Научная статья на тему 'Лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста социально-культурной сферы'

Лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста социально-культурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ / ЛИДЕР / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Т. Н.

Статья повествует о поиске путей улучшения качества профессиональной подготовки в вузах. В формировании конкурентоспособного специалиста социально-культурной сферы важнейшим условием становится лидерство как способ усиления адаптивных, активно-деятельностных, творческих качеств. В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, этапы, технологии развития лидерских качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with searching the ways of qualitative professional training improvement in higher educational establishments. To form a competitive specialist, leadership becomes the main condition of adaptive, active and creative qualities strengthening. The article highlights organisational and pedagogical conditions, stages and techniques of leader's qualities development.

Текст научной работы на тему «Лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста социально-культурной сферы»

T. H. Шевченко

ЛИДЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Работа представлена кафедрой социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. А. Сукало

Статья повествует о поиске путей улучшения качества профессиональной подготовки в вузах. В формировании конкурентоспособного специалиста социально-культурной сферы важнейшим условием становится лидерство как способ усиления адаптивных, активно-деятельностных, творческих качеств. В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, этапы, технологии развития лидерских качеств.

The article deals with searching the ways of qualitative professional training improvement in higher educational establishments. To form a competitive specialist, leadership becomes the main condition of adaptive, active and creative qualities strengthening. The article highlights organisational and pedagogical conditions, stages and techniques of leader’s qualities development.

Востребованность специалистов в современных условиях обеспечивается конкурентоспособностью - интегральной характеристикой специалиста профессионально компетентного, мобильного, быстро адаптирующегося и способного оптимально разрешать профессиональные проблемы. Важнейшим фактором формирования конкурентоспособного специалиста становится развитие личностных качеств, обеспечивающих непрерывное прирастание профессиональной компетентности, развертывание внутреннего потенциала.

В контексте современной образовательной ситуации особую значимость приобретает лидерство как качество личности, отражающее степень целенаправленной активности субъекта, преобразующего действительность, в том числе и самого себя1 .

В социально-культурной деятельности (СКД) лидерство рассматривается как профессионально важное качество. Осуществление человекотворческой, культуроразви-

вающей функций специалистом СКД предполагает доминирование профессионала в процессе взаимодействия, взаимовлияния, направленных на стимулирование развития других посредством вовлечения в мир культуры, в различные виды творчества.

Проблема лидерства достаточно хорошо изучена в философско-историческом (В. Ю. Большаков, Е. В. Осипова, и др.), политическом (Г. А. Авцинова, А. А. Кочетков, Е. В. Кудряшова и др.), социально-психологическом (Т. А. Бендас, М. Вебер, А. Л. Ершов, А. В. Петровский и др.), экономическом (П. Друкер, О. В. Лукашо-ва, Д. У. Хант и др.), технологическом (Дж. Адаир, А. Г. Золотова, О. Г. Сударе-ва и др.) аспектах.

В современных условиях в связи с усилением роли и ответственности лидера в управлении социально-политическими, экономическими, культурными процессами изучение лидерства как феномена выходит за рамки узкофункционального, технологического подхода. Подготовка специалистов-лидеров

требует обоснования аксиологического подхода к лидерству.

Важное значение приобретает процесс формирования у лидеров, «идущих впереди» и «ведущих за собой», гуманистической, духовно-нравственной позиции, определяющей отношение к человеку как к цен -ности; ответственное обращение с лидерским инструментарием, особенно если это касается сферы межличностного взаимодействия.

Актуальность формирования лидерских качеств связана с необходимостью преодоления ряда противоречий, существующих в теории и практике профессионального образования: между традиционным отношением к лидерству как к доминированию над другими и современным подходом, основанном на использовании лидерских качеств, как для стимулирования развития индивидуальных особенностей Другого, так и личностного, и профессионального саморазвития; между востребованностью лидерских качеств у молодых специалистов в современных условиях и слабой мотивации к лидерству, проявляющейся в безынициативности, в пассивной жизненной позиции; между потребностью в лидерах социально-культурной сферы и отсутствием педагогических технологий, ориентированных на формирование лидерской направленности личности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки.

В условиях повышения требований к качеству подготовки специалистов решение проблемы формирования лидерских качеств в вузе как условия обеспечения кон -курентоспособности имеет практический интерес.

Лидерский статус обеспечивается индивидуально-личностными характеристиками и профессиональной компетентностью специалиста.

На основе анализа теории и практики социально-культурной деятельности уста -новлено, что составляющими профессио-

нальной компетентности специалиста-ли-дера являются следующие: педагогическая, гуманитарная, культурная, личностная компетентность.

Педагогическая компетентность включает: владение социально-культурными технологиями; умение создавать педагогические условия для развития личности, проявления ее творческого потенциала; способности к осуществлению педагогически направляемой и организуемой деятельности.

Педагогическая компетентность обеспечивает ценностно-нравственный уровень воздействия, соблюдение норм, регулирующих выбор форм и методов профессиональной деятельности, педагогический стиль общения.

Гуманитарная компетентность прояв-ляется в готовности реализовать свой профессиональный и личностный потенциал во благо Другого; знании психофизиологических особенностей человека, его потребностей и способах их удовлетворения; умении решать ситуации, возникающие в процессе взаимодействия; обретении профессиональных и личностных смыслов, направленных на благо и развитие себя, других людей, общества в целом2.

Культурная компетентность специали-ста-лидера находит свое выражение в совокупности знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, позволяющих осознанно воспринимать процессы и явления общественной жизни, проявлять социальную адаптивность и психологическую мобильность, эффективно участвовать в жизни общества3.

Личностная компетентность выражается в самостроительстве, в проявлении преобразовательной активности по отношению к самому себе, к собственным свойствам и качествам. В этом смысле достижение лидерского статуса тождественно процессу самореализации.

Технология формирования лидера в вузе включает следующие этапы:

• адаптационный, связанный с адаптацией к образовательной деятельности, вхождением в мир профессии, формированием мотивации, потребности к лидерству;

• процессуальный, обеспечивающий освоение профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих росту самооценки, уверенности в себе, готовности к лидерству;

• формирующий, направленный на апробацию лидерских ролей в процессе учебной и внеучебной деятельности;

• деятельностный, позволяющий реализовать профессиональные знания, умения, навыки, лидерские качества в процессе осуществления практической деятельности.

Реализация технологий формирования лидерских качеств становится возможной при соблюдении следующих условий:

1. Единство учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающее целостность процесса формирования лидерских качеств.

2. Оптимизация культурно-образовательной среды вуза как пространства самореализации специалиста СКД.

3. Включение студентов в научно-исследовательскую, учебно-поисковую, художественно-творческую, культурно-досуговую деятельность.

4. Индивидуализация учебного процесса, формирование индивидуальной траектории образования каждого студента.

5. Педагогическое сопровождение, обеспечивающее психолого-педагогическую помощь и поддержку студентов в процессе профессионального становления.

Курс «Технологии развития лидерских качеств специалиста» включает:

• теоретический компонент, основанный на изучении концепций лидерства, его психологических основ, типологии лидеров ит. д.;

• практический компонент, предполагающий конструирование и проигрывание ситуаций, выполнение творческих индивидуальных и групповых заданий и т. д.;

• рефлексивно-проективный компонент, основанный на самодиагностике, самоанализе, самокоррекции и самопроекти-ровании4.

Разработанный спецкурс проходит апробацию в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. Обобщение результатов апробации технологий позволит дополнить и скорректировать основные положения концепции формирования лидерских качеств будущих специалистов социально-культурной сферы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Субъект действия, взаимодействия, познания: психологические, философские, социокультурные аспекты. М.: Москов. психол.-социал. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. С. 88.

2 Фокина О. А. Гуманитарная компетентность будущих специалистов сервиса // Высшее образование. 2007. № 4. С. 51-53.

3 Ариарский М. А., Иелиееа И. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования. Казань, 2006. С. 115.

4 Уманскии А. Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кострома, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.