Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН ПО МНЕНИЮ УЧАЩИХСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ Г. УФЫ'

ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН ПО МНЕНИЮ УЧАЩИХСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ Г. УФЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ЗАГРЯЗНЕНИЕ И ОЧИСТКА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / МИКРООРГАНИЗМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайловская Ирина Михайловна, Стамбулиди Анастасия Андреевна, Гимранов Эдуард Рустемович, Койше Кенесар Куанышевич

Анализируются последствия антропогенной деятельности, приводящие к изменению социальной среды. Предложены результаты авторского исследования проблем поиска решений по восстановлению биосферы, которая является гарантом социальной устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR IMPROVING OF THE ECOLOGICAL SITUATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN ACCORDING TO STUDENTS AND TEACHERS UNIVERSITIES UFA

The text analyzes the effects of anthropogenic activities, leading to changes in the social environment. Proposed results of original research problems to find solutions to restore the biosphere, which is the guaranty of social stability.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН ПО МНЕНИЮ УЧАЩИХСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ Г. УФЫ»

тую приходится выполнять функции, не входящие в круг их прямых обязанностей. Оставляют желать лучшего и регламент служебного времени, а также материально-бытовые и жилищные условия.

В целом, необходимо отметить, что, несмотря на положительную динамику адаптационных процессов в среде молодых офицеров, кадровая ситуация в армии остается острой. Это является следствием преобразований структуры Вооруженных сил Российской Федерации, проведение которой осуществляется в настоящее время. Проведение успешных реформ в армии не может быть осуществлено без решения вопроса с кадрами. Без вложения сил и средств в кадровую подготовку ждать чего-то существенного здесь не приходится. Только создание достойных условий существования офицерского корпуса России может повлечь за собой повышение престижа военной службы, вследствие чего «подтянутся» остальные аспекты, в том числе система военного образования в целом и процессы адаптации молодых офицеров в рамках этой системы в частности.

Список литературы

1. Абаполов Ю. В., Лотоненко А. А., Горелов А. А. Сравнительная характеристика начальной адаптации студентов гражданских вузов и курсантов военных учебных заведений // Культура физическая и здоровье. - 2012. -№ 1. - С. 40-44.

2. Здорова С. В. Адаптация курсантов образовательных учреждений МВД к учебно-служебной деятельности и их личностный адаптационный потенциал // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2009. - № 4. - С. 78-79.

3. Кравец А. В. Социальная адаптация курсантов военного вуза в контексте объективных последствий функционирования социального института военного образования // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2006. - Т. 6. -№ 1. - С. 163-169.

4. Пустовалова Е. И. Успешная адаптация курсантов в вузе МЧС как основа развития профессионально значимых качеств // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2011. - Т. 95. -№ 4. - С. 174-179.

5. Тимофеев Д. А., Цвигайло М. А. Адаптация курсантов с разной категорией профессионального психологического отбора к условиям обучения в военном авиационном институте радиоэлектроники // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. - 2009. - № 4. - С. 287-289.

6. Чертушкина Т. А., Шмелева Н. Б. Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, как объект деятельности социальных работников // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - Т. 28. -№ 1. - С. 80-88.

7. Сайфутдинов Р. А. Проблема типологии армейской субкультуры // Регионология. - 2010. -№ 3. - С. 224-230.

8. Хайруллина Н. Г. Правовые основы управления персоналом /учебное пособие. - Тюмень, 2014.

Сведения об авторе

Кудрявцев Андрей Николаевич, начальник кафедры «Тактика и управление (войсками)», Тюменское высшее военно-командное училище им А. М. Прошлякова, тел. 89044913215, e-mail: kamfndrey@rabler.ru

Kudryavtsev A. N., head of the Department of Management and Tactics (troops) Tyumen Higher Military Command School named A. M. Proshlyakova, phone: 89044913215, e-mail: kamfndrey@rabler.ru

УДК 331.108.2:622.276

ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН ПО МНЕНИЮ УЧАЩИХСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ Г. УФЫ

PROSPECTS FOR IMPROVING OF THE ECOLOGICAL SITUATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN ACCORDING TO STUDENTS AND TEACHERS UNIVERSITIES UFA

И. М. Михайловская, А. А. Стамбулиди, Э. Р. Гимранов, К. К. Койше

I. M. Mikhaylovskaya, A. A Stambulidi, E. R. Gimranov, К. К. Koyshe

Ключевые слова: общество; загрязнение и очистка окружающей среды; микроорганизмы; социальная среда Key words: society; pollution and cleaning up the environment; microorganisms; social environment

Анализируются последствия антропогенной деятельности, приводящие к изменению социальной среды. Предложены результаты авторского исследования проблем поиска решений по восстановлению биосферы, которая является гарантом социальной устойчивости.

The text analyzes the effects of anthropogenic activities, leading to changes in the social environment. Proposed results of original research problems to find solutions to restore the biosphere, which is the guaranty of social stability.

Отрицательные последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее всмотреться в систему экологических взаимоотношений между человеком и природой, задуматься над проблемой их гармонизации.

Человек неотделим от биосферы и является естественным необходимым фактором ее существования. Как отмечает академик Н. Н. Моисеев, «развитие общества и само существование человека может быть гарантировано только в узком диапазоне параметров биосферы», то есть человек может существовать только в определенной среде, которая соответствует биологическим особенностям организма. Человек обладает адаптационными способностями к изменяющимся условиям внешней среды, но эти способ-

117

ности не безграничны. Если скорость изменения внешних условий превышает приспособительные способности человека, то наступают патологические явления, ведущие к вымиранию человечества. Человеку для полноценной жизни и развития необходима качественная социальная среда. Полноценная жизнь возможна лишь при сохранении должного качества воды, почвы и воздуха. Разрушение хотя бы одного из этих условий окружающей среды приведет к гибели жизни на Земле. Практическая деятельность современного общества сопряжена с постоянным поступлением в окружающую среду синтетических органических соединений, с которыми ранее живые организмы не встречались. Некоторые соединения являются наиболее опасными и ставят экологию под угрозу.

Полностью прекратить применение и производство таких веществ, опасных для природы и общества, не представляется возможным. Источниками скопления загрязняющих веществ являются зоны производства, отходы, сточные воды и термические установки по их сжиганию, часто производящие еще более токсичные соединения [1]. Например, к настоящему времени на территории «Уфахимпром» накоплено 412,14 тыс. м3 отходов и 100 тонн высокотоксичных отходов [2]. Появление в окружающей среде чужеродных синтетических соединений связано с недостаточным качеством очистки промышленных стоков.

Возникает вопрос: как бороться с поступлением опасных веществ в биосферу, если даже очистные сооружения оказываются не всегда надежными? Основная проблема, связанная с загрязнением окружающей среды, обусловлена термодинамическими ограничениями, заложенными в самой природе.

Исходя из вышесказанного, задачей данного исследования было выявление заинтересованности студентов и преподавателей вузов в поиске новых решений по очистке окружающей среды.

Для этого был проведен социологический опрос в различных высших учебных заведениях г. Уфы (БГПУ им. М. Акмуллы, БГАУ, БГУ). Количество респондентов составило 300 человек (152 студента и 148 преподавателей). Студенты, которые приняли участие в опросе, являются учащимися с 1 по 4 курс. Данный выбор связан с тем, что студенты младших курсов имеют нестандартный подход к решению научных проблем, хоть еще не имеют достаточных знаний для их освещения. Студенты старших курсов уже определились с направлением своей будущей деятельности, обладают необходимыми навыками, и, следовательно, могут рассуждать по той или иной теме, опираясь на полученные знания. Преподаватели, принявшие участие в данном опросе, обладают разными научными званиями (научные сотрудники, доценты, профессора). Опрошенным обеих групп предлагалось высказать мнение об улучшении экологической ситуации в Республике Башкортостан. Обобщив предложенные варианты решения проблемы, можно выделить 4 основных:

1) любое вмешательство в экологию не изменит сложившуюся ситуацию в лучшую сторону;

2) совершенствование систем очистки;

3) поиск более совершенного технического оборудования;

4) альтернативное решение, не затрагивающее оснащение оборудования и систем очистки.

Мнение респондентов разделилось в соответствии с представленными данными [3] (рис. 1)

Рис.1. Распределение вариантов ответов среди респондентов: 1.1 —Любое вмешательство в экологию не изменит сложившуюся ситуацию в лучшую сторону; 1.2 — Совершенствование систем очистки; 1.3 — Поиск более совершенного технического оборудования; 1.4 —Альтернативное решение, не затрагивающее оснащение оборудования и систем очистки

Мнение респондентов неоднозначно (см. рис. 1). Большинство студентов, в отличие от преподавателей, считают, что поиск более совершенного технического оборудования не улучшит настоящую экологическую ситуацию. Кроме того, значительная часть студентов считает, что любое вмешательство в экологию не принесет положительных результатов. Преподавателей, давших такой ответ, минимальное количество. Вероятно, это связано с тем, что последние глубже понимают проблему экологической обстановки и подходят к поиску ее решения более ответственно. Мнение респондентов по совершенствованию систем очистки и поиску альтернативных решений разделилось примерно поровну.

Рис. 2. Распределение вариантов ответов среди преподавателей и студентов

Сравнение распределения вариантов ответов среди преподавателей и студентов (рис. 2) показало, что преподаватели в соотношении 45,2 % к 41,2 % выступают за поиски альтернативных решений проблемы и за усовершенствование технического оборудования. Наименьшая часть (1,4 %) считают нецелесообразным вмешиваться в сложившуюся экологическую ситуацию вообще. 12,2 % считают необходимым совершенствовать системы очистки.

По мнению студентов, совершенствование систем очистки не принесет достаточных результатов, этот вариант поддержали 5,3 % опрошенных. В равном соотношении студенты считают, что улучшению экологической ситуации может поспособствовать усовершенствование технического оборудования либо вообще не стоит вмешиваться в изменение экологии. Как и преподаватели, большая часть студентов (32,9 %) выступают за поиски альтернативных решений.

Такое распределение ответов говорит о том, что в настоящее время очистных мероприятий и технических разработок недостаточно для стабильного поддержания биосферы в целом. Чем активнее развивается антропологическая деятельность, тем быстрее нарушается равновесие и взаимоотношение «человек — природа». Именно поиск каких-либо альтернативных решений, не связанных с очисткой или техническим прогрессом, позволит сохранить и даже улучшить экологическую ситуацию не только в республике, но и во всем мире.

В подтверждение вышесказанному изучение научных источников показало, что научное сообщество активно разрабатывает нестандартные решения по очищению биосферы от вредных синтетических веществ.

Примером таких решений является возможность применения микроорганизмов, которые способны использовать опасные вещества для обеспечения своей жизнедеятельности, не принося ущерба окружающей среде.

Для того чтобы проверить данное утверждение, была проведена серия опытов, в результате которых было выяснено: определенный вид микроорганизмов, растущий на питательной среде с хлорсодержащим веществом, снизил количество опасного соединения на 30 %. Это означает, что использование микроорганизмов в очистке окружающей среды имеет дальнейшие перспективы и требует углубленного изучения.

Таким образом, был проведен социологический опрос респондентов в количестве 300 человек, включающих студентов и преподавателей вузов г. Уфы, на тему: «Как, по вашему мнению, можно улучшить экологическую ситуацию в Республике Башкортостан». Анализ результатов опроса позволил сде-

лать вывод, что студенты и преподаватели выступают за поиск альтернативных решений, не затрагивающих оснащение оборудования и систем очистки.

Изучение научных источников показало, что научное сообщество активно разрабатывает нестандартные решения по очищению биосферы, и одним из наиболее перспективных является использование микроорганизмов.

Целенаправленное использование микроорганизмов в очистке окружающей среды имеет дальнейшие перспективы и требует углубленного изучения.

Перспективы развития российской экономики непосредственным образом зависят от важнейшей сферы — экосистемы. В этой связи проблема устойчивости, то есть баланса экономического, социального и экологического состояния, приобретает приоритетное значение [4]. Следовательно, решение задачи уничтожения загрязнителей промышленного ряда направлено на сохранение среды обитания человека и поддержание условий, обеспечивающих состояние устойчивого развития общества.

Список литературы

1. Майстренко В. Н., Клюев Н. А Эколого-аналитический мониторинг стойких органических загрязнителей. - М.: Бином, 2004, -

323 с.

2. Шамсутдинова Л. Р., Валиуллина А. У., Хизбуллин Ф. Ф., Королёва А. В. Оценка уровня опасности загрязнения почвы на примере территории ОАО «Уфахимпром». - Уфа, 2010.

3. Социологический опрос студентов и преподавателей высших учебных заведений г. Уфы. Объем выборки 300 респондентов.

4. Гайсина Л. М. Социальная устойчивость российских нефтегазовых компаний в условиях кризиса // Вестник Башкирского университета. Научный журнал. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - Т. 16. - № 4. - С. 1368-1371.

Сведения об авторах

Михайловская Ирина Михайловна, ст. преподаватель кафедры «Вычислительная техника и инженерная кибернетика», Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, тел. 8(3472)431118, e-mail: messageIM@mail.ru

Стамбулиди Анастасия Андреевна, студент кафедры генетики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, тел. 89273437175, e-mail: astambulidi@inbox.ru

Гимранов Эдуард Рустемович, студент кафедры генетики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, тел. 89273435989, e-mail: gimranov.eduard@gmail.com

Койше Кенесар Куанышевич, д. филолог. н., профессор кафедры социологии, Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел. 8(3452)453526; e-mail: koishe.k.k@mail.ru

Mikhaylovskaya I. M., Senior Lecturer of the Chair «Computer Facilities and Engineering Cybernetics» of Ufa State Petroleum Technological University, phone: 8(3472)431118, e-mail: messageIM@mail.ru

Stambulidi A. A., student of the Department of Genetics, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, phone: 89173437175, e-mail: astambulidi@inbox.ru

Gimranov E. R., student of the Department of Genetics, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, phone: 89173435989, e-mail: gimranov.eduard@gmail.com

Koyshe K. K., Doctor of Philology, professor of sociology at Tyumen State Oil and Gas University. phone: 8(3452)453526; e-mail: koishe.k.k@mail.ru

УДК 37.061

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА И ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

SOCIAL AND PEDAGOGICAL CHANGES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOLS

И. Е. Шемякина

I. E. Shemyakina

Ключевые слова: воспитательная среда; образовательная среда; среда развития; социальная система; образовательный процесс; образовательное учреждение; социальное развитие; государственный образовательный стандарт; педагогические изменения; технология развития компетенции самообразования у курсантов

Key words: educative milieu, educational milieu; educational process; education institution; social changes; social development; state educational standard; pedagogical changes; technology development of self-competence in cadets

В статье представлен теоретический анализ научных подходов к определению таких понятий, как «образовательная среда», «учебное заведение», «социальные и педагогические изменения» и сопутствующих им понятий, далее на основе их уточняется понятие «социально-педагогические изменения образовательной среды учебного заведения».

The article presents a theoretical analysis of the scientific approaches towards the following terms definitions: «educational milieu», «education institution», «social changes» and «pedagogical changes», and then, on their ground, the terms «social-pedagogical changes of educational milieu in education institution» are specified.

Перспективы в развитии государства зависят от качества и направленности образования его граждан. Считается, что решение многих проблем, возникающих в педагогической практике, можно решать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.