Научная статья на тему 'Особенности образовательной среды военного вуза'

Особенности образовательной среды военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1639
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОГО ВУЗА / ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROCESS / TRAINING STRUCTURE OF A MILITARY UNIVERSITY / TYPES OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MILITARY UNIVERSITY / MILITARY SERVICE / TRAINING OF CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловей Дмитрий Владимирович, Спирина Валентина Ивановна

Понятие образовательной среды в современном образовании все чаще находит место в теоретических исследованиях. Разными авторами дано определение типологии образовательной среды в учебных заведениях высшего образования и их взаимосвязь. В статье рассматривается особенности обучения в военных вузах и влияние этих особенностей на типологию образовательной среды в данных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловей Дмитрий Владимирович, Спирина Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY

The concept of the educational environment in modern education is increasingly being reflected in theoretical studies. Different authors have given definitions of the typology of the educational environment in educational institutions of higher education and described their connection. The article discusses the features of training in military universities and the impact of these features on the typology of the educational environment in these educational institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности образовательной среды военного вуза»

УДК-378.6

Соловей Дмитрий Владимирович

преподаватель ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя Советского Союза А.К. Серова» (г. Краснодар)

Спирина Валентина Ивановна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной, специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация.:

Понятие образовательной среды в современном образовании все чаще находит место в теоретических исследованиях. Разными авторами дано определение типологии образовательной среды в учебных заведениях высшего образования и их взаимосвязь. В статье рассматривается особенности обучения в военных вузах и влияние этих особенностей на типологию образовательной среды в данных учебных заведениях.

Ключевые слова:

образовательная среда, образовательный процесс, структура обучения военного вуза, типы образовательной среды, военный вуз, военная служба, обучение курсантов.

Solovey Dmitriy Vladimirovich

Lecturer of the Krasnodar Military Aviation School for Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov (Krasnodar)

Spirina Valentina Ivanovna

doctor of pedagogical sciences, professor, professor of department of social, special pedagogics and psychology Armavir state pedagogical university (Armavir)

FEATURES OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY

Abstract:

The concept of the educational environment in modern education is increasingly being reflected in theoretical studies. Different authors have given definitions of the typology of the educational environment in educational institutions of higher education and described their connection. The article discusses the features of training in military universities and the impact of these features on the typology of the educational environment in these educational institutions.

Keywords:

educational environment, educational process, training structure of a military university, types of the educational environment, military university, military service, training of cadets.

Совершенствование образовательного процесса высшей школы реализуется исходя из тенденций развития современного образования, обретения выраженного характера массовости, непрерывности, внедрения новых технологий обучения. В настоящее время все большее распространение в научных исследованиях получает термин «образовательная среда», хотя он так и не получил однозначного определения.

Интерес к исследованиям в области образования через трактовку образовательной среды лежит в основе изменений в социуме и нацеливании образования на личностно-ориентированный подход. Образовательная среда оказывает основополагающее воздействие на развитие личности, помогает молодым людям осознать свое место в обществе, реализовать личную жажду к получению знаний, умений и навыков. Очень важно выявить возможности образовательной среды как средства формирования социальных, профессиональных и личностных качеств молодого человека.

Важность подхода к обучению через понятие образовательной среды обусловлена тем, что дает возможность использовать все факторы, влияющие на формирование у обучающегося необходимых качеств как профессиональных, так и личностных. С точки зрения психологии, образовательная среда оказывает воздействие на обучающегося исходя из его общечеловеческих качеств, уровня подготовленности, воспитания, мотивированности на обучение и морально-психологического состояния. Безусловно, все эти качества оказывают огромное влияние на эффективность обучения и профессионального становления.

Таким образом средовой подход определяет необходимость создания симбиоза обучающегося и среды. При этом обучающийся является не только акцептором среды, но и участвует в ее формировании и развитии.

Понятие «образовательная среда» в научных исследованиях последних десятилетий (Б. Боденко, А. Куракин, Ю. Мануйлов, А. Хуторской и др.) трактуется как окружение обучающегося, которое включает содержание и средства обучения, направленные на эффективную его деятельность и формирование благоприятных условий для всестороннего развития личности обучающегося.

Т. Гущина в своих исследованиях утверждает, что под образовательной средой следует понимать систему педагогических и психологических

условий, которые создают возможность для раскрытия уже сформированных способностей и индивидуальных особенностей личности, так и еще не проявившихся интересов и способностей [2, с. 189]. А. Лактионова считает, что образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для ее развития в рамках социального и пространственно-предметного окружения [3, с. 46].

Исходя из приведенных трактований термина «образовательная среда», можно сделать вывод, что ее основой является выделение определенных педагогических и психологических факторов, необходимых для эффективной деятельности обучающегося.

В современных исследованиях рассматриваются различные типы образовательной среды: учебная, технологическая, информационная, традиционная, социальная, творческая, гуманитарная, коммуникативная, игровая, и другие. Особое внимания ученых акцентировано на изучение инновационной (Г. Беляев, М. Диденко, Ю. Карпова, Н. Разина и др.), информационно-образовательной (А. Андреев, И. Захарова, А. Остроумова, Е. Пе-черская, В. Стародубцев и др.), виртуальной (Н. Королева, А. Митина, Н. Рыжова), рефлексивной (Т. Давыденко и И. Шумакова, А. Малахова), здоровьесберегающей (М. Сентизова, Н. Рылова, Г. Тушина) сред.

Стоит обратить внимание на то, что приведенные типы образовательной среды не являются аксиомными и не представляют собой догматическую основу

К примеру, С. Тарасов в своей работе устанавливает следующую типологию образовательных сред: в зависимости от стиля взаимодействия в среде (конкурентная или кооперативная, гуманистическая или технократическая и т. д.); в зависимости от характера отношений к социальному опыту и его трансляции (классическая или инновационная, национальная или наднациональная и т. д.); в зависимости от уровня творческой активности (творческая или регламентированная); в зависимости от характера взаимодействия с внешней средой (открытая или закрытая) [4, с. 136].

В свою очередь А. Артюхина в своих исследованиях предлагает классификацию образовательных сред по:

- педагогическим функциям в профессионально-личностном развитии специалиста (дидактическая, воспитательная, интеллектуально-развивающая);

- профилю образовательного учреждения - дошкольное учреждение, школа (гимназия, лицей), колледж, вуз, университетский округ, регионально-этнокультурная среда;

- организационно-деятельностным структурам (среда кафедры, факультета, вуза, учреждения для учебно-производственной практики);

- масштабу привлеченных участников в образовательный процесс (академическая группа, курс, проектная группа и т. д.);

- структурно-качественным характеристикам (на основе адаптивной функции, приобщения к культуре, информационного и экологического компонентов среды и т. п.) [1].

Таким образом, для формирования эффективной образовательной среды вуза, способной максимально использовать весь потенциал учебного заведения и личный потенциал обучающегося, необходимо сформулировать конечную цель процесса обучения, определить профессиональные компетенции, очертить контуры личности, обретение которых будет являться целью учебной и воспитательной деятельности. Исходя из поставленных целей, можно сформировать типологию образовательных сред конкретного вуза.

К примеру, для вузов творческого профиля (культурные, театральные, музыкальные) свойственны такие типы образовательных сред как творческая, гуманитарная, традиционная, национальная, коммуникативная, игровая и т. д. В то же время вузам инженерного профиля более свойственно иметь такие типы образовательной среды как технологическая, инновационная, информационная, виртуальная и т. д. Однако один и тот же тип среды в зависимости от направленности вуза может обретать совершенно разное содержание. Например, творческая среда музыкального вуза в большей степени направлена на формирование у обучающихся качеств, позволяющих расширять свои возможности в профессиональном плане, стать более совершенным исполнителем, композитором, аранжировщиком и т. п. С другой стороны, творческая среда технического вуза должна иметь содержание, раскрывающее способности обучающегося к применению полученных знаний в процессе инженерного конструирования, изобретательской, рационализаторской

деятельности, изыскательской работы в области технологий, методов и способов различной технической направленности.

Целью данной статьи является формулирование типологии образовательной среды военного вуза, как специфического объекта образовательной деятельности.

Основной особенностью учебного процесса военного вуза является совмещение военно-профессиональной подготовки с подготовкой специалиста в соответствии с государственными стандартами высшего образования. Так обучение в военном вузе в отличие от традиционного «университетского» проходит одновременно о действительной военной службой. Критериями для поступления в ВВУЗ являются наряду с традиционными испытаниями по освоению программы среднего образования (либо результатов ЕГЭ) является обязательный профессионально-психологический отбор для выявления профессионально-важных качеств, оценка физической подготовки и годности к военной службе по медицинским показателям.

В дальнейшем обучение проходит в закрытом учреждении профессионального образования в условиях полноценной военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации и ведомственных приказов и директив.

В ходе обучения, помимо обретения необходимыми компетенциями в области профессионального образования по специальности, курсант обретает знания, умения и навыки в деятельности, касающейся военной службы, руководство воинскими коллективами (командные, организационные навыки), исполнения обязанностей на различных должностях в суточном наряде, боевого дежурства, караульной и гарнизонной служб. Наряду с образовательной деятельностью, ВВУЗ осуществляет и воспитательную работу в более широком спектре и более глубоко, нежели обычный вуз. Необходимость осуществления воспитательной деятельности ВВУЗа обусловлена требованием военной службы.

В процессе обучения, курсант должен стать не только грамотным специалистом в своей области, не только хорошим организатором и командиром, но и личностью, высокомотивированной на деятельность, связанную с высоким риском для жизни и здоровья, в условиях, не всегда способствующих

к нормальной жизнедеятельности. Целью воспитательного процесса является формирования личности офицера в традиционно-историческом понятии этого слова, воспитание в молодом человеке патриотизма и любви к своей Родине, высоких моральных качеств, жизненной стойкости, решимости и принципиальности для чего неотъемлемой частью обучения в ВВУЗе является психологическое и культурно-досуговое сопровождение.

Для определения типологии образовательной среды ВВУЗа необходимо определить содержание учебно-воспитательного процесса, уточнить всех участников, а также средства и дидактическую методологию обучения и воспитания.

Рассмотрим учебно-воспитательный процесс ВВУЗа на примере Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. Система подготовки военных летчиков включает обучение по программе специалитета в соответствии с государственным стандартом высшего образования, обучение курсантов по программе военно-профессиональной подготовки, учебно-воспитательный процесс подготовки военнослужащего, офицера, патриота.

Обучающая включает в себя дидактические материалы, программы, методики, преподавательский и инструкторский состав. В обучающей среде курсант проходит основную подготовку по специальности. Надо отметить, что все типы обучающих сред не существуют самостоятельно, вся образовательная среда вуза представляет собой взаимосвязь различных сред. Безусловно, образовательная среда не может существовать без технической, информационной, виртуальной и других. Учебная среда является основой обучения, но при этом она наполняется содержанием таких как информационная, творческая, гуманитарная, техническая. Такое положение дел существует в большинстве вузов инженерно-технической направленности. В летном военном вузе учебная среда наполняется виртуальной (различные виды тренажеров) и военно-профессиональной.

При обучении в военном вузе курсанты проходят подготовку не только по приобретаемой, специальности. В ходе обучения курсанты проходят все этапы военной и военно-специальной подготовки, получают знания, навыки и умения, необходимые в военной службе, в том числе в должностях офицерского состава. Курсанты, обучаясь, проходят действительную военную

службу на первом этапе в качестве военнослужащего по призыву и в дальнейшем как военнослужащий по контракту. Данное обстоятельство накладывает на них определенную ответственность и необходимость исполнения обязанностей военной службы предписываемых законодательством Российской Федерации, в т. ч. ведомственными законодательными актами.

Таким образом, курсант военного вуза проходит обучение практически круглосуточно, находясь в стенах учебного заведения. Вся повседневная деятельность начиная с утреннего подъема и заканчивая отходом ко сну строго регламентирована и является частью учебного процесса. В связи с этим можно определить дополнительные типы образовательной среды, присущие военному вузу: военно-профессиональная, служебная, служебно-бытовая, воспитательная.

Военно-профессиональная образовательная среда формирует у обучающегося знания умения и навыки, необходимые для военной службы на должностях по предназначению. Может включать в себя те аспекты учебного процесса, которые формируют военно-профессиональные компетенции. Это и обучение по темам общевоенных и военно-специальных дисциплин, проведение учений, тренировок, тренажей.

Служебная и служебно-бытовая образовательные среды находятся обособленно от тех сред, которые направлены на формирование профессиональных компетенций по приобретаемой специальности и несут в себе задачу «погрузить» молодого человека, поступившего в армию в условия военной службы, осуществить «переформатирование» сознания и мировоззрения, приучить к особенностям службы и жизни в условиях постоянного исполнения своих обязанностей военнослужащего. Данные образовательные среды включают в себя командный состав вуза и подразделений, специальные отделы и должностные лица, организующие и регламентирующие службу войск, несение службы во внутреннем и гарнизонном суточном наряде, спецклассы и места подготовки к суточному наряду, места несения службы в суточном наряде, все, что связано с жизнью и бытом курсантов.

Воспитательная среда военного вуза тесно переплетена с учебной, творческой, военно-специальной и служебно-бытовой средами. Все, что связано с обучением, служебной и повседневной деятельностью несет в себе и воспитательные цели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен / А.И. Артюхина. - Волгоград, 2007. - 40 с.

2. Гущина Т. Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»: по материалам исследования / Т. Н. Гущина / / Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) - 2011. - № 4. - С. 187-190.

3. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развитие личности ее субъектов / Е.Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А.И. Герцена. - 2010. - № 128. - С. 40-54.

4. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / С.В. Тарасов // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2011. -№ 3. - Т. 3. - С. 133-138.

5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

REFERENCES

1. Artyuhina A. I. Obrazovatel'naya sreda vysshego uchebnogo zavedeniya kak pedagogicheskij fenomen [The Educational Environment of Higher Education as a Pedagogical Phenomenon]. Volgograd, 2007. 40 p.

2. Gushchina T. N. The pedagogical essence of the phenomenon of "the educational environment". Obshchestvo. Sreda. Razvitie = Society. Environment. Development, 2011, no. 4, pp. 187-190. (In Russian).

3. Laktionova Е. B. The educational environment as a condition for the development of the personality of its subjects. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo un-ta im. A.I. Gercena = Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2010, no. 128, pp. 40-54. (In Russian).

4. Tarasov S. V. The educational environment: concept, structure, typology. Vestnik Leningradskogo gos. un-ta im. A. S. Pushkina = Pushkin Leningrad State University Bulletin, 2011, no. 3, vol. 3, pp. 133-138. (In Russian).

5. Yasvin V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design]. M., Smysl, 2001. 365 p.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Соловей Д.В. Особенности образовательной среды военного вуза / Д.В. Соловей, В.И. Спирина // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2. -С. 36-43.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Solovey D.V., Spirina V.I. Features of the educational environment of a military university / / The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2019, No. 2, pp. 36-43. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.