Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононова Татьяна Михайловна, Горева Ольга Михайловна

Отражены процессы, происходящие в институте образования в ходе цивилизаций. Авторы прослеживают функционирование данного социального института в различные периоды его становления и развития. Приведенный анализ вышеуказанных процессов и категорий позволяет сделать ряд выводов и заключений о важности, исторической обусловленности и актуальности компонента и вида системы образования в эпоху информационной цивилизации - дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кононова Татьяна Михайловна, Горева Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF DISTANT EDUCATION

The processes happening in the institute of education during civilizations development are reflected in the content of the article. Authors trace the functioning of this social institute during various periods of its formation and development. The provided analysis of the above processes and categories allows to come to a number of conclusions about the importance, historical implications and relevance of such component and type of education system in the era of information civilization as distance education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

№ 2, 2015. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

УДК 37.018.43

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION AND DEVELOPMENT OF DISTANT EDUCATION

Т. М. Кононова, О. М. Горева

T. M. Kononova, O. M. Goreva

Ключевые слова: дистанционное обучение; дистанционное образование; постиндустриальное общество; информатизация; информационная цивилизация; непрерывное образование Key words: distance learning; distance education; post-industrial society; information; informative civilization; continuing education

Отражены процессы, происходящие в институте образования в ходе цивилизаций. Авторы прослеживают функционирование данного социального института в различные периоды его становления и развития. Приведенный анализ вышеуказанных процессов и категорий позволяет сделать ряд выводов и заключений о важности, исторической обусловленности и актуальности компонента и вида системы образования в эпоху информационной цивилизации - дистанционного образования.

The processes happening in the institute of education during civilizations development are reflected in the content of the article. Authors trace the functioning of this social institute during various periods of its formation and development. The provided analysis of the above processes and categories allows to come to a number of conclusions about the importance, historical implications and relevance of such component and type of education system in the era of information civilization as distance education.

Проблема формирования дистанционного обучения стала предметом исследования многих российских и зарубежных авторов. Прежде всего рассматривались этапы процесса формирования дистанционного образования, а затем его содержательные характеристики и методы практической реализации. Анализ исторической практики образовательных процессов свидетельствует о том, что существовали более ранние формы дистанционного образования, которые обусловили возможность познавательной деятельности человека с момента его появления на нашей планете.

Знание и образование являются не только результатом деятельности определенных социальных институтов, но и практической жизнедеятельности человека.

Категория «информация» представляет собой базовую основу знания. Абсолютный характер информации «выражается в том, что нет таких материальных образований (объектов), которые не обладали бы таким свойством, как информация» [1]. Наиболее привычным носителем информации является знак, слово, любой текст, устный или письменный. Более того, к носителям информации для человека можно отнести вообще любую вещь, жесты человека, мимику и др.

Э. Гидденс, раскрывая роль культуры в становлении и развитии человека, отмечал, что движущей силой этих процессов является речь и письменность. Но письменные документы на первых этапах жизнедеятельности человека ... существовали в виде определенных таблиц, которые вырезались на дереве, глине, камне в виде определенных пометок, картинок, изображений [2]. Дж. Масионис, определяя ролевые функции культуры, писал, что именно благодаря ее воздействию 12 млн лет назад на нашей планете появились люди, а основным компонентом познания, общения, преобразования, действия были символы или сигналы, несущие определенную информацию. Таким образом, становление человека как биосоциального индивидуума в структуре первобытно-общинного строя и родоплеменных взаимодействий людей происходило на основе эмоционально-чувственного образа мира, сложившегося в результате непосредственного и опосредованного получения информации, знаний и образования в процессе его жизнедеятельности [3].

Учитывая вышеприведенные характеристики категорий информации, знания, образования и культуры, можно сделать вывод, что становление и развитие человека изначально проходило на основе получения знаний в процессе различных форм образования, в том числе и дистанционного Человеческое общество не могло развиваться без создания, хранения, передачи информации, понимание которой происходило в своеобразной форме прямых и дистанционных образовательных процессов.

В истории цивилизаций образование трансформировалось значительным образом, это зависело от степени развития общества, от уровня культуры, религиозных аспектов, институтов власти, от специфики той или иной формации и многих иных причин. Процессы, происходившие в обществе XIX в., способствовали становлению современного образования. Согласно ряду теорий, компьютеризация, информатизация расширили возможности сферы образования, позволяя работать самостоятельно, используя интернет-материалы. Спецификой современного этапа постиндустриального общества является процесс становления информационной цивилизации. В этой связи в системе образования важнейшей становится дистанционная форма вузовского образования. Заочная форма обучения, например, уже дала людям возможность получать образование вне формальной обстановки образовательных учреждений. Обучение на протяжении всей жизни играет большую роль в движении общества к знанию. Примером может служить «универ-

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 2, 2015

ситет третьего возраста», благодаря которому пенсионеры имеют возможность получить то образование, какое хотят, обучаясь тем предметам, какие представляют для них интерес [4]. Современные технологии обновили саму идею образования, сделав процесс получения знаний общедоступным, внесли неоценимый вклад в систему образования на протяжении всей жизни, значительным образом повысили эффективность обучения. В связи с тем, что общество предъявляет к специалисту любой сферы высокие требования, изменение традиционных форм, использование дистанционного обучения помогает решить трудности, такие как обучение на рабочем месте или в домашней обстановке [5].

Таким образом, именно закономерности развития общества обусловили качественно различные этапы его перехода от одной цивилизационной формы к другой. Современная информационная цивилизация ускоряет различные социальные процессы, меняет приоритетность тех или иных ценностей и ролевых функций социальных групп в обществе, основным капиталом которого становятся образованность, знания, интеллект человека. Поэтому образовательные процессы охватывают все большее количество населения, меняя свою целевую направленность - от знаниевой парадигмы к творческо-интеллектуальной с применением различных форм обучения, в том числе и дистанционной.

Список литературы

1. Семенков О. И. Информация / Всемирная энциклопедия. Философия / Гл. науч. ред. и составитель А. А. Грицанов. - М.: АСТ,

2001.

2. Гидденс Э. Социология. - 2-е изд. - М.: УРСС, 2005. - 632 с.

3. Масионис Дж. Социология. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 752 с.

4. Кононова Т. М. Культура, творчество, интеллект личности: теоретические дискуссии в поиске истины: монография / Т. М. Кононова. - Тюмень: Вектор Бук, 2005. - 270 с.

5. Кононова Т. М., Горева О. М. Роль интернет-технологий в системе непрерывного образования: история, традиции и процессы модернизации / Т. М. Кононова, О. М. Горева // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2013. -№ 4. - С. 93-95.

6. Хайруллина Н. Г. Правовые основы управления персоналом /учебное пособие. - Тюмень, 2014.

Сведения об авторах

Кононова Татьяна Михайловна, д. с. н., зав. кафедрой иностранных языков, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. 89044944939

Горева Ольга Михайловна, к. с. н., Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень, тел. 8(3452)416398, е-mail: ogoreva@yandex.ru

Kononova T. M., Doctor of Sociology, head of the chair of foreign languages, Tyumen State Institute of Culture, phone: 89044944939

Goreva O. M., Candidate of Science in Sociology, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)416398, e-mail: ogoreva@yandex.ru

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА

PROFESSIONAL ADAPTATION OF GRADUATES OF MILITARY HIGH SCHOOL

А. Н. Кудрявцев

A. N. Kudryavtsev

Ключевые слова: адаптация; военный вуз; социальное окружение; психологическое состояние личности Key words: adaptation; military school; social environment; the psychological state of the person

Отражены процессы, происходящие в жизнедеятельности выпускника военного училища, связанные с новыми социальными обстоятельствами, трудностями в адаптации к новым условиям жизни, которые сказываются на психологическом состоянии личности. Выпускники, закончившие вуз, попадают в новую специфическую социальную среду. Им приходится преодолевать тяготы и лишения воинской службы - неустроенность быта в отдельных гарнизонах, большие моральные и физические нагрузки, трудности, связанные с отсутствием опыта работы с личным составом.

It reflects the processes taking place in the life of the graduate military school, related to new social circumstances, difficulties in adapting to the new conditions that affect the mental state of the person. Graduates who have graduated from high school, get into a new specific social environment. They have to overcome the hardships of military service - unsettled life in separate garrisons, large mental and physical stress, difficulties related to the lack of experience with the staff

Процесс социализации людей, проходящих службу в Вооруженных силах Российской Федерации, имеет ряд специфических особенностей, берущих свои корни из истории становления нашей армии. Профессия военного в нашей стране неотделима от военной культуры, под которой понимается субкультура военнослужащих, включающая образ жизни, набор ценностей и норм, язык, ритуалы, символы, материальную, художественную культуру, искусство. Военная культура формируется целенаправленно государством и Вооруженными силами с целью формирования духовных основ военной службы и воинской идентичности военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.