Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СРЕДЫ / ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ПОЛИКОНТЕКСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козилова Лидия Васильевна

Цель статьи - философско-социальный и историко-педагогический анализ развития представлений об образовательной среде и ее профессионально-ориентирующем контексте. Представленные данные проведенного анализа в статье показали, что появление и развитие самого понятия «образовательная среда» и наполнение его содержанием имеет философско-социальные корни. В самом общем или философско-экологическом представлении понятием «среда» определяется пространство или объем, в котором обитает живой организм и, с которым он связан процессами жизнедеятельности. На основе рассмотрения понятия «образовательная среда», его происхождения, развития, разнообразия интерпретаций, структурных и функциональных характеристик автор дает теоретически обоснованное определение понятия поликонтекстная образовательная среда педагогического университета, представляющее собой такое социальное, организационное, пространственное и технологическое устройство учебного процесса в педагогическом вузе, структуру и содержание учебных предметов и практик, коммуникативное взаимодействие между субъектами обучения, которые представляют собой совокупность взаимодействующих условий и средств, позволяющих в процессе подготовки будущих учителей, реализовать разнообразные контексты - профессиональный и/ или компетентностный, аксиологический, психологический, педагогический, социальный и семантический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE TRANSFORMATION OF THE CONTENT OF THE CATEGORY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The purpose of the article is a philosophical, social, historical and pedagogical analysis of the development of ideas about the educational environment and its professionally oriented context. The presented data of the analysis in the article showed that the emergence and development of the concept of “educational environment” and its content has philosophical and social roots. In the most general or philosophical-ecological view, the concept of “environment” defines the space or volume in which a living organism lives and with which it is connected by the processes of vital activity. Based on the consideration of the concept of “educational environment”, its origin, development, variety of interpretations, structural and functional characteristics, the author gives a theoretically justified definition of the concept of a polycontext educational environment of a pedagogical university, which represents such a social, organizational, spatial and technological structure of the educational process in a pedagogical university, the structure and content of academic subjects and practices, communicative interaction between subjects of learning, which are a set of interacting conditions and means that allow in the process of training future teachers to implement a variety of contexts - professional and/or competence, axiological, psychological, pedagogical, social and semantic.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Историко-педагогический анализ трансформации содержания категории образовательной среды

Козилова Лидия Васильевна,

доцент, доктор педагогических наук, доцент кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, Института социально-гуманитарного образования, ФГБОУ ВО МПГУ E-mail: lv.kozilova@mpgu.su

Цель статьи - философско-социальный и историко-педагогический анализ развития представлений об образовательной среде и ее профессионально-ориентирующем контексте. Представленные данные проведенного анализа в статье показали, что появление и развитие самого понятия «образовательная среда» и наполнение его содержанием имеет философско-социальные корни. В самом общем или философско-экологическом представлении понятием «среда» определяется пространство или объем, в котором обитает живой организм и, с которым он связан процессами жизнедеятельности. На основе рассмотрения понятия «образовательная среда», его происхождения, развития, разнообразия интерпретаций, структурных и функциональных характеристик автор дает теоретически обоснованное определение понятия поликонтекстная образовательная среда педагогического университета, представляющее собой такое социальное, организационное, пространственное и технологическое устройство учебного процесса в педагогическом вузе, структуру и содержание учебных предметов и практик, коммуникативное взаимодействие между субъектами обучения, которые представляют собой совокупность взаимодействующих условий и средств, позволяющих в процессе подготовки будущих учителей, реализовать разнообразные контексты - профессиональный и/ или компетентностный, аксиологический, психологический, педагогический, социальный и семантический.

Ключевые слова: воспитательная роль среды, влияние среды, образовательная среда, образовательная среда педагогического университета, поликонтекстная образовательная среда педагогического университета.

Образовательная среда педагогического университета - это многокомпонентная и многоуровневая система, одним из компонентов которой является взаимодействие субъектов образования, являющаяся платформой для создания специальных социально-культурных условий, в рамках которой осуществляется не только подготовка будущих учителей к их профессиональной деятельности, но и профессиональная переподготовка специалистов, а также повышается уровень профессиональной культуры преподавателей педагогического университета [13, с. 73].

Рассмотрение научных предпосылок исследования проблемы профессионально-ориентирующей образовательной среды педагогического университета необходимо начать с анализа философско-социальных аспектов развития представлений об образовательной среде и ее профессионально ориентирующем контексте. То есть с обоснования идеи, что образовательная среда содержит в себе такую характеристику, как профессиональная ориентированность, которая требует особого к ней внимания со стороны педагогической науки.

Важным является внимание на рассмотрение понятия «образовательная среда» как общее или родовое, на его происхождение, развитие, разнообразие интерпретаций, структурных и функциональных характеристик. Это связано с тем, что изучение общих и частных проблем образовательной среды, а также изучение влияния среды на качество, эффективность и конкретные результаты образования в современной педагогической науке и практике выдвинуты на одно из первых мест.

Понятие «образовательная среда» в педагогическом тезаурусе начало активно использоваться относительно недавно. В тоже время, ретроспективный анализ первоисточников указывает на то, что ученые и практики различных стран и в разные времена, начиная еще с античного периода, отмечали допустимость использования среды в воспитательных и образовательных целях [7, 12].

На наш взгляд, важно выделить несколько периодов в истории научной и образовательной мысли, касающихся развития представлений о значимости влияния среды жизни и среды образования на становление человека и человечества. Начнем с того, что гипотетически предположим, что воспитательные возможности среды имели определенное значение еще в первобытном обществе, в то время, когда человечество постепенно начало переходить от приспособления к окружающей среде к ее преобразованию в своих целях, т.е. потребовалось сохранение и передача следующему поколению накопленного опыта.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Этот накапливаемый социальный опыт мог усваиваться следующими поколениями посредством создаваемой среды, в которой кто-то из соплеменников отвечал за передачу этого опыта. Так, возможно, возник феномен учителя, который, можно сказать, очеловечил человека. В дальнейшем феномен «учитель» получил развитие и, прежде всего, в античный период. В дошедших до нас трудах греческих мыслителей и педагогов античного периода, например, в трудах Платона и его ученика Аристотеля, человек рассматривался как микрокосмос, который в течение жизни взаимодействует с натурой, природной или окружающей средой и средой искусственной или средой прекрасного -искусством, храмами, театрами.

Примечательно, что Платом уже тогда поднял вопрос о факторах, влияющих на развитие личности, а также писал о том, что среда образования должна быть «доброй, чтобы возбуждать воспоминания о мире идей». Аристотель продолжил дело своего учителя Платона, и известны его труды по влиянию факторов на развитие человека. В древнегреческих образовательных системах, типа Ликея или школы прохаживающихся, Академии, школы Эпикура и др., создавались среды, главным принципом в которых был принцип «гармонии». Гармония означала разумное сочетание в образовании природной и искусственной сред. Невольно приходит мысль: как часто, в современной практике образования в образовательных учреждениях не хватает мудрости и гармонии [12].

В последующий период, во времена христианского средневековья в монастырских школах, тоже создавалась среда, но это была среда жесткая, со своей системой наказаний, потому что такая среда должна была для общества воспитывать послушного, самодисциплинированного христианина.

Значительно позже, с XVII в. проблема влияния среды на развитие человека, стала исследоваться целенаправленно, чему подтверждение работ К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, в которых среда рассматривалась социальной, стабильной, неизменной, но определяющей направление развитие человека и, человек в этой среде являлся пассивным объектом влияния среды.

Отличались от общих тенденций этого времени лишь взгляды Ж.-Ж. Руссо, который считал, что в человеке благоприятные тенденции саморазвития заложены изначально, только нужно создать условия, а, точнее, предоставить свободу для саморазвития.

В XVШ-XIX вв., вопросы среды и ее использования в процессе воспитания, изучаются все более активно, как отечественными, так и западными учеными-социологами и педагогами. П.Ф. Кап-5 терев, например, так и писал, что «для развития § наклонностей и природных данных ребенка нужно й создавать соответствующую педагогическую сре-° ду, богатую материальной и духовной пищей» [11,

СЧ

£ с. 69].

В XX в., благодаря работам П.П. Блонского, А.Г. Калашникова, Н.В. Крупениной, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина, в нашей стране складывается целое направление - педагогика среды, развивающее и реализующее идеи социального воспитания. В трудах С.Т. Шацкого предложена концепция социальной детерминированности воспитания, в соответствии с которой педагог не сможет качественно решать задачи воспитания, если не будет задействован воспитательный потенциал социальной среды.

Воспитательная роль среды представлена в практической педагогической работе с подростками и в научных трудах А.С. Макаренко, а в трудах П.П. Блонского, была изложена научная концепция «трудовой среды», ставшая теоретическим основанием, так называемой «советской трудовой школы».

Во взглядах В.Н. Шульгина и М.В. Крупени-ной также обнаруживается своеобразный, но все тот же средовый подход. Названные авторы, развивая идеи П.А. Кропоткина, разработали концепцию «педагогизации окружающей среды» и, по их мнению, уже тогда на заре советской власти необходимо было в стране начать процесс создания, так называемых «школ-предприятий», «школ-колхозов» и, даже более того, авторы высказывались о «создании городов нового типа, в которых подрастающее поколение воспитывала бы среда, т.е. обучающие и воспитывающие функции выполняли все взрослые жители этих утопических городов, а в традиционных школах и учителях не было бы необходимости» [цит. по 10].

Видимо, чрезмерное увлечение отечественных ученых и практиков образовательными новациями, привело к тому, что в сороковых годах прошлого столетия, интерес к изучению среды как фактору обучения и развития человека был прерван, и практически исчез после выхода «Постановления ЦК ВКП(б) о педологических извращениях в системе Наркомпросов от 04.06.1936 г.».

И, лишь в конце XX в. - начале XXI в. исследования среды, образовательной среды и ее влияния на личность человека снова набирают силу и, сейчас они не потеряли, а. даже, наоборот, приобрели еще большую актуальность в связи с глубокой трансформацией общества, цифровизацией образовательных систем и, следовательно, среды, в которой происходит становление современного человека, его обучение и социализация.

Современные направления исследований, посвященных проблеме образовательной среды разнообразны, и они постоянно расширяются. Ученые и практики исследуют вопросы проектирования, обоснования и экспериментальной апробации воспитательно-образовательных и развивающих сред, закономерности влияния среды на подрастающее поколение, что обнаруживается, к примеру, в работах Г.Ю. Беляева, О.Б. Ершовой, Т.М. Елкановой, Ю.Н. Кулюткина, Ю.С. Мануйлова, В.И. Панова, С.В. Тарасова, В.И. Слободчико-ва, В.А. Ясвина и др. [4, 9, 15, 17, 20, 21,22]; во-

просами становления образовательной среды общеобразовательного учреждения, ее влияния на личность обучающихся раскрываются в трудах И.Г. Актамова, Т.В. Аникаевой, А.В. Иванова, Л.Г. Инешиной, Т.Г. Ивошиной, Н.В. Камаловой, С.М. Лепшоковой, В.В. Рубцова и др. [18]; вопросы эволюции образовательной и социокультурной среды современного вуза исследуются такими авторами, как А.И. Артюхина, С.Л. Атанасян, Е.А. Бурдуковская, Т.Н. Клочкова, А.В. Межуев, М.А. Недосекина и др. [2, 5]; вопросами образовательной среды педагогического вуза занимаются ученые С.А. Аманжолов, С.Л. Атанасян, В.П. Бо-рисенков, М.Е. Вайндорф-Сысоева, В.А. Козырев, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, Н.В. Черникова и др. [1, 2, 19].

Многоаспектность проблемы среды и возрастающий интерес исследователей к этой проблеме, указывают на то, что, во-первых, образовательная среда в качестве объекта психологических и педагогических исследований выделилась относительно недавно и наличие большого числа проблем естественно для данного периода развития этого направления педагогической науки.

Во-вторых, существуют различные методологические подходы и эмпирические решения проблемы образовательной среды, что создает определенное проблемное поле и затрудняет практическую деятельность целых педагогических коллективов и отдельных педагогов.

И, в-третьих, в педагогическом сообществе отсутствует четкое представление, как результат большого разнообразия представлений об образовательной среде, о ее компонентном составе и, когда педагог использует понятие «образовательная среда», то не вполне понятно, что он подразумевает при этом.

Данные проведенного анализа показали, что появление и развитие самого понятия «образовательная среда» и наполнение его содержанием также имеет философско-социальные корни.

Необходимо отметить, что, в самом общем или философско-экологическом представлении понятием «среда» определяется пространство или объем, в котором обитает живой организм и, с которым он связан процессами жизнедеятельности. Если же мы введем философско-социальный ракурс рассмотрения, то, в таком варианте «среда» будет представлять собой природно-социально-техногенное пространство, в котором человек или человечество осуществляет свою жизнедеятельность.

В современных условиях при характеристике современной образовательной среды следует упомянуть об информационной насыщенности, поскольку наше общество живет в информационно-цифровой эпохе.

В педагогике термин «среда» применяется практически во всех исследованиях и в практике образования в смысле «образовательной среды», и им определяют комплекс условий, влияющих на развитие и формирование личности человека

(или, возможны, варианты - личности обучающегося, воспитанника).

Логично, что в российской научном информационном поле понятие «образовательная среда» изучено и объяснено в большей степени в психологической и педагогической науках, нежели в практике проектирования образовательных пространств. При этом, методологическим основанием для разрабатываемых педагогами и педагогическими коллективами теоретических моделей образовательных сред, служит культурно-историческая теория, предложенная Л.С. Выготским, в основе которой ключевым концептом выступает понятие «социальная ситуация развития» и ученый, вводя это понятие, имеет ввиду организованную систему отношений человека с окружающим миром, которая специфична для каждого возраста, культуры и исторического периода [6].

Продолжая развивать взгляды и подходы к пониманию категории «образовательная среда», изложенные Л.С. Выготским, И.А. Баева считает, что «при использовании этой категории необходимо понимать образование как сферу социальной жизни, и, следовательно, образовательную среду, как важнейший фактор образования, или другими словами, среда - это социокультурная матрица, наполняющая образование» [3].

По мнению А.Н. Леонтьева, «развитие ребёнка происходит либо под влиянием врожденных качеств, либо под влиянием среды, либо под совокупным влиянием и того и другого» [16].

В фундаментальных работах В.А. Ясвина по изучению среды находим, что образовательная среда - это социальное и пространственно-предметное окружение личности, это целостная система влияний и условий по заданному образцу, предоставляющих личности возможности для развития [22, 23].

В работах В.В. Рубцова отражены и конкретизированы именно социальные особенности образовательной среды. Дело в том, что «в процессе образования происходит коммуникативное взаимодействие между учащимися и педагогом и между самими учащимися, что формирует определенные коммуникативные группы или сообщества, обеспечивающие образовательный, воспитательный и развивающий эффекты» [18].

Несколько по-иному, понимает образовательную среду В.И. Слободчиков. В его представлениях, «понятие образовательной среды может быть применено только к такой системе, в которой реализуется принцип развития личности и, даже шире, происходит развитие всех субъектов образования, при этом, развитие автор рассматривает одновременно и как естественный процесс, и как процесс искусственный, регулируемый с помощью специально сконструированной деятельности развивания, и как саморазвитие, в котором выражается сущностная характеристика человека - становиться и быть настоящим субъектом своей собственной жизни» [20].

Следовательно, если брать во внимание вышеизложенные точки зрения Л.С. Выготско-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

го, А.Н. Леонтьева, И.А. Баева, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, В.А. Ясвина и др., то «образовательная среда - это не что-то всегда неизменное или традиционное, а это динамическая психолого-педагогическая реальность, сочетающая в себе уже сложившееся историческое влияние и целенаправленно создаваемые педагогические условия и обстоятельства, направленные на формирование и развитие личности обучающегося» [3, 6, 16, 18, 20, 22, 23].

При этом, в современных представлениях об эффективной системе образования, личность обучающегося - это активный элемент образовательной среды, принимающий участие в ее формировании.

И, в этом смысле, интерес представляют известные теоретические разработки К. Левина [цит. по 10], в которых поведение человека рассматривается как функция, с одной стороны, от индивидуальности и, другой стороны, от окружения или среды. Именно поэтому, по его мнению, в образовательном процессе в равной мере важны и среда, и индивидуальность, и формы, и методы обучения.

В продолжение дискурса об образовательной среде, приведем интересное мнение Л. Малагуцци [цит. по 10], который убежден, что образовательная среда может выполнять роль третьего учителя, помогая как учителю, так и ученику в процессе образования. В тоже время, автор предупреждает, что среда сама по себе не сможет повлиять на качество образования, если учитель и/или ученик не будут уметь использовать ее по назначению.

В актуальном на сегодняшний день педагогическом тезаурусе понятие «образовательная среда» является родовым для таких понятий, как «вузовская среда», «школьная среда», «семейная среда» и т.п., которые представляют собой совокупность, накладывающихся друг на друга локальных образовательных сред и, вносящих свой определенный вклад в образование, воспитание, развитие человека, в его социализацию и профессиональное становление.

Вследствие того, что образование - это сложно структурированное явление, включающее в себя процессы обучения, воспитания, развития, которые органически взаимосвязаны и комплексно воздействуют на обучающихся, в исследовании мы будем применять понятие образовательной среды в качестве родового и к таким категориям, как «обучающая среда», «воспитательная среда», «развивающая среда» и др. В этом вопросе мы солидарны с мнением С.В. Журавлевой, глубоко изучившей историю становление понятия «образовательная среда» [10, с. 48-56].

Проведенный анализ научных источников позволил выявить еще одну очень важную характе-5 ристику образовательной среды - она, практичес-5 ки всегда, обладает контекстностью, а, точнее, пой ликонтекстностью, которая определяется, прежде ° всего, целями образования, которые поставлены г педагогом, педагогическим коллективом или об-

ществом, или самим обучающимся. По мнению автора контекстного обучения А.А. Вербицкого, «таковым является обучение, в котором последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности и, которое ведет к постепенной трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста и, в основе теории и технологии контекстного обучения лежат три психолого-педагогических источника: деятельностная теория усвоения накопленного социального опыта, теоретическое обобщение практического опыта активного обучения и смыслоо-бразующая категория контекст» [5, с. 56].

Из этого следует, что если включать в процесс обучения, например, студентов педагогического вуза, задания и задачи не только сугубо предметного, а и квазипрофессионального и профессионального содержания, заимствованных из сферы будущей профессиональной деятельности, то это будет означать применение профессионального контекста и будет ориентировать обучение будущих педагогов, как в рамках аудиторных, так и внеаудиторных занятий, на профессию. Изучению принципа профессиональной направленности обучения, теории и практики его применения, посвящены работы не только А.А. Вербицкого, но и Е.А. Василевской, Н.В. Кузьминой, М.И. Мах-мутова, С.В. Плотниковой, В.А. Сластёнина, Е.С. Смирновой и др.

Важно отметить, что названные ученые в своих работах обосновывают важность применения принципа профессиональной направленности в процессе подготовки специалистов, но, в тоже время, отмечают, что данный принцип в реальной вузовской практике применяется крайне недостаточно и преподавание большинства вузовских дисциплин осуществляется в русле информационного поля самой учебной дисциплины или той науки, на которой дисциплина основана.

Отметим, что не только процесс обучения в педагогическом вузе, но и образовательная среда вуза в целом, в силу своей сложности и разно-направленности содержит в себе не только профессиональный контекст, но и целый ряд других контекстов, т.е. образовательная среда педагогического университета имеет поликонтекстную природу (аудиторная,

внеаудиторная жизнь насыщена разнообразными делами и событиями).

Если социокультурная образовательная среда педагогического университета будет обладать открытостью, интегративностью, целостностью, информационной насыщенностью, полипрофессиональной направленностью, то такая среда будет выступать важным фактором социализации личности будущего педагога и способствовать его профессиональной адаптации к жизненным реалиям.

Под поликонтекстной образовательной средой мы понимаем такое социальное, организационное, пространственное и технологическое устройство

учебного процесса в педагогическом вузе, структуру и содержание учебных предметов и практик, коммуникативное взаимодействие между субъектами обучения, которые представляют собой совокупность взаимодействующих условий и средств, позволяющих в процессе подготовки будущих учителей, реализовать разнообразные контексты -профессиональный и/или компетентностный, аксиологический, психологический, педагогический, социальный и семантический. Все перечисленные контексты интегрируются в образовательную среду, насыщают ее и разнообразят [12];

Приставка «поли» переводится как много, множество, и как сложно, сложность. Это означает, что вся многочисленность или сложность контекстов, составляющих вузовскую образовательную среду, в том числе и цифровую, образуют единый комплекс взаимодействующих, полидетермини-рованных, эволюционно сложившихся и создаваемых новых условий, позволяющих качественно организовывать среду, образовательный процесс и достигать требуемого качества выпускаемых вузом специалистов.

В поликонтекстной образовательной среде все изучаемые учебные дисциплины и педагогические практики становятся контекстно зависимыми, так как направлены на решение общих задач, и/или используют содержание или методологический аппарат другой дисциплины для решения собственно предметной задачи. Поликонтекстная образовательная среда по своим характеристикам не противоречит компетентностному подходу к обучению, поскольку и поликонтекстная образовательная среда, и компетентностный подход к подготовке специалистов имеют сходную инте-гративную сущность и общие профессионально-образовательные цели [12].

Таким образом, философско-социальный и историко-педагогический анализ развития представлений об образовательной среде и ее профессионально-ориентирующем контексте показал, что во все времена среда рассматривалась как важнейший фактор развития, формирования и воспитания личности, а, затем, и её профессионального становления, в соответствии с общекультурными и профессиональными требованиями общества. В зависимости от социально-педагогической и научной позиции того или иного исследователя, в определении понятия «образовательная среда» актуализировались те или иные грани воздействия среды на личность.

Общим в большинстве теоретических подходов к определению педагогической категории «образовательная среда» является признание значимости данного феномена для качественной организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, их личностного развития.

Если рассматривать образовательную среду педагогического университета как определенные объективные обстоятельства, которыми, при наличии определенной педагогической цели, можно более или менее успешно управлять, то в качестве

основных характеристик такой среды, как особого педагогического феномена, должны выступать целенаправленность и организованность педагогической деятельности, максимально широкое коммуникативное взаимодействие субъектов образовательного процесса, интегративность и вариативность образования, использование идеи индивидуализации и технологии самопроектирования, свобода профессионального выбора и наличие в пространстве вуза структурно-функциональных элементов для организации полипрофессиональных педагогических практик.

Таким образом, организованная и технологически обеспеченная поликонтекстная образовательная среда может создать реальную возможность значительного повышения качества подготовки педагогов уже на вузовском этапе профессиоге-неза.

Литература

1. Аманжолов, С.А. Средства и методы контроля знаний студентов в цифровой образовательной среде вуза при изучении инженерно-графических дисциплин / С.А. Аманжолов, Б.А. Карев // Общество: Социология, Психология, Педагогика. - 2019. - № 1 (57). - С. 58-62.

2. Атанасян, С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Атанасян Сергей Левонович. - М., 2009. - 498 с.

3. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды (Теоретические основы и технологии создания): дис. . д-ра психол. наук: 19.00.07 / Баева Ирина Александровна. -С-Пб, 2002. - 386 с.

4. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Беляев Геннадий Юрьевич. -М., 2000. - 157 с.

5. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - СПб.: Логос, 2010. - 334 с.

6. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. / Собр. соч. в 6 - ти т. - т. 3. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998-608 с.

8. Гинецинский, В.И. Проблема структурирования образовательного пространства / В.И. Гинецинский // Педагогика. -1997. - № 3. - С. 1015.

9. Елканова Т.М. Современная образовательная среда: понятие и педагогическая сущность / European Social Science Journal. - 2014. - № 8-2 (47). - С. 38-42.

10. Журавлева, С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке / С.В. Журавлева //

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

11

12

13

14

15

16

17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18

19

20

21

22

23

13

Научное обозрение. Педагогические науки. -2016. - № 3. - С. 48-56. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1497 (дата обращения: 08.01.2022). - Текст электронный. Каптерев, П.Ф. Антология гуманной педагогики. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашви-ли, 2001. - 224 с.

Козилова, Л.В. Теоретико-экспериментальное обоснование профессионально-ориентирующей образовательной среды педагогического университета: дисс...док-ра пед. наук: 13.00.08 / Козилова Лидия Васильевна. - М., 2021. - 358 с.

Козилова, Л.В. Теоретические и методологические основы формирования профессиональной культуры педагога в условиях образовательной среды педагогического университета // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 8. - С. 73-78 Козилова, Л.В. Современные образовательные среды и проблемы профессиональной самореализации педагогов. Монография. - Петрозаводск: Изд-во Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. -160 с.

Кулюткин, Ю.Н. Образовательная среда и развитие личности /Ю.Н. Кулюткин, С.В. Тарасов // Новые знания. - 2001. - № 1. - С. 6-7. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) / Вопросы психологии. - 1998. -№ 1. - С. 108-127.

Мануйлов, Ю.С. Опыт освоения средового подхода в образовании: учеб-метод. пособие / Ю.С. Мануйлов, Г.Г. Шек. - М., Н. Новгород: РАСТР-НН, 2008. - 219 с. Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. - М., Изд-во МГППУ, 2002. -С. 272.

Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 1214 апреля 2000 г.). - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 172-176.

Харченко, Л.Н., Джахбаров, М.А. и др. Современные тренды развития непрерывного педагогического образования/ под общ. ред. проф. Л.Н. Харченко. Монография. - М.: Изд-во «Директ-Медиа», 2019. - 180 с. Ясвин, В.А. Школа как развивающая среда. -М.: Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010. - 332 с. Ясвин, В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А. Ясвин. - М.: Народное образование, 2019. - 448 с.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE TRANSFORMATION OF THE CONTENT OF THE CATEGORY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Kozilova L.V.

Moscow State University

The purpose of the article is a philosophical, social, historical and pedagogical analysis of the development of ideas about the educational environment and its professionally oriented context. The presented data of the analysis in the article showed that the emergence and development of the concept of "educational environment" and its content has philosophical and social roots. In the most general or philosophical-ecological view, the concept of "environment" defines the space or volume in which a living organism lives and with which it is connected by the processes of vital activity. Based on the consideration of the concept of "educational environment", its origin, development, variety of interpretations, structural and functional characteristics, the author gives a theoretically justified definition of the concept of a polycontext educational environment of a pedagogical university, which represents such a social, organizational, spatial and technological structure of the educational process in a pedagogical university, the structure and content of academic subjects and practices, communicative interaction between subjects of learning, which are a set of interacting conditions and means that allow in the process of training future teachers to implement a variety of contexts - professional and/or competence, axiological, psychological, pedagogical, social and semantic.

Keywords: the educational role of the environment, the influence of the environment, the educational environment, the educational environment of the pedagogical university, the polycontext educational environment of the pedagogical university.

References

1. Amanzholov, S.A. Means and methods of control of students' knowledge in the digital educational environment of the university in the study of engineering and graphic disciplines / S.A. Amanzholov, B.A. Karev // Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. - 2019. - № 1 (57). - Pp. 58-62.

2. Atanasyan, S.L. Formation of the information educational environment of a pedagogical university: dis. ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.02 / Sergey Levonovich Atanasyan. - M., 2009. - 498 p.

3. Baeva, I.A. Psychological safety of the educational environment (Theoretical foundations and technologies of creation): dis. . Doctor of Psychological Sciences: 19.00.07 / Baeva Irina Alek-sandrovna. - S-Pb, 2002-386 p.

4. Belyaev, G. Yu. Pedagogical characteristics of the educational environment in various types of educational institutions: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / Belyaev Gen-nady Yuryevich. - M., 2000. - 157 p.

5. Verbitsky, A.A. Personal and competence approaches in education / A.A. Verbitsky, O.G. Larionova. - St. Petersburg: Logos, 2010- - 334 p.

6. Vygotsky, L.S. Development of higher mental functions. / Collected works in 6 vols. - vol.3. - M.: Pedagogy, 1983. - 368 p.

7. Gershunsky B.S. Philosophy of education for the XXI century: (In search of practice-oriented educational concepts). - M.: Perfection, 1998-608 p.

8. Ginetsinsky, V.I. The problem of structuring the educational space / V.I. Ginetsinsky // Pedagogy. -1997. - No. 3. - pp. 1015.

9. Elkanova T.M. Modern educational environment: the concept and pedagogical essence / European Social Science Journal. -2014. - № 8-2 (47). - Pp. 38-42.

10. Zhuravleva, S.V. Historical review of the formation of the concept of "educational environment" in pedagogical science / S.V. Zhuravleva // Scientific review. Pedagogical sciences. -2016. - No. 3. - PP. 48-56. URL: https://science-pedagogy.ru/ ru/article/view?id=1497 (accessed: 08.01.2022). - The text is electronic.

11. Kapterev, P.F. Anthology of humane pedagogy. - M.: Publishing House of Shalva Amonashvili, 2001. - 224 p.

12. Kozilova, L.V. Theoretical and experimental substantiation of the professionally oriented educational environment of the pedagogical University: dissertation of the Doctor of Pedagogical

Sciences: 13.00.08 / Kozilova Lidiya Vasilyevna. - M., 2021. -358 p.

13. Kozilova, L.V. Theoretical and methodological foundations of the formation of professional culture of a teacher in the educational environment of a pedagogical university // Modern pedagogical education. - 2019. - No. 8. - pp. 73-78

14. Kozilova, L.V. Modern educational environments and problems of professional self-realization of teachers. Monograph. - Petrozavodsk.: Publishing house of the International Center for Scientific Partnership "New Science", 2020. - 160 p.

15. Kulyutkin, Yu.N. Educational environment and personal development / Yu.N. Kulyutkin, S.V. Tarasov // New knowledge. -2001. - No. 1. - pp. 6-7.

16. Leontiev A.N. The doctrine of the environment in the pedological works of L.S. Vygotsky (critical research) / Questions of Psychology. - 1998. - No. 1. - pp. 108-127.

17. Manuilov, Yu.S. The experience of mastering the environmental approach in education: the study method. manual / Yu.S. Manuylov, G.G. Shek. - M., N. Novgorod: RASTR-NN, 2008. - 219 p.

18. Rubtsov, V.V. Designing the developing educational environment of the school / V.V. Rubtsov, T.G. Ivoshina. - M., Publishing House of MGPPU, 2002. - P. 272.

19. Serikov, V.V. Education and personality. Theory and practice of designing pedagogical systems / V.V. Serikov. - M.: Logos, 1999. - 272 p.

20. Slobodchikov, V.I. On the concept of the educational environment in the concept of developing education / 2nd Russian Conference on Environmental Psychology. Theses. (Moscow, April 12-14, 2000). - Moscow: Ecopsicenter ROSS, 2000. - pp.172176.

21. Kharchenko, L.N., Jakhbarov, M.A., etc. Modern trends in the development of continuing pedagogical education/ under the general editorship of prof. L.N. Kharchenko. Monograph. - M.: Publishing house "Direct-Media", 2019. - 180 p.

22. Yasvin, V.A. School as a developing environment. - M.: Institute of Scientific Information and Monitoring of RAO, 2010. - 332 p.

23. Yasvin, V.A. School environment as a subject of measurement: expertise, design, management / V.A. Yasvin. - M.: Public education, 2019. - 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.