Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА И ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА И ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ У КУРСАНТОВ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шемякина Ирина Евгеньевна

В статье представлен теоретический анализ научных подходов к определению таких понятий, как «образовательная среда», «учебное заведение», «социальные и педагогические изменения» и сопутствующих им понятий, далее на основе их уточняется понятие «социально-педагогические изменения образовательной среды учебного заведения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шемякина Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL CHANGES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOLS

The article presents a theoretical analysis of the scientific approaches towards the following terms definitions: «educational milieu», «education institution», «social changes» and «pedagogical changes», and then, on their ground, the terms «social-pedagogical changes of educational milieu in education institution» are specified.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА И ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ»

лать вывод, что студенты и преподаватели выступают за поиск альтернативных решений, не затрагивающих оснащение оборудования и систем очистки.

Изучение научных источников показало, что научное сообщество активно разрабатывает нестандартные решения по очищению биосферы, и одним из наиболее перспективных является использование микроорганизмов.

Целенаправленное использование микроорганизмов в очистке окружающей среды имеет дальнейшие перспективы и требует углубленного изучения.

Перспективы развития российской экономики непосредственным образом зависят от важнейшей сферы — экосистемы. В этой связи проблема устойчивости, то есть баланса экономического, социального и экологического состояния, приобретает приоритетное значение [4]. Следовательно, решение задачи уничтожения загрязнителей промышленного ряда направлено на сохранение среды обитания человека и поддержание условий, обеспечивающих состояние устойчивого развития общества.

Список литературы

1. Майстренко В. Н., Клюев Н. А Эколого-аналитический мониторинг стойких органических загрязнителей. - М.: Бином, 2004, -

323 с.

2. Шамсутдинова Л. Р., Валиуллина А. У., Хизбуллин Ф. Ф., Королёва А. В. Оценка уровня опасности загрязнения почвы на примере территории ОАО «Уфахимпром». - Уфа, 2010.

3. Социологический опрос студентов и преподавателей высших учебных заведений г. Уфы. Объем выборки 300 респондентов.

4. Гайсина Л. М. Социальная устойчивость российских нефтегазовых компаний в условиях кризиса // Вестник Башкирского университета. Научный журнал. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - Т. 16. - № 4. - С. 1368-1371.

Сведения об авторах

Михайловская Ирина Михайловна, ст. преподаватель кафедры «Вычислительная техника и инженерная кибернетика», Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, тел. 8(3472)431118, e-mail: messageIM@mail.ru

Стамбулиди Анастасия Андреевна, студент кафедры генетики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, тел. 89273437175, e-mail: astambulidi@inbox.ru

Гимранов Эдуард Рустемович, студент кафедры генетики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, тел. 89273435989, e-mail: gimranov.eduard@gmail.com

Койше Кенесар Куанышевич, д. филолог. н., профессор кафедры социологии, Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел. 8(3452)453526; e-mail: koishe.k.k@mail.ru

Mikhaylovskaya I. M., Senior Lecturer of the Chair «Computer Facilities and Engineering Cybernetics» of Ufa State Petroleum Technological University, phone: 8(3472)431118, e-mail: messageIM@mail.ru

Stambulidi A. A., student of the Department of Genetics, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, phone: 89173437175, e-mail: astambulidi@inbox.ru

Gimranov E. R., student of the Department of Genetics, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, phone: 89173435989, e-mail: gimranov.eduard@gmail.com

Koyshe K. K., Doctor of Philology, professor of sociology at Tyumen State Oil and Gas University. phone: 8(3452)453526; e-mail: koishe.k.k@mail.ru

УДК 37.061

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА И ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

SOCIAL AND PEDAGOGICAL CHANGES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOLS

И. Е. Шемякина

I. E. Shemyakina

Ключевые слова: воспитательная среда; образовательная среда; среда развития; социальная система; образовательный процесс; образовательное учреждение; социальное развитие; государственный образовательный стандарт; педагогические изменения; технология развития компетенции самообразования у курсантов

Key words: educative milieu, educational milieu; educational process; education institution; social changes; social development; state educational standard; pedagogical changes; technology development of self-competence in cadets

В статье представлен теоретический анализ научных подходов к определению таких понятий, как «образовательная среда», «учебное заведение», «социальные и педагогические изменения» и сопутствующих им понятий, далее на основе их уточняется понятие «социально-педагогические изменения образовательной среды учебного заведения».

The article presents a theoretical analysis of the scientific approaches towards the following terms definitions: «educational milieu», «education institution», «social changes» and «pedagogical changes», and then, on their ground, the terms «social-pedagogical changes of educational milieu in education institution» are specified.

Перспективы в развитии государства зависят от качества и направленности образования его граждан. Считается, что решение многих проблем, возникающих в педагогической практике, можно решать

более эффективно, если максимально учитывать социальные изменения в образовательной среде учебных заведений.

Среда — это окружение человека. Психологами и педагогами среда рассматривается конкретнее, например в [1] — как совокупность условий, которые окружают человека и взаимодействуют с ним как с организмом и личностью. В контексте заявленной темы статьи рассмотрим среду социальную как совокупность общественных отношений, определяющих становление и развитие отдельно взятой личности или группы личностей. Классификация проявлений социальной среды: по виду общности, по виду группы, по формирующему воздействию, по способу воздействия на форму сознания, по возрасту, по отношению к среде, по социальной направленности, по степени контактов.

Д. В. Чернилевский считает [2], что образование является деятельностью в специально организованной среде, привлекающей человека к мотивированной познавательной активности, насыщая каждый раз новым, все более трудным материалом. Авторы А. Д. Лопуха, Т. Л. Лопуха [3] считают, что образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения как в интересах каждого человека в отдельности, так и в интересах всего общества, государства. Этот процесс, в свою очередь, сопровождается констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. В [4] образование рассматривается как специально или самостоятельно (самообразование) организованный процесс и результат становления «образа» человека, включающего в качестве ведущих компонентов его обучение, воспитание, развитие, здоровьесбережение и социальную адаптацию с целью достижения ими (как минимум) заданного государственным стандартом уровня.

Объединяя понятия «среда» с ее разновидностями и понятие «образование», проанализируем понятие «образовательная среда».

Авторы В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. [4] формулируют образовательную среду как совокупность духовных и материальных условий существования и деятельности учащихся и педагога, их активной деятельности, характера отношений и внешних связей. Отводят образовательной среде активную роль, определяющую результаты воспитания и образования обучающихся.

Д. В. Чернилевский [2] добавляет функции образовательной среды: обучающую (извлечение знания из собственной деятельности, из наблюдений и восприятий, раскрытие жизненного значения изучаемых объектов) и вооружающую (азбука логического мышления, осознанное восприятие вещей и слов, умение постигать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях).

Т. В. Цыганкова, С. А. Кокшаров, М. Н. Лебедева [5] уточняют понятие образовательной среды, являющейся частью внешнего пространства. Она заполнена информационными ресурсами, включает в себя образовательные технологии, модели, стандарты, которые направлены на обеспечение учебного процесса и гарантируют обучающемуся достижение поставленных образовательных целей и свободу его сознательного выбора.

В. А. Ясвин [6] пишет о том, что образовательная среда проектируется, учитывая социальное и пространственно-предметное окружение ее субъектов, например на уровне образовательных учреждений (учебных заведений).

Авторы С. Н. Штанов, А. Ф. Салимова [7] называют каждое учебное заведение, осуществляющее образовательный процесс, социальной, сложной, открытой, динамической образовательной системой. Жизнедеятельность такой образовательной системы обеспечивается регулированием и координированием всех процессов, протекающих в ней, а также взаимодействий целой иерархии педагогических, управленческой, материально-технической, финансовой и других ее подсистем. Таким образом, авторы под динамической образовательной системой подразумевают подвижность, изменчивость образовательной среды учебного заведения. Особым статусом наделен военный вуз, являющийся государственным военным образовательным учреждением высшего профессионального образования. Он реализует в соответствии с лицензией профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку офицеров для определенной области военно-профессиональной деятельности.

В 2013 году преподаватели кафедры естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин военного вуза в сотрудничестве с курсантами повторили эксперимент по определению типа образовательной среды вуза. За основу была взята методика В. А. Ясвина [6]. В исследовании приняли участие курсанты первого года обучения в количестве 68 человек и гражданские преподаватели в количестве 27 человек. Вопросы анкеты формулировались с употреблением слов «образовательная среда». Анализ ответов позволил сделать вывод, что все 100 % респондентов не только признают существование образовательной среды в вузе, но и проводят предложенное сравнение в выборе ответов [8].

Философы, психологи, педагоги-исследователи в своих работах используют понятие «изменчивость» для определения понятия «развитие». Под «социальным изменением» в социологическом словаре [9] понимается различие между нынешним и предшествовавшим состоянием какого-либо избранного аспекта социальной организации или структуры. На практике изучение какого-либо социального изменения предполагает попытку определить факторы, которые произвели такой результат. Социальное изменение занимает основное место во многих социологических работах Маркса, Вебера и Дюркгейма и др. Ученые считали, что трудность заключается в том, что ни общества, ни их составные части никогда не бывают и не будут статичными, то есть неизменными. В ходе модернизации Российской Армии, в том числе и подготовки профессионалов военной инженерии, огромную роль играет образовательная среда военных вузов и ее изменения, ведущими из которых являются внедрение ФГОС ВПО, модернизация учебно-методических комплексов, учебных программ, увеличение времени на самостоятельную подготовку курсантов.

Приведем примеры изменений, произошедших с курсантами военного вуза, и определяющих факторов этих изменений в отношении курсантов к самостоятельному труду при изучении учебного материала по дисциплинам. Анкетирование курсантов на тему увеличения эффективности обучения математики показал: почти 100 % (участвовало 133 курсанта) указывают на то, что подробное объяснение преподавателем помогает понять учебный материал, а за самостоятельный разбор высказалось лишь 42 % [10]. Выявление факторов, помогающих и мешающих, по мнению курсантов, им изучать дисциплины естественнонаучного и математического циклов, позволило выстроить рейтинг факторов. Первое место среди мешающих факторов заняли профессионально-должностные обязанности курсантов («Наряды», «Клонит в сон, не высыпаюсь», «Задания по другим дисциплинам», «Профессия, военная жизнь», «Условия жизни, много построений», «Мало свободного времени», «Снимают с занятий на различные работы», «Нет часто самоподготовки, если есть, то мало на нее времени» и др.). Первое место среди помогающих факторов заняли личные возможности курсантов («Образование, знание предмета со школы», «Хорошие отношения с преподавателями», «Желание учиться, познавать предмет, интерес», «Возраст курсанта», «Необходимость получения высшего образования», «Родители и их воспитание», «Желание пойти в увольнение», «Желание учиться в ТВВИКУ», «Петух клюнет», «Индивидуальные занятия с преподавателем», «Ответ у доски», «Практика решений», «Подробное изучение материала, углубление», «Сила воли, собственные силы», «Желание помогать другому», «Вектор на будущее», «Оценка», «Настроение», «Инициатива», «Уход из внешнего мира», «Коротание времени» и др.) [11].

Анализ психолого-педагогической литературы и отечественного опыта показал, что еще не разработаны с достаточной полнотой личностно-ориентированные технологии, направленные на развитие самостоятельного образования, развитие компетенции самообразования курсантов. Именно в молодом возрасте оформляется способность и потребность в нравственной саморегуляции, происходит передача человеку ответственности за самого себя, появляется необходимость поиска новых технологий и создания методик, обеспечивающих развитие у курсантов рефлексии, планирования и самоанализа собственных планов и действий. Учитывая специфику образовательной среды военного вуза, была разработана технология развития компетенции самообразования у курсантов [12]. Методологическими подходами в разработке технологии стали эколого-психологический (установление взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками обучающегося курсанта, его поведением) и личностно-деятельностный (в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть курсант как личность). Технология развития самообразования у курсантов - системный комплекс, состоящий из содержательного и процессуального компонента, где содержательный компонент реализуется через преобразованные учебно-методические комплексы, учебные программы. Дневник самообразования, являющийся средством и результатом развития компетенции самообразования у курсантов, которые направлены на актуализацию самостоятельной работы; процессуальный компонент представлены этапностью и включением анкет, тестов, тренинга, обучающего навыкам самообразования курсанта, что является основой проектирования учебно-профессиональной деятельности.

Обсуждение факта снижения профессиональной направленности курсантов, проанализированного в [13] как еще одного изменения в среде происходило не только с преподавателями кафедры, но и с непосредственными участниками — курсантами. Современные курсанты оценивают выше по значимости особенности общения и поведения в воинском коллективе, что свидетельствует о ценности этого качества в их учебно-профессиональной деятельности. Воинская деятельность сегодня носит выраженный коллективный характер. В процессе реформирования Вооруженных сил РФ приняты на вооружение новейшие системы боевой техники и вооружения, которые требуют коллективного участия в их применении, при

этом значительно возросла ответственность каждого члена боевого коллектива [14]. В совместном решении было предложено создание банка деловых игр, разрабатываемых в сотрудничестве [15].

Таким образом, в рассмотренной нами научной литературе понятие образовательной среды связано с понятием социальной среды как совокупности общественных отношений, которые определяют становление и развитие отдельной личности.

Образовательная среда имеет при этом возможности разного проявления.

Образовательная среда является частью социального пространства, в котором существует педагогически организованный образ жизни.

Образовательная среда играет важную роль в развитии субъектов образования, являясь воспитательной средой, где каждый обучающийся способен мыслить, анализировать и выстраивать свой учебно-личностный и профессионально-личностный планы.

Образовательная среда рассматривается как совокупность факторов существования и деятельности учащихся и педагогов, проектируется на уровне системы институтов образования, в том числе и учебных заведений, с учетом социального и пространственно-предметного окружения. При этом каждый субъект образования имеет свободный выбор, а результат от совместного действия возможен только при условии существования единого направления всех субъектов образовательной среды для достижения цели — развития человека как личности.

Список литературы

1. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н\Д.: Феникс, 1998. - 544 с.

2. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

3. Лопуха А. Д., Лопуха Т. Л. Гражданское воспитание военных кадров в современных социокультурных услових // Мир науки, культуры, образования. - 2011. -№ 5 (30).

4. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под. ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

5. Цыганкова Т. В., Кокшаров С. А., Лебедева М. Н. Некоторые аспекты единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды и модульной технологии адаптивного обучения студентов вуза иностранному языку // Мир науки, культуры, образования, 2011.-№ 5(30).

6. 6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://klex.ru/boj (Дата обращения 11.11 2013).

7. Штанов С. Н., Салимова А. Ф. Развитие образовательного учреждения СПО: компетентностный подход // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 4.

8. Шемякина И. Е. Определение типа образовательной среды высшего военного учебного заведения //Социально-экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие регионов: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции РФ (12 декабря 2013 г.) - Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. - 364 с.

9. Большой толковый социологический словарь Collins, Т. 2 (П-Я): Пер.с англ. - М.: Вече, АСТ, 2001. - 528 с.

10. Шемякина И. Е., Конова Т. А., Плесовских Е. А., Сорокина Е. М. Взаимовлияние изменений образовательной среды военного вуза // Информационное пространство современной науки: V Международной научно-практической конференции. 10 февраля 2014 г. / науч. ред. М. В. Волкова. - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2014. - 92 с.

11. Шемякина И. Е. Выявление факторов, влияющих на уровень усвоения курсантами дисциплин математика и теоретическая механика // Образование в эпоху перемен. Сборник научных трудов. Отв. ред. С. В. Кривых. - СПб.: ИДПИ, 2011. - Вып. 7. - 242 с.

12. Шемякина И. Е. Самообразование — основа становления субъектности курсантов в современных условиях социально-педагогических изменений образовательной среды высшего военного учебного заведения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»: научный журнал». - Орел: изд-во ОГУ. - 2013. -№» 5 (55). - 336 с.

13. Изучение уровня профессиональной направленности курсантов военных вузов (на примере ТВВИКУ) // Сборник «Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Часть 2. - Омск, 2011.- 152 с.

14. Шемякина И. Е., Плесовских Е. А. Особенности взаимоотношений в образовательной среде военного института // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: материалы III Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е. И. Бражник, Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых. - Спб.: Экспресс, 2013. - 488 с.

15. Шемякина И. Е., Зуенков С. С. Деловая игра как способ изменения профессиональной направленности курсантов // Вопросы нравственного воспитания в современном образовании: материалы VII Международной научно-практической конференции. 7 апреля 2014 г. / науч. ред. М. В. Волкова. - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2014. - 129 с.

Сведения об авторе

Шемякина Ирина Евгеньевна, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (военного института) имени маршала инженерных войск А. И. Прошля-кова, соискатель ТОГИРРО (г. Тюмень), тел. 89617796045, е-mail: iri@mail.ru

Shemyakina I. E., senior lecturer of the chair of natural-scientific and general-profession disciplines, Tyumen Higher Military Engineering School (Military Institute) named after the engineering forces marshal Proshlyakov A. I., Tyumen, phone: 89617796045, e-mail: iri@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.