Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
201
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кудрявцев Андрей Николаевич

Отражены процессы, происходящие в жизнедеятельности выпускника военного училища, связанные с новыми социальными обстоятельствами, трудностями в адаптации к новым условиям жизни, которые сказываются на психологическом состоянии личности. Выпускники, закончившие вуз, попадают в новую специфическую социальную среду. Им приходится преодолевать тяготы и лишения воинской службы - неустроенность быта в отдельных гарнизонах, большие моральные и физические нагрузки, трудности, связанные с отсутствием опыта работы с личным составом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ADAPTATION OF GRADUATES OF MILITARY HIGH SCHOOL

It reflects the processes taking place in the life of the graduate military school, related to new social circumstances, difficulties in adapting to the new conditions that affect the mental state of the person. Graduates who have graduated from high school, get into a new specific social environment. They have to overcome the hardships of military service - unsettled life in separate garrisons, large mental and physical stress, difficulties related to the lack of experience with the staff

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА»

ситет третьего возраста», благодаря которому пенсионеры имеют возможность получить то образование, какое хотят, обучаясь тем предметам, какие представляют для них интерес [4]. Современные технологии обновили саму идею образования, сделав процесс получения знаний общедоступным, внесли неоценимый вклад в систему образования на протяжении всей жизни, значительным образом повысили эффективность обучения. В связи с тем, что общество предъявляет к специалисту любой сферы высокие требования, изменение традиционных форм, использование дистанционного обучения помогает решить трудности, такие как обучение на рабочем месте или в домашней обстановке [5].

Таким образом, именно закономерности развития общества обусловили качественно различные этапы его перехода от одной цивилизационной формы к другой. Современная информационная цивилизация ускоряет различные социальные процессы, меняет приоритетность тех или иных ценностей и ролевых функций социальных групп в обществе, основным капиталом которого становятся образованность, знания, интеллект человека. Поэтому образовательные процессы охватывают все большее количество населения, меняя свою целевую направленность - от знаниевой парадигмы к творческо-интеллектуальной с применением различных форм обучения, в том числе и дистанционной.

Список литературы

1. Семенков О. И. Информация / Всемирная энциклопедия. Философия / Гл. науч. ред. и составитель А. А. Грицанов. - М.: АСТ,

2001.

2. Гидденс Э. Социология. - 2-е изд. - М.: УРСС, 2005. - 632 с.

3. Масионис Дж. Социология. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 752 с.

4. Кононова Т. М. Культура, творчество, интеллект личности: теоретические дискуссии в поиске истины: монография / Т. М. Кононова. - Тюмень: Вектор Бук, 2005. - 270 с.

5. Кононова Т. М., Горева О. М. Роль интернет-технологий в системе непрерывного образования: история, традиции и процессы модернизации / Т. М. Кононова, О. М. Горева // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2013. -№ 4. - С. 93-95.

6. Хайруллина Н. Г. Правовые основы управления персоналом /учебное пособие. - Тюмень, 2014.

Сведения об авторах

Кононова Татьяна Михайловна, д. с. н., зав. кафедрой иностранных языков, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. 89044944939

Горева Ольга Михайловна, к. с. н., Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень, тел. 8(3452)416398, е-mail: ogoreva@yandex.ru

Kononova T. M., Doctor of Sociology, head of the chair of foreign languages, Tyumen State Institute of Culture, phone: 89044944939

Goreva O. M., Candidate of Science in Sociology, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)416398, e-mail: ogoreva@yandex.ru

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА

PROFESSIONAL ADAPTATION OF GRADUATES OF MILITARY HIGH SCHOOL

А. Н. Кудрявцев

A. N. Kudryavtsev

Ключевые слова: адаптация; военный вуз; социальное окружение; психологическое состояние личности Key words: adaptation; military school; social environment; the psychological state of the person

Отражены процессы, происходящие в жизнедеятельности выпускника военного училища, связанные с новыми социальными обстоятельствами, трудностями в адаптации к новым условиям жизни, которые сказываются на психологическом состоянии личности. Выпускники, закончившие вуз, попадают в новую специфическую социальную среду. Им приходится преодолевать тяготы и лишения воинской службы - неустроенность быта в отдельных гарнизонах, большие моральные и физические нагрузки, трудности, связанные с отсутствием опыта работы с личным составом.

It reflects the processes taking place in the life of the graduate military school, related to new social circumstances, difficulties in adapting to the new conditions that affect the mental state of the person. Graduates who have graduated from high school, get into a new specific social environment. They have to overcome the hardships of military service - unsettled life in separate garrisons, large mental and physical stress, difficulties related to the lack of experience with the staff

Процесс социализации людей, проходящих службу в Вооруженных силах Российской Федерации, имеет ряд специфических особенностей, берущих свои корни из истории становления нашей армии. Профессия военного в нашей стране неотделима от военной культуры, под которой понимается субкультура военнослужащих, включающая образ жизни, набор ценностей и норм, язык, ритуалы, символы, материальную, художественную культуру, искусство. Военная культура формируется целенаправленно государством и Вооруженными силами с целью формирования духовных основ военной службы и воинской идентичности военнослужащих.

В этой связи можно отметить, что адаптационные процессы сопровождают военнослужащего на протяжении всей его жизни. В процессе обучения курсант осваивает новые социальные роли и статусы, во время непосредственной службы офицеру постоянно приходится переезжать, меняя физическое и социальное окружение. После выхода на пенсию, а также в связи с сокращениями, имеющими место в результате проводимых государством реформ, необходимо адаптироваться к гражданской жизни, в том числе на рынке труда.

Но наиболее сложный период в жизни офицера приходится на первые годы службы после окончания военного училища, именно в это время происходит становление молодого человека в коллективе. На этом этапе у молодого офицера в результате изменения характера деятельности происходят изменения в психике, носящие неоднозначный характер и различную направленность. Так, система подготовки в училище и военно-профессиональная деятельность в подразделении способствуют формированию и поддержанию у офицера достаточно высокой психологической готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Вместе с тем резкое изменение в его жизнедеятельности, связанное с новыми социальными обстоятельствами, трудности в адаптации к новым условиям жизни заметно сказываются на психологическом состоянии личности. Выпускники, закончившие вуз, попадают в новую специфическую социальную среду. Им приходится преодолевать тяготы и лишения воинской службы - неустроенность быта в отдельных гарнизонах, большие моральные и физические нагрузки, трудности, связанные с отсутствием опыта работы с личным составом.

Дают о себе знать недостаточные профессиональные навыки, социальная незащищенность, строгая регламентация всей жизни и деятельности, новое социальное положение и взаимоотношения с членами воинского коллектива и др. Все эти обстоятельства негативно влияют на социальную и профессиональную адаптацию выпускника, снижают стремление повышать свой профессиональный уровень. Затягивание процесса адаптации нередко приводит к нарушению воинской дисциплины, безынициативности и равнодушию к проблемам, существующим в части и подразделении. Рождаются конфликты с сослуживцами.

Как указывает А. В. Кравец, довольно большая доля выпускников военных институтов уходят из сферы военной деятельности в другие области, не связанные с офицерской службой в войсках. Это вызывает озабоченность как у руководящего состава Министерства обороны Российской Федерации, так и у командования и профессорско-преподавательского состава военных институтов.

В проведенных указанным автором социологических исследованиях наблюдается следующая ситуация - ожидания абитуриентов и курсантов военного института не совпадают со складывающимися реалиями во время обучения в военном институте и прохождения службы в офицерской должности. Это означает, что не происходит усвоения норм и профессиональных ценностей военного образования, и процесс социальной адаптации нарушается [1].

Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» — приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровление к окружающей среде.

Процессом профессиональной адаптации в широком смысле принято считать процесс приспособления индивидуально-личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования, процесс активного взаимодействия личности со средой, ведущий (в зависимости от степени активности личности) к преобразованию этой среды или к зависимости от нее. Также профессиональную адаптацию можно рассматривать как изменения на уровне психической регуляции, сопровождающие процесс активного приспособления индивида к новым условиям жизнедеятельности.

В научной литературе отмечаются такие аспекты профессиональной адаптации, как экологический, биологический, физиологический, операционный, информационный, коммуникативный, личностный, социально-психологический и т. д. [2].

Социальную адаптацию военнослужащего необходимо рассматривать как особый вид поведения, характеризующийся освоением норм, ценностей, условий новой социальной среды; включением в сложившиеся формы служебного взаимодействия (формальные, неформальные, групповые, организационные и т. д.); решением типичных служебных задач путем исследования принятых способов поведения, действий; овладением принятыми сложившимися формами служебно-профессиональной деятельности.

Вопросы адаптации военнослужащих нашли свое отражение в научной литературе. Различия в адаптации курсантов с разной категорией профессионального психологического отбора к условиям обучения в военном вузе исследовали Д. А. Тимофеев и М. А. Цвигайло [3]. Современное представление об адаптации личности к деятельности, а также значимость личностного адаптационного потенциала для успешной адаптации курсантов вузов МВД к учебно-служебной деятельности в своих трудах рассматривает С. В. Здорова [4]. Особенности адаптационного процесса курсантов вузов МЧС России и его связь с зада-

чами педагогической поддержки каждого курсанта в образовательном процессе нашли отражение в работах Е. И. Пустоваловой [5].

Сравнительную характеристику начальной адаптации студентов гражданских вузов и курсантов военных учебных заведений провели Ю. В. Абаполов, А. А. Лотоненко, А. А. Горелов [6].

В последнее десятилетие изучением вопроса социально-профессиональной адаптации граждан, уволенных с военной службы, занимаются И. П. Лотова, Н. Г. Осухова, В. Л. Чепляев, А. Ф. Шадура и др [2].

В Тюменском военном институте инженерных войск, под руководством автора, начиная с 2001 года осуществляется мониторинг адаптационных процессов курсантов старших курсов, проходящих войсковые стажировки, а также выпускников вуза. Данное мероприятие реализуется с целью психофизиологического сопровождения учебного процесса, повышения эффективности военно-профессиональной адаптации курсантов к условиям обучения и предстоящей профессиональной деятельности. Каждый этап мониторинга осуществляется с трехлетним циклом, таким образом, к настоящему моменту проведено 5 замеров.

Основными методами исследования выступают анализ документов и опрос. В качестве анализируемых документов используются отзывы на выпускников. Опросы осуществляются с использованием сплошного отбора респондентов, то есть в исследовании участвует большая часть курсантов. Анализ и обработка данных осуществляется в статистическом пакете IBM SPSS Statistics различных версий. Ниже приведем основные результаты последнего замера указанного мониторинга.

Изучение отзывов на выпускников и проведенный опрос в ходе войсковых стажировок курсантами старших курсов с выпускниками свидетельствуют, что при освоении профессиональных навыков до четверти респондентов сталкиваются с большими проблемами, а три четверти испытывают разного рода трудности. Большинство опрошенных (86 %) связывают их с отсутствием твердых практических навыков и с недостаточной теоретической подготовкой.

Успеваемость курсантов непосредственным образом отражается на их службе в офицерской должности. Так, согласно результатам проведенного исследования, нормативы боевой подготовки уверенно выполняют 58,7 %, удовлетворительно — 36,6 % и не выполняют 4,7 %, причем среди тех, кто выполняет нормативы уверенно, — курсанты, которые учились на «хорошо» и «отлично».

Согласно выводам А. В. Кравца, процесс социальной адаптации в ходе обучения в военном институте состоит из двух этапов. Первый этап начинается с момента поступления и заканчивается к 3 курсу. Он представляет собой процесс усвоения обучаемыми норм и ценностей военного института. Когда они усвоены и приняты, курсант продолжает обучение, в противном случае он уходит из военного института. Второй этап начинается с 3 курса и продолжается в процессе службы, когда обучаемые взрослеют, начинают планировать свое будущее, ориентируются больше на внешние факторы. Основное влияние на данном этапе оказывает социально-экономическая система. Если курсанта устраивают те правила игры, которые предлагает государство, наступает интериоризация ценностей, норм, и процесс социальной адаптации проходит успешно. В противном случае после выпуска молодой офицер либо увольняется сразу, либо по окончании действия первого контракта [1].

С целью выявления процента курсантов, потенциально способных оставить военную службу, в анкету был включен соответствующий вопрос «Какое отношение к профессии военного осталось у Вас после первых лет службы?». Пятая часть респондентов указали, что их отношение к службе ухудшилось. Логично предположить, что процесс адаптации этой категории военнослужащих протекал не всегда гладко, и эти люди способны покинуть ряды Вооруженных сил. Между тем, следует отметить, что за последнее время доля тех, у кого отношение к службе ухудшилось, постепенно снижается. В 2007 году на ухудшение отношения к избранной профессии указало вдвое большее количество опрошенных (42,9 %), а в 2010 году эта цифра составила уже 32,3 %. Возможно это связанно с мерами, предпринимаемыми государством по улучшению ситуации в Вооруженных силах.

Основными трудностями, с которыми сталкиваются молодые офицеры, являются отсутствие практических навыков и прием должности. На это указали респонденты при ответе на следующий вопрос анкеты. Варианты «работа с личным составом» и «слабая теоретическая подготовка» выбрало примерно равное количество респондентов (19,6 и 18,5 %).

Следующий вопрос анкеты был направлен на выявление причин неудовлетворенности на начальном этапе службы. Данный вопрос, также как и предыдущий, носил множественный характер, то есть респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответов. Основные причины связаны с низким уровнем компетентности личного состава. На варианты «Слабая теоретическая подготовка» и «Отсутствие практических навыков» указали треть опрошенных (35,9 и 37,9 %).

Среди обстоятельств, отрицательно влияющих на службу, респонденты чаще всего указывали на то, что им приходится выполнять функции, не входящие в круг их прямых обязанностей — 61,8 %. Половина

опрошенных отмечают, что это происходит постоянно. Отрицательно сказывается на настроении и службе офицеров и то, как регламентировано служебное время» — 54,9 %, а также материально-бытовые и жилищные условия — 39,2 %.

Морально-психологический климат играет огромную роль в процессе адаптации молодых офицеров. Оценка взаимоотношений, таким образом, является важным индикатором ее успешности. Отвечая на следующий вопрос анкеты, 58,6 % указали на доброжелательные взаимоотношения и товарищескую взаимопомощь. Лишь 8,1 % отметили безразличие и равнодушие друг к другу. Удовлетворительно оценили взаимоотношения 27,9 %, а еще 5,4 % указали на то, что отношения часто бывают деловыми.

Исходя из ответов на следующий вопрос анкеты, видно, что чаще всего конфликтные ситуации у молодых офицеров возникают с начальством (61,5 %), почти в три раза реже с подчиненными (23,1 %) и лишь в 15,4 % с сослуживцами.

Более глубокий анализ показывает, что максимум конфликтных ситуаций у офицеров с подчиненными приходится на начало их служебной деятельности (до полугода), затем уровень конфликтности стабилизируется и после полутора лет значительно снижается. С начальниками максимум конфликтов приходится на период от полугода до года, после полутора лет он также снижается. С сослуживцами примерно до года конфликтность находится на одном уровне, период от года до полутора характеризуется резким ее возрастанием (рисунок).

» С на чп ль с тв ом —■— С сослуживцами —•— с подчиненными Рисунок. Уровень конфликтности на начальном этапе служебной деятельности

Характер установления отношений с различными категориями военнослужащих у молодых офицеров проходит по-разному. Общим для них является уменьшение уровня конфликтности в одном интервале времени. Таким образом, период завершения социальной адаптации, рассматриваемый как уменьшение уровня конфликтности, характеризуется временными рамками от полутора до двух лет.

Успешную социально-профессиональную адаптацию также сдерживают отстающие от запросов офицеров характер и содержание труда, ограничивающие возможность творчески мыслить и действовать, самостоятельно планировать и осуществлять свою деятельность, ненормированность труда и отдыха, отсутствие плановости в работе, излишний контроль со стороны командиров и начальников, отсутствие навыков в работе с личным составом, трудности во взаимоотношениях с подчиненными.

Одной из задач исследования было выяснение причин увольнения молодых офицеров. Эта проблема уже давно вышла за рамки Вооруженных сил Российской Федерации и фактически стала общенациональной, так как от ее решения зависит будущее армии, гарантированное обеспечение безопасности страны, а значит — судьба России.

Анализ статистических данных досрочного увольнения молодых офицеров за последние годы из Вооруженных сил Российской Федерации показывает, что оно являлось основной причиной снижения уровня укомплектованности войск офицерскими кадрами первичного звена.

В заключение работы необходимо подвести итог и сделать выводы. Корреляционный анализ, проведенный автором, показал, что имеет место тесная взаимосвязь адаптационных процессов с уровнем профессиональной подготовленности курсантов.

Мониторинговый характер проводимого автором исследования позволяет сделать вывод, что за последнее время снижается доля офицеров, у которых отношение к службе ухудшилось. Отчасти это можно объяснить благоприятным морально-психологическим климатом в коллективе, наличие которого показало проведенное исследование. Между тем ряд проблем остается актуальным. В частности, офицерам зачас-

тую приходится выполнять функции, не входящие в круг их прямых обязанностей. Оставляют желать лучшего и регламент служебного времени, а также материально-бытовые и жилищные условия.

В целом, необходимо отметить, что, несмотря на положительную динамику адаптационных процессов в среде молодых офицеров, кадровая ситуация в армии остается острой. Это является следствием преобразований структуры Вооруженных сил Российской Федерации, проведение которой осуществляется в настоящее время. Проведение успешных реформ в армии не может быть осуществлено без решения вопроса с кадрами. Без вложения сил и средств в кадровую подготовку ждать чего-то существенного здесь не приходится. Только создание достойных условий существования офицерского корпуса России может повлечь за собой повышение престижа военной службы, вследствие чего «подтянутся» остальные аспекты, в том числе система военного образования в целом и процессы адаптации молодых офицеров в рамках этой системы в частности.

Список литературы

1. Абаполов Ю. В., Лотоненко А. А., Горелов А. А. Сравнительная характеристика начальной адаптации студентов гражданских вузов и курсантов военных учебных заведений // Культура физическая и здоровье. - 2012. -№ 1. - С. 40-44.

2. Здорова С. В. Адаптация курсантов образовательных учреждений МВД к учебно-служебной деятельности и их личностный адаптационный потенциал // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2009. - № 4. - С. 78-79.

3. Кравец А. В. Социальная адаптация курсантов военного вуза в контексте объективных последствий функционирования социального института военного образования // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2006. - Т. 6. -№ 1. - С. 163-169.

4. Пустовалова Е. И. Успешная адаптация курсантов в вузе МЧС как основа развития профессионально значимых качеств // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2011. - Т. 95. -№ 4. - С. 174-179.

5. Тимофеев Д. А., Цвигайло М. А. Адаптация курсантов с разной категорией профессионального психологического отбора к условиям обучения в военном авиационном институте радиоэлектроники // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. - 2009. - № 4. - С. 287-289.

6. Чертушкина Т. А., Шмелева Н. Б. Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, как объект деятельности социальных работников // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - Т. 28. -№ 1. - С. 80-88.

7. Сайфутдинов Р. А. Проблема типологии армейской субкультуры // Регионология. - 2010. -№ 3. - С. 224-230.

8. Хайруллина Н. Г. Правовые основы управления персоналом /учебное пособие. - Тюмень, 2014.

Сведения об авторе

Кудрявцев Андрей Николаевич, начальник кафедры «Тактика и управление (войсками)», Тюменское высшее военно-командное училище им А. М. Прошлякова, тел. 89044913215, e-mail: kamfndrey@rabler.ru

Kudryavtsev A. N., head of the Department of Management and Tactics (troops) Tyumen Higher Military Command School named A. M. Proshlyakova, phone: 89044913215, e-mail: kamfndrey@rabler.ru

УДК 331.108.2:622.276

ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН ПО МНЕНИЮ УЧАЩИХСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ Г. УФЫ

PROSPECTS FOR IMPROVING OF THE ECOLOGICAL SITUATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN ACCORDING TO STUDENTS AND TEACHERS UNIVERSITIES UFA

И. М. Михайловская, А. А. Стамбулиди, Э. Р. Гимранов, К. К. Койше

I. M. Mikhaylovskaya, A. A Stambulidi, E. R. Gimranov, К. К. Koyshe

Ключевые слова: общество; загрязнение и очистка окружающей среды; микроорганизмы; социальная среда Key words: society; pollution and cleaning up the environment; microorganisms; social environment

Анализируются последствия антропогенной деятельности, приводящие к изменению социальной среды. Предложены результаты авторского исследования проблем поиска решений по восстановлению биосферы, которая является гарантом социальной устойчивости.

The text analyzes the effects of anthropogenic activities, leading to changes in the social environment. Proposed results of original research problems to find solutions to restore the biosphere, which is the guaranty of social stability.

Отрицательные последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее всмотреться в систему экологических взаимоотношений между человеком и природой, задуматься над проблемой их гармонизации.

Человек неотделим от биосферы и является естественным необходимым фактором ее существования. Как отмечает академик Н. Н. Моисеев, «развитие общества и само существование человека может быть гарантировано только в узком диапазоне параметров биосферы», то есть человек может существовать только в определенной среде, которая соответствует биологическим особенностям организма. Человек обладает адаптационными способностями к изменяющимся условиям внешней среды, но эти способ-

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.