Научная статья на тему 'Педагогические основы профилактики и преодоления пассивности студентов в учебно-познавательной деятельности'

Педагогические основы профилактики и преодоления пассивности студентов в учебно-познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / ИНЕРТНОСТЬ / COGNITIVE PASSIVITY / ACTIVITY / PROFESSIONAL ENVIRONMENT / TEACHER REGULATION / THE ACTIVITIES OF THE INDIVIDUAL / AN INTEGRATIVE THEORY OF DEVELOPMENT / TRAINING / VOCATIONAL DESTRUCTIVENESS / INERTIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Духовный А. В.

Представлены традиционное обучение студентов, что обусловливает противоречия между формами, содержанием, способами учебной и будущей профессиональной деятельности студента и приводит к формальному отношению студентов к учебе, что понимается нами как нецелесообразная учебная деятельность студентов, которая не подкрепляется профессиональной необходимостью. Процесс изучения пассивности студентов сложный, многоаспектный. Его структура должна включать в себя характеристики и профессии человека, так как изучение субъектно-объектных взаимосвязей, складывающихся в деятельности человека, полно и адекватно может раскрыть индивидуальные особенности будущего специалиста и уровень его компетентности, причины, осложняющие его работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical principles of prevention and overcoming the passivity of students in the educational-cognitive activity

The article presents the traditional teaching of students, hence the contradiction between form, content, teaching methods and student's future careers and leads to the formal relation of students to learn what is understood by us as inappropriate learning activities of students, which is not supported by a professional necessity The process of studying the passivity of students complex, multidimensional. Its structure should include the characteristics and profession, and rights, as study of subject-object relationships that are emerging in human activity that most fully and adequately may disclose and individual characteristics of the future specialist and his level of competence, and the reasons that complicate its work.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы профилактики и преодоления пассивности студентов в учебно-познавательной деятельности»

характеризующие лидера: мобильность и социальная активность, целеустремленность и коммуникабельность, самостоятельность в принятии решений, способность преодолевать препятствия, способность формировать и сохранять команду, способность к творческой самореализации, ответственность, эмпатия. Именно они, по мнению опрошенных, позволяют проявиться лидерским особенностям личности и реализовать этот потенциал в туристской деятельности.

Выявлена специфика развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности, которая проявляется в следующем:

Ф в осознании аксиологической детерминанты лидерства в сфере туризма как специфического вида интеллектуального, нравственного, эмоционального влияния

специалиста туристской сферы на личность с целью вовлечения ее в мир культуры, стимулирования ее развития в процессе туристской деятельности;

$ в развитии лидерских качеств личности студента, являющихся индивидуальным ресурсом, обеспечивающим конкурентоспособность специалиста туристской сферы;

$ в опоре на деятельностно-этические принципы лидерской позиции специалиста туристкой сферы, определяющие его стремление к культуротворческой, преобразующей деятельности, приоритетность общественно значимых целей, нравственно-гуманистическую направленность на коллег и соратников, непрерывное самосовершенствование;

$ в актуализации личностно-творческого потенциала будущего менеджера сферы туризма, кото-

рый в современной образовательной концепции рассматривается как основополагающий ресурс освоения профессии и успешности на рынке труда.

Литература

1. Бригинец И.Н. Гражданское становление личности молодого человека // Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика: мат-лы Все-рос. науч.-практ. конф. (МГУТУ, 2223 октября 2009 г.). М., 2009. С. 322324 (соавт., авторство не разделено).

2. Бригинец И.Н. Формирование лидерских качеств студентов туристского вуза средствами информационн о-образовательной среды // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: мат-лы XI Междунар. науч.-практ. конф. 4 декабря 2009 г. М., 2009. С. 258-261.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПАССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.В. ДУХОВНЫЙ,

соискатель Московского гуманитарного педагогического института

@1455356@mail.ru

Научный руководитель доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Московского педагогического государственного университета В.П. ПОДВОЙСКИЙ

Аннотация. Представлены традиционное обучение студентов, что обусловливает противоречия между формами, содержанием, способами учебной и будущей профессиональной деятельности студента и приводит к формальному отношению студентов к учебе, что понимается нами как нецелесообразная учебная деятельность студентов, которая не подкрепляется профессиональной необходимостью. Процесс изучения пассивности студентов сложный, многоаспектный. Его структура должна включать в себя характеристики и профессии человека, так как изучение субъектно-объектных взаимосвязей, складывающихся в деятельности человека, полно и адекватно может раскрыть индивидуальные особенности будущего специалиста и уровень его компетентности, причины, осложняющие его работу.

Ключевые слова: познавательная пассивность, активность, профессиональная среда, педагогическое регулирование, деятельность личности, интегративная теория развития, профессиональная подготовка, профессиональная деструктивность, инертность.

PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF PREVENTION AND OVERCOMING THE PASSIVITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY

A.V. DUCHOVNY,

the competitor of the Moscow humanitarian Teacher training college Annotation. The article presents the traditional teaching of students, hence the contradiction between form, content, teaching methods and student's future careers and leads to the formal relation of students to learn what is understood by us as inappropriate learning activities of students, which is not supported by a professional necessity. The process of studying the passivity of students complex, multidimensional. Its structure should include the characteristics and profession, and rights, as study of subject-object relationships that are emerging in human activity that most fully and adequately may disclose and individual characteristics of the future specialist and his level of competence, and the reasons that complicate its work.

Key words: cognitive passivity, activity, professional environment, teacher regulation, the activities of the individual, an integrative theory of development, training, vocational destructiveness, inertia.

Способы и методы активизации учебной деятельности учащихся — одна из вечных проблем педагогики. Со временем она была обозначена как центральная педагогическая проблема. Для реализации успешности процесса, преодоления пассивности студентов в процессе профессиональной подготовки необходимо глубокое понимание сущности личности и деятельности студента.

Процесс социального формирования личности студента отличается сложностью и противоречивостью. Сложность в том, что студент пассивен к получению знаний. Утверждающаяся система новых общественных отношений вносит коррективы в содержание педагогической работы со студентами. Вузовским педагогам приходится решать задачи, с которыми они ранее не сталкивались.

Ранее понятие познавательной пассивности оценивалось как состояние сниженной познавательной активности, в котором индивидуум обрабатывает сигналы из окружающей среды автоматически, не принимая во внимание новые (или просто иные) аспекты этих сигналов.

Под познавательной пассивностью личности студента как будущего специалиста понимается мера его участия в образовательном процессе, характеризующаяся слабой интенсивностью, недостаточной продолжительностью и частотой его познавательной деятельности.

Активность, будучи условием познания, не является врожденной чертой личности, она сама формируется в процессе деятельности. Что касается активности учения, она формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и преодолением нравственно-волевых качеств студентов.

Человек современного общества постоянно живет на ограничителе. То от него требуется правильное социальное происхождение, то возрастной ценз. Важна «правильная анкета», но не ум и талант, в анкете не фиксируемые. Так и получается, что человек живет в мире перевернутых ценностей, и ему остается надеяться только на себя. А это, возможно, необратимо трансформирует его видение и психику. Перед ним возникает волнующая проблема: в какой мере он как личность способен творить свою жизнь и выполнять предъявляемые к нему требования, далеко не всегда адекватные его интересам и целям.

Общество «опекает» человека от рождения до смерти. Оно вмешивается в его жизнь, навязывает ему свои

законы и нормы поведения; повелевает его мыслями, подчиняя общим культурным шаблонам. В результате происходящих коллизий человек теряет не только веру в себя, но и вообще интерес к самому себе. Рождается особый тип человека, равнодушного ко всему окружающему, природе, духовным ценностям. Педагогические и психологические теории акцентировали внимание на анализе качеств человека, которые стремились направлять на стабилизацию системы. При этом упускаются из вида эмоционально-духовные основы жизни человека, его субъективное видение и отражение окружающей действительности.

Сегодня ощущается необходимость в разработке новой интегративной теории развития профессиональной подготовки, которая могла бы объяснить взаимодействия человека с внешней средой и способности личности к отражению и преобразованию себя и среды. Такая теория может быть разработана на междисциплинарном уровне, на стыке философии, педагогики, психологии и других научных дисциплин, имеющих отношение к человеку, при дополнении традиционных знаний. В этом ключе следует проанализировать и подходы к взаимодействию человека и профессии1.

Большинство исследователей рассматривают личностное и профессиональное развитие как взаимодополняющие и взаимополагающие процессы. Профессия может постепенно изменить характер человека. Вместе с тем выбор профессии изначально связан с задатками и установками личности. Когда у людей определенной профессии заметны какие-то общие черты характера, их специфика может быть обусловлена не только вторичным влиянием профессиональной роли, но и тем, что ее выбирают люди, исходно обладающие определенными склонностями.

Для системы профессионального образования эта проблема важна, так как именно в ней формируются предметные представления как определенный набор понятийного аппарата. Проблемы понятий являются одним из главных объектов изучения в методологии. На основании понятий о сущности тех или иных явлений возникает целостное представление о решении проблемы и методах ее решения.

Студент сам стоит у руля своей жизни. Главная его задача — осмысление получаемой информации в виде сигналов разного вида и использование ее для осуществления обратной связи между духовной и физической компонентами самого человека как целостной системы и подсистемы природы.

Изменения в социальной среде можно осуществить лишь за счет качественного преобразования образовательной среды, являющейся главным фактором изменения всех сфер жизнедеятельности системы. Под образовательной системой понимается целостная система факторов, обеспечивающая качественные изменения в жизнедеятельности каждого студента.

Педагогические условия, обеспечивающие формирование познавательной активности будущего специалиста:

Ф педагогические беседы о специальности и требованиях к качествам специалиста;

Ф участие студентов в процессе педагогического целеполагания по формированию ответственности (совместная постановка цели, определение условий, средств ее достижения и реализации);

Ф проведение деловых игр, моделирующих профессиональную деятельность специалиста;

Ф комплекс индивидуальных и творческих заданий, ориентированных на будущую специальность студента;

Ф включение в учебный процесс самостоятельного изучения учебного материала с использованием структурно-логических схем и методических разработок.

Основные требования к организации педагогической службы: отработать систему сотрудничества педагогического коллектива в воспитании личности студента как субъекта выполнения системы ролей, среди которых для семьи приоритетными являются роли личности как семьянина и труженика (профессионала), субъекта общения и отношений, самовоспитания и психической саморегуляции, достойного гражданина своей страны. В соответствии с этим необходимо отработать наиболее оптимальный режим учебной и внеучебной деятельности, создать в образовательном учреждении надежную систему диагностики здоровья студентов; определить и обеспечить систему устойчивых мер и условий защиты и укрепления здоровья студентов, своевременного предупреждения их заболеваний и их профилактики, их оздоровления; системой учебных и внеучебных средств обеспечить формирование культурно-досуговой деятельности у студентов.

К организации учебно-интеллектуальной службы относится следующее:

Ф создать в образовательном учреждении такую педагогическую систему, которая основана на приоритете формирования личности как субъекта учения. В соответствии с этим положением создать сквозную преемственную систему формирования у студентов культуры учения — системы знаний, убеждений, умений, необходимых для самостоятельного овладения знаниями, умениями, развития интеллектуальных способностей, формирования навыков продуктивной познавательной деятельности творческого характера;

Ф ввести для этого в образовательном учреждении во внеучебное время систему индивидуальных занятий, уровня обученности и обучаемости студентов;

Ф ввести обязательную аттестацию и самоаттестацию студентов качества своей учебной деятельности, органически связанную с педагогической аттестацией качества этой деятельности2.

К организации профориентационной службы относятся:

Ф создание в образовательном учреждении гарантированной системы трудового и профессионального воспитания, основанную на идеях и принципах современной педагогики и обеспечивающую: формирование у каждого студента системы нравственных качеств, определяющих его отношение к труду и профессиональной деятельности;

Ф профессионально-трудовая ориентация, консультация, профессиональный выбор и профессиональное становление и самоутверждение, адекватные персональным задаткам, способностям и возможностям каждой личности;

Ф персонифицирование процесса профессионального и трудового становления каждой личности на основе индивидуальных прогноз-проектов трудового и профессионального самосовершенствования личности;

Ф введение с этой целью в образовательном учреждении поэтапную и по периодам обучения профессионально-трудовую самоаттестацию учащихся (как элемент системной аттестации самовоспитания личности).

Преодоление профессиональной пассивности выступает как попытка открыть студенту его собственную личность, возможности, ограничения, показать методологию саморазвития, выявить факторы, условия, влияющие на его психологический опыт и служебную деятельность. Основная задача эксперимента - оказание помощи студенту в достижении позитивного личностного существования при условии продуктивности профессиональной самореализации. Под этим процессом понимается: увеличение способности человека к принятию жизненного пути, увеличение возможности переживания и сопереживания.

Профессиональное обучение выступает как процесс формированияпродуктивныхтеоретико-практических представлений о деятельности, людях, осознание личностью своих возможностей, представлений посредством анализа собственных проблем и ошибок.

У студента возникает чувство соучастия в активной творческой деятельности и восприятие результата как своего. Одновременно происходит обучение студента новым методам сбора, анализа информации и конструирования моделей деятельности, овладение методами взаимодействия с другими людьми.

Пассивность выступает как система негативной адаптации личности к разнообразным условиям жизнедеятельности, способ функционирования в конкретной группе, организации. -В то же время это активная форма преобразования социальной среды в соответствии с возможностями человека. Программы и способы преодоления выступают формой индивидуальной познавательной активности, направленной на реализацию личности в системе конкретных условий, средств, способов социального существования3.

Методологические основы изучения познавательной пассивности в процессе вузовской подготовки можно определить как совокупность научных средств, принципов и методов познавательной и практической жизнедеятельности человека, исходя из современного представления о социуме, и бытия человека в нем.

Преодоление пассивности у студентов в процессе вузовской подготовки рассматривается как педагогическая система, которая в определенных условиях приводит к заранее определенному и заданному результату. Существо этой модели в личностном аспекте, т.е. это особый комплекс индивидуальных и групповых действий, поступков, определяющих направленность и интенсивность самореализации студента (будущего специалиста). Она отражает объективность, заданность условий функционирования.

Системный подход позволяет рассматривать личность как интегральную целостность. Интегральным качеством самой целостности, отражающим преобразующую сущность человека, выступает его познавательный потенциал.

На первом уровне активность субъекта в преобразовательной деятельности проявляется в силу внешней необходимости, потребностей, обусловленных характером выполняемого труда, а не как внутренняя устремленность.

Второй уровень определяется понятием «благодаря». Он отражает готовность немедленного включения субъекта в творческий поиск при наличии любой возможности.

Характеристикой третьего уровня развитости творческого потенциала является понятие «вопреки». Личность стремиться воплотить свой творческий потенциал даже тогда, когда внешние (или внутренние) обстоятельства не только не способствуют учебному процессу, но и тормозят его, противодействуют ему.

Познавательная активность выступает как показатель уровня развития творческого потенциала. Уровни проявления познавательной активности определяют степень актуализации сущностных творческих сил, которые проявляются на разных уровнях творчества.

Развитие идет по двум каналам: 1) внешнему (объективному) — за счет оптимизации общественных условий, детерминирующих поведение личности и обратное воздействие на микросреду, ее преобразование, развитие; 2) внутреннему (субъективному) — за счет постоянного самосовершенствования личности, саморазвития, самореализации, раскрытия своих творческих способностей, удовлетворения своих творческих потребностей.

Предположения о том, что проблемы адаптации студента оказывают существенное влияние на развитие его познавательной активности, обосновываются тем, что условия микросоциума могут способствовать разворачиванию сущностных сил личности, а могут тормозить, сковывать этот процесс (не случайно на первой экзаменационной сессии мы наблюдаем провалы у студентов, которые были активно или пассивно включены в учебный процесс).

Особенностью пассивности является отсутствие стремления к реализации своих сущностных сил, потребность в их саморазвитии. Активность личности есть основной обобщающий критерий творчески развитой личности. В понятии пассивности находит выражение отсутствие активной преобразующей сущности человека в ее актуальном проявлении.

1 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.

2 Ласкин А.А. Педагогическое регулирование профессиональной переориентации высвобождаемых специалистов на социально-культурную деятельность. М., 2010.

3 Подвойский В.П. Профессиональная деформация руководителей социально-культурных учреждений. Психолого-педагогический подход. М., 1998.

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К САМОУПРАВЛЕНИЮ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ

А.А. ИСАЕВ,

аспирант кафедры педагогики и психологии НОУ ВПО Российская международная академия туризма, г.о. Химки, Московская область

greenza@list.ru

Аннотация: Исследуется отношение студентов и аспирантов к организации самоуправления в туристском вузе как условие профессионального становления специалиста. Формулируются основные проблемы организации студенческого самоуправления в туристском вузе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, самоуправление, студенческое самоуправление.

STUDENTS' ATTITUDES TO SELF-GOVERNMENT IN A TOURISM

INSTITUTE

A.A. ISAEV,

Aspirant of the Russian International Academy for Tourism,

Khimki, Moscow Region

Annotation. This article investigates students' and postgraduates' attitudes to self-government organization in a tourism institute as the condition of a specialist's professional building. The main problems of student self-government organization in a tourism institute are formulated.

Key words: professional training, self-government, student self-government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.