Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горева Ольга Михайловна, Белоножко Лидия Николаевна

В настоящее время наблюдается изменение парадигмы образования. Образование призвано стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Данные аргументы относятся к новейшей форме педагогической деятельности, которая обозначается как дистанционное обучение. Отличительными чертами формирующейся системы образования являются переход к формированию открытой системы образования; применение мультимедийных, информационных технологий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи знаний; формирование новых направлений образования, отвечающих потребностям информационно зависимого общества в новом тысячелетии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION AS A COMPONENT OF THE FORMATION OF COMMON EDUCATIONAL SPACE

It is pointed out that today one can witness a certain shift in paradigm of education. The education is called on to become such a social institution that would be able to provide a person a variety of educational services allowing him to learn continuously, providing the broad masses of people an opportunity to get post-graduate and further education. These arguments refer to the latest form of educational activity that is referred to as distance learning. The distinctive features of the emerging system of education is a transition to formation of an open education system, use of multimedia, information technologies in the process of selection, accumulation, systematization and transfer of knowledge, formation of new directions of education meeting the needs of the information-dependent society in the new millennium.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

Сведения об авторах

Белоножко Марина Львовна, ó. социол. н., профессор, зав. кафедрой «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89088734449, е-mail: mlb@inbox.ru

Шафорост Павел Олегович, аспирант кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89612085957, е-mail: shaforost.pavel@mail.ru

Belonozhko M. L., Doctor of Sociology, professor, head of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89088734449, е-mail: mlb@inbox.ru

Shaforost P. O. postgraduate of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89612085957, е-mail: shaforost.pavel@mail.ru

УДК 37.018.43

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

DISTANCE EDUCATIONAS A COMPONENT OFTHE FORMATION OFCOMMONEDUCATIONAL SPACE

О. М. Горева, Л. Н. Белоножко

O. M. Goreva, L. N. Belonozhko

Ключевые слова: модернизация образования; дистанционное образование; дистанционное обучение; компьютерное моделирование; медиа-образование Key words: modernization of education; distance learning; computer simulation; media-education

В настоящее время наблюдается изменение парадигмы образования. Образование призвано стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Данные аргументы относятся к новейшей форме педагогической деятельности, которая обозначается как дистанционное обучение. Отличительными чертами формирующейся системы образования являются переход к формированию открытой системы образования; применение мультимедийных, информационных технологий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи знаний; формирование новых направлений образования, отвечающих потребностям информационно зависимого общества в новом тысячелетии.

It is pointed out that today one can witness a certain shift in paradigm of education. The education is called on to become such a social institution that would be able to provide a person a variety of educational services allowing him to learn continuously, providing the broad masses of people an opportunity to get post-graduate and further education. These arguments refer to the latest form of educational activity that is referred to as distance learning. The distinctive features of the emerging system of education is a transition to formation of an open education system, use of multimedia, information technologies in the process of selection, accumulation, systematization and transfer of knowledge, formation of new directions of education meeting the needs of the information-dependent society in the new millennium.

Современная система образования должна готовить новое поколение к условиям существования и профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе. Бурный рост технологически совершенствующихся отраслей деятельности предполагает, что не менее 40-50 % населения должно иметь высшее образование [1].

В настоящее время примерно две трети взрослого населения страны пока еще не охвачены никакими формами дополнительного образования. В России в силу сложных экономических условий имеет место и такая особенность: студенты вынуждены совмещать учебу с работой и не всегда могут регулярно посещать учебные занятия. Решение перечисленных задач в рамках использования традиционных методов обучения требует непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности недопустимо большого количества людей. Реальная альтернатива этому — развитие системы дистанционного образования (далее — ДО), которое позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.

Общие концепции и принципы построения глобального образовательного пространства провозглашены в Декларациях международных организаций и конгрессов (декларация ЮНЕСКО о высшем образовании, образовательные программы ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ», Болонское соглашение, Вашингтонский протокол). Следовательно, происходит совмещение процессов формирования двух глобальных пространств - образовательного и информационного. Они объективно взаимосвязаны, но не тождественны.

Возможны два пути адаптации российского образования к новым условиям [2]: во-первых, изменение структуры содержания образования, во-вторых, тотальное использование компьютерных технологий на всех стадиях учебного процесса. На первом пути имеются предложения о включении в состав общеобразовательных дисциплин высшей школы курсов социальной информатики медиа-образования, компьютерного моделирования. Для движения по второму пути необходимо создать реальную инфраструктуру единой информационно-образовательной среды (ЕИОС). В ближайшем будущем эти направления станут все более актуальными и потребуют активного участия многих преподавателей вузов.

Следует учитывать, будут ли инновационные технологии эффективно и качественно обучать — в первую очередь это зависит от человеческого фактора, а именно профессионального и педагогического мастерства разработчиков электронных дидактических средств. Как показывает анализ перспектив развития компьютерных и телекоммуникационных технологий, в недалеком будущем в контактном и опосредствованном (дистанционном) образовательном процессе будет востребован комплекс новых функциональных обязанностей преподавателей вузов и квалификационных требований к ним. В сфере новых квалификационных требований можно указать [3]: образование в области медиакультуры; понимание дидактических свойств различных составляющих инновационного компонента учебно-методических комплексов и перспективных программных средств; подготовленность к работе в телекоммуникационных виртуальных средах; знание методов проектирования электронных дидактических средств и умение работать с ними в учебном процессе.

Среди новых обязанностей следует выделить: проектирование целей и задач преподавания дисциплины с учетом образовательного ресурса электронных дидактических средств; разработку методики проведения компьютерных лабораторно-практических занятий, позволяющей осваивать методологию самообразования и моделировать будущую профессиональную деятельность; подготовку мультимедийных материалов учебного назначения: электронного конспекта лекций-презентаций, фрагментов видеосопровождения в аналоговом и цифровом формате, электронных изданий и веб-курсов, других электронных дидактических средств; работу с электронной почтой студентов в корпоративных и глобальных компьютерных сетях; администрирование персонального Web-сайта (или веб-страницы): обновление контента учебных и информирующих материалов, работа с виртуальным деканатом и виртуальными учебными группами (в системе дистанционного обучения); проведение виртуальных консультаций: chat-форумы, электронные доски объявлений, е-mail рассылки, видеоконференции; подготовку программно-педагогических заданий для адаптивного тестирования и контроля уровня достижений студентов по разделам преподаваемой дисциплины. Перечисленные должностные обязанности требуют значительного времени на подготовку и выполнение, а также адекватного организационного и материально- технического обеспечения, прежде всего в сфере дистанционного обучения по сетевым технологиям.

Таким образом, участие в применении новых информационных технологий в дистанционном образовании объективно способствует повышению профессионального уровня и развитию личности преподавателя вуза.

Обучение в системе дистанционного образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки обучаемых, что определяет актуальность решения задач по формированию базового уровня информационной культуры обучаемого. В университетах должны готовить людей, умеющих самостоятельно учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии. Этим им придется заниматься в течение всей жизни. Обучаемый должен идентифицировать потребность в значимой информации, он должен уметь сформулировать вопросы, определить источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации. К сожалению, в нашей стране до сих пор не сформировалась система подготовки активных потребителей информации: в школах и вузах нет специализированной дисциплины, направленной на формирование информационной культуры учащихся.

В настоящее время существуют два термина — «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». Второй термин появился раньше, однако первый более точен. Сейчас большинство вузов развивает дистанционное обучение, создаются многочисленные центры ДО. Одним из существенных моментов использования систем ДО в России является привлечение внебюджетных средств, что позволяет достойно оплатить дополнительный труд преподавателей и оснастить учебный процесс современной электронно-вычислительной техникой. Сегодня на российском рынке самыми популярными системами ДО являются пакеты Lotus Learning Space и Web CT. Бесспорно, системы, предлагаемые западными брендами, отличаются широкими функциональными возможностями, однако часто возникают трудности с русификацией. Кроме того, зарубежные разработчики не могут обеспечить модификацию и настройку системы.

Поскольку потребность в программных продуктах для обучения на расстоянии у российских заказчиков с каждым днем растет, наблюдается активность отечественных компаний, способных осуществить разработку таких же систем. В последнее время российские фирмы стали активно предлагать собственные разработки систем дистанционного образования, однако говорить о том, что российский рынок этих продуктов уже сформирован, пока преждевременно. Обычно выбор происходит на основе существующих обзоров в печати, в Интернете, методом проб и ошибок. Только опыта и интуиции лиц, проводящих выбор программных средств, в динамично развивающейся области недостаточно, необходимы системный подход и компьютерная поддержка для решения задачи выбора и оценки качества средств разработки курсов ДО.

По данным европейских и американских исследователей, в ближайшие годы две трети всего образования в мире будет реализовано посредством дистанционных технологий [4]. Естественно, никакое устройство на современном этапе развития науки и техники не сможет заменить полноценного общения с преподавателем. Однако особенности развития общества требуют удешевления процесса обучения, и тут на помощь приходят новые образовательные технологии. Никто не предлагает полностью заменить традиционную форму обучения на заочную или дистанционную; новые технологии предлагаются лишь как дополнение к традиционным. Следует отметить те отличительные особенности дистанционного обучения, которые ставят его в один ряд с очной формой обучения.

Рассмотрим некоторые из них [1]:

• Экономическая эффективность и доступность ДО всем категориям населения. В этом отношении ДО - экономически эффективная форма, так как увеличение набора студентов не требует дополнительного аудиторного фонда, кроме того, для обучения используются уже имеющиеся в распоряжении технические средства. Эффект живого общения студента с преподавателем. Программно-аппаратное обеспечение современного компьютера позволяет создавать гипертекстовые, мультимедийные средства обучения, которые, будучи сконцентрированы в одном обучающем модуле, дают наиболее полное представление о предмете. Преимуществом использования компьютеров в образовании является интерактивность общения, то есть та обратная связь студент — преподаватель, без которой не эффективен любой процесс обучения.

• Гибкость дистанционной формы обучения. Это качество ДО связано с возможностью построения индивидуальной образовательной траектории, наиболее удобной студенту.

• Модульность в построении образовательной программы. Данное качество ДО предоставляет возможность для формирования учебного плана, построенного на модульном принципе, который в наибольшей степени отражает образовательные потребности студента. Аналогом этого в очной форме обучения является индивидуальный учебный план студента, который даже в пределах одного учебного года часто бывает трудно реализовать без конфликта с общим учебным планом, построенном на дисциплинарной модели.

Отметим ряд принципиальных различий [5, 8] этой формы образования. ДО предоставляет студенту широкие возможности в получении образования с сохранением качества очного образования. Именно синтез очной и дистанционной форм образования послужил основой открытой системы образования.

ДО отличается от заочной формы обучения. Однако это не означает, что их надо понимать как альтернативные формы. ДО — это качественно иной уровень обучения, который вбирает в себя все положительное, что было накоплено прежней системой.

Таким образом, вбирая в себя лучшие черты используемых ранее на практике форм образования и являясь следствием масштабного спроса информатизации общества и образования, дистанционное обучение вошло в XXI век как наиболее развивающаяся, гуманистическая и интегральная форма получения образования, оказывая революционное влияние на традиционные формы образования и эффективность модернизации системы образования. Многообразие подходов в реализации дистанционного образования открывает простор для поиска наиболее эффективных форм и методов. Студент сам конструирует знания, а роль педагога состоит в том, чтобы облегчить этот процесс. Традиционные образовательные формы себя исчерпали в плане прочности и современности. Процесс модернизации образования в современном мире заставляет искать иные пути и решения. Позиция преподавателей заключается в исследовании новых форм и подходов к ДО, что сможет оказать положительное влияние на модернизацию общего и высшего образования.

Список литературы

1. Прохров А., Карпенко О. Отечественные системы дистанционного образования // Компьютер пресс. - 2003. -№ 6 - С.178.

2. Стародубцев В. А. , Фёдоров А. В. Информационная составляющая в структуре деятельности преподавателя ИДО. Дистанционные образовательные технологии / В. А. Стародубцев - Вып.1. Пути реализации. Сборник научн. тр. ТУСУР, 2004. - С. 9.

3. Демкин В. П., Можаева Г. В. Технологии дистанционного обучения и анализ их эффективности / В. П. Демкин // Тезисы докладов всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2002». - СПб, 2002. - 137 с.

4. Галушкина М. Хорошо обучающиеся нации // Эксперт. - 2003. - № 46. - С. 88 . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.expert.ru.

5. Вымятнин В. М., Демкин В. П., Нявро В. Ф. Дистанционное образование и его технологии / В. М. Вымятин и др. - ТГУ, 1998..

6. Алферов Ж., Смолин О., Мельников И. Наша альтернатива правительственной «реформе» образования /Ж. Алферов // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kprf.ru/news/ party_news/31340.html

7. Монахов В. М.. Можно ли использовать традиционную дидактику при проектировании модели E- Learning? / В. М. Монахов // Открытое образование. - 2004. - № 2 - С. 4.

8. Вайндорф-Сысоев М. Е., Бахтизин Р. Н., Фаткуллин Н. Ю., Шамшович В. Ф., Мусина Д. Р. Современные подходы к организации электронного обучения в вузе / монография. - М., 2014.

Сведения об авторах

Белоножко Лидия Николаевна, аспирант кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89088734449, е-mail: mlb@inbox.ru

Горева Ольга Михайловна, к. социол. н., доцент кафедры «Бизнес-информатика и математика», Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел. 89044944939, e-mail: ogoreva@yandex.ru

Belonozhko L. N., postgraduate of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89088734449, е-mail: mlb@inbox.ru

Goreva O. M. PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Business Informatics and Mathematics, Tyumen StateOil and Gas University, phone: 89044944939, e-mail: ogoreva@yandex.ru

УДК 37.032.5

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВОВ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

PECULIARITIES OF FORMATION OF TEAMS AT A MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

А. Н. Кудрявцев

A. N. Kudryavtsev

Ключевые слова: курсант; адаптация; коммуникативность; интеграция; эффективность образовательного

процесса; современные методики воспитания Key words: cadet; adaptation; communication; integration; educational process efficiency; modern methods of education

В современных геополитических условиях вооруженные силы выступают сдерживающим фактором, обусловливающим независимость и целостность страны. Совершенствование технических средств и усложнение иерархической структуры военных организаций приводит к тому, что офицеры зачастую не обладают достаточными адаптационными навыками. Это приводит к росту конфликтов в коллективах военных учреждений, а также оказывает существенное влияние на эффективность и сроки выполнения работ. Поэтому центральными задачами образовательного процесса в военной сфере выступают: целесообразная мотивация, успешная многократная адаптация, креативное мышление и богатый коммуникативный инструментарий.

In the current geopolitical conditions the armed forces are considered as a constraint ensuring the independence and integrity of the country. The improvement of technical means and an increase in the complexity of the hierarchical structure of military organizations lead to the situation when officers often lack sufficient adaptive skills. This results in growing conflicts inside the teams of military establishments, and also has a significant impact on efficiency and a period of execution of works. Therefore, the key tasks of the educational process in the military sphere are the appropriate motivation, successful multiple adaptation, creative thinking and rich communication tools.

Успешное выполнение задач, стоящих перед подразделениями и частями Вооруженных сил Российской Федерации, немыслимо без строгого и точного выполнения всеми военнослужащими требований российских законов, присяги и уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников. Халатность и недисциплинированность даже одного воина может не только нанести ущерб боевой готовности, но и сорвать выполнение поставленной задачи. Вот почему так важно, чтобы воинский коллектив был сплочен крепкой дружбой и войсковым товариществом, чтобы в нем царила атмосфера доброжелательности, взаимопомощи, взаимной поддержки.

Уже в «Слове о полку Игореве» мы находим свидетельство тому, как высоко ценили древнерусские воины дружбу, товарищество. И с тех пор на Руси придерживаются правила «нет службы без дружбы». Войсковое товарищество стремились целенаправленно развивать и укреплять в солдатской и матросской среде выдающиеся русские полководцы и флотоводцы А. Суворов, М. Кутузов, Ф. Ушаков, П. Нахимов и многие другие. Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества Александр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.