Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ'

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГЕНЕЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТА / АКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / СИСТЕМА ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козилова Лидия Васильевна, Фролова Светлана Валериевна

В статье обосновывается актуальность проблемы развития личностного потенциала студентов бакалавриата в процессе освоения ряда учебных дисциплин в МПГУ и МУИВ. Развитие личностного потенциала студентов заключается не только в обогащении теоретических академических знаний, но и в формировании практических умений педагога, в конструировании нового образа учителя, учителяпредметника, учителя-классного руководителя, исследователя, раскрытии внутреннего потенциала каждого студента с опорой на сильные стороны и качества личности, оценивании, осознании своей профессиональной задачи для реализации в дальнейшей профессиональной деятельности. Раскрываются необходимые и достаточные условия развития личностного потенциала студентов бакалавриата на этапе профессиогенеза в условиях образовательной среды вуза. Приведены основные результаты опроса студентов, осваивающих учебные дисциплины в вузе по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям. В качестве примера приводится конкретное задание на практическом занятии по дисциплине «Педагогика», направленное на приобретение студентами опыта педагогического общения в процессе развития личностного потенциала на этапе профессиогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козилова Лидия Васильевна, Фролова Светлана Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PERSONAL POTENTIAL OF UNDERGRADUATE STUDENTS IN THE CLASSROOM AT THE UNIVERSITY

The article substantiates the relevance of the problem of developing the personal potential of undergraduate students in the process of mastering a number of academic disciplines at MSPU and MWU. The development of students’ personal potential consists not only in enriching theoretical academic knowledge, but also in the forming of practical skills of a teacher, in constructing a new image of a teacher, a subject teacher, a class teacher, a researcher, revealing the inner potential of each student based on the strengths and qualities of the individual, evaluating, realizing their professional tasks for implementation in further professional activity. The necessary and sufficient conditions for the development of the personal potential of undergraduate students at the stage of professionogenesis in the conditions of the educational environment of the university are revealed. The main results of the survey of students mastering academic disciplines at the university in pedagogical and psychological-pedagogical directions are presented. As an example, a specifi task is given at a practical lesson in Pedagogy, aimed at acquiring students’ experience of pedagogical communication in the process of developing personal potential at the stage of professionogenesis.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ»

УДК 378.147

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ

Козилова Лидия Васильевна1,2,

д-р пед. наук, доцент, e-mail: lidiya-mggu@mail.ru,

Фролова Светлана Валериевна2,

канд. психол. наук, e-mail: frolova-s80@mail.ru, 1Московский педагогический государственный университет, Институт социально-гуманитарного

образования, г. Москва, Россия Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва, Россия

В статье обосновывается актуальность проблемы развития личностного потенциала студентов бакалавриата в процессе освоения ряда учебных дисциплин в МПГУ и МУИВ. Развитие личностного потенциала студентов заключается не только в обогащении теоретических академических знаний, но и в формировании практических умений педагога, в конструировании нового образа учителя, учителя-предметника, учителя-классного руководителя, исследователя, раскрытии внутреннего потенциала каждого студента с опорой на сильные стороны и качества личности, оценивании, осознании своей профессиональной задачи для реализации в дальнейшей профессиональной деятельности. Раскрываются необходимые и достаточные условия развития личностного потенциала студентов бакалавриата на этапе профессиогенеза в условиях образовательной среды вуза. Приведены основные результаты опроса студентов, осваивающих учебные дисциплины в вузе по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям. В качестве примера приводится конкретное задание на практическом занятии по дисциплине «Педагогика», направленное на приобретение студентами опыта педагогического общения в процессе развития личностного потенциала на этапе профессиогенеза.

Ключевые слова: профессиогенез, образовательная среда вуза, личностный потенциал, активность студента, активность преподавателя, система дуального образования

DEVELOPMENT OF THE PERSONAL POTENTIAL OF UNDERGRADUATE STUDENTS IN THE CLASSROOM

AT THE UNIVERSITY

Kozilova L.V.1,2,

doctor of pedagogy, associate professor, e-mail: lidiya-mggu@mail.ru,

Frolova S.V.2,

candidate of psychological sciences, e-mail: frolova-s80@mail.ru, 1Moscow Pedagogical State University. Institute of Social Studies and Humanities, Moscow, Russia

Moscow Witte University, Moscow, Russia

The article substantiates the relevance of the problem ofdeveloping the personal potential ofundergraduate students in the process of mastering a number of academic disciplines at MSPU and MWU. The development of students' personal potential consists not only in enriching theoretical academic knowledge, but also in the forming ofpractical skills of a teacher, in constructing a new image of a teacher, a subject teacher, a class teacher, a researcher, revealing the inner potential of each student based on the strengths and qualities of the individual, evaluating, realizing their professional tasks for implementation in further professional activity. The necessary and sufficient conditions for the

development of the personal potential ofundergraduate students at the stage ofprofessionogenesis in the conditions

of the educational environment of the university are revealed. The main results of the survey of students mastering

academic disciplines at the university in pedagogical and psychological-pedagogical directions are presented. As

an example, a specific task is given at a practical lesson in Pedagogy, aimed at acquiring students ' experience of

pedagogical communication in the process of developing personal potential at the stage ofprofessionogenesis.

Keywords: professionogenesis, university educational environment, personal potential, student activity, teacher activity, dual education system

DOI 10.21777/2500-2112-2022-3-41-48

Введение

В соответствии с Программой развития Московского педагогического государственного университета (далее - МПГУ) на 2021-2030 годы ректор А.В. Лубков подчеркнул, что «ставя перед собой задачи достижения лидирующих позиций, МПГУ определяет академическое лидерство как социальную ответственность университета за подготовку педагогических кадров, призванных обеспечить обучение, воспитание и развитие будущих поколений России»1. Одним из главных положений программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» также станут междисциплинарные исследования проблем воспитания и социализации обучающихся. МПГУ нацелен на активную реализацию стратегических проектов и мероприятий программы развития, среди которых «Подготовка педагога к решению задач социализации и воспитания». Подготовка педагога к решению задач социализации и воспитания осуществляется непрерывно, комплексно и системно с учетом современных требований. Осуществляется поиск новых инновационных форм организации образовательного процесса и процесса воспитания, позволяющих в условиях образовательной среды университета на протяжении всего периода обучения развивать личностный потенциал, творческие способности студентов, интегрировать элементы жизнедеятельности и условия постоянного развития индивидуального педагогического опыта2.

В соответствии с реализуемыми задачами в подготовке педагогов-психологов и других специалистов Московский университет им. С.Ю. Витте (МУИВ) так же, как и МПГУ, разрабатывает и реализует программы, расширяющие в своем содержании ресурс для подготовки будущих специалистов в соответствии с Атласом новых профессий, таких как «Исследователь», «Интегратор», «Путеводитель» и др.3 Отметим, что подготовка педагогов и педагогов-психологов к решению современных задач социализации и воспитания осуществляется в рамках всех учебных дисциплин на протяжении всего периода профессиогенеза. Проблема профессиогенеза педагога связана с необходимостью развития стратегического мышления человека, а ее решение может быть достигнуто постоянным чередованием деятельности и образования, в которых важнейшая роль принадлежит рефлексии и самообразованию.

Согласимся с мнением Л.В. Мардахаева, что «социализация - это закономерный процесс, который можно стимулировать, сдерживать, придавать ему определённую направленность...» [1]. Также, согласно Е.В. Карповой, в процессе освоения деятельности происходит закономерное формирование все новых и более сложных уровней организации мотивационной сферы на основе компонентного уровня (уровня отдельных мотивов), а формирование уровневой структуры мотивационной сферы личности осуществляется в ходе ее освоения. следовательно, в процессе деятельности, в нашем случае образовательной, возможно и необходимо формирование мотивации у студентов [2].

В связи с этим, мотивировать студентов с целью повышения их степени активности возможно за счет вовлечения их в различного рода мероприятия (общественные, научные, спортивные и др.), конкурсы, олимпиады, то есть обеспечивать их постепенное вхождение в профессию, готовность к пред-

1 Защита программы развития МПГУ перед Комиссией федеральной программы «Приоритет 2030». - URL: http://mpgu.su/ novosti/zashhita-programmy-razvitija-mpgu-pered-komissiej-federalnoj-programmy-prioritet-2030/ (дата обращения: 22.08.2022). -Текст: электронный.

2 Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания». - URL: https://classinform.ru/profstandarty/01.005-spetcialist-v-oblasti-vospitaniia.html (дата обращения: 22.08.2022). - Текст: электронный.

3 Атлас новых профессий для вузов. Ориентиры для разработки передовых образовательных программ. - URL: https://new. atlas100.ru/university (дата обращения: 22.08.2022). - Текст: электронный.

стоящей профессиональной деятельности - возможно, необходимо и достаточно. А в процессе учебных занятий - придавать определенную профессионально ориентированную направленность в подготовке их к педагогической работе. Так, например, расширение границ профессионального становления педагога на этапе профессиогенеза в процессе освоения учебных дисциплин «Педагогика», «Технология и организация воспитательных практик», «Основы вожатской деятельности» по направлению подготовки «Педагогическое образование» Института социально-гуманитарного образования МПГУ, а также расширение и углубление работы со студентами МУИВ в рамках изучения дисциплин психолого-педагогического направления «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Практикум волонтерской деятельности», «Теория и практика психокоррекции личности», «Теория и методика профессионального образования», «Образовательное пространство и социализация личности» считаем целесообразным, актуальным и необходимым условием развития личностного потенциала студентов.

Методы и принципы исследования

Согласимся с мнением Е.В. Антоновой о том, что в современных динамично развивающихся условиях «.. .представления о сущности и смысле современного высшего образования как результата обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности человека неразрывно связаны с осознанием огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализацией преподавателя и студента» [3, с. 119].

На наш взгляд, одним из приоритетных условий подготовки будущих педагогов, педагогов-психологов к профессиональной деятельности является создание инструментов для моделирования профессионально ориентирующей образовательной среды университета. Модель профессионально ориентирующей образовательной среды университета встроена в многоуровневое культурно-образовательное пространство вуза и представляет собой совокупность семи фондов, включающую источники наращивания потенциала профессионально ориентирующей функции образовательной среды педагогического университета - интеллектуальные фонды (образовательный, научный, инновационный); фонды практической подготовки будущих педагогов в пространстве университета; фонды мобильности субъектов образования; фонды университета, содержащие потенциал, который может быть направлен на стимулирование и мотивацию учебной, педагогической, научной, инновационной, предпринимательской и иной деятельности субъектов педагогического образования; фонды для поддержания здоровья всех субъектов педагогического образования; фонды университета, связанные с организацией внеаудиторной развивающей среды студентов (занятия по интересам, хобби, кружки), в том числе профессионально ориентирующей направленности (профессиональные конкурсы, профессиональные праздники и пр.); другие фонды и активы, связанные с авторитетом университета или его имиджем. Совокупность этих фондов - структурно-функциональных элементов позволяет обеспечивать максимальное наполнение образовательного процесса гибкими учебными курсами и постоянно действующими педагогическими практиками, помогающими студентам - будущим педагогам конструировать и корректировать индивидуальные образовательные маршруты, с целью повышения мотивации студентов и готовности их к профессиональной педагогической деятельности [4].

Весь процесс подготовки будущих специалистов основан на применении как традиционных технологий, так и в большей степени инновационных технологий образования и воспитания, позволяющих освоить виды профессиональной деятельности (и ее компоненты). Все это позволяет включить студентов в профессионально ориентирующую образовательную среду университета с комплексным научно-практи-ко-воспитывающим содержанием. В этом случае интересен анализ опыта заимствования системы дуального образования в Германии. По мнению И.В. Павловой и А.А. Потапова, «.внедрение элементов системы дуального образования в системы образования других стран может быть более глубоко рассмотрено с точки зрения законодательной базы, экономических механизмов для предприятий, профессиональных образовательных организаций, профессиональной готовности педагогических кадров, учебно-методической документации, вопросов мотивации обучения студентов. Перспективным представляется разработка и детализация профессиограмм выпускников дуальной системы обучения, соответствующих высокотех-

нологичному производству и требованиям современного рынка труда» [5, с. 122, 123]. В современных условиях система дуального образования в МПГУ и МУИВ частично реализуется, так как производственная педагогическая практика по получению первичных профессиональных навыков начинается со 2-го курса, а на 3-4-х курсах рассредоточенная практика проводится один раз в неделю на производстве (на базе образовательных профильных организаций). При этом важно усилить взаимодействие «вуз - школа» с целью практической подготовки студентов бакалавриата к профессиональной деятельности.

Результаты исследований психологов И.А. Зимней, Л.Д. Столяренко, И.В. Шаповаленко и других убедительно доказывают, что студенческий возраст - центральный период становления характера и интеллекта. Характерной чертой нравственного развития является усиление сознательных мотивов поведения и повышение интереса к моральным проблемам, переосмысление ценностных ориентаций. студенческий период является наиболее активным для развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, что позволяет заметно активизировать процесс развития потенциальных возможностей личности. Ведущей деятельностью в этот возрастной период признается учение или учебная деятельность, которая является частью познавательной деятельности и определяется как деятельность по самоизменению, поскольку ее продуктом являются изменения, происходящие в ходе ее выполнения в самом субъекте, осуществляющем эту деятельность.

развитие личностного потенциала студента является ключевой задачей на пути к успешной профессиональной деятельности. Применение разных видов ролевой игры (имитационные, ситуационные, условные) позволяют «...раскрыть и продиагностировать индивидуальные возможности личности в совместной деятельности, обеспечивая высокую мотивацию и эмоциональную насыщенность процесса обучения» [6, с. 24].

Н.В. Екимова, исследующая проблему построения отношений студент - преподаватель на занятиях в вузе, акцентирует внимание на том, что преподавателю во время проведения лекций не следует забывать о релаксационных паузах, во время которых студенты могут отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой [7, с. 25].

Согласимся с мнением И.Ю. Елькиной, которая считает, что эффективность процесса обучения зависит от организации преподавателем специальных условий (повышать уровень учебной мотивации, усилить навыки саморегуляции и т.д.), способствующих высокой степени вовлеченности студентов в учебный процесс [8, с. 12].

Как показывает педагогический опыт и личные наблюдения за профессиональной деятельностью преподавателей вузов, активный и деятельный, постоянно развивающийся и творческий преподаватель готов на практике реализовывать такую же позицию по отношению к себе и обучающимся.

Авторы статьи убеждены, что «профессиональному, личностному, творческому развитию студента способствует не только профессионально ориентирующая образовательная среда университета, но и сама личность преподавателя влияет на личность студента», что, в свою очередь, способствует достижению высоких результатов в процессах учения и преподавания в вузе [9].

Личностный потенциал в научной литературе трактуется как обобщенная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности (Д.А. Леонтьев), дающий человеку возможность принимать решения и регулировать поведение, прежде всего, из своих внутренних представлений и критериев [10].

Также необходимо раскрывать личность студента посредством активного поиска и применения методов педагогического общения, взаимодействия внутри группы и за ее пределами, а также ликвидировать возникающие барьеры в межличностном общении, чтобы обеспечить психолого-педагогическую готовность и подготовленность будущего педагога к профессиональному взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений.

Основные результаты

Студентам бакалавриата в рамках изучения дисциплин «Педагогика», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» предлагалось выполнить следующее задание на практическом занятии.

Задание. Представьте ситуацию, что вы учитель, и к вам в класс по предварительному звонку пришли агрессивные, недовольные родители вашего ученика.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии: «Как вы себя будете с ними (родителями) вести? Возможно ли построить разговор на доверительных отношениях с такими родителями? Если да, то как это сделать? Как и о чем необходимо договориться? Важно ли соблюсти регламент?».

Погружая студентов в деловую (ситуационную) игру, участники проигрывают и переживают ситуацию, в ходе которой формируется практический опыт взаимодействия с родителями воспитанников (взрослыми людьми), развивается сообразительность и оперативность, активность и ответственность в принятии нестандартных решений, воспитывается уважительное отношение к мнению других, развиваются коммуникативные навыки, умения справляться с напряжением и стрессом и т.д.

Важно после проведенной ситуационной игры обсудить задание совместно со всеми участниками игры, зрителями в том числе, и помочь сформулировать некий шаблон (образец, памятку) встречи, который поможет педагогу всегда оставаться Учителем. Напомнить студентам о том, что после каждой встречи с вами у собеседника (родителя, коллеги, друга, воспитанника и т.д.) должно остаться приятное послевкусие общения, встречи, беседы. То есть, заканчивая беседу, разговор, необходимо поблагодарить за визит, за общение и прийти к определенным выводам и/или наметить план дальнейшего общения, решения задачи и т.д.

Например, может быть предложена следующая Памятка (алгоритм) педагогу на разные случаи общения:

1. Настроиться на позитивную встречу и пребывать в доброжелательном настроении.

2. Встретить родителей с улыбкой и желанием понять, выслушать, услышать их, помочь им.

3. Предложить им присесть на стул, за стол, предложить стакан воды родителям, чтобы им успокоиться при необходимости.

4. Выдержать паузу 2-3 секунды и начать беседу следующим образом: «Слушаю вас внимательно, уважаемые родители».

5. Учителю внимательно слушать, о чем говорят родители, записывать себе на листок бумаги, наблюдать за поведением родителей и за их общением (интонацией, эмоциями, невербальным поведением и т.д.).

6. Помнить, что задача учителя - помочь вместе решить вопрос, разрешить ситуацию, обсудить проблему. Поэтому постараться конструктивно вести диалог, стараться сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В беседе с родителями всегда опираться на сильные стороны ученика, согласиться с мнением родителей о том, что ДА, сложно, трудно, понимаю вас, НО. дальше нужна совместная работа, как со стороны школы, так и со стороны семьи.

7. Никогда не оправдываться перед родителями, не допускать в свой и их адрес хамства, пренебрежения, обесценивания, манипулирования.

8. Соблюдать регламент, который вы устанавливаете сами, но при этом заранее предупреждаете родителей об этом.

9. Предложить и обсудить ваши дальнейшие конкретные шаги в решении ситуации, вопроса.

10. Завершить разговор на доброжелательной основе, обязательно поблагодарить за встречу, за доверие. Пожелать всего наилучшего.

Представим результаты исследования, проведенного нами на базе ИСГО МПГУ среди студентов 2-3-х курсов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», а также обучающихся МУиВ по направлению «Психолого-педагогическое образование» по перечисленным ранее дисциплинам. исследование было направлено на выявление наиболее активных методов обучения на этих занятиях и оценку студентами собственных профессиональных компетенций. Всего в исследовании приняли участие 120 человек.

Рефлексия профессиональных компетенций у студентов бакалавриата показала, что большая часть респондентов, а именно, 80 % из числа опрошенных считают, что наиболее эффективными методами обучения являются интерактивные методы с привлечением педагогов-практиков, учителей-предметников и действующих классных руководителей на учебные занятия, поскольку усиливается содержание учебного материала наглядными конкретными практическими примерами, которые позволяют

студентам взглянуть на решение тех или иных вопросов воспитания, образования, социализации, развития и т.д. с позиции учителя.

По итогам оценки студентами собственных профессиональных компетенций и сформирован-ности практических навыков, необходимых в профессиональной педагогической деятельности, были получены следующие результаты: большая часть респондентов (85 %) оценила свои практические навыки и профессиональные компетенции на достаточно высоком уровне - 4-5 баллов из 5 возможных. Часть студентов (10 %) сомневаются в высоком уровне сформированности таких качеств, как работа в команде, публичное представление материала; для них характерны неуверенность и нерешительность. Это подтверждается, к примеру, исследованиями A.A. Ярулова о том, что не все студенты готовы активно и оперативно включаться в процесс игры, поэтому важно «обеспечивать минимизацию воздействия стрессовых факторов» [11, с. 16], то есть, наблюдая за студентами в процессе взаимодействия, мотивировать их на успех, помочь добиться успеха, подбадривать словом, создавать доверительные отношения между преподавателем и студентами, постепенно включая каждого студента в игру, тем самым помогать раскрывать личностный потенциал студента.

Обсуждение результатов

Исследования вышеупомянутых ученых и опыт собственной профессионально-педагогической деятельности авторов статьи убедительно доказывают, что развитие личностного потенциала будет осуществляться более интенсивно в случаях, если:

- во-первых, личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально-творческие профессиональные поиски, а культура общения всех участников направлена на развитие каждого человека как личности;

- во-вторых, преподаватель вуза обладает важными перцептивными качествами (харизма, мастерство ораторского искусства и подача научного материала, индивидуальный стиль общения и имидж, чувство юмора), личностными качествами, которые ориентируют студентов бакалавриата на будущую профессию педагога, и вдохновляет развиваться личностно и профессионально;

- в-третьих, образовательная среда вуза ориентирована на развитие личности каждого участника образовательного процесса и выведена «.. .до уровня, создающего ситуацию интеллектуального успеха студента, которая способствует формированию положительной и, в то же время, адекватной самооценки, возможно, создав такую совокупность педагогических условий, которая обеспечивала бы самореализацию студента в выбранных им видах деятельности, требующих интеллектуального напряжения: будь то обучение, общественная работа, спорт или творчество. Источником психологического комфорта образовательной среды педагогического вуза для студентов и преподавателей выступают, в первую очередь, организационно-коммуникативные условия внутривузовской среды, то есть, способ организации в среде межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса: студент - студент, студент - преподаватель, преподаватель - преподаватель и т.д.» [4, с. 47];

- в-четвертых, система дуального образования может широко и активно применяться с учетом постоянно меняющихся профессиональных стандартов образования, условий, форм организации обучения.

Согласно мнению В.А. Адольфа и О.П. Журавлевой, «ценностное отношение студентов вуза к личностному потенциалу - это осознание личных потребностей и возможностей, выделение значимой области их применения в процессе учебно-познавательной деятельности и обретение через них личных смыслов будущей профессиональной деятельности» [12, с. 24]. Авторами отмечается, что для развития организаторских, интеллектуальных, аналитико-рефлексивных способностей студентов, а также активизации процессов самовоспитания и самообразования необходимо применять методы активного и интерактивного обучения.

составляющими личностного потенциала студента, по нашему мнению, являются его сильные стороны, то есть такие качества личности студента, как коммуникабельность, лидерство, честность,

открытость, доброжелательность, уважение, а также мотивация, активное внимание, талант, умение работать в команде и др., - все эти качества и особенности личности студента способствуют развитию надпрофессиональных компетенций для профессионального и личностного роста будущего педагога, педагога-психолога [13, с. 24]. Определяя формулу реализации личностного потенциала, студенты опираются на примеры выдающихся людей, педагогов-практиков, реализующих свой потенциал в науке, искусстве, литературе, педагогике.

Заключение

Таким образом, развитие личностного потенциала студентов бакалавриата осуществляется в процессе освоения ряда учебных дисциплин педагогического, психолого-педагогического направлений подготовки и нацелено на повышение уровня практической подготовки к педагогической деятельности. Авторами показано, что развитие личностного потенциала становится возможным и необходимым в профессионально ориентирующей образовательной среде университета.

Развитие личностного потенциала студентов бакалавриата заключается не только в обогащении теоретических академических знаний, но и формировании практических умений педагога, в конструировании нового образа учителя, раскрытии внутреннего потенциала каждого студента, оценивании, осознании своей профессиональной задачи как основы для перехода на следующий этап профессионального и личностного роста.

результаты данного исследования дополняют имеющиеся научные данные в области психолого-педагогического исследования вопросов развития личностного потенциала студента и могут быть продолжены в направлении изучения особенностей организации образовательной среды вуза, субъектов среды, технологий реализации потенциала субъект-субъектных отношений, качества подготовки будущих педагогов.

Список литературы

1. Мардахаев Л.В. К вопросу о социализации человека и ее сущности // Педагогическое образование и наука. - 2021. - № 2. - С. 7-12.

2. Карпова Е.В., Чечурина С.Н. Профессионально-педагогическая мотивация студентов разных специальностей // Психология XXI столетия: материалы Международного симпозиума. - Ярославль: ЯрГУ -МАПН, 2008. - С. 250-252.

3. Антонова Е.В. Профессиональная культура преподавателя вуза как социокультурный феномен // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8, № 1. - Ч. 1. - С. 119-122. - DOI 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-119-122.

4. Козилова Л.В. Самообразование преподавателя педагогического университета как его внутренний потенциал // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 9 (99). - Ч. 2. - С. 125127. - DOI 10.23670/IRJ.2020.99.9.062.

5. Павлова И.В., Потапов А.А. Европейский опыт использования дуального обучения (на примере Германии) // Преподаватель XXI век. - 2022. - № 1. - Ч. 1. - С. 117-125. - DOI: 10.31862/2073-9613-20221-117-125.

6. Суворова Е.В., Козько Н.А. Развитие профессионально-личностного потенциала студентов вуза с позиций синергетического подхода // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 10. - С. 221226. - URL: https://top-technologies.ru/m/artide/view?id=37224 (дата обращения: 22.08.2022). - Текст: электронный.

7. Екимова Н.В., Воронина М.М. Компетенция современного преподавателя вуза // Образовательные ресурсы и технологии. - 2020. - № 3 (32). - С. 22-27.

8. Елькина И.Ю. Факторы вовлеченности студентов в учебный процесс в условиях дистанционного обучения // Образовательные ресурсы и технологии. - 2022. - № 1 (38). - С. 7-13.

9. Современные тренды развития непрерывного педагогического образования: монография / Л.Н. Хар-ченко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Харченко. - М.: Директ-Медиа, 2021. - 151 с.

10. Личностный потенциал: структура и динамика / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - 679 с.

11. Ярулов А.А. Научно-практическая организация педагогического труда // Школьные технологии. -2022. - № 2. - С. 11-18.

12. Адольф В.А., Журавлева О.П. Развитие личностного потенциала студента в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 21-26.

13. КозиловаЛ.В. Формирование надпрофессиональных качеств будущего педагога в практико-ориенти-рующей среде университета // Педагогика и просвещение. - 2021. - № 4. - С. 45-53. - DOI 10.7256/24540676.2021.4.37202. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37202 (дата обращения: 22.08.2022). - Текст: электронный.

References

1. Mardahaev L.V K voprosu o socializacii cheloveka i ee sushchnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie i nau-ka. - 2021. - № 2. - S. 7-12.

2. Karpova E.V., Chechurina S.N.Professional'no-pedagogicheskaya motivaciya studentov raznyh special'nostej // Psihologiya XXI stoletiya: materialy Mezhdunarodnogo simpoziuma. - Yaroslavl': YarGU -MAPN, 2008. - S. 250-252.

3. Antonova E.V Professional'naya kul'tura prepodavatelya vuza kak sociokul'turnyj fenomen // Istoriches-kaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2016. - T. 8, № 1. - Ch. 1. - S. 119-122. - DOI 10.17748/20759908-2016-8-1/1-119-122.

4. Kozilova L.V Samoobrazovanie prepodavatelya pedagogicheskogo universiteta kak ego vnutrennij potencial // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2020. - № 9 (99). - Ch. 2. - S. 125-127. - DOI 10.23670/IRJ.2020.99.9.062.

5. PavlovaI.V., PotapovA.A. Evropejskij opyt ispol'zovaniya dual'nogo obucheniya (na primere Germanii) // Prepodavatel' XXI vek. - 2022. - № 1. - Ch. 1. - S. 117-125. - DOI 10.31862/2073-9613-2022-1-117-125.

6. Suvorova E.V, Koz'ko N.A. Razvitie professional'no-lichnostnogo potenciala studentov vuza s pozicij siner-geticheskogo podhoda // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. - 2018. - № 10. - S. 221-226. - URL: https:// top-technologies.ru/ru/article/view?id=37224 (data obrashcheniya: 22.08.2022). - Tekst: elektronnyj.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. EkimovaN.V., VoroninaM.M. Kompetenciya sovremennogo prepodavatelya vuza // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. - 2020. - № 3 (32). - S. 22-27.

8. El'kina I.Yu. Faktory vovlechennosti studentov v uchebnyj process v usloviyah distancionnogo obucheniya // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. - 2022. - № 1 (38). - S. 7-13.

9. Sovremennye trendy razvitiya nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya / L.N. Harch-enko [i dr.]; pod obshch. red. L.N. Harchenko. - M.: Direkt-Media, 2021. - 151 s.

10. Lichnostnyj potencial: struktura i dinamika / pod red. D.A. Leont'eva. - M.: Smysl, 2011. - 679 s.

11. Yarulov A.A. Nauchno-prakticheskaya organizaciya pedagogicheskogo truda // Shkol'nye tekhnologii. -2022. - № 2. - S. 11-18.

12. Adol'f V.A., Zhuravleva O.P. Razvitie lichnostnogo potenciala studenta v processe professional'noj podgo-tovki // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2012. - № 2. - S. 21-26.

13. Kozilova L.V. Formirovanie nadprofessional'nyh kachestv budushchego pedagoga v praktiko-orientiruy-ushchej srede universiteta // Pedagogika i prosveshchenie. - 2021. - № 4. - S. 45-53. - DOI 10.7256/24540676.2021.4.37202. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37202 (data obrashcheniya: 22.08.2022). - Tekst: elektronnyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.