education. 2013. № 2. URL: www. science-education.ru/108-8886 (date of access 25.10.2013).

7. Pishchulina T.V. Higher education institution in the province: features of the organization of education // the Higher education in Russia. 2009. № 7. P. 181184.

8. Kostin A.K. Regionalization of education - the strategic direction of educational policy // Pedagogics. 2005. № 8. P. 26-32.

9. Romah O.V Provincial cultural environment/Political thought of the Russian province. The XXth century. Tambov, 1993. P. 71-78.

10. Katrovsky A.P. Regionalization of higher education in strategy of regional development [e-resousce]. URL: http://rcde.ru/method/989.html (date of access 25.10.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.