© Сидоров С.Г., 2010
НАВСТРЕЧУ ЮБИЛЕЮ
УДК 378(470.45) ББК 74.584(2)738.1
НАВСТРЕЧУ ЮБИЛЕЮ: ИТОГИ АККРЕДИТАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
С.Г. Сидоров
В статье подводятся итоги государственной аккредитации ВолГУ, анализируются основные направления развития университета за последние 5 лет (2004-2008 гг.). Отражены структурные изменения университета и его филиалов. Показаны итоги сертификационного аудита. Освещены основные направления научно-исследовательской деятельности научных школ ВолГУ, сконцентрировано внимание на наиболее значимых моментах студенческой научной и международной деятельности. Статья иллюстрирована статистическими показателями по основным направлениям деятельности.
Ключевые слова: ВолГУ, высшее образование, аккредитация, образовательные программы, научно-исследовательская деятельность, студенчество.
Осенью 2009 г. Волгоградский государственный университет (ВолГУ) в очередной раз проходил государственную аккредитацию. К аккредитации было представлено 2 дополнительных и 73 основных образовательных программ (1989 г. -5, 1994 г. - 9, 1999 г. - 17, 2004 г. - 25) по 9 укрупненным группам специальностей (см. таблицу).
16 основных образовательных программ не были представлены к государственной аккредитации, как не имеющие выпуска по полной программе.
За прошедшие 5 лет со времени предыдущей аккредитации университет существенно преобразился: значительно вырос и приобрел заметный авторитет в образовательном сообществе России. Об этом свидетельствуют основные показатели развития университета.
За аттестуемый период (2004-2008 гг.) университет получил лицензию на ведение образовательной деятельности по 6 новым направлениям подготовки бакалавров (020200 Биология, 020400 География, 030700 Международные отношения, 032000 Документоведение и архивоведение, 080700 Бизнес-информатика, 080800 Прикладная информатика), 7 направлениям подготовки магистров (020800 Экология и природопользование, 030400 История, 030600 Журналистика, 032300 Регионоведение, 040100 Социальная работа, 040200 Социология, 210300 Радиотехника) и 12 специальностям (010708 Биохимическая физика, 030602 Связи с общественностью, 030901 Издательское дело и редактирование, 031301 Теоретическая и прикладная лингвистика, 351800 Организация работы с молодежью, 210406 Сети связи и системы коммутации, 031801 Религиоведение, 032401 Реклама, 080601 Статистика, 101001 Сервис, 210602 Наноматериалы, 230201 Информационные системы и технологии).
Структура представленных к аккредитации основных образовательных программ
Код Наименование УГС Бака- лавриат Магист- ратура Специа- литет Всего
010000 Физико-математические 4 3 З 12
020000 Естественные 1 1 2 4
030000 Г уманитар ные 9 4 13 26
040000 Социальные 2 2 2 6
080000 Экономика и управление 2 2 11 1З
090000 Информационная безопасность - - 1 1
200000 Приборостроение и оптотехника 1 1 1 3
210000 Электронная техника, радиотехника и связь 2 - 2 3
230000 Информатика и вычислительная техника 1 - 1 2
Итого 22 13 38 73
В структуре ВолГУ произошли изменения. 4 филиала, готовившие специалистов по заочной форме с неполным циклом обучения, в городах Калач-на-Дону, Михайловка и Фролово Волгоградской области, Ахтубинск Астраханской области по решению Ученого совета ВолГУ в 2008 г. были закрыты. Эти филиалы, созданные в 1990-е гг. на базе учебно-консультационных пунктов, выполнили свою задачу: сформировали устойчивый рынок абитуриентов для ВолГУ, обеспечили муниципальные управленческие и коммерческие структуры кадрами с высшим профессиональным образованием, повысили образовательный уровень населения своих и соседних районов.
В составе университета осталось два крупных филиала в городах Волжский и Урюпинск Волгоградской области, в которых подготовка осуществляется по очной и заочной формам.
Быстрыми темпами шло развитие первого, самого большого филиала - Волжского гуманитарного института (ВГИ). К аккредитации ВГИ представил 18 основных образовательных программ. За аттестуемый период в нем был открыт прием по направлениям подготовки бакалавров 031100 Лингвистика; магистров 030500 Юриспруденция, 080500 Менеджмент; специальности 080102 Мировая экономика; открыты программы дополнительного образования Переводчик в сфере профессиональной коммуникации и Преподаватель высшей школы. В 2009 г. филиал осуществлял прием уже на 9 направлений подготовки бакалавров и 5 специальностей. За прошедшие 5 лет контингент студентов вырос с 1 653 до
2 803 человек. Существенно улучшился каче-
ственный состав профессорско-преподавательских кадров. Доля ППС с учеными степенями и званиями составила 67,5 %. За аттестуемый период ВГИ подготовил более 3 тысяч специалистов.
Изменился облик Урюпинского филиала, который для ведения учебного процесса располагает современной материальной базой. В феврале 2009 г. филиал прошел повторное лицензирование, подтвердившее его право на ведение образовательного процесса по 11 программам среднего и 9 программам высшего профессионального образования. К государственной аккредитации филиал представил 7 основных образовательных программ, в том числе 5 высшего и 2 среднего профессионального образования. В 2009 г. контингент студентов филиала составил около 1,5 тысячи человек, из которых 785 человек обучается по очной форме (591 чел. - ВПО, 194 чел. -СПО). В 2006 г. филиал произвел первый выпуск студентов. За аттестуемый период здесь выпущено 599 специалистов, в том числе 512 с высшим и 87 со средним профессиональным образованием.
Ежегодный прием в университет (вместе с филиалами) вырос с 3 374 чел. до
3 505 человек, контингент студентов - с 13 111 до 13 987 человек (см. рис. 1).
В 2008 г. обучение в университете завершили 3 610 выпускников, из которых 407 чел. получили дипломы с отличием (2004 г. - 1 888 и 127 чел. соответственно). Всего с 1985 г. (первый выпуск) ВолГУ подготовил для нужд региона и дал путевку в жизнь 31 536 квалифицированным специалистам, из них 14 103 за последние пять лет.
Культура и искусство
Социальные науки
Гуманитарные
науки
Естественные науки
Физико-матем атические науки
Информатика и вычислительная техника
Экономика и управление
Информационная безопасность
Приборостроение и оптотехника
Электронная
техника,
радиотехника
и связь
Рис. 1. Структура контингента студентов по укрупненным группам специальностей
Более качественным стал профессорско-преподавательский состав. В настоящее время в университете подготовку студентов ведут 740 преподавателей, из которых 625 (84,5 %) работают на постоянной основе; 526 преподавателей имеют степени и звания (71,1 %, 2004 г. - 65,2 %). В составе преподавателей 133 доктора наук, профессора (17,9 %), из них 103 на штатной основе, 393 кандидатов наук, доцентов (53,2 %), в том числе 346 на штатной основе. По этому показателю согласно сведениям Росаккредагентства университет находится в первой четверти выборки из 359 университетов.
ВолГУ значительно расширил подготовку кадров высшей квалификации. Число укрупненных групп научных специальностей в аспирантуре выросло до 14, научных специальностей - с 39 до 53 (см. рис. 2).
Контингент аспирантов в 2009 г. составил 374 человек. На 100 студентов приведенного контингента приходится 4,3 аспирантов. По этому показателю ВолГУ находится в центральной зоне выборки из 359 университетов. В среднем за пять лет 37,4 % аспирантов защитили диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших). Всего за годы существования университета аспирантура выпустила 1 188 человек, в том числе 445 с защитой диссертации (37,5 %).
В 2004-2008 гг. сотрудниками университета защищено 43 докторских и 226 кандидатских диссертаций. В среднем за год защищалось 8 кандидатских и докторских диссертаций на 100 человек научных и научно-педагогических кадров (аккредитационный показатель - 3).
Экономические науки, 29,1 %
Исторические науки, 4,8 %
Философские науки, 3,7 %
Филологичес кие науки, 18,7 %
Юридические науки, 14,9 %
Т ехнические науки, 6,4 %
Биологические науки, 1,6 %
Науки о Земле, науки, 10,9 % о 8 %
Пе дагогиче ские науки, 2, 4 %
Психологиче ские науки, 0,5 %
Медицинские науки, 0,5 %
Социологические науки, 4,3 %
Политические науки, 1,4 %
Рис. 2. Структура контингента аспирантов по отраслям наук
В настоящее время в университете успешно работают 6 диссертационных советов по защите докторских диссертаций по 14 научным специальностям. Только в 2008 г. в них было защищено 123 диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук (2004 г. - 113).
В университете постоянно совершенствуется система дополнительного профессионального образования, ориентированная на социальные запросы общества, потребности развивающейся рыночной экономики региона, реализующая программы переподготовки и повышения квалификации, выпуск по которым в 2008 г. составил 672 чел. (2004 г. - 231 чел.). Университет участвует в Президентской программе подготовки управленческих кадров Российской Федерации.
В соответствии с решением Ученого совета в университете создан Центр менеджмента качества, задачей которого на первом этапе стало создание системы комплексного мониторинга и оценки качества образования.
Длительная и кропотливая работа по созданию системы менеджмента качества в университете завершилась проведением внешнего сертификационного аудита в мае 2009 года. Аудиторы международного органа по сертификации Bureau Veritas Certification отметили сильные стороны системы менеджмента качества университета:
- лидерство высшего руководства в вопросах внедрения и поддержания системы менеджмента качества (СМК);
- компетентность и профессионализм персонала Центра менеджмента качества ВолГУ;
- четкое выполнение требований по осуществлению образовательной деятельности;
- обширная документация СМК;
- постоянное взаимодействие с потребителями продукции и услуг ВолГУ;
- оценка удовлетворенности внешних и внутренних потребителей продукции и услуг ВолГУ;
- налаженная работа по обеспечению информационными ресурсами пользователей научной библиотеки;
- широкое внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс;
- внедрение балльно-рейтинговой системы при оценке освоения учебных программ;
- высокая степень вовлечения студентов в научную, спортивную, общественную деятельность;
- высокая степень охвата профессорско-преподавательского состава ВолГУ различными видами обучения.
Аудиторами были также предложены
возможные направления для улучшения:
- совершенствование процедуры установления целей в области качества по различным функциям и уровням ВолГУ;
- уточнение порядка взаимодействия ВолГУ и его филиалов при осуществлении учебно-воспитательной работы;
- уточнение форм записей по мониторингу состояния инфраструктуры ВолГУ;
- дальнейшее вовлечение персонала ВолГУ в процесс оптимизации документации и поддержания СМК;
- уточнение видов работ, регистрируемых при осуществлении технического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- уточнение причин несоответствий, выявляемых при обслуживании компьютерной техники, для разработки адекватных корректирующих действий;
- совершенствование работы по трудоустройству выпускников ВолГУ.
В ходе аудита было отмечено, что в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» разработана, документирована, внедрена и поддерживается система менеджмента качества в соответствии с требованиями Стандарта, способная достигать запланированных результатов и постоянно улучшаться.
Система менеджмента качества университета сертифицирована международным органом по сертификации Bureau Veritas Certification на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008 с аккредитацией в UKAS (Англия), ANAB (США) и ГОСТ Р (Россия). ВолГУ стал первым государственным вузом Волгограда, сертифицированным по ISO 9001:2008; область сертификации: довузовская подготовка, обучение по программам высшего и послевузовского профессионального образования, дополнительного профессионального образования, научно-исследовательская деятельность, издательская деятельность.
По всем дисциплинам основных образовательных программ в университете созданы учебно-методические комплексы. На основе баз данных ИАС «Университет» в ВолГУ разработан программно-технический
комплекс (ПТК) «УМКа» для размещения материалов учебно-методических комплексов в открытом доступе через Интернет. По каждой дисциплине имеется возможность размещения логотипа, аннотации, рабочей программы, материалов к лекциям, семинарским занятиям, заданий для самостоятельной работы студентов, тестов. В настоящее время в ПТК «УМКа» зарегистрировано более 12 тысяч пользователей, размещено более 40 тысяч документов по почти 7 тысячам учебных курсов.
За прошедшие годы значительно укрепилась материальная база университета. На сегодняшний день университет обладает мощным парком вычислительных машин - около 2 500 1ВМ совместимых компьютеров (2004 г. - 1 539), из которых более 99 % с процессорами Репйит, что позволяет использовать в обучении и научных исследованиях серьезные пакеты прикладных программ. 70 % компьютеров работают в сети, на каждом факультете функционирует локальная сеть. Более 600 компьютеров ВолГУ имеют выход в международную компьютерную сеть и обслуживают студентов и сотрудников как собственного вуза, так и предоставляет такую возможность для студентов и работников других вузов, библиотек, музеев. Фонд университетской библиотеки увеличился с 781 тыс. до 830 тыс. экземпляров. К услугам студентов -5 читальных залов на 514 посадочных мест. Продолжается строительство нового библиотечного комплекса.
С января 2003 г. в университете действует электронная библиотека. Это распределенная информационная система, позволяющая надежно накапливать, сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных изданий и документов, доступные в удобном для пользователей виде через глобальные сети передачи данных. Электронная библиотека является частью библиотеки университета и представляет собой комплекс разнородных электронных массивов информации и электронных средств доступа. Электронная библиотека обеспечивает оперативное информационное и библиотечное обслуживание студентов, слушателей и сотрудников университета, предоставляет пользователям доступ к электронным информационным ресурсам.
В университете имеется собственное издательство. Издательство ВолГУ осуществляет выпуск внутривузовской научной и учебной литературы по различным областям знаний, включая такие виды изданий, как: «Вестник Волгоградского государственного университета», который выходит в десяти сериях (1. Физика. Математика; 2. Языкознание; 3. Экономика. Экология; 4. История. Регионо-ведение. Международные отношения; 5. Юриспруденция; 6. Университетское образование; 7. Философия. Социология и социальные технологии; 8. Литературоведение. Журналистика; 9. Исследования молодых ученых; 10. Инновационные технологии), ежегодники «Экономическая история России: проблемы, поиски, решения», «Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы»; сборники научных трудов, учебники, монографии, учебные пособия, препринты, авторефераты и методические рекомендации; а также литературно-публицистические и художественные издания. Издательство участвует в выпуске университетской газеты «Форум».
Высокая квалификация профессорско-преподавательских кадров, хорошая материальная и учебно-методическая база способствуют тому, что качество знаний студентов университета соответствует уровню требований ГОС. Об этом свидетельствуют как результаты промежуточных, так и итоговых аттестаций.
Выпускники ВолГУ достаточно высоко ценятся на рынке труда. Ряд выпускников университета успешно работают или продолжают учебу в зарубежных странах.
Большинство выпускников университета трудоустраиваются (59 %) или продолжают обучение на следующей ступени (в магистратуре и аспирантуре) (до 30 % выпускников очной формы) по полученной специальности. 78 % выпускников дневного отделения работают в регионе.
Самыми востребованными по профилю подготовки за последние три года являются выпускники специальностей 071500 Радиофизика и электроника (100 %), 022900 Перевод и пе-реводоведение (100 %), 021100 Юриспруденция (97 %), 010400 Физика (95 %), 060500 Бухгалтерский учет и аудит (91 %), 351400 Прикладная информатика в менеджменте (91 %), 010200 Прикладная математика и информатика (90 %),
220200 Автоматизированные системы обработки информации и управления (90 %).
Рекламаций на качество подготовки выпускников за все годы существования ВолГУ не поступало. По данным регионального отделения службы занятости населения процент выпускников, обращающихся к ним для трудоустройства незначителен (не более 1,5 % от выпуска). Все выпускники университета трудоустраиваются по специальности в течение первого месяца.
Существенные результаты в последние годы достигнуты в области науки. В период с
2006 г. по 2008 г. в вузе выполнялись исследования по 367 темам, программам, грантам, хозяйственным договорам, контрактам, общим объемом 112 млн руб., в их числе 18 бюджетных тем, финансируемых Рособразованием (4,8 млн руб.); программы Рособразования, Роснауки и ЮНЦ РАН (10,0 млн руб.); 83 гранта РГНФ и РФФИ (13,0 млн руб.); гранты и премии, финансируемые Администрацией Волгоградской области (12,1 млн руб.); 86 договоров и контрактов (55,1 млн руб.), составляющие 58,9 % от общего объема федерального финансирования; зарубежные источники (13,0 млн руб.) и другие источники.
В 2009 г. сотрудниками университета выиграно 9 конкурсов по ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. на общую сумму 28,65 млн руб.
ВолГУ является головным вузом по проведению и организации Региональных конкурсов «Волжские земли в истории и культуре России» (с 1999 г.), «Поволжье» (с 2003 г.), финансируемых соответственно из средств РГНФ, РФФИ и Администрации Волгоградской области. Исследователями вуза выиграны гранты и премии регионального конкурса, проводимого Администрацией Волгоградской области. Ученые ВолГУ принимали участие в выполнении проектов по программе фундаментальных исследований президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям» в рамках подпрограммы ЮНЦ РАН «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтническом макрорегионе». С 2002 г. по решению Ученого совета вуза ежегодно проводится конкурс научных проек-
тов на соискание грантов ВолГУ, грантов факультетов. Тематика хоздоговорных тем определяется спросом на научную продукцию организаций области.
Научные школы ВолГУ, разрабатывая новые идеи, наукоемкие технологии в области фундаментальных наук, охватывают все приоритетные направления в вузе и являются базой для подготовки специалистов высшей квалификации, докторов и кандидатов наук, исследующих актуальные проблемы различных отраслей знаний. Основные направления научно-исследовательской деятельности:
- физика конденсированных сред, радиофизика, электрофизика, астрофизика, информационные технологии;
- нелинейный математический анализ и геометрия, математическое моделирование, теория вероятностей;
- отечественная и всеобщая история, археология;
- юриспруденция;
- экономика;
- онтология и теория познания, социальная философия, культурология, религиоведение;
- социология, политология;
- теория и методология языкознания, история и современное состояние русского языка;
- литературоведение, журналистика;
- педагогика и психология, социальная работа.
За последние 5 лет в среднем за год объем финансирования научных исследований ВолГУ, приходящийся на единицу научно-педагогического персонала, составил 25,3 тыс. руб. Объем финансирования научных исследований ВолГУ в среднем за год составляет 23 330,98 тыс. руб. За последние 5 лет в среднем за год издано 6,9 монографий в расчете на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) званиями. По этим показателям университет находится в центральной зоне выборки из 359 университетов.
В диссертационных советах ВолГУ за последние пять лет была защищена 591 диссертация на соискание ученой степени, из них 45 - докторских. Сотрудниками вуза защищено 269 диссертаций на соискание ученой степени, из них 43 - докторских.
Дальнейшее развитие получила научноисследовательская работа студентов. В научном творчестве молодежи особое место отводится научно-организационной работе, в которой большую самостоятельность приобретает студенческое самоуправление как особая форма инновационной деятельности студентов.
В 2004 г. в университете создано Студенческое научное общество. С 2005 г. студенческим научным обществом для исследователей вузов Южного федерального округа проводится ежегодная Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы модернизации региона в исследованиях молодых ученых». С 2007 г. в ВолГУ работает Школа молодого исследователя. Школа имеет трехуровневую структуру: на первом уровне обучаются студенты 1-11 курсов по обязательной модульной схеме, на втором уровне - студенты Ш-1У курса, на третьем - магистранты. Обучение в Школе позволяет студенту развивать свои индивидуальные способности в научной сфере, приобретать навыки исследовательской работы, развивать профессиональные компетенции и принимать участие в научных проектах и научно-практических конференциях различного уровня. Школа молодого исследователя способствует формированию научного потенциала университета: в 2004 г. научной деятельностью занималось 1 239 студентов, в 2008 г. количество ис-следователей-студентов увеличилось до 1 783.
Студенты ВолГУ принимают участие в международных, всероссийских и региональных конференциях: Сорокинские чтения (МГУ, г. Москва), Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ, г. Москва), Виноградовские чтения (г. Москва), региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области.
В 2005 г. в ВолГУ создано Студенческое инновационное агентство (СИА) для изучения проблем управления инновациями и участия в разработке инновационного продукта с последующей его коммерциализацией. Члены СИА в
2007 г. участвовали в исследовании экономического потенциала Волго-Ахтубинской поймы (проект выиграл грант ЮНЕСКО). Студенты вместе с преподавателями активно принимали участие в организации и проведении Всероссийского конкурса инновационных проектов на соискание гранта Фонда Бортника «СТАРТ-08», про-
ходившего в феврале 2008 г. под эгидой Торгово-промышленной палаты г. Волгограда.
Студенческие научные объединения работают в тесном взаимодействии с Советом молодых ученых, который в 2006 г. организовал и провел региональный конкурс научных работ «Молодые ученые - родному краю», посвященный 70-летию образования Волгоградской области и Году гуманитарных наук, культуры и образования - Году академика Д.С. Лихачева, в котором приняли участие более 30 представителей вузов г. Волгограда.
Работа студенческих научных объединений, их достижения показывают, что студенты становятся полноправными партнерами преподавателей, ученых университета в реализации научных программ и инновационных проектов.
ВолГУ - крупнейший центр научно-академического сотрудничества с зарубежными учреждениями и организациями высшего образования. Международная деятельность университета является составной частью концепции его развития, предусматривает интеграцию в международное образовательное пространство, интернационализацию образовательной и научной деятельности ВолГУ и включает в себя осуществление международных научных проектов, совместных с зарубежными вузами образовательных программ, проведение конференций, совместные публикации, обмены преподавателями, учеными, аспирантами и студентами, программы повышения квалификации и стажировки. Основой этой работы является Концепция и Программа интернационализации деятельности ВолГУ на 2008-2012 годы.
Наряду с традиционными партнерскими связями с вузами, научными и образовательными центрами Европы и США за отчетный период активно развивалось сотрудничество ВолГУ с университетами стран СНГ и Китая. В настоящее время у университета 48 партнеров в разных странах мира. В 2005-2009 гг. установлены партнерские связи с Великотырновским университетом им. Кирилла и Мефодия (Болгария), Свободным университетом им. Черноризца Храбра (Болгария), Эссексским университетом (Великобритания), Университетским Центром «Савария» Западно-Венгерского университета (Венгрия), Хемницким техническим университетом (Германия), Школой иностранных языков «Иллиг ин Панков» (Берлин, Германия), Лодзен-
ским университетом (Польша), университетами Георги Баковия и Штефан чель Маре (Румыния), Академией менеджмента Адизеса (США), Йоркским университетом (США), Остравским техническим университетом (Чехия), Хальмштадтским университетом (Швеция), Азербайджанской академией нефти и газа, Ереванским государственным университетом (Армения), Белорусским государственным университетом, Белорусским государственным экономическим университетом, Костанайским государственным университетом (Казахстан), Таджикским государственным медицинским университетом им. Абуали ибн Сино, Горловским государственным педагогическим институтом иностранных языков (Украина).
С 2008 г. активно развивается сотрудничество с вузами Китая: Гуандунским университетом иностранных языков и внешней торговли (г. Гуанджоу, провинция Гуандун), Цзилиньским государственным университетом, Чаньчуньским университетом наук и технологий (г. Чаньчунь провинции Цзилинь). При поддержке ВолГУ в Цзилиньском университет создан Центр русского языка; при поддержке Администрации Волгоградской области и Правительства провинции Цзилинь развиваются программы академических обменов студентами и преподавателями.
В последние годы в университете успешно осуществлены международные проекты, направленные на интернационализацию деятельности университета. В 2004 г. завершен продолжавшийся 3 года инновационный проект «Экономическая социология - от профессиональной специализации к созданию регионального научно-методического центра», осуществлявшийся в рамках программы Национального фонда подготовки кадров «Совершенствование социально-экономического образования в вузах». В 2004-2005 гг. совместно с Британским советом реализован 2-й этап проекта DELFI-II «Развитие образовательных связей и инициатив в области профессионального образования». В 2004-2007 гг. выполнен образовательный проект Программы МАТРА в сотрудничестве с университетом ИНХОЛЛАНД (Голландия) в области подготовки журналистов «Professional Journalism in the Region». С 2007 по 2010 г. по программе TEMPUS III осуществляется образовательный проект по подготовке бакалавров/магистров в области природосберегающих техно-
логий (совместно с вузами Германии и Австрии). С 2008 г. совместно с Белорусским государственным экономическим университетом осуществляется проект «Россия и Беларусь: межкультур-ный и межрелигиозный диалог» (грант РГНФ и НАН Беларуси). С 2009 г. по программе ТЕМРШ IV выполняется проект «Механизмы обеспечения качества управления интернационализации высшего образования» (совместно с вузами Германии, Польши, Испании, Голландии, Азербайджана, Армении, Украины, Белоруссии).
В отчетный период осуществлялись научные и образовательные проекты по грантам Фонда Р. Люксембург, Фонда Р. Боша, Института Гете, Германской службы академических обменов (DAAD), Института Ваймана (Израиль), Института Кеннана, Фонда Фулбрайта, Американских советов по образованию и др. Общий доход составил 25 373,4 тыс. руб.
В 2005-2008 гг. осуществлен ряд международных издательских проектов совместно с Мюнхенским институтом иностранных языков (выпущен 4-язычный русско-англо-немецко-французский экономический словарь), с Кельнским университетом (изданы словарь «Эмпирическое социальное исследование» и учебник «Теория и практика перевода»); изданы совместные сборники научных трудов с Русенским и Великотырновским университетами (Болгария), Кельнским университетом (Германия), Мэнсфилдским университетом (США), Лод-зенским университетом (Польша).
За последние 5 лет в зарубежных изданиях опубликовано более 150 работ ученых ВолГУ.
ВолГУ является постоянным организатором крупных международных конференций и семинаров. За последние пять лет на базе ВолГУ были проведены:
- IV Международная научная конференция «Человек в современных философских концепциях» (под эгидой ЮНЕСКО);
- Международная научно-практическая конференция «Вековой поиск модели экономического развития России»;
- Международная научно-практическая конференция «Сталинградская битва: Событие. Воздействие. Символ»;
- Международная научно-практическая конференция «Национальные и межрели-гиозные отношения на Юге России: история, современность, перспективы»;
- Международная Интернет-конференция «Рекламные технологии поддержки эффективного бизнеса»;
- Международная Интернет-конференция «Межкультурный и межрелигиозный диалог в глобализующемся мире»;
- международные зимняя (2008 г.) и летняя (2009 г.) религиоведческие школы молодых ученых;
- Международная школа молодых ученых-экономистов (совместно с институтами РАН);
- Международная научно-практическая конференция «Детерминация коррекции системы подготовки востребованных специалистов» (совместно с Бургундским университетом, Франция);
- Международная научная конференция по астрофизике «Progress in Study of Astrophysical Disks: Collective and Stochastic Phenomena Tools»;
- российско-японский научный семинар «Наноматериалы и нанотехнологии» и др. С 2004 по 2008 г. около 300 студентов
ВолГУ обучались и проходили стажировки в зарубежных вузах; 272 преподавателя и сотрудника участвовали в образовательных и научных стажировках, повышали квалификацию в зарубежных образовательных и научных центрах. В ВолГУ обучались 313 иностранных студентов и стажеров (включая страны СНГ). В научной и образовательной деятельности ВолГУ приняли участие 177 зарубежных ученых и преподавателей.
Большое внимание в ВолГУ уделяется воспитательной работе. Главной целью воспитательной работы в ВолГУ на 2006-2010 гг. является создание условий для развития социальных, профессиональных и личностных компетенций обучающихся, воспитания самостоятельных, идейных, ответственных студентов и их подготовки к жизни в современном обществе.
В ВолГУ постоянно совершенствуется система поощрения студентов, активно участвующих в культурной и общественной жизни университета. Самые распространенные формы морального и материального стимулирования студентов - награждение дипломами, грамотами, свидетельствами победителей и участников мероприятий, объявление бла-
годарности от имени ректора (декана) за активное участие в университетской жизни, на факультете, фотографирование у Знамени университета, вручение выпускникам сертификатов социальной активности, единовременные выплаты, ежемесячное установление надбавки для студентов, являющихся победителями или активными участниками воспитательных мероприятий, премирование путевками.
В ВолГУ успешно работают более 60 творческих студенческих объединений и клубов университета и факультетов.
Особое внимание в ВолГУ уделяется воспитанию патриотического отношения к своему классическому университету, региону, стране, формированию гражданина-патриота. Главной задачей является выработка корпоративного стиля в утверждении корпоративных ценностей, взаимоотношений, традиций, предполагающих определенный стиль поведения каждого, кто имеет отношение к жизнедеятельности университета.
В ВолГУ есть свой гимн, герб, знамя, каждый факультет имеет герб, соответствующий его направлению деятельности. Ежегодно ко Дню знаний издается книга «Студенту Волгоградского государственного университета» и вручается каждому первокурснику на традиционной Торжественной встрече ректора с ними. В рамках развития корпоративности разработаны и действуют Этический кодекс студента и Этический кодекс преподавателя и сотрудника ВолГУ.
Ежегодно проводятся экскурсии в музейный комплекс университета, которые являются одними из первых воспитательных мероприятий, проводимых со студентами первого курса. Также организуются обзорные экскурсии по историческим местам города-героя Волгограда, где студенты знакомятся с историческим наследием своего региона.
Расширение воспитательной составляющей и поиск путей инновационных подходов в образовательном процессе ВолГУ обеспечили успешную реализацию задач и условий, направленных на формирование патриотичес-ки-ориентированной личности специалиста, толерантного в поликультурной среде и компетентного, конкурентоспособного в сфере профессиональной деятельности. За достижения в воспитательной работе в 2004 г. ВолГУ
награжден дипломом лауреата Волгоградского образовательного форума, в 2006 г. - дипломом II степени III Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях», в 2008 г. -дипломом II степени IV Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений. В 2008 г. решением научнометодического совета по развитию воспитательной деятельности учебно-методического объединения по программе «Инновации в воспитании» ВолГУ присвоен статус «Экспериментальная площадка».
Все эти и другие достижения университета (см. прил. 1), нашедшие отражение в отчете по самообследованию вуза, свидетельствовали о готовности ВолГУ к проведению аккредитации.
Анализ показателей деятельности ВолГУ, проведенный федеральным государственным учреждением «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования», позволил сделать выводы о том, что:
- содержание представленных к экспертизе основных образовательных программ в основном соответствует требованиям государственных образовательных стан-
дартов высшего профессионального образования;
- качество подготовки выпускников в основном соответствует требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
- показатели деятельности образовательного учреждения, используемые для определения вида высшего учебного заведения, соответствуют установленным критериальным значениям (см. рис. 3). По выводам Росаккредагентства вероятность принадлежности ВолГУ к группе университетов равна 1,0.
12 декабря 2009 г. Аккредитационная коллегия Федеральной службы по надзору в сфере образование и науки решила признать ВолГУ прошедшим государственную аккредитацию и аккредитовать с установлением государственного статуса по типу «образовательное учреждение высшего профессионального образования» и перечня аккредитованных образовательных программ согласно приложения 2. Соответствующий приказ Рособрнадзора за № 2341 вышел 15 декабря 2009 г.
Индекс cоответсгвия критериям аккредитации J = 1,65
Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента
Процент штатных преподавателей
4,3
Среднегодовое число защит диссертаций (на 100 человек ППС)
Число отраслей наук 14 0 по специальностям аспирантуры
Число отраслей науки, в рамках которой выполняются НИР
9,0
Число УГС реализуемых основных ОП Основные обозначения:
23331,0
значения показателей пороговые значения
15,2
Процент в ППС докторов наук, профессоров
73,3
Процент ППС с учеными степенями и/или званиями
Объем НИР 25 3 на единицу НПП (тыс. руб.)
Среднегодовой объем финансирования научных исследований за 5 лет (тыс. руб.)
Среднегодовой контингент по программам 168,1 профессиональной переподготовки
6 9 Количество монографий (на 100 человек основного штатного ППС)
Процент аспирантов, защитившихся в течение года после окончания
Рис. 3. Показатели государственной аккредитации ВолГУ на фоне критериев показателей для университетов
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Основные итоги развития ВолГУ за 2004-2008 гг.
Показатели 2004 г. 2008 г. Рост
Качественный состав ППС
Заслуженные деятели науки России 6 4 0,7
Заслуженные работники высшей школы России 5 5 1,0
Почетные работники образования России 28 41 1,5
Количество кафедр 48 46 1,0
Количество преподавателей 523 560 1,1
Доктора наук, профессора 48 60 1,3
Доктора наук 25 28 1,1
Профессора 4 5 1,3
Всего: - докторов наук, профессоров 82 93 1,1
- кандидатов наук, доцентов 244 333 1,4
Всего со степенью и званием 316 426 1,3
Подготовка научно-педагогических кадров
Количество аспирантов 477 375 0,8
в том числе обучающихся очно 331 270 0,8
Количество научных руководителей аспирантами 160 161 1,0
в том числе докторов наук 94 118 1,3
Прием в аспирантуру 154 127 0,8
в том числе на очную форму 114 96 0,8
Выпуск аспирантов 116 74 0,6
в том числе с защитой 41 28 0,7
Количество докторантов 25 20 0,8
Количество советов по защите диссертаций 8 6 0,8
из них: - кандидатских 2 _
- докторских 6 6 1,0
В них защищено диссертаций: - кандидатских 107 113 1,1
в том числе преподавателями ВолГУ 33 19 0,6
- докторских 6 10 1,7
в том числе преподавателями ВолГУ 2 3 1,5
Защищено диссертаций преподавателями ВолГУ 55 46 0,8
из них: - докторских 6 10 1,7
- кандидатских 49 36 0,7
Повышение квалификации ППС 193 362 1,9
в том числе преподавателями ВолГУ 181 264 1,5
Подготовка специалистов для на родного хозяйства
Количество филиалов 6 2 0,3
Количество факультетов 10 7 0,7
Количество направлений подготовки бакалавров 20 25 1,3
Количество направлений подготовки магистров 8 15 1,9
Количество специальностей 35 50 1,4
Продолжение приложения 1
Показатели 2004 г. 2008 г. Рост
Прием студентов 3 374 3 402 1,0
в том числе: - на очную форму 2 178 2 280 1,0
из них по договорам 980 774 0,8
- на заочную форму 1 196 1 122 0,9
из них по договорам 559 627 1,1
Прием студентов (без филиалов) 2 197 2 362 1,1
в том числе: - на очную форму 1 590 1 689 1,1
из них по договорам 653 414 0,6
- на заочную форму 607 673 1,1
из них по договорам 273 341 1,2
Количество студентов 13 111 14 429 1,1
в том числе на очной форме 7 966 8 219 1,0
Количество студентов (без филиалов) 8 398 10 144 1,2
в том числе на очной форме 6 109 6 104 1,0
Выпуск специалистов
Количество специальностей и направлений 27 68 2,5
Выпуск специалистов, чел. 1 888 3 610 1,9
из них подготовлено в ВолГУ 1 466 2 635 1,8
в том числе по очной форме обучения 856 1 850 2,2
Материальная база, тыс. кв. м
Общая площадь учебно-лабораторных зданий 100,865 104,774 1,0
в том числе учебная 34,0 38,293 1,1
Общая площадь общежитий 14,97 16,502 1,1
Количество студентов, проживающих в общежитии, чел. 904 918 1,0
Публикация результатов научно-педагогической деятельности
Всего публикаций 1 316 1 926 1,5
Количество монографий, шт. 34 93 2,7
Статьи в зарубежной научной периодике 49 79 1,6
Статьи в научной периодике РФ 1 020 1 572 1,5
Прочие издания 213 182 0,9
Издательская деятельность
Объем издательской продукции: - количество названий, шт. 186 201 1,1
- общий тираж, тыс. экз. 25,0 29,22 1,2
- общий объем, изд. л. 1 831,8 2 245,45 1,2
Выпуск по видам литературы: - учебной, шт./тыс. экз. 58/10,1 57/5,883 1,0/0,6
- учебно-методической, шт./тыс. экз. 58/3,9 34/6,25 0,6/1,6
- научной, шт./тыс. экз. 70/11,0 110/17,09 1,6/1,6
Библиотечно-информационное обслуживание
Количество читателей, чел. 8 423 1 1752 1,4
Книжный фонд: всего тыс. экз. 627 659,6 1,1
в том числе: - учебной 255 265,3 1,0
- научной 186 219 1,2
- зарубежной 16,3 18,7 1,1
Окончание приложения 1
Показатели 2004 г. 2008 г. Рост
Книговыдача, тыс. экз. 637 677 1,1
Обращаемость фондов 1,0 1,0 1,0
Количество читательских мест 170 254 1,5
Сотрудничество с российскими и зарубежными партнерами
Российские партнеры:
- вузы 21 39 1,9
- институты РАН 9 11 1,2
Зарубежные партнеры:
- СНГ 4 9 2,3
- Восточная Европа 2 8 4,0
- Западная Европа 19 24 1,3
- Америка 3 4 1,3
- Азия 1 3 3,0
Академическая мобильность студентов и аспирантов ВолГУ (число студентов/количество стран) 43/6 41/11 1,0/1,8
Академическая мобильность преподавателей и сотрудников ВолГУ (число преподавателей/количество стран) 45/24 65/24 1,4/1,0
Иностранные студенты, прошедшие стажировку и включенное обучение в ВолГУ (число студентов/ количество стран) 31/6 64/14 2,1/2,3
Участие иностранных ученых и преподавателей в образовательной деятельности ВолГУ (число преподавателей/количество стран) 5/3 38/15 7,6/5,0
Объем выполняемых научно-исследовательских работ
Общий объем НИР, тыс. руб. 21 608,0 42 915,7 2,0
Объем госбюджетных НИР, тыс. руб. 9 803,2 15 698,8 1,6
Объем хоздоговорных НИР, тыс. руб. 8 406,8 22 341,2 2,7
Количество госбюджетных НИР 98 98 1,0
Количество хоздоговорных НИР 10 34 3,4
Научно-технические мероприятия, проведенные на базе ВолГУ
Международные 7 12 1,7
Всероссийские 5 7 1,4
Региональные 9 9 1,0
Развитие информатизации
Всего персональных компьютеров 1 539 2 486 1,6
в том числе РС/АТ 586 1 245 2 343 1,9
из них ВолГУ (без филиалов) 1 146 1 866 1,6
Число компьютеров с выходом в Интернет 400 580 1,5
Количество мультимедийных проекторов 19 76 4,0
Число мультимедийных аудиторий 2 34 17,0
Количество электронных УМК 140 6 252 44,7
Источники финансирования развития университета, тыс. руб.
Государственный бюджет 121 275,944 443 345,538 3,7
из них от выполнения госбюджетных НИР 6 874,810 9 095,400 1,3
Внебюджетные средства: - от выполнения хоздоговорных НИР 85 425,660 1 125,098 215 651,633 20 623,498 2,5 18,3
- за подготовку студентов 54 545,012 134 842,787 2,5
- добровольные перечисления 3 256,215 913,937 0,3
- за подготовку иностранных студентов, долл. 679,370 1 372,297 2,0
- местный бюджет 7 239,406 8 573,954 1,2
Приложение 2
Образовательные учреждения, признанные аккредитованными сроком на пять лет с установлением государственного статуса по типу «образовательное учреждение высшего профессионального образования» вида «университет» и перечня аккредитованных образовательных программ
№ п/п Образовательная программа, направление подготовки (специальность), профессия
Код Наименование Уровень образования Квалификация (степень); ступень образования, квалификации, разряд код наименование Вид (основная, дополнительная)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»
1 010100 Математика Высшее профессиональное 62 Бакалавр математики Основ- ная
2 010100 Математика Высшее профессиональное 68 Магистр математики Основ- ная
3 010101 Математика Высшее профессиональное 65 Математик Основ- ная
4 010500 Прикладная математика и информатика Высшее профессиональное 62 Бакалавр прикладной математики и информатики Основ- ная
5 010500 Прикладная математика и информатика Высшее профессиональное 68 Магистр прикладной математики и информатики Основ- ная
6 010501 Прикладная математика и информатика Высшее профессиональное 65 Математик, системный программист Основ- ная
7 010503 Математическое обеспечение и администрирование инф ормационных систем Высшее профессиональное 65 Математик- программист Основ- ная
8 010700 Физика Высшее профессиональное 62 Бакалавр физики Основ- ная
9 010700 Физика Высшее профессиональное 68 Магистр физики Основ- ная
10 010701 Физика Высшее профессиональное 65 Физик Основ- ная
11 010800 Радиофизика Высшее профессиональное 62 Бакалавр радиофизики Основ- ная
12 010801 Радиофизика и электроника Высшее профессиональное 65 Радиофизик Основ- ная
13 020800 Экология и природопользование Высшее профессиональное 62 Бакалавр экологии Основ- ная
14 020800 Экология и природопользование Высшее профессиональное 68 Магистр экологии Основ- ная
15 020802 Природопользо -вание Высшее профессиональное 65 Эколог-природо- пользователь Основ- ная
16 020804 Г еоэкология Высшее профессиональное 65 Г еоэколог Основ- ная
17 030100 Философия Высшее профессиональное 62 Бакалавр философии Основ- ная
Продолжение приложения 2
№ п/п Образовательная программа, направление подготовки (специальность), профессия
Код Наименование Уровень образования Квалификация (степень); ступень образования, квалификации, разряд Вид (основная, дополнительная)
код наименование
18 030100 Философия Высшее профессиональное 68 Магистр философии Основ- ная
19 030101 Философия Высшее профессиональное 65 Философ, преподаватель Основ- ная
20 030200 Политология Высшее профессиональное 62 Бакалавр политологии Основ- ная
21 030201 Политология Высшее профессиональное 65 Политолог Основ- ная
22 030300 Психология Высшее профессиональное 62 Бакалавр психологии Основ- ная
23 030301 Психология Высшее профессиональное 65 Психолог, преподаватель психологии Основ- ная
24 030400 История Высшее профессиональное 62 Бакалавр истории Основ- ная
25 030401 История Высшее профессиональное 65 Историк, преподаватель истории Основ- ная
26 030500 Юриспруденция Высшее профессиональное 62 Бакалавр юриспруденции Основ- ная
27 030500 Юриспруденция Высшее профессиональное 68 Магистр юриспруденции Основ- ная
28 030501 Юриспруденция Высшее профессиональное 65 Юрист Основ- ная
29 030502 Судебная экспертиза Высшее профессиональное 65 Судебный эксперт Основ- ная
30 030600 Журналистика Высшее профессиональное 62 Бакалавр жур налистики Основ- ная
31 030601 Журналистика Высшее профессиональное 65 Журналист Основ- ная
32 030701 Международные отношения Высшее профессиональное 65 Специалист в области международных отношений Основ- ная
33 031000 Филология Высшее профессиональное 62 Бакалавр филологии Основ- ная
34 031000 Филология Высшее профессиональное 68 Магистр филологии Основ- ная
35 031001 Филология Высшее профессиональное 65 Филолог, преподаватель Основ- ная
36 031100 Лингвистика Высшее профессиональное 62 Бакалавр лингвистики Основ- ная
37 031100 Лингвистика Высшее профессиональное 68 Магистр лингвистики Основ- ная
38 031201 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Высшее профессиональное 65 Лингвист, преподаватель Основ- ная
Продолжение приложения 2
№ п/п Образовательная программа, направление подготовки (специальность), профессия
Код Наименование Уровень образования Квалификация (степень); ступень образования, квалификации, разряд Вид (основная, дополнительная)
код наименование
39 031202 Перевод и перево-доведение Высшее профессиональное 65 Лингвист, переводчик Основ- ная
40 032001 Документоведение и документационное обеспечение управления Высшее профессиональное 65 Документовед Основ- ная
41 032300 Регионоведение Высшее профессиональное 62 Бакалавр р егионоведе ния Основ- ная
42 032301 Регионоведение Высшее профессиональное 65 Регионовед Основ- ная
43 040100 Социальная работа Высшее профессиональное 62 Бакалавр социальной работы Основ- ная
44 040100 Социальная работа Высшее профессиональное 68 Магистр социальной работы Основ- ная
45 040101 Социальная работа Высшее профессиональное 65 Специалист Основ- ная
46 040200 Социология Высшее профессиональное 62 Бакалавр социологии Основ- ная
47 040200 Социология Высшее профессиональное 68 Магистр социологии Основ- ная
48 040201 Социология Высшее профессиональное 65 Социолог, преподаватель социологии Основ- ная
49 080100 Экономика Высшее профессиональное 62 Бакалавр экономики Основ- ная
50 080100 Экономика Высшее профессиональное 68 Магистр экономики Основ- ная
51 080101 Эк ономическ ая теория Высшее профессиональное 65 Экономист Основ- ная
52 080102 Мировая экономика Высшее профессиональное 65 Экономист Основ- ная
53 080105 Финансы и кредит Высшее профессиональное 65 Экономист Основ- ная
54 080107 Налоги и налогообложение Высшее профессиональное 65 Экономист, специалист по налогообложению Основ- ная
55 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Высшее профессиональное 65 Экономист Основ- ная
56 080111 Маркетинг Высшее профессиональное 65 Маркетолог Основ- ная
57 080116 Математические методы в экономике Высшее профессиональное 65 Экономист- математик Основ- ная
58 080500 Менеджмент Высшее профессиональное 62 Бакалавр менеджмента Основ- ная
Продолжение приложения 2
№ п/п Образовательная программа, направление подготовки (специальность), профессия
Код Наименование Уровень образования Квалификация (степень); ступень образования, квалификации, разряд Вид (основная, дополнительная)
код наименование
59 080500 Менеджмент Высшее профессиональное 68 Магистр менеджмента Основ- ная
60 080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) Высшее профессиональное 65 Экономист- менеджер Основ- ная
61 080504 Г осударственное и муниципальное управление Высшее профессиональное 65 Менеджер Основ- ная
62 080507 Менеджмент организации Высшее профессиональное 65 Менеджер Основ- ная
63 080801 Прикладная информатика (по областям) Высшее профессиональное 65 Информатик-экономист, инфор-матик-юрист, ин-фор матик-менеджер Основ- ная
64 090105 Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем Высшее профессиональное 65 Специалист по защите информации Основ- ная
65 200200 Оптотехника Высшее профессиональное 62 Бакалавр техники и технологии Основ- ная
66 200200 Оптотехника Высшее профессиональное 68 Магистр техники и технологии Основ- ная
67 200201 Лазерная техника и лазерные технологии Высшее профессиональное 65 Инженер Основ- ная
68 210300 Радиотехника Высшее профессиональное 62 Бакалавр техники и технологии Основ- ная
69 210302 Радиотехника Высшее профессиональное 65 Инженер Основ- ная
70 210400 Т елекоммуника-ции Высшее профессиональное 62 Бакалавр техники и технологии Основ- ная
71 210406 Сети связи и системы коммутации Высшее профессиональное 65 Инженер Основ- ная
72 230100 Информатика и вычислительная техника Высшее профессиональное 62 Бакалавр техники и технологии Основ- ная
73 230102 Автом атиз ирован-ные системы обработки информации и управления Высшее профессиональное 65 Инженер Основ- ная
74 Повышение квалификации по основным профессиональным программам вуза Дополнительное к высшему профессиональному образованию Повышение квалификации Допол- нитель- ная
Продолжение приложения 2
№ п/п Образовательная программа, направление подготовки (специальность), профессия
Код Наименование Уровень образования Квалификация (степень); ступень образования, квалификации, разряд Вид (основная, дополнительная)
код наименование
75 Профессиональная переподготовка по основным профессиональным образовательным программам вуза Дополнительное к высшему профессиональному образованию Повышение квалификации Допол- нитель- ная
Волжский гуманитарный институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»
1 010500 Прикладная математика и информатика Высшее профессиональное 62 Бакалавр прикладной математики и информатики Основ- ная
2 020800 Экология и природопользование Высшее профессиональное 62 Бакалавр экологии Основ- ная
3 020802 Природопользо -вание Высшее профессиональное 65 Эколог-природо- пользователь Основ- ная
4 030300 Психология Высшее профессиональное 62 Бакалавр психологии Основ- ная
5 030301 Психология Высшее профессиональное 65 Психолог, преподаватель психологии Основ- ная
6 030400 История Высшее профессиональное 62 Бакалавр истории Основ- ная
7 030401 История Высшее профессиональное 65 Историк, преподаватель истории Основ- ная
8 030500 Юриспруденция Высшее профессиональное 62 Бакалавр юриспруденции Основ- ная
9 030500 Юриспруденция Высшее профессиональное 68 Магистр юриспруденции Основ- ная
10 030501 Юриспруденция Высшее профессиональное 65 Юрист Основ- ная
11 031000 Филология Высшее профессиональное 62 Бакалавр филологии Основ- ная
12 031001 Филология Высшее профессиональное 65 Филолог, преподаватель Основ- ная
13 032300 Регионоведение Высшее профессиональное 62 Бакалавр р егионоведе ния Основ- ная
14 080105 Финансы и кредит Высшее профессиональное 65 Экономист Основ- ная
15 080500 Менеджмент Высшее профессиональное 62 Бакалавр менеджмента Основ- ная
16 080500 Менеджмент Высшее профессиональное 68 Магистр менеджмента Основ- ная
Окончание приложения 2
№ п/п Образовательная программа, направление подготовки (специальность), профессия
Код Наименование Уровень образования Квалификация (степень); ступень образования, квалификации, разряд Вид (основная, дополнительная)
код наименование
17 080504 Г осударственное и муниципальное управление Высшее профессиональное 65 Менеджер Основ- ная
18 080507 Менеджмент организации Высшее профессиональное 65 Менеджер Основ- ная
19 Повышение квалификации и профессиональная переподготовка по основным профессиональным программам филиала вуза Дополнительное к высшему профессиональному Повышение квалификации, профессиональная переподготовка Допол- нитель- ная
20 Переводчик в сфере профессиональной коммуникации Дополнительное к высшему профессиональному Переводчик в сфере профессиональной коммуникации Допол- нитель- ная
21 Преподаватель высшей школы Дополнительное к высшему профессиональному Преподаватель высшей школы Допол- нитель- ная
Урюпинский филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»
1 030401 История Высшее профессиональное 65 Историк, преподаватель истории Основ- ная
2 030501 Юриспруденция Высшее профессиональное 65 Юрист Основ- ная
3 031001 Филология Высшее профессиональное 65 Филолог, преподаватель Основ- ная
4 080105 Финансы и кредит Высшее профессиональное 65 Экономист Основ- ная
5 080507 Менеджмент организации Высшее профессиональное 65 Менеджер Основ- ная
6 030503 Правоведение Среднее профессиональное 51 Юрист Основ- ная
7 080501 Менеджмент (по отраслям) Среднее профессиональное 51 Менеджер Основ- ная
APPROACHING THE 30th ANNIVERSARY: VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY ACCREDITATION RESULTS
S.G. Sidorov
The paper is devoted to the analyses of the VolSU accreditation results and the principal directions of The University’s development during the five-year period (2004-2008). The structural changes of the University and its branches are analyzed; the certification audit results are presented. The study deals with the principal directions of the VolSU scientific schools’ research activity; it focuses on the significant events in the students’ research and international activity. The paper includes statistic parameters in the University’s principal directions.
Key words: VolSU, higher education, accreditation, educational programs, research activity, students.