Научная статья на тему 'Самообразование - основа становления субъектности курсантов в современных условиях социально-педагогических изменений образовательной среды высшего военного учебного заведения'

Самообразование - основа становления субъектности курсантов в современных условиях социально-педагогических изменений образовательной среды высшего военного учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / НАВЫКИ САМООБРАЗОВАНИЯ / COMPETENCY APPROACH / INDEPENDENCE / SUBJECTIVITY / DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шемякина И.Е.

В статье с позиции компетентностного подхода в современных условиях социально-педагогических изменений образовательной среды высшего военного учебного заведения рассматриваются этапы педагогической методики создания субъект-субъектных отношений между преподавателем и курсантом на основе формирования и развития навыков самообразования у курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF EDUCATION IS A BASE OF DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF CADETS IN MODERN CONDITIONS OF SOCIAL PEDAGOGICAL CHANGES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

In the article the stages of the pedagogical methodology for the creation of subject-subject relations between teacher and cadet on the base of formation and development of skills of self-education of cadets are discussed from the position of the competency approach in modern conditions of social pedagogical changes of educational environment of a higher military educational institution.

Текст научной работы на тему «Самообразование - основа становления субъектности курсантов в современных условиях социально-педагогических изменений образовательной среды высшего военного учебного заведения»

УДК 159.9:355 (075)

UDK 159.9:355 (075)

И.Е. ШЕМЯКИНА

старший преподаватель кафедры естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова E-mail: iri@mail.ru

I.E. SHEMYAKINA

senior lecturer of the chair "Natural and general professional sciences", Tyumen Higher Military Engineer Command School named after Marshal of Engineering

troops A.I. Proshlyakov E-mail: iri@mail.ru

САМООБРАЗОВАНИЕ - ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ КУРСАНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

SELF - EDUCATION IS A BASE OF DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF CADETS IN MODERN CONDITIONS OF SOCIAL PEDAGOGICAL CHANGES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

В статье с позиции компетентностного подхода в современныхусловиях социально-педагогических изменений образовательной среды высшего военного учебного заведения рассматриваются этапы педагогической методики создания субъект-субъектным отношений между преподавателем и курсантом на основе формирования и развития навыков самообразования у курсантов.

Ключевые слова: образовательный процесс, компетентностный подход, компетенция, самостоятельность, субъектность, становление субъектности, субъект-субъектные отношения, самообразование, навыки самообразования.

In the article the stages of the pedagogical methodology for the creation of subject-subject relations between teacher and cadet on the base offormation and development of skills of self-education of cadets are discussed from the position of the competency approach in modern conditions of social pedagogical changes of educational environment of a higher military educational institution..

Keywords: competency approach, independence, subjectivity, development of subjectivity, self-education.

Современные условия развития российского общества, в том числе и российского образования, диктуют необходимость качественной подготовки специалистов любой сферы деятельности: профессионализма и гражданственности. Ценность образования сегодня в том, что образовательный процесс рассматривается как человекосозидающий, помогающий учащемуся становиться социализированной личностью, приобретая статус субъектности и в то же время защищенности в постоянно меняющемся современном мире.

В военном профессиональном образовании, являющемся частью общего непрерывного образования, подготовка компетентностного специалиста в военной деятельности предполагает получение результата как минимум в двух направлениях - военное и гражданское образование.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования обозначили потребности нашего общества при подготовке специалиста в общекультурных и профессиональных компетенциях, причем самым потребностным во всех компетенциях обозначено такое личностное и профессиональное свойство, как самостоятельность. Целевой функцией обучения в высшем военном учебном заведении автор А. Письменский в своей статье

«Каким быть военно-инженерному образованию?» [4, с. 55] видит развитие мотивации обучения у курсантов-будущих офицеров российской армии в основном на самостоятельном труде, формирование у них цельного мировоззрения и стремления к самообразованию на протяжении всей жизни.

Самостоятельность в нашей работе определяется как обобщенное свойство личности курсанта, проявляющееся в его инициативности, критичности, адекватной самооценке, чувстве личной ответственности за свою деятельность и личное поведение. Ученые рассматривают самостоятельность как этап становления личности человека в процессе своей жизнедеятельности. Образовательный процесс, занимая в жизни курсанта большую часть времени, что соответствует специфике образовательной среды высшего военного учебного заведения, характеризуется на современном этапе внедрения новых стандартов выделением большего времени на самостоятельную работу курсантов. Такое изменение образовательной среды приводит к противоречиям, например, недостаточно разработанных педагогических методик, ориентированных на формирование и развитие у курсантов навыков самообразования. По мнению ученых, именно самостоятельность выполнения какого-либо действия имеет связь с

© И.Е. Шемякина © I.E. Shemyakina

активной работой мысли, чувств и воли. В определении самостоятельности личности указано, что только когда развиваются мыслительные, эмоциональные и волевые процессы в человеке, только тогда развиваются самостоятельные суждения и действия. Развитие последних в свою очередь укрепляет и формирует способность личности принимать сознательно мотивированные решения, добиваться успешного выполнения этих решений, не зависимо от трудностей, с которыми человеку придется на своем пути встретиться [10].

Таким образом, связь между мыслью о деятельности и выполнением этой деятельности двусторонняя и развивается только благодаря развитию самостоятельности курсантов. Развитию самостоятельности курсантов способствуют следующие виды учебной деятельности: выполнение самостоятельных, лабораторных и контрольных работ, участие в научной и рационализаторской деятельности. Особенно необходимо выделить выполнение курсантами военно-профессиональных обязанностей на протяжении всего обучения, прохождение учебной практики в виде военно-полевых работ или стажировки в войсках. Преподаватели кафедры отмечают, что когда курсант начинает интересоваться опытом преподавателя и делиться собственным опытом, то возрастает его активность к изучению учебного материала, в том числе и самостоятельно. И все же современная классно-урочная система обучения общепрофессиональным дисциплинам в высшем военном учебном заведении не обеспечивает индивидуального проявления каждого из обучающихся курсантов. Это происходит по причине, например, ограниченности времени или индивидуальных характеристик курсанта и др. Уже на первом году обучения преподавателям приходится наблюдать понижение мотивации к приобретению общепрофессиональных знаний и практически полный отказ от самостоятельности тех курсантов, кто слабо подготовлен к обучению в высшем военном учебном заведении.

Совершенствование образовательного процесса в высших военных учебных заведениях характеризуется совмещением гражданского и военного образования, на современном этапе решается проблема перехода субъект-объектных отношений в субъект-субъектные отношения между преподавателем и курсантом. Решение проблемы требует от преподавателей дополнительной подготовки к восприятию современных социально-педагогических изменений образовательной среды высшего военного учебного заведения, применения дифференцированного подхода к личности курсанта при помощи межпредметной интеграции, способствующей самопознанию и самопринятию курсантом себя. Автор Соснин Н.В. в своем труде «О структуре содержания обучения в комптентностной модели» отмечает, что «компетентностный подход предполагает новое видение содержания обучения, методов и технологий, позволяющее преодолеть традиционную дисциплинар-ность высшего образования. Компетенция - категория интегральная, междисциплинарная и надпредметная; на ее освоение должен работать большой спектр дис-

циплин разного свойства и из разных циклов, личный опыт, неформальное образование, условия процесса и др.» [5, с. 21-22]. Вместе с этим каждому преподавателю в своей практической деятельности необходимо ориентироваться на постулат философа Эммануила Канта: «Надо не мыслям учить, а учить мыслить». По мнению Косова Б.Б., переход на идеологию методологической направленности обучения поможет «студенту перейти от содержательно-отражательного получения научных знаний к конструктивно-деятельностному».

Автор Медведева Е.В. в своей научной статье «Становление субъектности студента в образовательном процессе вуза» [3, с. 83-86], анализируя работы ряда исследователей, отмечает, что субъектность личности. является ее интегральным качеством; благодаря которому человек стремится к своему совершенствованию. Основой же формирования субъектности личности автор считает активность личности, ее способность к организации времени собственной жизни. Проектируя педагогическую методику формирования и развития навыков самообразования у курсантов, мы придерживались мнения автора Медведевой Е.В. о представлении личностно-профессионального развития студентов последовательностью следующих стадий: адаптация к условиям вуза, принятие нового социального статуса; идентификация с требованиями учебной, учебно-профессиональной деятельности; самореализация в образовательном процессе; самопроектирование профессионального становления. Перечисленные стадии диалектически связаны с этапами преподавательской деятельности: мотивационно-установочный; формирования первичных навыков и умений; формирования профессиональной компетентности и преобразовательно-практический. Анализируя сущностные характеристики субъекта и субъектности, автор в качестве основных функций студента как субъекта деятельности выделяет следующие: самопознание, самореализация, самоутверждение, самооценка, саморегуляция, самодетерминация, самоактуализация.

Особенность современного образования состоит в формировании и развитии самообразовательной практики каждого учащегося. Понятие «самообразование» формулируется учеными (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т. А. Строкова, С.И. Ожегов, Е. Комаров и др.) с разных позиций (процесс, система, и др.) и приобретает в настоящее время различное содержательное и процессуальное наполнение, связанное с получением и усвоением знаний самостоятельно.

Мы же будем придерживаться позиции словообразования и рассматривать «самообразование» как «сам образую» себя, становлюсь гражданином и профессионалом. Такой подход к понятию «самообразование» позволяет ученым рассматривать самообразовательный процесс шире: самостоятельное приобретение знаний плюс формирование себя с помощью собственного образа. Учащемуся самообразование позволяет «строить мостик» в свое будущее и создает возможность увидеть смысл своих действий, поступков сейчас. Профессионально реализовать себя в будущем

возможно, если осознанно и осмысленно представлять себя, свой идеал профессионала и строить стратегию своего профессионального будущего роста. Именно об этом автор Малиновский А.В. пишет в своей работе «Психологические аспекты развития профессионального самосознания личности студента» [2, с. 18-19]. Автор заключает, что «строение профессионального самосознания образует трехуровневую структуру, динамику трех образов «Я»: «Я-реальное (настоящее)», «Я-идеальное (профессиональное)» и «Я-будущее (развивающийся профессионал).

Каждый из трех образов Малиновский А.В. рассматривает в следующем виде:

• «Я-реальное» - это комплекс представлений о себе, формируется во взаимодействии со сложившейся у студента Я-концепцией, а также со сложившимся у него идеалом своего будущего;

• «Я-идеальное (профессиональное)» - это комплекс представлений студента об идеальном профессионале;

• «Я-будущее (развивающийся профессионал)» - это комплекс представлений студента о перспективах своего развития и самосовершенствования на профессиональном пути, выход на смысложизненное самоопределение».

А.В. Малиновский предлагает решать проблему «развития профессионального самосознания исходя из базовых утверждений:

1. Профессиональное самосознания формируется как системный процесс становления Я-образов студента в развитии элементов профессиональной деятельности.

2. Профессиональное самосознание студента выступает продуктом осознания и осмысления себя в настоящем, образа идеального профессионального, к которому учащийся будет стремиться, и образа себя в будущем, как развивающегося профессионала, обладающего ресурсами для дальнейшего развития себя в профессии.

3. В деятельностном плане профессиональное самосознание включает в себя когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-целевой и операционный компоненты.

4. Развитие профессионального самосознания студента неразрывно связано с развитием компетенций самоорганизации учебного процесса».

Автор А.М. Столяренко в [6, с. 331-334] к учебно-педагогическим факторам лично-формирующего пространства вуза относит руководство учением обучающихся и самоорганизацию учения обучающихся, которая зависит от самих студентов, от благоприятного влияния всех других групп факторов, от специальной работы преподавателей, от студенческих общественных формирований по стимулированию, от обучения способам эффективного образования. Под руководством учением обучающихся подразумевается постоянное побуждение обучающихся к самооценке своего выполненного труда, учение умению правильно делать ее, мотивировать, направлять и помогать в самореали-

зации - самовоспитании, самообразовании, самообучении и саморазвитии.

Авторы в своей работе «Что такое самообразование?» [11] рассматривают два вида самообразования: автономное и системное. Мы в своей статье опираемся на системное самообразование курсантов, способствующее формированию и развитию навыков самообразования, тем самым мотивации к самостоятельному приобретению учебно-профессиональных и гражданских знаний. Под навыками самообразования студентов авторы понимают следующие умения: «научиться анализировать, планировать и оценивать собственную учебную деятельность». Считают основополагающими самоанализ и самооценку, потому что с их помощью учащийся учится определять успешность своих учебных действий и направлять в дальнейшем свои усилия на учебное самосовершенствование, «умение оценить себя - сильный фактор активации самостоятельной учебной деятельности».

Таким образом, ученые выделяют необходимость самостоятельной работы по самообразованию и в то же время предлагают рекомендации, памятки и др. по самообразованию. Считают необходимым правильную организацию [12], потребности, интересы [13], мотивацию (самомотивацию) человека, используемые технологии по получению новых знаний, общение с другими людьми [14] и целые методические системы [15] важными условиями формирования и развития навыков самообразования личности.

С целью выявления социальных изменений образовательной среды высшего военного учебного заведения было проведено обследование группы курсантов первого (73 человека) и второго (30 человек) годов обучения (возраст от 17 до 21 года). Одним из рассмотренных социальных проявлений группы курсантов стала степень их самостоятельности (рис. 1). Использована методика-тест на определение степени самостоятельности [16].

Степень самостоятельности курсантов

10%

• ■ высокая

■ средняя

90%

Рис.1. Степень самостоятельности курсантов.

На рисунке 1 можно наблюдать, что

• 90% курсантов имеют высокую степень самостоятельности, которая характеризует их как самостоятельными во всех отношениях, не терпящих какого-либо вмешательства в свои дела, не прислушивающихся к чужому мнению, излишне упрямыми, не всегда точно умеющих оценивать плюсы и минусы какого-либо решения, самоуверенными не в меру,

• 10% курсантов имеют среднюю степень самостоятельности, которая характеризует их как имеющих сильный характер, неплохо переносящих стрессы, надежными в дружбе, имеющими уверенность в себе, обоснованную в будущем, независимыми, но всегда

прислушивающимися к мнению окружающих, которые за это ценят их.

Следующим рассмотренным социальным проявлением группы испытуемых курсантов стала их самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера [9]. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

Самооценка уровня притязания курсантов

6i%

умеренная низкая- нереально-низкая

Рис. 2. Самооценка уровня притязания курсантов.

На рисунке 2 можно наблюдать результаты исследования самооценки уровня притязаний курсантов первого и второго годов обучения:

• 36% курсантов имеют умеренную самоценку уровня притязания, которая характеризует их как стабильно и успешно решающих круг задач средней сложности, не стремящихся улучшить свои достижения, способности и перейти к более трудным целям,

• 61% курсантов имеют низкую и нереально-низкую самооценку уровня притязания, которая характеризует их как выбирающих слишком легкие и простые цели.

Результаты исследования факторов, помогающих и мешающих курсантам изучать общепрофессиональные дисциплины, показали, что рейтинг в группах помогающих и мешающих факторов выстроился следующим образом: на 1-е место среди помогающих - личностные курсантские, а среди мешающих - профессиональные [7, с. 136-141].

Лонгитюдные исследования курсантской среды высшего военного учебного заведения подтверждают высокие результаты исследования уровня профессиональной направленности курсантов первого и второго годов обучения [8, с 141-143].

Описывая социальные изменения, происходящие в образовательной среде высшего военного учебного заведения, мы обязаны учитывать результаты психологических исследований по России. Они показывают: падение мотивации молодых людей к труду, падение к соблюдению дисциплины, индивидуализм выше коллективизма, все меньшее сострадание и взаимопомощь, все большее проявление душевной черствости, жестокости, желания подавить на пути тех, кто мешает личному успеху. А. С. Запесоцкий характеризует современную студенческую молодежь так: только 30% обучающихся могут работать под руководством педагога, остальные 70% в лучшем случае могут пересказать информацию, полученную от преподавателя или из учебника, не способны подвергать анализу текст, хотя его легко достанут с помощью интернета [1, с.6].

Проведенное нами исследование интеллектуального уровня обучающихся в вузе курсантов подтверждает эти выводы.

Учитывая социально-педагогические изменения, происходящие в образовательной среде высшего воен-

ного учебного заведения и опираясь на представленные в данной научной статье важные подходы и понятия, мы предлагаем к рассмотрению педагогическую методику по изучению одной из общепрофессиональных дисциплин (например, математика). Данная методика должна способствовать становлению субъект-субъектных отношений между преподавателем и курсантом на основе формирования и развития навыков самообразования у курсантов и содержать следующие этапы:

1. мотивационный (направленность на самообразование), содержащий:

a. собственное представление образа российского офицера;

b. выписки из нормативных документов: ФГОС ВПО (виды профессиональной деятельности, по которым ведется подготовка по специальности и требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста), характеристики на выпускника вуза (отзыв из военной части после года службы)

2. когнитивный (понимание сущности самообразования как личностной и профессиональной ценности), содержащий:

a. социально-психологические методики изучения своей личности;

b. методики изучения мотивов своей учебной деятельности

3. деятельностный (умение планировать, осуществлять и управлять самообразованием), содержащий:

a. анкету целей и планов изучения дисциплины;

b. перечень контрольных точек с заданиями обязательного уровня, списком литературы по изучению учебного материала, датами выполнения контрольных точек и предложениями к курсантам спланировать свою оценку за выполнение контрольной точки;

4. оценочный (умение оценивать свои результаты), содержащий:

a. диагностические шкалы для самодиагностики по выполнению требований к результатам освоения дисциплины (знаю, умею, владею) по каждой изученной теме;

b. диагностические шкалы для самодиагностики по выполнению требований к результатам освоения дисциплины (знаю, умею, владею) по компетенциям из ФГОС ВПО соответствующей специальности.

Считаем, что предлагаемая педагогическая методика имеет гуманистическую направленность, обеспечивает личностно-дифференцированное ориентирование на индивидуальность курсанта, интегрирует в себе разные дисциплины с нормативными документами в высшем профессиональном образовании. Общая цель проектируемой методики заключается в обучении курсантов навыкам самообразования, тем самым становления их субъектности посредством идеологии методологической направленности.

Таким образом, социально-педагогические изменения образовательной среды высшего военного учебного заведения диктуют необходимость становления субъ-ектности курсантов и перехода к субъект-субъектным

отношениям между курсантом и преподавателем. Субъектность курсанта формируется в его самостоятельности суждений, поступков, субъект-субъектные отношения между преподавателем и курсантом могут быть выстроены только в организованном (организация со стороны преподавателей и самоорганизация курсанта) образовательном процессе высшего военного учебного заведения. Сам же курсант в нашем понимании является субъектом, т.е. самоутверждающейся, самореализующейся в образовательном процессе вуза социализированной личностью, обладающей навыками самообразования: самоанализ, самопроектирование, самооценка. С позиции компетентностного подхода

нами рассмотрены этапы педагогической методики для использования в организации образовательного процесса высшего военного учебного заведения с целью становления субъект-субъектных отношений между преподавателем и курсантом на основе формирования и развития навыков самообразования у курсантов. Разработка и внедрение проектируемой педагогической методики, способствующей формированию и развитию навыков самообразования у курсантов, позволит расширить банк педагогических технологий взаимосвязи между преподавателями и курсантами по достижению целей образования.

Библиографический список

1. Запесоцкий А.С. Проблемы деятельности институтов социализации в современной России. Научно-теоретический журнал Российской академии образования «Педагогика», 2011. № 9. С.6.

2. Малиновский А.В. Психологические аспекты развития профессионального самосознания личности студента. Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Часть 2. Омск, 2011. С.18-19.

3. Медведева Е.В. Становление субъектности студента в образовательном процессе вуза. Высшее образование в России, 2013, № 1. С.83-86.

4. Письменский А. Каким быть военно-инженерному образованию?. Армейский сборник, 2012, февраль. C.53-56.

5. СоснинН.В. О структуре содержания обучения в комптентностной модели. Высшее образование в России, 2013, № 1. С.20-23.

6. Столяренко А.М. Психология и педагогика: М.: ЮНИТИ, 2006, 527 с.

7. Шемякина И.Е. Выявление факторов, влияющих на уровень усвоения курсантами дисциплин математика и теоретическая механика. Образование в эпоху перемен: Сборник научных трудов. Выпуск 7. СПб.: Экспресс, 2011. С. 136-141.

8. Шемякина И.Е. Изучение уровня профессиональной направленности курсантов военных ВУЗов (на примере ТВВИКУ). Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Часть 2. Омск, 2011. С. 141-143

9. http://conflictologiy.narod.ru/test/shv/shv.htm

10. http://www.onlinedics.rU/slovar/fil/s/samostojatelnost.html

11. http://gekkon12.livejournal.com/4597.html

12. http://alekscdt.narod.ru/samoobrazovanie.html

13. http://allydota.ru/item/items45541 .html

14. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/876/

15. http://www.lib.podelise.ru/docs/1050/index-4660.html

16. http://nashol.com/20100426412/bolshaya-enciklopediya-psihologicheskih-testov.html

References

1. ZapesotskyAS Problems of social institutions in contemporary Russia [Text] / A. Zapesotsky / / Scientific and theoretical journal of the Russian Academy of Education, "Education", 2011. № 9. Рр.6.

2. MalinowskiA. Psychological aspects of the development of professional self-consciousness of the student [Text] / A. Malinowski / / Theoretical and applied aspects of personal and professional development: Proceedings of IV All-Russian scientific-practical conference with international participation. In two parts. Part 2. Omsk, 2011. P. 18-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. MedvedevE.V. The formation of subjectivity student in the educational process of high school. Higher Education in Russia, in 2013, № 1. Pр.83-86.

4. PismenskyA. What should be the military engineering education? Military Collection, 2012. February. Pр.53-56.

5. Sosnin NVThe structure of the learning content in komptentnostnoy model [Text] / NV Sosnin / / Higher Education in Russia, in 2013, № 1. Pр.20-23.

6. Stolyarenko AM Psychology and Pedagogy: M: UNITY, 2006, 527 р.

7. Shemyakina I.E/ Identify factors affecting the level of assimilation of cadets disciplines of mathematics and theoretical mechanics [Text] / I.E. Shemyakina / / Education in Times of Change: Proceedings. Issue 7. - St. Petersburg.: Express, 2011. - P. 136-141.

8. Shemyakina I.E. The study of the professional orientation of students of military universities (for example TVVIKU) [Text] / I.E. Shemyakina / / Theoretical and applied aspects of personal and professional development: Proceedings of IV All-Russian scientific-practical conference with international participation. In two parts. Part 2. - Omsk, 2011. - Pр. 141-143

9. http://conflictologiy.narod.ru/test/shv/shv.htm

10. http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/s/samostojatelnost.html

11. http://gekkon12.livejournal.com/4597.html

12. http://alekscdt.narod.ru/samoobrazovanie.html

13. http://allydota.ru/item/items45541 .html

14. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/876/

15. http://www.lib.podelise.ru/docs/1050/index-4660.html

16. http://nashol.com/20100426412/bolshaya-enciklopediya-psihologicheskih-testov.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.