Научная статья на тему 'Волжский гуманитарный институт: 20 лет по пути созидания'

Волжский гуманитарный институт: 20 лет по пути созидания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВОЛГУ / ИТОГИ РАЗВИТИЯ ЗА ДВАДЦАТЬ ЛЕТ / ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ / НАУЧНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / VOLZHSKY HUMANITIES INSTITUTE (BRANCH) OF VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY / THE RESULTS OF TWENTY YEARS' DEVELOPMENT / THE SPECIFIC ORGANIZATION OF ACADEMIC / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL WORK / DEVELOPMENT PROSPECTS / MODERNIZATION OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузев Михаил Михайлович

Раскрыты основные направления научно-образовательной деятельности Волжского гуманитарного института (филиала) ВолГУ, формы, методы и результаты этой деятельности, роль научных исследований в совершенствовании подготовки кадров высшей квалификации гуманитарного профиля. Прослежен карьерный рост наиболее подготовленных выпускников института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузев Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLZHSKY HUMANITIES INSTITUTE: 20 YEARS ALONG THE WAY OF CREATIVITY

The article features the basic directions of research and educational activities of Volzhsky Humanities Institute (branch) of federal state-financed educational institution of higher professional education "Volgograd State University", the forms, methods and results of these activities, and the role of the scientific research in the professional training of highly proficient personnel specializing in the humanities. The career growth of the most advanced Institute graduates is being tracked.

Текст научной работы на тему «Волжский гуманитарный институт: 20 лет по пути созидания»

© Гузев М.М., 2012

УДК 378(470.45)

ББК 74.58(2Рос-4Вог)

ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ: 20 ЛЕТ ПО ПУТИ СОЗИДАНИЯ

М.М. Гузев

Раскрыты основные направления научно-образовательной деятельности Волжского гуманитарного института (филиала) ВолГУ, формы, методы и результаты этой деятельности, роль научных исследований в совершенствовании подготовки кадров высшей квалификации гуманитарного профиля. Прослежен карьерный рост наиболее подготовленных выпускников института.

Ключевые слова: Волжский гуманитарный институт (филиал) ВолГУ; итоги развития за двадцать лет; особенности организации учебной, научной и воспитательной работы; перспективы развития; модернизация российской высшей школы.

В начале XXI в. определяющими тенденциями развития мирового сообщества выступают глобализация и регионализация, рационализация и диверсификация, экологизация и социализация, информатизация и гуманизация. Обозначившиеся тенденции и возможности позволяют сделать вывод, что главной задачей XXI в., наряду с вечной задачей - как выжить, будет улучшение качества жизни людей. Особенно это относится к образованию как его важнейшей составляющей, которое определяет потенциал технического и гуманитарного развития, степень благополучия и перспективы личности и общества. Перед современной отечественной системой образования стоит задача не только адаптироваться к происходящим в стране и мире изменениям, но и стать надежной основой самоутверждения России как свободного, сильного, самобытного и процветающего государства.

Важнейшая роль в решении этой актуальной задачи отводится высшему профессиональному образованию, ядром которого являются классические университеты. Возникнув в Европе в XI в., университеты внесли решающий вклад в познание людьми окружающего мира и самих себя. Сейчас во всех

государствах мира развитость университетского образования определяет успехи научного познания и качество самого общества. Это же относится и к России, где в последние десятилетия был открыт целый ряд новых университетов. Среди них - Волгоградский государственный университет, который получил признание и добился значительных успехов. За ним закреплены базовые позиции на образовательном региональном рынке. Университет стал лидером региона в области фундаментального основного и дополнительного профессионального образования, он занимает лидирующие позиции в Южном федеральном округе по ряду направлений в области фундаментальных научных исследований. Успешно развиваются связи с Академией наук и крупными зарубежными университетскими центрами.

Расширяя сеть университетского образования в регионе, были созданы филиалы университета как полноценные структурные подразделения с полным циклом обучения, в числе которых Волжский гуманитарный институт (ВГИ).

В сентябре 1992 г. 83 студента экономического и юридического факультетов ВолГУ приступили к занятиям в г. Волжский на арендованных площадях одной из школ города. В штате было всего несколько преподавателей, в том числе два кандидата наук, библиотекарь, бухгалтер, техперсонал. В 1994 г. были сформированы первые два факультета и кафедры, а само учебное заведение получило

официальное название «Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета».

Это было первое в промышленном городе высшее учебное заведение гуманитарного профиля. Существовавшие до этого филиалы технических вузов обеспечивали высшее профессиональное образование, обслуживая в основном предприятия машиностроительной, строительной, энергетической и химической промышленности. Ниша же гуманитарного института - крупный, средний и малый бизнес, правоохранительные, государственные и муниципальные структуры, учебные заведения.

За 20 лет своего существования институт превратился в значимое общественное явление в городе и Заволжье. Он стал центром науки, культуры и просветительства, сотрудники и студенты института участвуют в работе выборных органов законодательной власти города, региона и РФ, входят в различные комиссии в качестве экспертов, являются инициаторами полезных начинаний. В вузе обучаются не только выпускники школ г. Волжского, но и других районов области, а также представители других областей и краев РФ, Украины, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Казахстана. Тесные связи установлены со многими предприятиями, учреждениями и организациями города, в которых студенты проходят практику, а затем, как правило, становятся их работниками, а также со многими отечественными и зарубежными университетами.

Однако идущий процесс модернизации российской высшей школы ставит перед коллективом института новые сложные задачи. Ученым советом ВолГУ была утверждена «Комплексная программа развития ВГИ (филиала) ВолГУ на 2011-2015 гг.», которая предусматривает совершенствование образовательной, научно-исследовательской, воспитательной деятельности, развитие кадрового потенциала вуза в рамках существующих лицензионных и аккредитационных требований.

Деятельность вуза осуществляется в соответствии с требованиями международного стандарта КО 9001:2008 и направлена на постоянное повышение качества образовательных услуг и научных исследований. В 2011 г. была получена бессрочная лицензия на право ведения образовательной деятель-

ности, в которой указаны 39 образовательных программ: три из которых - СПО, 11 - бакалавриата, 6 - магистратуры, 11 - специали-тета, 2 - аспирантуры, 5 - дополнительного образования и 1 - повышения квалификации.

В настоящее время в институте обучается более 2 1 00 студентов, в том числе 1 094 - по очной форме обучения, 8 - по очнозаочной, 885 - по заочной и 158 - по программе СПО.

В 2011 г. усилиями приемной комиссии, деканатов, центра непрерывной подготовки полностью обеспечен прием студентов на I курс бюджетной формы обучения в соответствии с контрольными цифрами приема. И столько же было принято на договорной основе.

Анализ последнего приема показал, что для привлечения молодежи в вуз необходима активная профориентационная работа со школьниками старших классов. Такая работа не прекращается в течение всего года, она осуществляется не только в пределах области, но и в соседних регионах, приграничных районах.

Важной и неотъемлемой частью учебного процесса в ВГИ являются различные виды практик: учебная (ознакомительная), производственная, научно-исследовательская, педагогическая, преддипломная и т. д. Такие практики предоставляют возможность соединить теоретическую подготовку с формированием практических навыков у студентов для облегчения их выхода на рынок труда. Это попытка получить обратную связь со стороны компаний и организаций, принимающих студентов на практику, а также получить дополнительную информацию о том, над чем нужно поработать студенту, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда.

С целью организации практики для студентов ВГИ заключает договоры о сотрудничестве с ведущими организациями и предприятиями города и области. В настоящий момент институт располагает более чем шестьюдесятью базами практик. Администрация городского округа - город Волжский, Отдел Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области в г. Волжском, Волгоградская областная дума, Государственный природный заповедник «Богдинско-Баскунчак-ский», общественно-политическая газета

«Наш город», ООО «Сбербанк России» Волжское отделение № 8553, Отделение федерального казначейства по г. Волжскому Управления федеральным казначейством по Волгоградской области, Аппарат мировых судей, школы города - это далеко не полный список партнеров.

За время своего существования институт подготовил около 7 тыс. высококлассных и конкурентоспособных специалистов. Большинство выпускников ВГИ остаются работать в городе, на предприятиях, в организациях, идут в науку и бизнес, в правоохранительные органы, работают в банках и преподавателями учебных заведений, в органах муниципального управления, становятся депутатами государственной, областной и городской думы. Выпускниками Волжского гуманитарного института являются: кандидат политических наук, депутат Государственной думы Федерального собрания РФ А.А. Агеев, депутат Государственной думы Федерального собрания РФ Д.А. Литвинцев, заместитель Генерального директора ОАО «Волгоградэнергос-быт» М.В. Борисов; депутаты Волжской городской думы: кандидат социологических наук А.М. Гузев, В.А. Кокшилов, А.А. Рустамов, Р.А.Ткачев, Ю. Шевелев; кандидат юридических наук, и.о. декана юридического факультета ВолГУ И.С. Дикарев, юрист Правового управления Трубной металлургической компании (г. Москва) А.Ю. Зорин, заместитель генерального директора ОАО «Сан ИнБеф» А.В. Коз-лицкий, коммерческий директор трубной компании г. Люцерна (Швейцария) Е.А. Кондратьев, кандидат юридических наук, судья Арбитражного суда Московской области В.А. Копылов, финансовый аналитик банка ABNAMRO (г. Амстердам, Нидерланды) Д.В. Мирецкий, депутат Волгоградской областной думы В.Н. Осьмаков, магистр в области истории искусств, магистр американистики, докторант университета г. Питтсбург (США) Н.В. Ренц, кандидат юридических наук, декан юридического факультета ВГИ (филиала) ВолГУ М.В. Севостьянов, руководитель отдела экологического контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования А.Н. Сергеев, начальник Управления финансов администрации городского округа - город Волжский А.В. Ува-

ров, заместитель прокурора Кировского района г. Волгограда В.С. Улитин и др.

Обучение студентов Волжского гуманитарного института проходит на трех факультетах в созданном в 2010 г. отделении среднепрофессионального образования. В учебном процессе занято 13 кафедр, на которых работают 177 преподавателей, из них имеют ученую степень или звание 127 человек, штатных докторов наук - 18. Доля штатных преподавателей в возрасте до 40 лет составляет 52,63 % к общему числу штатного профессорско-преподавательского состава.

В Волжском гуманитарном институте активно выполняются научные исследования - на кафедрах, в научно-образовательных центрах и научно-исследовательских лабораториях.

В 2011 г. в вузе выполнялись исследования по 10 грантам, хозяйственным договорам и контрактам общим объемом 3 451,28 тыс. руб., из них один государственный контракт в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., финансируемые Министерством образования и науки РФ, общим объемом 750,0 тыс. рублей. Под руководством доктора филологических наук, профессора С.С. Тахтаровой проводилось «Комплексное исследование аргументативного дискурса в лингвокультурном и политическом пространстве современной России»; три гранта РГНФ, финансируемых совместно с администрацией Волгоградской области, общим объемом 1 000,0 тыс. рублей.

Под руководством доктора юридических наук, профессора В.А. Летяева проводилось исследование «Антикоррупционная экспертиза действующих административно-правовых нормативных актов Волгоградской области». Также в рамках выигранного гранта под руководством В.А. Летяева была организована IV Международная научно-практическая конференция «Волжские юридические чтения-2011». Под руководством доктора экономических наук, профессора А.В. Плякина проведено исследование на тему «Геоинформационная индикация и оценка риска неоднородности социально-экономического развития муниципальных районов Волгоградской области».

Актуальными являются работы, выполненные под руководством кандидата исторических

наук, доцента А.А. Глухова - «Спасательные археологические раскопки в зоне строительства объекта» и кандидата географических наук, доцента С.Н. Канищева - «Разработка научно обоснованных рекомендаций допустимой антропогенной нагрузки на природные комплексы водно-болотных угодий Нижней Волги при рекреационном использовании (на территории Астраханской и Волгоградской областей, Республики Калмыкия».

Отдельное место в грантовых исследованиях занимают индивидуальные и коллективные гранты, реализуемые за рубежом. В данном направлении особый интерес представляют программы Фулбрайта, Erasmus Mundus, DAAD.

В 2011 г. были выиграны международные гранты: доктор педагогических наук, профессор О.Е. Ломакина выиграла грант Фулб-райта для российских преподавателей высших учебных заведений для чтения лекционных курсов в США в области гуманитарных, общественно-политических и социальных наук; грант на проведение круглого стола «Две страны, две культуры. Россия и США: 20 лет после холодной войны» кандидат филологических наук, доцент Т. Г. Ренц, кандидат педагогических наук А.С. Серединцева, доктор исторических наук, профессор С.П. Рамазанов; грант фонда Р. Боша на прохождение зарубежных стажировок и практик выигран доктором филологических наук, доцентом С.С. Тахтаро-вой; грант на прохождение стажировки Confirmation Erasmus Mundus Partnerships (Acnion 2) (Post Doctorate - 6 months) - кандидатом экономических наук Д. В. Золотаревым. В 2011 г. по зарубежным контрактам финансирование осуществлялось на сумму 1 620, 896 тыс. рублей.

Результаты научной работы Волжского гуманитарного института находят отражение в выступлениях на конференциях, семинарах, круглых столах, проведение которых стало традиционным в нашем институте. Только в

2011 г. было организовано 63 конференции, круглых стола, семинара. Наиболее значимые из них: IV Международная научно-практическая конференция «Волжские юридические чтения»; Международная научно-практическая конференция «Идеи М.В. Ломоносова для модернизации экономики современной Рос-

сии»; Неделя науки ВолГУ; научно-практическая конференция, посвященная 50-летию Волгоградской области «Волгоградская область: история и современность»; VIII Региональная научно-практическая конференция «Проблемы устойчивого развития и эколого-экономичес-кой безопасности региона»; круглый стол «Экологическая оптимизация регионального хозяйства», круглый стол «Естественнонаучное и гуманитарное наследие М.В. Ломоносова: история и современность».

Преподавателями института за 2011 г. было издано 32 монографии, из них семь - в зарубежных издательствах: М.В. Бербер их «Идейно-теоретические и исторические воззрения Юргена Хабермаса», С.Ю. Болдырева «Контрапункт в историко-теоретических воззрениях Генриха Манна и Томаса Манна», А. В. Литвинова «Затраты на качество», Е.В. Логинова «Инновационный потенциал сетевой экономики», А.В. Плякин «Региональная природно-хозяйственная система: механизм пространственной трансформации и управление», И.В. Раньжина «От федерализации к регионализации. Вектор развития системы государственного устройства», И.Ф. Янушкевич «Лингвосе-миотика англосаксонской культуры: концепция, принципы формирования и факторы эволюции лингвосемиотической картины мира этноса». Всего преподавателями института за год опубликовано 246 статей в российских и зарубежных изданиях, из них 80 - в изданиях, рекомендованных ВАК.

Институт активно взаимодействует с РАН и другими общественными академиями. К примеру, В.В. Горяйнов ведет сотрудничество с Математическим институтом им. Стек-лова РАН, С.П. Рамазанов - член редакционной группы Энциклопедического словаря по теории и методологии истории Института всеобщей истории РАН, В.Н. Василенко - действительный член Философско-экономического ученого собрания Центра общественных наук при МГУ им. М.В. Ломоносова, А.А. Ярков сотрудничает с Палеонтологическим институтом им. А.А. Борисяка РАН.

В 2011 г. сотрудниками нашего института защищено восемь диссертаций на соискание ученой степени. Из них три докторских диссертации защитили: доцент кафедры истории

и философии Д.В. Гарбузов «Антропологическая концепция времени», доцент кафедры лингвистики Т.Г. Ренц «Романтическое общение в коммуникативно-семиотическом аспекте» и доцент кафедры психологии И.В. Ку-рышева «Психологические основы музыкальнотворческого развития личности в образовательном процессе».

В настоящее время в вузе работают 3 доктора наук в возрасте до 40 лет: доктор философских наук, доцент кафедры истории и философии Д.В. Гарбузов; доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков О.Е. Ломакина; доктор филологических наук, профессор кафедры филологии О.А. Павлова. На ближайшие 3 года запланирована защита еще 9 молодых докторов наук.

Для воспроизводства научных кадров в институте открыта аспирантура по двум специальностям: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством; 12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право.

Проводимые в ВГИ научные исследования решают не только конкретные научно-практические задачи, но и способствуют главной функции вуза - подготовке высококвалифицированных специалистов.

В институте ведется также планомерная работа по приобщению студенческой молодежи к научным исследованиям. Из наиболее важных направлений деятельности студенческого научного общества следует выделить самое масштабное общеинститутское мероприятие «Неделя науки», проводимое ежегодно в апреле, и Межвузовскую научно-практическую конференцию молодых ученых и студентов г. Волжского, которая ежегодно проводится на базе вуза в мае - июне.

В институте проводится «Конкурс студенческих инновационных проектов», который направлен на стимулирование научно-исследовательской работы среди молодежи, выявление студентов, имеющих склонность к научным исследованиям. Студенты принимают активное участие в международных, всероссийских и региональных конференциях, становятся призерами и лауреатами. В 2011 г. 320 студентов представили свои доклады на конференциях различного уровня, 96 работ были опубликова-

ны в сборниках конференций и журналах. Было получено более 70 различных грамот и дипломов за лучшую студенческую научно-исследовательскую работу, 23 из которых - в рамках международных и всероссийских конкурсов и олимпиад. Один студент института был удостоен стипендии Президента РФ.

Одной из приоритетных задач вуза является развитие международного сотрудничества. В настоящее время заключены договоры и соглашения о сотрудничестве в области науки и образования с Университетом Восточного Лондона (Великобритания), Психологическим центром развития характера шт. Техас (США), Немецким культурным центром им. Гете, Атыраурским государственным университетом имени Халела Досмухамедо-ва (Казахстан), Фондом Р. Боша (г. Штутгарт), Лондонской торгово-промышленной палатой (Великобритания), Западно-Казахстанским государственным университетом им. М. Утемисова, Семипалатинским государственным педагогический институтом (Казахстан), Институтом экономики, техники и средств массовой информации г. Оффен-бурга, Институтом экологических исследований Ромапо колледжа (США, шт. Нью-Йорк), Институтом г. Нойбранденбурга, Институтом правовой информатики Университета Саарланда г. Саарбрюкен.

Международное сотрудничество имеет особое значение для профессионального роста преподавателей. Для них организуются программы стажировок и научных обменов, которые дают возможность интегрирования в мировое образовательное пространство.

Особое внимание в институте уделяется академической мобильности преподавателей и студентов. Так, в январе 2011 г. была организована ознакомительная поездка для группы студентов и преподавателей ВГИ в составе 15 человек, целью которой стало знакомство с немецкими вузами-партнерами. Студентки направления «Прикладная математика и информатика» получили стипендии на включенное обучение в весеннем семестре

2012 г. в институте г. Нойбранденбурга. Кроме того, ВГИ и институт г. Оффенбурга выиграли грант на проведение совместных научно-исследовательских семинаров по логистической проблематике. В мае будет проведен

первый семинар в рамках этого проекта в г. Оффенбурге, в котором примут участие студенты и преподаватели нашего института. Кроме того, ежегодно студенты ВГИ принимают участие в курсах немецкого языка, организуемых в вузах Германии.

Институт ежегодно принимает иностранных ученых, которые читают лекции и принимают участие в организованных вузом конференциях. Так, в 2011 г. были прочитаны циклы лекций по следующим темам: «Страноведение», «Межкультурные коммуникации» (Даниела Фром, Германия), «Основы ведения американского бизнеса» (Патрик Ли, США), «Разработка систем безопасности для сетей на основе Microsoft Windows» (А.В. Товстолист, Украина). Ежегодно на базе института организуются международные конференции, круглые столы и семинары. В прошлом году были проведены: IV Международная научно-практическая конференция «Волжские юридические чтения» (27-28 мая 2011 г.); Международная научнопрактическая конференция «Идеи М.В. Ломоносова для модернизации экономики современной России» (12-13 мая 2011 г.); Международная дистанционная конференция «Правовая медиация в профессиональной деятельности юриста» (15 апреля 2011 г.), ВГИ (филиал) ВолГУ / Маунт Сант-Мэри колледж, шт. Нью-Йорк, США; Международный образовательный круглый стол «Образование и культура молодежи США» (24 февраля 2011 г.); Международный научно-методический семинар «Жизнь и культура США» (7 октября 2011 г.); Международная научно-практическая конференция «Основы американского договорного права» (15 декабря 2011 г.); круглый стол «Жизнь в Великобритании» (18 марта 2011 г.); круглый стол «Жизнь в современной Швейцарии» (оп-1іпє) (19 октября 2011 г.); Международный научный семинар «Российско-американские отношения в контексте глобальных изменений» (2 марта 2011 г.); Международный научный семинар «Проблемы и перспективы профессионально-ориентированного преподавания немецкого языка» (28 апреля 2011 г.), НКЦ им. Гете, Фонд Р. Боша; Международный круглый стол «Охрана окружающей среды» (25 октября 2011 г.), НКЦ им. Гете, Фонд Р. Боша.

Для повышения эффективности учебного процесса и возможности применения новых

телекоммуникационных технологий все здания учебных корпусов объединены между собой оптоволоконными каналами связи, скорость передачи данных которых составляет 100 Мбит/с, и включены в единую корпоративную сеть ВГИ (филиала) ВолГУ. Выход в Интернет осуществляется по высокоскоростному каналу связи с быстродействием 24 Мбит/с.

Все аудитории каждого из учебных корпусов института оснащены точками доступа к корпоративной сети, что обеспечивает возможность преподавателям во время лекционных и семинарских занятий, наряду с использованием презентаций в формате MS PowerPomt, демонстрировать доступ к информационным ресурсам сети Интернет в режиме реального времени. В каждом из учебных корпусов работают компьютерные классы. Общее количество компьютерных классов составляет 9 единиц с 368 компьютерами, оснащено 8 стационарных мультимедиа-аудиторий.

Сформирован библиотечный фонд, включающий учебную и учебно-методическую литературу - около 120 тыс. экземпляров. Имеется электронная библиотека, обеспечивающая выход к любому источнику.

Приоритетным направлением деятельности вуза наряду с образованием, обучением и научной работой является воспитательная работа, развитие и совершенствование социокультурной среды вуза, обеспечивающей формирование общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.

В вузе созданы оптимальные условия для гармоничного развития и самореализации личности студента, здесь функционирует 23 студенческих объединения, в которых задействовано более 900 студентов. Создана широкая сеть творческих (Команда КВН, Хореографический ансамбль, Клуб любителей самодеятельной песни и поэзии, Клуб любителей командных игр, театральная студия «Парнас 17», фотоклуб, клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?») и спортивных объединений (аэробика, йога, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, шахматы, настольный теннис, плавание).

Особое внимание в институте уделяется развитию студенческого самоуправления. Основными его органами являются: Студенческий

совет, Профсоюзная организация, Студенческое научное общество, Студенческое инновационное агентство, Студенческая служба трудоустройства МОСТ, Общественная студенческая редакция газеты «Ноосфера», Добровольная студенческая дружина, Клиника бесплатной юридической помощи, волонтерский центр «ЛУЧ». Системообразующую роль выполняет Студенческий совет, который охватывает информационную, культурно-массовую, спортивную и социальную сферы.

Студенческий совет реализует мероприятия и проекты, направленные на совместную созидательную творческую деятельность студентов, поддерживает студенческие инициативы и идеи, сохраняет и приумножает традиции Волжского гуманитарного института. Студенческий совет института активно взаимодействует с общественными и творческими объединениями города и региона, сотрудничает в реализации социально значимых проектов. Среди наиболее значимых мероприятий 2011 г. можно выделить: проект «Школа кураторов», фотоконкурс «Весна. Любовь. ВГИ», акция «Наркотик - СТОП», «День здоровья» в рамках реализации комплексной программы «ВГИ - территория здоровья», новогоднее шоу «Две Звезды», Фестиваль студенческого кино, конкурс «Студент и студентка года», участие во Всероссийском студенческом форуме по вопросам студенческого самоуправления и в спортивном марафоне StudentSport Life’ 11.

Результаты проводимой вузом работы высоко оцениваются как на городском, так и на региональном уровне. Только за 2011 г. студентами института было получено 133 награды городского уровня, 16 - областного, 24 - всероссийского и 25 - международного.

Сегодня в ВГИ создана социокультурная среда, обеспечивающая творческое самовыражение и самореализацию личности бу-

дущего специалиста. Студенты вовлечены в различные сферы жизни вуза и города, функционируют общественные и творческие студенческие объединения, реализуются разноплановые внеучебные мероприятия, интегрированные в образовательный процесс. Все это получает высокую оценку среди жителей города.

Волжский гуманитарный институт отмечает 20-летие со дня своего создания. Институт соответствует всем требованиям, предъявляемым к современному вузу, здесь сложилась гармоническая система учебной, научной и воспитательной работы, учебы и отдыха, науки и спорта, карьерного роста и взаимопомощи. Высокое качество образования и престиж ВГИ дают реальный шанс для трудоустройства выпускников. Не менее важным является высокая востребованность профессий, получаемых в институте.

Подводя итог 20-летней работе ВГИ, можно сказать: проект удался, гуманитарное университетское образование в Заволжье пустило глубокие корни. Но обольщаться некогда, время неумолимо ставит на повестку дня новые не менее сложные задачи. Они связаны с совершенствованием учебного и воспитательного процесса, внедрением федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, совершенствованием основных образовательных программ и учебно-методических комплексов, увеличением числа проектов в области научно-инновационного обеспечения экономики и социальной сферы г. Волжского и Волгоградской области, расширением степени участия преподавателей и студентов в общероссийских, региональных и зарубежных конкурсах грантов и научно-исследовательских проектов, развитием ВГИ как ведущего культурного центра города, реализующего широкую культурно-образовательную и просветительскую деятельность.

VOLZHSKY HUMANITIES INSTITUTE:

20 YEARS ALONG THE WAY OF CREATIVITY

M.M. Guzev

The article features the basic directions of research and educational activities of Volzhsky Humanities Institute (branch) of federal state-financed educational institution of higher professional education “Volgograd State University”, the forms, methods and results of these activities, and the role of the scientific research in the professional training of highly proficient personnel specializing in the humanities. The career growth of the most advanced Institute graduates is being tracked.

Key words: Volzhsky Humanities Institute (branch) of Volgograd State University; the results of twenty years’ development; the specific organization of academic, scientific and educational work; development prospects; modernization of Russian higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.