Научная статья на тему 'Молодежная политика как фактор территориального развития'

Молодежная политика как фактор территориального развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
781
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / DUAL SYSTEM OF EDUCATION / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ / DEPRESSED REGIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Козлова О.А., Суханова Н.С.

В статье на основе анализа роли молодежи в социально-экономическом развитии территории выделены факторы, определяющие особенности включения молодых людей в общественную и экономическую жизнь, обоснованы критерии и приоритеты формирования молодежной политики на уровне муниципального образования на основе усиления ее взаимосвязи с региональным и федеральным уровнями. Для определения роли молодежного фактора в территориальном развитии авторами был проведен анализ данных социально-экономического развития Курганской области. Это позволило выявить влияние факторов территориального потенциала на перспективы развитие молодежи Курганской области. Информационной базой для исследования послужили данные Курганстата. Обозначены приоритетные направления по решению молодежных проблем. Сегодня совершенно очевидно, что эффективность молодежной политики это гарантия национальной безопасности России. В этой системе государство является важным объединяющим субъектом в вопросах формировании заказа молодежной политики. Однако общую стратегию развития России необходимо увязывать с молодежной политикой в регионе, что возможно только при помощи реализации механизмов социального партнерства. Поддержка и создание условий для нацеленности молодежи на повышение качества своего образования, развитие творческого потенциала в перспективе благоприятно отразится на социально-экономическом развитии территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth policy as a factor of territorial development by the example of Kurgan oblast

On the base of youth’s role in social and economic development of territory’s analysis this article separates out some factors which define peculiarities of young people involvement in public and economic life, substantiates criteria and priorities of youth policy formation at the level of municipal foundation on the base of its interaction’s improvement with regional and federal levels. To define the role of youth factor in territorial development the authors have analyzed the data of social and economic development of Kurgan oblast. That allowed exposing of territorial potential’s influence on youth’s development perspectives in Kurgan oblast. The information base of this research was data by Kurganstat. The authors defined first-priority ways of youth problems’ solution. It is no doubt that today efficiency of youth policy is a guarantee of Russian national security. In this system the state is a significant linking subject in formation of youth policy. The general development strategy of Russia should be connected with youth policy in a region, what is possible only with assistance of social partnership mechanisms. Supply and creation of conditions for improvement of educational quality, development of creative potential will be reflected in social and economic development of territory.

Текст научной работы на тему «Молодежная политика как фактор территориального развития»

О.А. Козлова, доктор экон. наук, профессор,

руководитель Центра исследований

социоэкономической динамики

Института экономики Уральского отделения РАН,

г. Екатеринбург, Россия,

Н.С. Суханова, ст. преподаватель,

кафедра менеджмента в образовании,

Шадринский государственный

педагогический институт,

г. Шадринск, Россия,

olga137@mail.ru

15sns@mail.ru

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ* на примере Курганской области

В статье на основе анализа роли молодежи в социально-экономическом развитии территории выделены факторы, определяющие особенности включения молодых людей в общественную и экономическую жизнь, обоснованы критерии и приоритеты формирования молодежной политики на уровне муниципального образования на основе усиления ее взаимосвязи с региональным и федеральным уровнями. Для определения роли молодежного фактора в территориальном развитии авторами был проведен анализ данных социально-экономического развития Курганской области. Это позволило выявить влияние факторов территориального потенциала на перспективы развитие молодежи Курганской области. Информационной базой для исследования послужили данные Курганстата. Обозначены приоритетные направления по решению молодежных проблем. Сегодня совершенно очевидно, что эффективность молодежной политики — это гарантия национальной безопасности России. В этой системе государство является важным объединяющим субъектом в вопросах формировании заказа молодежной политики. Однако общую стратегию развития России необходимо увязывать с молодежной политикой в регионе, что возможно только при помощи реализации механизмов социального партнерства. Поддержка и создание условий для нацеленности молодежи на повышение качества своего образования, развитие творческого потенциала в перспективе благоприятно отразится на социально-экономическом развитии территории.

Ключевые слова: молодежь, региональное развитие, молодежная политика, социальное партнерство, высшие учебные заведения, дуальная система образования, человеческий капитал, депрессивные регионы.

В XXI веке мировое сообщество, в том числе и Россию, охватили глобальные экономические, политические и социальные изменения. Сохранение и развитие конкурентоспособности страны во всех направлениях требует грамотной, своевременной реакции на современные вызовы. При этом, на наш взгляд, государству следует четко определить стратегические направления, в числе которых проблематика молодежи должна занимать одно из приоритетных мест. Опираясь на опыт последних десяти-

летии, можно с полной уверенностью сказать, что в динамично изменяющемся мире устойчивый с оциально - экономический рост обеспечат страны, которые смогут рационально использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития. По мнению авторов, для решения этих задач необходимым участником должна быть молодежь.

Молодежь в любом обществе является носителем социально-экономического,

культурного, демографического потенциала

* Публикация выполнена при поддержке гранта РГНФ — Урал, проект 14-12-66026 а(р) «Научно-методические основы диагностики, измерения и оценки эффектов пространственной локализации территориальных социально-трудовых систем».

территориального развития. Качество человеческого капитала в большой степени будет зависеть от того, насколько эффективно государство создаст условия для активного вовлечения молодежи в основные сферы общественной жизни. На наш взгляд, это даст возможность ускорить развитие государства и общества, обеспечить демографическое, социальное, экономическое и культурное воспроизводство.

На сегодняшний день современная молодежная политика как в Российской Федерации, так и на территории

Молодежь в любом обществе является носителем социально-экономического, культурного, демографического потенциала территориального развития. Качество человеческого капитала в большой степени будет зависеть от того, насколько эффективно государство создаст условия

для активного вовлечения молодежи в основные сферы общественной жизни.

ее регионов не в состоянии решить значительный блок молодежных проблем, осуществить эффективную социализацию молодых людей. Такая ситуация во многом связана с отсутствием четкой взаимосвязи между федеральным уровнем формирования молодежной политики и региональным либо муниципальным уровнем ее реализации.

Молодежная политика несовершенна, пока не выстроены действенные механизмы вовлечения молодежи в приоритетные инновационные проекты в регионе. Изучение этой проблемы позволяет понять, что экономические условия оказывают влияние на жизненные планы молодых людей, часть которых в силу низкой материальной обеспеченности родительской семьи не могут реализовать свои жизненные интересы.

Если учесть такие факторы, как безработица, стихийное формирование рынка труда, несовершенство механизмов защиты молодежи на данном рынке, то складывается общая картина негативного воздействия их на социализацию, формирование жизненных планов молодежи.

По мнению авторов, молодежная политика является необходимым инструментом для реализации социальных инноваций, а также ключевым фактором развития регионов, что и обусловило актуальность данной статьи, где предпринимается попытка обозначить проблемы и перспективы развития молодежной политики на примере Курган-

ской области. Региональная политика содержит такие важные аспекты, как нормативно-правовая база, финансовое обеспечение, программы по обеспечению социального и физического здоровья, получению образования, занятости молодежи, решение жилищных проблем, интеграция молодежи в политическую жизнь, патриотическое и гражданское воспитание.

В соответствии со «Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р, к категории молодежи относятся граждане в возрасте 14—29 лет. В законе «О государственной молодежной политике в Курганской области» дано следующее определение: региональная государственная молодежная политика — это совокупность мер, направленных на создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах социально-экономического и культурного развития Курганской области, обеспечение ее конкурентоспособности и безопасности.

Следует отметить, что нормативная база муниципальной молодежной политики существует, но она разрозненна и несистематична. Таким образом, это привело к отсутствию связи с другими областями государственной политики, к малоэффективным практическим действиям, поэтому молодежная проблематика выглядит замкнутой.

Для определения роли молодежного фактора в территориальном развитии авторами был проведен анализ данных социально-экономического развития Курганской области, что позволило выявить влияние факторов территориального потенциала на перспективы развития молодежи области. Информационной базой для исследования послужили данные Курган-стата.

Динамика численности молодежи2

Период, на 1 января Численность молодежи (в возрасте 14-29 лет), человек Абсолютный прирост (- снижение) Темп роста

к предыдущему периоду, человек к 1 января 2000 года, человек к предыдущему периоду, % к 1 января 2000 года, %

2000 246 415 - - - -

2001 248 714 2 299 2 299 100,9 100,9

2002 250 283 1 569 3 868 100,6 101,6

2003 251 275 992 4 860 100,4 102,0

2004 249 588 - 1 687 3 173 99,3 101,3

2005 244 060 - 5 528 - 2 355 97,8 99,0

2006 235708 - 8 352 - 10 707 96,6 95,7

2007 227 227 - 8 481 - 19 188 96,4 92,2

2008 218 902 - 8 325 - 27 513 96,3 88,8

2009 211 405 - 7 497 - 35 010 96,6 85,8

2010 204 362 - 7 043 - 42 053 96,7 82,9

2011 195 726 - 8 636 - 50 689 95,8 79,4

2012 184 588 - 11 138 - 61 827 94,3 74,9

2013 175 108 - 9 480 - 71 307 94,9 71,1

Пятая часть населения Курганской области — молодежь в возрасте 14—29 лет. Начиная с 2000 года наблюдался рост ее численности, однако в 2003 году тенденция увеличения численности молодого поколения была прервана. Среднегодовое снижение численности молодых людей за период с 2003 по 2012 годы оставила 3,6%. По состоянию на 1 января 2013 года по сравнению с тем же периодом 2000 года численность молодых граждан снизилась на 71 тысячу человек и составила 71,1% к уровню 2000 года (табл.1)1.

По последним официальным данным, численность городской молодежи почти в два раза превышает численность молодых сельчан. На начало 2000 года сельского населения было на 54,1 тыс. меньше, к 2012 году разница практически не изменилась и составила 54 тысячи в пользу городов.

Численность молодежи Зауралья неуклонно снижается, и прогнозируемые величины негативны для региона (рисунок).

По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в 2012 году в экономике области было заня-

то 88,7 тысячи молодых людей, в том числе 3,4 тысячи — в возрасте до 20 лет, 85,3 тысячи — в возрасте 20—29 лет. На молодежь приходится четвертая часть (22,3%) занятого населения. Численность экономически активного населения в возрасте до 30 лет составила 103,9 тысячи человек.

Несомненно, эти данные позволяют сделать следующий вывод: для региона это угроза, если уровень рождаемости не обеспечит простого воспроизводства населения, трудоспособное население не сможет справиться с экономическими потребностями региона. Особо остро это скажется на депрессивных регионах, к которым и относится Курганская область. Неблагоприятные тенденции развития демографической ситуации заставляют местную власть обращаться к разработке и реализации новых программ. Например, в Зауралье приняты законы «О государственной молодежной политике» и «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений». Приоритеты организации работы с молодежью определены региональной концепцией молодежной политики,

Нормативная база муниципальной молодежной политики существует, но она разрозненна, несистематична. Таким образом, это привело к отсутствию связи с другими областями государственной политики, к малоэффективным практическим действиям, поэтому молодежная проблематика выглядит замкнутой.

которая успешно реализуется с 2007 года. Координирует работу в сфере молодежной политики Главное управление образования Курганской области, которое тесно взаимодействует с профильными ведомствами и учреждениями, а также реализует целевую программу «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области на 2011—2015 гг.» и подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2011— 2015 гг.».

В 2010 году в Зауралье был создан самый крупный в регионе центр по работе с детьми и молодежью — государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр». Новое учреждение реализует проекты и программы, рассчитанные на молодое поколение, например, в 2014 году около 300 молодых за-уральцев из 20 административных территорий области приняли участие в работе X молодежного медиафорума «РЯ0рыв-2014». Этот проект дает возможность проявить себя молодежи, которая увлекается журналистикой и информационной сферой. Сюда вовлекается молодежь из самых удаленных точек региона, что делает данный проект привлекательным и социально важным. В рамках центра осуществляет свою работу очно-за-

очная школа «Шаг в будущее» и Областная детско-юношеская спортшкола, что позволяет детям получить дополнительное образование. В Курганской области — одном из первых регионов России — началась подготовка студентов по специальности «Организация работы с молодежью». С 2004 года на педагогическом факультете Курганского государственного университета работает кафедра с одноименным названием. Этот факт следует отметить как положительный, в регионе есть специалисты в сфере молодежной политике.

Несмотря на то что в регионе реализуются целевые государственные программы, напрямую или косвенно касающиеся решения проблем молодежи, продолжается рост безработицы данной категории населения, что может свидетельствовать о недостаточной эффективности реализуемых программных мероприятий и слабой взаимосвязанности молодежной и социально-экономической политики региона.

За период с 2000 по 2012 год уровень молодежной безработицы увеличился, особенно среди молодежи в возрасте до 20 лет. Если в 2000 году этот показатель составлял 29,2%, то к 2012 году он вырос до 33,3%. В последние годы все более остро встает вопрос о трудоустройстве молодежи. В поисках работы молодые люди обращаются в службу заня-

В Зауралье приняты законы «О государственной молодежной политике» и «О государственной поддержке детских и молодежных

общественных объединений». Приоритеты организации работы с молодежью определены региональной концепцией молодежной политики, которая успешно реализуется с 2007 года.

тости, пытаются устроиться с помощью личных связей и обращаясь к работодателям напрямую. Однако недостаточный профессиональный уровень, отсутствие стажа работы и практических навыков снижает конкурентоспособность молодежи, и поэтому на рынке труда она оказалась менее всего социально защищенной.

По данным Главного управления по труду и занятости населения Курганской области, к концу 2013 года на учете состояло 1,2 тысячи молодых людей в возрасте 16-29 лет, или 16,6% от общего числа зарегистрированных безработных. По сравнению с 2000 годом число молодых безработных снизилось на 31,7%. Среди безработной молодежи 551 человек - сельские жители (43,6%)4.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: молодое поколение, с одной стороны, является источником социально-экономического развития региона, но, с другой стороны, наиболее уязвимо и неустойчиво в этих процессах и может играть негативную роль в виде криминала, социальной напряженности, наркомании. По мнению авторов, молодежный фактор для территориального развития может выступать как фактором ускорения, так и фактором замедления. В связи с тем, что, как уже говорилось выше, наибольшую часть безработных Курганской области составляет молодежь, то это свидетельствует о неэффективном и нерациональном использовании трудового потенциала молодежи.

Поэтому именно молодежь, по нашему мнению, должна стать равноправным социальным партнером для государственной и муниципальной власти по разработке и реализации проектов и планов молодежных аспектов, что позитивно скажется на территориальном развитии.

Авторами обозначаются следующие приоритетные направления по решению молодежных проблем:

Несмотря на то что в регионе реализуются целевые государственные программы, напрямую или косвенно касающиеся решения проблем молодежи, продолжается рост безработицы данной категории населения, что может свидетельствовать о недостаточной эффективности реализуемых программных мероприятий и слабой взаимосвязанности молодежной и социально-экономической политики региона,

- развитие и мониторинг кадрового и научного потенциала региона, особенно на периферии;

- вовлечение молодых специалистов

и ученых в инновационную деятельность области, создание условий для реализации творческого потенциала, например предоставление грантов, премий, стипендий;

- привлечение к предпринимательской деятельности путем создания и развития бизнес-инкубаторов, молодежных фондов;

- содействие в профориентации, трудоустройстве и занятости, с развитием такой формы, как социальное партнерство, создание специализированных служб (биржи труда для молодежи, центры досуга и объединения молодежи);

- создание условий для решения жилищных проблем.

На наш взгляд, работа по обозначенным направлениям может способствовать реализации тех мероприятий, которые уже существуют в области (в Зауралье в 2006 году была принята «Концепция государственной молодежной политики в Курганской области на период до 2015 года»), но недостаточно глубоки и эффективны.

Также следует отметить, что инфраструктура организаций в сфере работы с молодым поколением в данный момент недостаточно развита, общественная активность охватила небольшую часть молодежи. Особенно остро проявляется проблема в малых городах и сельской местности, поскольку там деятельность объединений молодежи реализуется слабо.

В связи с указанными выше приоритетными направлениями молодежной проблематики хотелось бы отметить, что немалую долю ответственности несет высшая школа в малых и средних горо-дах5. Сомнений нет, что область нуждается в наличии высшей школы, и думается, что статистические данные паспорта молоде-

жи Зауралья станут негативнее в случае отсутствия высших учебных заведений. Но по мнению авторов, роль высших профессиональных заведений области в реализа ции творческого и профессионального потенциала молодежи на благо региона реализуется неэффективно. По нашему мнению, в области должны быть реализованы механизмы взаимодействия и взаимовлияния вузов и му- = ниципалитетов в рамках решения актуальных региональных вопросов. И в данном контексте, мы считаем, было бы логично рассмотреть систему социального партнерства в регионе. Как отмечают И.В. Зимина и С.Е. Глубокая, социальное партнерство как система взаимовыгодного, конструктивного, долговременного взаимодействия социальных партнеров в лице работодателей, учебных заведений, органов власти и иных организаций основываются на их общих интересах в области профобразования, аккумулировании ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных), соблюдении совместно выработанных пра-

Важным направлением привлечения и заинтересованности молодых специалистов является их внедрение в трудовые производственные процессы конкретных предприятий на начальных стадиях обучения.

вил и договоренностей, имеющих необходимую нормативную правовую базу, в целях консолидации усилий для устойчивого развития региона.

- На данный момент в стране система социального партнерство представлена следующим образом: координирующим органом в регулировании социально-трудовых отношений и согласовании интересов субъ-= ектов этих отношений на федеральном уровне является Российская трехстороння комиссия6, на региональном — областная трехсторонняя комиссия, в состав которой входят представители работодателей, профсоюзов и правительства7.

По нашему мнению, в данную систему отношений целесообразно вовлечь представителей учреждений профессионального образования, которое должно быть гибким, ориентированным на повышение адаптивности выпускников — будущих работников — к современным требованиям экономики.

Примером может служить проект образования кафедры профессионально-тех-

нологической подготовки в области машиностроения в Шадринском государственном педагогическом институте на базе ООО «Дельта-технология». Базовая кафедра создается в целях про- =

фессиональной адаптации студентов, развития у них творческо-кон-структивного, технического мышления, необходимого для эффективной работы на производстве, а также для проведения совместных научных исследований и внедрения научно-исследовательских работ в производство. Для ООО «Дельта технологии» в рамках этого соглашения был приобретен станок с числовым программным управлением. Параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве (дуальная система) предполагает взаимосвязь теории и практики. Следует отметить, что важным направлением привлечения и заинтересованности молодых специалистов является их внедрение в трудовые производственные процессы конкретных предприятий на начальных стадиях обучения.

Как показывает практика развитых стран, для укрепления и развития систем сотрудничества социальных партнеров в области профессионального образования, необходимым инструментом выступают совместные структуры и органы на федеральном и региональном уровне, а также на уровне отраслей экономики. Например, в Нидерландах важное место в социальном партнерстве занимают национальные организации по профессиональному образованию, в Великобритании - это отраслевые советы по вопросам умений, во Франции -Постоянная комиссия Национального совета по управлению профессиональным обу-чением.8 По нашему мнению, координацию выполнения задач и функций взаимодействия сторон социального партнерства в регионе рационально и целесообразно реализовывать в рамках действующей трехсторонней комиссии.

Таким образом, сегодня совершенно очевидно, что эффективность молодежной политики - это гарантия националь-

Эффективность молодежной политики - это гарантия национальной безопасности России.

В этой системе государство является важным объединяющим субъектом в вопросах формировании заказа молодежной политики.

ной безопасности России. В этой системе государство является важным объединяющим субъектом в вопросах формировании заказа молодежной политики. Однако общую стратегию развития России необходимо увязывать с молодежной политикой в регионах, что возможно только при помощи реализации механизмов социального партнерства. Поддержка и создание условий для нацелен -= ности молодежи на повышение качества своего образования, развитие творческого потенциала в перспективе благоприятно отразится на социально-экономическом развитии территории. \

Литература

1. Молодежь Зауралья: статистический сборник / Курганстат. Курган, 2013. 59 с.

2. Социально-экономическое положение городов Курганской области. Статистический сборник № 8. / Курганстат. Курган, 2013. 42 с.

3. Молодежь Зауралья: статистический сборник / Курганстат. 2013. 59 с.

4. Там же.

5. Козлова О.А., Суханова Н.С. Роль вуза в социокультурном развитии малых и средних городов России // Муниципалитет: экономика и управление. 2014. № 1(6). С. 78-84.

6. Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально -трудовых отношений»: ФЗ от 01.05.1999 г. № 92 - ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=22938&req=doc (дата обращения 10.12.2014).

7. Закон Курганской области «О регулировании системы социального партнерства в Курганской области» от 2 июля 2002 г. № 199 (в ред. Законов Курганской области от 28.10.2002 N 250, от 07.06.2005 N 53, от 09.03.2007 N 224). [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi ?req=doc;base=RLAW273;n=27566 (дата обращения 10.12.2014).

8. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. 2006. № 6.

i 5ÜSSSÍÍ5I ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

YOUTH POLICY AS A FACTOR OF TERRITORIAL DEVELOPMENT BY THE EXAMPLE OF KURGAN OBLAST

O.A. Kozlova, Doctor of economics, Professor, the head of Center of social and economic dynamics' researches Institute of Economics of RAS Ural branch, Ekaterinburg, Russia, N.S. Sukhanova, senior lecturer, the department of management in education, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk, Russia, olga137@mail.ru 15sns@mail.ru

On the base of youth's role in social and economic development of territory's analysis this article separates out some factors which define peculiarities of young people involvement in public and economic life, substantiates criteria and priorities of youth policy formation at the level of municipal foundation on the base of its interaction's improvement with regional and federal levels. To define the role of youth factor in territorial development the authors have analyzed the data of social and economic development of Kurgan oblast. That allowed exposing of territorial potential's influence on youth's development perspectives in Kurgan oblast. The information base of this research was data by Kurganstat. The authors defined first-priority ways of youth problems' solution. It is no doubt that today efficiency of youth policy is a guarantee of Russian national security. In this system the state is a significant linking subject in formation of youth policy. The general development strategy of Russia should be connected with youth policy in a region, what is possible only with assistance of social partnership mechanisms. Supply and creation of conditions for improvement of educational quality, development of creative potential will be reflected in social and economic development of territory.

Key words: youth, regional development, youth policy, social partnership, higher education institutions, the dual system of education, human capital, depressed regions.

References

1. Molodezh' Zaural'ia: statisticheskii sbornik [Youth Zau-ralye: statistical yearbook]. Kurgan, Kurganstat Publ., 2013. 59 p.

2. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie gorodov Kurgan-skoi oblasti. Statisticheskii sbornik № 8 [Socio-economic situation in the cities of Kurgan region. Statistical Bulletin no. 8]. Kurgan, Kurganstat Publ., 2013. 42 p.

3. Molodezh' Zaural'ia: statisticheskii sbornik [Youth Zau-ralye: statistical yearbook]. Kurgan, Kurganstat Publ., 2013. 59 p.

4. Molodezh' Zaural'ia: statisticheskii sbornik [Youth Zau-ralye: statistical yearbook]. Kurgan, Kurganstat Publ., 2013. 59 p.

5. Kozlova O.A., Sukhanova N.S. Rol' vuza v sotsiokul'turnom razvitii malykh i srednikh gorodov Rossii [The role of the University in the socio-cultural development of small and medium-sized cities of Russia]. Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie — Municipality: Economics and management, 2014, no. 1 (6), pp. 78—84.

6. The Federal law "On the Russian tripartite Commission on regulation of social-labor relations: FZ 01.05.1999, No. 92 - FZ (in Russian). Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base= LAW&n=22938&req=doc (date of access 10.12.2014).

7. The law of the Kurgan region On the regulation of the system of social partnership in the Kurgan region dated 2 July 2002, No. 199 (as amended Laws of the Kurgan oblast dated 28.10.2002, No. 250, dated 07.06.2005 N 53, 09.03.2007 N 224) (in Russian). Available at: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?re q=doc;base=RLAW273;n=27566 (date of access 10.12.2014).

8. Oleinikova O., Murav'eva A. Sotsial'noe partnerstvo v sfere professional'nogo obrazovaniia v stranakh Evro-peiskogo Soiuza [Social partnership in the sphere of professional education in the countries of the European Union]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher education in Russia, 2006, no. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.