Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВОВ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВОВ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / АДАПТАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцев Андрей Николаевич

В современных геополитических условиях вооруженные силы выступают сдерживающим фактором, обусловливающим независимость и целостность страны. Совершенствование технических средств и усложнение иерархической структуры военных организаций приводит к тому, что офицеры зачастую не обладают достаточными адаптационными навыками. Это приводит к росту конфликтов в коллективах военных учреждений, а также оказывает существенное влияние на эффективность и сроки выполнения работ. Поэтому центральными задачами образовательного процесса в военной сфере выступают: целесообразная мотивация, успешная многократная адаптация, креативное мышление и богатый коммуникативный инструментарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцев Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF TEAMS AT A MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

In the current geopolitical conditions the armed forces are considered as a constraint ensuring the independence and integrity of the country. The improvement of technical means and an increase in the complexity of the hierarchical structure of military organizations lead to the situation when officers often lack sufficient adaptive skills. This results in growing conflicts inside the teams of military establishments, and also has a significant impact on efficiency and a period of execution of works. Therefore, the key tasks of the educational process in the military sphere are the appropriate motivation, successful multiple adaptation, creative thinking and rich communication tools.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВОВ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

3. Демкин В. П., Можаева Г. В. Технологии дистанционного обучения и анализ их эффективности / В. П. Демкин // Тезисы докладов всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2002». - СПб, 2002. - 137 с.

4. Галушкина М. Хорошо обучающиеся нации // Эксперт. - 2003. - № 46. - С. 88 . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.expert.ru.

5. Вымятнин В. М., Демкин В. П., Нявро В. Ф. Дистанционное образование и его технологии / В. М. Вымятин и др. - ТГУ, 1998..

6. Алферов Ж., Смолин О., Мельников И. Наша альтернатива правительственной «реформе» образования /Ж. Алферов // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kprf.ru/news/ party_news/31340.html

7. Монахов В. М.. Можно ли использовать традиционную дидактику при проектировании модели E- Learning? / В. М. Монахов // Открытое образование. - 2004. - № 2 - С. 4.

8. Вайндорф-Сысоев М. Е., Бахтизин Р. Н., Фаткуллин Н. Ю., Шамшович В. Ф., Мусина Д. Р. Современные подходы к организации электронного обучения в вузе / монография. - М., 2014.

Сведения об авторах

Белоножко Лидия Николаевна, аспирант кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89088734449, е-mail: mlb@inbox.ru

Горева Ольга Михайловна, к. социол. н., доцент кафедры «Бизнес-информатика и математика», Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел. 89044944939, e-mail: ogoreva@yandex.ru

Belonozhko L. N., postgraduate of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89088734449, е-mail: mlb@inbox.ru

Goreva O. M. PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Business Informatics and Mathematics, Tyumen StateOil and Gas University, phone: 89044944939, e-mail: ogoreva@yandex.ru

УДК 37.032.5

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВОВ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

PECULIARITIES OF FORMATION OF TEAMS AT A MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

А. Н. Кудрявцев

A. N. Kudryavtsev

Ключевые слова: курсант; адаптация; коммуникативность; интеграция; эффективность образовательного

процесса; современные методики воспитания Key words: cadet; adaptation; communication; integration; educational process efficiency; modern methods of education

В современных геополитических условиях вооруженные силы выступают сдерживающим фактором, обусловливающим независимость и целостность страны. Совершенствование технических средств и усложнение иерархической структуры военных организаций приводит к тому, что офицеры зачастую не обладают достаточными адаптационными навыками. Это приводит к росту конфликтов в коллективах военных учреждений, а также оказывает существенное влияние на эффективность и сроки выполнения работ. Поэтому центральными задачами образовательного процесса в военной сфере выступают: целесообразная мотивация, успешная многократная адаптация, креативное мышление и богатый коммуникативный инструментарий.

In the current geopolitical conditions the armed forces are considered as a constraint ensuring the independence and integrity of the country. The improvement of technical means and an increase in the complexity of the hierarchical structure of military organizations lead to the situation when officers often lack sufficient adaptive skills. This results in growing conflicts inside the teams of military establishments, and also has a significant impact on efficiency and a period of execution of works. Therefore, the key tasks of the educational process in the military sphere are the appropriate motivation, successful multiple adaptation, creative thinking and rich communication tools.

Успешное выполнение задач, стоящих перед подразделениями и частями Вооруженных сил Российской Федерации, немыслимо без строгого и точного выполнения всеми военнослужащими требований российских законов, присяги и уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников. Халатность и недисциплинированность даже одного воина может не только нанести ущерб боевой готовности, но и сорвать выполнение поставленной задачи. Вот почему так важно, чтобы воинский коллектив был сплочен крепкой дружбой и войсковым товариществом, чтобы в нем царила атмосфера доброжелательности, взаимопомощи, взаимной поддержки.

Уже в «Слове о полку Игореве» мы находим свидетельство тому, как высоко ценили древнерусские воины дружбу, товарищество. И с тех пор на Руси придерживаются правила «нет службы без дружбы». Войсковое товарищество стремились целенаправленно развивать и укреплять в солдатской и матросской среде выдающиеся русские полководцы и флотоводцы А. Суворов, М. Кутузов, Ф. Ушаков, П. Нахимов и многие другие. Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества Александр

Васильевич Суворов. «Сам погибай, а товарища выручай», — писал он в «Науке побеждать» [1]. Эти славные традиции были продолжены последующими поколениями российского воинства. Проявлением долга и высокой чести считались оказание помощи товарищу в трудную минуту огнем и боеприпасами, продовольствием и медикаментами, прикрытие друга в бою, вынос с поля боя раненых и убитых.

Военное училище является благодатной основой для зарождения и упрочения войскового товарищества. Ведь военные подразделения имеют одну общую цель — защищать Отечество. В них существуют давние и прочные традиции, специфические условия совместной службы и проживания. Воинский коллектив становится для молодого человека по существу второй семьей, а подразделение, — вторым домом. Однако это не означает, что атмосфера взаимопомощи и поддержки возникает сама собой. Ее необходимо каждодневно и целеустремленно формировать в ходе учебно-боевых занятий, полевых выходов, а также в процессе всей повседневной жизнедеятельности.

С социологической точки зрения военный коллектив представляет собой социальную группу - совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общества, разделения труда и деятельности [2]. Воинский коллектив является особой социальной группой, деятельность которой направлена на решение задач по поддержанию боеспособности и боеготовности вооруженных сил. Наряду с признаками, присущими любому коллективу, воинский коллектив обладает рядом специфических особенностей:

• особая значимость целей и задач деятельности, направленная на вооруженную защиту государства и обеспечение его безопасности;

• род деятельности, носящий ярко выраженный коллективный характер и связанный с постоянным преодолением опасностей, с обслуживанием и эксплуатацией современной боевой техники и оружия;

• четкая организационная структура, обязательность строгого соблюдения уставных норм и правил поведения в бою, на службе, в воинском общежитии, в быту;

• выполнение задач в боевых условиях силой оружия, боевой техникой;

• длительное и непрерывное пребывание личности в одном коллективе;

• разнородность состава (постоянный и переменный);

• объединение людей различных национальностей, вероисповедания, разного жизненного опыта, семейного положения, боевого опыта, образования, прибывших из разных районов страны.

Воинским коллективом правомерно называть и вооруженные силы в целом, и любое соединение, воинскую часть и подразделение. При этом выделяют первичный воинский коллектив, в котором его члены находятся в постоянном деловом, бытовом и духовном контактах. Первичными коллективами в Вооруженных Силах являются взводы, роты и равные им подразделения. Подразделения типа отделения, расчета, экипажа относятся к контактным коллективам.

Как социальная группа, первичный воинский коллектив является субъектом военно-профессиональной деятельности и воспитания, в то же время он сам и объектом воспитания, формирования и руководства. Функционирование воинского коллектива предполагает постоянную деятельность по согласованию индивидуальных действий военнослужащих в процессе своей деятельности, рациональную организацию этих действий, идейно-политическое и социально-психологическое сплочение его членов, формирование их личных качеств, регулирование межличностных отношений и т.д. Управление воинским коллективом позволяет интегрировать в единое целое различные по назначению и содержанию задачи воинской деятельности, осуществляемую отдельными военнослужащими.

Рассмотрим, что влияет на сплочение воинских коллективов, укрепление в них войскового товарищества.

Во-первых, успешная деятельность любого коллектива во многом зависит от нравственного климата, созданного в нем, от отношений, складывающихся между его членами. Здесь хочется сослаться на видного педагога А. С. Макаренко, сформулировавшего замечательное правило, сущность которого заключается в том, что необходимо проявлять как можно больше уважения к человеку, как можно больше внимания к нему [3]. Чувство войскового товарищества не совместимо с унижением человеческого достоинства. Особо важна гармоничность отношений опытных и начинающих военнослужащих. Именно старшие товарищи, знающие службу, способны помочь в становлении молодых воинов, приобщении их к уставному порядку.

Во-вторых, современные виды оружия в основном коллективные. Это значит, что в боевых условиях действия военнослужащих должны представлять собой согласованные усилия всего коллектива. Умение понимать друг друга «с полуслова», все подчинить интересам дела, обеспечить взаимозаменяемость, взаимовыручку и взаимопомощь — важнейшее условие успешного решения поставленных задач. Таким

образом, на укрепление товарищеских взаимоотношений между людьми большое влияние оказывает их совместная деятельность по решению конкретных задач. Взаимная деятельность, взаимодоверие, единство и сплоченность воинов — надежная основа для зарождения и упрочения войскового товарищества.

В-третьих, атмосфере взаимопомощи и взаимоподдержки в подразделениях способствуют прочные межличностные связи в коллективе. Эмоциональная привязанность приводит к тому, что воин всегда придет на помощь товарищу, даст ему необходимый совет, поделится опытом.

Важным фактором в процессе формирования товарищеских взаимоотношений является то, что командиры и начальники призваны помочь своим подчиненным разобраться в истинных и ложных проявлениях товарищества. Военнослужащие должны понимать, что потворство неправильным действиям товарищей, молчаливое согласие, потакание им вольно или невольно ведет к разрушению товарищеских взаимоотношений. Ведь недаром говорят в народе: «Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду скажет», «Друг спорит, недруг поддакивает». Нерушимая прочность уз войскового товарищества не имеет ничего общего с панибратством, круговой порукой, вседозволенностью, попустительством. Сплоченный воинский коллектив оказывает существенное влияние на решение задач боевой подготовки, укрепление воинской дисциплины и организованности. Такой коллектив воспитывает каждого военнослужащего.

Для изучения особенностей формирования воинского коллектива автором в 2008 году было проведено социологическое исследование, направленное на выявление основных тенденций, которые проявляются в процессе адаптации первокурсников к воинской службе, во взаимоотношениях между курсантами, в их отношениях к учебе и к различным сторонам служебной деятельности.

Исследование проводилось в Тюменском высшем военно-инженерном командном училище. Для исследования по репрезентативной выборке было отобрано 185 курсантов. Ниже приведем основные результаты указанного исследования. Подавляющее большинство командиров курсантских подразделений находят взаимопонимание с подчиненными и в целом удовлетворены сложившимися отношениями. Тем не менее, несмотря на довольно высокую степень удовлетворенности, отношениями в коллективах, курсанты предпочитают брать пример не с командиров подразделений, а с преподавателей. В глазах курсантского состава офицеры подразделений не всегда являются примером. Только 10 % опрошенных курсантов отметили безусловную примерность всех командиров. Более половины отмечают личную примерность отдельных офицеров подразделений.

Такое положение, по мнению автора, объясняется недостаточной педагогической подготовкой офицеров курсантских подразделений. На уровень их служебной активности, прежде всего, влияют низкие должностные разряды и социальная незащищенность. Все это не стимулирует добросовестное выполнение ими своих обязанностей. Среди командиров курсантских подразделений большую часть составляют молодые офицеры, а также офицеры, прибывшие из войск, как правило, с нерешенными социальными проблемами, что способствует росту противоречий между различными категориями военнослужащих.

Проблема конфликтности в курсантских коллективах достаточно остра. Так, по результатам исследования 58 % курсантов отметили, что имели конфликты в коллективе. В большей степени напряженными являются взаимоотношения курсантов с командирами курсантских подразделений. Причем уровень конфликтности первокурсников ниже, чем у выпускников (соответственно 24,7 и 58 %), а у курсантов средних курсов отмечается 22 % конфликтных ситуаций с командирами подразделений. Это явление имеет вполне закономерное объяснение: с одной стороны, растущая притязательность курсантов на особое отношение со стороны командиров; с другой — неумение командиров подкрепить свои решения эффективной воспитательной работой. Основными причинами конфликтов, по мнению курсантов, являются:

• грубость, оскорбление человеческого достоинства (41 %);

• психологическая несовместимость людей (21 %);

• неуставные взаимоотношения (12 %);

• несправедливость, предвзятость командиров (26 %).

Среди причин конфликтов существенное место занимают также недобросовестное отношение к служебным обязанностям, нарушение социальной справедливости. На данные причины указывают около 18 % опрошенных.

В целом на фоне стабильной морально-психологической обстановки существуют проблемы во взаимоотношениях. Главные причины лежат в низкой психологической культуре взаимоотношений, недостаточных психолого-педагогических знаний, отдельных командиров, что отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы с подчиненными.

Формирование микрогрупп в курсантских коллективах происходит в большей степени на общности интересов и увлечений. На это указали более 77 % из числа опрошенных. Следующий по значимости фактор сближения курсантов — землячество, который определяется большим количеством иногородних кур-

сантов (14 %). Следует также отметить тот факт, что начиная с 2006 года, постоянно увеличивается число зачисленных иногородних курсантов. Поэтому можно предположить, что значение фактора землячества будет возрастать.

Слабость фактора национально-религиозной общности объясняется двумя причинами:

• наметившейся тенденцией увеличения мононациональности курсантских коллективов. На сегодня около 80 % курсантов — русские. С другой стороны, количество курсантов, относящихся к иной национальности, неуклонно уменьшается. А именно, в этой группе отмечается доминирование фактора объединения на почве общности национальности и религии;

• среди русских по известным культурно-историческим и ментальным причинам фактор культурно-религиозной общности выражен слабо и значим в меньшей степени.

Проведенное исследование показало, что авторитет в курсантской среде в большей степени определяется сроком обучения. Среди других качеств предпочтения курсантов были различны и зависели от курса респондента. Так, на первом курсе обучения отмечаются такие качества, как доброта, чуткость, готовность помочь товарищу и в меньшей степени доверие командованию подразделений, в свою очередь на старших курсах отмечаются такие качества, как жизненный опыт и доброта, чуткость, готовность помочь товарищу.

Одной из задач исследования было выявление морально-психологического климата в курсантских группах. Исследование показало, что только каждый шестой опрошенный курсант характеризует морально-психологический климат в своих коллективах как благоприятный, а 75 % отмечают, что во взаимоотношениях с сослуживцами преобладают безразличие и равнодушие друг к другу. Около 6 % заявили, что у них в подразделениях во взаимоотношениях возникают конфликтные ситуации. Среди основных причин сложившейся ситуации — привлечение курсантов к несению службы и выполнению хозяйственных работ в личное время, выходные и праздничные дни.

Таким образом, часто процесс адаптации молодых людей в военном учебном заведении протекает не всегда гладко. Это проявляется в конфликтах, имеющих место в курсантских группах, а также морально-психологическом климате, который большинство характеризует как «безразличный» и «равнодушный». Сказанное актуализирует обсуждение с соответствующими командирами на служебных совещаниях существующей ситуации и поиск выхода из нее путем выработки конкретных предложений и направлений деятельности по улучшению качеств формирования воинских коллективов. Особое внимание должно быть уделено целенаправленной индивидуальной работе с курсантами, входящими в группу риска и испытывающими затруднения в формировании профессионально важных качеств. Описанное исследование должно стать основой мониторинга социальных процессов, происходящих в коллективах военных учебных заведений с целью установления обратной связи при проведении работы по формированию благоприятной среды в воинских коллективах.

Список литературы

1. Суворов А. В. Наука побеждать. - М.: Воениздат, 1987. - 39 с.

2. Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л., 1982

3. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. - М.: Педагогика, 1983-1986. - Т. 1-8

Сведения об авторе

Кудрявцев Андрей Николаевич, начальник кафедры Тюменского высшего военно-инженерного командного училища, г. Тюмень, тел. 89829431302, e-mail: Kan.andrej2011@yandex.ru

Kudryavtsev A. N., head of the chair of the Tyumen Higher Education Military Engineering School, phone: 89829431302, e-mail: Kan.andrej2011@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.