Научная статья на тему 'Анализ мотивации выбора профессии студентами туристского вуза'

Анализ мотивации выбора профессии студентами туристского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
848
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ МЕНЕДЖЕРА ТУРИЗМА / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / MOTIVATION / MANAGER OF TOURISM / CHOICE OF PROFESSION / PROFESSIONAL MOTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бригинец И. Н.

Today the education system is characterized by the multiplication of multicultural processes and actualization of intercultural dialogue. Educational model to meet new socio-economic query, only beginning to emerge. The formation of a professional tourism starts from the choice of the profession. Important symbiosis, direct dynamic interplay of professional socialization and vocational knowledge and skills. The motivation for choosing the profession of tourism students of the University were studied during sociological research carried out by the method of questionnaire survey on the basis of the Russian international Academy of tourism and its Moscow branch. The sample volume amounted to 564 Respondent: in a comparative study involved students of 1 course (250 people) and 4 of the course (314 people). The solid sample. Conclusions: motivation of professional self-identity has a different structure. Significant determination internal motives complemented the students the influence of external motivation, both positive and negative values. At the current high level of influence of certain types of motivation, students 4 courses 1 course several indicators are decreasing motives «prestige», «the ability to benefit people», «the use of professional skills outside of work». The results contribute to the understanding of the essence of professional motivation of the Manager of tourism as a set of stable motives, including: professional motives; motives of professional development; pragmatic motives; cognitive motives; motives of self-identity; social motives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the motivation of the choice of profession tourism students of the university

Сегодня образовательная система характеризуется умножением поликультурных процессов и актуализацией межкультурного диалога. Образовательная модель, отвечающая новым социально-экономическим запросам, только начинает складываться. Становление профессионала сферы туризма начинается с момента выбора данной профессии. Важен симбиоз, непосредственная динамическая взаимосвязь профессиональной социализации и системы профессиональных знаний и навыков. Мотивация выбора профессии студентами туристского вуза изучена в ходе социологического исследования, проведенного методом анкетного опроса на базе РМАТ и ее Московского филиала. Объем выборочной совокупности составил 564 респондента: в сравнительном исследовании участвовали студенты 1-го курса (250 чел.) и 4-го курса (314 чел.). Выборка сплошная. Выводы: мотивация профессионального самоопределения личности имеет разновекторную структуру. Значительная детерминация внутренними мотивами дополняется у студентов влиянием внешней мотивации как положительного, так и отрицательного значения. При существующих высоких показателях влияния отдельных видов мотивации у студентов 4-го курса по отношению к 1-му курсу несколько снижаются показатели мотивов «престижность», «возможность приносить пользу людям», «возможность использования профессиональных умений вне работы». Результаты способствуют пониманию сущности профессиональной мотивации менеджера туризма как совокупности устойчивых мотивов, включающей: профессиональные мотивы, мотивы профессионального развития, прагматические мотивы, познавательные мотивы, мотивы самореализации личности, мотивы социальные.

Текст научной работы на тему «Анализ мотивации выбора профессии студентами туристского вуза»

УДК 378:001.891

И.Н. БРИГИНЕЦ

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТУДЕНТАМИ ТУРИСТСКОГО ВУЗА

Сегодня образовательная система характеризуется умножением поликультурных процессов и актуализацией межкультурного диалога. Образовательная модель, отвечающая новыш социально-экономическим запросам, только начинает складываться. Становление профессионала сферы туризма начинается с момента выбора данной профессии. Важен симбиоз, непосредственная динамическая взаимосвязь профессиональной социализации и системы профессиональные знаний и навыков. Мотивация выбора профессии студентами туристского вуза изучена в ходе социологического исследования, проведенного методом анкетного опроса на базе РМАТ и ее Московского филиала. Объем выборочной совокупности составил 564 респондента: в сравнительном исследовании участвовали студенты 1-го курса (250 чел.) и 4-го курса (314 чел.). Выборка сплошная. Выводы: мотивация профессионального самоопределения личности имеет разно-векторную структуру. Значительная детерминация внутренними мотивами дополняется у студентов влиянием внешней мотивации как положительного, так и отрицательного значения. При существующих высоких показателях влияния отдельным видов мотивации у студентов 4-го курса по отношению к 1-му курсу несколько снижаются показатели мотивов «престижность», «возможность приносить пользу людям», «возможность использования профессиональных умений вне работы». Результаты способствуют пониманию сущности профессиональной мотивации менеджера туризма как совокупности устойчивыш мотивов, включающей: профессиональные мотивы, мотивы профессионального развития, прагматические мотивы, познавательные мотивы, мотивы самореализации личности, мотивы социальные.

Ключевые слова: мотивация менеджера туризма, выбор профессии, профессиональные мотивы.

Today the education system is characterized by the multiplication of multicultural processes and actualization of intercultural dialogue. Educational model to meet new .socio-economic query, only beginning to emerge. The formation of a professional tourism starts from the choice of the profession. Important symbiosis, direct dynamic interplay of professional socialization and vocational knowledge and skills. The motivation for choosing the profession of tourism students of the University were studied during sociological research carried out by the method of questionnaire survey on the basis of the Russian international Academy of tourism and its Moscow branch. The sample volume amounted to 564 Respondent: in a comparative study involved students of 1 course (250 people) and 4 of the course (314 people). The solid sample. Conclusions: motivation of professional self-identity has a different structure. Significant determination internal motives complemented the students the influence of external motivation, both positive and negative values. At the current high level of influence of certain types of motivation, students 4 courses 1 course several indicators are decreasing motives «prestige», «the ability to benefit people», «the use of professional skills outside of work». The results contribute to the understanding of the essence ofprofessional motivation of the Manager of tourism as a set of stable motives, including: professional motives; motives of professional development; pragmatic motives; cognitive motives; motives of self-identity; social motives. Key words: motivation, Manager of tourism, choice ofprofession, professional motives.

© Бригинец И.Н., 2015

Введение

В туристском образовательном пространстве наблюдается рассогласованность целей конкретных субъектов образовательного процесса и ожиданий общества от качества будущих профессионалов сферы туризма. Это сигнализирует о проблемах сферы туристского образования по выполнению конкретных запросов общества. Сегодня образовательная система характеризуется умножением поликультурных процессов и актуализацией межкультурного диалога. Образовательная модель, отвечающая новым социально-экономическим запросам, только начинает складываться [2].

Приступая к исследованию, мы исходили из того, что профессиональная мотивация менеджера туризма представляет собой совокупность устойчивых мотивов (собственно профессиональных мотивов, мотивов профессионального развития и карьерного роста; прагматических мотивов, познавательных мотивов, мотивов самореализации личности, социальных мотивов), проявление которых зависит от профессиональных взглядов, отношений, позиций, а также эмоций, чувств, профессиональных качеств личности.

Основной целью системы профессионального туристского образования является подготовка субъекта социальных интеракций (взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга). Именно социализация индивида является важнейшим вопросом системы образования. Первичный опыт социальной коммуникации возможен только в системе образования, начиная с дошкольных образовательных организаций. Профессиональное образование должно стать завершающим систем-

ным интеграционным фактором социализации в современном мире, обеспечивать упорядоченным процессом становления личности, направленного на формирование и развитие полноценного члена общества [3].

Это требует реализации личностного, профессионального потенциала и формирования полноценно развитой личности. Тогда важно не просто овладение знаниями, но признание ком-петентностного значения знаний как средства для профессиональной самореализации молодого человека в сфере практической деятельности [1].

Такой подход включен в компетент-ностную парадигму образования, которая при этом понимается как личност-но и интеллектуально обусловленный опыт социально профессиональной деятельности человека. Если понимать под компетенцией мотивированные способности, это позволит распространить компетентностный подход на многие сферы профессиональной туристской деятельности. При этом компетентность трактуется как необходимая составляющая профессионализма [4].

Становление профессионала сферы туризма начинается с момента выбора данной профессии. Важен симбиоз, непосредственная динамическая взаимосвязь профессиональной социализации и системы профессиональных знаний и навыков.

Важнейшей целью организации высшего образования является обучение прикладным навыкам и компетенциям, способствующим ориентации выпускника в различных сферах туристской деятельности.

Анализируя данные о вакансиях, предоставляемых различными туристскими организациями по конкретным специальностям, можно констатировать рост

востребованности квалифицированных специалистов (на фоне общего спада дефицита кадров в сфере туризма).

Поскольку в области туризма средством социальной практики выступает сама личность, необходимо проанализировать процесс личностно-про-фессионального самоопределения студентов туристских вузов, выявлять мотивы и факторы, оказывающие влияние на выбор как профессии, так и будущей специализации.

Методы исследования

Мотивация выбора профессии студентами туристского вуза изучена в ходе социологического исследования, проведенного методом анкетного опроса на базе РМАТ и ее Московского филиала.

Объем выборочной совокупности составил 564 респондента: в сравнительном исследовании участвовали студенты 1-го курса (250 чел.) и 4-го курса (314 чел.). Выборка сплошная.

Исследование основано на методике, позволяющей определить преобладающий вид мотивации и оценить, в какой мере различные мотивы повлияли на выбор профессии. Статистический анализ полученных результатов исследования осуществлялся с использованием прикладных программ Microsoft Excel.

Результаты исследования

Результаты исследования мотивов выбора профессии показали, что внутренние мотивы оказали наибольшее влияние при выборе будущей профессии студентов, причем как внутренние индивидуально значимые, так и внутренние социально-значимые.

Превалирующими являются внутренние личностно значимые мотивы (табл. 1).

Результаты для внутренних социально значимых мотивов представлены в табл. 2.

Таблица 1

Личностно значимые мотивы

Мотивы 1-й курс, % 4-й курс, %

Общение 35,5 55

Соответствие индивидуальным способностям 73 74

Возможность умственного и физического развития 79 76

Привлекательность 64 67

Возможность для творчества 32 56,3

Таблица 2

Социально значимые мотивы

Мотивы 1-й курс, % 4-й курс, %

Чувство ответственности 68 66

Возможность приносить пользу 88 75

Возможность роста профессионального мастерства 77 75

Возможность реализации способности к руководящей работе 39 67

Результативность труда для других 54 56

По результатам исследования отдельные факторы внешней мотивации имели первостепенное значение при выборе туристской профессии. Так, положительный внешний мотив «возможность использования профессиональных умений вне работы» указали большинство студентов 1-го курса (73%) и больше половины респондентов 4-го курса (58%). «Влияние родителей» и «престижность», оцениваемые в качестве отрицательных внешних мотивов, студенты также отметили как имеющие значение.

Внутренние социальные мотивы имеют приоритетное детерминирующее значение при выборе профессии сферы туризма. Мотив «возможность приносить пользу» отметили как важный 88% студентов 1-го курса, 75% студентов 4-го курса. Большинство студентов считают, что профессия сферы туризма предполагает «возможность для роста профессионального мастерства»: среднее значение составляет 76% от общего числа респондентов 1-го и 4-го курсов. Наличие «чувства ответственности» считают важным для себя 68% опрошенных 1-го курса, 66% респондентов 4-го курса. Больше половины студентов руководствуются при выборе профессии степенью результативности своего труда для других людей.

Результаты анкетирования выявили, что для студентов 4-го курса значительно важнее действие мотива «близость места работы к дому», чем для остальных респондентов, - 46% (18% для студентов 1-го курса). «Близость к любимому школьному предмету» отметили как значимый мотив 44% студентов от общего числа опрошенных.

Любой сознательный выбор профессии детерминирован прежде всего ин-

дивидуальной мотивацией, что и продемонстрировали результаты исследования. Сопоставление различных видов мотивации выбора профессии сферы туризма выявило преобладающее влияние внутренних индивидуальных и социальных мотивов. Внешние мотивы определяются влиянием экономической составляющей, статусом и престижностью профессии, общественными потребностями. Внутренняя мотивация обнаруживается посредством выявленного внутреннего личного интереса или признания социальной значимости; внутренняя мотивация связана с получением удовлетворения от выполняемой деятельности. Эффективность труда и удовлетворенность от выполняемой деятельности зависят от преобладающих внутренних мотивов, довольно часто и от внешних положительных мотивов.

На наш взгляд, преобладание внутренних социальных мотивов обусловлено отличительными особенностями профессии сферы туризма как профессии социономического типа, т.е. выбор профессии обусловлен интересом молодого человека к характеру и результатам труда, существующими общественными отношениями и потребностями социума.

Выводы

Мы приходим к выводу о разновек-торной структуре мотивации профессионального самоопределения личности. Значительная детерминация внутренними мотивами дополняется у студентов влиянием внешней мотивации как положительного, так и отрицательного значения. При существующих высоких показателях влияния отдельных видов мотивации у студентов

4-го курса по отношению к 1-му курсу несколько снижаются показатели мотивов «престижность», «возможность приносить пользу людям», «возможность использования профессиональных умений вне работы».

Результаты способствуют пониманию сущности профессиональной мотивации менеджера туризма как совокупности устойчивых мотивов, включающей:

• профессиональные мотивы: желание определять рекреационную специализацию деятельности, составлять туристские маршруты, разрабатывать программы, быть неравнодушным к качеству и эффективности программ, рассчитывать параметры тура;

• мотивы профессионального развития: убежденность в собственной профессиональной пригодности, в обладании творческим потенциалом, в спо-

собности найти подход к различным стратам клиентов;

• прагматические мотивы: желание получить высокий доход от реализации тура, высокую зарплату, желание реализовать большее количество туристских продуктов;

• познавательные мотивы: владение информацией об особенностях туристской дестинации, исторических и культурных объектах показа;

• мотивы самореализации личности: потребность в постоянном интеллектуальном и духовном росте, стремление повысить свой общекультурный уровень посредством профессиональных знаний;

• социальные мотивы: желание вариативно моделировать программу отдыха и обслуживающих систем с учетом требований рекреации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кальней В.А., Матвеева Т.М., Мищенко Е.А. и др. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 21-26.

2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Социальное развитие вуза как фактор повышения качества образования // Проблемы современной организации и содержания профессионального образования: мониторинг качества: материалы международной научно-практической

конференции / науч. ред. д-р пед. наук, проф. СЕ. Шишов. 2013. С. 78-83.

3. Шишов С.Г., Агапов И.В. Компетент-ностный подход к образованию: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 2. С. 58.

4. Шишов С.Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе // Образование и наука. 2008. № 5. С. 33-44.

УДК 378.18

С.П. КУЛИКОВ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются вопросы развития внеучебно-воспитательной работы в контексте политической социализации молодежи. Проведено сравнение принципов организации внеаудиторной активности студентов в трех московских вузах. Приведены статистические данные, иллюстрирующие активность участия студентов рассмотренных вузов в предварительных выборах в Московскую городскую думу. Выявлена корреляция между включенностью студентов в деятельность внеаудиторных объединений и их социально-политической активностью. Маркером политического участия является электоральная активность студентов.

Ключевые слова: воспитание, политическая социализация, студенчество, студенческое самоуправление.

This article examines the extracurricular educational work development in the context of youth political socialization. Making a comparison of the extracurricular students organization activities principles in three Moscow universities. The statistical data showing the active participation of students surveyed universities, primary elections to the Moscow City Duma. Identified a correlation between the inclusion extent of students activities in extracurricular associations and their socio-political activity. We established that the electoral students activity is the marker of political participation.

Key words: education, political socialization, students, student's self-government.

Молодежь является важнейшим социальным ресурсом гражданского общества, составляющим четверть от всего населения, обладающего избирательным правом. В настоящее время в проблемном поле российской государственной молодежной политики ключевым сегментом является вопрос привлечения студентов к участию в избирательном процессе [2]. Такая постановка вопроса обусловлена невысокой электоральной активностью граждан в возрасте от 18 до 27 лет при наличии у них достаточно высокой потребности в политическом участии. Результатом такого диссонанса становится возник-

© Куликов С.П., 2015

новение значительного количества молодежных неформальных, в том числе политических, объединений, зачастую пропагандирующих асоциальный и даже делинквентный образ жизни [3].

В настоящее время эффективным механизмом повышения электоральной активности молодых людей является вовлечение молодежи в социально-значимую и одобряемую деятельность. Как показывает практика, человек с активной гражданской позицией никогда не проигнорирует декларируемое Конституцией Российской Федерации «высшее и непосредственное проявление власти народа - референдум и свободные выборы» [1]. По нашему мнению, эффективной площадкой для соз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.