ю.ф. гортышов, профессор, КГТУ им. А.Н. Туполева:
академик АН РТ, ректор итоги реализации
гл.щ1штпрофессор, инновационной
академик АН Р1, президент _
образовательной программы
В статье приводятся сведения о деятельности Казанского государственного технического университета. Изложены основные итоги выполнения инновационной образовательной программы, реализованной в рамках национального проекта «Образование ». Приведены основные направления и результаты организации учебного процесса, научной и учебно-методической работы, переподготовки кадров, международного сотрудничества.
Ключевые слова: инновационная образовательная программа КГТУ-КАИ, исследовательский университет, УНИК.
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева - современный инновационный научно-образовательный комплекс, в состав которого входят три учебных института (авиации, наземного транспорта и энергетики; радиоэлектроники и телекоммуникаций; инженерно-экономический) и шесть факультетов (физико-математический, гуманитарный, автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, экономической теории и права, психологии и делового администрирования). В его состав входят институт довузовской подготовки, институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, институт дополнительного профессионального образования, 2 колледжа, 5 НИИ (включая созданный в 2008 г. Институт нанотехнологий и нанома-териалов), 9 научно-исследовательских центров, 42 научно-исследовательские лаборатории. В различных городах Республики Татарстан, Марий Эл и Кировской области успешно функционируют 10 филиалов университета. На 74 кафедрах обучаются около 25 тысяч студентов (16 тысяч - в голов-
ном вузе) по 89 направлениям и специальностям, в том числе по 18 направлениям высшего профессионального образования (подготовка бакалавров и 32 программы подготовки магистров). По программам послевузовского образования обучаются 588 аспирантов-соискателей и 36 докторантов-соискателей. Подготовка специалистов в университете осуществляется по дневной, очно-
заочной и заочной формам обучения; открыт экстернат по 9 направлениям и 13 специальностям. КГТУ является региональным представителем Центра централизованного тестирования. В университете создана система довузовской подготовки, а также организована образовательная деятельность по получению второго высшего и дополнительного к высшему образования. В КГТУ им. А.Н. Туполева работают более 1000 штатных преподавателей, среди них 157 докторов наук, 505 кандидатов наук.
В 2007 г. наш университет в числе 40 вузов России стал победителем всероссийского конкурса инновационных образовательных программ в рамках национального проекта «Образование». Целью инновационной образовательной программы Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева - «Система подготовки специалистов мирового уровня в области создания и использования информационных технологий как определяющий фактор обеспечения конкурентоспособности машиностроительных производств» - является создание многоуровневой качественно новой системы опережающей подготовки и переподготовки специалистов, способных к приобретению и эффективному использованию новых знаний и умений с широким применением инфокоммуникационных технологий на всех этапах жизненного цикла конкурентоспособной продукции машиностроения.
Инновационная образовательная программа осуществлялась по трем взаимосвязанным инновационным образовательным проектам.
Проект 1. Подготовка и переподготовка специалистов-разработчиков программного обеспечения мирового уровня (по направлению промышленного производства программных про-
дуктов и средств информационных технологий).
Инновационность образовательной программы по этому направлению обусловлена отсутствием в отечественной системе образования подготовки специалистов для сферы промышленного производства программных продуктов и средств информационных технологий.
Базовым структурным подразделением университета, реализующим данный проект, является факультет технической кибернетики и информатики. На новую систему подготовки переведены четыре направления и одна специальность. На основе разработанных учебных планов магистерской подготовки впервые в России формируются следующие профили подготовки специалистов:
• исследователь в сфере ИТ,
• программист,
• системный архитектор,
• системный администратор/специалист по технической поддержке,
• системный аналитик,
• администратор баз данных,
• менеджер ИТ,
• специалист по цифровой технике,
• технический специалист по поддержке продаж в сфере ИТ,
• менеджер по маркетингу и продажам в сфере ИТ,
• специалист по ремонту цифровой техники,
• специалист по сборке цифровой техники,
• специалист по информационным ресурсам,
• специалист по информационным системам.
Проект 2. Подготовка и переподготовка инженерных кадров для наукоемких отраслей машиностроения, способных к эффективному применению инфокоммуникационных технологий (по направлению использования ин-
фокоммуникационных технологий в наукоемких отраслях машиностроения).
Целью данного направления образовательной программы является создание системы подготовки и переподготовки инженерных кадров для наукоемких отраслей машиностроения за счет освоения в учебном процессе признанных в мире информационных и коммуникационных технологий и приобретения практического опыта их применения.
Инновационность образовательной системы по этому направлению определяется предоставлением дипломированным специалистам новых возможностей за счет освоения признанных в мире информационных и коммуникационных технологий на всех этапах жизненного цикла конкурентоспособной машиностроительной продукции.
Базовым структурным подразделением университета стал институт авиации, наземного транспорта и энергетики. На новую систему подготовки в 2007-2008 гг. были переведены шесть специальностей института.
Проект 3. Подготовка и переподготовка специалистов в области управления бизнес-процессами с применением информационных технологий (ЕRP-систем) (по направлению применения ERP-систем для управления промышленными производствами).
Целью данного направления обра зовательной программы является со здание системы подготовки и перепод готовки специалистов в области управ ления бизнес-процессами предприя тия, владеющих современным инстру ментарием - передовыми информаци онными и коммуникационными техно логиями.
Инновационность образовательной системы по этому направлению характеризуется подготовкой специалистов-управленцев новой формации,
способных создавать конкурентоспособную продукцию на основе моделирования, прогнозирования, оптимизации, управления ресурсами и производством на всех этапах жизненного цикла изделий. Базовое структурное подразделение университета - инженерно-экономический институт.
В ходе реализации инновационной образовательной программы достигнуты следующие основные результаты.
• Модернизована материально-техническая база университета. В 2007-2008 гг. проведено оснащение 44 лабораторий, закуплено 39 единиц станочного и исследовательского оборудования, 1717 компьютеров, 70 интерактивных досок, приобретено 58 комплектов мебели для компьютерных классов. Проведена существенная модернизация телекоммуникационного оборудования корпоративной сети университета, в частности, закуплено 23 новых сервера для центрального университетского узла и узла инженерного центра.
• Построен вычислительный кластер, содержащий 2 управляющих и 22 вычислительных узла, на каждом из которых размещены 2 четырехъядер-ных процессора. Пиковая производительность вычислительного кластера составляет 2,1 Тфлопс.
• Приобретено 262 наименования базового и прикладного программного обеспечения (общее количество лицензий - 8079), закуплено 400 наименований учебников и учебных пособий общим тиражом8185 экземпляров. Разработано 198 учебно-методических комплексов.
• В 2007-2008 гг. повышение квалификации и переподготовку по различным программам прошли 1580 человек (из них 605 человек моложе 35 лет), 136 человек - в ведущих зарубежных центрах.
• Для повышения уровня языковой компетентности преподавателей в университете создан «Центр языковой подготовки» и разработано необходимое методическое обеспечение; в 20072008 гг. проведено масштабное повышение квалификации преподавателей университета по английскому языку.
Указанные мероприятия по реализации инновационной образовательной программы позволили повысить качество учебного процесса, поднять на более высокий уровень научные исследования, а также систему управления вузом.
Структура подготовки специалистов включает различные ступени: довузовскую, начальную профессиональную подготовку, специальное образование, бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру и докторантуру, дополнительное образование, переподготовку и повышение квалификации.
Учебный процесс ведется с использованием самых современных программно-технических комплексов. В
университете внедрена модифицированная балльно-рейтинговая система обучения, разработана методика расчета рейтинга студентов, применяется компьютерное тестирование студентов как инструмент объективного контроля качества учебной работы студентов.
Для повышения качества подготовки специалистов на базе ведущих научных школ сформированы научно-образовательные центры, где ведутся научные исследования и проходит повышение квалификации и переподготовка специалистов для предприятий. Так, на кафедре технологии машиностроительных производств создан учебно-исследовательский комплекс компьютерного моделирования и автоматизированного производства машиностроительных изделий. В его состав входят:
- лаборатория компьютерного моделирования и автоматизированного проектирования технологических процессов, имеющая в своем составе необходимые программно-технические средства, робототехнические комплексы и другое технологическое оборудование;
- лаборатория автоматизированной подготовки управляющих программ для промышленных станков с ЧПУ, обрабатывающих центров.
На кафедре производства летательных аппаратов создан центр композитных технологий, предназначенный для проведения НИОКР в области создания конструкций из композитов и подготовки инженеров по специальности 150502 «Конструирование и производство изделий из композиционных материалов». Структура центра охватывает основные технологические стадии получения композитных изделий (оптимизация материалов; разработка технологии; проектирование оборудования и оснастки; изготовле-
ние изделий из КМ; оценка механических свойств, ударостойкости, живучести). В соответствии с этим в состав центра входят лаборатории:
■ компьютерного моделирования инженерных объектов;
■ физико-химии композиционных материалов;
■ изготовления специального оборудования;
■ изготовления композитных конструкций;
■ статической прочности и ударостойкости;
■ многослойных конструкций.
Лаборатории оснащены импортным
исследовательским оборудованием, включая комплекс термокомпрессионного формирования на базе малогабаритного автоклава, машинами для статических и ударных испытаний при различных температурах, акустическим анализатором, ИК-спектромет-ром, динамическим анализатором.
Для решения проблемы комплекс-ного обеспечения предприятий-работодателей специалистами в университете разработана корпоративная модель подготовки по программам НПО, СПО, ВПО на основе интеграции материальных и интеллектуальных ресурсов образовательных учреждений и предприятий-работодателей. Это позволяет совместно с работодателями формировать требования к специалистам всех уровней, разрабатывать соответствующие учебные планы и создавать необходимые условия их реализации.
В основу орга-
низационно-правового обеспечения взаимодействия работодателей и учебных заведений положены законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании », типовые положения об образовательных учреждениях, высшем, среднем и начальном образовании, приказы Министерства образования РФ от 14.11.2001 г. № 3654 «Об утверждении Порядка реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего образования», от 13.05.2002 г. №1725 «Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки».
Наиболее удачной организационной формой интеграции является, на наш взгляд, учебно-научный инновационный комплекс (УНИК) как общественное объединение заинтересованных сторон.
Основными целями УНИК являются:
V построение целостной системы многоуровневой подготовки специалистов для предприятий на основе интеграции образовательных учреждений и предприятий-работодателей, обеспе-
чивающей повышение качества, сокращение сроков подготовки специалистов и закрепление выпускников на предприятиях;
V интенсификация и стимулирование совместных проблемно-ориентированных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований;
V создание гибкой системы повышения квалификации специалистов предприятий с учетом текущих и прогнозных требований производства.
К задачам УНИК относятся:
• организация профориентацион-ной работы и формирование целевого набора учащихся и студентов;
• анализ состояния подготовки специалистов НПО, СПО и ВПО для предприятий отрасли;
• формирование требований к подготовке специалистов НПО, СПО и ВПО;
• формирование требований к разработке учебных планов и их учебно-методическому обеспечению;
• разработка интегрированных учебных планов непрерывной подготовки специалистов, учебно-методических и программных комплексов;
• создание современной лабораторной базы учебного процесса, в том числе и на предприятиях отрасли;
• оптимизация использования материальных и интеллектуальных ресурсов образовательных учреждений и предприятий-работодателей в подготовке специалистов для предприятий отрасли;
• организация производственных практик для учащихся, студентов и преподавателей образовательных учреждений;
• формирование проектов совместных научно-исследовательских работ;
• решение проблем кадрового обеспечения учебного процесса и научных исследований;
• организация внешнеэкономической деятельности;
• проведение республиканских, всероссийских, международных конференций и иных мероприятий по обмену опытом в области образования и научных исследований.
Высший орган управления УНИК -создаваемый совместным приказом ректора университета и руководителей других членов объединения Совет директоров во главе с ректором университета.
Работа комплекса строится на основе двусторонних договоров о партнерстве между членами УНИК, предусматривающих проведение работ в области профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, организации совместных научных исследований.
Для координации текущей деятельности создается Координационный совет из ответственных исполнителей договоров о партнерстве во главе с проректором университета, назначенным ректором. Обсуждение итогов деятельности, корректировка и формирование новых планов и проектов проходят на совместном заседании Совета директоров и Координационного совета. По результатам обсуждения по соглашению сторон (большинством голосов) принимаются соответствующие решения.
С целью подготовки специалистов НПО, СПО и ВПО для предприятий авиационного комплекса в Казани создан УНИК «Авиастроение», в который входят КГТУ им. А.Н. Туполева, Казанский авиационно-технический колледж, профессиональный лицей № 123, ОАО «Казанское авиационно-производственное объединение им. С.П. Горбунова», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение», ОАО «КАПО - Ту-
полев», ОАО «Казанский НИИ авиационной технологии - КНИАТ». Разработано Положение, заключены двусторонние договоры, определяющие роль каждого участника объединения, и начата подготовка специалистов по направлению «Авиаракетостроение ».
Разработаны интегрированные учебные планы для подготовки специалистов трех уровней: начального, среднего профессионального и бакалавров.
Для повышения уровня практической подготовки выпускников предусматривается получение будущими инженерами рабочих профессий (студентам университета предоставлена материально-техническая база профессионального лицея и колледжа). Кроме того, на КМПО созданы четыре учебно-производственные лаборатории, на КАПО создан учебный центр, в КНИАТ - кафедра инновационного менеджмента и локальный центр подготовки специалистов и повышения квалификации в области информационных технологий.
Таким образом, в рамках корпоративной модели на основе интегрированных учебных планов успешный студент имеет возможность получить свидетельства об освоении программ трех уровней образования -НПО, СПО и ВПО (бакалавра). В этих условиях студенты лучше адаптируются к учебному процессу, яснее видят свои перспективы, а заодно имеют возможность
трудоустроиться, если по тем или иным причинам они вынуждены прервать обучение. Если раньше они становились безработными, то теперь у них уже есть профессия и они лучше адаптированы на рынке труда.
Аналогичная система подготовки специалистов отрабатывается в настоящее время для ОАО «КАМАЗ», предприятий оптико-электронного комплекса, ОАО «ICL-КПО ВС», ФГУП Приборостроительное КБ, ОАО «Радиоприбор», предприятий Зеленодоль-ска, Елабуги, Чистополя и других городов.
В последние годы активизировалась международная деятельность университета. В 2008 г. КГТУ-КАИ был принят в члены Европейской ассоциации университетов (ЕАУ), что свидетельствует о его международном признании.
Другим характерным показателем роли нашего университета в европейском и мировом пространстве высшего образования и науки является установление неформальных связей с Европейской ассоциацией аэрокосмических университетов PEGASUS. Эта ассоциация проводит большую работу по обеспечению и поддержа-
нию в Европе высокого уровня разработки и реализации программ высшего и послевузовского образования по авиастроению. Осенью 2008 г. КГТУ выиграл конкурс грантов Европейской академической программы Tempus.
Сегодня в КГТУ обучается более 50 человек из зарубежных стран по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры. В различных международных конкурсах и программах приняло участие более 40 студентов и аспирантов университета. Гранты на стажировки в дальнее зарубежье реализовали 20 человек. Это студенты, аспиранты, молодые ученые.
В университете начата подготовка к общественно-профессиональной аккредитации пяти образовательных программ в области техники и технологии с присвоением европейского знака качества инженерного образования Европейской сети по аккредитации инженерного образования.
В 2008 г. в рамках совершенствования коммуникационной инфраструктуры управления вузом выполнялся проект «Электронный университет». В ходе его реализации была
разработана информационно-управленческая система мониторинга и контроля финансово-экономической деятельности и движения персонала, в единую сеть объединены существующие в университете системы электронного документооборота Lotus, система управления учебным процессом «Деканат», системы управления научной, кадровой и другими видами деятельности.
В рамках инновационной образовательной программы система управления университетом приведена в соответствие требованиям международных стандартов ISO 9000:2000. В декабре 2008 г. органом по сертификации ООО «Русский Регистр - Поволжье» проводился аудит системы менеджмента качества, действующей в КГТУ им. А.Н. Туполева, на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. По его итогам выдан сертификат сер. К №11503 на русском и английском языках.
Продолжается строительство университетского кампуса. Разработана программа капитального строительства, адаптированная к современным условиям. Возведен спортивный комплекс «Олимп» с многочисленными спортивными залами и аренами, завершается сооружение учебного корпуса площадью 19 000 кв. м, начато строительство общежития.
Сегодня в КГТУ им. А.Н. Туполева созданы все необходимые условия для получения им статуса «Исследовательский университет», таким образом, продвижение вуза к новым рубежам продолжается.
GORTYSHOV YU.F, DEGTYAREV G.L. TUPOLEV KAZAN STATE TECHNICAL UNIVERSITY: ON THE WAY TO THE RESEARCH UNIVERSITY
Some information about activities of Tupolev Kazan State Technical University is given. The main results of implementing the innovative educational program introduced within the frame of national project 'Education' are described. The main trends and results of teaching process, scientific and instructional work, continuing professional development courses, and international cooperation are listed.
Keywords: innovative educational program, teaching process, research university.
Б.П. ПАВЛОВ, первый заместитель Премьер-министра РТ Ю.Ф. ГОРТЫШОВ, профессор, ректор
Г.Ф. МИНГАЛЕЕВ, проректор по учебной работе В.В. МЕЛЬНИЧНОВ, доцент Р.И. САЛИМОВ, начальник отдела
Полипрофессиональная проектная подготовка: от концепции к внедрению
В статье представлены концептуальные основы внедрения проектного подхода в сфере высшего профессионального образования, а также принципы модернизации образовательного процесса вКГТУ им. А.Н. Туполева.
Ключевые слова: проект «три П», биместровая структура учебного плана, метод проектов, УИРС, модульно-рейтинговая система.
Российская авиационная промышленность и связанные с ней отрасли машиностроения смогут преодолеть кризис и вернуть себе утраченные позиции на конкурентных мировых рынках только при наличии элитной профессиональной среды с высоким уровнем научной и технико-технологической культуры. Такая среда была сформирована в течение нескольких десятилетий в результате напряженных усилий многих поколений авиастроителей, но затем была утрачена в ходе неизбежного процесса ломки потерявших устойчивость социально-экономических конструкций «развитого социализма».
Последовавшая в середине 90-х гг. прошлого века стагнация высокотехнологичных отраслей, в первую очередь - авиационной промышленности, явилась причиной резкого падения по-
ff