Научная статья на тему 'Развитие лидерских качеств студентов вуза во внеучебной деятельности'

Развитие лидерских качеств студентов вуза во внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ЛИДЕРА / СТРУКТУРА ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ / THE QUALITY OF THE LEADER'S PERSONALITY / LEADER / STRUCTURE / LEADERSHIP QUALITIES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бригинец И. Н.

Предложены походы к разрешению противоречий между необходимостью создания в системе высшего профессионального образования педагогических условий для формирования лидерских качеств студентов и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по осуществлению этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leadership Development high school students in extracurricular activities

The article proposes hikes to resolve the contradictions between the need to create a system of higher vocational education teaching environment for the development of leadership qualities of students and the lack of evidence-based recommendations for the implementation of this process.

Текст научной работы на тему «Развитие лидерских качеств студентов вуза во внеучебной деятельности»

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.Н. БРИГИНЕЦ,

аспирант Российской международной академии туризма

Аннотация. Предложены походы к разрешению противоречий между необходимостью создания в системе высшего профессионального образования педагогических условий для формирования лидерских качеств студентов и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по осуществлению этого процесса.

Ключевые слова: лидер, качества личности лидера, структура лидерских качеств студентов.

LEADERSHIP DEVELOPMENT HIGH SCHOOL STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

J.H. BRIGINETS,

postgraduate Russia International Academy of Tourism

Annotation. The article proposes hikes to resolve the contradictions between the need to create a system of higher vocational education teaching environment for the development of leadership qualities of students and the lack of evidence-based recommendations for the implementation of this process.

Key words: leader, the quality of the leader's personality, structure, leadership qualities of students.

В сложных условиях экономического кризиса современное общество заинтересовано в новом типе личности, от которой требуется незаурядность, активность, инициативность, решительность, энергичность. Понятия «лидер», «лидерство» «развитие лидерских качеств» актуализировались.

Современная внеучебная деятельность как форма организации студентов вузов имеет отличия от предшествовавших периодов развития образовательных учреждений, когда молодые люди зачастую ориентировались на общественно-политическую деятельность. Сегодня на первый план выходит задача самореализации личности студента, например в научных исследованиях, органах студенческого самоуправления, художественно-творческих организациях.

На рубеже веков важнейшей задачей профессионального туристского образования становится его гуманизирующая, культурообра-зующая, человекоформирующая функция. Утверждение антропо-центристского, личностно ориентированного, компетентностного подходов к подготовке будущих

специалистов туристской сферы детерминируют развитие личностного потенциала как фактора формирования конкурентоспособного специалиста сферы туризма. Основным требованиям к профессионализму становятся овладение компетенциями, определяемыми как способность и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Базовые составляющие компетентности лидера туристской сферы (социокультурная, педагогическая, личностная) обусловлены следующими компетенциями, служащими для определения границ области действия специалиста туристской деятельности:

универсальными — социально личностными и общекультурными, инструментальными, общенаучными компетенциями;

Ф профессиональными, необходимыми для выполнения опреде-ленноговидадеятельности,-органи-зационно-управленческой, проектной, научно-методической, на учно-исследовательской, творческой и технологической, экспертно -консультационной деятельности.

Отмечена возрастающая роль педагогической составляющей компетентности специалиста туристской сферы, что подтверждается современными концептуальными подходами, выразившимися в попытке соединить достижения педагогики и туристики для успешного решения целей и задач, стоящих перед специалистами по вовлечению личности в туризм.

Главным условием, обеспечивающим педагогический процесс развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности, становится субъектная позиция студента. Субъектность как системное качество студента отражает способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных способностей и свойств в социально значимые и профессионально важные качества.

Структура лидерских качеств студентов туристского вуза представлена следующими компонентами:

Ф ценностно-нормативным — совокупностью ценностей и норм, определяющих духовно развивающую направленность воздействия

на коллектив и меру ответственности в процессе осуществления лидерской деятельности в туристской сфере;

Ф содержательно-технологиче с-ким — включает в себя многообразие направлений туристской деятельности, технологий, арсенал форм и методов, используемых специалистом туристской деятельности для эффективного взаимодействия;

Ф личностно-творческим единства актуальных свойств и качеств личности профессионала туристской сферы, обеспечивающего его референтность как социокультурного лидера, эффективность влияния в процессе туристской деятельности, личностное и профессиональное совершенствование.

Базу для внеучебной деятельности в РМАТ составляют следующие основополагающие принципы:

Ф профессиональная направленность — учет профессиональных интересов студентов, использование содержания и форм деятельности, которые способствуют профессиональному развитию студентов, их мобильности на туристском рынке труда, овладение этическими нормами профессионального сообщества, формируют уважение к профессии и положительную мотивацию к самообразованию и саморазвитию, ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. Профессиональная направленность является сущностной характеристикой вузовской системы внеучебной деятельности и определяет ее отличие от аналогичной системы общеобразовательных учреждений. Этот принцип обусловливает некоторые различия и возможность многообразия подсистем внеучебной деятельности на факультетах;

Ф взаимосвязь с учебной деятельностью — позволяет увязать в единую систему подготовки менеджера сферы туризма с необходимыми профессиональными и личностными качествами основные и

дополнительные образовательные программы, ввести вспомогательные программы, обеспечивающие студента технологиями самообразования и саморазвития, соединить теоретическую подготовку по социальным и гуманитарным дисциплинам (основным и элективным) с творческо-практической культуронаправленной внеучеб-ной деятельностью;

$ системность — предполагает распределение функций и установление связей между субъектами внеучебной деятельности, наличие механизма их взаимодействия в осуществлении комплексных долговременных программ и планов внеучебной деятельности, а также в проведении конкретных мероприятий;

$ полисубъектность — создание условий, стимулирующих участие во внеучебной деятельности преподавателей кафедр, выпускников, родителей, социальных друзей РМАТ, высококвалифицированных специалистов в области спорта, искусства, литературы, а также государственных учреждений, общественных организаций;

$ демократизм — предполагает равноправие и социальное партнерство субъектов деятельности, участие студентов в планировании и осуществлении внеучебной деятельности, постановке и решении актуальных для студенчества задач. Условием реализации принципа является создание и функционирование в РМАТ системы студенческого самоуправления и механизма ее эффективного взаимодействия с административно-управленческим персоналом академии;

$ добровольность — предоставление студенту права выбора степени и форм участия во внеучеб-ной деятельности или отказа от участия в ней;

$ стимулирование внеучебной деятельности студентов — моральное и материальное поощрение за успехи или действенное участие в том или ином виде деятельности (самоуправления, спортивной,

благотворительной, организационной и др.). Принцип предполагает вовлечение студентов и студенческих коллективов в практику дел, организуемых на конкурсной и соревновательной основе;

Ф комплексность-основнымме-ханизмом решения насущных для РМАТ воспитательных проблем является разработка и реализация целевых программ, а также участие вуза в реализации целевых программ Правительства РФ. Принцип предполагает объединение в рамках целевых программ содержательных направлений деятельности, а также организационно-управленческих, материально-финансовых, кадровых, методических, научно-исследовательских мер, обеспечивающих достижение поставленных целей и задач внеучебной деятельности;

Ф целостность — достигается общими для всех субъектов гуманистическими концептуальными подходами, общими целями и установленными в академии организационно-управленчески ми нормами. Условием реализации принципа является наличие в академии концепции, целевых программ, положений, регулирующих внеучебную деятельность, а также организационных структур, осуществляющих управление этой деятельностью в соответствии с нормативными документами.

В исследовании к функциям развития лидерских качеств студентов туристского вуза отнесены человекотворческая, гуманистическая, аксиологическая, познавательно-информационная, коммуникативная, регулятивная.

Анализ результатов анкетирования респондентов позволил выявить наиболее значимые качества, характеризующие лидера: харизматичность, мобильность, креативность, доверие команды, умение действовать решительно, способность формулировать цели, стратегические и тактические задачи. Сравнительный анализ предпочтений респондентов обозначил приоритетные качества личности,

характеризующие лидера: мобильность и социальная активность, целеустремленность и коммуникабельность, самостоятельность в принятии решений, способность преодолевать препятствия, способность формировать и сохранять команду, способность к творческой самореализации, ответственность, эмпатия. Именно они, по мнению опрошенных, позволяют проявиться лидерским особенностям личности и реализовать этот потенциал в туристской деятельности.

Выявлена специфика развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности, которая проявляется в следующем:

Ф в осознании аксиологической детерминанты лидерства в сфере туризма как специфического вида интеллектуального, нравственного, эмоционального влияния

специалиста туристской сферы на личность с целью вовлечения ее в мир культуры, стимулирования ее развития в процессе туристской деятельности;

$ в развитии лидерских качеств личности студента, являющихся индивидуальным ресурсом, обеспечивающим конкурентоспособность специалиста туристской сферы;

$ в опоре на деятельностно-этические принципы лидерской позиции специалиста туристкой сферы, определяющие его стремление к культуротворческой, преобразующей деятельности, приоритетность общественно значимых целей, нравственно-гуманистическую направленность на коллег и соратников, непрерывное самосовершенствование;

$ в актуализации личностно-творческого потенциала будущего менеджера сферы туризма, кото-

рый в современной образовательной концепции рассматривается как основополагающий ресурс освоения профессии и успешности на рынке труда.

Литература

1. Бригинец И.Н. Гражданское становление личности молодого человека // Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика: мат-лы Все-рос. науч.-практ. конф. (МГУТУ, 2223 октября 2009 г.). М., 2009. С. 322324 (соавт., авторство не разделено).

2. Бригинец И.Н. Формирование лидерских качеств студентов туристского вуза средствами информационн о-образовательной среды // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: мат-лы XI Междунар. науч.-практ. конф. 4 декабря 2009 г. М., 2009. С. 258-261.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПАССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.В. ДУХОВНЫЙ,

соискатель Московского гуманитарного педагогического института

@[email protected]

Научный руководитель доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Московского педагогического государственного университета В.П. ПОДВОЙСКИЙ

Аннотация. Представлены традиционное обучение студентов, что обусловливает противоречия между формами, содержанием, способами учебной и будущей профессиональной деятельности студента и приводит к формальному отношению студентов к учебе, что понимается нами как нецелесообразная учебная деятельность студентов, которая не подкрепляется профессиональной необходимостью. Процесс изучения пассивности студентов сложный, многоаспектный. Его структура должна включать в себя характеристики и профессии человека, так как изучение субъектно-объектных взаимосвязей, складывающихся в деятельности человека, полно и адекватно может раскрыть индивидуальные особенности будущего специалиста и уровень его компетентности, причины, осложняющие его работу.

Ключевые слова: познавательная пассивность, активность, профессиональная среда, педагогическое регулирование, деятельность личности, интегративная теория развития, профессиональная подготовка, профессиональная деструктивность, инертность.

PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF PREVENTION AND OVERCOMING THE PASSIVITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.